Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 21 ноября 2024
Павел и раб PDF Печать Email

 

Город Ксения, штат Огайо, место рождения автора этой книги, получил известность благодаря двум обстоятельствам: здесь бушевали сокрушительные ураганы в 1974 году и здесь находится "подземная железная дорога". На самом деле эта дорога вовсе не была подземной и даже не имела рельсов, речь идет о системе, разработанной в середине прошлого века для того, чтобы помочь рабам обрести свободу. Сегодня жители города заслуженно гордятся своими предками, поскольку те внесли вклад в спасение ближних от жестокого гнета рабства.

Как ни странно, у апостола Павла тоже была возможность оказать содействие беглому рабу. Однако вместо того чтобы помочь рабу сбежать, Павел отправил его обратно! Небольшое новозаветное послание к Филимону представляет собой личное письмо, которое Павел написал в защиту беглого раба Онисима. Апостол обращается к Филимону, хозяину этого раба. В письме не объясняется, как и почему Онисим сбежал. Все, что мы на сегодняшний день имеем, это образец письма к христианину, владевшему рабами.

Рабство было широко распространено в Римской империи. По оценкам ученых, в отдельные периоды рабы составляли более половины ее населения. Из-за столь значительного количества рабов правящие классы приняли жесткие законы для поддержания порядка. Рабовладелец имел абсолютную власть над своими рабами. Бегство каралось смертью через распятие. Согласно римскому закону, рабы "не принимались государством во внимание, не имело значения ни их имя, ни звание, ни происхождение; они не могли считаться потерпевшими; они не имели права покупать или наследовать имущество; у них не было наследников, и потому они не могли составлять завещание; они не пользовались правами, которые давало супружество, и потому не могли получить развод в случае прелюбодеяния... их можно было продать, передать другому или отдать в залог как имущество или личную собственность... их можно было истязать, выбивая показания, наказывать по усмотрению их господина и даже предавать смерти его властью" (Philip Schaff, History of the Christian Church, vol. 1, p. 447).

Более того, немаловажно отметить, что раб мог быть высокообразованным человеком, привезенным в Рим из какой-либо далекой завоеванной страны. Нередко среди рабов попадались учителя, философы и врачи. Однако у раба была возможность обрести свободу. Освобожденные подобающим образом, они могли занять высокое положение в империи.

В книге Елены Г. Уайт "Деяния апостолов" следующим образом комментируется решение Павла отослать раба обратно к его хозяину: "Апостол не ставил перед собой задачу ниспровергать установленный порядок в обществе. Это помешало бы распространению Евангелия. Но он проповедовал принципы, которые подрывали самую основу рабовладения, и будь они претворены в жизнь, рабовладельческой системе пришел бы конец. "Где Дух Господень, там свобода", - писал он (2 Кор. 3:17). Обращенный раб становился членом тела Христова; все должны были его любить и обращаться с ним, как с братом, потому что он становился наследником благословений Божьих и преимуществ Евангелия наравне со своим господином. С другой стороны, рабам надлежало выполнять свои обязанности "не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души" (Еф. 6:6)" (с. 459,460).

В отличие от "подземной железной дороги", которая помогала рабу обрести свободу в этой жизни и переправляла его в Канаду, Павел отослал раба обратно с заверением, что он обретет вечную свободу во Христе Иисусе. И все же это, должно быть, было для Павла совсем не простым решением - уговорить ближнего своего добровольно вернуться в рабство, каким бы временным оно ни было.

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Lewis, Naphtali, and Meyer Reinhold. "The Landed Estate." Roman Civilization. Sourcebook 1: The Republic. New York: Harper and Row, 1966.

2. Schaff, Philip. History of the Christian Church. Vol. 1, p.445.

3. "Slavery." Encyclopaedia Britannica.