Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 02 мая 2024
Книга нашего завета PDF Печать Email

 

Введение

Однажды у меня в руках оказалась Библия, изданная в Израиле. На обложке этой Библии значилось: "Книга Нашего Завета". Такими словами издатели, вероятно, намеревались поощрить чувство особой причастности своих читателей к данной книге.

Мы же, приобщившиеся к слову Священного Писания, к слову, преподанному Христом, знаем, что Господь Бог - не семит и не, тем более, антисемит, но Отец. Бог Священного Писания открывается нам как Создатель всего сущего, как Отец, ищущий своих "блудных детей". И потому каждый ищущий Бога человек может с радостью признать, что и он может стать участником завета с Небесным Отцом.

Как в прошлом, так и ныне библейское повествование о завете между Богом и человеком не перестает восхищать своих слушателей. Сегодня мы прикоснемся к нескольким страницам этой необыкновенной истории, истории завета.

Дорога домой

Обратим наши взоры на 15-ю главу книги Бытия. Но прежде небольшая историко-библейская справка. Господь вызывает Авраама из земли его предков. Откликнувшись на зов Божий, этот человек становится странником и пришельцем. Однако Господь вызвал Авраама не для того, чтобы лишить родины. Как раз наоборот, для того чтобы родину ему вернуть. Ту самую, которая была утеряна почти позабытым праотцем Адамом. И вот Авраам становится искателем этой горней отчизны.

К тому же Господь призывает и нас. Но путь домой - это не только счастье. Путь этот сопряжен еще и с опасностями. Увы, но на нем путников поджидают те, кто никак не заинтересован в нашем возвращении. Прежде всего, это дьявол. А также те, кто составляют его семью. Не случайно Иисус упоминает о том, что дьявол - отец своим детям, которых среди людей, к сожалению, наверняка немало.

Наставление Своих учеников, как должно молиться, Иисус начал словами: "Отче наш". Отец. Значит, есть и у Бога среди людей Свои дети. Откуда же берет начало история этих двух семей? И таких непохожих отцов этих семейств? Конечно, от грехопадения. Помните?

"И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15).

Земное человечество всегда будет разделено. Два вида семян дают свои всходы. Дьявол умножает, а порой и защищает своих детей. Но он их не любит, он пользуется ими. Господь наш и Бог тоже умножает и защищает Своих детей. Но Он при этом их еще и любит.

И вот в лице Авраама Создатель начинает созидание своей видимой семьи. И здесь сразу же появляется трудность: Бог - свят, а мы - грешны. Для Бога невыносим грех. Для нас непостижима Его святость. Как же жить нам вместе? И Господь находит выход: отношения в этой Богочеловеческой семье будут регулироваться так называемым заветом. В нем Господь открывает нам правду о Себе, о дьяволе и о нас самих.

Огонь завета

".. .Было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! По чему мне узнать, что я буду владеть ею? Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. .. .Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом" (Быт. 15:1-12, 17, 18).

Какая странная развертывается сцена! Происходит диалог человека с Богом. Рядом лежат свежие дымящиеся трупы только что убитых животных. Они рассечены пополам, и части их разложены в определенном порядке согласно какой-то неведомой логике. Появление хищных птиц и отгоняющий их одинокий человек. Все это продолжается до захода солнца, пока наконец сон не начинает валить его с ног. Но тут ужас овладевает его сознанием. Он совсем один посреди этих трупов. Кругом царит великий мрак... И вдруг пламя озаряет землю. В клубах дыма появляется огненный столп и величаво, медленно движется между рассеченными телами животных...

В этот день, как гласит Писание, Господь заключил завет с Аврамом...

Все происшедшее так и осталось бы непонятным для нас, если бы не открытия археологов. Оказывается, в те стародавние времена существовал свой особый язык заключения заветов.

Как это было

"Археологи обнаружили записи, относящиеся к 1400-1200 гг. до н. э., рассказывающие о заключении заветов, составленных хеттами (племена, обитавшие в центральной части Малой Азии). Договор обычно заключался вождем клана с членами другого клана: вождь предлагал им свое покровительство. Вначале инициатор договора представлялся и указывал, какие обязательства он сам будет нести по отношению ко второй стороне. Взамен он требовал выполнения определенных условий. Часто к договору прикладывался список благословений и проклятий на случай выполнения или невыполнения обязательств, список, подобный тому, который мы находим в главе 28 книги Второзаконие"021 .

Аврам (позже Авраам) - сын своего времени. И Бог, заключая завет, говорит с этим человеком на понятном ему языке. Аврам выразил веру в слова Господа и, в свою очередь, попросил свидетельство верности Бога. Реакция последовала незамедлительно.

Господь сказал Авраму: "Возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя" (Быт. 15:9).

Аврам сразу понял, что стояло за этим повелением. Сейчас должно состояться заключение завета. И он не ошибся.

Господь объявляет Авраму, Кем Он для него является: "Я твой щит". А также напоминает, что Он для него сделал: "Я вывел тебя из Ура Халдейского". Аврам принимает условие завета: "Поверил Господу". И наконец звучат благословения завета: "Потомству твоему даю Я землю сию".

Церемония завета

Любопытно то, какое выражение использовали древние семиты для описания заключения завета. Это слова "разрезать завет". Иными словами, "заключать завет" означает "резать, разрезать или рассекать завет". Церемония заключалась в рассечении животного на части и прохождения между ними участников сторон, заключавших завет. Таким образом демонстрировался образ наказания для тех, кто нарушит завет*. Подобные сцены наказания можно найти и в месопотамских, и в греческих описаниях. Есть подобные упоминания и у библейских пророков.

Например, у пророка Иеремии мы находим следующее описание: "Посему так говорит Господь: вы не послушались Меня в том, чтобы каждый объявил свободу брату своему и ближнему своему; за то вот Я, говорит Господь, объявляю вам свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду (Вы заметили? Господь как будто говорит: "Перестану быть для вас щитом и защитою".), и отдам вас на озлобление во все царства земли; и отдам преступивших завет Мой и не устоявших в словах завета, который они заключили пред лицом Моим, рассекши тельца надвое и пройдя между рассеченными частями его, князей Иудейских и князей Иерусалимских, евнухов и священников и весь народ земли, проходивший между рассеченными частями тельца, - отдам их в руки врагов их и в руки ищущих души их, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным" (Иер. 34:17-20).

Иными словами, стороны, заключавшие завет, говорили друг другу: "Если я нарушу условия завета, то пусть со мной случится то, что сейчас случилось с этими животными". Это была исключительная по своей ответственности клятва верности. Таков был завет.

Вдумайтесь, Бог, Вседержитель Вселенной, Творец всего сущего говорит смертному, грешному человеку: "Если Я не буду верен своим обещаниям, то пусть Меня постигнет та же участь, что и этих рассеченных животных". Что представляет из себя человек, чтобы Святой Бог клялся ему в такой верности! И не говорит ли это о великой ответственности тех, кто решается вступить в завет с Богом? Бог верен и ожидает ответной верности.

Заметим, что завет подразумевал договор двух сторон против общего врага. Стороне, сохранявшей верность, обещались блага усыновления или подобные таковым. А вот тому, кто покушался на союз завета, как и любой из двух сторон, нарушавшей условия завета, обещались проклятия и суровая участь рассеченных животных.

Христос напомнил людям: у человека есть враг. Отец чуждого агрессивного семейства. Но Господь обещает быть щитом и защитой для вступивших в завет. И чтобы мы сегодня лучше увидели, глубже усвоили истину о верности, силе и святости завета с Богом, в Библии, Книге Иисуса Навина, сохранена необыкновенная история.

Роковая ошибка

"Но жители Гаваона... употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина; и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый. Они пришли к Иисусу в стан Израильский в Галгал и сказали ему и всем Израильтянам: из весьма дальней земли пришли мы; итак, заключите с нами союз (то же самое слово, что "завет" в Быт. 15). Израильтяне же сказали Евеям: может быть, вы живете близ нас? как нам заключить с вами союз? Они сказали Иисусу: мы рабы твои. Иисус же сказал им: кто вы и откуда пришли? Они сказали ему: из весьма дальней земли пришли рабы твои во имя Господа, Бога твоего; ибо мы слышали славу Его... Слыша сие, старейшины наши и все жители нашей земли сказали нам: возьмите в руки ваши хлеба на дорогу и пойдите навстречу им и скажите им: "мы рабы ваши; итак, заключите с нами союз". Этот хлеб наш из домов наших мы взяли теплый в тот день, когда пошли к вам, а теперь вот, он сделался сухой и заплесневелый; и эти мехи с вином, которые мы налили новые, вот, изорвались; и эта одежда наша и обувь наша обветшала от весьма дальней дороги. Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. И заключил Иисус с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь; и поклялись им начальники общества. А через три дня, как заключили они с ними союз, услышали, что они соседи их и живут близ них; ибо сыны Израилевы, отправившись в путь, пришли в города их на третий день... Сыны Израилевы не побили их, потому что начальники общества клялись им Господом, Богом Израилевым. За это все общество Израилево возроптало на начальников. Все начальники сказали всему обществу: мы клялись им Господом, Богом Израилевым, и потому не можем коснуться их; а вот что сделаем с ними: оставим их в живых, чтобы не постиг нас гнев за клятву, которою мы клялись им. И сказали им начальники: пусть они живут, но будут рубить дрова и черпать воду для всего общества. .. Иисус призвал их и сказал: для чего вы обманули нас, сказав: "мы весьма далеко от вас", тогда как вы живете близ нас? за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего!.. И поступил с ними так: избавил их от руки сынов Израилевых, и они не умертвили их; и определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для общества и для жертвенника Господня; даже до сего дня..." (Иис. Н. 9:3-9, 11-23, 26, 27).

Иными словами, из жителей Гаваона были организованы бригады по типу "леспромхоза" и "водоканала", и жилось им под проклятием Иисуса Навина очень даже неплохо. Была работа, был хлеб на столе, имелось местное самоуправление, и, что особенно важно в то злое время, существовала безопасность и уверенность в завтрашнем дне. Никто и пальцем не смел их тронуть. Их оберегал завет. А гарантом их безопасности была верность Израиля этому завету.

Долг чести

Прошло некоторое время, и вдруг... Мы читаем: "Когда Адониседек, царь Иерусалимский, услышал, что... жители Гаваона заключили мир с Израилем и остались среди них, тогда он весьма испугался, потому что Гаваон был город большой, как один из царских городов, и больше Гая, и все жители его - люди храбрые. Посему Адониседек, царь Иерусалимский, послал к Гогаму, царю Хевронскому, и к Фираму, царю Иармуфскому, и к Яфию, царю Лахисскому, и к Деви-ру, царю Еглонскому, чтобы сказать: придите ко мне и помогите мне поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми. Они собрались, и пошли пять царей Аморрейских... они и все ополчение их, и расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него. Жители Гаваона послали к Иисусу в стан Израильский, в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь (то есть будь нам щитом и защитой, как обещано было в завете); ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах. Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые. И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицом твоим. И пришел на них Иисус внезапно, потому что всю ночь шел он из Галгала" (Иис. Н. 10:1-9).

Друг семьи, в которой я вырос, бывший фронтовик, вся грудь в орденах, не любил рассказывать о войне. Но как-то в майские праздничные дни в разговоре с моим отцом он заметил: "Знаешь, Саша, что самое страшное на войне? - Иван Васильевич сделал паузу и сам же ответил: - Рукопашный бой. Прошли десятки лет, а все вижу те лица и штыки. Пехота, линия на линию, один на один, и выживает из двоих только один. Я до сих пор верю, что тогда я не убивал людей. Я убивал свою смерть. Мне в мои 19 лет отчаянно хотелось жить. И было очень страшно..."

Всю ночь шли "мужи храбрые". Куда? Зачем? Шли рисковать своей жизнью, защищать обманщиков. В завете они, чужие, сделались близкими. Наверное, не успев толком попрощаться с женами и детьми, шли, зная, что их ждет жестокое сражение. Чем были движимы эти люди? Любовью к своим обманщикам? Вряд ли. Скорее, ими руководил долг верности завету. Уж лучше смерть, чем позор неверности завету и данным обещаниям. Это был вопрос чести народа, носившего имя Бога Живого. Возбужденные яростным предчувствием близящейся битвы, молча и почти бегом боевая дружина Иисуса приближалась к Гаваону. Расстояние, на которое обычным маршем требовалось два-три дня, было покрыто за одну ночь. Наконец в предрассветной мгле показались городские окраины. А вот и первые шатры вражеского стана, первые лица врагов, первый вопль, первая горячая кровь... Началось сражение.

"Господь привел их (Аморреев) в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом. Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю... и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день"? И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь так слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля" (Иис. Н. 10:10-14).

Из последнего стиха видно, что израильтяне явно не успевают справиться с врагом и тем самым выполнить все обязательства союза с гаваонитянами. Господь помогает им. Они должны успеть. Невероятным образом Господь помогает людям быть верными завету! Христианская эра открывает нам Ходатая Нового Завета: "И потому Он (Христос) есть ходатай нового завета..." (Евр. 9:15).

Отсюда следует: Господь Бог, Христос Иисус, есть Ходатай завета. Это значит, что Господь, заключая завет с человеком, Сам же выступает Ходатаем завета и помогает христианам соблюсти условия веры, заключенного с ними завета.

Жители Гаваона пошли на обман, чтобы заключить завет с Иисусом Навином. Но он верен своим обещаниям. Мы сегодня тоже не всегда честны перед Богом в завете, но Господь верен всегда. Не все из нас, принимая крещение, вполне сознавали, что делают, сколь великую ответственность в отношениях со Святым Богом принимают на себя. Или, более того, не были искренни, заключая завет при крещении. А после крещения далеко не все из нас оставались чисты, как должно перед Святым Богом.

Но Господь скорее остановит солнце и луну, нежели окажется неверным завету. Господь скорее остановит светило, чем откажется помочь вступившему в завет с Ним человеку сохранить верность. Разумеется, если человек просит о помощи. И великая слава Божия состоит еще и в том, что Господь не просто следует долгу своей чести. Он действительно любит Своих некогда искупленных обманщиков, то есть нас с вами. Теократический Древний Израиль, вступая в союз с жителями Гаваона, скрепил завет именем Господа Бога. Тем самым Бог разделил ответственность перед гаваонитянами за выполнение условий завета. С помощью Божьей Иисус Навин исполнил обещанное. Имя Божье было прославлено. Клятвы исполнены.

Ангелам Божьим не требуются дни и ночи, чтобы прийти на зов, когда мы молимся о помощи свыше. Ибо Господь - скорый помощник в бедах. Но есть ли в нас вера, которая воззовет к небесам? Пребываем ли мы в завете с нашим Творцом?

"Скрежет зубов"

Завет - это великое благословение, великая верность и еще страшная ответственность. Да, именно страшная, если только кто-то проявляет злонамеренную неверность обещаниям завета. Но что ждет неверного, вступающего в завет, а затем лукаво пренебрегающего его условиями?

В Евангелии от Матфея 24:45-51 переданы слова Христа, Который говорит: "Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: "не скоро придет господин мой", и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов".

Из широкого контекста становится ясно, что подобная участь постигнет не только тех, кто пренебрегает людьми, ближними, но и дарами, возможностями, данными для служения ближним.

"Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!" (Мф. 25:28-30).

Из библейских пророчеств мы узнаем, что такая же печальная участь ожидает и дьявола с его "дружной семьей". Они погибнут, и впредь их никогда не будет.

Но если столь серьезны последствия для всех вступающих в завет с Богом, если столь грозны последствия нарушения условий завета, то на что же нам надеяться, нам, немощным людям? На свою чистоту, верность, силу?

Двойник

В описании судилища над Христом есть такой момент: "Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?.. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят" (Мф. 27:16, 17, 20-23).

В день безумного судилища над Христом людям был дан выбор: в честь праздника освобождения из Египта и рабства греха дать свободу либо Иисусу, Сыну Небесного Отца, либо известному разбойнику, а теперь узнику, ожидавшему приговора в тюрьме Пилата. По трагической иронии того человека звали Варавва. В переводе на русский язык имя это означало "сын отца". И вот перед толпой предстали двое сыновей своих отцов: Сын Небесного Отца и сын другого отца. Чернь, ведомая религиозными вожаками, усыновила заклятого разбойника. А истинный Сын был предан смерти как неверный завету, как чужой. Всю жизнь Иисус ждал этой минуты. Задолго до этого дня Он предрекал: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение" (Лк. 12:49-51).

Разделение, о котором говорит здесь Сын Божий, постигло не только людей, которые окончательно распались на две семьи. Оно коснулось и Самого Христа.

Он, не знавший греха, подвергается участи неверного. Он теряет "сыновство", чтобы обрели усыновление и жизнь мы - многочисленные "вараввы". На кресте Он был оставлен всеми, чтобы мы были приняты Богом. Он был разделен с Отцом завесой тьмы, чтобы мы воссоединились со Светом Истинным.

Заключение

Светлое утро воскресения доказало всем, что Иисус был и есть истинный Сын Божий, неправедно пострадавший, единственный верный завету во всем. Но и мы по Его смерти получили усыновление и теперь имеем право, власть и счастье называться и быть "чадами Божиими" (Ин. 1:12). И, как следствие, составлять одну семью, объединенную общей кровью, кровью Христа.

Давайте спросим себя: что принесет лично мне мой завет с Богом, когда вскоре явится Господь? Участь лицемера, злого раба, который знал волю Господина, но, пренебрегши ей, подвергнется рассечению? Или жизнь сына, дочери в доме Отца? Велика ответственность завета! Не случайно известный немецкий богослов XX века Карл Барт, восхищаясь заветом, написал следующее: "...завет между Богом и человеком является смыслом и честью, основой и целью неба и земли, а тем самым и всего сотворенного"022 .

Будем же благодарить нашего Создателя за Его верность завету и просить у Него сил для своей ответной верности. А условие остается прежним: доверие Богу, ибо с доверием в нашу жизнь входят заповеди Божьи, суть которых любовь к Богу и ближним. И жизнь, новая жизнь во Христе Иисусе.

А Библия пусть всегда и прежде всего останется для нас "Книгой нашего Завета"!

27 февраля 1998

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Измученный жизнью суровой,

Не раз я себе находил

В глаголах Предвечного Слова

Источник покоя и сил.

Как дышат святые их звуки

Божественным чувством любви,

И сердца тревожного муки

Как скоро смиряют они!..

Здесь все в чудно-сжатой картине

Представлено Духом Святым:

И мир, существующий ныне,

И Бог, управляющий им.

И сущего в мире значенье,

Причина, и цель, и конец,

И вечного Сына рожденье,

И крест, и терновый венец.

Как сладко читать эти строки,

Читая, молиться в тиши,

И плакать, и черпать уроки

Из них для ума и души!

И.С. Никитин (1824-1861)