КНИГА БЫТИЕ |
НАИМЕНОВАНИЕЕвреи называли эту книгу по ее первому слову - "B’reshith" /"в начале"/.Во времена Талмуда она также называлась "Книга Сотворения мира". Наименование "Genesis" /"происхождение"/ берет свое начало в переводе 4-ого стиха 2-ой главы, сделанного Септуагинтой /"вот происхождение неба и земли"/, а также в следующих начальных строках: 5:1; 6:9; 10:1; 11:10; 11:27; 25:12; 25:19; 36:1; 36:9; 37:2. Это слово, означающее "происхождение", "источник", "порождение" почти всеми переводчиками было воспринято как название всей книги. ЦЕЛЬЦель первой книги Пятикнижия состоит в том, чтобы дать краткий обзор истории божественного откровения от самого начала до того момента, когда израильтяне переселились в Египет, готовые сделать свое государство теократией. Книга Бытие повествует о сотворении мира, человека; о завете, который был заключен между Богом и человеком; о грехопадении, завете благодати и жизни патриархов. В целом можно сказать, что книга состоит из двух частей: первая охватывает период от сотворения мира до призвания Авраама /Быт.1-12/, а вторая повествует о призвании и приготовлении патриархов. Первый раздел имеет несколько негативный оттенок, поскольку речь идет о необходимости отделения самобытного народа израильтян от всего остального мира; второй же повествует о позитивных результатах такого отъединения. В свою очередь, первый раздел /1-12 главы/ опять делится на две части повествованием о потопе. В начале допотопного периода Бог вступил в завет с Адамом /Быт.2:16-17/, а в начале послепотопного - в завет с Ноем /Быт.8:9-10/. Оба завета, несмотря на их всеобъемлющий характер, не смогли содействовать тому, чтобы люди сохранили истинную религию, в результате чего возникла необходимость в более ограниченном завете, который и был заключен с Авраамом - главой богоизбранного народа. Поскольку первые два завета, универсальные по своему харатеру, были нарушены человеком, Господь отделил свой народ от остального мира, дабы истинная религия могла расти, развиваться и, наконец, вступив в открытую борьбу с силами зла, одолеть их. Таким образом, два первых периода показывают недостаточность первых двух заветов, а также необходимость избрания какого-то народа, который должен стать народом Божиим. АНАЛИЗ.а. 1:1 - 2:3. Сотворение мира и земли. Этот раздел начинается с общего всеобъемлющего утверждения о творении /1:1/, в котором говорится, что все сущее имеет свое начало в творческом действии Бога. Во 2-31-м стихах подробно описывается, как первоначальное, бесформенное состояние земли сменилось ее нынешним упорядоченным видом. Во 2-м стихе содержится три именных или обстоятельственных предложения, в которых описываются условия, существовавшие до того момента, когда Бог сказал: "Да будет свет" /3-й стих/. С момента абсолютного творения и до того, как было произнесено первое творческое слово /стих 3-й/ имели место эти три особенности. О том, сколь долго длилось такое состояние, ничего не говорится. В первой главе акцентируется внимание на абсолютном божественном монэргизме. Слово "Бог" /Элохим/встречается в ней 32 раза и почти всегда выступает как субъект действия. Бог "сотворил" /3 раза/, "сказал" /10 раз/, "увидел" /7 раз/, "отделил" /1раз/, "назвал" /3/, "создал" /3/, "поставил" /1/, "благословил" /2/. Кроме того, надо обратить внимание, что Дух Божий "носился" /2-й стих/, "и назвал" /5-й и 10-й стихи/, "и сотворил" /27-й стих, дважды/. Кроме того, в данной главе подчеркивается и Божья удовлетворенность творением. Семь раз сказано: "И увидел Бог, что это хорошо, причем, в 31-м первом стихе это подчеркивается особо. Повествование выдержано в категориях повеления и исполнения. Таких повелений восемь, например: "Да будет свет" /3-ий стих/. Семь раз говорится о том, что они исполнились, например: "И стал свет" /3-й стих/; шесть раз используется фраза "И стало так", которая подчеркивает, что Божий замысел полностью исполнялся. Все Божие творение заняло шесть дней / гексамерон/, достигнув своей величественной кульминации в седьмой день, когда Творец почил от всех дел Своих. О продолжительности этих дней ничего не говорится, однако между некоторыми можно выявить определенные соответствия: 1. Свет 4. Светила. 2. Твердь, разделение вод. 5. Птицы, рыбы. 3. Суша, растительность. 6. Животные, человек. Для этой главы особенно подходит имя "Элохим", поскольку в ней Бог возвеличивается как могущественный Творец. Особая лексика главы обусловлена не чьим-то авторством, а самобытностью ее содержания. На еврейском языке было бы трудно описать все это, не обращаясь к самобытному словарю. Будучи монументальной по своему характеру, 1-я глава Книги Бытия показывает, сколь величественен верховный Творец, являющий свою волю, которая немедленно исполняется. Повествование достигает своей величественной кульминации, когда Господь, созерцая сотворенный мир, возвещает, что все созданное "хорошо весьма". Мы не должны рассматривать эту главу как переработку характерного для древнего предания мифа, предпринятую священнической школой. Глава посвящена реальной истории, и хотя цель книги не в том, чтобы быть учебником по науке, научные темы там освещены довольно точно. Еще никогда наука не сталкивалась с фактами, которые противоречили бы тому, что сказано в первой главе Книги Бытия. В центре внимания - наша земля, и это сделано по религиозным соображениям, поскольку именно на ней совершилось грехопадение человека и его искупление. Речь, однако, не идет о том, что Земля - центр вселенной или солнечной системы: о геоцентризме здесь можно говорить только в религиозном смысле, и, таким образом, утверждения первой главы ни на один миг нельзя рассматривать как противоречащие истинной науке. б. 2:4 - 4:26. Происхождение неба и земли. Для правильного понимания структуры Книги Бытия врайне важное значение имеет следующее вступительное высказывание: "Вот происхождение..." . Она встречается 11 раз и почти всегда выступает как заголовок к определенному разделу. Слово "происхождение" в данной фразе означает то, что было порождено. Ее смысл становится ясным благодаря параллельным местам. Так, например, фраза "происхождение Ноя" /в русском синодальном переводе "житие Ноя"/ /6:9/ выступает как заголовок к разделу, в котором повествуется о потомках Ноя. Драйвер отмечает /1/, что затем следует определенное повествование и о самом человеке, имя которого было упомянуто во вступительной формуле; это действительно так, однако, поскольку такой рассказ, как правило, имеет второстепенное значение, это нисколько не умаляет того, что было сказано выше. Таким образом, в 4-м стихе 2-й главы эта фраза предваряет повествование не о сотворении неба и земли, а о том, что возникло из них, то есть о человеке /2/. Тело человека было создано из земли, тогда как его душа - небесного происхождения, ибо была вдунута в него Богом. Итак, на основании этой ключевой фразы мы приходим к выводу, что в 4 - 7-м стихах 2-й главы речь идет не о сотворении, и, таким образом, нельзя вслед за некоторыми критиками утверждать, что в Книге Бытия содержится двойное повествование о творении мира: величественная тема, поднятая во 2-4-й главах /2:4-4:26/, касается человека и того, что представляла собой человеческая история на ее первоначальном этапе. Тот факт, что этот раздел не представляет собой повторение истории творения, подтверждается и его содержанием: 1) фраза "в то время, когда Господь Бог создал небо и землю"/2:4/ не столько предваряет повествование о творении, сколько указывает на то, что творение уже совершилось;2) все, что описано во 2-й главе как бы подготавливает почву для насаждения райского сада /2:8-9/;3) то, что играло существенную роль в повествовании о творении, во 2-й главе опущено: например, возникновение земли, моря, суши, тверди, солнца, луны, звезд, растительности и так далее. В третьей главе /3:18/сказано, что человек будет питаться полевою травой, однако единственное упоминание о ней содержится в 1-й главе, а не во 2-й. Что касается насаждения райского сада, то во 2-й главе речь идет не о хронологическом, а о тематическом аспекте. Она является вступлением к повествованию о грехопадении /глава 3/. В ней рассказывается о природе человека, его теле, образованном из праха, и жизни, вдунутой Богом. Все это служит тому, чтобы читатель смог понять, что, с одной стороны, у человека была возможность подняться до бессмертия, а с другой - испытать на себе, что значат слова "прах ты, и в прах возвратишься" /3:19/. Кроме того, в ней говорится о рае, который должен стать местом соблазна, а также об Адаме и Еве, поддавшихся искушению. Кроме того, внимание уделяется двум деревьям, а также завету дел, который Бог по благодати заключил с Адамом. Таким образом, в главе подготавливается почва для описания трагических событий следующей главы. Уяснив, в чем смысл и цель 2-й главы, мы увидим, что любое противоречие между 1-й и 2-й главами, сделанное на основании того, что каждая из них, якобы, содержит в себе самостоятельное повествование о сотворении мира, на самом деле таковым не является. Мы видим, что в обеих главах сделаны различные акценты, однако причина этому ясна. В первой главе повествование о сотворении мира продолжается до своей кульминации, то есть до того момента, когда появляется человек, сотворенный по образу и подобию Бога. Чтобы подготовить почву для повествования о грехопадении, вторая глава добавляет несколько деталей, касающихся первоначального состояния человека, которые никак не вязались бы с величественной поступью первой главы. Между второй и первой главами нет никаких противоречий, хотя есть точка зрения, что основные противоречия между ними касаются самого порядка творения и понятия о Боге. Согласно второй главе сначала, якобы, был сотворен человек /2:7/, затем растительный мир /2:9/, потом животные /стих 19/ и, наконец, женщина /стих 21-22/. Тем, кто считает, что во второй главе описывается именно такой порядок, можно возразить,сказав, что в данном случае повествование ведется не в хронологическом порядке. Можем ли мы всерьез считать, что автор надеялся, будто мы каким-то образом поймем, что Бог сотворил человека /стих 7/, не создав той среды, куда его можно было бы поместить? Настаивая на определенной хронологии, которая якобы содержится во второй главе, мы тем самым пытаемся вложить в слова автора тот смысл, который им вовсе не предполагался. На самом деле, во второй главе ничего не говорится о превосходстве человека над растительным миром. Не говорится в ней и о том, что человек был сотворен до сотворения животных. Здесь снова не ставится акцент на хронологии. Описывается сотворение райского сада и то, как в нем появляется человек. Более подробно говорится об условиях, в которых тот находился, и тем самым дается понять, что он нуждался в помощнике и что среди животных такового не было. Немного перефразируя 19-й стих, можно было бы сказать, что "Господь Бог, образовав из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, привел их к человеку". Высказывается точка зрения, согласно которой во второй главе Бог наделяется антропоморфными чертами. Он "создает", "вдувает", "насаждает", "помещает", "берет", "поселяет", "приводит", "закрывает" и так далее. Это наблюдение, однако, не имеет под собой твердой почвы. Антропоморфное представление о Боге и в первой главе: вполне понятно,что ограниченному человеческому разуму невозможно говорить о Нем, не прибегая к антропоморфизмам. В первой главе говорится, что Бог "сказал", "увидел", "благословил", "рассудил" /стих 26: "сотворил"/, а по истечении шести дней, закончив свои дела, "почил"/2-я глава/. В первой главе подчеркивается, что Бог остался доволен своим творением. Эта деталь призвана подготовить почву для описания сцены грехопадения, содержащейся в третьей главе. Таким образом, первую главу надо рассматривать как вступление и основу для правильного понимания второй главы. Вторая глава рассматривает сотворение неба, земли, солнца, луны, звезд и всего остального как свершившийся факт и, таким образом, ее нельзя понять без первой. Что касается третьей главы, то ее надо рассматривать не как легенду, а как реальное историческое повествование, каковым она и задумана. В ней появляются те же действующие лица, которые были во второй главе - Адам и Ева. Все повествование выдержано в простой и безыскусной манере. Последствия грехопадения сказываются на человеческой жизни. Человек наг, то есть внутренне он запятнан грехом и нуждается в чем-то, что могло бы покрыть его. Кроме того, согрешив, он становится виновным и потому не может находиться в присутствии Святого Бога. Необычный и весьма впечатляющий образ - говорящий змей. Мы привыкли к тому, что в легендах и сказках животные говорят, однако здесь речь идет о другом. Адам только что дал имена всему живому /2:19/, то есть на деле применил свой Богом данный разум, показал, что он сотворен по образу Божию, и, кроме того, осознав истинное предназначение и особенности каждого животного, показал, что он превосходит остальное творение. Он показал, что является венцом творения и превосходит все живое. Тем не менее, в третьей главе змей начинает говорить. Он переступает пределы, определенные для него Богом. Он возвысился бы над человеком, если бы ему не надо было служить ему. Во всем этом нет ничего, что напоминало бы простую легенду: речь, скорее, идет о реальной истории. Змей /и это станет ясно из того проклятия, которому он позднее будет подвергнут/ - это глашатый или орудие сатаны. Следовательно, образ говорящего змея нельзя рассматривать как отличительный признак легенды. Историческая достоверность повествования доказывается словами из 2-го Послания к Коринфянам /2Кор.11:3//см. также Ин.8:44/. Если повествование о грехопадении, которое претендует на историческую достоверность, мы станем рассматривать просто как исполненную символики легенду, то почему бы в таком случае нам не быть последовательными и в таком же ключе не воспринимать повествование о нашем искуплении? Цель 4-ой главы заключается в том, чтобы показать, как быстро начал умножаться грех со времени убийства Авеля до Ламеха. Кроме того, в этой главе рассказывается, как потомки Каина начали развивать науки и искусства. Часто приходится слышать утверждение /3/, что Каин не мог быть сыном первого человека и что он не мог найти себе жену, - утверждение, которое не заслуживает серьезного рассмотрения. Поскольку Библия учит, что человечество берет начало от двоих, Каин, по-видимому, женился на сестре. Кроме того, нельзя утверждать, что в 4-ой главе якобы содержится два повествования о Каине: одно осуждает его быть "изгнанником и скитальцем", а второе описывает как "гордого предка" в родословной кочевников, положившего начало цивилизации /4:17-22/" /4/. Если допустить, что оба повествования так сильно противоречат друг другу, то почему предполагаемый редактор, будучи, по-видимому, умным человеком, свел их воедино? Кроме того, город, который построил Каин, вполне мог оказаться простым кочевым поселением /см. Чис.13:19-20/. Упоминание Ламеха о том, что за Каина отмстится /24-й стих/ безусловно свидетельствует в пользу внутреннего единства этого раздела. в. 5:1 - 6:8. Происхождение /родословие/ Адама. Включение в повествование родословной Каина /4:17-22/ наделяет структуру книги Бытия важной особенностью. Рассказывая генеологическую историю от Адама до Иакова, Моисей обычно прерывает повествование там, где это наиболее уместно и, прежде чем обратиться к рассказу о дальнейшей судьбе богоизбранного народа, характеризует родословие той или иной ответвляющейся линии /в данном случае каинитов/./См.,например, 25:12-19, где дается родословная Измаила, за которой следует родословная Исаака; 25:19-26; 36:1,9, где приводится родословная Исава, за которой следует родословная Иакова /37:2//. В 4-й и 5-й главах встречаются сходные имена, однако обе родословных, которые там приведены, нельзя рассматривать просто как варианты какой-то одной по следующим причинам: хотя в некоторых именах действительно наблюдается определенное сходство, нельзя не заметить и существенного различия; в Писании говорится о двух различных родословных и под одинаковыми именами выступают разные люди. Так, например, в 4-й главе говорится, что Енох был сыном Каина и родил Ирада, тогда как о Енохе из 5-й главы сказано, что он был рожден Иаредом, спустя множество поколений после Сифа. Об этом Енохе известно, что он родил Мафусала, отличался благочестием и был взят Богом на небо. О Ламехе из 4-й главы сказано, что его родил Мафусал и что он отличался особой самонадеянностью и мстительностью. В 5-й главе о Ламехе сказано, что его тоже родил Мафусал, но что это был человек веры, увидевший в рождении своего сына Ноя исполнение божественного обетования. Генеология 5-й главы приводится не для того, чтобы обрисовать читателю определенную хронологическую последовательность. Выбрав десять наиболее представительных имен, Моисей хочет показать, что над человеком безраздельно и всевластно господствует смерть. О всех, кроме Еноха, сказано: "И он умер". Если этих слов нет после имени Еноха, то это лишь показывает, что смерть присутствует всюду. Эти слова сразу же напоминают о лжи змея, сказавшего: "Нет, не умрете" /Быт.3:4 - обычно этот стих относят к кодексу Яхвиста или S-источнику Р.Х.Прайфера /5/, тогда как 5-я глава возводится к Священническому кодексу/. Поскольку 5-ю главу нельзя использовать для хронологических выкладок, фразы наподобие той, которая содержится в 15-м стихе, надо, по-видимому, истолковывать в том смысле, что /как в данном случае/ Малелеил дал начало родословной, которая достигла своей вершины в рождении Иареда. В то же время надо отметить, что 3-й и 28-й стих надо, по-видимому, рассматривать иначе /6/. Короткий раздел, начинающий 6-ю главу и состоящий из восьми начальных стихов, призван засвидетельствовать людскую порочность, сделавшую потоп неизбежным, и праведность Ноя. Он связывает пятую главу с последующим изложением. Под "сынами Божиими" надо понимать не ангелов, а богоизбранный народ. В силу смешанных браков, устраиваемых между богоизбранным народом и семенем этого мира, на земле возникло великое развращение. г. 6:9 - 9:17. Происхождение /житие/ Ноя. Обратив внимание исследователей на внутреннее единство этого раздела, Эллис оказал библеистике немалую услугу /7/. Он подчеркивает, что:1. Причина потопа - это греховность человека /см.6:5,11-13/;Господь раскаивается в том, что создал его /6:6-7/;2. Цель потопа - уничтожение человечества /6:7,13,17;7:4,21-23;8:21/;3. В повествовании делается акцент на спасении тщательно отобранного остатка /6:8,18-20 /животные /;7:1-3,7-9,13-16; 8:16-19/. Чтобы противопоставить поведение Ноя всеобщей развращенности человечества /6:11-13/ и объяснить сказанное в восьмом стихе, Моисей начинает этот раздел с упоминания о том, сколь праведным был этот человек. Затем он кратко повторяет сказанное, упоминая о трех сыновьях Ноя /6:10/ и человеческой испорченности /6:11-13/, тем самым подготавливая почву для описания тех наставлений, которые были необходимы для построения ковчега /6:14-21/. Глава завершается упоминанием о том, что Ной послушно сделал все, что ему повелел Господь /6:22/. Господь повелевает войти в ковчег, взяв с собой чистых животных по семи пар и нечистых по две /7:14/. Повеление исполняется. На семнадцатый день второго месяца /7:11-12/ Ной входит в ковчег, как ему и повелел Господь. На землю хлынул дождь и продолжался в течение сорока дней и сорока ночей. Что касается количества животных, которые были взяты в ковчег, то здесь нет никакого противоречия. Когда Господь впервые возвестил о грядущем потопе и повелел строить ковчег /6:14-21/, Ною было сказано, что он должен отобрать от каждого рода животных и птиц самца и самку /то есть пару/. Во время повеления войти в ковчег /7:1-4/ сказанное прежде уточняется, и становится ясно, что чистых животных Ной должен взять по семи пар, а нечистых по две. Таким образом, второе повеление конкретизирует первое, и здесь нет никакого противоречия.Что касается различия между чистыми и нечистыми животными, то оно не является свидетельством последующей эпохи, наступившей после Моисея: по-видимому, это различие было известно с самого начала. Дождь изливается в течение сорока дней до тех пор, пока вода не покрыла вершины гор на пятнадцать локтей /7:20/. Обратите внимание на четыре последующих стадии: вода усиливается и поднимает ковчег над землей /7:17/, она умножается по всей земле /7:18/, покрывает все высокие холмы /7:19/ и горы /7:20/. Далее следуют три драматических утверждения, показывающих всю мощь потопа: "и лишилась жизни всякая плоть" /7:21/; "все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло" /7:22/; локальное и всеобъемлющее смешиваются между собой, и, таким образом, "истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли" /7:23/. Вода покрывала землю в течение ста пятидесяти дней, то есть сто десять дней после того, как дождь прекратился /7:24/. Спад воды проходил в семь этапов: после того, как Бог навел ветер на землю, воды остановились /8:1/; вода перестала пребывать, и в семнадцатый день месяца, то есть спустя сто пятьдесят дней после потопа, ковчег остановился на Араратских горах; в первый день десятого месяца, то есть спустя приблизительно семьдесят три дня после того, как ковчег остановился на Арарате, показались вершины гор /8:5/;спустя сорок дней Ной выпустил ворона, а потом голубя, но вода стояла еще достаточно высоко, и голубь не нашел места /8:6-9/; спустя семь дней показались вершины деревьев /8:10-11/; спустя еще семь дней Ной опять выпустил голубя и тот уже не вернулся /8:12/; потоп закончился в первый день первого месяца 601-го года Ноя /8;13/. К двадцать седьмому дню второго месяца, то есть спустя ровно один год и десять ней после того, как потоп начался, Земля высохла /8:14/. Повествование придает потопу вселенский размах, однако это вовсе не означает, что потоп действительно покрыл весь земной шар. Масштаб потопа сказывается в том, что он уничтожил все живое, и если бы в ту пору человечество обитало в одной лишь Евфратской долине, вполне возможно, что потоп совершился бы только там. Раздел завершается рассказом о том, что Ной построил жертвенник /первый жертвенник, о котором упоминается в Библии/ и принес на нем жертву. Господь принял приношение и возвестил, что более не проклянет землю /8:20-22/. Затем Он благословляет Ноя, дает ему в пишу мясо /9:1-4/ и заключает с ним завет /9:17/. Из-за прегрешения Хама Ханаан проклят и Ной пророчествует о благословлении мира, которое будет дано ему через Сима /9:25-27/. д. 10:1 - 11:9. Происхождение /родословие/ сыновей Ноя. В этом коротком разделе говорится о том, как человечество распространилось по земле. Приводится перечень народов, который дан для того, чтобы показать их отношение к богоизбранному народу; у них те же самые предки и в конце концов они благословятся через Авраама /12:1-3/. Особое внимание уделено хананеям /10:15-19/. Этот раздел внутренне связан с предшествующим и последующим материалом: 1-й стих 10-й главы связывает его с предшествующим рассказом о потопе, а 1-9-й стихи 11-й главы повествуют о построении вавилонской башни и распространении человечества. Есть мнение, что этот раздел и 10-я глава написаны разными авторами, однако 10-й и 25-й стихи 10-й главы показывают, что, когда автор писал ее, он имел в виду и содержание 1-9 стихов 11-й главы. е. 11:10-26. Родословие Сима. Этот раздел имеет некоторое сходство с 5-й главой, в которой тоже дается родословие богоизбранного народа. В нем не только перечисляются имена /как в 10-й главе/, но /как в 5-й/ указывается возраст отца в момент рождения сына, продолжительность жизни отца после того, как сын родился, а также упоминание о других сыновьях и дочерях. Как 5-я глава, так и этот раздел, завершается упоминанием об отце, у которого было трое сыновей /5:32 и 11:26/. По-видимому, этот раздел продолжает генеологию, начатую в 5-й главе, однако его нельзя понять без учета промежуточных разделов. ж. 11:27 - 25:11. Родословие Фарры. Основная тема этого раздела - жизнь патриарха Авраама. Авраам был призван покинуть свою землю, получил троекратное обетование, а также прошел суровое испытание в связи с каждым аспектом этого обетования.
Испытания: 1) Авраам временно проживает в этой земле /12:10; 17:8; 20:1; 21:23-24; 23:4/. 2) Земля заселена другими /12:6; 13:7; 15:18-21/. 3) Дважды Авраам вынужден покинуть ее /12:10-20; 20:1-18/. 4) Его потомкам пришлось временно проживать в чужой земле. 5) В землю вторгались завоевтели из отдаленных земель /14:1-17/. 6) Авраам вынужден был покупать место для погребения /23:1-20/. 2. Обетование многочисленного потомства: 12:2; 13:15;15:5;17:2,4,16;18:18;22:17;26:4;32:12. Испытания: 11:30;15:2,3;16:1;17:17;22:12. 3.Обетование всеобщего благословения:12:3; 18:18; 22;18. Испытания: 1) Дважды Авраам становится источником беспокойства /12 и 20 главы/. 2) Авраам и Лот вынуждены разойтись /13:5-12/. 3) Против него воюют чужеземные цари /14 глава/.
Жизнь Авраама истолковывали по-разному. Согласно Филону Александрийскому, она представляет собой аллегорию, поясняющую некоторые истины и, в частности, истину о том, как мудрый человек обретает совершенство посредством наставления. Юлиус Веллхаузен считал, что Авраам - не исторический персонаж, а плод свободной авторской фантазии. Согласно Теодору Нольдеке Авраам - это божество, ниспавшее до уровня простого человека и тем самым появившееся в Книге Бытия. Учитывая связь Авраама с Харраном, Гуго Винклер считает, что Авраам - это бог Луны Син. Согласно Герману Гункелю "саги" Книги Бытия похожи на те, которые мы встречаем у других древних народов. Он считает, что постепенно эти "саги" образовали так называемый Авраамов цикл. Альбрехт Альт /8/ считает, что Авраам - это исторический персонаж и утверждает, что кое-что можно узнать и о его религии /9/. С нашей точки зрения, повествование об Аврааме надо считать исторически достоверным. Оно стремится к тому, чтобы откровенно изложить определенные исторические события, и это подтверждается новозаветными свидетельствами /Мф.1:1;8:11; 22:32; 12:26; Мк.12:26; Лк.3:23-34;13:28;16:28;16:22-30;20:37; Ин.8:37,39,40,52,53,56,58; Деян.3:13,25;7;Рим.4; 2Кор.11:22; Гал.3; Евр.2:16;6:13=7:1-9;11:8,17;Иак.2:21,23; 1Рет.3:6/.Кроме того, надо отметить, что данные археологической науки все больше подтверждают достоверность библейского повествования о временах патриархов. Коснемся некоторых из них. 1. Некоторые критики утверждают, что письменность появилась только в конце второго тысячеления до н.э. Согласно Веллхаузену и Графу письменные документы появились в Израиле только в эпоху царей. Однако на основании текстов Рас Шамры /15-й - начало 14-го века до н.э./, открытых в 1929-м году, можно утверждать, что хананеи были знакомы с письменностью уже в середине второго тысячелетия до н.э. 2. Как показали археологические раскопки, в эпоху патриархов холмистая местность была заселена скудно, тогда как в прибрежных равнинах сформировались поселения с оседлым образом жизни. Это вполне согласуется с повествованием Книги Бытия о том, что патриархи направлялись в холмистые районы. Более того, в это время уже существовали города, упомянутые в Бытии: Вефиль, Гай, Иерусалим /Салим/, Сихем, Герар, Дофан, Вирсавия /10/. 3. В 1935 году, неподалеку от Мари, на Евфрате /Тель-Харири/ было обнаружено свыше двадцати тысяч дощечек, большинство из которых датируется началом второго тысячелетия до новой эры. Эти открытия подтверждают библейскую картину, согласно которой предки израильтян пришли из Харрана. В этих текстах город Нахор /Быт.24:10/ упоминается как Накхур. По-видимому, во времена Хаммураби /18-й век до н.э./ это место находилось под владычеством аморейского правителя. Кроме того, Серуг и Терах упоминаются как имена городов, расположенных неподалеку от Харрана /11/. 4. Глюк /12/ подчеркивает, что картина, увиденная Лотом /Быт.13:10/, представляла собой довольно точное описание. Археологические раскопки показали, что Иорданская долина всегда была заселена и представляла собой один из богатейших регионов древней Палестины. 5. Касаясь рассказа о вторжении Кедорлаомера /Быт.14/, Глюк пишет: "Археологические данные полностью согласовываются с этим литературным преданием. Около 1900-го года до н.э. все большие крепости и поселения рассматриваемого нами региона постигло такое сильное разрушение, что самобытная цивилизация, которую они представляли, уже никогда не смогла восстановиться. Удар был столь тяжким, что его последствия были крайне губительными"./13/. Кроме того, Глюк указывает, почему, с его точки зрения, число 318 /Быт.14:14/ является правильным./14/. 6. В 14-й главе /Быт.14:6/ упоминаются хореи, существование которых долгое время отрицалось. Сейчас они известны под именем хурритов - народа, который во втором тысячелетии до н.э. играл очень важную роль. 7. Важным центром хурритской культуры был город Нузу /Иорган Тепа/, расположенный в двенадцати милях к юго-западу от современного Киркука. В 1925-1931 годах, в результате археологических работ, там были обнаружены дощечки, которые в значительной степени помогли восстановить исторический фон Книги Бытия.
В свете всех этих фактов остается признать, что точка зрения Веллхаузена, согласно которой повествование о патриархах представляет собой плод свободного творчества, пришедшийся на более позднюю эпоху, совершенно не выдерживает критики. В 12-й и 13-й главах /12:6; 13:7/ встречается стих, относительно которого принято считать, что он был написан уже после Моисея /"в этой земле тогда жили хананеи"; "и хананеи, и ферезеи жили тогда в той земле"/. Считается, что слово "тогда" указывает, что оба стиха были написаны в эпоху, когда хананеев в Палестине уже не было. Однако, с нашей точки зрения, эта фраза употреблена лишь для того, чтобы подчеркнуть все величие Божьего обетования. Земля была обетована Авраму, проживание на ней хананеев, по-видимому, делало это обетование малоправдоподобным, и тем не менее Аврам верил, что оно исполнится. В 13-й главе /13:7/ просто сказано, что скоту Аврама и Лота вместе было тесно, и даже если под словом "тогда" и подразумевается какое-то противопоставление, то оно относится к более раннему периоду, когда ханенеи еще не заселили эту землю. Упоминание о Дане /Быт.14:14/ не может служить аргументом против авторства Моисея. Быть может, речь здесь идет не о Дане из 18-й главы Книги Судей /Суд.18:39/, а если и о нем, то нельзя ли предположить, что в ходе многократного переписывания текста могло быть вставлено хронологически позднее более знакомое имя? Кроме того, надо скзать, что фраза "на горе Иеговы /Господа/ усмотрится" /Быт.22:14/, относится не к явлению Господа в храме, который позднее был построен на горе, но к Его явлению Аврааму во время его испытания. /16/. Фразы "что в Хевроне" /Быт.13:18/ и "что ныне Хеврон, в земле Ханаанской" /Быт.23:19/, надо рассматривать как пояснительные примечания, которые, вероятно, сделал Моисей. Во дни Авраама Хеврон как город, по-видимому, не существовал, и это еще раз доказывает историческую достоверность Книги Бытия. з. 25:12-18. Родословие Измаила. и. 25:19 - 35:29. Родословие Исаака. Жизнь Авраама повторяется в жизни его сына Исаака, хотя рассказ о жизни последнего не является точным воспроизведением того, как жил Авраам. Исаак - это реальное лицо, хотя и не столь деятельное. Благодаря археологическим раскопкам удалось установить много интересного в том, что касается исторического фона данного раздела. 1. На одной из дощечек, найденных в Нузу, рассказывается о некоем Тупкитилле, который за трех овец уступил своему брату Курпазаху право на наследование рощи /17/. Это напоминает о том, как Исав продал свое первородство за чечевичную похлебку /Быт.25:29-34/. 2. В одном из текстов рассказывается о судебной тяжбе некоего Тармийи против двух своих братьев, которые оспаривали его право жениться на какой-то женщине. Он выиграл, потому что получил благословение отца. Подобно тому благословению, которое давали патриархи, оно было устным, обладало юридической силой и было сделано умирающим отцом /18/. 3. Особый интерес представляет дощечка /опять-таки найденная в Нузу/, в которой рассказывается об отношениях между некоим Нашви и усыновленным им Вуллу. Нашви выдал за Вуллу свою дочь и после смерти первого второй должен был стать его наследником. Однако было предусмотрено, что если Нашви родит сына, то этот сын примет богов Нашви, а Вуллу должен будет разделить с ним наследство. По-видимому, обладание богами /фигурками богов/ означало главенство в семье, и, учитывая это, мы можем понять, почему Рахиль так сильно стремилась похитить "идолов" и сколь серьезным было то, что она совершила /Быт.31:19-35/ /19/. 4. В пятнадцатом веке до н.э. имя Иаков появляется как обозначение определенного места в Палестине, и, кроме того, оно встречается в табличках, найденных на севере Месопотамии и датируемых восемнадцатым веком до н.э. По-видимому, его можно перевести как "да охранит Бог /Эль/" /20/. к. 36:1 - 37:1. Родословие Исава. Существует точка зрения, согласно которой в данном разделе 31-й стих 36-й главы представляет собой анахронизм: "Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых". Утверждают, что эти слова, по-видимому, были написаны после установления в Израиле монархии, и, основываясь на этом, некоторые ученые консервативного направления полагают, что этот стих был написан под Божьим вдохновением автором уже после Моисея. Однако на наш взгляд нет необходимости делать такое утверждение. Во-первых, нет никаких доказательств, на основании которых можно было бы думать, что Едомские цари правили после Моисея /21/. Кроме того, цари были обетованы /см. Быт.17:6; 35:11/, и поскольку о наступлении царства лишь возвещается /см. также Чис.24:7; Втор.17:14-20/, то вполне возможно, что этот стих был написан Моисеем. л. 37:2 - 50:26. Родословие Иакова. Есть все основания считать, что в основу 49-й главы легли слова самого Иакова. Драйвер, однако, полагает, что она была вставлена сюда Яхвистом из какого-то независимого источника и что в ней отражен исторический фон эпохи судей, Самуила и Давида. Пфайфер считает, что она принадлежит перу автора, жившего около 960-го года до н.э. и опиравшегося, вероятно, на ранние традиции племени. Однако Иаков здесь предстает в роли пророка, созерцающего будущее своих сыновой, когда их потомство разрастется до соответствующих племен /колен/. Речь идет, скорее, о пророческом благословении, а не о предсказании каких-то конкретных исторических событий. В главе ничего не говорится о завоевании обетованной земли или о чем-то таком, что отсылало бы непосредственно к эпохе Иисуса Навина. Кроме того, содержание главы нельзя соотнести ни с каким конкретным историческим периодом. Исполнение 10-го стиха можно было бы отнести к эпохе Давида, однако в таком случае все, что сказано о Левии, /49:5-7/ с этим периодом никак связать нельзя. Равным образом эту главу нельзя рассматривать и как простое собрание разрозненных пророчествований /точка зрения Куэнена/, так как налицо безусловные признаки внутреннего единства /22/. Сказанное о Левии должно относиться к эпохе до появления Моисея /см.Втор.33:8-11, где говорится совершенно иное/.
|