Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Исследование Ветхого Завета Михей Исследование книги пророка Михея
Исследование книги пророка Михея PDF Печать Email

План.
 

  1. Автор и дата написания книги.
  2. Историческая обстановка.
  3. Содержание посланий Михея и их стиль.
  4. Теология книги.
  5. Исполнение пророчества о Самарии.

6.   Список использованной литературы.

Автор и дата(лучше сказать «время») написания книги.

 

               Об авторе этой книги известно не много. В заглавии ее он назван «Михеем», что является сокращенной формой от «Михаия», что означает «Кто подобен Яхве?». Этим  именем его родители прославляли несравнимость Бога Израиля. Михей умножает славу Бога, связывая это имя  с несравненной милостью и верностью Господа (7:18-20) – главной темой своей книги.

               В отличии от Исаии, Иремеии и Иезекиля, Михей не рассказывает о том, как он был призван на служение. Однако в написании книги сказано, что «слово Господне… было к Михею» (1:1), и это сделало его вестником Господа ( ср.:Ис. 21:10). В его книге невидимый Бог становится слышимым.

               Морасфитином или Морасфитянином (см. Иер.26:18) пророк назван по месту своего происхождения. Михей был родом из Морешеф-Гефа (1:1,14) – современного Телль-эль-Джудейде – довольно внушительного кургана, расположенного в предгорьях юго-западной Иудеи на высоте около 400 метров над уровнем моря. Город этот находился примерно в 40 км на юго-запад от Иерусалима близ филистимского города Гефа. Он господствовал над холмистой прибрежной равниной, по которой были разбросаны укрепленные города. Примерно в 35 км к юго-западу Иерусалима эта линия обороны соединялась с сетью оборонительных сооружений вдоль восточного края предгорий. Эти укрепления защищали Иерусалим, расположенный на гребне центрального горного хребта Иудеи, от нападений со стороны  береговой магистрали, соединяющей Египет и Месопотамию.

               Жил и пророчествовал Михей в 8-м веке до Р.Х.

               Михей был сельским проповедником, жившим во времена Исайи и Осии. Он проповедовал в своей местности в то время, когда Исайя делал это в Иудее, а Осия – в Израиле.

               Михей пророчествовал о столицах  Израиля и Иудеи, но все же главное его послание обращено к Иудеею Пророк жил в трудное время – народ притесняли, извне угрожали враги, обстановка была примерно одинаковой в Израиле и Иудее. Во дни пророка царствовали Иофам, Ахаз и Езекия.

               Пленение Израиля пришлось на время жизни Михея. Израиль не слушал пророков. Иудея же прислушивалась к их голосу, чем отсрочила наказание на 150 лет. Михей твердо знал, что грех народа приведет к национальной трагедии. 

               Иеремия свидетельствует, что словам Михея внимал царь и народ  (Иер.26:18,19), его пророческие речи содействовали реформе Езекии. Но всеобщее покаяние длилось не долго: уже в царствование  Манассии оно сменилось  еще более тяжким отпадением от Господа (4 Цар.21:1-18)
Историческая обстановка. 

               Многие комментаторы приписывают Михею большую часть гл. 1-3, а остальное – анонимным переемникам, отражающим события вавилонского плена и последний период.  Однако надписание 1:1  определяет Михея как автора  всех пророчеств этой книги. Авторское замечание в 3:1 подсказывает, что Михей сам  редактировал свою книгу. Никакие лингвистические или исторические данные не опровергают утверждения самой Библии. (этот абзац больше подходит к разделу автоство)

               Михей пророчествовал со времени царствования Иофама (740-732 гг. до н.э.) до времени Езекии (715-686), т.е. в период усиления Новоассирийской империи. Воинственно настроенный ассирийский царь Тиглатпаласар III (744-727) начал проводить политику имперской экспансии В 734 г. он неоднократно нападал на прибрежную равнину Израиля  и аннексировал в 733 г. северный Израиль (4Цар.16; 2 Пар.28; Ис.7-8). Салманассар V (726-722) осаждал Самарию с 725 по 722 г., и она была взята Саргоном II (721-705; 1:2-7; ср.: 4 Цар.17). Периодические восстания сиро-палестинских народов, не желавших платить Ассирии дань, держали их в постоянном страхе перед ответными мерами имперских властей Ассирии. Непобедимые и жестокие ассирийцы вторгались в этот регион в 721-720 гг. и с 714 по 701 гг. Последнее вторжение оказалось для Иудеи наиболее губительным. Сеннахирим (704-681 гг.) захватил все укрепленные города Иудеи. Только Иерусалим чудом уцелел (1:8-16; 2:12-13; 4 Цар.18-20; 2 Пар.32; Ис.36-39), потому что Езекия раскаялся в ответ на проповедь Михея Иер. 26:18).

               Несмотря на то, что язык проповеди Михея принадлежит той исторической эпохе, он поэтичен и в достаточной мере обобщен, чтобы в сходных обстоятельствах народ Божий мог отождествлять себя с этими пророчествами. (этой мыслью можно подвести итог всей работе)

 

            Содержание посланий Михея и их стиль.

 

               Темами пророчеств Михея, как и его современника Исайи, были разрушение Северного царства ассирийцами и гибель после того Южного царства под ударами вавилонян.

               Книгу делят на три части – соответственно числу посланий, каждое из которых предваряется призывом «Слушайте»: 1:2-2:13; главы 3-5; 6-7. Проповедуя в Иудее, Михей тем не менее начинает с возвещения разрушения, которому подвергнется Самария, столица Израильского царства. Он не оставляет, однако, сомнения в том, что вина Иудеи в глазах Господа – не меньше, как не легче будет и наказание, ожидающее ее.

               Мерилом определения состояния Его народа Богу служит завет, который Он заключил в лице Моисея со всем Израилем, когда вывел его из Египта.  Народу следовало жить в согласии с положениями и правилами этого завета. И тогда Бог благословлял бы его. В противном случае  он подлежал Божьему суду и в конечном счете изгнанию из земли обетованной.  Из речей пророка Михея, которые отличаются глубиной и живостью чувства, следовало, что еврейский народ, населяющий оба царства, условий завета не исполнил и не исполняет, и что карать его Бог вынужден в дисциплинарных целях, что самые кары эти, грядущие на него, свидетельствуют о любви Бога к нему, который – наступит такой день – будет им восстановлен, и восстановление это будет к славе.

               Хотя в каждом из трех посланий Михея тема суда выступает на первый план, подчеркнуто звучит  у него и тема восстановления. Связанное с ней понятие «остатка» находим в каждой части (2:12; 4:7; 5:7-8; 7:8). Пророку открылось свыше, что однажды народ остатка  займет на земле  выдающееся положение, если подчинится грядущему в мир Мессии. (это пророчество условное, народ Израиля так и не занял выдающегося положения, эту фразу следует выразить мягче. «народ Израиля» лучше заменить на «народ остатка», после тире, поставить условие «если…» Вдохновенно звучит повествование Михея об этом (4:1-8), и едва ли приходится сомневаться в том, что праведному «остатку» его дней оно воистину было в утешение.

               Составлена книга Михея (как и другие пророческие книги во многих частях своих) как поэма. Хотя, будучи переведены  на другие языки, все эти книги превратились в произведения прозаические.  Упомянутая выше «живость чувства» присуща Михею как писателю, отражается в быстрых переходах его от одной мысли к другой: от обличения к угрозе, в частности, и от угрозы к утешительному обетованию. Он часто прибегает к игре слов, к сравнениям,  уподоблениям и образам.

 

               Особенно примечательно в его книге то, что он указывает на место рождения Мессии и его происхождение (см. 5:2), описывает правление Его на земле (4:1-7) и называет Его Царем Израиля (2:13) и его Владыкою (5:2). Слова Михея цитируются:

  1. Старейшинами Иудеи – Иер.26:18 (Мих.3:12)

В  Иер.26:18 записаны слова  о нем  иудейских старейшин, которые цитируют предсказание его относительно разрушения Иерусалима (см. Мих.3:12) – в защиту Иеремии, тоже возвестившего о суде Божьем, грядущим на народ иудейский.

  1. Волхвами в Иерусалиме – Мф.2:5-6 (Мих.5:2)
  2. Иисусом - Мф.10:35-36 (Мих.7:6)

( а также Ис.2:2-4; 41:15; Иез.22:27; Соф.3:19). (мысль о цитировании Михея хорошо освещает вопрос авторства)

              

Теология книги.

 

               Неровность стиля объясняется соединением отдельных, изначально независимых друг от друга пророчеств в логически последовательное целое. Эти пророчества различаются по форме, однако, в общем их можно отнести к категории пророчеств о гибели и надежде. Михей организует их в три группы (гл. 1-2, 3-5, 6-7), каждая из которых начинается призывом «Слушайте» (1:2; 3:1; 6:3) и отражает движение от гибели к надежде. Пророчества надежды, касающиеся прежде всего «остатка» Израиля  сочетаются с темами гибели и, таким образом, разрешают кризис. Суровые предсказания Михея о наказании опираются на высокие этические нормы Божьего завета, врученного Моисею на Синае (6:1-8), а утешительные предсказания надежды опираются на неизменность Божьего завета с праотцами Израиля. (7:20). Каждая из частей завершается обетованием:   1. Обетование избавления –2:12-13

                                                            2. Обетование победы над врагами – 5:10,15

                                                            3. Исполнение обетования Аврааму – 7:20.

 

               В первой группе пророчеств  речь идет о грехах Израиля, которые приведут к пленению и разорению святой земли (1:2-2:11).

               В начале книги мы читаем отчаянный призыв пророка: «Слушайте все народы, внимай, земля, и все, что наполняет ее! Да будет Господь Бог свидетелем против вас, Господь из святого храма своего!»(1:2)   Бог не дремлет, Ему известно о грехах Своего народа, и Он желает судить их. Михей предрек падение Самарии (1:6-7), схожее наказание постигнет и Иудею. Вся Иудея попадет в плен, потому что ее народ неизлечимо болен несправедливостью и насилием. Если обратить внимание и посмотреть по карте  на города, которые Михей перечисляет в конце своей книги, то можно увидеть, что это города, окружавшие родной город пророка. Идолопоклонство быстро распространилось в Иерусалиме и крупном городе Лахисе (1:13). Именно за идолопоклонство и непрекращающееся нечестие пророк обрушивается с гневным обличением на  ее царя Ахаза. Михей предупреждает, что Бог пошлет людям страдание и позор за то, что они используют власть на зло.  Однако Господь обещает собрать в Иерусалиме Свой избранный  остаток, который выдержит осаду ассирийцев и обретет своего царя (2:12-13).

 

               Вторая группа пророчеств начинается со слов: «Слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева» (3:1).  Нация оказалась на краю пропасти, и значительная доля  ответственности за это ложилась на правителей.  Бог обличает грехи начальствующих (3:9), взятничество среди судей (3:11). В книге пророка Михея (3:5) Бог говорит о пророках, «вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими – и проповедуют мир».

               В своих обвинительных пророчествах Михей не уклоняется от сообщения весьма непопулярной истины, что возмездие за грех – смерть. Он глубоко сочувствовал иудейскому народу, который подвергался  притеснениям со стороны  богачей, правящей элиты Иерусалима (2:1-5, 8-9). Богатые землевладельцы находили защиту у продажных судей (3:1-4) и поддержку у своекорыстных пророков (2:6-11) и священников (3:11). Но Михей, исполненный Духом Господним во имя справедливости, не мог быть куплен (3:8).  Он был не морализирующим поэтом, а энергичным реформатором, который призывал народ обратиться к своему духовному наследию (3:8; ср.: Иер.26:18).

                Иерусалим будет разрушен за нечестие его правителей  (3:1-12), иудеев уведут в плен халдеи (4:10). После осуждения пророк переходит к словам любви и милости.   Господь вознесет  Иерусалим над всеми народами (4:1-5) и заново соберет сокрушенный остаток, который восстановит господство Бога «на горе Сионе» (4:6-8). В наши дни это пророчество находит подтверждение в Иисусе Христе, Который правит человеческими сердцами со священной горы Сион (Деян.2:32-36; Евр. 12:22-24). Более того, во времена Михея Израилю постоянно досаждали вторжения других народов, от которых он не мог спастись (4:9-5:1), но Бог обещал рождение и царствование Мессии, Который соберет очищенный остаток и поведет его к победе (5:2-15). Это тоже осуществилось в Христовой церкви ср.: 2 Кор. 2;14-16). 

               Михей видел будущую славу своего народа, когда Сам Христос будет править землей, и воцариться мир. А крошечный Вифлеем, самый маленький из иудейских городов, будет увековечен и прославлен рождением Мессии (4:8;  5:2-4).  Это пророчество, произнесенное за 700 лет до рождения Христа, привело мудрецов в Иерусалим искать нового царя.

Пророчества о Христе: 1. Место рождения – 5:2

                                          2. Христос-Царь – 2:12-13

                                          3. Христос – праведный правитель всей земли – 4:1,7.

 

               В третьей группе пророчеств возвещается, что из духовно развращенного (6:1-16) и измельчавшего народа(7:1-7) будет прощен и спасен Богом избранный остаток (7:8-20). Ныне этот «остаток» составляет часть Христовой церкви (Рим. 11). Каким бы позором ни покрывал себя мир, обещание Бога сокрушить сатану и его приспешников с помощью избранного народа восторжествует (Рим.16:20). 

               Содержание  книги.

               1:1 Надписание

               1:2-2:13 Первая группа пророчеств: Бог соберет избранный остаток в Иерусалиме

               3:1-5:15 Вторая группа пророчеств: Бог вернет очищенному остатку прежнее величие Иерусалима

               6:1-7:20 Третья группа пророчеств: Бог простит остаток своего грешного народа

 

Исполнение пророчества о Самарии.

 

               Пророчества о горестной судьбе Самарии были сделаны пророком Михеем в 1 главе 6 стихе: « За то сделаю Самарию грудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низрину в долину камни ее и обнажу основание ее».

               Предсказания: 1. Самария станет «грудою развалин в поле».

                                          2. На месте ее разведут виноградники.

                                          3. Ее камни будут сброшены в долину.

                                          4. Ее основание  (фундамент) будет обнажен.

               История. Краткая история Самарии насыщена бурными событиями. Этот город был столицей древнееврейского северного Израильского царства и воплощал отход евреев от Яхве. Согласно историку Джозефу Фри, он был захвачен Саргоном, как указывают некоторые сохранившиеся документы.

               В 1697 году Самариию посетил Генри Мандрелл, впечатления которого приводит в своей книге Джон Эркарт: « Сабаста – это древняя Самария, имперский град десяти племен, отколовшихся от дома Давидова… Великий этот город ныне превращен в сады, и немного осталось знаков его былого существования – лишь на северной стороне стоит большая квадратная площадь, окруженная колоннами, да на восточной – жалкие останки огромного храма».

               Эркарт приводит еще один, более поздний отчет: «Место и доныне осталось таким, как описал  Робинсон: «Вся гора Себастия состоит из плодородной почвы, вспаханной от подножия до вершины и усаженной множеством маслин и смоковниц. Земля эта вспахивалась веками, и напрасен будет поиск фундаментов и камней древнего города».

               Ван де Вельде, как бы подтверждая пророчества, пишет, что Самария превратилась «в жалкую деревушку, состоящую из кучки убогих лачуг, населенных шайкой грабителей… О былых колоннадах можно догадаться лишь по нескольким торчащим колоннам без капителей… Самария  огромная груда развалин! Ее основания обнажены, ее улицы перепаханы и покрыты полями кукурузы и оливковыми садами… Самарию разрушили, и руины ее сбросили в долину; камни, некогда лежавшие в ее фундаменте, эти сероватые древние прямоугольные камни времен Амврия и Ахава, обнажены и разбросаны по склонам горы».

               Еще одно описание принадлежит Флойду Гамильтону: « Сегодняшняя вершина холма, где стояла Самария, - это возделанное поле, где основания колонн отмечают местоположение разрушенных дворцов и особняков. У подножия холма, в долине, лежат камни, на которых некогда стоял город…»

               «Судьба оказалась неотвратимой, - заключает свой анализ Джон Эркарт, - и предсказание, над которым многие века разве что потешались, превратилось в точнейшее из всех описаний Самарии».

               Эркарт конкретно указывает на исполнение этих предсказаний: « Камни этого великого города, убранные земледельцами, были сложены в кучи или сброшены вниз по склонам горы, чтобы место, где стояла Самария, стало пригодным для выращивания  злаков и винограда».

               «Остатки великолепных зданий той эпохи, как и огромных круглых башен… можно легко обнаружить и по сей день», - пишет Джоун Комей в «Необычном путеводителе по Израилю».

               Статья  о Самарии в «Библейской энциклопедии» дает прекрасное и глубокое описание этого города. Хотя он и был населен евреями, он был городом грешников, идолопоклонников и отступников от Бога. Суд над Самарией был столь же неумолим, как и осуществление приговора.

 Список использованной литературы.

 

 

Новый библейский комментарий: В 3 ч. Ч 2. Ветхий Завет. Псалтирь – книга пророка Малахии: Пер. с англ. - С.-Пб.: Мирт, 2000.

 

 

Мирс Генриетта Корнелия. «Путешествие по Библии». Пер. с англ. – СПб.: Санкт-Петербургское евангелистическое миссионерское общество «Кредо», 1999.

 

 

 

Ринекер Фритц, Майер Герхард.  Библейская энциклопедия Брокгауза.  Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn. 1999.

 

 

Макдауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства. – М., 1993г.

 

 

Мень Александр. История религии: В 7 т. Т 5. Вестники царства Божия.   Библейские пророки от Амоса до Реставрации (VIIIIV вв. до н.э.). Изд. Советско – Британского совместного предприятия СЛОВО/SLOVO. М., 1992. 

 

 

 

Толкование ветхозаветных книг  от книги Исайи по книгу Малахии. Пер. И.Череватой. Гл. ред. Платон Харчлаа. Изд. Ашфорд, Коннектикут, США. 1996.