Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Дети Семинары по ДСШ игры на уроках Субботней школы
игры на уроках Субботней школы PDF Печать Email
Мы играли вам на свирели, и вы не плясали,

мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.
Мф 11:11

Есть все основания полагать, что игра все­гда будет важной составляющей жизни че­ловека. Досуг занимает все больше места в человеческой жизни, поэтому хочется на­деяться на то, что человек, пытаясь сделать свою жизнь более насыщенной и полной, будет использовать свой досуг мудро и на­полнять его духовным смыслом.

И дети, и взрослые любят играть, но в отличие от взрослых, ребенок, играя, не только отдыхает, но и развивается. Како­ва же функция игр на занятиях воскресной школы?

1. Дидактические игры помогают преподавателю подать материал, а ребенку ус­воить его. То есть игра на библейском занятии — перевод с языка взрослого на язык детей.

2. Ребенок, занимаясь интеллектуально и в общеобразовательной школе, и в вос­кресной, нуждается в отвлеченной творческой деятельности, которая созда­ет в его жизни необходимое равновесие. Игра — один из видов такой деятель­ности. Правильно организованная, она помогает сделать занятие в воскрес­ной школе наиболее полным, уравновешенным.

3. Игра развивает фантазию и творческие способности детей. Она дает возмож­ность и помечтать, и разрешить проблемы, возникающие на занятии. Участ­ники игры раскрывают свои потенциальные возможности, общаясь с други­ми и приобретая новые навыки, а преподаватель видит своих учеников с но­вой, незнакомой ему стороны.

4. Игра помогает весело провести время, что уже само по себе хорошо. Если в результате игры в группе появляется приподнятое настроение и жизнерадо­стность, это окупает все усилия, потраченные на ее организацию.

5. Новые навыки, полученные в результате игры, могут стать первыми шагами в будущей профессии ребенка. Спортивные навыки могут помочь стать профессиональным спортсменом. Навыки в рисовании и активное участие в сценках — возможно, первые шаги в будущей карьере. Игра помогает лучше узнать себя. Реакция других игроков на слова, поведе­ние человека помогает понять и оценить личностные особенности. Игра укрепляет командный дух. Участие в общих затеях с друзьями или соседями развивает то, что называют заразительным энтузиазмом.

8. Игра укрепляет единство группы. Совместная радость, стремление к общей цели в игре поощряют отдельных детей стать коллективом.

9. Игра открывает путь для другой деятельности. У группы, сформировавшейся в играх, больше вероятности в будущем начать совместное служение, участво­вать в поклонении Богу.

10. Игра — клапан безопасности, который выпускает «лишний пар» и сохраняет целостность группы. Игры можно использовать для устранения нездоровых настроений и трений, возникающих между двумя или несколькими людьми в группе.

Доводы перечислены не для того, чтобы уверить вас в том, будто игра — избавление от всех проблем в субботней школе, но для того, чтобы убедить в том, что за — одна из возможностей их решения! Игра может быть способом достижения пей занятия, методом подачи нового материала или просто самоцелью — наслаждением в общении с другими. Преподаватель (в дальнейшем — лидер игры) не только не должен пренебрегать использованием игр в занятиях, но проводить их как можно чаще, подбирая новые или изменяя старые.

Роль лидера в организации игр

Игра становится праздником жизни, где человек может свободно выражать свои чувства, быть действительно самим собой, если организатор ставит верную цель при ее проведении. Цели могут быть самыми разными: знакомство, развитие дру­жеских отношений внутри группы, раскрытие новой темы на занятии. Лидер дол­жен продумать свои действия и определить возможности достижения поставлен­ной цели.

Предварительная подготовка игры осуществляется та­ким образом:

1. Определите характер группы, ее опыт (кто из участ­ников впервые попал на игру, все ли верующие, их от­ношение к спортивным или другим играм).

2. Проведите подготовительную работу с целью поиска всевозможных игр, викторин и других развлечений для будущих участников. 3. Продумайте порядок проведения игры.

4. Подберите запасные задания на случай свободного времени, продумайте при­зы для победителей.

5. Подведите итоги игры, в зависимости от цели, которую вы поставили, спро­сите участников, чему они научились во время игры?

Качества лидера игры

1. Призванный. Лидер игры должен чувствовать свое призвание к этому служе­нию, любить свое дело, иначе то, что он хочет донести до других, не будет понято и исполнено должным образом. Он должен уметь заражать других собственным энтузиазмом.

2. Уверенный. Лидер игры должен быть уверен в собственных знаниях и орга­низаторских способностях. Подобная уверенность приходит с опытом рабо­ты с игровым материалом и игровой практикой, поэтому малоопытному веду­щему нужно постоянно пополнять свои знания новыми играми и пробовать проводить их. Уверенность лидера игры удивительным образом отражается на всех игроках — направленная в нужное русло, она способна стать источ­ником уверенности всех участников.

3. Тактичный. В пылу игры трудно уследить за собственны­ми эмоциями и положительными, и отрицательными. Иг­роки проигравшей команды могут очень эмоционально отреагировать на победу соперников. Лидер игры должен оставаться тактичным в любых ситуациях, ровно реагиро­вать на высказывания игроков в свой или чужой адрес, чтобы никого не унизить и не оскорбить.

4. Внимательный. Лидер должен видеть юмористическую сторону в неожиданной ситуации, вызвавшей диском­форт в группе, и уметь отреагировать на нее с юмором. Помните, что на занятии всегда есть время посмеяться над собственной ошибкой, и никогда нет времени, чтобы показывать соб­ственные комплексы. Внимательный лидер распознает подобные «комплек­сы» у своих игроков и поможет им относиться к ошибкам, как к нормаль­ному явлению, которое способно многому научить.

5. Наблюдательный и дружелюбный. Лидер должен дружеским отношением поддержать новичка в игре: если игрок не понял свою роль — лидер должен показать ее, если игрок не понял правил — лидер должен повторить их еще раз, если игрок не может сориентироваться в своих действиях — дать ему нуж­ные инструкции. Всегда нужно помнить, что люди усваивают информацию по-разному, поэтому иногда одно и то же действие лучше объяснить несколько        раз, используя разные слова.

6. Лидер должен взращивать собственные способности: пополнять свою методическую базу, пробовать новые нестандартные подходы в играх, регулярно проводить различные игры, набирая собственный опыт.
            Взаимоотношения лидера и группы

В зависимости от ситуации у лидера может быть та или иная роль в игре.

Существует несколько типов ролей лидера или организатора игры по отноше­нию к ее участникам. Рассмотрим некоторые из них:
Руководитель

Роль организатора состоит не только в том, чтобы объяснить правила игры, но и в том, чтобы руководить ею, управлять действиями игроков и быть в курсе каждого поворота в течение игры.
Пример

Организатор или лидер уважает достоинство игроков и ожидает такого же ответ­ного отношения к себе и к другим игрокам.
Восполняющий нужды

Организатор или лидер — показатель настроения. Он чувствите­лен к интересам и настроению игроков и готов изменить свою позицию руководства по отношению к ним.

Если игра идет хорошо, лидер не останавливает ее. Если же группа утратила интерес, лидер должен попытаться изменить иг­ровую ситуацию.
Участник

Организатор или лидер по возможности должен участвовать в игре, передавая игрокам свой энтузиазм.
Возрастные группы участников

Организатору игры или лидеру часто приходится пла­нировать и вести игру для определенных возрастных групп — детей, младшей молодежи, старшей молоде­жи, взрослых. При этом необходимо учитывать не­сколько факторов.

А. Действуйте в соответствии с прежним опытом участников. Например, если участникам нравится петь и слушать истории, и они уже имеют подобный опыт, лидер знает, что может использовать это как элементы игры или, усовершенство­вав, сделать нечто новое. Например, в автомобильной промышленности стара­ются усовершенствовать уже известную модель, хотя при этом часто добавля­ются лишь незначительные изменения в интерьере, облицовке и т. д. Тем не ме­нее такое обновление необходимо для того, чтобы машины продолжали поку­пать. И это работает! Используйте подобное усовершенствование в играх, и они станут другими.

Б. Нужно обязательно учитывать социальное и экономическое положение уча­стников, чтобы избежать сложных ситуаций или даже конфликтов. Возможно, не­правильно использовать игры, включающие что-либо о еде, если вы работаете с детьми из неблагополучных семей. Тем не менее, если вы все же решились прове­сти какую-нибудь непривычную для ваших подопечных игру, постарайтесь сделать так, чтобы это доставило радость всем.

В. Продумайте, что дети будут делать непосредственно перед игрой и во время ее, и постарайтесь делать все переходы более плавными и поддерживать равно­весие. Меняйте виды деятельности на занятии: например, если дети только что за­нимались чем-то активным, они лучше отреагируют на спокойную игру. Если вы запланировали что-то серьезное, вам непременно придется сделать переход от активной игры к более спокойной и только затем приступить к серьезной части занятия.

Г. Подвижные игры, в которых детям приходится много двигаться, хорошо под­ходят для начала занятия.

Д. Игры, предназначенные для детей младшего возраста, хорошо воспринима­ются подростками, если они пребывают в беззаботном или «детском» настроении.

Е. Есть несколько возрастных характеристик, которые нужно учитывать при ра­боте с разными возрастными группами детей.

Дети часто переполнены энергией и требуют живых игр. Чем меньше ребенок, тем больше он требует индивидуальных игр и меньшего состава игроков. Чем мень­ше ребенок, тем меньше нужно использовать интеллектуальные игры, но больше ролевые.

Молодежь младшего возраста хорошо реагирует на интеллектуальные игры и занятия с соревнованиями, например, спортивные игры, эстафеты, интеллектуаль­ные и познавательные представления, командные игры.

Большинство молодежи старшего возраста нуждается и хорошо реагирует на игры общие и командные, где им приходится взаимодействовать с другими иг­роками. Если вам пришлось работать с семьями, то постарайтесь придумать игры, до­ступные одновременно всем возрастам, чтобы семья в полном составе могла при­нять участие. Например, дайте такое задание, при котором старшие выполняли бы роль ассистентов, помогая младшим преодолеть препятствие, и т. д.

Игры для различных групп

Существует множество игр, которые хороши именно для больших групп. Такую группу можно быстро зажечь интересом, используя так называемые ледоколы — игры, направленные на снятие первичного напряжения в группе. Помимо игр «на знакомство» и спортивных игр, это могут быть музыкальные миксты, групповая акробатика, народные танцы. Построив участников в один, два или несколько боль­ших кругов, расположив круги один в другом, можно проводить командные игры и эстафеты.

Используя «строевую систему», можно привлечь внимание, заинтересовать, за­ставить смотреть и слушать большое количество людей. Расставив участников квад­ратом для игры, где требуются несколько команд, стоящих шеренгой или колон­ной по диагонали; или для игры, где участвуют несколько маленьких групп (эста­феты, игры в кругу), организатор или лидер может легко управлять игрой.

Можно менять построения. Лидер должен внимательно продумать переход от одного построения к другому, чтобы избежать неразберихи. Например, очень лег­ко перейти от квадрата к четырем кругам, каждая сторона квадрата становится кругом, но трудно перейти от пяти кругов к одному квадрату.

Подобным же образом большая группа может быть разделена на малые. Ра­ботая с малыми группами, лидер может быстрее активизировать поведение людей и организовать их. В малых группах легче переходить от одной игре к другой.
Примеры игр

Беги вдоль (для большой группы) Количество участников: 20 и более человек.

Ход игры: участники становятся в круг, протянув левую руку в сторону центра кру­га. Один игрок становится в центр круга. По сигналу игрок в центре начинает дви­жение по кругу и берет любого из игроков за вытянутую руку. Избранный игрок по своему выбору берет следующего. Три, четыре или шесть человек, держащихся за руки, по сигналу стараются наперегонки занять свободные места в круге, ос­тавшийся игрок становится водящим. Для сигнала можно использовать будильник, свисток. Или же игра начинается, когда заиграет музыка, и прекращается, когда она умолкнет.
Острова

Сделайте на полу в разных местах комнаты круги (мелом, при помощи веревок, развернутых газет) — это «острова». Кругов должно быть столько, чтобы на них по­местились все участники.

Когда начинает играть музыка, игроки ходят по комнате, не наступая на «ост­рова». Как только музыка прекращается, каждый игрок должен оказаться на бли­жайшем «острове». Если «остров» сильно переполнен, допускается стоять на нем одной ногой, поджав другую.

С каждым новым туром игры один «остров» убирается или же все «уменьшают­ся». Участники, не попавшие на «острова», выбывают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один остров.
Эстафеты

Для проведения эстафет расположите участников по кругу, друг против друга, по­добно расположению спиц в колесе. Стартовая точка должна находиться на линии круга, а предмет, которого нужно коснуться, — в его центре. Такое расположение позволяет участникам свободно наблюдать за ходом эстафеты.
Складные стулья

Игрок бежит к сложенному или завернутому в ткань стулу, лежащему на полу, рас­кладывает его или разворачивает, садится и три раза ударяет пяткой о пятку. После этого складывает обратно или заворачивает в ткань, бежит к своей команде и пе­редает эстафету.
Взорванный шар

Каждому участнику дается надутый круглый шар. По сигналу первый игрок бежит к центру круга, кладет шар на пол, садится на него, когда шар лопнет, он встает, бежит к команде и передает эстафету.
Червяк-землемер

Первый игрок должен занять положение «полный присед» и начать передвигать руки вперед, пока его тело не будет растянуто во всю длину. Затем он подбирает ноги к рукам и, передвигаясь так, доходит до центра круга. Затем он встает, бежит к своей команде и передает эстафету.
Неразбериха с обувью

Все участники снимают обувь и кладут ее возле стены. По сигналу каждый пытает­ся отыскать свою обувь. Команда, которой удалось обуться первой, выиграла.

Игры для малой группы

Дубинушка

Для этой игры потребуются стулья, расставленные в круг. Их должно быть на один меньше, чем участников группы. «Дубинушка» мастерится из оберточной бумаги или свернутых газет, она должна быть мягкой. Участники садятся на стулья, водящий стоит в центре с «дубинушкой» в руках. Один игрок называет чье-то имя из сидя­щих в кругу, водящий должен коснуться «дубинушкой» плеча (головы) названного человека, прежде чем он успеет назвать чье-то имя. Тот, кто не успел назвать имя, становится водящим.
Нарисуй своего соседа

Для этой игры потребуются полоски бумаги, шляпа или корзина, бумага и карандаши, клейкая лента или кнопки.

Попросите игроков написать свои имена на полосках бумаги. Соберите полоски в шляпу или корзину, откуда каждый вытянет чье-то имя, сохранив его в секрете, пока не будут разобраны все полоски. После этого предложи­те игрокам в течение 10 минут молча нарисовать лицо того, чье имя они вытянули. Соберите рисунки, перемешайте их и прикрепите к стене. Попробуйте отгадать и художника, и того, кто изображен на рисунке.


Проверочный тест


1. Какова функция игр на занятиях в субботней школе?

2. По каким этапам осуществляется предварительная подготовка игры?

3. Перечислите возрастные особенности, которые нужно учитывать при работе с разными возрастными группами.

4. Приведите примеры игр, которые можно провести в  субботней школе.