10. Христианская свобода |
Автор свободыИсход из египетского рабстваКак описывается рабство Израиля в Египте?"И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу" (Исх. 2:23; ср. с Иак. 5:1-4). Кто услышал их стоны?"И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом" (Исх. 2:24). Что сказал Бог Моисею?"И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых" (Исх. 3:9,10). Как Бог описал Себя, когда Он давал Израилю закон?"Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства" (Исх. 20:2). Защита от долговременного рабстваКак Бог защитил Израиля от рабства?"Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмый год отпусти его от себя на свободу. Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками; но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой. Помни, что и ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой; потому я сегодня и заповедую тебе сие" (Втор. 15:12-75). "Пришельца не притесняй, и не угнетай его; ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской" (Исх. 22:21; см. 2 Кор. 1:3.4). Какова была одна из причин того, что Израиль соблюдал субботу?"И помни, что ты был рабам в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний" (Втор.5:15). Что должны были объявлять в Израиле каждые пятьдесят лет?"И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя" (Лев. 25:10). Примечание. Юбилейный год был особым постановлением, аналогов которому нет ни в одной другой религии. Это был торжественный субботний год, который должен был праздноваться каждые пятьдесят лет и провозглашаться при звуке трубы в день искупления. В этот год все рабы-евреи должны были получать свободу, а все земли - возвращаться их прежним владельцам. Так как Израиль не исполнял это постановление, стал жестоким и пренебрегал субботой, то как поступил Бог?"Посему так говорит Господь: вы не послушались Меня в том, чтобы каждый объявил свободу брату своему и ближнему своему; за то вот Я, говорит Господь, объявляю вам свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду, и отдам вас на озлобление во все царства земли" (Иер. 34:17; см. также Иер. 17:24-27; 2 Пар. 36:19-21). Какие недостатки Бог выявил в тех постах, которые соблюдал Израиль?"Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других" (Ис. 58:3.4). Какой пост угоден Богу?"Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма. и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся" (Ис. 58: 6.7). Примечание. Все это говорит о том, что Бог любит свободу и ненавидит рабство. Миссия Христа - избавлятьКакова была миссия Христа в этом мире?"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу" (Лк. 4:18). Примечание. Евангелия свидетельствуют о том, что большую часть Своего времени, даже субботу, Христос посвящал тому, чтобы облегчить страдания бедствующих и притесненных. Каково состояние тех, кто совершает грех?"Всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин, 8:34). Почему Христа звали Иисус?"И наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1:21). Что лежит в основании всякого греха?"Похоть же, зачавши, рождает грех" (Иак. 1:15). "Я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: "не пожелай"" (Рим. 7:7). Примечание. Похоть, жадность и беззаконное желание по-другому называются эгоизмом. Эгоизм лежит в основании всякого греха. Себялюбие - это неуважение к правам других. Какое Писание ясно говорит о равных правах всех людей?"Люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев. 19:18). Какую истину, созвучную вышесказанному, изрек Христос?"Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7:12). Примечание. Таким образом, эгоизм должен быть искоренен из сердец людей, чтобы они могли с уважением относиться к правам своих ближних. Кто тот Единственный, кто может очистить человеческие сердца от эгоизма?"Нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12; см. также 1 Ин. 1:9). Кто тот Единственный, кто может дать человеку истинную свободу?"Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8:36). Терпимость и истинное поклонение Как Христос относился к неверующим?"Если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Ин. 12:47). Какой дух, по словам Христа, должен управлять Его учениками?"Иисус же... сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом; ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк. 10:42-45). Что присутствует там, где есть Дух Господень?"Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3:77). Какое поклонение угодно Богу? "Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4:23,24). "Существующие власти"Светское государствоКто должен повиноваться гражданскому правлению? ."Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога" (Рим. 13:!). Кем установлены существующие власти?"Существующие же власти от Бога установлены" (Рим. 33:1). Чему противится тот, кто противится гражданской власти?"Посему противящийся власти противится Божию установлению, а противящиеся сами навлекут на себя осуждение" (Рим. 13:2). Примечание. "Это значит, что люди восстают против власти, стараются вызвать анархию и беспорядок и не подчиняются требованиям законов. Это не означает, однако, что такие законы противоречат убеждениям совести или противостоят законам Божьим" (Albert Barnes. On Romans 13:2). Для чего нужна гражданская власть?"Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых... Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим. 13:3, 4). Кому дан закон?"Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых" (1 Тим. 1:9). Как христиане призваны уважать гражданскую власть?"Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело" (Тит. 3:1). "Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро... Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите" (1 Петр. 2:13-17). "Для сего вы и подати платите; ибо они Божий служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" (Рим. 13:6,7). Особая духовная властьКакими словами Христос пояснил, что есть другая власть, не зависящая от кесарева или гражданского правления?"Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф.22:21). Кому Одному, по Его словам, следует поклоняться?"Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мф. 4:10).Гражданская власть посягает на Божью власть Какой указ издал однажды Навуходоносор?"В то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии, и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому, истукану, который поставил царь Навуходоносор. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем" (Дан. 3:5, 6). Примечание. Этот указ являлся грубым нарушением второй заповеди закона Божьего, которая запрещает делать рукотворные образы, поклоняться и служить им. По существу, он был религиозным, идолопоклонническим и преследовал людей. Какой ответ дали царю три еврейских пленника?"Нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то... мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся" (Дан. 3: 16-18). Что сделал тогда Навуходоносор?"И самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем" (Дан. 3: 20). Что сказал Навуходоносор после того, как произошло чудесное избавление?"Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!" (Дан. 3:28). Примечание. Сохранив этих людей от огня, Бог показал всему миру, что Его религия - это власть, которая превосходит гражданскую власть и не зависит от нее, и что каждому человеку дана свобода выбора: поклоняться ли Богу или же отвергнуть это поклонение согласно убеждениям своей совести. Каким лишь путем завистливые князья могли обвинить Даниила?"Не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдем его против него в законе Бога его" (Дан. 6:5). Какой указ они представили царю на утверждение?"Кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров" (Дан. 6:7). Примечание. В отличие от предыдущего указа Навуходоносора, этот указ запрещал поклоняться истинному Богу и поэтому находился в прямом противоречии с первой заповедью Десятисловия, которая запрещает поклоняться всем другим богам. Что сделал Даниил, когда узнал об этом указе?"Даниил... пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и ом три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того" (Дан. 6 10). Как в конце концов поступили с Даниилом?"Тогда царь повелел, и привели Даниила и бросили в ров львиный" (Дан. 6:16). Что сказал Дарий, когда Даниил подошел к львиному рву?"Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?" (Дан. 6:20). Каков был ответ Даниила?"Царь! во веки живи! Бог мой послал ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что Я оказался пред Ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления" (Дан. 6:21,22). Примечание. Это чудо, совершенное на глазах у всего народа, стало свидетельством того, что гражданское правительство, используя все средства борьбы, вновь оказалось бессильным против человека, руководимого небесной властью. Бог завещает человекуКакое последнее поручение дал Христос Своим ученикам?"Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16:15). Какое противоположное поручение дали им иудеи вскоре после этого?"И призвавши их, приказали им отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса" (Деян.4:18). Что ответили на это Петр и Иоанн?"Справедливо ли пред Богом - слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали" (Деян. 4:19,20). Что случилось с апостолами, когда они продолжали проповедовать?"Первосвященник же и с ним все, принадлежащие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу" (Деян. 5:17, 18). Что сделал тогда ангел Божий?"Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: идите и, ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни" (Деян. 5:19, 20). Примечание. В этом случае вновь было показано, что люди не имеют права препятствовать свободному исповеданию религии и что когда законы людей противоречат Слову Божьему и Его Закону, то мы должны повиноваться Божьему, каковы бы ни были последствия. О чем спросил священник апостолов, когда их снова призвали и поставили перед синедрионом?"Не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека" (Деян. 5:28). Что ответили апостолы?"Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5:29). Примечание. "Повиноваться нужно всем человеческим властям, ибо такова воля Божья. В силу определенных обстоятельств эти власти стали необходимыми и их существование явным образом находится в согласии с Божьей волей. Следовательно, повиноваться гражданскому закону необходимо, и всякий отказ может быть расценен как доказательство того, что человек считает, будто повиновение - это грех... Слишком очевидно, чтобы это обсуждать, что закон Божий, великий принцип доброты, превыше всего и что мы должны "повиноваться больше Богу, нежели человекам" в случае, если человеческий закон противоречит Божьему" (James Н. Fairchild, Moral Philosophy [1869 ed.], pp. 178-181). Кто выше "высокого"?"Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший" (Еккл. 5:7). Примечание. Пытаясь отстоять право гражданского правительства вводить в силу религиозные постановления посредством законов, некоторые люди настойчиво спрашивают: "Не должны ли мы повиноваться существующим властям?" Мы отвечаем: "Да, должны, когда они находятся в согласии с высшей властью. Бог дал Свой закон для всей вселенной. Его необходимо признавать и чтить перед всеми великими людьми и высшими земными властями". Поскольку Мардохей отказался поклониться Аману, какой указ издал Аман, заручившись поддержкой царя?"И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтоб убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин, в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, и имение их разграбить" (Есф. 3:13). Примечание. Бог дал меч (гражданскую власть) кесарю (гражданскому правительству), чтобы наказывать делающих беззаконие; но когда меч поднимается, чтобы казнить невиновных, как это было в случае с младенцами из Вифлеема (Мф. 2:16)... или для того, чтобы вынудить людей поклоняться идолам, как это было в случае с тремя евреями (Дан. 3), или для того, чтобы воспрепятствовать поклонению истинному Богу, как в случае с Даниилом (Дан. 6), или для того, чтобы уничтожить народ Божий, как это было во времена Есфирь, или для того, чтобы установить соблюдение ложной субботы, как это происходит со всеми воскресными законами, то это является злоупотреблением гражданской властью и неправильным или незаконным употреблением ее. Бог чтит тех, кто при аналогичных обстоятельствах, гонениях и притеснениях, глядя в лицо смерти, остается верным Ему, "Правительство никогда не выигрывает, пытаясь ввести в силу несправедливый закон... Честные люди - это не враги, а друзья всякому правительству, если оно не деспотично. Они - сила, а не слабость этой власти. Даниил в Вавилоне, молясь вопреки закону, был истинным другом и сторонником правительства, тогда как те, кто в своей притворной ревности к закону и конституции пытался уничтожить хорошего человека, были его истинными врагами. Лишь тогда, когда правительство превышает сферу своих полномочий, у него возникает конфликт с людьми... Следует всегда помнить, что великая цель любого правления - это благоденствие людей, что закон и власть сами по себе ничто и что политика любого правительства определяется целью, к которой оно стремится. Механизм любого правления представляет ценность только по отношению к работе, которую оно выполняет; само по себе правление не имеет ценности... Наибольший недостаток всех форм правления состоит в том, что нет никакой гарантии, что плоды правления будут справедливыми и добрыми" (James H. Fairchild, Moral Philosophy, pp. 184-186). Бог восседает над всеми правителями земли, и Его закон превыше всех человеческих законов. Он сотворил нас, и поэтому мы обязаны Ему больше, чем любой земной власти. Личная ответственность перед БогомЧто такое религия?"Сознание того, что Бог достоин поклонения, любви и послушания" (Вебстер). Другие определения аналогичны вышеприведенному: "Долг перед нашим Творцом и путь к его исполнению... Личное отношение человека к вере и послушанию Богу". Кого Одного мы должны называть Отцом в нашей религии?"И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах" (Мф. 23:9), Что ответил Христос сатане, когда тот искушал Его поклониться ему?"Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи"" (Мф. 4:10; см. Втор. 6:13; 10:30). Перед Кем Одним ответственен в религии каждый человек?"Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу" (Рим. 14:12). Примечание. С этим утверждением созвучны слова Вашингтона, обращенные к баптистам Вирджинии в 1789 году: "Каждый человек, ведущий себя как примерный гражданин и отвечающий лишь перед Богом за свои религиозные убеждения, должен быть защищен законом, чтобы он мог поклоняться Богу согласно убеждениям своей совести" (Writing of George Washington [J. С. Fitzpatrich, ed.], vol. 30, p. 321). Люди - узурпаторыКак поступают те, кто делает людей ответственными перед ними в религиозных делах?Они ставят себя на место Бога (см. 2 Фес. 2:3. 4). Почему Христос сказал ученикам, чтобы в религиозных вопросах они не называли себя наставниками?"И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос" (Мф. 23:10). Примечание. Поэтому все, кто считает, что он может поучать других в Церкви Христа или господствовать над Божьим наследием, ставят себя на место Христа. Перед Кем мы, как слуги, ответственны в вопросах веры и поклонения?"Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает" (Рим. 14:4). Чьими слугами мы не должны быть?"Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков" (1 Кор. 7:23). Примечание. Сатана всегда пытался сделать людей рабами других людей, разделить их с Богом, уничтожить веру в Него и таким образом сделать их беззащитными перед искушением и грехом. Работа Христа состоит в том, чтобы освободить людей, обновить их веру и сделать их послушными Богу. Лютер говорил: "Что касается слова Божьего и вечных вопросов, то Бог не позволяет, чтобы один человек властвовал над другим... так как вера, покорность и смирение - это истинное поклонение, которое... не следует воздавать всякому творению... потому что доверяться творению в вопросах вечной жизни есть то же самое, что воздавать честь сотворенному существу, чего достоин один только Бог" (Martin Luther, Letter to the Emperor Gharies V, April 28, 1521, in his Sammtliche Schriften [Walch ed,]. vol. 15, col. 1897). Перед судомГде рано или поздно предстанут все люди, чтобы дать отчет о своих делах?"Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5:10). Примечание. Поскольку религия является личным делом каждого человека и всякий должен будет дать отчет Богу о своих делах, то, следовательно, никто из людей не принуждается верить и поступать вопреки своей совести в вопросах религии. Союз церкви и государстваЧто уже было в действии в церкви во дни Павла?"Тайна беззакония уже в действии" (2 Фес. 2:7). Какие люди, по словам апостола, появятся в церкви?"Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; к из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою" (Деян.20:29-30). Что должно произойти в церкви перед Вторым пришествием Христа?"День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели" (2 Фес. 2:3). В чем проявилось это отступление от истины?Церковь приняла языческие обряды и обычаи. Примечание. Тертуллиан около 200 года н.э. упоминал о многих обычаях, не отмеченных в Священном Писании, как о ставших традиционными в его время. Среди них были такие, как тройное погружение при крещении, символизировавшее собой обет, который Господь назначил в Евангелии; приношения умершим на день их рождения; запрет поститься и звонить по усопшим в день Господень... а также от Пасхи до Пятидесятницы; особое почтение хлеба и вина и осенение себя крестным знамением "на каждом шагу, при вхождении и выхождении, когда мы одеваем свою одежду и обувь, когда мы купаемся, сидим за столом, когда мы зажигаем светильники, ложимся спать, когда мы сидим и делаем свои повседневные дела" (De Corona, chaps. 3,4, The Ante-Nicene Fathers, vol. 3 [1918 ed.J, pp. 94. 95). "Евсевий неоднократно упоминал о том, - говорит кардинал Ньюмен, - что Константин, чтобы предложить язычникам новую религию, ввел в нее элементы, взятые из язычества", а именно: ладан, свечи, жертвоприношения, святую воду, образы святых и т.д. Смотри также главу "Падение духовного Вавилона". Начало объединения церкви и государстваКакие перемены произошли в характере и делах многих епископов?"Вместо того чтобы заботиться о спасении своей паствы, они стали больше интересоваться земными делами, слишком часто путешествовали, стали практичными и расчетливыми" (Neander, General History of the Christian Religion and Church [Torreys Transl.], vol. 2, p. 16). Как стали поступать епископы?"Теократическая теория" получила широкое распространение во времена Константина, и... епископы приняли ее, внося в нее свои поправки и намереваясь использовать государственную власть для осуществления своих целей" (там же, стр. 132). Примечание. "Теократическая теория", данная Богом для управления через епископов, встретилась с языческой системой, когда Понтифик Максимус был императором или первосвященником языческой государственной религии. В результате этого Константин, после принятия им христианства, сделал себя епископом по внешним церковным делам, а церковь стала считаться частью правительства. Идея о том, что епископы должны осуществлять руководство церковью и государством через Бога, с переменным, но неуклонным успехом стала распространяться в Западной Европе. Со временем был назначен епископ Рима, который стал папой римским. Какова главная отличительная особенность папства? Союз церкви и государства, или религиозная власть, преобладающая над гражданской властью ради осуществления своих замыслов. Когда был заключен союз церкви и государства, давший начало папству?Основание для этого союза было заложено в период царствования Константина (313-337 гг. н.э.), и дальнейшие шаги в этом направлении были сделаны его преемниками. Примечание. Свобода, впервые дарованная Константином, и преимущества, данные христианам, которые до недавнего времени были гонимы, "открыли путь к возвышению христианства, в особенности католического иерархического христианства с его обособленностью от еретических и раскольнических сект и стремлением стать государственной религией. Некогда став на одни позиции с язычеством, оно вскоре одержало победу над религией, которая изжила себя, несмотря на ее численное превосходство. С этого времени Константин стал решительно поддерживать церковь, в то же время не запрещая и не преследуя языческие религии" (Philip Schaff, History of the Christian Church [Scribners, 1902 ed. ]. В период правления преемников Константина язычество было официально отменено, и христианство стало единственной законной религией государства. Поддержка государстваПри каких условиях началось такое возвышение церкви?Под покровительством Константина, когда он стал издавать религиозные законы. Примечание. Авторитетные источники расходятся в том, когда Константин был обращен в христианство и почему он оказывал поддержку церкви. Ниже приведены основные события. 306 г. - взошел на престол в качестве одного из четырех правителей империи; сферой его полномочий была префектура Галлия; 312 г. - победил Максентия, стал единоличным правителем запада; он расценивал эту победу как помощь христианского Бога, к Которому он обращался, по мнению некоторых современников, после того, как увидел на небе крест; 313 г. - вместе с соправителем Лисинием издал т.н. Миланский указ, гарантировал религиозную свободу всем, независимо от вероисповедания, и особым образом упоминал о христианах; с этого времени Константин приблизил к себе епископов, наделил преимуществами христиан и издал закон, охраняющий их. В то же время он не пытался отменить язычество или каким-то образом уменьшить его влияние; 321 г. - издал знаменитый воскресный закон, способствующий объединению христиан и язычников, когда все стали соблюдать "древний день солнца"; 323 или 324 г. - Константин стал единоличным правителем всей империи после победы над своим последним соперником - язычником Лисинием, который начал притеснять христиан на востоке; Константин же в это время открыто поддерживал христиан; по его распоряжению с монет было удалено изображение бога солнца и другие языческие символы; 325 г. - он созвал Никейский собор, чтобы добиться единства в церкви; впоследствии Константин использует это единство, чтобы оказать давление на христиан-еретиков в угоду католической церкви; 337 г. - Константин принимает крещение, будучи неизлечимо больным; это крещение много раз откладывалось. О жизни Константина см.: Philip Schaff, History of the Christian Church, vol. 3, pp. 12-36; A. C. Flick, The Rise of the Mediaval Church, pp. 115-122; A. E. R. Boak, A. History of Rome to 565 A.D., pp. 347-350. В чем проявилось покровительство Константина и сменивших его правителей? Духовенству были предоставлены различные привилегии, судейские полномочия, оно было освобождено от налогов; церковь получала дары, пожертвования и денежную помощь. Сначала церковь находилась в равном положении с языческим священством и храмами, затем она получила преимущество. В конце концов стали преследовать все религиозные течения, кроме католической ортодоксии. Какие религиозные законы объединили церковь и государство?Законы, дающие привилегии и покровительство, насаждающие церковные догмы и порядки, дисциплинарные законы, законы против язычества и ереси. Примечание. Первые христианские законы, изданные Константином, "освободили христианское духовенство от воинской и общественной обязанности (март 313 г,); упразднили различные обычаи и постановления, оскорбляющие христиан (315 г.); освободили христиан от рабства (ок. 316 г.); узаконили завещательный отказ недвижимости в католической церкви (321 г.); предписали гражданское соблюдение воскресного дня не как дня Господнего, а как дня солнца... и рекомендовали регулярно обращаться к предсказателям, гадающим на внутренностях животных (321 г.) (Philip Schaff, History of the Christian Church [Scribner`s, 1902 ed.], vol. 3, p. 31). 0 воскресных законах см. следующую главу. Государственный надзорКак Константин стал осуществлять государственный надзор за церковью?Добившись политического единства в империи, он пытался установить единство церкви, созывая церковные соборы. Примечание. Первый вселенский, или всеобщий, собор в Никее был созван Константином в 325 году; он председательствовал на соборе. "Вселенские соборы, - говорит Шафф, - не только имеют значение для самой церкви, но носят также политический или государственно-церковный характер. Само название указывает... на империю... Христианский греко-римский император в те времена был необходим на вселенском соборе, поскольку его светский ум и законодательная власть имели влияние... На этом византийском прецеденте, а также на примере царей Израиля, русских царей и протестантских правителей Германии, Скандинавии и Англии - справедливо или несправедливо - основывается их притязание на подобный и все усиливающийся надзор за церковью в их владениях" (там же, стр. 334,335). Какие главные вопросы обсуждались на Никейском соборе?Арианская ересь и дата Пасхи. Примечание. "Стало известно, что церкви в Сирии и Месопотамии продолжали следовать обычаю евреев и праздновали Пасху в четырнадцатый день лунного месяца независимо от того, выпадал он на воскресенье или нет. Все другие церкви праздновали это торжество только в воскресный день, например, в Риме, Италии, Африке, Лидии, Египте, Испании, Галлии, Британии, во всей Греции, в Азии и Понте" (Isaac Boyle, Historical View of the Council of Nice [1836 ed.], p. 23). Постановлением этого собора праздник Пасхи был установлен на воскресный день, следующий сразу же за полнолунием в день весеннего равноденствия. Что говорит Неандер о религиозных законах?"Таким путем церковь получила помощь от государства для осуществления своих целей" (General History of the Christian Religion and Church [Torrefs trausl, 1852 ed.], vol. 2, p. 301). Примечание. Таким образом, церковь объединилась с государством и получила гражданскую власть, которую она позже использовала, воздвигнув небывалые по своему масштабу и жестокости гонения. Так она отреклась от Христа и силы благочестия; она требовала, чтобы с помощью гражданской власти людей вынуждали служить Богу так, как это было угодно церкви. Что говорил об этом Августин, отец христианской теократической и церковно-государственной теории? "Кто сомневается в том, что лучше идти к Богу через наставление, чем через страх наказания и скорбь? Но при том, что путь к Богу через наставление лучше, другие пути пока еще не должны отвергаться... Многие, подобные плохим слугам, должны быть исправляемы их господами с помощью розги кратковременных страданий, чтобы они могли достичь этого высшего состояния религиозного развития" (там же, стр. 214, 215). Законы о субботеБог, человек и субботаКто установил субботу?"В шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20:11). Кому принадлежит суббота?"День седьмый-суббота Господу Богу твоему" (Исх.20:10). Таким образом, кому принадлежит соблюдение субботы?"Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мк. 12:17). Примечание. Когда люди устанавливают субботние законы, то они требуют, чтобы соблюдение субботы было для правителей и для Бога через правителей, что, по их мнению, одно и то же. Кому одному мы подотчетны в религиозных делах?"Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу" (Рим. 14:12). Примечание. Когда люди учреждают принудительные субботние законы, то они делают других ответственными перед правительством за соблюдение субботы. Характер субботних законовКакими словами Бог указал на святость субботнего дня?"Помни день субботний, чтобы святить его" (Исх.20:8). "В седьмый день суббота покоя, священное собрание" (Лев. 23:3). Поскольку суббота - это святой день, день священного собрания, который необходимо свято соблюдать, то он является религиозным днем. В таком случае каков характер всех субботних законов? Все субботние законы - это религиозные законы. Когда государство вводит в силу религиозные законыКаковы последствия принятия религиозных законов или образования союза церкви и государства?Религиозная нетерпимость и притеснение. Когда и кем был издан первый воскресный закон?Первый воскресный закон был издан византийским императором Константином 7 марта 321 года. Примечание. "В древний День солнца пусть покоятся магистраты и люди, живущие в городах, и все мастерские да будут закрыты. И напротив, люди, занятые в сельском хозяйстве, могут свободно и законно продолжать свои занятия, так как часто бывает, что другие дни не столь благоприятны для посадки винограда. Поэтому нельзя пренебрегать подходящим временем для таких дел, чтобы не лишиться щедрости неба (Codex Justinianus, lib. 3. tit. 12, 3, transl. by Philip Schaff, History of the Christian Church, vol. 3 [1902],p.380). Какой церковный собор установил соблюдение воскресного дня и запретил празднование субботы?Лаодикийский собор издал указ, чтобы христиане праздновали воскресенье; если же они будут упорствовать в соблюдении субботы, "то они отпадут от Христа" (см. Hefelle, A History of the Councils of the Church, vol. 2, p. 316). Издавались ли еще какие-либо имперские воскресные законы?"Указы, изданные Константином, знаменовали собой начало долгой, хотя и прерывистой серии имперских указов в поддержку воскресного дня как дня покоя" (там же, стр. 29). Примечание. "Закон, изданный в 386 году в период правления Феодосия I, принуждал более строго следовать всем нововведениям императора Константина, и строго запрещал делать все мирские дела в воскресный день... В 425 году во время правления Феодосия Младшего было запрещено показывать зрелища по воскресным дням и в то время, когда у христиан были главные посты. Это было сделано для того, что посвящение верных ничем не было омрачено... Таким путем церковь получила помощь от государства для осуществления своих целей... Но так как эта помощь вызвала лишь беспорядок в духовных и светских делах и привела к большому числу лишь внешне обращенных, то ее не нужно было оказывать церкви" (Neander, General History of the Christian Religion and Church, vol. 2 [1852 ed.], pp. 300, 301). Посредством указов, изданных другими императорами в период между 364 и 467 годами, время от времени налагались новые запреты и вводились новые свободы. Кодекс Юстиниана являлся сводом законов для подданных империи, и с того времени, когда Карл Великий, король франков, стал коронованным императором (800 год), этот кодекс был в действии по всей "святой Римской империи". Средневековые указы, предписания папы римского и постановления о соблюдении воскресного дня были введены в силу гражданской властью (The New Schaff-Aerzog Encyclopaedia of Religios Knowledge, vol. 11, p. 147). Позже церковные соборы оказали некоторое влияние на бывшую Римскую империю, так как церковь была едина. Лаодикийский собор (IV век) постановил, чтобы люди работали в субботу и по возможности отдыхали в воскресные дни. "Орлеанский собор (538 год), выступая против соблюдения субботнего дня, запретил все виды работ под угрозой суда. Мейконский собор (585 год) постановил, что день Господень - это день регулярного отдыха, который образно представлен седьмым днем в законе и пророках и который запрещает всякую работу. Насколько далеко это движение зашло к концу VI столетия, видно из послания Григория Великого (папы римского, правившего с 590 по 604 годы), протестующего против запрета на купание в воскресные дни" (Hastings, Encyclopaedia of Religion and Ethics, vol. 12, pp. 105,106, art. "Decrees of Church Councils"). Закон Карла Великого, 789 год: "И мы решаем, согласно тому, что Господь заповедал в законе, что рабский труд не должен совершаться в день Господень подобно тому, как мой отец блаженной памяти издал свои синодальные указы, что люди не должны заниматься сельскохозяйственными работами, возделывать виноград, пахать землю и т. д., чтобы слава и покой дня Господнего были сохранены во всех отношениях. Но пусть они собираются отовсюду в церковь на народный праздник и в этот день славят Бога за все добрые дела, которые Он сделал для нас" (Charlemagne. Admonitia Generuhs, in Monumenta Germanise Historica, Leges, sec. 2, tom. 1, p. 61, par. 81). В Англии по повелению лорда Мэнсфилда (1599 г.) Уильям Победитель и Генри II объявили кодекс Юстиниана о соблюдении воскресного дня законом Англии. Ряд парламентских актов урегулировал соблюдение воскресного дня в Англии (см. The New Schaff-Herzog Encyclopaedia of Religions Knowledge, vol. 11,pp. 147, 148). Первый воскресный закон, обнародованный в Америке, Вирджиния, 1610 год: "Все мужчины и женщины должны посещать утренние богослужения и проповеди в субботу, и во второй половине дня они должны приходить на богослужения, чтобы получить наставления. За первое нарушение они будут лишены пособий и содержания на всю неделю, за второе нарушение они будут лишены указанного пособия и подвергнутся наказанию розгами, а за третье нарушение они будут казнены" (For the Colony in Virginea Britannia, Lavves, Morall and Martiall&c, in Peter Force, Tracts Relating to the Colonies in North America [Washington, 1844], vol. 3, No 2, p. 10). Закон Карла II, 29 год, 1676-77: "Постановляю... что каждый человек должен соблюдать день Господень, назидая себя в благочестии и истинной религии, публично и частным образом; и что никто из людей не должен делать мирские дела или какую-либо часть из них в день Господень, как это обычно принято у них, за исключением самых необходимых дел и дел милосердия... и что никто из людей не должен публично выражать свои эмоции, заниматься торговлей, выставлять свои товары" и т. д. (British Statutes at Large, 29th year of Charles П, chap. 7). Указы, введенные в силу после Пуританских законов 1644-1658 годов, были значительно короче и мягче предыдущих. Они запрещали путешествовать, но ничего не упоминали о спортивных играх и развлечениях и делали те же ограничения для пищи и молока. Важность этих событий состоит в том, что они связаны с изменением главного воскресного закона Англии в течение почти двухсот лет (см. Encyclopaedia Britannica [1945 ed.], vol. 21, p. 565), который лег в основу многих последующих воскресных законов в различных американских колониях. Некоторые их этих актов были взяты за основу для создания наших государственных законов. Кто воздвигает гонение и почему?Злые люди преследуют праведныхЧто предпринимали иудеи по отношению к Иисусу, который не соблюдал субботу в соответствии с их обычаями и представлениями?"И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу" (Ин. 5:16). Какой пост угоден Богу более всего?"Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо" (Ис. 58:6). Примечание. Иисус поступал именно так. Он, Создатель и Господин субботы, кроме посещения религиозных служений и участия в них (см. Лк.4:16), делал в субботу добро, исцелял больных, освобождал угнетенных, восстанавливал расслабленных, хромых и слепых. Но все эти дела, совершенные в полном единстве с Божьим Законом, великим законом любви, находились в противоречии с традициями и извращенными представлениями иудеев о субботе. Поэтому они стали притеснять его и искали повод, чтобы предать Его смерти Почему Каин убил Авеля?"Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны" (1 Ин.3:11,12). Примечание. Если вы обратитесь к Слову Божьему, то оно откроет вам, что еще от начала все добрые люди были гонимы именно потому, что они были добры. Каин убил своего брата потому, что тот был добр, и поэтому он не любил его. Говоря об отношении сына рабыни Измаила к Исааку, какой принцип выделяет Павел?"Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне" (Гал. 4:29). Примечание. Библия упоминает и о других преследованиях: а) Исав, продавший свое первородство, преследовал Иакова (см. Быт. 25:29- 34; 27:41); б) своенравные и завистливые сыновья Иакова притесняли Иосифа (см. Быт. 37, Деян. 7:9); в) идолопоклонники египтяне притесняли евреев (см. Исх. 1 и 5); г) два еврея, которые ссорились друг с другом и отстранили Моисея, когда он пытался вмешаться (см. Исх. 2:13, 14); д) Саул, проявивший неповиновение Богу, преследовал Давида, который боялся Бога (1 Цар. 15, 19,24); е) Израиль в период отступничества преследовал Илию и Иеремию, которые были Божьими пророками (см. 3 Цар. 19:9, 10; Иер. 36:20- 23,38:1-6); ж) идолопоклонник Навуходоносор притеснял трех еврейских пленников, отказавшихся поклоняться идолам (см. Дан. 3); з) завистливые идолопоклонники князья царя Дария преследовали Даниила за то, что он отважился молиться небесному Богу (Дан. 6); и) убийцы Христа преследовали апостолов за то, что они проповедовали о Нем (см. Деян. 4 и 5 гл.); к) Павел до своего обращения притеснял церковь Божью (см. Деян. 8:1; 9:1,2; 22:4, 5.20: 26:9- 11: Гал. 1:13; 1 Тим. 1:12.13). История всех религиозных гонений со времен, описанных в Библии, - это одна и та же повторяющаяся история, когда нечестивые преследуют праведных. Так будет продолжаться до конца времени, пока не завершится конфликт между добром и злом (см. Пс. 36:12,14,32). Кто, по словам Павла, пострадает от преследований?"Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3:12). Каковы предпосылки для возникновения религиозного гонения?Церковный контроль над гражданской властью или союз церкви и государства. Поскольку гонение - это откровенное зло, то что можно сказать о правителях, которые преследуют людей?Они также злы и несправедливы. Примечание. "Многие люди, по-видимому, не понимают, что ожесточение в религии - это грех, и притеснитель, кем бы он ни был, никогда не бывает прав" (Thomas darke. History of Intolerance [1819ed.],vol.l,p.3). "Разве не заблуждались почти всегда почти все правители мира в религиозных вопросах?" (Macaulay, Essay on "Gladstone on Church and State", in his Cristical and Historical Essay [1865 ed,], vol. 2, p. 60). Бог никогда не принуждает волю или совесть; сатана же, чтобы ввести человека в грех, прибегает к силе. Чтобы осуществить свои намерения, он действует через религиозных и светских правителей, побуждая их устанавливать и вводить в силу человеческие законы, противоречащие Закону Божьему. В каком великом заблуждении будут пребывать те люди, которые, по словам Христа, будут притеснять Его последователей?"Изгонят вас из синагог, даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу" (Ин. 16:2). Кто был первым убийцей?"Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала" (Ин. 8:44). Когда Иаков и Иоанн пожелали низвести огонь с неба, чтобы истребить самарян за то, что те не приняли Христа, что Он сказал им тогда?"Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете. какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать" (Лк. 9:55, 56). О тех, кто оправдывает гонениеПретендовало ли папство на то, что оно имеет власть притеснять людей?Да. Примечание. Ни один протестант, достаточно компетентный в вопросах истории, не будет оспаривать тот факт, что "Римская церковь пролила больше невинной крови, чем любая другая организация, существовавшая когда-либо среди людей. В настоящее время осталось так мало памятников, свидетельствующих о некогда происходивших гонениях, что невозможно получить полное представление об огромном числе жертв, и совершенно ясно, что никакое воображение не может представить себе всех страданий, выпавших на их долю" (W. Е. Н. Lecky, in History of the Rise and Influence of the Spirit of Rationalism in Europe [1910 ed.], vol. 2, p. 32). "Это требование ввести принудительную юрисдикцию, как и ожидалось, было отклонено многими неортодоксальными юристами. Так, Марсилий Патавиний (DefensorPacis, II, iv), Антоний де Доминий (Derep. eccl., iv, vi, vii, ix), Ричер [De eccl. et pol. Potestate, xi-xii] и позже синод в Пистое единодушно постановили, что принудительная юрисдикция всецело принадлежит гражданской власти, и пытались ограничить церковь в использовании нравственных методов воздействия. Эта ошибка всегда осуждалась святейшим престолом. Так, в булле "Auctorem Fidei" Пий VI делает следующее заявление относительно одного пистойского утверждения: "Вышеупомянутое утверждение относительно того, что церковь не обладает властью требовать подчинения своим указам иначе, чем посредством убеждений, до сих пор означало, что церковь "не получала от Бога власть не только для того, чтобы давать указания посредством советов и убеждений, но также и для того, чтобы править посредством законов и заставлять правонарушителей и непослушных повиноваться посредством внешних полезных наказаний" (процитировано из ... Adassiduas [1755] Бенедикта XIV). Это приводит к системе, которая уже осуждена и признана еретической. Нельзя считать, что законы папы должны касаться исключительно духовных вопросов, и наказания, которые они предписывают, должны носить исключительно духовный характер. Церковь - это совершенное общество. Она не зависит от государства, но существует потому, что учреждена самим Богом. Являясь совершенным обществом, она имеет право на все те средства, которые необходимы ей для достижения ее цели. К этим средствам относятся отнюдь не только духовные истины и наказания, поскольку церкви требуется определенное материальное имущество, такое, как храмы, школы, семинарии, а также фонды, необходимые для их содержания. Для управления и охраны этого имущества требуются законы, отличные от тех, которые действуют в духовной сфере. Должны быть изданы канонические законы, с помощью которых осуществлялось бы их управление. В самом деле, было бы ошибкой утверждать, что церковь является духовным обществом; оно духовно в отношении конечной цели, к достижению которой направлена ВСЯ ее деятельность, но не а отношении ее нынешнего состояния и устройства. Возникает вопрос: законно ли для церкви не только приговаривать правонарушителей к физическому наказанию, но и исполнять это наказание? К тому же уместно отметить, что право церкви прибегать к помощи гражданской власти для исполнения наказаний определенно доказано Бонифацием VIII в булле "Unam Sanctam". Эта декларация, даже если она и не является одной из частей буллы, в которой папа определяет пункты веры, определенно связана с теми ее частями, которые, по утверждению богословов, являются богословскими (Palmieri, "De Romano Pontifice", thes. xxi). Существует проблема больше теоретического, чем практического значения относительно того, что гражданское правительство давно сложило с себя полномочия осуществлять решения всякой церковной власти. Это действительно стало неизбежным, когда большая часть населения вышла из католической церкви. Предполагаемое положение вещей может существовать лишь в том случае, если все люди были бы католиками по духу и сила папских решений была бы признана всеми согласно их совести" (The Catholic Encyclopaedia, vol. 12, p. 266, art. "Pope", New York: The Gilmary Society, A Membership Corporation). "Римско-католическая церковь убеждена, что посредством своих Божественных прерогатив она является единственной истинной церковью и что она должна требовать право на свободу для себя одной, поскольку такое право можно получить только через истину, но никак не через заблуждение. Что касается других религий, то церковь, конечно, никогда не возьмется за меч, но она будет требовать, чтобы законными средствами им не было позволено распространять лжедоктрины. Поэтому, когда большинство людей станут католиками, церковь будет требовать, чтобы законное положение таковых было бы признано ошибочным, и что если религиозное меньшинство действительно существует, то оно должно иметь только существование де-факто без предоставления возможности распространять свое учение. Если же обстоятельства, связанные с враждебностью правительства или противодействием отступнических групп, сделают невозможным осуществление этих принципов, то католическая церковь будет требовать для себя все необходимые уступки, признав де-юре возможным принять как не слишком большое зло терпимость к другим формам поклонения. В некоторых странах католики будут обязаны добиваться полной религиозной свободы во всем, в других же странах, где им не будет позволено ничего больше, как только справедливо жить, они откажутся от этого... Мы хотим, чтобы протестанты поняли, что католическая церковь изменила бы своей вере, если бы она продемонстрировала теоретически и практически, что заблуждение может иметь ту же правоту, что и истина, особенно там, где высший долг и интересы человека поставлены на карту. Церковь не может стыдиться своей нужды в терпимости, как она утверждает об этом в законе и применяет на практике" ( F. Cavalli, S. J., La Civilta Cattoiica апрель 1948; процитировано в передовой статье в The Christian Century, 23 июля 1948, с. 623). "Есть основание предполагать, - говорит Пол Хатчинсон о современном развитии политических событий, - что давний спор между церковью и государством, или церкви против государства, скоро примет такой ожесточенный характер, какого люди не знали тысячелетиями. Готовы ли мы встретить эту бурю? Представляем ли мы себе, из скольких мест она будет налетать?" (The New Leviathan [1946 ed.l, 19). Великие люди осуждают преследованиеЭта ошибочная позиция была опровергнута лордом Макалеем в следующих словах: "Доктрина, которая с самого начала возникновения религиозных разногласий была воспринята всеми приверженцами сект, выраженная немногими словами и лишенная риторической маски, звучит так: я прав, а ты неправ. Когда ты сильнее, ты должен терпеть меня, ибо это твой долг - терпеть истину. Но когда я сильнее, я буду преследовать тебя, ибо мой долг - преследовать заблуждение" (Essay "Sir James Mackintosh" in Critical and Historical Essays [1865 ed.], vol. 1, pp. 333, 334). Бенджамин Франклин: "Когда религия приносит благо, то я думаю, что она поддержит себя; но когда она не может поддержать себя и Бог не проявляет заботу о том, чтобы поддержать ее, так что ее проповедники вынуждены обращаться за помощью к светской влети, то я думаю, что это плохая религия" (Letter to Dr. Price, Oct. 9, 1780, in The Writings of Benjamin Franklin, vol. 8, p, 154). Джон Уэсли дал христианам такой совет: "Не осуждайте других за то, что они не думают так же, как и вы: пусть каждый наслаждается полной свободой мышления. Пусть каждый поступает в жизни соответственно своему суждению, ибо каждый должен дать отчет Богу за свои дела. Берегитесь духа нетерпимости во всех его проявлениях. Если вы не можете убедить человека в истине, то никогда не пытайтесь принудить его к этому. Если любовь не побуждает его прийти к свету, то предоставьте его Богу. Судье всех" ("Advice to the People Called Methodists", in his Works, vol. 8 [1830 ed.J, p. 357). Божье средство для посвященныхКакие Божьи наставления, принятые и исполненные людьми, помогли бы им избежать гонений и притеснений?"Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22:39). "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7:12). Чего не делает любовь?"Любовь не делает ближнему зла, итак любовь есть исполнение закона" (Рим. 13:10). Что говорит Христос о блаженстве гонимых?"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас" (Мф. 5:10-12, см. Откр. 2:10; 6:9- //). Примечание. Мир ненавидит правду и любит грех. Вот почему иудеи были так враждебно настроены к Иисусу, когда Он был на земле. Те, кто не принимает Божью любовь, придут к выводу, что христианство доставляет им слишком много хлопот, и рано или поздно ополчатся против истины и тех, кто ее представляет. Дружба с Богом суть вражда с миром. Протестантов объявляют еретиками"В глазах римской церкви протестанты ясно и определенно кажутся еретиками, и если это название звучит оскорбительно, то оно оскорбляет ничуть не больше, чем истина... Мы не обсуждаем возможности доброй веры или теологические различия между существенной и формальной ересью. Если среди протестантов есть еретики, которые в неукротимом невежестве отвергают некоторые догмы веры, тогда как искренние верующие принимают все, как оно есть, то мы или наша церковь не должны безоговорочно принимать или отвергать все. Лишь всевидящий Сердцеведец может знать об этом. Но, по-нашему мнению, утверждение, что всех протестантов нельзя считать еретиками, людьми, которые добровольно отвергли свет, заслуживает безоговорочного осуждения, так как оно свидетельствует против современного учения о спасении и против действенности средств, которые Бог безотказно дает тем, которые делают все возможное, чтобы прийти к познанию истины. В этом, так же как и во всех других вопросах учения, церковь является нашим единственным путеводителем. Бесспорно то, что церковь всегда считала протестантов еретиками, всегда называла их еретиками и всегда поступала с ними, как с еретиками. Это зло заставляет нас утверждать, что учение протестантской церкви "верно лишь отчасти" и "слишком оскорбительно". Мы ненавидим тех бесхребетных католиков, которые готовы сблизиться и сотрудничать с протестантам и по причине того, что они обратились в их веру" (The Western Watchman, римско-католическое издание, 27 января 1916). "Фактически церковь поначалу обходилась с еретиками более мягко, отлучая их от церкви и конфискуя их имущество... пока наконец она не была вынуждена прибегнуть к исключительным мерам наказания; "во-вторых, опыт показывает (говорит Белларм, "De Laicis", I, 3, стр. 21), что нет другого средства, ибо церковь постепенно наступала и испробовала все средства: сначала только отлучение, потом был добавлен денежный штраф, затем ссылка, и к итоге она была вынуждена прибегнуть к смертной казни. Еретики ни во что не ставят отлучение от церкви и говорят, что это средство не имеет силы; если же вы угрожаете им денежным штрафом, то они ни Бога не боятся, ни людей не стыдятся, зная, что они найдут глупцов, которые поверят им и поддержат их. Если заключить их в тюрьму или выслать, то они развратят тех, кто будет рядом с ними, своими словами, а тех, кто будет находиться на расстоянии от них, - своими книгами. Есть только одно средство - отправить их как можно скорее в то место, которое по праву принадлежит им. Церковная община и ее общественный порядок, против нарушения которых существует множество церковных предписаний, должны быть непременно сохранены, чтобы души людей могли быть просвещены через истинную веру и добрые дела и чтобы они могли получить вечное спасение" (Institutiones Juris Ecdesiastici Publici (Institutes of Public Ecclesiastical Law), P. Marianus de Luca, S. J. [Roman Catholic], Professor in the Gregorian University of Rome, vol. t,p. 143, 1901). Примечание. Этот труд был одобрен папой римским Львом XII
|