Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 18 апреля 2024
ВСТУПЛЕНИЕ PDF Печать Email

 

Большинство исследователей Библии, занимающихся историей ее происхождения, утверждают, что именно Книга Иова является самой древней книгой Библии. Она, как считают некоторые, была написана Моисеем в 1521 году до рождения Христа, до написания Книги Бытие в 1500 году (109, 25)001 . Отдельные современные богословы склонны помещать автора Книги Иова во время Соломона и даже относить написание книги ко времени Вавилонского пленения. Но при тщательном исследовании всех аргументов мы пришли к традиционному представлению и относим ее ко времени Моисея. Вполне возможно, что он мог услышать эту историю в то время, когда пас овец своего тестя Иофора в пустыне Мадиамской. Есть основания полагать, что Иов был одним из городских правителей или старейшин в земле Уц, области Едома. Необходимо признать, что в библейских списках правителей и выдающихся людей Едома нет других упоминаний об Иове помимо того, что говорится о нем у Иезекииля (14:14) и Иакова (5:11), хотя некоторые пытаются сравнить его с Иовавом, одним из Едомских царей (Быт. 36:33). Земля Уц была названа так, вероятно, по имени либо внука Сима (Быт. 10:23), который после вавилонского рассеяния мог выбрать себе эту местность, либо по имени одного из потомков Исава (Быт. 36:28).

Друзья, посетившие Иова и участвовавшие в беседе - также известные люди того времени. И хотя у нас нет бесспорных свидетельств, мы могли бы предположить, что Елифаз был сыном Исава, отцом Фемана, именем которого и названа земля, откуда он пришел (Быт. 36:4). Тот факт, что он первым начал беседу, говорит о его старшинстве. Вилдад Савхеянин был родом из Савеи, или Савы, которая также располагалась на Аравийском полуострове в районе Едома.

Исследователи связывают происхождение названий этих местностей с именами Шуаха, сына Авраама и Шевы, внука Авраама от Хеттуры (Быт. 25:2, 3). К сожалению, мы ничего не можем сказать о Софаре Наамитянине, однако вне сомнений, он, как и его друзья, был хорошо известным человеком того времени. Елиуй Вузитянин, который появляется в самом конце беседы, идентифицирован автором более всех. И хотя имена его отца и племени не говорят нам ничего, но тем не менее из этого мы узнаем, что он был менее известен и даже из менее знатной семьи (потому и пришлось называть не только имя его отца, но также и племя). Он был младше всех остальных собеседников, как по возрасту, так и по занимаемому положению. Подобно Иову, он был жителем земли Уц, узитянином или вузитянином. В то время люди жили еще довольно долго. Если подумать о том, что Авраам мог встречаться со своим пра-пра-...-отцом Симом, сыном Ноя, то представленная нами картина о встрече этих людей выглядит довольно реалистичной.

Между тем нас меньше интересуют эти действующие лица. Для нас более важно узнать о Боге и сатане, ибо они на всем протяжении истории занимают центральное место в размышлениях мудрецов. Точнее сказать, собравшиеся друзья Иова больше говорят о Боге, и, кажется, совсем не упоминают сатану. Возможно, они даже и не задумыва- лись о его существовании. Тем не менее, Книга Иова написана для того, чтобы открыть нам личность, цели и методы сатаны.

Задумывались ли вы над тем, что в Ветхом Завете так мало говорится о сатане или дьяволе? Но он существовал и действовал тогда точно так же, как и сегодня. Слово «сатана» в Ветхом Завете встречается только 18 раз. Из них 14 раз в первых двух главах Книги Иова, один раз в 1 Паралипоменон 21:1 и трижды в Захарии 3:1, 2. Слово «диавол» в Ветхом Завете встречается только один раз - в Псалме 108:6. Создается впечатление, что «злой дух» исходит от Бога, и об этом сказано только шесть раз в 1 Царств 16-19-й главах. Во всех остальных немногих случаях о сатане говорится как о змее, царе тирском, левиафане или другими образами. Во всем Ветхом Завете, как добро, так и зло исходят от Бога. По крайней мере, так это представлено авторами Библии. И только одно место говорит нам обратное. В Иова 2:7 сказано, что именно сатана поразил Иова проказой. В этом контексте Книга Иова особенно заметна. И, пожалуй, не случайно она была написана Моисеем раньше Книги Бытие; таким образом, есть некоторые основания считать ее первой книгой шестикнижия Моисея. В дальнейшем мы увидим, что Книга Иова, перекликаясь практически со всеми параллельными местами Священного Писания, раскрывает нам ясную картину того, что же произошло на небе, когда возник грех в сердце могущественного ангела - Люцифера. Вечные вопросы - почему Бог не уничтожил его, но позволил греху развиваться, унося все новые жертвы во тьму ада, почему страдания, болезни и лишения касаются также и праведников, в то время как нечестивые, кажется, только процветают, почему Бог молчит - все они найдут свой ответ в Книге Иова.

Давайте же с молитвой перелистнем первую страницу этой древнейшей книги Библии.