Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Фарисей и Мытарь.doc PDF Печать Email

Фарисеи считали, что Бог дал заповеди для того, чтобы люди соблюдая их могли получить жизнь вечную. В этом они видели милость Божию или считали это благодатью Божьей.

Притча нам не говорит о том, что фарисей был плохим человеком, а мытарь хорошим. Если бы они были нашими соседями, то вряд ли мы отдавали предпочтение мытарю.

Римляне завоевав Палестину, искали людей которые могли бы собирать для них налоги. Сам по себе этот род занятий уже считался предательством. Они выбирали для этого самых презираемых людей, которые были корыстолюбивы и жадны. (Подобно как во время ВОВ немцы выбирали старостами). Этим людям они давали право, самим оценивать сумму собираемого налога. Ставя объем который должна была получить римская казна и давая возможность, все, что сверх забирать себе. Безопасность им обеспечивал римский гарнизон. Он всегда стоял на их защите и к они всегда могли прибегнуть к помощи солдат если встречали непокорность, несогласие или противодействие.

Но у них были враги на которых они не могли найти управы, это Зилоты. Иудейские партизаны. Нож Зелота мог настигнуть их в любом месте на рынке, в храме, возле дома и т. д.

Фарисеи же были люди набожные, знающие Писание и учащие этому других. По большому счету класс фарисеев, сыграл огромную, положительную роль в истории Израиля. Они не были из рода священников или левитов. Но этот класс людей ратовал за то, что благополучие нации зависит от послушания Слову Божьему и самому Богу. Они делали все, чтобы сделать принципы Писания частью практической жизни людей.

И личным примером они всегда показывали, что те принципы которые они требуют от людей они соблюдают и в собственной жизни.

Христос не говорит, что фарисей в своей молитве произносит ложь. Он действительно жил по этим принципам и согласно существовавшему мнению он и считал, что в этом великая Божья благодать проявленная именно к нему, что он не таков как прочие люди. Те дела которые он делал он рассматривал, как результат Божьей благодати, которая позволила ему их совершать, для своего спасения. Он поблагодарил Бога за проявленную милость и благодать “Я не таков как прочие люди” по Твоей благодати. И потом он показывает, что эта благодать имеет должное действие в его жизни. Она как то себя проявляет и что-то в его жизни меняет.

О жизни мытаря же Христос вообще посчитал сложным что-либо сказать, потому что она была далека от того, чтобы там найти, хоть что-либо, хоть немного привлекавшее людей или вызывающее в них сочувствие.

Единственное, что возможно было положительное, что он пришел в храм и пришел помолиться. Это свидетельство того, что в нем работал Святой Дух и совесть его все же осуждала его за тот образ жизни который он избрал и который он вел.

Как бы вам понравился человек который требовал с вас за то, что вы занимаетесь тем или иным ремеслом, произвольную плату. Это рэкет. Вы торгуете на рынке выращенными овощами или привезенными вами вещами и подходит человек и говорит, за то, что вы здесь торгуете с вас 30 тысяч. Или вы поехали отдыхать на море. Вы только, что остановились и расположились. К вам подходит человек и говорит, за это надо платить. И называет не чем не обоснованную сумму. Если вы начинаете возражать вскоре появляется уже группа людей, который возглавляет человек одним своим видом наводящий ужас на Вас и задает вопрос: “кто это здесь не хочет платить?”

И вдруг этого человека вы в субботу встречаете в храме и видите как он благоговейно молиться. Какие у вас будут чувства?

Все это говориться не для того, чтобы каким то образом мытаря сделать не приглядным и отвратительным в наших глазах. Это была реальность той жизни и мытарь действительно из себя представлял для его современников человека именно такого рода. С другой стороны, это нам поможет увидеть истинный смысл который Христос вкладывал в эту притчу когда ее рассказывал.

Другой наш сосед каждую субботу ходит в храм, кждый день на виду у всех в полдень совершает молитву. Постоянно исследует Писания. Всегда дает милостыню. Это была самая величайшая благодетель которая обеспечивала человеку накопление добрых дел. Если вы обращаетесь к нему за помощью, вы скорей всего никогда не получите отказ. Единственное может быть, что раздражает в этом человеке вас, так это то, что он пытается всегда вас обличить если вы, что то делает не по писанию. Он постоянно Вам напоминет, что успех и благополучие вашего бизнеса зависит от верности в десятине. Он подчеркивает, то, что если вы пропускаете посещение богослужений в храме предпочитая им отдых в вашем доме это пагубно влияет на ваше практическое благочестие. Может быть немного часто он говорит о том, что правильное питание и воздержание это залог здоровья.

Но его нельзя ни в какое сравнение поставить с другим вашим соседом, появление которого у Вас вызывает колики в животе, или может быть у вас подгинаются коленки от страха, или в груди закипает лютая ненависть и протест.

Но о чем же тогда это притча. Если в реальной жизни эти люди вызывали у своих современников несколько инные чувства. нельзя сказать, что Фарисеев любили. Но если они стояли рядом с мытарями, то здесь выбор в симпатии людей был однозначен.

Первое, что напрашивается из этой притчи, это отношение молящихся к Богу и их понимание характера Бога. Фарисей понимал, что Бог относиться к одним людям хорошо, к дугим похуже. Благодарю Боже, что я не таков как этот мытарь или как прочие люди.

Во вторых в понимании фарисея, его заслуга все же была не малая по сравнению в дугими людьми, что он воспользовался Божьей благодатью и исполняет все заповеди, которые Бог дает людям. Уже это отношение, должно расцениваться Богом довольно высоко и по достоинству должно быть оценено Им.

В третьих прийдя перед лице Божье он видел не Бога в первую очередь, а тех кто пришел к Богу и страался оценить насколько они могут расчитвать на Божье внимание по сравнению с ним.

В четвертых он обобщал всех людей, наделяя их сам ыми гнуснцми пороками, “грабители, прелюбодеи, обидчики, мытари” - для того, чтобы на их фоне выглядеть намного предпочтительней. В храме наверное были не только он и мытарь. По крайней мере там был священник и левит, но фарисей себя не пытается сравнить с ними.

Перечисляя же свои заслуги, фарисей как бы говорит Богу - что ты и не мог позволить мне стать другим, ведь я пощусь два раза в неделю и даю Тебе десятину.

Мытарь же “стоя вдали” - это говорит о  том, какое сравнение производил мытарь себя с другими людьми.

Во - вторых когда он пришел к Богу, он ничего не хотел чтобы было между ним и Богом.

Будь милостив ко МНЕ грешнику. Фарисей перечислял свои заслуги считая, что за это Бог заслуженно проявляет к нему свою благодать.

Мытарь же не мог ссылаться ни одну из своих заслуг, он просто просил Бог о милости.

Самое же главное, заключается в том, как бы это было не парадоксально, что особую близость мы испытываем к Богу тогда когда мы признаем себея грешниками. Если попытаться понять почему это так, ведь Бог который является воплощением святости и грех живцщий в нас это две вещи, которые просто не могут сосуществовать вместе. Почему же Бог принимает грешника мытаря и отвергает более менее святого фарисея. Дело в том. что не зависимо от того, как мы себя называем или что мы о себе думаем, мы не становимся более праведными или менее. И даже, то что мы в жизни совершаем не делает нас более святыми. А человека всегда легче изменить или исправить если он осознает, что он не прав, а во вторых признает вашу мудрость или возможность помочь ему исправиться.

 Молитва фарисея наверное более правильная, она вначале выражает благодарность Богу. Молитва же мытаря начинается с просьбы. Но в молитве фарисея просьбы как таковой и нет. Вместо просьбы он перечисляет свои дела которые должны заставлять Бога что-то совершать для него в жизни.

Еще раз подчеркнем, что Христос не говорит о том, что мытарь делал и поступал вжизни правильно, он не сказал о том, что действия мытарей более их приближали к Царствию Божию чем дйствия фарисеев. Но Хрос подчеркивает здесь то, что отношения с Богом у мытаря были намного реалистичными, чем у фарисея, вернее у мытаря они были, а у фарисея отсутствовали.

И Христос подчеркивает здесь принципы которыеми определяется данное отношение.

1. Осознание своей греховности.

2. Признание одинаковой любви Бога ко всем людям.

3. При общении с Богом устранение всех и всего отвлекающего от Бога.

4. Рассматривание своих поступков не как средство а как результат отношений с Богом.

5. Считать себя не наиболее достойным внмания Божьего, а наименьшим.