КНИГА ВТОРОЗАКОНИЕ |
НАИМЕНОВАНИЕ.Пятая Книга Моисея начинается словами "сии суть слова" ('elleh haddevarim, или просто devarim). Кроме того, со временем, основываясь на 18-ом стихе 17-ой главы, иудеи стали называть ее "повторением закона" (mishneh hattorah, или просто mishneh). Существует еще одно название - "Книга увещеваний" (sefer tochahoth). В Септуагинте 18-й стих упомянутой главы переведен как "второй закон" (to derteronomion touto) и то же самое сделано в Вульгате (Deuteronomium), хотя на самом деле такой перевод неверен. ЦЕЛЬВторозаконие содержит последние речи Моисея к народу, произнесенные в долинах Моава. Его нельзя рассматривать просто как повторение трех предыдущих книг: воспользовавшись замечательным определением Кейла, можно сказать, что оно представляет собой "увещевание, пояснение и утверждение основных элементов откровения Завета и его законов с особым акцентом на духовной сути закона и его исполнения, а также с дальнейшим изложением принципов церковной, юридической, политической и гражданской организации, которая была задумана как непоколебимый фундамент, положенный в основу жизни и процветания народа в ханаанской земле".' Законы, содержащиеся в этой книге, Моисей излагает в своем обращении к народу (1:5), и по своей форме они представляют увещевание. Их ни в коей мере нельзя рассматривать как некий новый или второй закон, существенно отличающийся от того, который содержится в предыдущих книгах Пятикнижия. АНАЛИЗ.а. 1:1-4:43. Первая речь Моисея. 1. 1:1-5. Заголовок и вступление. Вступительные слова связывают эту книгу с предыдущим материалом и определяют содержание того, что далее говорит Моисей. Это содержание вполне согласуется с исходным утверждением того, что данная книга принадлежит перу Моисея. Упоминание некоторых географических наименований в первых двух стихах создает определенные трудности, однако это не является достаточным основанием для того, чтобы предположить, что данный текст недостоверен. Вполне возможно, что сказанное было сказано дважды: сначала между Хоривом и Кадесом, а потом - в долинах Моава. В любом случае упомянутые стихи придают книге широкий географический фон. 2.1:6-46. Обзор Господнего водительства от Хорива до Кадеса. Употребление то единственного, то множественного числа (см., например, стихи 20-21) не указывает на путаницу (как считает Уэлч) и не дает основания говорить о разных авторах. Единственное число употребляется тогда, когда стиль повествования становится более проникновенным, личным и используется в таких фразах, как, например, "Господь, Бог твой". Его вполне можно ожидать в такой вводной речи. 3. 2:1 - 3:29. Дальнейший обзор Божьего водительства от Кадеса до Аморейских границ; победа над Сигоном и Огом. Уэлч считает, что 2:4-7, с содержащимся там повелением пройти через Едом, является позднейшим добавлением к тексту, которое, якобы, было сделано для того, чтобы исправить сказанное в 8-ом стихе, согласно которому израильтяне прошли мимо Едома. С его точки зрения, здесь налицо противоречие, однако на самом деле оно лишь кажущееся. В божественном повелении (стих 4) говорится о том, что им надо пройти мимо восточных границ едомлян (а не прямо через их территорию). Это не имеет никакого отношения к отрывку из Книги Чисел (20:14-21), который относится к более раннему этапу повествования, не упомянутому во Второзаконии. Таким образом, повинуясь этому повелению, израильтяне прошли рядом (me'eth) с Едомом (стих 8-ой). Если бы редактор захотел устранить то ложное впечатление, которое якобы возникает после прочтения восьмого стиха, он просто опустил бы его. Добавить 4-7 стихи и в то же время оставить 8-ой - значит просто создать путаницу. Учитывая все это, предположение Уэлча кажется нам совсем не естественным. Далее упомянутый автор считает, что еще пять стихов, содержащихся в этой главе (2:26-30), тоже представляют собой позднейшую вставку, поскольку в 30-м стихе употреблено слово "ныне", а выше сказано, что Моисей почему-то послал послов к Сигону, как только узнал, что тот предан в руки Израиля. Почему редактор не захотел прояснить эти предполагаемые анахронизмы? И кроме того, слово "ныне" вполне мог употребить и сам Моисей, поскольку именно этого и следовало ожидать, когда речь идет об обзоре минувших событий. Равным образом нет никакого противоречия между 24-м стихом и 26- 30 стихами. В 24-м Господь возвещает об окончательном поражении Сигона, однако Моисей искренен в своем желании мирно пересечь эту землю, поэтому он посылает послов и теперь становится ясно, что именно упрямство Сигона влечет за собой крушение его царства. Можно назвать еще один отрывок (3:14-17), тоже рассматриваемый некоторыми исследователями как позднейшее добавление, сделанное для того, чтобы согласовать текст с Книгой Чисел. Однако вполне возможно, что эту вставку сделал сам Моисей, хотя в тексте, несомненно, есть определенные трудности. 4. 4:1-43. Здесь Моисей увещевает следовать закону. Вступительный раздел представляет собой единое целое, и хотя нельзя отрицать, что здесь присутствуют определенные затруднения, по-видимому, это не является основанием для предположения, будто в данном отрывке множество чужих вставок. Используя местоимения 2-го лица, Моисей употребляет поочередно единственное и множественное число, однако, в целом, эти главы напоминают то, что и следует ожидать от резюме, доступного для понимания всеми собравшимися и выдержанного в увещевательно-наставительном стиле. б. 4:44 - 26:19. Вторая речь Моисея. 1. 4:44-49. В этих стихах возвещается о том, что Моисей обратился к собравшимся с речью о законе, а также подчеркивается, где и когда это было сказано. 2. 5:1 -11:33. Данный отрывок представляет собой обширное изложение Десятисловия, которое является основным законом теократического государства. 1). 5-я глава. Изложение нравственного закона. В первых пяти стихах Моисей торжественно призывает слушать постановления и законы Господа, которые составляют основу завета. Сначала с незначительными изменениями (стихи 6-21) повторяется Десятисловие из 20-й главы Книги Исход, а затем (стихи 22-23) Моисей более подробно толкует характер событий, произошедших у подножия Синая после того, как Декалог был дан. 2). 6-я глава. Здесь даются дальнейшие повеления, а также поясняется, ради чего их надо соблюдать (стихи 1-3). Начиная с 4-го стиха Моисей приступает к толкованию закона Завета, суть которого была уже изложена в Десятисловии. 3). 7-я глава. Для того, чтобы должным образом исполнять этот закон, надо уничтожить всякое идолопоклонство, и поэтому израильтянам дается повеление искоренить хананеев. Это повеление не имело бы никакого смысла, если бы израильтяне уже долгое время находились в этой стране и если бы хананеев там уже не было; в то же время оно уже весьма значимо, если действительно сказано Моисеем в своем обращении к народу в тот момент, когда он вступал в пределы земли, населенной хананеями. 4). 8-я глава. Эта глава посвящена напоминанию о том, что делал Бог для Своего народа - напоминанию с целью предостеречь этот народ, который может забыть Господа. 5). 9:1-10:11. Перечисляя различные виды греха и непослушания, совершенные израильтянами, Моисей предостерегает их от идеи самоправедности. 6). 10:12-11:33. Призыв к послушанию. Послушание закону принесет благословение, непослушание - проклятие. Народу дана возможность обрести то или Другое. 3. 12:1 -26:19. Толкование основных законов. Это раздел состоит из законов и постановлений, которые отчасти представляют собой повторение синайского законодательства, а отчасти относятся к тем обстоятельствам, которые в нем не учитывались. Их цель в том, чтобы управлять всей жизнью Израиля, святого Божьего народа, когда тот вступит в ханаанскую землю. Приводимые здесь законы имеют три аспекта: религиозный, политический и гражданский; кроме того, можно назвать и другие, предназначенные для того, чтобы способствовать всеобщему благоденствию народа. 1). Глава 12. В этой главе содержится закон о том, что Богу надо поклоняться только в одном месте. Он целиком и полностью согласуется с 20-й главой Книги Исхода (Исх. 20:21),где сказано, что жертвенник надо возводить только там, где Господь увековечит Свое имя. Надо заметить, что нигде в Книге Исход не говорится о том, что Иерусалим - единственное святилище, признанное законом. Были и другие места, которые тоже представляли собой центральное святилище, например. Силом (кроме того, надо упомянуть сооружение на горе Гевал, 27:5-8). Долгое время считалось, что тот закон был направлен на то, чтобы провести реформу под руководством Иосии, однако надо заметить, что эта реформа способствовала не столько созданию централизованного святилища, сколько упразднению идолопоклонства. Мне кажется, что это решительный аргумент против того широко распространенного взгляда, согласно которому Второзаконие было написано в 7-м веке до н. э. В той же 12-й главе (12:10-12) говорится о том, что святилище надо сооружать не сразу, а только после того, как Господь даст "покой" Своему народу от его врагов. Если цель той книги действительно заключалась в том, чтобы способствовать немедленной централизации богослужения под руководством Иосии, то такое повеление выглядит довольно странным. Первые двадцать восемь стихов Уэлч решительно делит на две части: в первую входят первые двенадцать стихов, в которых употребляется второе лицо множественного числа, во вторую - стихи с 13-го по 28-й, где использовано второе лицо единственного числа. Это, однако, не может являться свидетельством в пользу существования двух авторов, поскольку такая особенность характерна не только для Книги Второзакония, но и для других частей Ветхого Завета. Если последовательно использовать этот принцип, то все Писание распадается на отдельные фрагменты, почти лишенные смысла. Следует также обратить внимание, что слово "место", употребленное в 5-м стихе, относится не к Иерусалиму, а к месту откровения. Такой же язык мы встречаем и в 21-м стихе, и это вопреки гипотезе Вэлча еще раз указывает на единство всей главы. Считалось, что 15-16 стихи противоречат Книге Левит (Лев. 17:1-5), согласно которой принесенное в жертву животное необходимо принести к святилищу. Однако на самом деле здесь нет настоящего противоречия. Левитский закон относится, по-видимому, ко времени странствования по пустыне, когда он действительно мог быть исполненным; что касается закона, изложенного в Книге Второзакония, то он предназначен для оседлой жизни в Палестине, когда уже было нецелесообразно соблюдать упомянутое повеление. 2). Глава 13. В данной главе речь идет о наказании идолопоклонников и тех, кто подстрекает к идолопоклонству, 1-й стих по своей сути сходен со 2-м стихом 4-й главы. Далее упоминается три момента: а) Пророк, который склоняет народ к идолопоклонству (стихи 2-6); слова "пророк" и "сновидец" относятся к двум способам передачи откровения, упомянутым в Книге Чисел (Чис. 12:6). б) Подстрекательство к идолопоклонству, исходящее от родственников по крови и друзей (стихи 7-12). в) Судьбы города, впавшего в идолопоклонство (стихи 12-18). 5-й стих Уэлч разделяет на две части ввиду того, что в нем используется местоимение второго лица единственного и множественного числа, а также потому, что здесь речь идет не столько о законе, сколько о богословии. Последний аргумент, однако, не представляется объективным. Второзаконие - это не сухой юридический кодекс, а изложение закона, сопровождающееся советом и увещеванием. Очевидно, что обе части характерны именно для этой Книги и составляют неотъемлемую часть данного раздела. 3) Глава 14. В данной главе говорится о том, что Израиль должен избегать хананейских обычаев и не есть нечистое. Кроме того, упоминается о необходимости отдавать десятину с плодов. а). Стихи 1-2. Речь идет об языческом обряде, запрещенном уже в Книге Левит (Лев. 19:28). По-видимому, такой обычай был широко распространен в Палестине (см.Ис. 3:23; Иер. 16.:6;Ам.8:10ит.д.). б). Стихи 3-21. В этом разделе говорится о чистых и нечистых животных, что особым образом согласуется с 11-й главой Книги Левит (Лев. 11:2-20). Второзаконие, однако, было написано позднее Книги Левит и, по сути дела, представляет собой краткий свод Левитского закона, предназначенный для народа, готового вступить в обетованную землю. В Книге Левит не говорится о тех животных, которые упомянуты в 4-м и 5-м стихах. Вполне возможно, что упоминание о них является сильным доводом в пользу авторства Моисея, поскольку некоторые из этих животных, по-видимому, обитали только в пустыне и не были известны ни в Палестине, ни в долинах реки Нил. Раньше перечислять их не было смысла, и потому в Книге Левит они не упомянуты, однако теперь люди могли узнать о них, и, следовательно, упоминание о них стало необходимым. в). Конец 21-го стиха является повторением сказанного в Книге Исход (Исх. 23:19; 34:26). Здесь, по-видимому, налагается запрет на использование магических заклинаний, связанных с молоком, которые широко применялись хананеями, поскольку в одном из текстов Рас Шамры содержится заповедь, гласящая: "Вывари козленка в молоке" (tb [hg] d bhlb) г). Стихи 22-29 повествуют о принесении десятины, причем, надо сказать, что данный раздел не противоречит 18-й главе Книги Чисел (Чис. 18:21-26). В более раннем законодательстве (см., например, Лев. 27:30; Чис. 18:21-26), когда народ еще вел кочевой образ жизни, десятина давалась священникам и левитам, которые, вероятно, больше всего в ней нуждались. Теперь же, когда народ был готов вступить в Палестину и начать оседлую жизнь, предписывается более широкое использование десятины. 4) Глава 15. Законы в пользу рабов и бедных. а). Стихи 1-11. Год прощения. См. также Исх. 23:10-12; Лев. 25:1-7). Второзаконие расширяет это повеление. Более конкретный характер постановлений, содержащихся в Книге Исхода и в Книге Левит, объясняется тем, что они были предназначены для кочевого народа, в то время как повеления, содержащиеся в Книге Второзакония, предназначены для тех, кто уже был готов начать оседлый образ жизни, и потому они имеют более широкий характер. б). Стихи 12-18. Освобождение рабов-евреев. Этот закон основывается на Книге Исход (Исх. 21:2-6) и в данном случае повторяется для того, чтобы объяснить, как его следует исполнять. Прежде чем отпустить раба на свободу, надо снабдить его всем необходимым для его будущего преуспевания. В Книге Левит (25:39-46) говорится, что раба надо отпускать на свободу в юбилейный год, и, по сути дела, это довольно гуманный закон, который, по-видимому, предусматривает, что в юбилейный год раба все равно надо отпустить на свободу, даже если он не отработал семь лет. 17-й стих не противоречит 6-му стиху 21-й главы Исхода, но повторяется для того, чтобы предостеречь от использования этого закона, которое не продиктовано любовью. Речь идет не о повторении некоторых деталей, упомянутых в Книге Исход, и, в частности, не о публичном появлении перед судьями, а о столь важной вещи, каковой является прокалывание уха и каковая, без всякого сомнения, в обоих случаях совершалась частным порядком. в). Стихи 19-23. В этих стихах речь идет о том, как поступать с первенцами, родившимися от крупного и мелкого скота (см. также Исх. 13:2, 12; Лев.27:26-29; Чис.18:15- 19). 5) Глава 16:1-17. Здесь говорится о ежегодных празднествах (см. Исх. 12; Лев. 23; Чис. 28, 29). Моисей повторяет законы, которые касаются жертвенной трапезы и которые надо соблюдать во время праздников у основного святилища. Конкретное время не указывается, однако это не означает, что во время Второзакония о нем ничего не было известно. а). Стихи 1-8. Пасха. По-видимому, слово "пасха" (pesah) обозначает не только пасхального агнца, но и все те жертвы, которые приносились во время семи дней опресноков, как, по-видимому, явствует из 2-го стиха, где сказано о мелком и крупном скоте, а также из указания есть опресночный хлеб (следует обратить внимание на 3-й стих и, в частности, на выражение "с нею" - alau). б). Стихи 9-12. Праздник седмиц (см. Исх. 23:16; 34:22; Лев. 23; 15-17; Чис. 28:26-31). в). Стихи 13-15. Праздник кущ. (см. Исх. 23:16; 34:22; Лев.23:33-36; Чис. 28:12-39). 6) 16:18- 17:20. Совершение суда и избрание царя. а). Стихи 18-20. Назначение судей. б). Стихи 21-22. Запрет сажать рощи и устанавливать столбы. в). Глава 17:1-7. Наказание за идолопоклонство. г). Стихи 8-13. Высший суд. д). Стихи 14-20. Избрание царя. Хотя этот закон и не имеет обязательного характера, требования, предъявляемые к будущему царю, обозначены достаточно четко. Он должен быть израильтянином (стих 15), не умножать коней (стих 16), то есть не стремиться к богатству, дабы снова не увести народ в Египет, откуда они обычно приводились (см. 3Цар. 10:28), у него не должно быть много жен, чтобы его сердце не развратилось, и, кроме того, он не должен чрезмерно накапливать серебро и золото (стих 17). Он должен сделать для себя рукопись с закона, которым ему и надлежит руководствоваться. Наличие царя, избранного среди себе подобных, не противоречит идеалу теократии, поскольку о нем здесь сказано, что он должен быть не самолюбивым и властным тираном, а человеком, который ходит в свете Господнем и своим мудрым и справедливым правлением приносит своему царству благословение, а Божьему имени - славу. Он должен быть истинным прообразом Царя царей. Надо сказать, что позиция Самуила (Щар. 8:6-17) ни в коей мере не противоречит тому идеалу. Когда народ стал просить, чтобы над ним поставили царя, он требовал того, что вполне ему принадлежало по праву. Самуил возражал лишь против того нетеократического духа, которым сопровождалась та просьба. Народ просил царя не потому, что стремился к благу, проистекающему из теократической формы правления. Он просто хотел ничем не отличаться от ^других народов, которые его окружали, а характерная особенность теократии как раз и состояла в отличии Израиля от всех остальных. Следовательно, было бы неверно, указывая на инцидент, описанный в 1-ой Книге Царств, усматривать в нем доказательства того, что в ту пору Второзакония еще не существовало. Такой подход просто свидетельствует о непонимании упомянутого отрывка. Кроме того, если Второзаконие было написано позднее 1-ой книги Царств, то в нем должны были отразиться некоторые из ее характерных особенностей (например, Щар. 8:11-22). 7) Глава 18. Священник, левиты и пророки. а). Стихи 1-8. Права священников и левитов. Фраза "священникам левитам", содержащаяся в первом стихе, проводит различие между священниками и левитами. Это подтверждается следующей фразой ("всему колену Левину") а также тем различием, которое проводится между священниками (стихи 3-5) и "левитом" (стихи 6-8). Нет оснований говорить, что Второзаконие не знает различия между левитами и священниками. В Книге Левит, которое занимает центральное место во всем Пятикнижии, священники называются сынами Аароновыми, и это вполне естественно, поскольку Аарон и его сыновья действительно в ту пору занимали священническую должность. Что касается Второзакония, то эта книга имеет более общий, пророческий характер, и поэтому в ней делаются более принципиальные различия. б). Стихи 9-22. Закон о пророке. Когда Израиль войдет в обетованную землю, возникнет потребность в дальнейшем получении Божественного откровения, которое будет основано на синайском законодательстве и будет находиться в согласии с ним. Чтобы удовлетворить ту потребность. Господь будет посылать пророков. Данный раздел представляет собой единое целое и имеет следующую структуру: (1) стихи 9-13. Здесь перечислены девять мерзостей, которые принято делать хананеями и которые Израиль не должен перенимать. (2) Стихи 14-15. По причине упомянутых мерзостей, хананеи будут изгнаны из той земли, в которой жили. Что касается Израиля, то будет установлен институт пророков. Подчеркивается его божественное происхождение (стих 15 , yakim leka yehowah), и, таким образом, его следует отличать от той древней религиозной практики, которая имеет с ним лишь поверхностное сходство. Пророк должен быть (1) израильтянином, (2) должен быть подобным Моисею, то есть выступать посредником между Богом и человеком. (3) Стихи 16-18. Пророческое служение будет установлено в ответ на мольбу Израиля у горы Хорив о посреднике. (4) Стихи 19-22. Здесь приводятся некоторые признаки, позволяющие отличить истинного пророка от ложного. 8) Глава 19. В данной главе содержатся некоторые законы, касающиеся преступлений. В первых тринадцати стихах речь идет о так называемых городах- убежищах; здесь, как и в Книге Чисел (Чис. 35:9-34), более подробно излагается закон, впервые данный в Книге Исхода (Исх. 21:12-14). В 14-м стихе говорится о меже ближнего, а конкретнее, о том, что границы, некогда определенные предками (ri'shonim), нельзя передвигать теми, кто пришел на эту землю позднее. В заключительных стихах (стихи 15- 21) речь идет о законах, касающихся свидетелей. 9) Глава 20. Законы о будущих воинах. В первых девяти стихах говорится о военной службе, а в 10-20 - о правилах проведения осады. Только после того, как осажденный враг отвергнет предложенный мир, можно начинать штурм города. Во время осады запрещается срубать плодовые деревья. 10) Глава 21. Законы и постановления на разные случаи. В первых девяти стихах речь идет об очищении от убийства, совершенного неизвестным. Такой обряд имеет древнее происхождение (см. Кодекс Хаммурапи, 24). В 10-14 стихах говорится о женитьбе на женщине, которая была взята в плен во время войны; далее, в 15-17 стихах - о правах первенцев, в 18-21 - о наказании непокорного сына. В двух заключительных стихах данной главы содержится повеление о погребении повешенного преступника. II) Глава 22. Законы на разные случаи (продолжение). В 1-12 стихах речь идет о том, как израильтянин должен относиться к ближнему, а также о поведении в разных ситуациях обыденной жизни. В 13-29 стихах говорится о различных законах, обвиняющих отсутствие целомудрия, прелюбодеяние, половые связи с обрученной и необрученной девицей. 12) Глава 23. Права членов собрания. Первый стих надо читать в соотношении с тридцатым стихом предыдущей главы. Во 2-9 стихах говорится о тех, кто не может войти в собрание. Ав 10-15-о чистоте, которая должна соблюдаться в стане во время войны. В 15- 19 стихах речь идет о том, что сбежавшего раба не следует возвращать его хозяину и что блуд в среде народа Божьего нетерпим. В 20-26 стихах говорится о различных правах членов собрания. 13) Глава 24. О разводе. В первых четырех стихах данной главы содержится постановление, которое запрещает повторную женитьбу при определенной форме развода; согласно 5-му стиху те, кто недавно женился, освобождаются от необходимости идти на войну; в 6-9 стихах содержится перечень различных запретов; в 10-15 - высказываются предостережения против угнетения бедных, а в 16-22 - призыв избегать несправедливости, а также не слишком тщательно убирать свой урожай, дабы бедный и неимущий смогли воспользоваться его остатками. 14) Глава 25. Постановления о телесных наказаниях. В первых трех стихах говорится о том, что, прибегая к телесному наказанию, надо избегать чрезмерной жестокости; 4-й стих учит гуманному отношению: в нем говорится о том, что, когда вол молотит, на него нельзя надевать намордник; в 5-10 стихах обсуждаются женитьбы с целью продолжения рода; в 11-16- даются постановления на разные случаи жизни, а в IP- 19 - о том, что амаликитяне должны быть уничтожены. 15) Глава 26. В этой главе говорится о том, что приношение первых плодов и десятины должно сопровождаться благодарственной молитвой; надо заметить, что Книга Завета тоже завершается постановлением о приношении первых плодов (Исх. 23:19). в. 27:1 - 30:29. Обновление завета. 1. Глава 27. Утверждение закона. В первых восьми стихах говорится о том, что, когда Израильтяне перейдут за Иордан, им надо будет найти камни, обмазать их известью и, написав на них заповеди закона, утвердить их на горе Гевал. Кроме того, им следует соорудить жертвенник, на котором они будут приносить жертвы всесожжения и жертвы мирные. Этот раздел говорит в пользу того, что его автором является Моисей. Надо отметить, что о завоевании Палестины однозначно говорится как о том, что совершится в будущем (например, 3-й стих). Кроме того, сам метод написания заповедей указывает на то, что речь идет о древних временах. По-видимому, в ту пору записи производились чем-нибудь острым на специально приготовленной поверхности ( такой обычай существовал в Египте). Если говорить о начертании закона на камнях, то такая практика была широко распространена (см., например, знаменитый Кодекс Хаммурапи). Стихи 9-10 объединяют оба раздела данной главы своим призывом проявить послушание закону. В 11-26 стихах возвещаются благословения и проклятия (что уже предполагалось в 1 1-й главе (1 1:29) ). На горе Геризим народ сам должен выразить благословения, а на горе Гевал - проклятия. 2. Глава 28. Благословения и проклятия. В первых четырнадцати стихах данной главы более подробно излагаются благословения послушания, а в 15-68 - проклятия непослушания. В этом разделе содержится шестикратное повторение слова "проклят". 3. Главы 29-30. Заключение завета. Здесь мы имеем дело с обновленным возвещением завета , заключенного у горы Хорив. г. 31:1 - 34:12. Последние слова Моисея и его смерть. 1. Глава 31. Последние распоряжения. В первых восьми стихах говорится о назначении на должность Иисуса; в 9-13-о том, что закон должен быть прочитан каждые семь лет; в 14-23 - о наделении Иисуса полномочиями вождя, а также о необходимости написать песнь, в 24-30 стихах речь идет о том, что записанный закон надо положить одесную ковчега. 2. Глава 32. Песнь Моисея. Цель этого прекрасного песнопения заключается в том, чтобы противопоставить верность Господа неверности народа. Первые три стиха являются вступлением, в 4-6 стихах обозначается тема (верность твердыни, которая есть Бог). В 7-14 стихах дается обзор того, что Господь сделал для Израиля, в 15-18 - повествуется об отступничестве Израиля; в 19-33 - говорится о том, что Господь сурово накажет Свой мятежный народ, в 34-43 - о милосердии, которое будет ему оказано, и об отмщении его врагам; 44-52 стихи представляют собой эпилог. Эта песня представляет собой пророческое предвосхищение того дня, когда народ поселится в обетованной земле. В ней рисуется идеальная картина будущей жизни, и сама она имеет дидактическую направленность. Нет никаких серьезных оснований отрицать авторство Моисея; в лексическом составе песни содержатся архаические формы, и сам язык остается чистым. Нет ничего, что говорило бы в пользу более поздней датировки. Кроме того, необходимо отметить, что песнь естественным образом следует за предыдущей главой (особое внимание следует обратить на 30 стих). С точки зрения Драйвера, в 7-12 стихах об исходе и завоевании Ханаана говорится как о чем-то давно свершившимся. С его точки зрения, данное повествование говорит о том, что Израиль уже поселился в Палестине, что, впав в идолопоклонство, он уже находится на краю гибели (13-30) и что лишь об освобождении говорится как о чем-то грядущем (34-44). Зрелость мысли и стиль сочинения также якобы говорят в пользу того, что все это написано после Моисея. Предполагается, что существуют и внутренние свидетельства, показывающие, что песнь принадлежит одному автору, а весь остальной материал Второзакония - другому. Кроме того. Драйвер утверждает, что у песни два вступления: 31:16-22 и 31:24-30. Что касается времени написания, то здесь Драйвера нельзя обвинить в догматизме. Он склонен говорить о времени, несколько предшествующем времени компиляции источников JE, однако, учитывая, что богословский ракурс песни имеет много общего с пророками халдейской эпохи, допускает, что время ее написания может восходить ко времени деятельности Иеремии и Иезекииля. Тем не менее, доводы Драйвера не представляются убедительными. Нельзя сказать, что в 7-12 стихах говорится о времени Исхода и завоевании Ханаана, как о чем-то давно прошедшем. 7 и 8 стихи могут относиться к эпохе патриархов, и в любом случае нельзя сказать, что об Исходе говорится как о событии глубокой древности. Неверно и то, что в 13-30 стихах описывается Израиль незадолго до Вавилонского плена. Вполне возможно, что эти стихи затрагивают тему, которая не раз поднимается в Писании. Речь идет не о каких-то конкретных исторических событиях: просто в данных стихах обсуждается обычная тема, гласящая, что гордость и процветание нередко влекут за собой наказание. Нельзя согласиться и с тем, что у песни два вступления и что они принадлежат разным авторам. В 31 главе (31:16-22) просто говорится о том, что Господь повелел Моисею написать песнь и что Моисей исполнил это повеление. Здесь просто подчеркивается тот факт, что Моисей действительно написал эту песнь и научил ей народ; с другой стороны, 30 стих предстает как конкретное вступление к самой песне. Если мы рассмотрим ее содержание, то здесь мы не найдем ничего, что говорило бы против авторства Моисея. Идеи, содержащиеся в песне, и сам ее язык прекрасно согласуются с ее эпохой. Достаточно сравнить 7-й стих (dor wador), что буквально означает "от роду к роду" с (dr dr) текстов Рас Шармы; неплохо было бы провести параллель и между "орлом", о котором упоминается в 11-м стихе, с 14-й главой Книги Исхода (Исх. 14:4). Сравнение Бога с твердыней (скалой) отсылает нас к Книге Бытие (Быт. 49:24). Слово "Иешурун" встречается только в Книге Второзакония (33:5, 26) (в Ис. 44:2 оно взято из этих отрывков). Слово godhel (3-й стих) принадлежит Пятикнижию и обозначает Божие величие (см. Втор. 3:24; 11:2; Чис. 14:19). Множественное число от слова "день" (yemoth) (стих 7-й) опять-таки встречается только в молитве Моисея (Пс.89:15). С точки зрения Пфайфера, содержание и язык песни дают основание полагать, что она была написана в первой половине 5-го века до н. э. Он считает, что она представляет собой "исторический документ, характеризующий религию" в период между деятельностью Захарии и Неемии, и, кроме того, свидетельствует о том обостренном религиозном умонастроении, которое известно, как ранний иудаизм. Несмотря на такую точку зрения, надо сказать, что аргументы, которые он приводит против теории Драйвера, имеют силу. 3. Глава 33. Благословение Моисея. Благословение состоит из трех основных частей: заголовок и вступление (стихи 1-5), благословение различных колен (6-25) и заключение (стихи 26-29). Несмотря на то, что это благословение было произнесено самим Моисеем, записано оно, по-видимому, было кем-то другим, что можно предположить на основании 1-го стиха, где, вероятно, делается различие между Моисеем и автором. Тем не менее, сами слова благословения надо рассматривать как принадлежащие Моисею. Весь отрывок представляет собой пророческий взгляд в будущее, описанный в идеальной форме. Нет никаких упоминаний об исторических обстоятельствах эпохи после Моисея, и это является сильным аргументом в пользу достоверности данного отрывка. Пытаясь датировать время написания этого благословения, сторонники негативного критицизма далеки от единодушия, однако основные доводы против авторства Моисея выглядят следующим образом: 1) поскольку в благословении ничего не сказано о колене Симеона, то есть основание полагать, что речь идет о времени, когда это колено "растворилось" в колене Иуды; 2) в 22-29 стихах о завоевании Палестины говорится как о чем-то уже свершившемся; 3) 4-й стих данной главы не может принадлежать перу Моисея. Возражая на все вышесказанное, можно сказать, что, во-первых, умолчание факта Симеонова колена объясняется пророческим характером текста. В Книге Бытие (Быт .49:7) об этом колене говорится, что оно будет рассеяно в Израиле и утратит свою самобытность. Позднее так и случилось (см. Нав. 19:2-9). Представители этого колена попытались изменить проклятие Иакова, и потому не подпали под особое благословение, как Рувим. Тем не менее, они, по-видимому, были включены в общее благословение (1 и 29 стихи), а также в благословение Иуды. Во-вторых, в 27-29 стихах описывается ситуация, которую надо рассматривать как идеальную картину будущего. Здесь говорится не о завоевании как об исторически сложившемся факте, а о том, что Господь - надежное прибежище для его народа. И, наконец, что касается 4-го стиха, то здесь надо сказать, что народ персонифицируется и Моисей отождествляется с ним. Согласно Драйверу (и это замечание требует подробного рассмотрения), внутренние свидетельства остаются неопределенными и "окончательных критериев мы не имеем". Относительно времени написания данного отрывка существуют следующие точки зрения: царствование Иеровоама 1 (Драйвер, Дильман), царствование Иеровоама II (Куэнен, Корнилл, отчасти Пфайфер) и период судей (Клейнерт). 4. Глава 34. Смерть и погребение Моисея. Филон и Иосиф считали, что Моисей сам описал свою смерть. В Baba Bathra 14b Иисусу Навину приписываются такие слова: "Моисей написал свою собственную книгу, а также то, что касается Валаама (то есть Чис. 22:2 -25:9) и Книгу Иова. Иисус же написал свою книгу и восемь стихов Закона (то есть Втор. 34:5-12). Ибн Эзра тоже учил, что эта глава была написана Иисусом. Вполне законно считать, что короткий рассказ о смерти Моисея был боговдохновенно написан кем-то другим и затем добавлен к Книге Второзакония. К ВОПРОСУ О СЛЕДАХ БОЛЕЕ ПОЗДНЕЙ ЭПОХИ 1. В 1-м стихе 1-й главы употребляется выражение "за Иорданом" (ebher hayyarden), которое, как считают некоторые критики, указывает на то, что автор находился в Палестине. Этот аргумент довольно древний и восходит к Ибн Эзре и потом к Спинозе. В этом стихе действительно сказано именно так, однако это выражение, в какой-то мере, очевидно, имеет технический смысл и употребляется точно так же, как мы сегодня говорим "за Иорданской областью". Если же сегодня кто-то живет к востоку от Иордана, то для него вполне естественно говорить о себе как о жителе трансиорданской области. В этой связи можно упомянуть о римлянах, различавших две Галлии (citerior и ulterior). С другой стороны, употребление этой фразы в других отрывках (Втор. 3:20; 11:30; Нав. 5:1; 9; I; 12:7; Щар. 5:4 и т. д.) не несет в себе технического оттенка и указывает на Палестину. 2. Долгое время считалось, что 6 и 7 стихи 10-й главы создают определенные трудности. Здесь говорится, что Аарон умер в Мозере и что из Мозера израильтяне отправились в Гудгод, а из него - в Иотвафу. Однако в Книге Чисел (Чис. 20:22-29) сказано, что Аарон умер на горе Ор. Исходя из этого, упоминание о Мозере кажется непонятным. Кроме того, согласно Книге Чисел (Чис. 33:31-33) порядок остановок был следующим: Мосероф, Бене-иаакан, Хор-Агидгад и Иотвафа. В Книге Чисел (Чис.0:22-29; 33:38) сказано, что Аарон умер на горе Ор. Попытаемся ответить на эти аргументы: 1) Данный отрывок Второзакония перекликается не столько с Чис. 33:31-33, сколько с Чис. 33:37, то есть с последним путешествием Израиля из Кадеса на юг. Поскольку в 33-ей главе (Чис. 33:1-35) речь идет о более ранних путешествиях Израиля и подробном описании его стоянок, вряд ли следует ожидать перечисления этих остановок в его последнем путешествии (37-49 стихи). Следовательно, в перечне стоянок между Книгой Чисел и Книгой Второзакония нет никаких противоречий. 2) Вполне возможно, что под именем "Мозер" (множественное число "Мозерот") подразумевался более общий географический регион, в котором находилась гора Ор. Как бы там ни было, но согласно Книге Второзакония Аарон умер на этой горе (см. Втор. 32:50). Если бы здесь действительно была какая-то ошибка, то трудно представить, что "редактор" не заметил бы ее.
|