Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 07 октября 2024
Крайности в питании PDF Печать Email

 Необходимо быть последовательными

 

ХВБГ, 55; СЗ, 153-155:

315. Многие взгляды, которых придерживаются [195] адвентисты седьмого дня, в корне противоречат воззрениям мира. Поэтому те, кто выступает в защиту непопулярной истины, должны больше всех остальных быть последовательными и проявлять твердость в своей жизни. Прежде всего, они не должны сторониться других людей, но, наоборот, стремиться к самым близким отношениям с теми, на кого они желают оказать соответствующее влияние, чтобы помочь им принять принципы, которые сами так высоко ценят. Подобное поведение будет хорошей рекомендацией тех истин, которые они исповедуют.

Выступающие в защиту санитарной реформы должны весьма внимательно относиться к своему рациону, чтобы явить преимущества здорового образа жизни в наилучшем свете. Люди сами должны служить примером благотворного влияния санитарной реформы, чтобы беспристрастные, искренние умы могли вынести о ней собственное суждение.

Есть большая группа людей, которые готовы отвергнуть любое реформаторское движение, каким бы разумным и целесообразным оно ни было, только потому, что это требует обуздания аппетита. Они прислушиваются к аппетиту, вместо того чтобы обратиться к разуму и законам здоровья. В глазах подобных людей все, кто оставляет проторенный путь человеческих обычаев и выступает за санитарную реформу, встретят только осуждение и сопротивление и будут считаться радикалами, даже если они будут следовать принципам здорового образа жизни. Но пусть никто не позволит оппозиции, насмешникам отвратить себя от реформы или же заставить легкомысленно к ней относиться. Тот, чье сердце исполнено тем же Духом, Который руководил и Даниилом, не будет ограниченным или самодовольным, но решительно и твердо встанет на сторону истины. В любом окружении, будь то братья по вере или другие люди, он не только не уклонится от принципа, но и непременно выкажет благородное, христоподобное терпение. Когда те, кто выступает за санитарную реформу, пустятся в крайности, не следует удивляться, что многие отвернутся от нее. Как часто наши религиозные убеждения из-за наших крайностей навлекают на себя дурную славу, и во многих случаях тех, кто воочию убедится в нашей непоследовательности, [196] уже невозможно будет убедить впоследствии, что санитарная реформа несет пользу и благо. Такие экстремисты за несколько месяцев причинят столько вреда, что для исправления его не хватит и всей жизни. Они делают работу, успех которой радует сатану.

Мне были показаны две группы людей: одни отворачиваются от света, которым Бог озарил их; другие же с фанатичным усердием осуществляют реформу согласно своему однобокому пониманию ее и навязывают ее другим. Имея определенную точку зрения, они упрямо отстаивают ее и почти во всем допускают перегибы.

Одни люди одобряют санитарную реформу, следуя примеру окружающих. Но сами они не осознали полностью ее принципы. Многие из тех, кто исповедуют истину, приняли ее, увидев, что другие разделяют ее положения, но на протяжении всей своей жизни так и не могли утвердиться в своей вере. Такие люди непостоянны. Вместо того чтобы проверять свои побуждения в свете вечности; вместо того чтобы на практике познать принципы, лежащие в основе их действий, вместо того чтобы углубиться в суть и строить свои убеждения на прочном основании, они идут вслед за светом чужого факела и, конечно, оступятся и упадут.

У других же людей сложилось неправильное представление о санитарной реформе. Они очень скудно питаются. Их пища очень низкого качества, в ней нет и намека на питательность. Важно тщательно готовить пищу, чтобы человек с нормальным аппетитом мог наслаждаться ею.

Ввиду того, что мы принципиально не употребляем ничего такого, что раздражает желудок и разрушает здоровье, мы никогда не должны создавать у людей впечатления, что возможно бездумное отношение к нашей пище. Я не рекомендую делать питание скудным. Многие из тех, кто извлек бы для себя большую пользу, следуя здоровому образу жизни, обманываются, считая, что скудный рацион, состоящий из блюд, приготовленных кое-как, на скорую руку, - главным образом каш и так называемых пресных сдобных булочек, плохо пропеченных и липких, - это и есть здоровая пища. Некоторые варят кашу на молоке с большим количеством сахара, думая при этом, что они следуют принципам санитарной реформы. Сочетание молока с сахаром может вызвать брожение в желудке, а это вредно. [197] Избыток сахара в питании засоряет ваш организм, что нередко является причиной заболевания. Некоторые уверены, что подобное меню вполне приемлемо, и ограничивают себя двумя или тремя видами пищи. Но слишком скудная пища, да притом не лучшего качества, не обеспечивает человека необходимыми питательными веществами...

Узость взглядов, излишняя щепетильность в малозначащих вопросах принесли много вреда пропаганде здорового образа жизни. Можно так экономить на питании, что вместо здоровой пищи получится убогая. А каковы последствия? Обедненная кровь. Мне приходилось наблюдать несколько случаев тяжелых заболеваний, трудно поддававшихся излечению, которые были вызваны скудным питанием. Причем не бедность вынуждала этих людей скудно питаться - они пытались претворять на практике свои ошибочные представления о санитарной реформе. Изо дня в день, и на завтрак, и на обед, подавались одни и те же блюда, без всякого разнообразия, что и вызвало расстройство пищеварения и общую слабость.

Ошибочные представления о реформе

СИ, 318-320:

316. Не все признающие на словах необходимость санитарной реформы действительно являются реформаторами в этом вопросе. Для многих людей реформа состоит лишь в том, чтобы отказаться от употребления определенных нездоровых продуктов. У них нет четкого и ясного понимания принципов реформы, и на их столах по-прежнему полно вредных лакомств; они очень далеки от того, чтобы быть примером христианского воздержания и умеренности.

Другие люди в стремлении показать всем правильный пример впадают в противоположную крайность. Некоторые, будучи несостоятельными питаться так, как хотелось бы, не утруждают себя заботой о сбалансированном рационе, а переходят на очень скудное питание. Их пища не обеспечивает организм элементами, необходимыми для образования здоровой крови. Их здоровье страдает, они не могут быть полезными обществу, и такой пример скорее говорит против реформы, нежели в ее пользу.

А еще некоторые думают, что если для здоровья нужно простое питание, то можно совсем не уделять внимания выбору продуктов или приготовлению пищи. Некоторые, ограничиваясь очень скудным питанием, не располагая [198] достаточным разнообразием продуктов для обеспечения нужд организма, страдают от этого впоследствии.

Навязывание своих взглядов

Люди, которые имеют слабое представление о принципах реформы, обыкновенно бывают самыми непреклонными, они не только сами строго придерживаются определенных взглядов, но и навязывают их членам своей семьи и соседям. Последствия их ошибочного представления о санитарной реформе проявляются в плохом здоровье, а настойчивые усилия навязать свои взгляды другим создают ложное представление об этой реформе и приводят к тому, что люди полностью отвергают ее.

Те, кто правильно понимает законы здоровья и следует им, будут остерегаться крайностей как в удовлетворении своих желаний, так и в ограничении их. Их рацион предусматривает не просто удовлетворение аппетита, но и восстановление организма. Они стремятся наиболее полно сохранить всю свою энергию для самого возвышенного служения Богу и людям. Их аппетит контролируется здравым смыслом и сознанием, и в награду за это они наслаждаются здоровьем ума и тела. Поскольку они не навязывают своих взглядов другим в насильственной, оскорбительной, грубой форме, их личный пример самым красноречивым образом свидетельствует о пользе верных принципов. Такие люди оказывают широкое, благотворное влияние на других.

В санитарной реформе есть подлинный здравый смысл. Этот вопрос следует широко и глубоко изучать, и никто не должен подвергаться критике за то, что он поступает не так, как другой. Невозможно предписать твердые правила, чтобы упорядочить привычки каждого человека, и поэтому никто не должен считать себя общепризнанным эталоном. Все не могут питаться одинаково. Пища, которая для одного человека будет питательной и вкусной, может оказаться для другого безвкусной и даже вредной. Одни не могут пить молоко, в то время как другим оно приносит пользу. Некоторые не усваивают горох и фасоль, а другие находят их самыми полезными для себя. Для некоторых продукты из муки грубого помола являются прекрасной пищей, другие же не могут употреблять их.

Избегайте скудного питания

СЦ 2, 366, 367:

317. Но как насчет скудного питания? Я говорила о том, как важно, чтобы качество и количество пищи соответствовало законам здоровья. Но мы не рекомендуем [199] скудное питание. Мне было показано, что многие имеют ошибочное представление о санитарной реформе и питаются слишком скудно. Они питаются продуктами дешевыми, недоброкачественными и без намека на питательность. Очень важно тщательно готовить пищу, чтобы человек с здоровым вкусом мог получать удовольствие от нее. Ведь мы принципиально отказались от употребления мяса, масла, чрезмерно сладких пирожков, ароматических приправ и животного жира - всего того, что раздражает слизистую оболочку желудка и в итоге разрушает здоровье. Нельзя допускать и мысли, что последствия того, как мы питаемся, незначительны.

Некоторые впадают в крайность. Они считают, что необходимо строго определенное количество пищи, и ограничивают себя двумя или тремя ее видами. Они допускают, чтобы на их столах появлялась очень скудная пища, к тому же однообразная. Малое количество пищи, причем не самого лучшего качества, не обеспечит организм необходимыми питательными веществами. Бедная пища не может способствовать образованию здоровой крови. Скудная пища обусловливает образование не обогащенной полезными веществами крови.

ХВБГ, 49, 50; СЗ, 118:

318. Хотя и вредно есть только ради того, чтобы удовлетворить испорченный вкус, но это не означает, что нужно совсем небрежно относиться к питанию. Вопрос питания - это вопрос первостепенной важности. Никто не должен обрекать себя на скудное питание. Многие люди ослаблены болезнью и нуждаются в питательной, вкусно приготовленной пище. Приверженцы санитарной реформы больше других должны заботиться о том, чтобы ни в чем не допускать крайностей. Организм должен получать в достаточном количестве все необходимое для здоровья.

Рукопись 59, 1912:

319. Дорогой брат! В прошлом ты слишком тщательно и скрупулезно претворял в жизнь принципы санитарной реформы, надеясь принести себе пользу. Однажды, когда ты был очень болен, Господь послал мне весть, чтобы спасти тебя от смерти. Ты переусердствовал, ограничив свое питание несколькими блюдами, В то время, когда я молилась о тебе, прозвучали слова о необходимости помочь тебе встать на правильный путь. Мне была послана весть о том, чтобы ты начал питаться лучше и разнообразней. Ничего не говорилось об употреблении мяса, но относительно пищи, которая тебе [200] необходима, были даны четкие указания. Ты принял эти советы, поправился и по-прежнему находишься с нами.

Я часто размышляла о тех наставлениях, которые были даны мне для тебя. Как много драгоценных вестей я получила, чтобы сообщить их больным и страждущим! За это я очень благодарна Богу и славлю Его.

Разнообразьте свое меню

СЦ 2, 63:

320. Мы советуем вам изменить образ жизни, а когда вы начнете осуществлять это, призываем вас к разумным шагам. Я знакома с семьями, которые, отказавшись от употребления мяса, резко перешли к скудному питанию. Их пища настолько убога, что желудок испытывает к ней отвращение, и после эти люди говорили мне, что санитарная реформа им не подходит, что они теряют физические силы. Это еще одна из причин того, что некоторые безуспешно пытаются упростить свое питание. Они обеднили свой стол, готовят пищу без должной прилежности - изо дня в день одни и те же блюда. На стол и не нужно подавать сразу много блюд одновременно, но необходимо следить за тем, чтобы пища была разнообразной изо дня в день. Она должна быть приготовлена просто, но так привлекательно, чтобы возбуждать аппетит. Ни в коем случае нельзя добавлять в пищу животный жир, потому что он осквернит любую приготовленную вами пищу. Употребляйте в пищу в основном фрукты и овощи.

Наставник молодежи, 31 мая, 1894:

321. Многие неправильно истолковали санитарную реформу и имеют искаженное представление о том, что означает правильный образ жизни. Некоторые в своем искреннем простодушии вообразили, что самая наилучшая диета состоит главным образом из жидких каш. Однако частое употребление жидкой каши не гарантирует нормального состояния пищеварительных органов, потому что она мало чем отличается от жидкости.

Учитывайте индивидуальные потребности

СЦ 2,254:

322. Ты ошибаешься, когда думаешь, что именно гордыня побуждает твою жену окружать себя комфортом и удобствами. Она связана ограничениями, а ты строго обращаешься с ней. Ее организм нуждается в более разнообразной и калорийной пище, и дома пусть она будет [201] окружена комфортом, уютом, какие ты только можешь создать для нее, чтобы по возможности облегчить ее труд. Но на все эти вопросы ты смотрел с неверной точки зрения. Ты думал, что почти любая пища достаточно хороша, если она нравится тебе и тем самым поддерживает твои силы. Ты настаивал на том, чтобы твоя слабая жена питалась скудно и экономно. Она не может поправиться и иметь здоровую кровь при таком питании, которым ты ограничиваешься, чувствуя себя при этом хорошо. Не все люди могут употреблять ту пищу, которая приемлема для других, даже несмотря на то, что она может быть хорошо приготовлена.

Тебе угрожает опасность впасть в крайность. В твоем организме образуется хорошая кровь даже при самой грубой и скудной пище. Твои кроветворные органы в хорошем состоянии. Но жена твоя нуждается в лучшем питании. Не заставляй ее питаться той же самой пищей, при которой в твоем организме образуется здоровая кровь, но которая неприемлема для ее организма. Жизненные силы ее незначительны, и она нуждается в более обильной, питательной и укрепляющей пище. Она должна есть много фруктов и не ограничиваться одними и теми же блюдами каждый день. У нее очень слабое здоровье. Она больна, и потребности ее организма намного отличаются от потребностей здорового человека.

Не становитесь причиной "времени скорби"

СЦ 1, 205, 206:

323. Я видела, что вы плохо понимаете то, какие страдания причиняете своему организму, лишая себя питательной пищи. Такие действия заставили некоторых членов Церкви думать, что Бог, несомненно, с вами, иначе вы были бы не в состоянии проявить столько самоотречения и самопожертвования. Но я видела, что все это не прибавляет вам святости. Язычники делают все это, но не получают никакой награды. Сокрушение и раскаяние пред Богом - вот что ценно в Его очах. Я видела, что в этом отношении ваши взгляды ошибочны. Вы наблюдаете за членами Церкви, подмечая незначительные вещи, в то время как вам надо бы тревожиться о собственной душе. Бог не возложил на вас бремя заботы о Своем стаде. Вы говорите, что члены Церкви слишком отстали и не могут разобраться в отдельных вопросах, которые для вас очевидны, потому, мол, они не следуют такому же суровому образу жизни, на ваш взгляд, [202] необходимому для всех. Я видела, что вы обманываетесь относительно своих личных обязанностей и обязанностей других. Некоторые впали в крайность в том, что касается питания. Они ведут очень суровый образ, жизни и питаются так скудно, что их здоровье расстроилось, усилились болезни. И храм Божий оказался ослаблен...

Я видела, что Бог ни от кого не требует жесткой экономии, могущей ослабить или повредить храм Божий. В Слове Божьем содержатся требования и обязанности, чтобы смирить Церковь и сделать кроткими ее членов. Поэтому нет никакой нужды сооружать кресты, чтобы подвергать истязаниям свой организм в надежде достичь смирения. Не этому учит нас Слово Божье.

Время скорби скоро придет; тогда тяжкие обстоятельства жизни сами потребуют, чтобы народ Божий проявил самоотречение и ел столько, сколько будет необходимо для поддержания жизни; но для этого времени Бог приготовит нас. В тот ужасный час наши лишения послужат прекрасной возможностью для Бога наделить нас Своей всемогущей силой и поддержать Свой народ...

Все занимающиеся физическим трудом должны питаться так, чтобы поддерживать силы для выполнения своей работы; должны подкреплять себя и те, кто трудится в возвещении Слова, ибо сатана и его злые ангелы ведут борьбу против них, стараясь подорвать их здоровье. После изнурительного труда необходимо давать отдых телу и уму, употреблять питательную пищу для поддержания своих сил, ибо они пригодятся вскоре. Я видела, что если кто-либо из Его народа сам создает для себя время скорби, это нисколько не прославляет Бога. Скоро настанет тяжелое время для Его народа, и тогда Бог приготовит Своих детей для предстоящей ужасной борьбы.

Когда санитарная реформа становится причиной разрушения здоровья

Письмо 37, 1901:

324. Я хотела бы кое-что сказать о крайних взглядах по отношению к реформе. Порой она может стать причиной извращения здорового образа жизни и разрушения здоровья, если занимать крайнюю позицию. Вас не ждет успех [203] в санаториях, где ухаживают за больными, если вы будете предписывать им такое же питание, какое предписали для себя и своей жены. Я уверяю вас - ваши идеи о питании для больных неоправданны. Вы предлагаете слишком резкие перемены. Я бы отказалась от вредной мясной пищи, необходимо заменить ее чем-то более приемлемым. К примеру, укажу на яйца. Молоко не следует исключать из своего меню или запрещать использовать его для приготовления пищи, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы оно было от здоровой коровы; его обязательно нужно кипятить.

Людям, имеющим крайние взгляды на санитарную реформу, грозит опасность ограничить свой рацион безвкусными и малопитательными блюдами. Это происходит изо дня в день. Пища подчас настолько безвкусна, что желудок отказывается принимать ее. Для больных необходимо готовить разнообразные блюда. Нельзя давать им изо дня в день одно и то же...

Я сказала вам это потому, что мне было открыто, какой вред вы наносите своему организму, питаясь скудной пищей. Должна заметить, что то, чему вы учите ваших учеников относительно вопроса питания, не является наилучшим шагом, потому что ваши представления об исключении из рациона некоторых продуктов не принесут пользы тем, кто действительно нуждается в помощи.

Брат и сестра! Я полностью верю вам и желаю вам хорошего физического здоровья, для того чтобы вы могли иметь совершенное духовное здоровье. Именно скудная, малопитательная пища, которой вы питались, причинила вам так много тяжелых страданий. Вы не употребляли достаточно пищи, для того чтобы поддержать физические силы. Вы не должны отказывать себе в здоровой и разнообразной пище.

Однажды доктор Н. попытался научить нас готовить пищу в соответствии с принципами санитарной реформы - так, как он их понимал: без соли и без каких-либо приправ. Я попыталась ему подражать, но в результате настолько ослабела, что была вынуждена пренебречь всеми его указаниями, и как только я сделала это, произошла огромная перемена к лучшему. Я рассказываю вам об этом потому, что знаю: вы находитесь в несомненной опасности. Пища должна быть приготовлена таким образом, чтобы она была питательной. Нельзя лишать организм того, в чем он нуждается.

Господь приглашает вас, брат и сестра, изменить свой образ жизни и уделять время отдыху. Нехорошо обременять себя работой так, как вы это делали до сих пор. Если [204] вы не обратите внимания на это предостережение, вы пожертвуете своей жизнью, которая так драгоценна в очах Божьих. "Вы не свои... Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий".

Не впадайте в крайности относительно санитарной реформы. Некоторые в нашем народе очень беспечны по отношению к ней. Но поскольку кое-кто неверно понимает ее принципы, вам нельзя - для того чтобы быть для них примером - впадать в крайности. Нельзя лишать себя тех видов пищи, которые способствуют образованию здоровой крови. Ваша слепая преданность верным принципам реформы побудит вас значительно ограничить ваш рацион, что будет свидетельствовать не в пользу санитарной реформы. В этом и кроется опасность для вас. Когда вы увидите, что физически слабеете, очень важно сразу же изменить питание. Включите снова в рацион то, что вы исключили из него. Ваш долг - поступить именно так. Позаботьтесь о том, чтобы приобрести яйца от здоровой птицы. Употребляйте их вареными или же сырыми. А еще лучше смешивать сырые яйца с наилучшим незабродившим виноградным соком. Это даст вашему организму то, в чем он нуждается. Ни на мгновение не сомневайтесь в правильности такого питания...

Мы высоко ценим ваш опыт врача, но все же я говорю, что молоко и яйца должны быть включены в ваше питание. В настоящее время невозможно обходиться без этих продуктов и нельзя учить людей тому, что они могут исключить из рациона эти жизненно важные для организма продукты.

Вам грозит опасность занять слишком радикальную позицию относительно санитарной реформы и предписать себе рацион, который не обеспечит поддержание ваших сил...

Я все же надеюсь, что вы обратите внимание на сказанное мной. Мне было показано, что вы не сможете содействовать распространению реформы, если не выработаете для себя и для других более широкого и глубокого взгляда на этот вопрос. Придет время, когда молоко не будут употреблять в таком количестве, как сейчас. Но теперь еще не настало время отказаться от него. В яйцах содержатся такие элементы, которые оказывают целительное действие, нейтрализующее различные вредные вещества. Высказывались сомнения относительно использования этих продуктов, так как в некоторых семействах дети пристрастились к ним, нанося тем самым ущерб своему здоровью; однако мы [205] не должны считать отречением от принципов реформы включение в рацион куриных яиц, если они взяты от здоровых кур, которые имели хороший корм...

Бог взывает к тем, за кого умер Христос, заботливо относиться к своему здоровью и подавать пример другим. Мой брат! Ты не должен делать из вопроса о питании камень преткновения для народа Божьего, ибо тогда люди потеряют доверие к учениям [нашей Церкви], которые они еще не в состоянии постичь своим разумом. Господь желает, чтобы Его народ поступал благоразумно во всех вопросах санитарной реформы и ни в коем случае не впадал в крайности...

Причина слабого здоровья доктора заключается в том, что он использует ресурсы своего банка здоровья, но при этом не возмещает взятое количество здоровья питательной, вкусной и полезной пищей. Мой брат! Посвяти всю свою жизнь Тому, Кто был распят за тебя, но не ограничивай себя скудным питанием, ибо в таком случае ты введешь людей в заблуждение относительно принципов санитарной реформы.

Когда мы боремся против обжорства и невоздержанности, мы обязаны помнить о ценности, пользе и преимуществах евангельской истины, которые очевидны для тех, кто здраво рассуждает. Для того чтобы избежать трудностей разного рода в нашей работе, мы должны реально оценивать условия, в которых находятся люди. Бог обеспечил продуктами питания всех людей, живущих в различных странах мира. Тем, кто желает быть соработником Божьим, следует тщательно обдумать то, как они проповедуют принципы реформы в обширном винограднике Божьем. Они должны очень осторожно продвигаться вперед, точно определяя, какая пища полезна, а какая - нет. Работающие на ниве Божьей должны быть тесно связаны с Божественным Помощником, неся весть милости множеству людей, которых Бог желал бы спасти.

Нам необходимо тесное общение с людьми. Если мы будем обучать принципам санитарной реформы, впадая в крайности, это может принести вред людям. Мы призываем не есть мясо, не пить кофе и чай. Все это хорошо. Но другие говорят, что нужно исключить также и молоко. К этому вопросу следует подойти осторожно. Есть бедные семьи, где все питание составляют молоко, хлеб и иногда, если они могут себе позволить, небольшое количество фруктов. Мясо мы должны изъять из нашего рациона, но овощи необходимо употреблять с небольшим количеством молока или сметаны или с каким-нибудь другим равноценным продуктом. Это сделает нашу пищу более вкусной и питательной. Когда с малоимущими говорят о санитарной реформе, они восклицают: "А что же нам есть? Мы не можем [206] позволить себе покупать орехи". Лично я как человек, который проповедует Евангелие бедным, руководствуюсь указанием свыше и убеждаю их питаться той пищей, которая является наиболее питательной. Я не могу им сказать: вам нельзя употреблять яйца, или молоко, или сметану; вам нельзя использовать масло при приготовлении пищи. Евангелие должно быть проповедано бедным, но еще не настало время предписывать очень строгую диету.

Придет время, когда нам, возможно, придется исключить из рациона определенные продукты, которые сегодня мы употребляем, - например, молоко, сметану, яйца, - но моя весть заключается в том, чтобы вы не ускоряли наступление времени скорби и не приближали день своей смерти. Ждите, пока Господь приготовит вам путь.

Возможно, реформа, доведенная до крайностей, и приемлема для отдельных людей, которые не повредят своему здоровью, заменяя одни продукты другими, но таких людей мало по сравнению с теми, для кого подобные ограничения не являются совершенно необходимыми. Есть люди, которые пытаются воздерживаться от того, что считается вредным. Однако они не в состоянии обеспечить организму надлежащее питание и как следствие теряют силы и способность трудиться. В результате санитарная реформа пользуется дурной славой. Дело, которое мы попытались воздвигнуть на прочном основании, подтачивается нелепыми поступками, которых Бог от нас не требовал. Силам и влиянию Церкви наносится вред.

Но Бог вмешается, чтобы предотвратить последствия этого излишнего усердия, вызванного неверным пониманием принципов здорового питания. Евангелие должно помочь греховному человечеству достичь гармонии с законами Божьими. Оно должно привести и богатых, и малоимущих к ногам Иисуса...

И все же я хочу сказать, что наступит время, когда употребление молока, сметаны, яиц и масла уже не будет безопасным, - и тогда Бог откроет это нам. В проведении санитарной реформы нельзя допускать крайности. Проблема употребления молока, масла и яиц разрешится сама по себе. В настоящее же время мы не должны беспокоиться об этом. Пусть ваша уравновешенность будет известна всем людям.

Письмо 37, 1904:

325. Прошлой ночью я во сне беседовала с врачом Н. Я говорила ему: "Ты должен быть очень внимательным в питании. Тебе нельзя впадать в крайности. Не относись безразлично к тому, что ты ешь. Будь внимателен и к своему рациону, и к той пище, которая готовится для обслуживающего персонала и больных в санатории. Находящиеся [207] на излечении платят приличную сумму за свое содержание и должны получать разнообразную пищу. Некоторые, возможно, приезжают в санаторий в таком состоянии, которое требует строгой диеты и самого простого питания, но когда их здоровье улучшится, они должны получать калорийную пищу".

(В санаториях необходимо избегать крайностей в питании - § 427-429.)

Пища должна быть аппетитной и иметь привлекательный вид

СЦ 2, 538:

326. Приверженцам санитарной реформы необходимо быть особенно осторожными, чтобы избежать крайностей. Организм нуждается в полноценном питании. Мы не можем жить только воздухом; нечего ожидать здоровья, если наш организм не будет получать хорошей пищи. Она должна быть вкусно приготовленной и иметь привлекательный вид.

СЦ 9, 161-163:

327. Питание, в котором не хватает необходимых для организма элементов, навлекает лишь упреки и поношение на санитарную реформу. Мы смертны, и поэтому должны питаться такими продуктами, которые будут снабжать наш организм всеми необходимыми веществами.

Некоторые из нашего народа, сознательно воздерживаясь от употребления нездоровой пищи, не обеспечивают свой организм теми веществами, в которых он так сильно нуждается. Тем, кто придерживается крайних взглядов на санитарную реформу, грозит опасность питаться безвкусными блюдами, приготовляя их настолько пресными, что они не удовлетворят потребности организма. Пища должна приготавливаться таким образом, чтобы быть и полезной, и аппетитной. Я употребляю немного соли, и делаю это всегда, потому что соль в определенных количествах безвредна и даже необходима для крови. К овощам и зелени, чтобы сделать их вкусными и аппетитными, необходимо добавлять немного молока, или сливок, или других молочных продуктов.

Несмотря на то, что были даны предостережения относительно заболеваний, связанных с употреблением масла, а также о вреде большого количества яиц для малышей, мы не должны считать употребление этих продуктов, и в особенности яиц от здоровых кур, которые содержатся в надлежащих условиях и получают надлежащее питание, нарушением принципов правильного питания. В яйцах содержатся такие элементы, которые оказывают целительное действие, нейтрализующее различные вредные вещества.

Некоторые люди, воздерживаясь от молока, яиц и сливочного масла, в то же время не обеспечивают организм необходимыми питательными веществами и, как следствие, [208] становятся слабыми и неспособными к физическому труду. Таким образом, о санитарной реформе создается искаженное представление. Дело, которое мы пытались воздвигнуть на прочном основании, разрушается неразумными действиями, которых Бог от нас не требовал. Силам и влиянию Церкви наносится вред. Но Бог вмешается, чтобы предотвратить последствия этого излишнего усердия, вызванного неверным пониманием принципов здорового питания. Свет Евангелия должен помочь греховному человечеству достичь гармонии с законами Божьими. Оно должно привести и богатых, и малоимущих к ногам Иисуса.

Придет время, когда нам, возможно, придется отказаться от употребления таких продуктов, как молоко, яйца, сливки, но в настоящее время нет никакой нужды навлекать на себя трудности преждевременными и чрезмерными ограничениями. Ждите, пока обстоятельства потребуют этого, и тогда Господь Сам приготовит для этого путь.

Те, кто желает добиться успеха в распространении принципов санитарной реформы, должны сделать Слово Божье своим советчиком и руководителем. Только тогда, когда учители, провозглашающие принципы реформы, воспримут в качестве наставника Слово Божье, они смогут представить в правильном свете эти принципы. Давайте всегда будем нести свидетельство о санитарной реформе, употребляя здоровую, вкусную пищу вместо вредных продуктов питания, которые мы исключили из своего рациона. Не поощряйте в себе никоим образом тягу к возбуждающим, острым блюдам. Ешьте лишь простую, здоровую пищу и постоянно благодарите Бога за принципы санитарной реформы, открытой Им. Будьте во всех отношениях верными, искренними, честными, и вы одержите драгоценные победы.

Пагубное влияние людей с радикальными взглядами

СЦ 2, 374, 375:

328. Подобно тому как мы предостерегаем против чрезмерного количества даже и здоровой, питательной пищи, в равной мере мы бы хотели предостеречь людей с радикальными взглядами от того, чтобы устанавливать мнимые нормы и критерии и пытаться навязать их другим.

СЦ 2, 384-387:

329. Мне было показано, что и Б., и К. обесчестили дело Божье. На их совести пятно, от которого никогда не удастся полностью избавиться. Мне была показана семья нашего дорогого брата Д. Если бы этот брат получил надлежащую помощь в нужное время, то все члены его семьи были бы живы. Удивительно, почему гражданские законы страны не защитили людей, которые голодали. Эта семья [209] погибала из-за отсутствия пищи - самой простой, самой скромной. Они умирали от голода в краю, где было изобилие продуктов. Какой-то новичок проводил над ними опыты, и молодой человек умер не от болезни, а от голода. Пища укрепила бы его организм и сохранила бы его работоспособность. ..

Пришло время защитить санитарную реформу и принять соответствующие меры, для того чтобы положить конец деятельности таких новичков. Мы должны избавить себя от их усердия и разглагольствований, потому что они приносят больше вреда, который не могут нейтрализовать даже самые мудрые и умные люди, пользующиеся большим влиянием. Самые просвещенные и компетентные защитники санитарной реформы не способны защитить общественное мнение от предрассудков, которые укоренились в сознании людей из-за неправильного образа жизни таких фанатиков, и поставить вопрос огромной значимости, каким является санитарная реформа, на правильную основу в этой местности, где эти люди играли видную роль. К тому же в большинстве случаев дверь еще закрыта, поэтому неверующие люди не могут услышать проповедь истины о субботе и близком пришествии нашего Спасителя. Самые драгоценные истины отвергнуты этими людьми за ненадобностью, ими пренебрегают. Но на этих людей ссылаются как на сторонников санитарной реформы и соблюдающих субботу. Огромная ответственность лежит на тех, кто таким образом стал камнем преткновения для неверующих.

Навязывание личных мнений и критериев

Письмо 39, 1901:

330. Настало время, когда санитарную реформу в должной мере оценят многие люди во всех слоях общества. Но нельзя допустить, чтобы оказалась искаженной весть, которую нам поручено возглашать, - третья ангельская весть, связанная с вестями первого и второго ангелов. Нельзя допустить, чтобы сосредоточенность на незначительных вопросах лишала нас возможности обращения к большому числу людей.

Церкви и миру нужны все влияние, все таланты, какие Бог дал нам. Все, чем мы обладаем, должно быть предназначено для служения Ему. Проповедуя Евангелие, отбросьте в сторону все свои личные мнения. Нам вверена весть для всего мира, и Господь желает, чтобы Его слуги свято [210] берегли то доверие, которое Он оказал им. Каждому человеку Бог поручил определенную работу. Поэтому недопустимо, чтобы распространялись ложные вести. Пусть чья-то непоследовательность или двойственность не станут препятствием на пути распространения света о санитарной реформе. Непоследовательность одного человека бросает тень на все сообщество верующих; поэтому, когда кто-либо впадает в крайность, делу Божьему наносится огромный вред.

Всеми силами необходимо избегать крайностей. Это всегда вынуждает меня выступать, чтобы предотвратить ложное представление о нашем народе и чтобы люди не думали, что адвентисты седьмого дня - это общество фанатиков. Когда мы пытаемся спасти людей, как головню из огня, то те же слова, которые призваны уберечь от пороков, в то же время используются для того, чтобы оправдать потворство. Пусть Господь сохранит нас от человеческих критериев и крайностей.

Пусть никто не насаждает крайних взглядов относительно того, что мы должны есть и пить. Господь озарил нас светом. Пусть наш народ примет этот свет и ходит в нем. Необходимо, чтобы росло и ширилось познание о Боге и об Иисусе Христе. Это познание приведет нас к вечной жизни. Если мы исполнены благочестия, добра, скромности, возвышенной духовности, мы сумеем учиться у великого Учителя.

Возможно, придет такое время, когда молоко окажется небезопасной пищей, но если коровы здоровы и молоко перед употреблением тщательно кипятится, то нет нужды в том, чтобы создавать заранее время скорби. Пусть никто не чувствует, что он призван нести весть, которая бы указывала во всех подробностях, что можно ставить на стол. Люди с крайними взглядами в конце концов убедятся, что последствия распространения такой вести вовсе не такие, каких они ожидали. Господь поведет нас Своей десницей, если мы отдадимся Его воле. Любовь, чистота и целомудрие - вот плоды доброго дерева. Каждый, кто любит, тот рожден от Бога и знает Бога.

Мне было поручено обратиться к некоторым лицам в... конференции, которые были столь усердны в вопросах санитарной реформы, навязывая другим свои представления и взгляды, хотя Бог не поручал им проповедовать весть о реформе таким образом. Я сказала им, что если они смягчатся и смирят свое унаследованное и приобретенное упрямство и другие подобные свойства, то поймут, что им нужно по-настоящему обратиться. "Если мы любим друг [211] друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас... Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4:12, 16).

Человеческая мудрость должна сочетаться с Божественной мудростью и Его милостью. Давайте сокроем свое "я" в Иисусе Христе. Давайте будем трудиться прилежно, чтобы достичь высшего идеала, воздвигнутого перед нами Богом, а именно: нравственного преобразования силой Евангелия. Бог призывает нас продвигаться вперед, ведя правильный образ жизни, сделать прямыми пути наши, "дабы хромающее не совратилось, а лучше исправилось". Тогда Иисус Христос будет доволен.

Заблуждение людей, предпочитающих противоположные крайности

Письмо 57, 1886:

331. Брат и сестра... в вопросе о чревоугодии впали в крайность, и в учреждении стала ослабевать дисциплина и порядок. Теперь враг будет стараться направить их в другую крайность - чтобы они ограничили себя скудной и бесполезной пищей. Будьте осторожны - надо сохранять ясность ума и благоразумие. Стремитесь к небесной мудрости и продвигайтесь вперед рассудительно и осознанно. Если вы в этом вопросе заняли крайне радикальные позиции, то вам необходимо вернуться к здравому пониманию, иначе потом, какими бы сознательными вы ни были, вы потеряете уверенность в здравости своих суждений, а наши братья и неверующие потеряют доверие к вам. Не забегайте вперед, но идите, руководствуясь открывшимся вам светом Божьим. Не заимствуйте ни у кого чужие идеи, но двигайтесь разумно и в страхе Божьем.

Если ошибаетесь, не сторонитесь людей, потому что так вы не сможете поделиться своим опытом и сделать для них добро. Лучше ошибаться и быть вместе с людьми, чем сторониться их, ибо в таком случае есть надежда, что вы сможете увлечь их за собой, но нет необходимости заблуждаться ни тем, ни другим.

Вам нет никакой нужды входить в огонь или в воду - изберите для себя середину, остерегаясь всякого рода крайностей. Постарайтесь не создавать о себе впечатления как о людях односторонних, неуравновешенных. Ваша пища не должна быть скудной и малополезной. Не допускайте, чтобы те, кто находится под вашим влиянием, питались неполноценно. Пусть ваша пища будет приготовлена с изобретательностью и изяществом, что будет верно представлять людям санитарную реформу.

Очень многие разочаровались в санитарной реформе, [212] потому что ее осуществляли неразумные люди и своими крайностями, вместо того чтобы привлечь людей, оттолкнули их от дела реформы. Я была там, где проводились в жизнь эти фанатичные идеи. Овощи готовились только на воде, и все остальное делалось подобным же образом. Такое приготовление пищи - это не реформа, а ее искажение, а ведь "найдутся люди, которые примут любую скрупулезную диету или любое новшество подобного рода.

Братья мои! Желаю, чтобы вы были воздержанны во всем. Но при этом будьте осторожны, чтобы не впасть в крайность и не направить санитарную реформу в такое узкое русло, когда воздержание будет уже не благом, а вредом. Ни в коем случае не увлекайтесь всевозможными человеческими взглядами и идеями, но будьте уравновешенны и спокойны, доверяйте Богу.

Необходимость избегать крайностей

СЦ 6,373,374:

332. Я знаю, что многие из наших братьев и в своем сердце, и в жизни сопротивлялись санитарной реформе. Я не защищаю никаких крайностей. Но, припоминая все написанное мной, вижу, что приводила неоспоримые свидетельства и предостережения относительно тех опасностей, которые надвигаются на наш народ, подражающий обычаям и нравам мира в потворстве своим прихотям, чревоугодии и желании эффектно выглядеть. Мое сердце скорбит и печалится, когда я анализирую существующее положение вещей. Одни говорят, что некоторые наши братья слишком много внимания уделяют этим вопросам. Но, из-за того что иные действовали неблагоразумно и безрассудно, настаивая на своем личном мнении при проведении реформы, осмелится ли кто-нибудь скрыть истину по этому вопросу? Неверующие люди, как правило, предаются противоположной крайности, всецело находясь во власти самоугождения и невоздержанности в еде и питье, и в результате становятся рабами отвратительных привычек и желаний.

Многие, кого уже накрыла тень смерти, когда-то собирались совершать работу Божью, но не осознали своей священной обязанности соблюдать законы здоровья. Законы, управляющие нашим организмом,- не что иное, как законы Божьи, но об этом, кажется, давно забыли. Некоторые ограничили себя таким питанием, которое не может поддерживать их в здоровом состоянии. Они не получают взамен изъятых из рациона вредных продуктов другой [213] питательной пищи и даже не задумываются о том, что при приготовлении здоровой пищи нужны старание и изобретательность. Для нормального функционирования человеческий организм должен получать в достаточном количестве все необходимые питательные вещества. Исключить из своего питания огромное количество разнообразных нездоровых продуктов и при этом впасть в противоположную крайность, а именно: низвести до самого низкого уровня количество и качество употребляемой пищи - значит нарушать принципы санитарной реформы. И вместо того чтобы приобрести здоровье, такие люди уродуют его.

(О важности наставления в приготовлении здоровой и аппетитной пищи см. "Кулинарные школы" в разделе XXV.)