Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Дети Семинары по ДСШ Новые подходы к субботней школе
Новые подходы к субботней школе PDF Печать Email


Ротационная модель субботней школы

В последнее время этот тип деятельности получил широкое распространение в больших церквях Соединенных Штатов. Этому способствуют три обстоятельства.

Первое: во многих церквях зачастую трудно найти людей, которые согласились бы преподавать в течение всего года. Те, кто подходит для этой работы, как правило, чересчур заняты и у них нет желания брать на себя обяза­тельства, которые потребуют от них преподавать каждую субботу на протя­жении многих месяцев.

Второе: многие дети и взрослые потеряли интерес к тра­диционному время провождению на уроке.

И третье: все более очевид­ным становится, что для усвоения какой-либо библейской истории учащимся не­достаточно одной недели и одного способа подачи материала. Подход, в основе которого лежит чередование занятий в студиях и группах, принимает во внимание все эти проблемы.

В субботней школе такого типа церковные помещения приспособлены под «студии» и со­ответственным образом оборудованы. Так, одна из комнат может стать компьютерным классом. Компьютерные программы по детской Библии, по ее изучению, энциклопедические программы могут весьма пригодиться на библейских заня­тиях. Другая комната превращается в театр. Дети приходят в восторг от возможности зна­комиться с Библией там, где разыгрываются пьесы на библейские сюжеты. Третья оборудо­вана под кинотеатр. В ней дети просматривают фильмы на библейские сюжеты и другие картины, которые помогают им ближе познакомиться с тем, о чем говорит­ся в Писании. Четвертая комната — для художественных занятий. Там дети могут рисовать, лепить из глины, создавая своими руками то, о чем они услышали на за­нятиях. Пятая комната обустроена наподобие какого-либо места, упоминаемого в Библии, скажем, Иерусалимского храма. Дети заходят в «храм» и встречают там людей, изображающих библейских персонажей, — к примеру, Моисея, Павла, Иеремию или Иисуса. В студиях такой ДСШ можно заниматься играми, ку­линарией, танцами, музыкой — любым видом творчества, который так или иначе по­могает знакомиться с Писанием.

* Ротация — постепенное перемещение элементов какой-либо структуры.

Творческие методики преподавания нам не в новинку. Просто ротационная модель облегчает преподавание, создавая отдельную студию для каждого вида препо|давательской деятельности. Несомненное новаторство этого подхода применительно к ДСШ состоит в том, каким образом предлагается работать — каждую субботу на протяжении пяти недель в одной и той же мастерской. К тому же, от преподавателей требуется давать один и тот же урок пять суббот подряд, используя таланты, которыми они обладают. Скажем, тот, кто знает толк в компьютерном программировании, будет преподавать в компьютерном классе. Тот, к примеру, кому нравится смотреть и обсуждать фильмы, займется кинотеатр ром. А кто любит театральные представления, возьмется за постановку библейских историй. И так далее.

На протяжении пяти недель ведущие студий преподают детям один и тот же материал, но каждый раз — новой группе. Разумеется, преподнесение материала должно соответствовать возрастному уровню той или иной группы. Дети тоже знакомятся с одним и тем же материалом на протяжении пяти недель, но только этот материал подается им пятью совершенно отличными друг от друга способами. И если ребенок вдруг пропускает пару занятий, тема занятий не ока­зывается пропущенной — он наверстывает материал на трех остальных занятиях. Таким образом, учителям с каждой неделей становится все проще, а их напряжение и беспокойство уменьшаются. Вдобавок, ротационная модель обеспечивает уча­щимся неспешный темп занятий в спокойной обстановке. Поскольку тема меняет­ся всего лишь раз в четыре или пять недель, готовить новый материал и составлять учебный план приходится значительно реже.

Эта модель ДСШ зарекомендовала себя тем, что благодаря ей как дети, так и взрослые вовлекаются в работу, которая им чрезвычайно интерес­на. Многие церкви, избравшие эту модель, отзываются о ней с большим энтузи­азмом. У взрослых есть возможность использовать свои творческие навыки, пре­подавая в воскресной школе на протяжении пяти недель. При желании, они мо­гут провести еще один цикл занятий, а могут и уступить черед другим.

Неудобство этой модели может заключаться вот в чем:

1) Она требует больших затрат, нежели традиционные формы занятий в воскрес­ной школе, по крайней мере, поначалу, когда необходимо вложить немало средств в обустройство.

2) Для нее нужно много помещений, что едва ли по силам большинству церквей.

3) Она не так уж способствует развитию взаимоотношений между детьми и взрос­лыми, поскольку на их общение отведено не слишком много времени.

4) Требуется много времени, труда и воображения, чтобы подготовить уроки различных типов. С другой стороны, в этом состоит и определенное преиму­щество, потому что таким образом людям предоставляется возможность для большей самоотдачи.
Уличные воскресные школы

Этот новый, ярко выраженный евангелизационный подход возник и нашел свое применение в больших городах и в настоящее время практикуется во многих стра­нах мира, в том числе в США, Франции, Германии, Южной Африке, Испании, Пор­тугалии и Италии. Этот подход осуществим в тех местах, где дети не посещают ДСШ, а потому хорошо подготовленная команда ведущих, которые на­мерены нести благую весть детям в возрасте 6-12 лет, выходят со своей програм­мой на улицы, где играют дети. Для этого приобретается фургон или трейлер, кото­рый превращают в «Воскресную школу на колесах». Кукольный театр, стулья, сто­лы, карандаши, фломастеры, ножницы и прочие канцелярские принадлежности, му­зыкальные инструменты, микрофоны, театральный реквизит и многое другое — хра­нится в фургоне. Сам фургон разукрашен яркими рисунками. Команда ведущих разъезжает по окрестностям, останавливаясь на тех площадках, которые дети об­любовали для своего время провождения. Пространство фургона застилается бре­зентом. Когда фургон останавливается, брезент расстилают на улице так, чтобы дети могли на него сесть.

Уличные воскресные школы возвращаются туда, где они побывали, раз в неде­лю на протяжении шести недель. Команда старается наладить общение с детьми. Позднее они продолжают навещать детей и их семьи. Такие команды могут дейст­вовать независимо, и все же лучше, когда они сотрудничают с церквями, которые со всей ответственностью взяли на себя заботу нести Благую весть детям и семьям, отделенным от Христа и Его церкви. Церквям, которые хотят работать подобным об­разом, потребуется искреннее желание и достаточная гибкость, чтобы принять в свое лоно людей из разных культурных слоев общества. Они должны быть готовы к тому, что им придется помогать этим людям в решении самых разных проблем.

В таких занятиях используется бодрая музыка, сценические постановки и иные представления, которые способствуют установлению контакта с детьми, поскольку все это близко языку и культуре улиц, где дети проводят большую часть времени. Это с успехом осуществляется в бедных кварталах, где дети живут в окружении торговцев наркотиками и преступных группировок. Такая работа требует от членов команды громаднейших усилии и ответственности. Здесь необходимо определенное мужество и готовность жертвовать временем, чтобы организовывать и продлить эту работу с детьми и их родителями. Некоторые церкви предпочитают отказаться от такого рода деятельности, поскольку она заметно выходит за рамки то набожного мира, в котором пребывает церковная община. Служение детям из бедных кварталов, детям, которые во многом нуждаются и чьи нужды не могут быть проигнорированы теми, кто взялся их евангелизировать, — равно тяжелый труд и большое вложение денег. Те, кто берется работать в таких условиях, должны быть хорошо подготовлены ко всем тяготам, связанным со служением бедным.