Есть ли упоминания о Христе где-либо помимо Библии? |
Людей часто смущает тот факт, что небиблейские писатели, современники Иисуса, не упоминают о Нем ни слова. Однако в этом нет ничего удивительного, если принять во внимание непродолжительность земного служения Христа и Его сосредоточенность на возвещении грядущего Царствия. Даже Его собственные ученики неверно представляли себе цель Его миссии и рассчитывали, что Он поднимет великое восстание, чтобы освободить Свой народ и провозгласить земное царство. Для греческих и римских писателей деятельность Иисуса была всего лишь незначительным моментом истории второстепенного народа. Они восприняли Его как одного из многочисленных так называемых мессий, которые приходили освобождать иудейский народ. И все же кое-какие внебиблейские упоминания об Иисусе имеются. Хотя единственно достоверные повествования об Иисусе находятся в Писаниях, около 50 ложных евангелий, или книг об Иисусе, спорили за право на существование наравне с подлинными Евангелиями от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Некоторые из этих книг сохранились только в виде фрагментов, от других осталось лишь название. Они восходят лишь ко II веку, а порой и к более позднему времени. В то время как многие упоминания о Христе вне Библии по разным причинам подвергаются сомнениям, сочинения иудейского историка и военачальника Иосифа Флавия, попавшего в плен к римлянам и перешедшего на их сторону, признаются многими как подлинные. Он говорит об Иисусе следующее: "Около этого времени был Иисус, мудрый человек, если только по справедливости можно назвать Его человеком, потому что Он был совершителем чудесных дел - учителем тех людей, которые принимают истину с довольством. Он привлек к Себе многих и из иудеев, и из язычников. Он был Христос; и когда Пилат, по предложению начальствующих среди нас, присудил Его к крестной смерти, те, кто любил Его первое время, не оставили Его, ибо Он явился им живым на третий день, как о том и многом другом, к Нему относящемся, и предсказывали Божьи пророки; и племя христиан, названных так по имени Его, не вымерло и по сей день". Многие полагают, что сообщение Иосифа Флавия частично принадлежит ему, а частично некоему христианину, который переписал его в более благорасположенном тоне. Упоминаний об Иисусе в сочинениях греков и римлян либо не существует, либо они весьма сомнительны. Например, есть свидетельство философа Мары, посланное им своему сыну Серапио примерно в 74 г. от Р.Х. Говоря о смерти Сократа и Пифагора, Мара замечает: "...Или иудеи [после убийства] своего Мудрого Царя, увидевшие, что с того самого времени их царство отнято [у них]?" Корнелий Тацит, великий римский историк (умер в 117 г. от Р.Х.), повествуя о Нероновых гонениях, свидетельствует, что Иисус был умерщвлен как преступник Понтием Пилатом в царствование императора Тиберия и что Он основал христианскую секту. Тацит характеризует христианство как течение, возникшее в Иудее и распространяющееся, несмотря на позорную смерть Христа. Христианство сталкивалось с такой ненавистью и презрением по всей империи, что в одном только Риме не позднее 64 г. от Р.Х. было жестоко умерщвлено "огромное множество" верующих. Для дальнейшего исследования 1. Bruce, F. F. Jesus and Christian Origins Outside the New Testament. Grand Rapids: Eerdmans, 1974. 2. "Jesus Christ". World Book Encyclopedia. 3. Josephus, Flavius. Complete Works. Translated by William Whiston. Grand Rapids: Kregel Publications, p. 379. 4. Schaff, Philip. History of the Christian Church. Vol.1, pp. 94 and 171.
|