Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Дети Семинары по ДСШ Молитва с детьми
Молитва с детьми PDF Печать Email

Господи! Научи нас молиться. Лук 11:1

Молиться с детьми легко и вместе с тем трудно. Легко — потому что дети чувству­ют, как в молитве люди общаются с Богом, и хотят быть принятыми в это обще­ние. С другой стороны, дети часто не уверены в своих взаимоотношениях с Бо­гом. Иногда они не ощущают, что Бог слышит их молитвы, они не знают, что нуж­но говорить Богу.

Зачем нужно молиться с детьми

Прежде чем говорить о том, как обучать детей молиться, нам надо понять самим, зачем это нужно.

1. Повеление Господа

Во-первых, молиться повелевает Слово Божье. «Не заботьтесь ни о чем, но все­гда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Бо­гом» (Фил 4:6). Есть множество поводов для молитвы: и желание получить благо­словение от Бога, и прошение о собственном здоровье, и стремление к внутрен­нему покою, и желание приятно провести время с Богом. Но все же главное то, что это — Его повеление.
2 Чтобы научить детей языку молитвы

Общение с разными людьми требует умения говорить на раз­ных языках, например, говоря с уличными подростками, мы будем пользоваться иным языком, нежели при разговоре с профессором. Язык общения с представителями власти су­щественным образом отличается от языка общения в семейном кругу.

Язык общения с Богом тоже особый. В каком-то смысле молитве учат так же, как учат ребенка говорить, то есть это происходит в общении с другими людьми. Умение молиться приходит к ребенку, когда он слышит молитву родителей, учи­телей и друзей. Затем молитва становится личным опытом ре­бенка, он приобретает язык общения с Богом. Важно, что по­средством молитвы преподаватель ставит в пример свои лич­ные взаимоотношения с Богом. 3. Молясь, мы становимся духовными наставниками и помогаем детям ото­зваться на голос Божий

В третьей главе Первой книги Царств написано, что Господь заговорил со спящим отроком Самуилом (1 Цар 3). Самуил не понял, что с ним говорит Господь, потому что лично никогда не общался с Ним. Поэтому он перепутал голос Господа с голо­сом Илия и, побежав к нему, ответил: «Вот я! Ты звал меня». Задремавший священ­ник открыл один глаз и произнес: «Я не звал тебя; пойди назад, ложись». Самуил слышал голос еще два раза и спешил к Илию, утверждавшему, что не звал отрока. Но в третий раз Илий понял, что к Самуилу обращается Господь, и дал ему это по­нять, научив отвечать такими словами: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Так совет старого священника Илия, разбиравшегося в делах Божьих, помог понять Самуилу, как установить общение с Богом.

Здесь мы видим, что в нужный момент, когда Бог стал реальностью для отро­ка Самуила, рядом был человек, наставник, который помог ему самостоятельно ответить на Божий призыв. Поступая с детьми подобным образом, мы помогаем им достигать новых уровней ответственности перед Богом. Именно наши беседы и молитвы с детьми способствуют такому росту.

Что такое молитва?

Молитва — наш ответ Богу в разговоре, который Он всегда первым начинает с нами. Мы не можем установить с Ним контакт, это Он устанавливает контакт с нами, а мы отзываемся, отвечаем на Его слово и призыв. Можно сказать, молитва — это, по большей части, не то, что хотим сказать мы, а наш ответ на Его слово.

Слыша голос Бога, мы не можем молчать в ответ. Мы хотим прославлять Его за милость и доброту, выразить свою благодарность за дар спасения, исповедовать грехи и недостатки, просить у Него силы и помощи и ходатайствовать за тех, кому трудно. Слова, которые мы говорим Богу в молитве, исходят из глубины наших сер­дец. Они как бы эхо голоса Бога, звучащего внутри нас. Даже когда мы молимся, мы не перестаем слышать Бога, потому что наши молитвы приходят в ответ на Божий голос. Как еще можно объяснить, что такое молитва? Мо­литва — это разговор с Богом, всемогущим и любящим. Это выражение нашей радости, печали, сомнений и пе­реживаний. Молитва — общение с Богом. С первого дня занятий в воскресной школе нужно молиться вместе с учащимися. Однако ребенку трудно представить себе, с кем он разговаривает в молитве и каким образом проис­ходит этот разговор. По телефону можно разговаривать с тем, кого не видишь, любя его. Если твои родственники живут очень далеко, то, разговаривая с ними по телефону, ты чувствуешь, что они близко. Таким же обра­зом и мы разговариваем с Богом. Можно рассказать Ему все, а Он будет слушать.

Практика молитвы с детьми

Мы подошли к вопросу о практике молитвы. Как надо молиться с детьми, и как мы можем научить их молиться? Есть много разных способов, вот некоторые из них.

1. Молитесь с детьми вслух

Дети приобретают навык молиться таким же образом, как и привычку беседовать с людьми. Они учатся молиться, слушая молитвы своих преподавателей, родите­лей и друзей. Затем молитва становится и личным опытом. Поэтому, если в вашем классе есть дети, которые умеют молиться, просите их молиться вслух вместе с ва­ми на занятии, чтобы другие могли слушать и учиться.

Молясь вслух с детьми:

— Выбирайте самые простые слова и короткие предложения.

— Не молитесь слишком красиво. Ребенок, слыша вашу красивую речь, не осмелится произнести вслух свои простые слова, он подумает, что Бог принимает только сложные и красивые слова, и у него никогда не получится так молиться.

— Молитесь коротко, потому что длинная молитва утомительна для детей.

— Выбирайте для молитвы вслух такие нужды, к ко­торым может присоединиться любой ребенок, — земные нужды очень значимы для детей.

2 Обсудите молитвенные нужды

Если мы просим детей и их родственников высказать перед молитвой свои нужды, это само по себе облегчает детские души. Мы можем назвать это простой формой попе­чительства о других детях. Тем самым мы помогаем им составить те фразы, которые они потом скажут Богу. Другими словами, детям легче высказать Богу свои нужды и мысли после того, как они уже проговорили их преподавателю. Например, детям нужно подсказывать: за что бы вы хотели сегодня поблагодарить Господа? За что бы вы хотели сегодня прославить Его? За что бы вы хотели попросить у Него прощения?

За кого вы хотите сегодня помолиться? Их ответы можно записать на листе бу­маги или на доске, а потом прочитать хором с детьми.

3. Молитесь с детьми молитвой «Отче наш... »

Дети 4-5 лет и младше могут выучить наизусть молитву «Отче наш...». Они получа­ют от этого удовольствие. Дети 8-10 лет созрели до уровня понимания этой молит­вы. Они способны понять, что Иисус, дав нам молитву «Отче наш...», дал тем самым правила, по которым нужно молиться. Эти правила можно вкратце описать следу­ющим образом:

— Первое правило: «Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое». Мо­лясь Господу, мы называем Его по имени. Именно так, как мы адресуем пись­мо, написав имя и адрес получателя на конверте, или звоним по телефону, мы адресуем наши молитвы Богу, используя имя, которое Он нам открыл. Он -наш Отец. Библия по-разному раскрывает имя Божье, и мы можем обращать­ся к Нему, пользуясь всеми Его именами. Но при этом мы всегда знаем, что имя Его свято, и не нужно злоупотреблять им и произносить его всуе. Мы чувствуем любовь Бога и Его дружеское отношение к нам. Но мы относимся к Нему благоговейно и возносим Ему хвалу, потому что Он — свят. Имя Его свято, поэтому мы Его прославляем.

— Второе правило: «Да приидет Царствие Твое». Бог правит миром. Хотя по­рой кажется, что все в руках у нечестивцев. Мы молимся о пришествии Его Царства, о распространении Его владычества. Мы также молимся об имею­щих власть в этом мире, то есть, с точки зрения ребенка, родителях, учите­лях, правительстве, президентах, милиции, военных и судьях, чтобы Бог бла­гословил их и научил повиноваться Ему и действовать для блага тех, кто им подвластен.

— Третье правило: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Бог хочет, что­бы мы повиновались Его воле. Мы можем познать и полюбить Бога, лишь по­винуясь Ему. Мы молимся о том, чтобы учиться пови­новаться Ему все больше, и чтобы другие делали то же самое.

— Четвертое правило: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Мы молимся Богу не только затем, чтобы Он обеспечивал нас ежедневной пищей, но в этой просьбе мы выражаем желание иметь все необходимое в этой жизни — одежду, теплый дом, место, где можно играть, родителей, любящих преподавателей. И мы верим, что Бог даст нам все необходимое, даже если Он не все­гда даст все, что мы желаем. Господь щедрый и дает все, что нам нужно.

— Пятое правило: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Нам надо ис­поведовать свои грехи и просить прощения у Бога. Наши грехи разрушают общение с Ним, поэтому из-за их множества необходимо посто­янно просить прощения у Бога. Говоря с детьми о грехах, имейте в виду, что дети, как правило, понимают грехи очень конкретно. Слово «грех» обозначает для них нарушение правил, которые установили взрослые. Итак, если ребенок взял печенье без разрешения родителей, то это грех. Дети, которые очень тщательно исполняют пра­вила, установленные взрослыми, не понимают, что человек при этом может быть проникнут гордыней и, поэтому стать далеким от Бога. Ребенок гордит­ся, думая, что он примерный христианин, потому что он лучше всех выучил золотые стихи. Ребенок может не понимать, что ругаться злыми словами на другого ребенка, может быть, гораздо хуже, чем взять печенье без спросу. Другими словами, дети не понимают того, что грех может скрываться в серд­це, как раковая опухоль. Грех может быть заметен в поведении или не заме­тен, потому что живет в наших сердцах тайно.

Рассказывая детям о грехах, один пастор спросил у детей: «Что ты сделал такого, из-за чего чувствуешь себя недовольным?» Очень важно, как мы го­ворим с детьми о грехе. Мы обязаны помочь им научиться быть честными пе­ред собой и Богом.

- Шестое правило: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Все мы переживаем искушения. Искушение — это желание делать то, что не­угодно Богу. Мы часто делаем неугодное Богу потому, что оно кажется нам не плохим, а хорошим и приятным. Дьяволу часто удается нас обмануть, так что мы получаем мгновенное удовольствие, а потом признаем, что это вовсе не было так хорошо. Необходимо молиться о том, чтобы Бог защитил нас от влияния искушений. Искушения обязательно будут подстерегать нас, но нам надо просить у Бога сил противостоять им.

- Седьмое правило: «Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки веков». Наши молитвы начинаются и заканчиваются хвалой и благодарением. Мы при­знаем, что Бог дает все. Он — источник всего доброго и всех благ. Каждый день мы можем и должны задумываться о множестве благословений, окру­жающих нашу жизнь, за которые мы воздаем Богу славу. 4. Заучите наизусть простые молитвы из Библии, особенно из книги Псалтирь

В Священном Писании предусмотрены молитвы, кото­рые дают нам силу в самых разных обстоятельствах, Библия для нас — главный источник языка молитвы. Писание говорит нам, о чем молиться, и дает слова мо­литвы. В заучивании молитв наизусть для детей есть до­полнительное преимущество — произнесение молитвы хором вместе с нами укрепляет чувство принадлежно­сти к Телу Христову. Помните, что, как правило, в детс­кой вере сильна социальная сторона: ребенок верит в то, во что верят его близкие друзья и родственники. Он убежден в истинности того, что слышит от окружающих. Он еще не способен убедиться в этом самостоятельно. Если его убрать из церкви, из ее живого свидетельства,

то он начнет сомневаться в вере, как и многие взрослые. Но, произнося слова молит­вы, как например «Отче наш» или отрывки из псалмов, он очень сильно чувствует, что принадлежит к группе верующих. Хотя его вера еще недостаточно сильна, чтобы он мог сказать: «Это моя вера», но это уже важный этап на пути достижения цели.

В книге Псалтирь есть много чудесных молитв, подходящих для разучивания на­изусть детьми. Например, псалом 8, в котором Давид прославляет Создателя за Его чудесные дела и заботу о человеке, псалом 22 — Доброго Пастыря, Псалом 99 -благодарения. Выучив псалом наизусть, дети чувствуют себя в чем-то преуспевши­ми, и им это приятно. К тому же они приобретают выражения для молитвы, кото­рые запоминают на всю жизнь. Вы можете найти и заучивать с детьми отдельные стихи из Писания, которые помогут им молиться.

5. Просите детей записывать молитвы

Иногда детям сложно найти слова для молитвы, они боятся, что преподаватель бу­дет порицать их за неправильные слова, а другие дети будут смеяться над их ошибками. Это может искалечить воображение детей. Боясь того, что будут выгля­деть глупыми, дети предпочтут молчать. Чтобы поощрить детей молиться, можно попросить их отдельно записать на бумаге слова молитвы, которые они хотели бы сказать Богу. Вы можете помочь им, подсказав первые слова мо­литвы. Например, попросите детей записать:

«Боже, я славлю Тебя сегодня за...», «Боже, сегодня я хочу Тебе сказать, что сожалею из-за того, что сделал...», «Боже, есть люди, которым нужна Твоя помощь, сегодня я хочу молиться за...»,

«Боже, я хочу Тебя поблагодарить за...».

Когда дети напишут свои молитвы, выберите один из вариантов их продолжения:

— Попросите детей произнести молитвы Богу по очереди вслух. Они уже дума­ли над ее словами, записали их на листочках, поэтому произнести молитву вслух для них не будет так трудно.

— Соберите листки с молитвами и прочитайте за всех то, что там написано Богу. Бывает, что дети не хотят, чтобы их молитвы слышал кто-то кроме Бога. В этом случае просите Господа, чтобы Он ответил на тайные молитвы детских сердец, которые Он уже знает, на те, что дети записали на бумаге.

6. Дайте детям свободу молиться от сердца

Дети, как правило, находятся под влиянием обстоятельств. Они молятся о реалиях своего детского мира. Если они радуются, они благодарят Бога за свои радости. Если чего-то страшатся или в чем-то нуждаются, они просят у Бога помощи. Когда их сердца переполнены радостью, они благодарят Бога. Но когда у них плохое настроение, они не могут благодарить Бога ни за что. Будучи в печали или в де­прессии, взрослый человек может все-таки найти причину для благодарности Богу, но ребенок находится под влиянием собственного грустного настроения.

Нам надо давать детям полную свободу в их молит­вах. Они могут молиться о вещах, которые кажутся нам, взрослым, совершенно неважными. Например, о бездом­ных собаках и бродячих котах или о том, чтоб Господь дал им победу в футбольных или баскетбольных играх. Пусть вас не смущают такие детские молитвы. Мы можем «дрессировать» ребенка с раннего возраста, чтобы он благодарил Бога за жертву Христа на кресте, но при этом он будет говорить, в основном, для угождения взросло­му, а не из благодарности Богу. Достаточно того, что они слушают, как взрослые благодарят Бога за жертву Хри­ста на кресте. В свое время они научатся быть благодар­ными Богу за это, когда Бог даст им рождение свыше.

7. Благодарить Бога вместе с детьми за Его творения, праздники, семью и друзей

Дети воспринимают мир очень конкретно. Ежедневные переживания, связанные с преподавателями, родителями, братьями, сестрами, друзьями, родственниками, домашними животными и игрушками, преобладают в их мыслях. Они радуются, когда их учитель относится к ним по-доброму, когда родители заботятся о них, когда друзья играют с ни­ми. Особенно они чувствуют наступление праздни­ков. Праздник — это чудесное время, когда можно побыть с семьей и друзьями, наслаждаться вкусной едой и больше общаться. Дети радуются и смене времен года. Им приятно собирать разноцветные кленовые листья осенью, играть в снегу зимой, сры­вать цветы весной и плавать в реке летом. Это темы для детских молитв, и нам надо вместе с ними бла­годарить Бога за все это.

8. Молитесь с детьми перед едой и после

Молитва перед едой и после нее — древняя традиция церкви. Она напоминает нам о том, что наша жизнь зависит от Бога. Дети это понимают просто, и удовольствие, которое ассоциируется у детей с едой и общением за столом, — прекрасный повод для обучения детей молитве.

Ожидать ли нам от детей самостоятельной молитвы дома? Остерегайтесь воз­лагать на детей самостоятельную ежедневную молитву. Пока они не достигли воз­раста, когда они могут осознать веру в Христа и принять ответственность учениче­ства, это не поможет, но обременит их, они будут чувствовать себя виноватыми, если не сумеют это сделать.

Детские вопросы о молитве

Иногда ребенок спрашивает: «Зачем мне молиться? Ведь Бог все знает обо мне. Он знает, в чем я нуждаюсь». В этом случае надо привести его к пониманию Бога как Отца, Который хочет лично разговаривать с каждым из Своих детей. Приведите пример: «Представь себе, что ты возвращаешься из школы, заходишь на кухню, где мама готовит обед, и проходишь мимо нее без единого слова. Мама накрывает для тебя стол с вкусной едой, а ты опять не говоришь ей ни единого слова. Тогда мама удивленно спрашивает тебя: «Что случилось? Почему ты молчишь? Ты что, про­глотил язык?» Ей неприятно, что ты не замечаешь ее, не говоришь ни слова. Она не хочет, чтобы ты игнорировал ее. Наоборот, она хочет поговорить с тобой.

Бог тоже хочет, чтобы Его дети вспоминали о Нем. Он хочет, чтобы мы говори­ли с Ним, спрашивали, просили, благодарили за заботу.

Конечно, Бог знает все о тебе. Знает твои переживания, чувства и желания. Но Он хочет, чтобы ты сам рассказал Ему об этом, как рассказывает о своих радос­тях и проблемах сын или дочь отцу или матери. Рано или поздно вы встретитесь с ребенком, ко­торый задаст вам вопрос: «Почему Бог меня не слы­шит?» Расскажите такому ребенку, что у Бога нет неуслышанных молитв. Бог всегда слышит и отвеча­ет на молитвы, но его ответ бывает разным: «да», «нет», «жди».

Одна из героинь Ветхого Завета, Анна, просила у Бога сына. Просила долгое время. Бог отвечал ей:

«Жди». Но вот пришло время, и Бог сказал ей: «Да», и у Анны родился сын.

Даже маленьким детям надо знать, что не всегда то, чего хочется нам, совпадает с тем, что хочет Бог. Хорошей иллюстрацией к этому служит рассказ о пророке Ионе. Если Бог не отвечает на молитву сразу, и нам приходится ждать, на это есть причины. Иногда это — наша неготовность получить просимое, а возможно, Господь хочет дать нечто лучшее, но в другое время.

Дети пребывают в состоянии фрустрации, если они не ощущают живых отноше­нии с Богом. Иногда они объясняют эту трудность, говоря: «Я не могу слышать Бога». Когда взрослый верующий свидетельствует, что он слышит Бога, говорящего ему через Писание и молитвы, ребенок недоумевает и озадачен тем, что он не ощу­щает той живой связи с Богом, какая есть у взрослых.

Детям необходимо знать, что вера — это живые отношения с Богом. Они не бу­дут чувствовать Бога как реальность, не поверят, что Он говорит им и слышит их, пока не возродятся свыше. Если дети говорят нам, что слышат голос Бога, то это значит, что настало время поговорить с ними о возможности принять Христа лич­но. Момент обращения к Богу, пробуждения веры — в руках Господа. Но дети мо­гут ожидать и искать этого момента. Ободряйте детей ждать благоприятное время, в которое Господь откроет им Себя. Поддерживайте в детях уверенность, что вы молитесь за каждого из них и за то, чтобы Господь стал для них реальностью. Уверяйте детей в том, что Господь их любит и хочет общаться с ними, даже если в это время они реально не ощущают Его присутствия.

Ребенок может ощущать, что молится в пустую темноту. Говоря с детьми об этой проблеме полезно признать, что и у взрослых верующих случаются вре­мена, когда им кажется, что Бог не слышит их молит­вы. Иногда мы молимся, но не чувствуем Его любя­щего отцовского присутствия. Мы знаем, что Он есть, но порой печалимся, не ощущая Его присутствия. Но это переживание проходит, и мы опять с уверенностью ощущаем Его благодатное присутствие. Дети чувствуют облегчение, осознавая, что и взрослые переживают периоды темноты, одиночества и отдаленности от Бога. Этопомогает им понять, что они не чужие Богу и не отвержены от Него.

Научите родителей молиться с детьми. У родителей, не выросших в христианской семье, нет привычки молиться со своими детьми, но вы можете научить их этому. Подскажите им, что можно молиться с детьми до и после еды, можно мо­литься с детьми перед сном. Дети ждут от родителей слов «спокойной ночи». Они с удовольствием слушают сказки или рассказы перед сном. Если, к тому же, роди­тели споют гимн и помолятся о том, чтобы Бог защищал и хранил семью от всяко­го зла, дал всем спокойный сон и пробудил их утром, дети заснут с ощущением присутствия любящего Создателя, Который и ночью заботится о них.

Преподавательница воскресной школы попросила одну из своих пятилетних учениц прочесть молитву. Девчушка несколько секунд пребывала в смяте­нии. Затем она приняла невозмути­мый вид и начала произносить алфа­вит по буквам: «А, Б, В, Г, Д...» Препо­давательница остановила ее и спроси­ла: «Что ты делаешь?». Девочка отве­тила: «Я забыла, что нужно сказать, и решила просто называть Иисусу бук­вы, а уж Он составит из них слова».



Проверочный тест


1. Зачем нужно молиться с детьми?

2. Что такое молитва?

3. Перечислите способы, какими можно научить детей молиться:

4. Объясните, что значит «Дайте детям свободу молиться от сердца».

5. Продолжите молитвы языком ребенка:

«Боже, я славлю Тебя сегодня за

«Боже, сегодня я хочу Тебе сказать, что сожалею из-за того, что сделал...

«Боже, есть люди, которым нужна Твоя помощь, сегодня я хочу молиться за

«Боже, я хочу Тебя поблагодарить за