Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Глава 1. Что такое проповедь PDF Печать Email

 

Вот уже несколько месяцев вы являетесь пресвитером вашей общины. Как-то утром звонит пастор и говорит:

- Через три недели я уеду на несколько дней. Вы бы не хотели послужить проповедью в субботу утром?

- Я? Послужить проповедью? Вы серьезно? Я не могу проповедовать!

- Ничего страшного, сможете! Ведь вы вели беседы или выступали с речью время от времени, не так ли?

- Но это же не проповедь.

Вы правы! Проповедовать - это не то же самое, что вести беседу или произносить речь. Но почему? Что такого особенного в проповеди? Этот вопрос встает снова и снова. Новые книги по этой тематике выходят в свет каждый год. Но когда вас просят выступить в роли проповедника, вопросы о сути проповеди и средствах ее выражения становятся для вас жизненно важными. Ответы на них не будут исчерпывающими, но они должны принести практическую пользу.

Это руководство по подготовке к проповеди предназначено для того, чтобы как раз помочь вам найти практические ответы на возникающие вопросы. Оно начинается с рассмотрения в какой-то мере того, что такое проповедь, поскольку с практической точки зрения, так же как и с богословской, ваше отношение к проповеди в действительности более важно, чем то, как вы проповедуете. Вопрос о том, что такое проповедь, должен побудить каждого более пристально и серьезно относиться к тому, как проповедовать. В Первом послании к Фессалоникийцам апостол Павел дает нам четкое понятие того, что такое проповедь: «Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие... Потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу. Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас верующих» (1 Фес.2:9-13).

Проповедь Слова

Когда Павел проповедовал Евангелие, он проповедовал не слово человеческое, но Слово Божье. Проповедь Евангелия - это не только сообщение истины о Боге и христианском образе жизни, но и нечто необыкновенное - священнодействие, где то же самое слово, что бесшумно производит перемены в сердцах верующих, звучит во всеуслышание. Проповедь - это нечто животворящее и жизненно необходимое, нечто динамичное и находящееся в непрестанном развитии. Принимая это во внимание, некоторые люди соглашаются с утверждением Роберта Маунса, что в проповеди Бог раскрывает Себя и поэтому можно сказать, что «проповедь есть откровение»- откровение Божье (Суть проповеди Нового Завета, с.152).

Мы можем принять во внимание необходимость некоторого изменения этой точки зрения в связи с учением об откровении. Но мы не должны упускать из виду ее значение относительно важности проповеди. «Многие не воспринимают проповедь как средство, определенное Христом для наставления Его народа, и, следовательно, средство высокоценное. Они не чувствуют, что проповедь есть слово Господне, обращенное к ним, и относятся к ней просто как к истине, передаваемой устно; они судят о ней так, как они судили бы о речи адвоката по заседании суда, - по мастерству выдвигать аргументы, а также силе и красоте языка. Служитель не может быть непогрешимым, но Бог почтил его, сделав Своим вестником. Если вы не слушаете его как уполномоченного свыше, вы не относитесь с уважением к его словам и не принимаете их как весть Божью... «Мы никогда не должны забывать, что Христос учит с помощью Своих слуг» (Свидетельства, т.5, с.298-300).

Мы потеряли это представление о проповеди? Считаем ли мы проповедь по-прежнему «словом Божьим»? Верим ли мы, что проповедью Христос учит Свой народ через Своих слуг? Совершается ли проповедь силою Духа Святого? Иными словами, происходит ли единение Бога и человека? Если проповедь является средством, определенным Богом для спасения души, тогда может произойти что-то удивительное. Должны ли мы приближаться к кафедре с ожиданием этого?

Я опускаю почтительное отношение к кафедре, которому меня научили, когда я был еще маленьким. Я хорошо помню тот момент, когда мои родители обнаружили мою сестру и меня за кафедрой играющими «в проповедников». Родители объяснили нам, что опасно «валять дурака» на святом месте, каким является кафедра. С кафедры Бог обращается к людям. В проповеди Бог и человек шествуют вместе.

В книге «Искусство иллюстрировать проповедь» Иан Макферсон рассказывает одну историю, имеющую некоторое отношение к нашей теме. «Представьте себе пожилую леди, живущую в Лондоне где-нибудь в середине прошлого столетия. Ее любимый герой, надо полагать, герцог Веллингтонский. Когда мы впервые увидели ее, она сидела в своей гостиной, держа в руках книгу, посвященную его биографии. По мере чтения повествования о битве при Ватерлоо и размышлений о той роли, которую герцог сыграл в этом известном сражении, ее охватывает чувство благодарности и преданности по отношению к нему. Для нее как англичанки эта победа значила очень многое. Она снова и снова поднимает глаза от книги и смотрит на гравюру, висящую на стене комнаты. Это - выполненный пером рисунок Апслей Хауза, лондонской резиденции герцога Веллингтонского; и, глядя на него, она говорит себе: "Как восхитительно думать, что великий герцог живет там". Затем резкий стук в дверь неожиданно рассеивает ее мечтания. Она поднимается, чтобы открыть дверь, и лицом к лицу сталкивается с самим живым герцогом! В мгновение ока и книга, и здание резиденции герцога, как бы они ни были очаровательны, равно забыты, ведь сам победитель стоит перед ней!.. В христианской Церкви часто случается нечто гораздо более удивительное. Люди идут туда, чтобы послушать чтение и толкование Книги, которая повествует о триумфе, неизмеримо превосходящем Ватерлоо. Они идут туда, чтобы посмотреть с восторгом на какой-нибудь славный собор, на его величественную стать. И вдруг в дверях их сердца начинают взволнованно биться. И им предстает не кто иной, как воскресший Христос!» (с.20,21).

Может ли что-нибудь подобное случиться, когда вы будете произносить вашу очередную проповедь? Да, может. Как воздействует на вас такая возможность, когда вы готовите проповедь? Расположены ли вы сделать все, что от вас зависит, наилучшим образом? Начинаете ли вы подготовку на коленях?

Говоря иными словами, проповедь - предназначенное Богом средство, с помощью которого Он достигает единства в общении с человеком. Когда мы слушаем провозглашаемое Слово Божье, мы принимаем его как Слово Божье, которое действует в нас (1 Фес. 2:13). Торжество и красота этой истины должны всегда сопутствовать нам, если мы принимаемся за дело проповеди.

Именно в этом смысле общение между Небом и землей, в котором мы участвуем, есть обучение путям и воле Божьей. Проповедь наставляет и просвещает нас относительно образа жизни, который мы должны вести: какими нам следует быть, что и как нам следует делать. Вновь обратите внимание на слова апостола Павла в Первом послании к Фессалоникийцам: «Потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1 Фее. 2:11,12).

. Проповедь, таким образом, должна включать в себя провозглашение истины, имеющей отношение к вере и нравственности, христианскому поведению и образу жизни.

Но какой истины? Можете ли вы утверждать, что то, что вы думаете, есть истина? Нет, вы должны проповедовать то, о чем Бог говорит, что это истина. Как вы узнаете о том, что сказал Бог? Открывает ли вам это Бог? Да, Дух Божий озаряет ваше сознание, так как содержанием проповеди является Слово Божье. Но вы не провидец, обладающий даром пророчества. Как все Божьи люди в каждом поколении, вы должны обращаться к пророку за словом Господним. Всегда храните в сердце слова из вступления к книге «Великая борьба»: «Дух не был дан и никогда не даруется, чтобы вытеснить Библию; ибо Писание недвусмысленно утверждает, что Слово Божье - это мерило, которым должно испытывать всякое учение и опыт» (с. 9).

В этом смысле Библия просто необходима в проповеди - настолько необходима, что мы фактически можем сказать: проповедь, которая не является представлением библейской истины, это не проповедь.

Чтобы исполнить все, к чему вы призваны для провозглашения Евангелия и наставления мужчин и женщин в принципах веры и послушания, чтобы сообщить великие истины, которые Бог открыл человеку через Своих святых пророков, вы должны иметь отнюдь не поверхностное представление о Библии.

Знание Слова

Да, вы не профессионал. Вы можете не иметь всестороннего образования в области библейских исследований и, может быть, никогда не посещали семинаров по изучению Священного Писания, но вы должны понимать его так, чтобы быть способными готовить и произносить проповеди. Эта глава, как и вся книга, поможет вам в этом.

Конечно, вам следует знать, как находить книгу, главу и стих в Библии, чтобы вы без труда могли обратиться к нужному отрывку. Когда вы не можете отыскать выдержку, имеющую отношение к проповеди, доверие к вам ослабевает - ваши слушатели склонны оспаривать убедительность вашей вести. Хотя это кажется слишком очевидным и не заслуживающим упоминания, все же некоторые комментарии необходимы. Кроме того, подумайте о затруднениях проповедника, который не может найти «тексты» при подготовке к проповеди! Приобретение навыков в этом вопросе не представляет трудностей. Запомните по порядку книги Ветхого и Нового Завета, и все, что вам останется, это найти главу и стих по номеру.

Отыскав нужный текст, знаете ли вы, что он говорит? Знаете ли, что он означает? Во-первых, вам нужно будет положиться на переводы, так как вы не можете читать Писание на языках оригинала - еврейском, арамейском и греческом. Второе условие включает в себя толкование.

Вы можете знать, что текст говорит, но знаете ли вы что он означает? Протестантская Церковь разделилась на многочисленные вероисповедания потому, что если люди могут согласиться с тем, что говорит Библия, они не всегда соглашаются и не во всем единодушны в том, что это означает. Смысл содержащихся в Библии истин - основа ее доктрин. Поэтому самым важным предметом в изучении Библии оказывается герменевтика. «Герменевтика» - это синоним слова «изъяснение» и происходит от греческого слова, употребленного в Новом Завете. Евангелист Лука, рассказывая об Иисусе, говорит: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял [diermeneusen] им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).

Курс герменевтики повествует о правилах истолкования, которые выходят за пределы вашего неподготовленного восприятия, но вот несколько принципов, которым вы можете следовать и которые соответствуют пониманию адвентистами седьмого дня Библии как Слова Божьего.

1. Библия есть авторитетное Слово Божье, раскрывающее вечные истины относительно того, Кто Он, кто мы, в чем состоит Его план в отношении нас и нашего спасения от греха и его проклятия. Это включает откровение Его воли в вопросе наших отношений с Ним и друг с другом в этой жизни, а также открывает нам волю Божью в жизни будущей.

2. Библию следует понимать буквально, если нет достаточных причин на то, чтобы понимать ее как-то иначе. Мы знаем, что в Библии присутствует поэзия, как, например, в Книге псалмов, образные обороты, как в Книге Исаии («горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам»; 55:12), аллегории, как в Послании к Галатам («В этом есть иносказание. Это два завета»; 4:24), и символические пророчества, как в Книге Даниила и в Откровении. Но когда мы обращаемся к Библии за наставлением и водительством Господним, наше главное желание состоит в том, чтобы Он говорил то, что имеет в виду, а имел в виду то, что говорит. Другими словами, мы верим в то, что буквальное значение в Писании преобладает.

3. Библия имеет богословское единство. Библия - не собрание различных богословских воззрений, вся она содержит единое последовательное богословие. Это не значит, что ее богословие имеет законченные контуры в каждой части или книге; также это не указывает на то, что откровение не поступательно, или на то, что Библия свободна от всех парадоксов и тайн (ограниченный ум не может полностью постичь безграничное, поэтому Бог приспособляет Свои откровения к ограниченному человеческому пониманию). Тем не менее, рассматриваемая в целом Библия является истинным и надежным 'откровением Божьим.

4. Ввиду единства, о котором говорилось выше, Писание изъясняет Писание. Не всегда возможно полностью распознать истину, касающуюся доктрины или учения, в одном тексте или части Писаний, но ее можно собрать из различных частей, в которых раскрывается эта истина. Поэтому то, что неясно из одного утверждения, может быть объяснено или освещено отрывком, который вы найдете в другом месте.

5. Во многом Библия является исторической книгой, рассказывающей о том, как был создан мир, как Бог призвал Израильский народ, чтобы тот представил Его в мире, как Иисус пришел в мир, чтобы спасти человечество от греха, и как была основана Его Церковь, чтобы подготовить путь к Его возвращению.

Таким образом, чтобы понимать Библию, важно знать ее общую историческую канву, а также иметь представление о той исторической, культурной и социальной обстановке, на фоне которой были написаны ее книги.

6. Каждое толкование должно иметь свою убедительную аргументацию. Вы должны четко понимать, почему вы изъясняете Писание именно так, а не иначе. Во всем этом поможет отличный справочный материал, такой, как, например, симфонии, комментарии и учебные пособия. Большинство из вас не имеет обширных библиотек, содержащих такие работы, но всем вам следует иметь серию «Библейский комментарий и словарь адвентистов седьмого дня», серию «Конфликт веков» Елены Уайт («Патриархи и пророки», «Пророки и цари», «Желание веков», «Деяния апостолов», «Великая борьба»). Кроме этого, вы. можете иметь другие книги, написанные Е. Уайт, хорошую симфонию и серию комментариев, например, таких, как «Толковая Библия» Уильяма Баркли. Имея дело с источниками, не относящимися к трудам адвентистов седьмого дня, вы будете, конечно, оценивать их утверждения с точки зрения вашего вероисповедания, убеждений и доктрин Церкви, членом которой вы являетесь.

Кажется ли вам задача неимоверно трудной? Я вас больше напугал, чем помог? Возможно, вы чувствуете себя подобно маленькому мальчику, попавшему в бочку с густой патокой. Выбравшись из бочки, он видит, что все его тело покрыто сладкой массой, и начинает слизывать вязкие, липкие капли со своих пальцев. Вдруг он останавливается и в смятении восклицает: «Мне не по силам справиться с этим!»

Не падайте духом! Давая обещания о чем-то, Бог предоставляет возможность добиться этого. Позвольте мне ободрить вас словами апостола Павла: «Нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий... Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли... Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2:10-13).

Духовное различимо духовным оком. Когда вы готовитесь произнести проповедь, вы не одиноки: является Дух, чтобы руководить вами и просветить ваш ум так, чтобы вы могли понимать Слово Божье. Он присутствует как во время подготовки вашей проповеди, так и тогда, когда вы проповедуете. Итак, молитесь, чтобы Святой Дух присутствовал с вами. Без Него мы не можем ничего. В Нем мы можем все.