Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Дети Семинары по ДСШ Как провести дискуссию
Как провести дискуссию PDF Печать Email
HTML clipboard

КАК ПРОВЕСТИ ДИСКУССИЮ

Ибо какая польза человеку,

если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Мк 8:36

Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

Мк 11:30

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Лк 10:36

Иисус был умелым Учителем. Читая Евангелия, мы видим, с каким мастерством Он подводит Своих слушателей к встрече с истиной.

* Одним из способов, часто исполь­зовавшихся Иисусом, было привлечение слушателей с помощью вопросов к актив­ному участию в дискуссии. Действительно, Иисус иногда отвечал вопросом на воп­рос.

* Вопросы уводят слушающих от роли пассивных наблюдателей, требуя от них ответа.

* Они вовлекают слушающих в активный процесс обучения.

* Вопросы — пер­вое и самое важное из того, что имеется для эффективного преподавания в любой группе, изучающей Библию.

Мы знаем, что дети, как и взрослые, возрастают в вере, когда они активно уча­ствуют в процессе обучения. Этот семинар поможет вам понять, как использовать воп­росы для привлечения детей к активному участию в процессе обучения с помощью дискуссии

(лат.— рассмотрение, исследование), то есть обсуждения по­ставленного вопроса посредством устной или письменной беседы.
Активизация внимания на занятии с помощью вопросов

Определенные типы вопросов содействуют дискуссии.

Другие — препятствуют или не вызывают ее.

Существу­ют различные типы вопросов, мы рассмотрим только три из них:

1. Информационные.

2. Аналитические или требующие толкования.

3. Требующие участия воображения.

Информационные вопросы чаще всего требуют от учащихся запоминания или воспроизведения фактов. Ответы на них будут однозначными — либо они знают ответ, либо не знают. Такие вопросы важны для обозначения понятии нашей жиз­ни и веры. Они дают возможность преподавателю определить, насколько хоро­шо учащиеся поняли фактическую сторону рассказа или занятия. Однако эти воп­росы не очень продуктивны для развития дискуссии. Вот примеры информацион­ных вопросов: |

— Где родился Иисус? |

— Сколько книг содержится в Библии?

— Как звали великана, которого убил Давид?

Аналитические или требующие толкования вопросы подводят участников дис­куссии к анализу или толкованию значения того, что они видели, слышали или наблюдали на занятии. Такие вопросы побуждают к активизации мыслительной деятельности. Они допускают различные ответы, поскольку существуют различ­ные мнения и субъективные толкования. Они подталкивают участников дискус­сии к активному восприятию Писания и жизни. Вопросы этого типа часто начи­наются со слов «как вы думаете» и включают вопросительные слова «почему», «как», «что», «чем» и т. д.

Примеры аналитических или требующих толкования вопросов:

— Как вы думаете, почему фарисеи хотели убить Иисуса?

— Как вы думаете, чем 10 заповедей похожи или непохожи на заповеди бла­женства?

— Как вы думаете, что означает фраза «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»?

Вопросы, требующие привлечения воображения, помогают участникам дискус­сии представить себя на месте другого человека, спроецировать свои мысли и чув­ства на предложенную ситуацию. Если аналитические или требующие толкования вопросы направлены на активизацию мыслительной деятельности, то эти вопросы направлены на активизацию эмоциональной и волевой деятельности. Подобно ана­литическим или требующим толкования вопросам на них можно отвечать по-разно­му, поскольку они затрагивают личные чувства участников дискуссии.

Примеры вопросов, требующих участия воображения:

— Если бы вы были Моисеем, и Бог разговаривал с вами из горящего куста, что бы вы при этом чувствовали, сказали и сделали?

— Если бы при вашей верной службе отцу ваш брат ушел из дома, растратил наследство вашего отца и вернулся домой, а отец устроил большой праздник по поводу его возвращения, что бы вы при этом чувствовали?

— Поделитесь с группой вашим опытом, когда вы в своих словах, мыслях или действиях, подобно Петру, отреклись от Христа. Активизация внимания на занятии посредством вербального или невербального побуждения
Вербальное побуждение

Учащиеся очень чувствительны к проявлению или отсутствию внимания к ним со стороны преподавателя во время занятия. Когда мы ободряем их, они более ак­тивно участвуют в дискуссиях, которые помогают им расти в вере — по той при­чине, что активное участие всегда способствует росту. Ниже предлагаются слова и выражения, с помощью которых вы можете побудить слушателей к активности на уроке.

- Отлично!

- Прекрасно!

- Очень хорошо!

Превосходно! Я действительно восхищен!

Скажите это, пожалуйста, чтобы все слышали.

Продолжайте в том же духе! Отличный аргумент! Хорошо мыслите! Смотрите в корень!

Спасибо! Чудесно! Точно так!

— Безусловно!

— Молодец!

— Правильно!

— Очень интересно!

— Это мне нравится!

Гораздо лучше!

Шикарно!

Вот!

Я никогда об этом не думал!

Очень творческий подход. Да!
Невербальное побуждение

Учащиеся чувствительны не только к словам, но и к тону голо­са преподавателя и его поведению. Побуждать к активности невербально можно так:

— используя дружеский, спокойный тон голоса;

— улыбаясь;

— устанавливая контакт глазами;

— наклоняясь вперед;

— утвердительно кивая;

— с помощью ободряющих жестов. Но поведение преподавателя может и сдерживать активное участие в дискуссии. Например, этому мешают:

— резкий, «инквизиторский» тон;

— сложенные на груди руки и неприступная поза;

— серьезно и строго нахмуренные брови;

— взгляд мимо учащихся; — вздохи, как будто преподавание — тяжелый груз;

— выражения сомнения и несогласия на лице.

Другие методы побуждения к участию в дискуссии

Пауза.

Задав вопрос, подождите 5-10 секунд, чтобы дать учащимся время подумать |об ответе. Не спешите отвечать на вопрос сами, если все молчат. Сосчитайте про себя: «Один, два, три, четыре, пять...» Не паникуйте. Если ответа нет, повторите вопрос.

Хороший вопрос требует времени для обдумывания.
Исследование

Исследовательские вопросы побуждают учащихся «копать» глубже или достигать более высокого уровня в рассуждениях. Исследовательские вопросы всегда обра­щены к одному человеку, и их формулировка должна быть тщательно продумана, чтобы человек не чувствовал себя как на допросе. Вот несколько примеров:

— Это интересно! Не скажете ли вы что-нибудь еще об этом?

— Как это может быть? Откуда это? Как это так?

— Было бы замечательно, если бы вы привели пример.
Переадресовка

Ее можно сравнить с тем, как при игре в волейбол па­суется мяч. Вы можете использовать ответ одного чело­века, чтобы поощрить к ответу другого. Слушатели мо­гут учиться не только у вас, но и друг у друга. Вот не­сколько примеров:

— Света, ты согласна с тем, что сказал Борис?

— Алеша, приведи, пожалуйста, пример того, о чем сказала Маша.

— Коля, ты можешь что-то добавить к тому, что говорит Вика?

— Аня, ты можешь ответить на вопрос Лены?

Общие рекомендации для проведения дискуссий

1. Постарайтесь создать атмосферу доверия и любви на ваших занятиях. Это необходимое условие для того, чтобы учащиеся могли свободно делиться своими мыслями. Без него никакой уровень преподавательского мастерства не будет эффективным. Это особенно важно, когда вы просите детей поде­литься опытом их собственной жизни.

2. Каждый учащийся ответственен за свою собственную учебу. Не позволяйте им узурпировать роль преподавателя, постоянно поправляя тех, кто неправильно отвечает на вопросы. Каждый приходит к пониманию Бога в свой собственный срок.

3. Избегайте критики. Никогда не заставляйте учащегося чувствовать себя глу­пым из-за того, что он неправильно ответил на вопрос, и не позволяйте уни­жать друг друга. Дети, униженные на глазах своих одноклассников, замкнутся в себе и не будут активно участвовать в учебном процессе. В лучшем случае они будут тихо, но боязливо сидеть в классе. Страх быть униженным будет подавлять их умы, и они не услышат того, что говорит преподаватель, не бу­дут способны учиться у других. Страх подавляет способность учиться.

4. Слушайте, прежде чем согласиться или возразить. Дважды подумайте, прежде чем дать ответ. Иногда мы не понимаем, что говорят другие. Легко быть со­средоточенным на себе, пытаясь, что-либо объяснить, и перестать слушать, что говорят другие. Научитесь активно слушать. Пытайтесь понять, что говорит ребенок, прося его повторить свою мысль или объяснить ее до того, как дать оценку.

5. Не думайте, что вы будете способны сразу решить все вопросы. Ребятам нуж­но время, чтобы понять новые идеи и переменить свои мысли. То, что вы — хороший преподаватель, не значит, что дети немедленно изменят свои мыс­ли и свои жизни. Истинные изменения требуют времени. Дайте детям возмож­ность пойти домой и подумать обо всем.

6. Не бойтесь разницы во мнениях. Хотя вы, как преподаватель, конечно для детей авторитет, но не забывайте, что высший авторитет — Бог. Позвольте детям иметь взгляды, отличающиеся от ваших. В конце концов, детям нужно самим решить, во что они верят. Поэтому постарайтесь создать атмосферу, в которой дети смогут свободно выражать разные мнения. Таким образом вы дадите им возможность свободно размышлять обо всех вопросах, не боясь потерять вашу любовь.

7. Дайте детям возможность отказа. Не каждый ребенок будет способен отве­тить на ваши вопросы. Если вы задаете ребенку вопрос, а он не понимает его, не знает ответа или по каким-то эмоциональным причинам не хочет говорить, не заставляйте его. Детей, как и взрослых, нельзя заставлять говорить, ког­да они к этому не готовы.

8. Будьте чуткими. Свободно выражайте любовь и приятие, даже если ответ на вопрос был не тем, какой вы хотели услышать.

9. Обращайтесь к каждому ребенку по имени. Детям необходимо знать, что преподаватель их знает и любит. Возьмите за правило приглашать каждого ребенка к активному участию в каждом занятии. Стеснительные дети могли бы много чего предложить классу, но они чаще всего не будут отвечать, но вы не обратитесь к ним персонально, по имени.

10. Не позволяйте умникам или агрессивным детям верховодить при обсуждении. Некоторые дети требуют повышенного внимания или стремятся продемонстрировать остальным свой превосходный интеллект. Если вы не будете внимательны, они станут отвечать на все вопросы и не дадут другим возможности участвовать в обсуждении. Когда они уже ответили на один-два вопроса, но все еще тянут руку вверх или кричат, поблагодарите их за то, что у них готов ответ, и скажите мягко, но твердо: «Вы уже ответили на два вопроса. Давай­те дадим другим возможность сделать то же самое».

Проверочный тест

1. Что такое дискуссия?

2. Назовите три типа вопросов, содействующих дискуссии, приведите пример к каж­дому типу.

3. Приведите примеры вербального побуждения.

4. Приведите примеры невербального побуждения.

5. Перечислите другие методы побуждения к участию в дискуссии.

6. Приведите несколько рекомендаций для проведения дискуссий.

7. Назовите несколько актуальных тем для дискуссии с подростками.