13. Молитва и общественное богослужение |
Важность размышления и молитвыБожьи обетования о молитвеПосредством чего псалмопевец обращается к Богу?"Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть" (Пс. 64:3). Кому, согласно Библии, воздает Бог?"Ищущим Его воздает" (Евр. 11:6). Насколько благосклонно Бог выслушивает молитвы и отвечает на них?"Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него" (Мф. 7:11). Что больше всего свидетельствует о Божьей готовности помочь нам?"Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Рим. 8:32). Первый шаг в молитвеПри каком условии мы можем получить обещанные благословения?"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф. 7:7, 8). Примечание. "В молитве человек открывает свое сердце Богу как своему Другу" (Е. Г. Уайт. "Путь ко Христу", с. 93). Молитва не изменяет Бога, но изменяет нас и наши отношения с Ним. Она дарует нам благословения и такое духовное состояние, когда Бог может последовательно и благополучно исполнить наши просьбы. "Как нам следует молиться, чтобы нас услышали и к нам пришла помощь? Во-первых, мы должны по-настоящему желать того, чего мы просим. Сами слова не имеют в молитве решающего значения: мы должны чего-то хотеть и сознавать в этом свою зависимость от Бога" (Дж, Р. Миллер). От Кого приходят все добрые и совершенные дары?"Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак. 1:17). Что должен делать человек, у которого недостает мудрости?"Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему" (Иак. 1: 5). Три условия для получения ответа на молитвуКак должен человек просить у Бога, чтобы получить от Него ответ?"Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой; да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1: 6, 7; см. также Мк. 11:24). Когда, по словам псалмопевца, Бог не услышит молитву?".Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь" (Пс. 65:18; см. также Ис. 59:1, 2; Иак. 4:3). Чья молитва, по словам Соломона, является мерзостью?"Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость" (Притч. 28:9). Примечание. Разлад и несогласие угашают дух молитвы (см. 1 Петр. 3:1-7). Многие огорчают Духа и изгоняют Христа из своих жилищ, проявляя нетерпимость и давая место страстям, Ангелы Божьи покидают такие дома, где произносятся недобрые слова, где царят разногласия и ссоры. За кого Христос учил нас молиться?"А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5:44). Примечание. Мы не можем ненавидеть тех, за которых мы искренне молимся. Что мы должны делать, когда молимся, чтобы Отец Небесный простил нас?"И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши" (Мк. 11:25). Время, место и содержание молитвыЧто говорил Христос о тайной молитве?"Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6:6). Какие места выбирал Иисус для тайной молитвы?"И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине, и вечером оставался там один" (Мф. 14:23). Что следует добавлять к нашим молитвам?"Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом" (Флп.4:6). Как часто нам следует молиться?"Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом" (Еф. 6:18). ".Непрестанно молитесь" (1 Фес.5:17). "Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки" (Пс. 144:2). Как часто, по словам псалмиста, он хотел бы молиться?"Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой" (Пс. 54:18; см. также Дан. 6:10). Во имя Кого Христос учил нас молиться?"И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю" (Ян. 14.13). Почему неправедный судья ответил на просьбу вдовы?"Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне" (Лк. 18:4, 5). Примечание. Суть притчи состоит в том, что "должно всегда молиться и не унывать" (Лк. 18:1). Если эта женщина благодаря своей настойчивости сумела получить ответ на свою просьбу от такого человека; то тем более справедливый Бог ответит на искренние настойчивые молитвы Своих людей, хотя ответ может прийти с большим запозданием. Темы для размышленияВ чем Павел наставлял Тимофея?"О сем заботься, в сем пребывай" (1 Тим. 4:15). Примечание. Размышление для души есть то же самое, что пища для тела. Человек принимает и усваивает то, что он видит, слышит и читает. Размышляя над этим, он делает для себя практические выводы и обогащает свой внутренний мир. Когда, по словам псалмиста, он восхвалял Бога радостными устами? "Когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи" (Пс. 62:7). Каким будет это размышление для того, кто любит Бога?"Сладостно будет мое размышление о Нем" (Пс. 103:34 - англ пер.). О чем, по словам псалмиста, размышляет блаженный муж?"Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!" (Пс. 1:2). Искушение и размышление С каким врагом мы должны постоянно бороться?"Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник, ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петр. 5:8). Каким образом человек подвергается искушению?"Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью" (Иак. 1:14). Что мы должны делать, чтобы враг не возобладал над нами?"Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна" (Мф. 26:41). Необходимость в постоянной молитвеКак часто мы должны молиться?"Непрестанно молитесь" (1 Фес. 5:17). "Будьте... в молитве постоянны" (Рим. 12:12). Примечание. Это не значит, что мы только и должны делать, что преклоняться перед Богом в молитве, отнюдь. Но нам не следует и пренебрегать молитвой. Нам необходимо всегда сохранять молитвенный дух, когда мы исполняем свои жизненные обязанности, чтобы быть готовыми направить наши просьбы к небу и получить помощь во время нужды. Приготовление к возвращению ХристаКакое наставление дал нам Христос, чтобы мы могли приготовиться к Его пришествию?"Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время... А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте" (Мк. 13:33-37, см. также Лк. 21:36). Почему в последнее время особенно необходимо бодрствовать и молиться?"Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени!" (Откр. 12:12). Бодрствование в молитвеНаказ бодрствоватьКак мы призываемся бодрствовать?"Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах" (1 Петр. 4:7). Кому Христос адресовал Свой наказ бодрствовать?"А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте" (Мк. 13:37). Искушение и бодрствованиеКаково одно из прошений молитвы Господней?"Не введи нас в искушение" (Мф. 6:13). Посредством чего мы можем избежать искушения?"Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна" (Мф.26:41). Примечание. Бодрствовать в молитве - значит общаться с Богом посредством молитвы, сохраняя дух бдительности. Какими другими словами выражен этот долг? "Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением" (Кол. 4:2). Насколько верны мы должны быть этому призыву?"Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением..." (Еф. 6:18). Примеры неустанного бодрствованияВ каком случае Израиль одолевал своего неприятеля?"И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик" (Исх. 17:11). Что случилось в доме, когда хозяин потерял бдительность?"Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего" (Мф. 24:43). Что происходит с теми, которые надеются на Господа?"А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся" (Ис. 40:31). Для чего, по словам Аввакума, он бодрствовал?"На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтоб узнать, что скажет Он во мне" (Авв. 2:1). Примечание. Некоторые страстно желают, чтобы Бог услышал их во время молитвы, но они проявляют полное безразличие к тому, что Он говорит в ответ. Успех или неудачаКак мы можем избежать бедствий, приходящих в мир?"Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сил будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого" (Лк. 21:36). Примечание. Бдительность необходима так же, как и молитва, если мы хотим избежать зла, обмана и бедствий последнего времени. Что произойдет, если человек утратит бдительность?"Если же раб тот скажет в сердце своем: "не скоро придет господин мой", и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными" (Лк. 12:45, 46). Какими должны быть слуги Христа, когда Он придет?"Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи; и вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, пришед, найдет бодрствующими" (Лк. 12: 35-37). Ответы на молитвуБезграничные возможности БогаКак Бог предвидит нужды Своих детей?"И будет, прежде нежели они воззовут, - Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу" (Ис. 65:24). Есть ли какой-либо предел для Божьей способности оказывать помощь?"А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать не сравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем" (Еф. 3:20). Насколько обильно Бог обещал восполнить наши нужды?"Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом" (Флп.4:19). Ограниченное понимание человекаВсегда ли мы знаем, о чем надо молиться?"Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно" (Рим. 8:26). Всегда ли Бог считает нужным удовлетворить наши просьбы?"Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи"" (2 Кор. 12:8, 9). Примечание. Недугом Павла, как считают некоторые, было слабое зрение (см. Деян. 9:8, 9. 18;22:11-13). Этот недостаток должен был постоянно напоминать ему о его обращении, и поэтому он являлся для него в определенном смысле благословением. Терпение и настойчивостьЧто мы должны делать, если ответ на молитву не приходит сразу же?"Покорись Господу и надейся на Него" (Пс. 36:7). Какова цель притчи о докучливой вдове?"Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать" (Лк. 18:1). Примечание. Докучливая вдова добилась исполнения своей просьбы благодаря проявленному ею упорству. Бог хочет, чтобы мы искали Его во время молитвы, и искали серьезно. Он воздает тем, кто усердно ищет Его (см. Евр. 1!:6). Как молился Илия, прежде чем получить ответ на свою просьбу?"Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плодовой" (Иак.5:17,18; см. также Откр. 11:3-6). Два главных условияПри каком условии, по словам Христа, мы получим то, чего просим?"Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам" (Мк. 11:24). Ответит ли Бог на молитву без веры?"Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1:6, 7). О каких молитвах мы можем определенно сказать, что они будут услышаны Богом?"И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего поводе Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него" (1 Ин.5:14, 15). Примечание. Божья воля выражена в Его законе. Его обетованиях и Его Слове (см. Пс. 39:9: Рим. 2:17,18: 1 Петр. !:4). Примеры ответов на л молитвуКогда Даниилу и его товарищам угрожала казнь из-за того, что вавилонские мудрецы не могли открыть Навуходоносору его сон, как Бог ответил на их совместные молитвы?"И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога Небесного" " (Дан. 2:79). Примечание. В 1839 году турецкий султан издал указ, предписывающий христианам покинуть империю. Узнав об этом, американский миссионер в Турции д-р Уильям Гудел приехал домой к своему другу д-ру Сайрусу Хэмлину, первому президенту колледжа Роберта в Константинополе, с печальными новостями: "Все обернулось против нас. Мы должны уезжать. Американский консул и британский посол говорят, что нам не стоит враждовать с этим невыдержанным и мстительным монархом". Д-р Хэмлин ответил на это: "Султан вселенной в ответ на молитву может изменить указ султана Турции". Они помолились. На следующий день султан умер, и указ так и не вступил в силу (см. Дан. 4:17,24, 25). Что делала церковь, когда Петр был заключен в темницу и ему угрожала смертная казнь от Ирода?"Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу" (Деян. 12:5). Каков был ответ на эти молитвы?"И вот, Ангел Господень предстал [пред Петром]... Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною... они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним" (Деян. 12:7-10). Поскольку Соломон просил мудрости, но не долгой жизни и богатства, что сверх мудрости дал ему Бог?"И то. чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу" (3 Цар. 3:11-13). Примечание. Следующие места Писания напомнят нам, о чем мы должны молиться: 1) о хлебе насущном, Мф. 6:11; 2) о прощении грехов, 2 Пар. 7:14; Пс.3!:5,6; 1 Ин. 1:9:5:16: 3) о Святом Духе, Лк. 11:13; Зах. 10:1; Ин. 14:16; 4) об избавлении в час искушений и опасностей, Мф. 6:13; Ин. 17:11, 15; Притч. 3:26; Пс.90; Мф. 24:20; 5) о мудрости и разуме, Иак. 1:5;3 Цар.3:9; Дан. 2:17-19; 6) о тихой и мирной жизни, 1 Тим. 2:1,2; 7) об исцелении больных, Иак. 5:14, 15: 4 Цap. 20:1-11; и) об успехе служителей Бora и Евангелия. Еф. 6:18, 19; Кол. 4:3; 2 Фес. 3:1; 9) о страдающих за истину, Евр. 13:3; Деян.12:5; 10) o царях, правителях и всех началъствующих, 1Тим.2:1,2; Ездр.6:10; 11) об успехе в нецерковных делах, 2 Кор. 9:10; Иак.. 5:17,18; 12) о наших врагах, Мф. 5:44; 13) о пришествии Христа и установлении Божьего Царства. Mф. 6:10; Откр. 22:20. Общественное богослужениеДух истинного поклоненияВ каком духе следует поклоняться Богу?"Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4:24). Как нам следует поклоняться Богу? "Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его" (Пс. 28:2). Какая поза верующих во время поклонения свидетельствует об их смирении и истинном благоговении перед Богом?"Приидите, поклонимся, и припадем, преклоним колена пред лицем Господа, Творца нашего" (Пс. 94:6). Является ли пение частью богослужения?"Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою". "Идите пред лице Его с восклицанием." (Пс. 99:4, 2). Одобряет ли Библия использование музыкальных инструментов для прославления Бога?"Хвалите Его со звуком трубным, хвалите его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами [буквально: "со свирелью"], хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных" (Пс. 150:3-5: см. также Пс. 91:1-4). Какое чудесное обетование дано тем, кто надеется на Господа?"А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся" (Ис. 40:31). Присутствует ли Христос только в больших собраниях?"Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20). Ценность и радость общественного богослуженияКакие чувства испытывал псалмист, стремясь прославить Бога среди народа?"Возрадовался, когда сказали мне: "пойдем в дом Господень"". "Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому". "Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия" (Пс. 121:1;83:3, 11). Какое наставление дает Павел относительно посещения общественных богослужений?"Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного" (Евр. 10:25). Ведет ли Бог учет того, как происходит общение в Его народе?"Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его". И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему" (Мал. 3:16, 17). Какое предупреждение дано относительно поведения в доме Божьем?"Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают" (Еккл. 4:17; см. также 1 Тим. 3:15). Являются ли дары и приношения неотъемлемой частью богослужения?"Воздайте Господу славу имени Его, несите дары, и идите во дворы Его". "Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному" (Пс.95:8; 75:72). Время, назначенное БогомКакой день Бог специально назначил для общественного богослужения?"В седьмый день суббота покоя, священное собрание" (Лев. 23:3). Как Бог повелел нам соблюдать этот день?"Помни день субботний, чтобы святить его... не делай в оный никакого дела" (Исх. 20:8-10). Будут ли совершаться общественные богослужения на новой земле?"Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь" (Ис. 66:22, 23). Правила, существующие в церкви:1. Приходите в церковь пораньше. Будьте пунктуальными и приходите на свое место за несколько минут до начала служения. 2. Идя в церковь, сохраняйте дух благоговения. По пути не забывайте, куда вы идете. Не будьте легкомысленными и избегайте разговоров на мирские темы. 3. Перед тем как войти в храм и входя в него, совершите безмолвную молитву, чтобы пребывать под влиянием Святого Духа. 4. Прежде чем занять свое место, склоните в благоговении голову и помолитесь за себя и за тех, кто входит во святилище. 5. Твердо решите, что вы не будете думать, смотреть и говорить о том, что может отвлечь вас от святых целей, ради которых вы пришли сюда. 6. Когда служитель взойдет на кафедру, искренне помолитесь за него. 7. Пока происходит служение, принимайте в нем активное участие как слушатель и поклоняющийся. 8В конце служения, после того как будет совершена молитва, радостно и доброхотно поприветствуйте всех, с кем вы повстречаетесь, помня, что христианское общение является частью христианского богослужения (епископ Винсент). Примечание. При входе во многие церкви расклеены объявления, в которых содержится прекрасный совет: "Всякий раз. когда вы приходите в эту церковь, вспоминайте, что это дом Божий. Будьте почтительны, немногословны и внимательны. Уходя из церкви, молите Бога о себе, о тех, кто служит здесь, и о тех, кто здесь поклоняется". Почтительное отношение к дому БожьемуПочему Бог дал Своему народу указание построить святилище?"И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их" (Исх. 25:8). Как Господь приказал людям относиться к месту Своего обитания?"Субботы Мои храните, и святилище мое чтите. Я Господь" (Лев. 19:30). Что говорит Господь о предметах, посвященных на Его служение?"Вся заклятое есть великая святыня Господня" (Лев. 27:28). Когда Бог встретил Моисея у горящего куста, почему Он повелел ему снять обувь?"И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх. 3:5; см. также Ис. Нав. 5:15). Примечание. Присутствие Бога делает место святым. Где бы Бог ни встречался со Своим народом, это место становится святым. Что произошло, когда древняя скиния была сооружена?"И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию-" (Исх. 40:34; см. также 2 Пар. 5:13, 14). Почему нужно уважительно относиться к дому молитвы?"А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!" (Авв. 2:20). Примечание. Нe отдавая себе отчета в том. что в доме молитвы, где присутствует Сам Бог, многие относятся к нему без должного уважения. Ничто не является более уместным на богослужении, чем чувство благоговения и безмолвия, царящих на месте поклонения, и лишь слова молитвы, хвала и благодарение Богу должны раздаваться в этих стенах. Прежде чем войти в дом Божий, и перед тем как покинуть его, каждому верующему весьма уместно будет преклонить голову и совершить короткую безмолвную молитву. Бог не одобряет непочтительное отношениеКак Христос восстановил поруганную святость дома Божьего?"Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: "дом Мой домом молитвы наречется для всех народов"? а вы сделали его вертепом разбойников" (Мк. 11:15-17). Примечание. Очищение храма произошло незадолго до того, как Христос завершил Свое публичное служение. Подобным же образом он очистил храм в начале Своего служения (см. Ин.2:13-17). Какое наказание от Бога постигло Надава и Авиуда за то, что они принесли чуждый огонь во время служения в скинии?"Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им. И вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицем Господним" (Лев. 10:1, 2). Примечание. Этот случай, как и очищение храма, совершенное Христом в начале и в конце Его служения (см. Ин. 2:13-17; Мф. 21:11-16), показывает, что Бог особым образом относится к поклонению и поведению верующих в Его доме. Если какое-либо действие или обряд во время богослужения в церкви совершается без должного благоговения к Богу и святым вещам, то это нужно решительно пресекать. Место, посвященное для служения Богу, не следует отводить для мирских развлечений, увеселений, пиршеств и оживленных встреч. Благоговение и страх БожийДля чего мы призываемся хранить благодать?"Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий" (Евр. 12:28, 29). В каком духе, по словам псалмиста, он хотел поклоняться?"А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем" (Пс. 5:8). Какое наставление, касающееся нашего поведения в доме Божьем, дает Соломон?"Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают" (Еккл. 4:17). Кто присутствует во всех собраниях, где люди объединяются во имя Христа?"Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" .(Мф. 18:20). Христианское причастиеПостановления ветхозаветных временЧто имело отношение к поклонению Богу до Первого пришествия Христа?"И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное" (Евр. 9:1). На Кого указывали жертвоприношения?"И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение в жертву Богу, в благоухание приятное" (Еф.5.2). Примечание. Благодаря положениям закона о жертвоприношениях кающийся грешник проявлял свою веру в грядущего Искупителя, Который должен был пролить Свою кровь за грехи человечества. Эти жертвоприношения указывали на работу Христа и прообразно изображали ее. После распятия постановления христианской церкви указывают на прошедшие события, на жертву Христа, и служат для того, чтобы верующие могли проявить свою веру в дело Христа, которое уже совершилось. Новозаветные постановленияЧто Господь желает запечатлеть в нашей памяти?"Если преподанное удерживаете ток, как я благовествовал вам- что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию" (1 Кор. 15:2-4). Какой обряд символизирует собой погребение и воскресение Христа?"Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых" (Кол. 2:12). С какой целью была установлена вечеря Господня?"Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: "приимите, ядите, cue есть Тело Мое, за вас ломимое; cue творите в Мое воспоминание"" (1 Кор. 11:23, 24). Что символизирует собой вино?"Также и чашу после вечери, и сказал: "сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание" (1 Кор. 11:25). Что знаменуют собой хлеб и вино?"Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11:26). Какое предостережение дано тем, которые недостойно ведут себя во время вечери?"Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем" (1 Кор. 11: 27-29). Примечание. Последнее выражение поясняет, что означает есть и пить недостойно. Это делает не тот, кто глубоко убежден в своей греховности и считает себя недостойным Божьей милости и благодати, но тот, кто не понимает, что Христос умер за его грехи, и кто не раскаялся в них. Как необходимо готовиться к этому служению?"Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей" (1 Кор. 11: 28). Преимущество и сущность общенияКакова сущность христианского общения и очищения от греха?"Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" (1 Ин. 1:7). Каким высшим умиротворяющим общением наслаждаются христиане?"А наше общение - с Отцом и Сыном его Иисусом Христом" (1 Ин.1:3). Хвала и благодарениеВсегда и во всемВ какое время, по словам Давида, он имел желание благословлять Господа?"Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих". "Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки" (Пс. 33:1; 144:2). За что мы должны благодарить?"За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе" (1 Фес. 5:18). Когда и за что мы должны благодарить?"Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа" (Еф. 5:20). В каком состоянии оказались древние люди, которые не прославили и не возблагодарили Бога?"Но как они, познавши Бога, не прославили Ее о, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце" (Рим. 1:21). Какой элемент следует внести в наше поклонение?"Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом" (Флп. 4:6; см. также Кол. 4:2) Прославление Божьего имениЧто делали те, кто приносит в жертву хвалу?" Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня" (Пс. 49:23). К чему призывает всех псалмист?"Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе" (Пс. 33:4). Где, по его словам, он желал прославить Бога?"О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его" (Пс.21:26). Личное свидетельство Каким личным опытом, по словам псалмиста, он хотел поделиться со всеми, боящимися Бога?"Прийдите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей" (Пс. 65:16). Какое влияние оказывает такое свидетельство на кротких?"Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся" (Пс. 33:3). Заключительный призыв псалмиста Каким призывом псалмист завершает свои песни хвалы?"Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя" (Пс. 150). Песнь благодаренияКакой период истории земли, о котором мы читаем, сопровождался песнопениями?"Где был ты, когда Я полагал основания земли?.. при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божий восклицали от радости?" (Нов 38:4-7). Что сделал Израиль после своего избавления от Египта?"Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию... Господь крепость моя и слава моя. Он был мне спасением... и превознесу Его" (Исх. 14:31; 15:2). Каким образом ангелы выразили свою радость в связи с рождением Христа?"И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2:13, 14). Как нам сказано ходить пред Господом?"Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!" (Пс. 99:2; см. также 2 Пар. 29:30). Как, по словам псалмиста, Бог относится к такому служению?"Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии. И будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами" (Пс. 68:31, 32). Какое наставление дает Павел относительно духовных песнопений?"Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу" (Кол. 3:16; см. также Еф. 5:19; Иак. 5:13; Пс. 149:5.6). Примечание. Музыка, подобно поэзии и цветам, очищает и возвышает душу; поэтому она занимает достойное место в богослужении и в жизни народа Божьего. Она удовлетворяет все потребности человеческой души как ничто другое. Так же, как и молитва, музыка наилучшим образом подходит для богослужений. "В Библии дается много советов по поводу того, как использовать музыку и пение для прославления Бога. Извращая назначение музыки, враг использует ее в своих злых целях и превращает ее в одно из наиболее действенных орудий искушения. Но используемая надлежащим образом, она становится драгоценным Божьим даром, предназначенным для того, чтобы возвысить мысли, облагородить побуждения, вдохновить и вознести душу. Подобно тому как дети Израилевы, странствуя по пустыне, воодушевляли себя музыкой, состоящей из священных песнопений, так и сегодня Бог призывает Своих детей воспевать в радости, странствуя по этому миру. Мало найдется более эффективных средств для закрепления в памяти Его слов, чем их повторение во время пения. Такие песни обладают чудодейственной силой. Они могут покорять грубую не облагороженную природу, оживлять мысли, пробуждать сострадание, приводить в соответствие поступки и изгонять мрак и дурные предчувствия, которые лишают человека мужества и силы" (Е. Г. Уайт. "Воспитание", с. 167, 168). "О, если бы мы могли петь по утрам и вечерам и нести с собой песнь на всем нашем пути О, если бы мы могли положить песнь под наше бремя! О, если бы мы могли песней изгонять скорбь! Тогда все ужасное не казалось бы таким губительным. Пойте в своих домах, учите своих детей петь. Когда приходят невзгоды, встречайте их пением. Когда у вас горе, укрощайте его пением. Возвысьте голос хвалы в тревогах. Хвалите Бога в песнопениях; это вознесет вас над всеми испытаниями. Старайтесь преодолеть их. Песнопения, которые поются на небе и в народе Божьем на земле, являются наиболее сильным средством для выражения христианских чувств" (Генри Бичер). Музыка будущегоКакие музыкальные инструменты видел в руках искупленных Иоанн в данном ему видении ?"И видел я... и победившие... стоят... держа гусли Божий" (Откр. 15:2). Какую песнь они пели?"И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!" (Откр. 15:3; см. также Пс. 86.7).
|