Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 18 апреля 2024
Мечтайте PDF Печать Email

 

Обратимся к 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам. Но прежде приведем небольшую иллюстрацию.

Наверное, не раз всем нам приходилось наблюдать такую сцену. Молодая женщина гуляет со своим маленьким ребенком. Малыш уже уверенно ходит, но выбор направления его движения не поддается логике взрослых людей. Для безопасности, педагогической коррекции и находится рядом мама. Она и занята как раз тем, что, своевременно замечая ошибочность действий ребенка, говорит: "Туда нельзя. Будет больно". Когда словом, а когда и стремительным, "спасительным" броском к ребенку родители растят в своих детях волю и умный выбор. Эта способность и должна будет несколько лет спустя вовремя останавливать мысли, чувства и действия, угрожающие благополучию повзрослевшего человека. А, быть может, однажды окрепшие воля и ум выросших детей сумеют спасти от неприятностей своих первых учителей, то есть родителей.

Один мой знакомый рассказывал, как его едва начавшая говорить и уверенно ходить дочь испытывала необъяснимую тягу к окуркам. В семье никто никогда не курил. Но ребенок, находясь на улице, замечал окурок на любом расстоянии и без промедления бросался к нему. Ее нельзя было оставлять без присмотра ни на минуту. Сын того же возраста другого моего знакомого жить не мог без пустых бутылок и консервных банок. От этого странного пристрастия ребенка отучали года полтора.

Нечто подобное отношениям ребенка и родителей происходит в каждом человеке. Когда неожиданно появившиеся в нашем воображении мысли "бросаются" невесть куда, наша воля и совесть должны сказать: "Стоп! Туда нельзя. Это глупо и неправильно". Сознание живет и сохраняется благодаря воле, последняя же служит сознанию. Хорошо организованное мышление, несомненно, спасает от многих несчастий.

У апостола Павла есть краткая фраза: "...Не мечтайте о себе" (Рим. 12:16).

Мечта! Как скучно было бы жить без мечты. Это одна из самых отличительных и удивительных способностей человека. Если у ребенка нет мечты, у него - трудное детство. Если у взрослого нет мечты, он безнадежно стар.

Как реагирует на несбывшуюся мечту ребенок? По-разному. Закапризничает и обиженно надуется или спрячется ото всех. Или сделается резким, сломает что-нибудь, или, например, швырнет надоевшую игрушку. Или полностью переключит свое внимание на что-нибудь другое. Так проявится неосознанная надежда найти другую мечту.

А что будет происходить со взрослым, мечты, надежды, замыслы которого упорно не сбываются? Озлобится, обидится, замкнется. Не подступишься. Или станет агрессивным и сам превратится в обидчика. Или уйдет в себя, окажется в глубокой, затяжной, болезненной депрессии.

Мечты - это прекрасно, пока веришь, что они сбудутся. Мечты превращаются в пытку, когда потеряна вера в их осуществление. Мечты - это такая сложная составляющая сознания человека, что, кажется, благоразумней этой темы не касаться вовсе.

Но апостол Павел не был бы самим собой, откажи он себе в удовольствии взяться за столь сложный предмет. Итог его исследований донельзя краток: "...Не мечтайте о себе".

Однако это не призыв к бедности и аскетизму "внутреннего" человека. Это призыв к постановке нового ударения в слове о себе и собственной жизни.

Прочитаем отрывок из другой главы того же послания. Обратите внимание на то, с каким упорством и напряжением Павел пытается разобраться в себе.

"Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим. 7:14-23).

Попытка сосредоточиться лишь на себе и разобраться, таким образом, в своих мыслях и чувствах приводит к следующему предварительному заключению:

"Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим. 7:24).

Все же он находит силы и изменяет русло своих безрадостных мыслей: "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим... Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 7:25; 8:2).

Каждый раз, когда апостол "переключает" свои мысли на Бога, его наполняет чувство благодарности и уверенности. И вот перед нами уже совсем "другой" Павел: "...Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Флп. 4:11-13).

Складывается впечатление, что предыдущий отрывок из 7-й главы Послания к римлянам писал вечный нытик, а этот - большой оптимист. Откуда проистекают два таких разных отношения к жизни? Не оттого ли, что со словами "бедный я человек" соседствует взгляд на "сие тело смерти"? А рядом с жизненной установкой "все могу" стоит "укрепляющий меня Иисус Христос"?

".. .Не мечтайте о себе".

Похоже, что это означает следующее: вникая в себя, не сосредотачивайтесь лишь на себе; не думайте чрезмерно о себе; не погружайтесь исключительно в себя. Но: вникайте в Воскресшего.

И рядом с Ним происходит действительное преобразование неудачника в победителя. Вы становитесь победителем в своем внутреннем мире. Это самая важная победа. Не случайно царь Петр I в свое время говорил примерно так: "Бояр победил, шведов победил, а себя победить не могу". Это одно из главнейших искусств - искусство жить в ладу с собой. Жить так, чтобы "не закусывать героически удила", но искренне и просто суметь сказать: "Я доволен. У меня в душе мир. Я научился быть довольным тем, что у меня есть".

Но разве довольство и есть идеал? Значит, теперь можно ни к чему не стремиться? Но о чем же тогда мечтать?

"О горнем помышляйте, а не о земном" (Кол. 3:2).

Замечательно то, что слово "мечтать" в Рим. 12:16 и "помышлять" в Кол 3:2 - это одно и то же слово в греческом тексте Нового Завета: "фронэо". Иными словами, апостол призывает нас мечтать о том, что высоко, а не о том, что низко. Ведь о чем размышляешь, к тому и влечет. Куда движутся мечты, туда и сам направляешься.

Знаток этого мира, дьявол, стремится стать хозяином наших мыслей. Он силится лишить нас горних помыслов. Нам надлежит быть разборчивыми. Важно не забывать о собственном высоком призвании!

"Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Петр. 2:9).

"Если наши мысли блуждают, мы должны возвращать их в доброе русло. Настойчивые усилия приведут к способности с легкостью сосредотачиваться на горнем".

Мы - люди, и Господь знает, что нам требуется больше, нежели примитивная команда научиться горним помыслам или мечтам не о себе. И потому мы слышим от апостола не грубый окрик, а отеческий призыв: ".. .Не мечтайте о себе".

Однажды ко Христу пришел Никодим (см. Ин. 3). Он был иудейским учителем. Он пришел ночью и встретился с Учителем на кровле дома. Под огромным, горячим палестинским небом - вдвоем на крыше! Огни звезд и огни в глазах собеседников. Они мечтают о горнем.

Радуясь мраку, скрывавшему почему-то вдруг ставшие неудобными помпезные детали своей одежды, Никодим поглубже вдохнул и начал хорошо продуманное вступление: "Мы знаем, что ты Учитель, пришедший от Бога". Продолжая свою "умную" речь, Никодим, кажется, и сам поначалу оказался захвачен ее стройностью. Тьма скрадывала внимательный взгляд Иисуса. Как хорошо Он понимал Своего ночного гостя. Господь вежливо прервал Никодима, после чего возникли новые вопросы. В словах Иисуса будто бы звучало: "Никодим, ты помышляешь не о горнем, ты мечтаешь о земном, ты мечтаешь о себе... Оторвись от себя". А затем Христос произнес то, что позднее навсегда изменило жизнь Никодима. Иисус сказал: "Ты помнишь пустыню, Моисея, змей, жалящих народ? Ты помнишь медного змея и, наконец, спасительный взгляд?!"

"Так должно вознесену быть Сыну Человеческому" (Ин. 3:14), и на Него нужно взирать...

"Взгляд! Бог, подобный сыну человеческому. Спасительный взгляд на Бога! Что же это такое?" В сознание иудейского учителя ворвались новые мысли и идеи. В нем зародились мечты, от которых он уже никогда не смог освободиться. Примерно три года спустя он навсегда отдаст себя во власть спасительного взгляда, во власть помыслам о Распятом и Воскресшем Мессии. А ведь начиналось все, казалось бы, с самого обыкновенного разговора.

Человеку ищущему нужна не столько дискуссия с подобным ему интеллектуалом, сколько спасительный взгляд на Христа. Необходимо собственное, выстраданное отношение ко Христу, питающее нас новыми мечтами.

Смотреть на Христа - и жить.

Помышлять о Нем - и жить.

Мечтать о Боге - и жить.

Здесь сокрыта тайна нового рождения - она в тайне новых помыслов! И "бедный человек" становится тем, кто "все может".

"Когда человек сосредотачивается на своем "я", он отвращается от Христа - Источника жизни и силы. Вот почему сатана все время пытается отвлечь внимание людей от Спасителя и тем самым воспрепятствовать их общению и единению со Христом. Он стремится направить ваши мысли на мирские удовольствия, житейские заботы и неурядицы, недостатки других людей, на ваше несовершенство. Не следует сосредотачиваться на себе и предаваться страху и тревожным мыслям...".

Вернемся к словам апостола Павла.

"Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте... не мечтайте о себе" (Рим. 12:16).

Заглянув в греческий текст этого апостольского письма, мы с вами обнаружим там замечательную вещь. Все три выделенных слова - производные от одного и того же знакомого уже нам глагола "фронэо". Это означает, что упомянутую фразу вполне можно передать и так: "Мечтайте вместе, не мечтайте горделиво... мечтайте не о себе".

Почему апостол призывает нас к этому? Чрезмерно увлекшись мечтами о себе, вы рискуете обнаружить, что о вас уже никто по-настоящему не мечтает. Но когда вы мечтаете о Боге, помните, Он мечтает о вас.

И вот простая молитва об этом: "Господи, если не время нам самим, то пусть хотя бы наши мечты чаще обитают в горних чертогах, там, где и Ты пребываешь, Бог спасения нашего. Аминь".

22 декабря 1997

***

Не печалься, милый человече,

О напастях, горестях, о доле -

Голубое небо боли лечит,

Травы прорастают Божьей волей.

Видит глаз свечение созвездий,

Слышит ухо плеск ночного моря,

Но никто не ведает на свете,

Что Господь для верных приготовил.

Там Христа не поведут к ответу,

На пророков рук там не наложат,

Словно вечер тающего лета

Тих приют Божественных подножий.

Только гимнов млечное струенье,

Только даль Божественного света,

Да хвалы познавших воскрешенье,

Да любовь Создателя завета!

С.М. Сенин