ГЛАВА 32 |
1 Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих, 2 тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, 3 а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова. 4 Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его. 5 Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его. 6 И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы - старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение. 7 Я говорил сам себе: «пусть говорят дни и многолетие поучает мудрости». 8 Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение. 9 Не многолетние только мудры, и не старики разумеют правду. 10 Поэтому я говорю: выслушайте меня, объявлю вам мое мнение и я. 11 Вот, я ожидал слов ваших, - вслушивался в суждения ваши, доколе вы придумывали, что сказать. 12 Я пристально смотрел на вас, и вот, никто из вас не обличает Иова и не отвечает на слова его. 13 Не скажите: «мы нашли мудрость: Бог опровергнет его, а не человек». 14 Если бы он обращал слова свои ко мне, то я не вашими речами отвечал бы ему. 15 Испугались, не отвечают более; перестали говорить. 16 И как я ждал, а они не говорят, остановились и не отвечают более, 17 то и я отвечу с моей стороны, объявлю мое мнение и я, 18 ибо я полон речами, и дух во мне теснит меня. 19 Вот, утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться, подобно новым мехам. 20 Поговорю, и будет легче мне; открою уста мои и отвечу. 21 На лицо человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану, 22 потому что я не умею льстить: сейчас убей меня, Творец мой. Комментарий к 32-й главе 1 32:2 Вузитянин - Елиуй может быть соплеменником Иова (вузитянин = узитянин) (ср. Быт. 22:21; Иер. 25:23). Так как он менее известен, то автор указывает имя его племени. 2 32:3 Невоздержанный человек обычно раздражается от того, что другой не смог ответить так, как ему кажется правильным. 3 32:9 Слово «только», выделенное курсивом, отсутствует в оригинале. На самом деле, Елиуй высказывает мысль, которую из поколения в поколение отстаивают молодые и неопытные спорщики: старые люди скорее глупы, чем мудры. Но такая позиция только лишь ускоряет его поражение. 4 32:10 Хотя в стихе 8 Елиуй, казалось бы, обращается к Богу за мудростью, но на самом деле он высказывает всего лишь свое мнение. 6 32:13 Опять-таки, человеческая мудрость желает достичь результата как можно скорее, не желая ожидать своего времени. Но все же последнее слово всегда остается за Богом. Подобный аргумент мы находим у другого мудрого советника - Гамалиила (Деян. 5:34, 38, 39). 6 32:14 Стремясь опровергнуть возможную отговорку старцев на его укор, Елиуй заявляет: «Не скажите: —мы нашли мудрость: Бог опровергнет его, а не человекiн» (32:13). Иными словами, зачем вы оставляете Богу отвечать Иову, когда могли бы сделать это сами, если бы были достаточно мудры. И тут же Елиуй продолжает: «Вот я бы ответил ему, не то, что вы» (32:14). 7 32:18 Не дух Вседержителя переполняет Елиуя, как он заявляет в стихе 8. Соломон определяет его как дух глупого человека (см. Еккл. 7:9). 8 32:20 Елиуй не столько заинтересован в том, чтобы наставить слушателей на истинный путь, сколько выговориться, удовлетворить свое честолюбивое желание быть на виду, быть первым. 9 32:21 Да, Елиуй не собирается льстить, но в данном случае он делает совершенно противоположное и даже еще большее зло - он хамит, он высокомерно и пренебрежительно относится к тем, кто старше и достойнее его. 10 32:22 В дополнение к своему пустому бахвальству Елиуй произносит неразумную клятву. Хорошо, что Творец спешит исполнить всякое подобное заклятие, произнесенное пустым человеком.
|