Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Жертва за грех PDF Печать Email

Одним из самых важных жертвоприношений во святилище  была жертва за грех. Приносилась она в случае, если кто-то «согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать…» Как мы видим из прочитанного стиха, жертва за грех – по-еврейски «хаттат» – отличается от жертв, ранее изученных нами тем, что приносилась она не добровольно, а в связи с необходимостью, вызванной совершенным по ошибке грехом.

                Четвертая глава книги Левит, где описывается ритуал этого жертвоприношения, делится на две части. Первая (с 3 по 21 стихи) раскрывает нам ритуал, который совершался в случае, если согрешал священник или все общество Израильское. Во второй части, с 22 по 35 стихи, говорится о том, как следовало приносить жертву за грех отдельной личности, когда согрешил «начальник» (старейшина) либо кто-то из народа. Эти две части необходимо рассматривать отдельно.

 

Жертва за грех личности

В четвертой главе книги Левит, с 22 по 35 стихи, и в шестой главе, с 25 по 30 стихи, даны указания относительно жертвоприношений за грех, совершенный старейшиной, и грех, совершенный рядовым израильтянином. В этих случаях совершался один и тот же ритуал, разница заключалась лишь в том, какое животное приносилось в жертву. Итак, рассмотрим подробно повеления Божии.

 

«Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу без порока за грех свой, которым он согрешил, и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют [козу] в жертву за грех на месте, [где заколают] жертву всесожжения; и возьмет священник крови ее перстом своим, и возложит на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь ее выльет к подножию жертвенника; и весь тук ее отделит, подобно как отделяется тук из жертвы мирной, и сожжет его священник на жертвеннике в приятное благоухание Господу; и так очистит его священник, и прощено будет ему». (Лев.4:27-31)

 

«…скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве за грех: жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня; священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания». (Левит 6:25-26) 

Динамика данного ритуала выглядит следующим образом:

1. Возложить руку на голову жертвы за грех (Левит 4:29).

2. Заколоть жертву (Левит 4:29).

3. Действия над кровью (Левит 4:30).

a. Часть крови священник возлагает на роги жертвенника

б. Остальная часть крови выливается к подножию жертвенника

4. Действия над тушей животного

             а. Отделить тук (Левит 4:31)

             б. Сжечь тук

             в. Мясо съедает священник (Левит 6:26)

 

Итак, мы видим, что несмотря на сходство с жертвой всесожжения ритуал жертвы за грех имеет существенные отличия в части манипуляция с кровью и тушей животного.

 

Действия над кровью

 

Рассматривая жертву всесожжения, мы выяснили, что кровь являлась символическим носителем греха. Мы видим, что в обоих ритуалах через возложение руки грех переносился на животное, после чего с кровью животного он переносился на жертвенник.

Однако же в случае жертвы за грех это действие совершалось иным способом. Если в жертве всесожжения кровь кропилась по сторонам жертвенника, после чего, стекая, попадала под него, то в случае с жертвой за грех, несмотря на то, что большая часть крови выливалась прямо к подножию жертвенника, священник зачем-то брал часть крови и наносил ее на ро/ги жертвенника. Что же это символизировало?

В русском переводе не даром используется слово «роги», а не «рога». Этим переводчик хотел подчеркнуть, что еврейское слово «керен» – рог –употребляется здесь как технический термин. Трудно сказать с определенностью, как эти роги выглядели. Но многие ученые  сходятся во мнении, что  это были четыре выступа, расположенные по углам жертвенника. Возможно, они служили исключительно для того, чтобы жертвенник легче было передвигать. Однако с этими «рогами» связан целый ряд библейских историй, которые показывают, что они несли не только служебную функцию. Прикосновения к рогам жертвенника всесожжения означало, что человек, совершивший преступление, просит Бога взять его под защиту. Например, случай, записанный в 3 Книге Царств, 1 глава, 50-51 стихи. «Адония же, боясь Соломона, встал и пошел и ухватился за роги жертвенника.  И донесли Соломону, говоря: вот, Адония боится царя Соломона, и вот, он держится за роги жертвенника, говоря: пусть поклянется мне теперь царь Соломон, что он не умертвит раба своего мечом». Мы видим, что Адония хватается за роги жертвенника, ища защиты Божией, ибо он боялся, что его убьют.

В книге Исход, 21 главе, 14 стихе, написано: «А если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть». Иными словами, Бог говорит о том, что Он не намерен защищать человека, совершившего умышленное убийство, несмотря на то, что он, в поисках защиты Божией, и взялся за роги жертвенника.

В ритуале жертвы за грех Бог неслучайно повелевает, чтобы кровь жертвенного животного соприкоснулась с рогами жертвенника. Это означало, что согрешившего по ошибке человека Господь берет под Свою защиту.

 

Действия над тушей животного 

Читатель уже мог заметить, что действия над тушей животного похожи на те, что совершались при мирной жертве. Однако, есть и существенное отличие: мясо жертвы за грех должно было быть съедено священником. Об этом читаем в 26 стихе 6 главы: «Священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания». В чем смысл этого повеления? Какую роль играет священник в данном ритуале? Ответ дается нам в книге Левит, 10 глава, 17 стих. Моисей обращается к священникам: «…Почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом…» Из этих слов мы видим, что поедание мяса жертвы за грех не простая трапеза. Это священнодействие, посредством которого священник «снимал грех» с человека. Каким образом? Нам снова не обойтись без обращения к истории и культуре древних израильтян. Еврейский глагол «наса/», переводимый на русский язык в данном тексте как «снимать», имеет более широкий смысл. Основное его значение – «носить». Этот глагол также употребляется, когда речь идет о прощении. В русской культуре понятие «прощать» синонимично понятию «забывать». «Забудем прошлое», - говорят друг другу люди, примиряясь. В семитском мышлении прощение связано с иными представлениями. Читая в Библии слова «прости вину мою»,  нам следует понимать, что еврейский текст буквально говорит следующее: «понеси на себе мою вину», «возьми мою вину». И в этом существенная разница.

Если мой друг  сказал мне грубое слово, после чего попросил прощение, не составляет большого труда забыть о нанесенном оскорблении. Хотя для некоторых людей и это сопряжено с некоторыми внутренними переживаниями.

Однако же, если мой друг взял у мена на время автомобиль и по своей неосторожности разбил его, как я должен поступить? Конечно, же я должен простить его за это. И продолжать любить его, сохраняя прежние отношения. Но если кошелек его пуст, то ремонтировать автомобиль придется мне за свои деньги. Вот и получается, что я не просто «забываю» своему другу его халатность, но и «несу на себе» последствие этого проступка.

Что же происходит с жертвой за грех? Плоть агнца, принявшего наказание за грех израильтянина, посредством съедения, становилась частью священника. Таким образом он «нес» на себе, в себе грех этого израильтянина, снимая его с человека и символически занося его внутрь святилища.

Некоторые богословы утверждают, что, принося жертву за грех, израильтянин кормил, то есть материально поддерживал священника. Так ли это? Заметим одну особенность. Мясо жертвы за грех священники ели вареным, тогда как мясо мирной жертвы запекалось на огне. В этой детали заключается одно из принципиальных отличий между этими двумя жертвами: жертва за грех, сваренная в котле (в Талмуде записано, что она варилась без соли), отнюдь не являлась каким-то лакомством. Скорее наоборот – это была неаппетитная, безвкусная пища, не доставлявшая никакого удовольствия священнику. Этим Бог показывал, насколько отвратителен для Него грех.

Господь очень строго следил, чтобы съедение жертвы за грех не превратилось в чревоугодие. Так в первой книге Царств, 2 глава, рассказывается о том, как сыны Илия, священники Офни и Финеес не желали есть вареного мяса, но жарили его. Господь называет этот поступок «великим злом», ибо съедая жертвенное мясо, священник выполнял миссию Божию по очищению и удалению греха, совершенного человеком. Он должен был сознавать всю тяжесть и неприглядность греха, поэтому для чревоугодия тут не должно было быть места.

 Следует заметить последнее предложение 35-го стиха: «и так очистит его священник от греха, которым он согрешил, и прощено будет ему». Прощение наступает только после того как священник съест мясо. Тогда грех будет снят с грешника и священник перенесет его во святилище. Процесс переноса греха проиллюстрирован на диаграмме (рис 2). 


 

Типология жертвы за грех

Для определения типологии жертвы за грех мы должны рассматривать ее в сопоставлении ее с жертвой всесожжения. Уже динамика переноса греха в ритуале жертвы всесожжения и в ритуале жертвы за грех демонстрирует одно серьезное отличие между ними. В случае всесожжения снятие греха и прощение грешника наступало в момент, когда он возлагал руку на голову жертвы всесожжения. Когда же приносилась жертва за грех, прощение наступало только после того, как священник вносил грех во святилище.

Анализ этих различий заставляет задуматься и о том факте, что в ритуале жертвы за грех задействовано больше типов: агнец, священник, святое место во дворе скинии собрания. Из этого можно сделать вывод: для ликвидации греха в случае всесожжения необходим была только жертва агнца, указывающая на Христа; а в случае жертвы за грех, необходима еще и работа священника во святилище.

Вспомним, что означала жертва всесожжения. Она указывала на оправдание Иисусом Христом всякого грешника. Оправдание включает в себя два важных аспекта: во-первых, Господь прощает и изглаживает все грехи, совершенные в прошлом; во-вторых, заключает завет с человеком о новой праведной жизни.

И сегодня, заключая завет с Иисусом Христом через крещение, мы признаем себя грешниками. Несмотря на то, что какого-то серьезного конкретного греха мы, может быть, не совершали в своей жизни, мы признаем, что природа наша грешна и наш характер далек от Божественного идеала. Принимая оправдание от Иисуса Христа, мы  отрекаемся от своей греховной природы. Именно это происходило и в Ветхом Завете, когда израильтянин приносил жертву Богу во всесожжение.

Однако, одного отречения от грешной природы и освобождения от тяжести прошлых грехов, к сожалению, не достаточно для того, чтобы человек жил полностью безгрешной жизнью. Человеку свойственно ошибаться. Эта печальная истина справедлива как по отношению к древним израильтянам, так и по отношению к нам. Удивительно, что Книга Притчей говорит: «…Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель…» (24:16).

Само слово «праведник» в Ветхом Завете означает не «безгрешный человек», а человек, оправданный Богом. Эту мысль подтверждает Соломон, когда вдохновленный Духом Божиим, пишет, что и праведный человек может упасть, ошибиться, оступиться.

Именно об этом говорит нам апостол Иоанн  (1 Иоанна, 1: 8) : «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас». Несмотря на то, что мы обратились от греховного пути,  наша греховная природа имеет над нами власть, и мы, сами не желая того, совершаем грехи. Что же нам делать в подобных случаях? Мы, живущие в новозаветное время, имеем преимущество обратиться к Иисусу Христу с исповеданием наших грехов и получить от Него прощение. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9). А для людей Ветхого Завета Бог предусмотрел жертву за грех, принося которую, человек мог исповедаться в конкретном прегрешении, которое он совершил, сам того не желая.

Современное богословие называет процесс постоянного обращения к Господу за прощением грехов освящением. Богословский словарь Церкви Адвентистов Седьмого Дня пишет следующее: «Под современным термином «освящение» в богословии понимают процесс развития характера».

Апостол Павел в Первом послании Тимофею, 6 главе, 11 стихе, определяет его как преуспевание в «правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости». А в Послании к Римлянам, 12 глава, 2 стих, он называет этот процесс «преобразованием ума» человека. В послании к Колоссянам, 2 глава, 6-7 стихи, он пишет: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением». Иными словами, Павел подчеркивает, что процесс спасения не завершается заключением завета с Богом. Взаимоотношения должны углубляться и развиваться через совершенствование нашего характера, который, естественно, мы не можем совершенствовать сами. Мы постоянно прибегаем к помощи Бога, который прощает нам грехи наши. Как пишет Иоанн в Первом своем послании, в 1 главе, 9 стихе, «Он прощает», или, как мы уже выяснили это значение, «берет на себя», «несет на себе» грехи наши и таким образом «очищает нас от всякой неправды», совершенствуя наш характер, избавляя нас от  греховных наклонностей. Вот что можно увидеть, рассматривая типологию жертвы за грех в Новом Завете. В свете Нового Завета ритуал жертвы за грех указывает на Христа, взявшего на Себя наш конкретный, соделанный грех, и совершающего наше освящение.

А что открывалось древним израильтянам? Усматривали ли они Грядущего Агнца, который понесет на себе все их грехи? Шестая глава книги Левит показывает, что это так. Ибо в этом ритуале, кроме жертвенного животного участвовал и священник. Именно он, съедая мясо жертвенного животного, нес «на себе» грех принесшего жертву.

Видя это, израильтянин понимал, что для полного уничтожения конкретного, соделанного им греха, не достаточно одной лишь смерти животного. В случае, когда по ошибке нарушалась заповедь Божья, нужен был еще и священник, который, взяв на себя этот грех, заносил его во святилище. Только после этого грех уничтожался, и его последствия не угрожали каявшемуся. Именно эту миссию и исполнил Христос, как и было предсказано в пророческом псалме Давида: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109:4).  Апостол Иоанн, в Первом своем послании во 2 главе пишет: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1-2 стихи).  Как мы видим из этого текста, Иисус Христос является и Жертвой, и Ходатаем за наши грехи.

Слово «ходатай», к сожалению, иногда понимается превратно. У многих людей складывается впечатление, что Иисус Христос, «однажды принесший Себя в жертву, чтобы подъять (т.е. взять на себя) грехи многих», и вошедший со Своею кровью в Небесное Святилище (Евреям 9:28 и 12 глава), сейчас стоит перед престолом Божиим и умоляет разгневанного Бога Отца простить грешников. Это, к счастью, не так.  В данном тексте, говоря о Христе, как о Ходатае, Иоанн употребляет греческое слово «параклетос». Это то же самое слово, что и в Евангелии от Иоанна, 16 глава, когда Иисус Христос говорит о Духе Святом, называя Его Утешителем. По сути, сейчас «параклетос» - Дух Святой и «параклетос» - Иисус Христос выполняют одну и ту же миссию. Один на земле, другой – на небе. Иисус Христос является нашим Утешителем, ибо после вознесения Своего на небо, Он приступил к служению по нашему освящению. Об этом пишет нам апостол Павел в Послании к Евреям, 7 глава, где он цитирует 109 Псалом, стих 4: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». После чего он говорит, что Христос в Своем служении на небе заменяет ветхозаветных священников, являясь «поручителем» Нового Завета (Евреям 7:22-25).

Применяя правила типологии можно увидеть, что в ритуале жертвы за грех присутствуют все три основных ветхозаветных типа: агнец, священник и святилище. Это означает, что процесс нашего спасения не ограничивается лишь одним жертвенником. Недостаточно только просить у Бога прощения за грех. Господь готов нам их простить, но что это даст нам, когда многие греховные поступки настолько вошли в привычку, что являются частью нашего характера?  Вот, что пишет Давид:

«Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения» Пс. 18:13-14.

Псалмопевец не просит Бога простить его грех, он желает большего.  Он хочет, чтобы Господь силой Своей вмешался в его жизнь и искоренил все его греховные привычки. Только таким образом мы можем победить наш грех. Чтоб помочь нам в этом господь задействует резервы всего святилища. Типология жертвы за грех имеет так же и исторический аспект.  Об этом пишет нам апостол в послании к Евреям:

«Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» Евр 6:20.

Именно это сделал Иисус после своего вознесения на небо. Войдя в небесный храм, он стал развивать дело, начатое на Голгофе и стал проводить работу по нашему освящению.

Исследуя типологию в Ветхом Завете и роль священника в ритуале жертвы за грех, мы можем заключить, что израильтянин, участвуя в ритуале, ожидал не только истинного Агнца, который умрет за его грех, но и истинного Священника, который возьмет этот грех на Себя. И после того как Он внесет его в Небесное святилище, уничтожит его окончательно, избавив человека от этого тяжкого бремени.

 

Ритуал за грехи народа.

Ритуал жертвы за грехи всего народа описан в книге Левит 4 глава с 13 по 21 стихи.

«Если же все общество Израилево согрешит по ошибке и скрыто будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и будет виновно, то, когда узнан будет грех, которым они согрешили, пусть от всего общества представят они из крупного скота тельца в жертву за грех и приведут его пред скинию собрания; и возложат старейшины общества руки свои на голову тельца пред Господом и заколют тельца пред Господом. И внесет священник помазанный крови тельца в скинию собрания, и омочит священник перст свой в кровь [тельца] и покропит семь раз пред Господом пред завесою [святилища], и возложит крови на ро/ги жертвенника [благовонных курений], который пред лицем Господним в скинии собрания, а остальную кровь выльет к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания; и весь тук его вынет из него и сожжет на жертвеннике; и сделает с тельцом то, что делается с тельцом за грех; так должен сделать с ним, и так очистит их священник, и прощено будет им; и вынесет тельца вне стана, и сожжет его так, как сожег прежнего тельца. Это жертва за грех общества».

 

 Можно заметить, что в данном случае священник не должен  был съедать мясо жертвы. Это указывало прежде всего на несовершенство священника, служившего в ветхозаветной скинии, как об этом говорится в Послании к Евреям, 5 глава, с 1 по 2 стихи:

«Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью».

Первосвященник, совершавший это жертвоприношение, сам был частью согрешившего народа. И если грех был на всем обществе израильском, то и на нем тоже. Поэтому не имело смысла съедать жертвенное мясо. Первосвященник должен был занести грех во святилище, возлагая кровь этой жертвы на ро/ги жертвенника благовонных курений, и покропить кровью перед завесой. Сама же туша животного выносилась за стан и сжигалась там. Данный ритуал также указывал израильтянину на важность священнического служения, которому надлежало воплотиться в Иисусе Христе. Он, будучи жертвой за нас, имеет силу нести на себе грех каждого из нас индивидуально, но и берет на Себя грехи всех людей, всего человеческого общества, ибо Он, «дабы освятить людей кровью Своею, пострадал вне врат» (Евреям 13:12). В Иисусе Христе одновременно воплотились все качества совершенной жертвы и совершенного Священника, что необходимо для полной победы над грехом. Как пишет апостол:

«Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого». (Евреям 7:26-27).