Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Главная Проповеди Сборник проповедей Проповеди КУЛАКОВ Павлово учение о свободе
КУЛАКОВ Павлово учение о свободе PDF Печать Email
 
 

ПАВЛОВО УЧЕНИЕ О СВОБОДЕ ЛИЧНОСТИ КАК СВОБОДЕ СЛУЖЕНИЯ ЛЮБВИ

 

Для меня является огромной честью то, что я могу поделиться моим исследованием Священного Писания здесь, среди священнослужителей, государственных, общественных деятелей, деятелей культуры.

Впервые я услышал об апостоле Павле от своего деда Петра Степановича Кулакова. Он рассказывал мне о том, как, сидя в сталинском концлагере, твердил слова из 8 главы Послания апостола Павла к Римлянам: "„Если Бог за нас, кто против нас? Тот, •Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" В этих словах Апостола - вера его. Они питали тысячи и тысячи православных, католиков, протестантов в лагерях, молодых людей - христиан, которые подвергались насилию, издевательствам во время прохождения воинской службы в Советской Армии. Я помню, как твердил про себя эти слова, ибо уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангел, ни начало, ни силы, ни настоящее, ни будущее, никакое другое творение ни могут отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе.

Апостол Павел прививал нам чувства божественного достоинства. Он говорил и продолжает говорить о том, что всякий человек, не. взирая на его расовое происхождение, на его социальное положение, должен держать голову высоко, должен жить с чувством собственного достоинства, потому что он - дитя Божье. Недавно, будучи в Англии, я посетил находящийся вблизи Оксфорда дворец, где раньше воспитывались герцоги Мальборо, где вырос один из знаменитых британских премьер-министров Черчилль. Там я узнал, как герцоги Мальборо воевали. Отправляясь в военные походы, они вели сражения с 9 утра до 6 вечера, причем только в течение нескольких месяцев - с марта до октября. Три раза в день прямо на поле боя герцогу подавали еду в изысканной посуде. Я тогда подумал: если этот человек мог убивать людей с таким достоинством и с таким бережным отношением к себе, то почему мы - христиане не должны испытывать к этом мире комплекс неполноценности? Почему мы должны относиться к личности иначе. Ведь у апостола Павла есть удивительные критерии вечной ценности и уникальности отдельной личности. Апостол встретил Бога по дороге в Дамаск. Бог явился ему как личность, и в Павле Бог увидел личность уникальную, достойную уважения, ценности. Он назвал его по имени: "Савл, Савл, что ты гонишь меня?" Это была встреча личности Бога с личностью человека.

В чем для апостола Павла вечная ценность личности? Национальная принадлежность, язык, использование кириллицы или латиницы - это имеет свое значение и свой смысл, но ни в определении вечной ценности всякого живущего на земле. Павел определяет ценность, вечную ценность отдельной личности Голгофским крестом. "Вы куплены дорогою ценою," – пишет в первом Послании к Коринфянам. Ему также чуждо было Платоново расчленение человека на душу и мешающее ей, сковывающее се смертное тело. Он говорил о человеке как о едином, неделимом естестве, в котором гармонично соединены духовное и физическое. Если бы мы могли донести до наших деревень, городов, где спиваются поголовно отцы наших детей и мужья наших жен, священные- слова Апостола: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? - Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии!"

После встречи по дороге в Дамаск с Тем, Кого он тал, со своим Спасителем Павел, которому открылся Иисус Христос, сделался совершенно новым человеком. Это перерождение помогло ему понять, что мы все находимся в плену самообмана. И этот опыт побуждает его предупреждать людей. Никто не обольщает и не обманывает самого себя - пишет он в первом Послании к Коринфянам. Эта грань учения Павла прекрасно освещена в ряде современных работ. В особенности мне хотелось бы сказать об одном из современных исследователей ~ Дан Виа. Он интересно раскрывает Павлову анатомию самообмана и путь к целостности бытия. Дело в том, что я могу обманываться в отношении целого ряда сфер реального бытия. Я могу иметь неверное представление о самом себе, о своем характере, о своих убеждениях, поступках, о духовном или физическом своем состоянии, о моем отношении к другим людям, о мире, меня окружающем. Алкоголики, с которыми мы .разговаривали, были убеждены, что они не страдают от того, что тянутся к вину. Супруги, давно утратившие понимание между собой, не осознают отсутствия взаимности, близости, безудержно расходующие деньги женщины не понимают, что они тратят больше, чем зарабатывают. Профессор, которому угрожают увольнением, убеждает себя в том, что его коллега преуспевает только лишь благодаря своей амбициозности. Больной СПИДом верит, что его шансы на выздоровление составляют 50 на 50. Апостол Павел использует концепцию самообмана как некий толковательный инструмент, скрывающий подлинные процессы и побуждения внутренней борьбы человека с самим собой и с Богом.

Согласно известным нам Юнгу и Джеймсу Хилману, мы становимся подлинными личностями или обретаем самих себя, когда прослеживаем связь между нашими идеями и поступками, воплощением которых они являются. Тем самым, посредством идей мы проходим к основополагающим архитипам — материнству, отцовству, успеху, отчаянию, определяющим наше понимание своего бытия.

Апостол Павел пишет :"Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому и дано знание " Касаясь духовной жизни человека, Апостол говорит, что человек обольщается, когда думает, что обладает праведностью и мудростью, имея их, когда думает, что может сам заработать себе спасение. Божья праведность или Божья праведная несправедливость - так можно назвать оправдание поблагодати, заслуженное оправдание, которое Христос нам предлагает. Я по причине своей греховности низвожу до предпочтительности реальности моих собственных потуг, попыток праведности. Это для меня более естественно, ближе, реальнее и посредством формального внешнего исполнения закона я пытаюсь предложить Богу свой вариант спасения. И вот какую цену я плачу за это. Вместо того, чтобы открыть свою фактическую внутреннюю ущербность для безграничных возможностей Божьего возрождающего влияния, я ограничиваю и низвожу его до своих человеческих представлений и возможностей, собственной, запачканной моим тщеславием, моей эгоистичностью порядочности перед законом, которую я показываю Богу. Павел нашел выход из капкана самообмана, самообольщения: "И уже не я живу, - говорит он, - но живет во мне Христос". Это не уничтожение индивидуальности отдельной личности, это раскрытие индивидуальности. "А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня".

Апостол в своих Посланиях глубоко анализирует взаимоотношения между моим "я" и другими "я" в человеческом обществе. "...Страдает ли один член, страдают с ним все члены," - читаем у него. Нам нравится это Павлово учение о Церкви как о Теле Господнем, как о едином организме, но иногда мы забываем, что тело вторично по отношению к частям из которых оно составлено. Господь для того и объединил нас в единое тело, чтобы мы заботились друг о друге. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, напоминает Апостол. Другими словами, по Павлу, моя свобода зависит от того, насколько я защищаю свободу слабых. Не делайтесь рабами человеков, о совести печитесь другого, то есть не довлейте на совесть другого, не соблазняйте совесть другого, призывает Павел. Он поднял проблему взаимоотношений между язычниками и христианами, евреями и христианами, представителями других конфессий и других религий. И это его видение необходимости заботы о совести другого вдохновляло широко известных русских писателей; Я с наслаждением перечитываю многие рассказы Короленко. В особенности мне нравится его рассказ "Без языка", написанный в конце прошлого века, где он повествует о двух мужиках-христианах и девушке Анне, которые на корабле отправились в Америку в поисках счастья. Анна, русская православная христианка, прибывает в Нью-Йорк и оказывается в небольшой гостинице, которую содержит еврей Борк вместе со своей дочерью Розой. У Анны нет денег, чтобы заплатить за ночлег. Но Роза принимает ее и предлагает ей свою кровать. Короленко описывает внутреннее борение Анны: можно ли христианке молиться в присутствии еврейки? Слышит ли Бог еврейскую молитву? Можно ли спать на одной постели вместе с еврейкой? Это те проблемы, с которыми постоянно сталкиваемся. Реальные проблемы. Апостол Павел показывает нам Божественное решение этой проблемы, решение, при котором не нужно идти на компромисс с совестью, решение, при котором не нужно поступаться своей любовью к Господу и своим христианским убеждением или вообще религиозным, решение, при котором любовь диктует уважение к совести другого.

Учение Павла многое может сказать и по поводу государственной власти. Его советы адресованы и современным парламентариям. Апостол Павел в Послании к Римлянам в 13 главе писал: "...нет власти не от Бога". Но часто мы не замечаем глубокие истины, скрытые в этом отрывке. Первое, отмечает Павел, это то, что власть не является властью над личностями, государственная власть не является собственностью тех, кому она вверена. Они ответственны Богу, они под Богом ходят, их дни также сочтены. Мы должны поддерживать их и помогать им, почитать их, но правители должны печься о благе тех, кто им подвластен, защищая добро и сдерживая силы зла в обществе.

Апостол Павел также говорит, что подчинение воли Божьей первично, подчинение государственной власти вторично. Тем самым он как бы подарил всему нашему миру Божественную декларацию независимости личности от какой бы то ни было власти, почитания и уважения государственной власти, которую Господь допускает на тот или иной период.

Куда же христианину, высвобожденному, деваться, девать свою свободу? Апостол Павел провозглашает полную свободу личности. Он же и предлагает направить эту свободу служению любви: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий." "...А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше".

Любовь - это тот единственный инструмент, то орудие, держа в руках которое, свободный человек защитит, сохранит совесть и свободу слабого, ближнего. Вот такое видение личности предлагает нам апостол Павел в своих посланиях.