Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 18 апреля 2024
Главная Дети Семинары по ДСШ Барьеры общения
Барьеры общения PDF Печать Email
БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ

2.1. БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ

Вам, наверное, приходилось попадать в такие ситуа­ции, когда вы продолжительное время что-то говорите, эмоционально объясняете, а ваш собеседник абсолютно спокойно воспринимает рассказ и иногда реагирует, на­правляя взгляд в вашу сторону. Вас пронизывают досада, горечь, обида, вы готовы растерзать обидчика или сказать ему все, что думаете по этому поводу.

Вы столкнулись с одним из психологических факто­ров, называемым барьером общения.

Факторы, которые служат причиной непонима­ния собеседников, и, как следствие, могут создавать предпосылки их конфликтного поведения, называют барьерами общения.

Н.И. Шевандрин выделяет три формы барьеров:

1) барьеры понимания:

- фонетический барьер (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);

- стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по об­щению);

- семантический барьер (различие в системах значе­ний слов);

- логический барьер (сложна и непонятна или непра­вильная логика рассуждений, доказательств);

2) барьеры, социально-культурного различия (соци­альные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения);

3) барьеры, отношения (неприязнь, недоверие к комму­никатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию).

Любая поступающая к человеку информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения и желания, с целью их частичного или полного изменения. Реализация этой задачи зависит от соответ­ствия внешней информации внутренним факторам.

Рассмотрим основные из них:

- потребности,

- мотивы,

- цели,

- установки,

- характерологические особенности человека.

Потребностью в психологии называется состояние человека, нуждающегося в предметах и объектах, необхо­димых для его существования и развития, и являющееся источником его активности. За любым поступком челове­ка кроются определенные цели, желания, а в деловом общении порой возникают ситуации, когда удовлетворе­ние стремлений одной стороны грозит ущемлением инте­ресов другой.

Другими словами, потребность - осознаваемое и пе­реживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осоз­нанные потребности - это желания, которые человек может сформулировать и наметить план действий для их реализации. В данном случае речь идет о целях, с помо­щью которых человек реализует свои потребности. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на пути.

Давайте задумаемся, как много желаний переполняет каждого из нас: хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется иметь интересную работу, похвалы, при­знания, наслаждаться красотой, музыкой, новыми ощу­щениями и информацией, хочется, чтобы тебя понимали, хочется знать, для чего живем. И это лишь немногие ха­рактерные желания, а сколько мелких, преходящих жела­ний, ради которых мы совершаем те или иные действия и поступки. Возможно, систематизация потребностей помо­жет нам лучше понять себя, к чему мы стремимся и чего добиваемся?

В психологической литературе существует много под­ходов к систематизации потребностей. Достаточно привес­ти один из них, чтобы сделать определенные выводы.

Американский психолог Абрахам Маслоу выделил следующую классификацию потребностей, состоящую из пяти уровней:

1) физиологические (органические) потребности:

в пище, воде, сне и отдыхе, сексуальные потребности. Еще их называют базовыми, первичными. Важнейшим стиму­лом к их удовлетворению являются деньги, как фактор экономической состоятельности;

2) потребности в безопасности, в самозащите, стремление избавиться от страха и жизненных неудач, сохранить здоровье и работоспособность на долгие годы. Под этими потребностями понимаются: гарантиро­ванная работа с оптимальной заработной платой, социаль­ное страхование и пенсионное обеспечение, стабильное положение в обществе. В данном случае деньги также иг­рают значимую роль;

3) потребности в принадлежности и любви, стремление принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими. Человек нуждается в общении с себе подобными, в эмоциональной поддержке, привязанности, любви;

4) потребности в уважении (почитании), само­уважении, стремление к компетентности, достиже­нию успехов, одобрению, признанию, авторитету.

Акио Морита, президент фирмы «Сони», писал: «Мы по­няли, что люди трудятся не только ради денег, и что если вы хотите их стимулировать, надо сделать их членами се­мьи и обращаться с ними как с ее уважаемыми членами»;

5) самый высший уровень — потребность в само­актуализации, стремление к реализации своих спо­собностей, достижение высокого уровня личностного развития.

Основную роль в мотивации поведения человека игра­ют, по А. Маслоу, потребности высшего уровня. Однако они могут стать актуальными только тогда, когда более или менее полно удовлетворены потребности, расположен­ные на нижележащих уровнях. Следовательно, изучение данной иерархии мотивов ваших деловых партнеров по­может более грамотно выстроить стратегию и тактику де­ловых отношений (более подробно об этом речь пойдет в других разделах).

Продолжая разговор о проблеме мотивации, немаловаж­ным оказываются учет и нейтрализация барьеров между менеджером и подчиненными в ходе организации эффек­тивного труда. Подобные исследования проводили англий­ские ученые Майк Вудкок и Дэйв Фрэнсис, раскрывшие факторы, влияющие на мотивацию трудового поведения.

Факторы мотивации:

1. Рабочая среда оказывает сильное влияние на ра­ботников. Это значит, что организации стоит тратить вре­мя, ресурсы и проявлять максимум заинтересованности в создании благоприятной обстановки для сотрудников.

2. Вознаграждение включает в себя зарплату, выход­ные и дополнительные выгоды, жилье, личное медицин­ское страхование, страхование жизни, персональные автомобили, оплаченное питание, возможности для раз­влечения, бесплатные товары, скидки для сотрудников в магазинах компании, предоставление одежды, проведение диспансеризации и лечения, программы участия в прибыли, предоставление низкопроцентных кредитов, возмещение затрат на образование, загородные выезды для служащих и их семей, социальные функции.

3. Безопасность. Чувство безопасности не просто свя­зано с наличием или отсутствием работы. Люди также боятся утратить свое положение или потерять уважение, которое испытывают к ним другие. Многим нравится чув­ство безопасности, которое они испытывают в группе, к которой принадлежат, что делает особенно важным разви­тие групповой работы. Очень важное значение имеет образ управления людьми, поскольку лишенный отзывчивости стиль может уменьшить чувство безопасности.

4. Личное развитие  и рост. Развитие и опыт неразделимы, и хотя тренировка и обучение могут ока­заться полезными, невозможно найти замену возрастаю­щей ответственности и новому опыту. Обратная связь с работой неотделима от развития людей и она может быть сильнейшим мотиватором для еще больших достижений.

5. Чувство причастности. Большинству людей нра­вится ощущение полезности их работы, и они хотят чув­ствовать себя частью организации, которая их нанимает. Некоторые организации откровенно доводят до служащих информацию, что помогает им понимать происходящее.

6. Интерес и вызов. Стремление добиваться зна­чительных результатов. Большинство людей ищет та­кую* работу, в которой содержался бы вызов, которая требовала бы мастерства и не была бы слишком простой. Само содержание работы может взбодрить работников. К несчастью, очень многие виды работ скучны и не предъяв­ляют особых требований. Есть рассказ о том, как в одной организации посетитель увидел оператора, выполняюще­го наиболее простую из рутинных операций на конвейере. Посетитель сказал: «Надо же, эта работа настолько про­ста, что ее может выполнить и обезьяна!» Оператор по­смотрел на него и сказал: «Вовсе нет. Обезьяна умерла бы со скуки!» Даже явно исполнительские виды деятельности

надо стремиться превратить в интересные, приносящие больше удовлетворения.

Факторы, описанные в пунктах 1, 2 и 3 в приведенном выше перечне, в целом действуют как демотиваторы в том случае, если работники не удовлетворены ими; они будут мешать другим попыткам усилить мотивацию. Их можно нести к регуляторам мотивации.

Пункты 4, 5 и 6 представляют факторы, увеличиваюшие  заинтересованность и обеспечивающие крупные достяжения организациям. Их можно отнести к  главным  утиваторам.

Таким образом, вторым после потребности но своему значению находится мотив.

Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) - внутренний побудитель деятель­ности, придающий ей личностный смысл (Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. 1998).

Мотив - это сложное психологическое образова­ние, в основе которого лежат личностные особенности человека, сформированные в процессе его жизнедеятель­ности. Это прежде всего жизненные принципы и взгляды, желания и интересы, склонности и установки, направлен­ность и самооценка.

 Целью называется тот непосредственный, обяза­тельно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено поведение.

Цель - чрезвычайно мощный и эффективный инстру­мент в работе над собой. Владимир Ефимов конкретизиро­вал три функции грамотно поставленной цели:

Во-первых, она помогает правильно направлять уси­лия. До тех пор, пока вы не поставили себе цель, формаль­но есть риск попасть под влияние потока обстоятельств, оказаться листком на ветру, делать не то, что нужно тебе, а то, чего просят другие, или то, что сейчас делать удоб­нее и приятнее, или ничего не делать. Цель же является первым шагом к планированию и структурированию жизни.

Во-вторых, она позволяет оценивать успешность дей­ствий. Зная, к чему мы стремимся, представляя ту точку в пространстве возможных ситуаций, в которой надо ока­заться, можно при каждом шаге оценить, насколько мы к ней приближаемся.

В-третьих, достижение цели приносит позитивные эмо­ции, которые служат положительным подкреплением, закрепляющим конструктивную модель поведения. По­ставив цель и достигнув ее, вы испытываете радость, кото­рая поможет вам повторить этот цикл: снова поставить цель, снова достигнуть ее и снова испытать радость. Рас­кручивая в своем характере это колесо, можно превратить себя в машину успеха, которую будет уже не остановить.

Постановку целей можно использовать для увеличе­ния эффективности в работе, в личной жизни и в любых других областях, где вы хотите добиться положительных сдвигов. Однако постановка правильной цели - дело не та­кое уж простое, как может показаться. Для того чтобы вы могли однозначно понять, достигнута цель или нет, она должна быть достаточно четкой. Например, если вы зада­дитесь целью повысить свой профессиональный уровень в полтора раза, то вряд ли вам удастся объективно прокон­тролировать этот рубеж. Если же вы поставите задачу стать старшим менеджером, то такая цель тоже может принести больше вреда, нежели пользы, поскольку ее до­стижение зависит не только от вас. Вы можете сделать все наилучшим образом, но старшим менеджером вас так и не назначат.

Правильно поставленной целью будет, например, такой вариант: «Научиться варить потолочные швы», «изучить всю номенклатуру товара» или «научиться оформлять на­кладные на компьютере». И не забудьте о сроках, чтобы не дать лентяю в себе возможности постепенно свести все предприятие на нет.

Цель должна быть конкретной. Достижение цели должно зависеть только от вас.

Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед со­бой, руководствуясь разными мотивами. Цель показыва­ет, к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится.

 «Человек - сумма своего прошлого опыта», - говорил   Уильям Фолкнер. Действительно, прошлый опыт незаметно , неосознанно подготавливает человека реагировать примерно так, а не иначе. Например, Шура Балаганов  известный персонаж из книги «Золотой теленок» Ильфа и  Петрова - даже став обладателем 50 тысяч рублей, не смог удержаться, чтобы не украсть в трамвае грошовую дам­скую сумочку, в которой был 1 руб. 70 к. «Что это такое? Ведь я машинально», - шептал он ошеломленно, когда  его окружили негодующие пассажиры.

В примере речь идет о действиях, обусловленных ус­тановкой, то есть сформировавшейся неосознанной го­товностью воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сфор­мировавшимся образом, без полного объективного анали­за конкретной ситуации. Установка создается как на основе личного прошлого опыта человека, так и под вли­янием других людей.

В случае авторитарного воздействия реализуется ус­тановка «сверху вниз», в случае диалогического - установка на равноправие. Установка «сверху вниз» предполагает не только подчиненное положение слушателя, но и вос­приятие его собеседником как пассивного объекта воздей­ствия: коммуникатор вещает, слушатель внимает и некритически впитывает информацию. Предполагается, что у слушателя нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направлении. При равноправной установ­ке собеседник воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение.

В деловой беседе установка может быть направлена на:

1) личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе);

2) суть беседы («не могу в это поверить», «так говорить недопустимо»)

3) обстоятельства разговора («сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений»).

Установки могут быть отрицательными и положитель­ными в зависимости от того, отрицательно или положи­тельно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые закрепившие­ся взгляды («все люди — эгоисты, все преподаватели -формалисты, все предприниматели и торговые работники -нечестные люди») могут упорно сопротивляться объектив­ному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных харак­терологических особенностей. Поэтому нет ничего удиви­тельного в том, что не всякая фраза понимается одинаково.

В любом случае необходимо стремиться к формирова­нию положительной установки у партнера по деловому общению. А этого можно достигнуть с помощью хорошо подготовленных и убедительных фактов, благодаря сформировавшейся положительной аттракции, которая основывается на первом впечатлении.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Каждый из нас, встречаясь с различными людьми, за­давал себе вопрос, почему с одними нам приятно общать­ся, к другим мы относимся нейтрально, а при виде третьих возникает отрицательный эмоциональный фон.

Этот феномен в психологии носит название «первого впечатления».

А.А. Бодалев определяет первое впечатление как сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты, в который входят значимые особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Оно содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения, эмоциональную окраску по отношению к тому человеку, который оказал­ся предметом восприятия.  Первое впечатление может формироваться, как при специальном намерении оценить человека с какой-либо позиции, так и при отсутствии такого намерения. Существенными факторами при оценке собеседника являются особенности внешнего облика и его поведения.

В психологии выделяется три фактора формирова­ния первого впечатления о человеке:

- фактор привлекательности партнера,

- фактор превосходства,

- фактор отношения к собеседнику.

Очевидно, что в реальном процессе взаимовосприятия эти три фактора действуют в теснейшем единстве.

Рассмотрим их проявление в формировании первого впечатления о другом человеке более детально.

 Фактор привлекательности - когда внешне при­влекательного человека люди так же склонны переоцени­вать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

А. Миллер, проводя исследования в этом направле­нии, отобрал из большого числа фотографии людей с лицами красивыми, обыкновенными и некрасивыми. Эти фотографии он показал мужчинам и женщинам в возрас­те от 18 до 24 лет и попросил их высказаться о внутрен­нем мире каждого.

Испытуемые оценили красивых людей, по сравнению с некрасивыми, как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, утонченных и более богатых духовно. Кроме того, испытуемые-мужчины оценили красивых мужчин и женщин, фотографии которых они видели, как более направленных на других людей, заботливых и внима­тельных к ним.

Многочисленные исследования показывают, что физи­ческая привлекательность вызывает «сдвиг» в оценках не только тогда, когда объектом их оказываются черты лич­ности, но и тогда, когда оценивается конкретный резуль­тат деятельности человека или его отдельный поступок.

Вот некоторые примеры, приведенные в книге А.А. Бодалева «Личность и общение», подтверждающие справед­ливость высказанной мысли.

Молодым людям предлагали оценить очерк, написанный  женщиной, портрет которой прилагался (автор эксперимента использовал в одних группах испытуемых портрет женщины с привлекательной внешностью, в дру­гих - портрет «дурнушки»). Этот очерк оценивали более высоко, когда считали, что его написала красивая жен­щина.

Важно подчеркнуть другое: в психологии собрано мно­жество фактов, которые говорят о том, что «эффект кра­соты» сильно влияет на содержание формирующегося понятия о личности только в момент образования первого впечатления о человеке. В последующем оценивание этого человека другими людьми все больше начинает опреде­ляться характером взаимодействия с этим человеком, цен­ностью в их глазах его дел и поступков. Фактор превосходства - когда человек, который превосходит нас по важному параметру, оценивается  нами гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствуем мы себя  в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы.

И особенности телосложения, конституция человека, "рассматриваемая в целом, в первый момент восприятия ''его другими людьми тоже влияют на формирующееся о  нем впечатление.

 В одном эксперименте группу взрослых испытуемых попросили охарактеризовать личностные особенности мужчин, которые различались типом телосложения. О полном, с округлыми формами мужчине, они настойчиво  утверждали, что он несильный, старомодный, болтливый, сердечный, добродушный, сговорчивый, доверчивый, эмо­циональный, открытый к людям, любящий житейский  комфорт и большой любитель поесть.

О мускулистом атлетического сложения мужчине испытуемые сказали, что он сильный, мужественный и смелый, уверенный в себе, Энергичный, дерзкий, инициативный.

О высоком, худоща­вом и на вид очень хрупком мужчине опрашиваемые говорили чаще всего, что он высокий, тонкий, нервный, че­столюбивый, подозрительный, чувствительный к боли, любящий уединение и скрытный. Что касается возраста, то полного мужчину они видели намного более старым, чем на самом деле, а худощавый, как правило, казался моложе своих лет.

Взгляд другого человека также влияет на наше отно­шение к нему.

Так, например, в одной небольшой аудитории новый преподаватель, впервые читая лекцию, по просьбе экспе­риментатора на одну группу студентов подолгу неотрывно смотрел, а от другой, взглянув на нее мельком, сразу от­водил глаза. И в итоге студенты из первой группы оценили его как властного и уверенного в себе человека, а вторые отнесли к очень стеснительным людям.

В другом почти подобном опыте студентов попросили высказать свое мнение о новом преподавателе - женщине. Как и в предыдущем случае, во время изложения учебно­го материала она постоянно обращала свой взор на одну группу студентов, как бы адресуя учебный материал толь­ко ей, а на другую группу студентов внимания не обраща­ла. И в этом случае студенты из первой группы дали ей, как человеку, более положительные оценки, чем студенты из второй группы.

В приведенных примерах решающую роль у испытуе­мых сыграли представления о том, что волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям и, если человек на нас задерживает свой взгляд, значит мы ему чем-то ин­тересны.

На формирующееся у нас впечатление о человеке может повлиять принятая человеком поза. Так, в одном экспери­менте людей, выступающих в роли объектов формирования первого впечатления, просили в одних случаях во время разговора с теми, чье впечатление оценивалось, накло­нять свой корпус вперед, а в других случаях отклонять его, наоборот, назад. Оказалось, что в первом случае и мужчины, и женщины нравились воспринимавшим их людям больше, чем во втором. Кроме того, женщины нра­вились им сильнее, если они сидели в спокойной позе и с неперекрещенными руками и ногами.

Значимыми для формирования впечатления о челове­ке оказываются особенности его речи и голоса. Так, на­пример, напряженность в голосе женщины в одинаковых условиях опыта не способствовала к приписыванию ей негативных характеристик. Напряженность в голосе муж­чин обычно заставляла людей думать, что он не очень владеет собой, обладает невысоким интеллектом, уязвим и т.д. Многословие у мужчин воспринимается как серьез­ный недостаток в их личности, а у женщин - как почти нормальное состояние, не вызывающее предположений о каком-либо личностном изъяне.

Особенности «оформления» внешности человека в первое время также оказывают воздействие на скла­дывающееся у нас об этом человеке впечатление. Факты это подтверждают. Например, перед равными практически по всем параметрам группами испытуемых в качестве объекта формирования впечатления выступал один и тот же человек, но к каждой новой группе он выходил в дру­гой одежде или менялись (если это была женщина) при­ческа, украшения и пр. Эксперименты показали, что когда человек появлялся в другом костюме (в обычном штат­ском, в тренировочном, в рабочем комбинезоне, в духовном одеянии, в военной форме), то испытуемые группы помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, назы­вали у него также те качества, на которые указывал кос­тюм, в котором был оцениваемый ими человек. Например, когда на человеке была военная форма, ему устойчиво при­писывались такие качества, как дисциплинированность, ак­куратность, настойчивость, открытость по отношению к другим людям, свобода в проявлении чувств.

Следовательно, и отдельные сравнительно частные де­тали во внешнем облике человека могут воздействовать на формирующееся о нем впечатление.

'Фактор личного пространства в общении отличен в ряде работ при выяснении условий, которые влияют на характер складывающегося о человеке впечатления, име­ются данные о значении.

 

Так, установлен факт существования для каждого че­ловека, находящегося в привычной для него обстановке, дистанции, которая должна разделять его и незнакомого человека, чтобы последний не вызывал чувства досады. Величина этой дистанции колеблется в зависимости от роста людей, их пола, состояния нервно-психического здоровья, намерений, которые у них имеются по отношению к человеку, о котором они пытаются составить мнение.

Люди, привыкшие к одиночеству, находятся от собе­седника на более протяженном расстоянии, чем люди, направленные на других и любящие общаться. Хотя и незнакомым, но нравящимся нам людям, мы позволяем, как правило, приближаться к нам на более короткую ди­станцию и не испытываем при этом состояния психологи­ческого дискомфорта. Более подробно об этом речь пойдет в теме 4.

Социальный фон также влияет на формирование у нас мнения о человеке. Как много людей находится около человека, которого мы должны оценить, какие они, ка­ков их облик и как они себя ведут. Все это влияет на то, какие особенности во внешнем облике другого человека мы отметим раньше и лучше, как мы их оценим в целом и какие черты личности или состояние мы, прежде всего, припишем этому человеку и как к нему отнесемся.

На фоне невысоких людей рослый человек кажется еще выше. На фоне смеющихся лиц спокойное лицо силь­нее привлекает к себе внимание воспринимающего эти лица человека. На фоне работающих людей томящийся от безделья человек также скорее останавливает на себе вни­мание наблюдающих за всей группой. Когда во время ка­кого-то происшествия почти все люди - свидетели этого происшествия - проявляют растерянность и вдруг среди них оказывается человек, который ведет себя смело и ре­шительно, мы воспринимаем его поведение в резком кон­трасте с поведением других людей, более объемно видим обнаруженные им достоинства, и высоко положительно оцениваем всю его личность. Это значение социального фона в складывании впечатления о человеке отчетливо про­слеживается и в экспериментах, проведенных К. Клейнке.

Мужчину с неброской наружностью представляли двум группам незнакомых ему людей. В одну он был при­глашен в сопровождении женщины с яркой привлека­тельной внешностью, а в другую его сопровождала женщина некрасивая и неаккуратно одетая. Первая груп­па положительные качества мужчины оценила значи­тельно выше, чем вторая, и общее отношение к нему со стороны первой группы также оказалось более для него благоприятным.

В другом опыте одной группе испытуемых предлагали высказать свое мнение о человеке, который в спокойной позе и с таким же спокойным лицом стоял перед группой подростков, сидевших в один ряд напротив него за длин­ным столом. Следующая группа испытуемых, уравненной по всем параметрам с первой, увидела его в такой же позе и с таким же выражением лица, но у автобуса, двери ко­торого, не соблюдая очереди, штурмовали несколько муж­чин и женщин. Испытуемые третьей группы оценивали того же человека (поза и выражение лица его остались прежними), но без того социального фона. Во всех трех группах этому человеку помимо черт, отмеченных всеми группами, были приписаны качества, «увидеть» которые в нем явно подтолкнул фон, на котором каждая из групп должна была его воспринимать. Когда таким фоном были подростки, в личности оцениваемого человека испытуемые увидели доброжелательное отношение к детям, умение раз­говаривать с ними, быть интересным рассказчиком. Когда же таким фоном были автобус и садящиеся в него пассажи­ры, в воспринимаемом человеке были отмечены воспитан­ность, уважение к женщинам, отсутствие чувства стадности, коллективизм в будничном поведении. Когда же человек оценивался один, без социального фона, намного больше суждений было высказано о его лице, глазах, их выра­жении, о характере телосложения, особенностях «оформ­ления» внешности и не назывались черты, которые были отмечены у него, когда он стоял рядом с сидевшими под­ростками или когда собирался садиться в автобус.

Таким образом, стремясь вызвать позитивное первое впечатление, необходимо учитывать все детали, на которые наш собеседник сознательно или нет, но обращает внимание.

Фактор отношения к собеседнику заключается в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или раз­деляют какие-то важные для нас идеи, мы склонны пози­тивно оценивать и по другим показателям. Человека же, не разделяющего наши взгляды, мы склонны оценивать негативно, так же как и информацию, исходящую от него. Так, например, на фоне злых и кажущихся челове­ку несправедливых реплик людей по поводу допущенной им в общественном месте оплошности доброе, произнесен­ное кем-то в защиту этого человека слово не только вос­принимается с благодарностью, но и заставляет взглянуть на сказавшего с симпатией.

Поведение оценивающего человека влияет на других людей и способствует выработке у него определенного мнения. А.А. Бодалев приводит опыт, поставленный Штрайклендом, в котором испытуемые наблюдали за двумя ра­ботниками, выполнявшими одинаковое задание с равным уровнем успешности. Однако если за действиями одного они могли наблюдать без перерывов, то работу другого видели лишь эпизодически. Первому они время от времени могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вто­рым человеком у них такой связи не было. Когда во вто­рой части эксперимента испытуемым было предложено сказать, который из рабочих нуждается в большем конт­роле, присмотре и опеке, они почти все ответили, что пер­вый.

В других исследованиях было установлено, что в фор­мировании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, заключающийся в том, что со­беседник порой приписывает свои черты, настроение, пе­реживания другому человеку.

Так, в исследованиях С. Фешбаха и Р. Сингера две группы испытуемых студентов в ходе просмотра кино­фильма подвергались несильным ударам тока, вызывав­шим неприятные ощущения. Третья группа испытуемых смотрела фильм без электровоздействия. От всех групп требовалось, чтобы они дали оценку качествам личности киногероя и, по возможности, оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоз­действию испытуемые оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуе­мые, просто смотрящие фильм, причем, чем сильнее были электроудары (группа 2), тем большее количество студен­тов дали воспринимаемому на экране человеку такую ха­рактеристику.

Все исследователи, наблюдавшие явление проецирова­ния при формировании мнения о другом человеке, отме­чают, что тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно силь­но выражена у лиц, отличающихся малой самокритично­стью и слабым проникновением в собственную личность.  По данным Т. Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого «авторитарного» типа личности и почти не обнаруживается у представителей «демократического» типа. Так, в своих   опытах он знакомил представителей этих двух крайних типов друг с другом, а затем каждого спрашивал, как его новый знакомый ответит на определенные вопросы (Ньюком эти вопросы специально подбирал). Представители  «авторитарного» типа, говоря о возможных ответах «не  авторитарных» личностей, приписывали им авторитарную  манеру высказывания, свои суждения, собственные мнения по тем вопросам, которые им предлагал проводивший опыт исследователь. Представители «не авторитарного»  типа личности в подобную крайность не впадали.      Исследователи Дж. Боссом и А. Маслоу установили также, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкнове­ние смотреть на других людей как на тяготеющих к хо­лодности и не расположенных к ним.

При оценке другого человека большую роль играет сформированность системы ценностей. Данная система у человека постоянно воздействует на характер впечатления, которое складывается у него о любом другом лице.Таким образом, точность и правдивость первого впе­чатления о собеседнике можно сравнить с фотографией.

«Фотографические снимки, — писал Ф.М. Достоевс­кий, ~ чрезвычайно редко выходят похожими, и это по­нятно: сам оригинал, т.е. каждый из нас, чрезвычайно редко бывает, похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль... Фотография же застает человека, как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк нежным».

«Спору нет, - отмечает А.А. Бодалев, - в проявлениях личности, отраженных в первом впечатлении, находит выражение ее сущность, но чтобы действительно рас­крыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, т.е. в труде, познании и общении. Факты показывают, что формирова­ние первого впечатления почти всегда означает отнесение индивидом воспринимаемого лица к одной из групп лю­дей в тех «классификациях типов», которые сложились у него в прошлом».

Теперь необходимо рассмотреть те эффекты, которые возникают при восприятии людьми друг друга. Более все­го исследованы два из них:

- эффект ореола;

- эффект стереотипизации.

Эффект ореола заключается в том, что информа­ция, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, исполняет роль ореола, мешающе­го видеть действительные черты партнера по взаимодей­ствию.

Эффект стереотипизации означает классифика­цию форм поведения и интерпретацию их причин путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотипизация может складываться как результат обобще­ния личного опыта субъекта межличностного восприятия,

 

к которому присоединяются сведения, полученное из книг, кинофильмов и т.д. При этом эти знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными, наряду с правильными заключениями могут оказаться и глубоко неверными.

Наглядный пример данного эффекта показан Э. Халлом. Он выявил, что испытуемые характеризовали людей в оч­ках как более умных и прилежных, чем тогда, когда они были без очков. Вместе с тем отсутствие у них очков или, наоборот, их наличие никак не отразились на суждениях испытуемых о честности, доброте, независимости воспри­нятых ими людей и о присущем им чувстве юмора.

В другом эксперименте, проведенном по такой же схеме, одна группа испытуемых в течение десяти минут разговаривала с незнакомой женщиной, которая в меру и очень умело, использовала средства косметики, чтобы лучше подать себя аудитории. Другая группа воспринима­ла эту же самую женщину и тоже разговаривала с ней, но теперь уже женщина использовала косметику сверх меры. Во втором случае испытуемые, а ими были студенты, при­писали этой женщине не только дурной вкус, отсутствие одухотворенности, интеллектуальную недалекость, но и сильное желание обратить на себя внимание мужчин.

К данному явлению можно отнести и этнические сте­реотипы - образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стерео­типные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, аккуратности немцев, характерные для нашей культуры).

Таким образом, систему формирования первого впе­чатления можно условно представить как «трафарет», ко­торый мы прикладываем к другим людям. Подошедшие под наш стандарт люди воспринимаются нами со знаком «+», имеющие существенные отличия - со знаком «-». Те, кто занял промежуточное место - воспринимаются нейтрально - до определенного действия, после которого первое впечатление меняется.

 

Выводы. Свести к минимуму или нейтрализо­вать барьеры, общения можно с помощью следую­щих правил:

1. Сформировать положительное впечатление о себе. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но понята и осмыслена.

Кроме этого, на бессознательном уровне быстрее снима­ется психологическая защита и формируется положитель­ное впечатление при использовании следующих правил:

а) чаще произносите имя собеседника, так как с име­нем для большинства людей связаны позитивные воспо­минания детства, а имя, произнесенное вами, выступает мостиком к положительным эмоциям;

- имя сопровождает человека всю жизнь и обращение по имени (имени и отчеству) говорит о внимании к собе­седнику, признании его как личности, располагает к вам как к источнику положительных эмоций;

б) при общении улыбайтесь, так как улыбка говорит о вашей доброжелательности и дружественности, вызыва­ет у собеседника ответные положительные эмоции;

в) произносите комплименты в адрес собеседника, организации (фирмы, города, страны), которые он пред­ставляет.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии еди­ной и сходной системы кодификации и декодификации.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что следует понимать под барьером общения?

2. Назовите и дайте характеристику формам барьеров общения.

3. Что называется потребностью?

4. Назовите иерархию потребностей согласно концеп­ции Абрахама Маслоу.

5. Какой уровень потребностей реализован у вас в со­ответствии с данной классификацией? К какому уровню реализации потребностей вы стремитесь?

6. Что такое мотив?

7. Раскройте сущность и особенности концепции анг­лийских ученых Майка Вудкока и Дэйва Фрэнсиса.

8. Насколько факторы мотивации, определенные М. Вудкоком и Д. Фрэнсисом, соответствуют нашему обще­ству? Обоснуйте свой ответ.

9. Что такое цель?

10. Какова ваша цель в жизни, бизнесе или иной дея­тельности?

11. Расшифруйте психологический термин «установ­ка». Назовите несколько примеров, характеризующих данное определение.

12. Приведите примеры направленности установки.

13. Раскройте факторы формирования первого впечат­ления о человеке.

14. Какие эффекты присутствуют при формировании 'первого впечатления о собеседнике?

15. Назовите правила формирования позитивного пер­ового впечатления.

 

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

Задание 1.

Изучите приемы усиления обаяния и обсудите в груп­пе особенности их применения.

Существуют три группы качеств, благодаря которым можно повысить уровень личного обаяния.

1. Природные качества: коммуникабельность (спо­собность легко сходиться с людьми), эмпатия (способ­ность к сопереживанию), рефлексия (способность понять другого человека), красноречие (способность воздейство­вать словом). Эти качества составляют основу природных дарований, обозначенных обобщенным понятием «умение нравиться людям».

2. Характеристики личности, являющиеся след­ствием образования и воспитания: нравственные ценно­сти, психическое здоровье, владение техниками общения;

межличностное общение, деловая речь, профилактика и преодоление конфликтных ситуаций.

3. Характеристики личности, связанные с жиз­ненным и профессиональным опытом человека. Осо­бенно ценно, когда этот опыт обостряет интуицию.

Чтобы усилить личное обаяние, воспользуйтесь дан­ными рекомендациями.

1. Ведите себя естественно.

2. Будьте хорошим слушателем. Помните, что люди больше интересуются своими собственными идеями, опы­том, чем жизнью других. Если по ходу разговора вам очень хочется прервать собеседника, сделайте глубокий вдох и медленный выдох; повторите это упражнение не­сколько раз. Развивая в себе такую привычку, вы научи­тесь терпеливо слушать говорящего, не перебивая его.

3. Показывайте ваше лучшее «я». В сознании человек не един: в нем как бы несколько «я», которые иногда мирно уживаются, а иногда - вступают в конфликт. По старайтесь демонстрировать людям ваше лучшее «я».

 

4. Демонстрируйте ваш интерес к другим - это один из лучших способов произвести хорошее впечатление.

5. Старайтесь понять и поддержать людей. Пусть люди увидят в вас то, в чем больше всего нуждаются: соучас­тие, понимание, поддержку. Почаще ставьте себя на место другого человека. Этого можно достичь, ежедневно неза­метно копируя позу другого человека, его мимику: представьте, что он может чувствовать в этой позе, с таким выражением лица. Проверяйте себя, просматривая телепередачу без звука (периодически включая звук и сравнивая свои представления с происходящим).

6. Поддерживайте людей в их лучших начинаниях. избегайте слов: «Вы ошибаетесь», «Ваша идея бесперспективна». Если предлагается не заведомый абсурд, лучше  скажите: «Какую интересную идею вы предложили!».

 7. Подчеркивайте общность с вашим собеседником. Как известно, нас привлекает в других единство взглядов,  общие интересы, схожие судьбы.

 

8. Не держите злобы. Пока вы истощаете свою нервную систему, злясь на кого-то, этот человек, возможно, неплохо проводит время и получает удовольствие. Подумайте об этом, и ваша злость уменьшится.

9. Выражайте искреннее одобрение, замечайте все хо-рошее (от одежды, прически, до интересных идей, мыслей) и говорите только о том, что действительно видите и чувствуете.

10. Не жалуйтесь, но и не говорите, что все хорошо. Постоянные жалобы на жизнь формируют о вас впечатле­ние неудачника. По поводу своих проблем лучше слегка пошутить. Но еще больше избегайте заявлений о том, что вас все отлично - наживете немало врагов: для некото­рых людей успехи окружающих еще более неприятны, чем постоянные жалобы. Не зря Будда сказал: «Победа -причина ненависти и победитель несчастен».

11. Не соглашайтесь с чужой самокритикой. Лучше сказать: «В такой ситуации было трудно что-либо сде­лать», «Вы и так сделали все возможное».

12. Постарайтесь понять причину конфликта, обгово­рить и устранить ее. Очень важно выработать в себе спо­собность идти на компромисс. Умейте признать ошибку -это очень выигрышно и верный способ завоевать уважение.

13. Будьте добры к тем, кто занимает более скромное место в жизни. Зачем портить себе настроение, если этого можно избежать?

14. Говорите от первого лица. «Я - сообщения» позво­ляют честно констатировать, что вы чувствуете по данно­му поводу, причем таким образом, что люди захотят вас выслушать. Примеры того, как кажущиеся обвинитель­ными «Вы-утверждения» можно превратить в более мяг­кие и эффективные «Я-обращения»:

«Вы-утверждения» - «Вы докучаете мне вашими вопро­сами» заменить на: «Когда вы пытаетесь сказать мне что-то, то Я не могу уделить внимание тому, что вы мне говорите, так как сосредоточен на своих мыслях. Я был бы очень благодарен, если бы вы потерпели, пока я договорю, конечно же, исключая те случаи, когда вы считаете свои слова настолько важными, что сказать их необходимо сра­зу» или «Когда я занят другим, я чувствую раздражение, потому что не готов уделить вам внимание. Я был бы при­знателен, если бы вы задали мне все свои вопросы в более подходящее время, например, в... (указываете время)».

Согласно основной модели этих более сложных «Я-обращений» фраза начинается с нейтрального обвини­тельного описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет. Затем следует описание ваших ра­циональных и эмоциональных реакций на это поведение. Объясните после этого, почему данное поведение состав­ляет затруднение для вас, или просто укажите, как оно на вас отражается. Наконец, в очень вежливых неагрес­сивных выражениях опишите, чего бы вы желали. При этом используйте такие обороты, как «Мне бы хотелось', «Я был бы вам признателен», «Я бы предпочел».

Задание 2.

1. Определите, какие виды барьеров описаны в даных рассказах:

 

1) Известному в свое время сатирику Джону Донну от

властей пришло предупреждение: «Бичуйте пороки, но щадите их носителей!»
 - Удивительно! - воскликнул он. - Осуждать карты и  щадить шулеров?

2) Джонатан Свифт, любивший путешествовать пеш-ком, поздно вечером добрался до какого-то маленького городка и решил устроиться на ночлег. Но в связи с ярмаркой все места в гостиницах были заняты. Наконец Свифту предложили в одном доме единственный вариант:

переспать в кровати вместе с прибывшим ранее фермером. {Едва уставший за день путешественник прилег, как явил­ся его сосед по ложу, который, будучи в изрядном подпитии, стал долго и нудно похваляться своими торговыми успехами.

А как ваши дела? - спросил затем фермер.

- не могу похвастать, - отвечал Свифт, смертельно хотевший спать, - за эту неделю вздернул только шесте­рых...

- Как вздернул?! - оторопел тот. - Что же это за дела у вас такие?

 - Да так, не слишком для некоторых приятные: я па-лач. Здесь, правда, обещают набрать десяток.  Фермер в ужасе покинул своего собеседника, и счаст­ливый Джонатан Свифт с удовольствием растянулся на Кровати.

3) Граф Мерль был назначен посланником в Португа-лию. Поскольку он был человеком умеренных умственных способностей, к нему приставили аббата Нарди, смыслившего в делах дипломатии. При первом представлении португальскому королю граф должен был произнести Приветственную речь. Ее предварительно написал аббат и вручил Мерлю, который всю дорогу от Парижа до Лиссабона пытался вызубрить этот текст, но безуспешно. Тогда Нарди посоветовал ему листок с приветствием поместить в шляпу так, чтобы, держа ее перед собой, он мог попрос­ту прочесть речь. И вот граф предстал перед королем Пор­тугалии. Но когда он, сняв шляпу и отвесив галантный поклон, хотел приступить к приветственному слову, король ласково сказал: «Дорогой посол, по нашим обычаям вы должны в момент представления быть в шляпе». Мерль вынужден был подчиниться, и впал в такое заме­шательство, что только и мог произнести: «Ваше величе­ство...» Этими словами исчерпалась вся посольская речь.

4) Напутствуя своего посланника перед отъездом за рубеж, Людовик XIV внушал ему:

- Придерживайтесь главного правила, выполняя по­рученную вам миссию: поступайте во всем прямо противоположно своему предшественнику.

- Ваше величество, - отвечал посланник, - буду ста­раться вести себя так, чтобы вам не пришлось давать та­кие же наставления моему преемнику.

5) У Петра I был шут по фамилии Балакирев. Откуда он взялся, никто толком не знал. Хотя на вид он был довольно прост и выглядел обыкновенным человеком, без обязательных для такой профессии одежд и украшений, многие не столько уважали его за талант острослова, сколько побаивались, а то и ненавидели. Но за это любил его царь, хотя бывало, что и сам император гневно вски­пал от его колких речей. И вот однажды гнев Петра был настолько велик, что он приказал Балакиреву:

- Вон с глаз моих и с земли русской!

И шут действительно уехал за границу, которая была не столь далеко. У пограничной стражи, за небольшую плату, он насыпал мешок шведской земли и попросил удо­стоверить надписью, что земля действительно из Швеции.

Вскоре Петр увидел своего шута, свободно разъезжав­шего по Петербургу на двуколке.

- Ну, пеняй на себя, коли вновь вернулся на нашу землю! - угрожающе сказал император.

- Никак нет, ваше величество! Я - на земле шведской. Вот, извольте убедиться! - указал Балакирев на мешок, в который он упирался ногами. И вновь - в который раз! последовало прощение.

6) После сражения при Кагуле, когда все - от солдат до генералов - испытывали радостные чувства по поводу одержанной победы над турками, один из соратников графа  П.А. Румянцева спросил его, почему он не разделяет всеобщего ликования. Полководец ответил: «Посмотрите на эти потоки крови, на эти поверженные тела, принесен­ные в жертву ужасной войне. Как гражданин я сражался  за Отечество, как предводитель - победил, а как человек –я, плачу!»

 7) Князь Потемкин не раз навязывался к великому полководцу А.В. Суворову на званный обед, но тот, сто­ронившийся слишком роскошных пиров, откладывал, пока, наконец, не вынужден был пригласить Светлейшего со своей многочисленной свитой. Предварительно Суворов позвал княжеского метрдотеля Матоне, искусного в таких делах, и поручил ему накрыть стол, не жалея на это средств. Для себя же он приказал своему повару Мишке приготовить два простых постных блюда. Когда гости во главе с князем прибыли, их взорам предстал великолеп­ный стол, вызвавший приятное удивление. Однако сам хозяин, кроме своих двух блюд, ни к чему не притронулся под предлогом поста и недомогания. На другой день, когда  метрдотель принес Суворову счет, превышавший тысячу рублей, он сделал на нем надпись: «Я ничего не ел» и переадресовал его князю. Потемкин вынужден был заплатить, сказав при этом: «Ох и дорого обходится мне этот боров!»

8) Караульный остановил у петербургской заставы озябшего от холода мужика и стал осматривать его сани. Обратив внимание на завязанный мешок, он строго спросил:

— А тут что?

- Овес... - прошептал тот.

— А почему это ты шепчешь?

- Боюсь, лошадь услышит!

 

Упражнение 1.

«Развитие способности принимать на себя от­ветственность»

Данное упражнение направлено на формирование внутренней готовности принимать ответственность за свои действия и поступки, заменяя систему долженствования на фразу «Мне нравится...»

Вначале лучше работать в паре. В дальнейшем это уп­ражнение можно выполнять без партнера. Произнесите поочередно по три фразы, начиная их со слов: «Я дол­жен». Затем замените первую часть словами: «Я предпо­читаю. .. »

На следующем этапе произнесите по три фразы, начи­ная со слов: «Я не могу ...», а далее скажите то же самое, но используя начало: «Я не хочу...».

На третьем этапе начните со слов: «Мне надо...» (три фразы), а потом замените фразу словами: «Я хочу...».

Четвертый этап заключается в произнесении трех фраз, начиная со слов: «Я боюсь, что...» и заменой их на слова: «Мне нравиться...».

Обсудите выполнение этого упражнения с партнером. Когда вам было наиболее сложно изменить фразу? Какие Чувства и мысли у вас возникли при выполнении этого упражнения? ^то нового вы узнали о себе и своей способ­ности брать ответственность на себя?

На пути самореализации встречаются различные пре­пятствия и трудности, причем они могут быть обусловле­ны как внешними обстоятельствами, так и свойствами самой личности. Поль Вайнцвайг пишет: «Трудности -это проклятие для тех, кто ищет комфорт, и благослове­ние для стремящихся к самовыражению».

Биографии многих известных людей показывают, что они обладали громадным терпением в преодолении труд­ностей и поиске призвания. Поль Вайнцвайг писал: «Ген­ри Форду было сорок лет, когда он нашел подлинное дело 'своей жизни - автомобилестроение. До этого он перепро­бовал практически все (с его-то образованием в пять клас­сов!), постоянно меняя одну работу за другой. Если не знать, кем он стал впоследствии, его можно было бы на­звать неудачником, однако все предыдущие работы оста­вили свой отпечаток на его организаторском гении, что отразилось на отработке технологического процесса, мас­совом масштабе производства, на дизайне машин и «сек­ретах сбыта».

Упражнение 2. «Качества, важнейшие для делового общения»

Коммуникабельность - умение устанавливать контакт с собеседником, способность к общению.

Доброжелательность — уважение, симпатия, умение понимать людей даже тогда, когда не одобряешь их по­ступки, готовность поддерживать других.

Аутентичность - способность быть самим собой в контактах с людьми.

Конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.

Инициативность - способность «идти вперед», уста­навливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую.

Открытость - готовность открыть другим свой внут­ренний мир и твердая убежденность, что открытость спо­собствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность.

Принятие чувства - умение выражать и готовность принимать свои чувства и эмоциональную экспрессию со стороны других.

Креативность - способность к умственным преобра­зованиям и творчеству.

Самопознание - исследовательское отношение к соб­ственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки.

1. Каждый участник оценивает по шкале от 0 до 6, в какой мере ему присущи отдельные качества, руковод­ствуясь своим собственным представлением о себе; если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, ставит 0, если выражено очень слабо - 1, если данное качество полностью свойственно - 6. Самооценка проводится в течение 10 минут.

2. Общее задание: группа должна проранжировать 10 качеств в зависимости от их важности и решить, какое из них - самое важное. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия. По истечении 20 минут ра­бота группы прерывается, независимо от того, какая часть задания выполнена.

3. Группа анализирует переживания участников после групповой дискуссии согласно перечню Правил Совмест­ных Поисков, которые зачитываются. Каждый участник, руководствуясь этими «Правилами», в течение 1-2 минут говорит о том, что происходило между ним и другими людьми во время ранжирования качеств. Важно, чтобы в словах говорящих затрагивались конкретные события, поступки, чувства участников, а не содержались сообра­жения, продолжающие дискуссию о качествах. Через не­сколько минут ведущий, прерывает говорящего и снова зачитывает «Правила». Он предлагает группе решить, уда­лось ли выступавшим следовать «Правилам» и напомина­ет, что следующим нужно помнить о них.

Правила Совместных Поисков:

1. Говори о своих действиях и чувствах, о поступках и переживаниях других людей группы.

2. Учись доверять своим ощущениям: они более цен­ны, чем общие рассуждения.

3. Старайся быть открытым, когда говоришь или слу­шаешь других.

4. Рискуй: без риска останешься в плену уже известного.

5. Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.

Упражнение 3. «Интервью»

Участники разбиваются на две группы, первая - жур­налисты, которые берут интервью, во второй группе -каждый выбирает себе роль (спортсмен, политик, актер, бизнесмен и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отве­чать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В зак­лючение обсуждают: «Легко ли было общаться, исходя из определенной роли? Возникали ли барьеры общения и какие? Как вы их преодолели? Какие переживания и

• мысли возникали во время выполнения упражнения? Что оно помогло понять? Смогли ли вы избежать барьеров общения? ».

Упражнение 4. «Отражение чувств»

Участники разбиваются на пары. Один произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сна­чала повторяет своими словами содержание услышанного (отражение содержания), а затем пытается определить

Инициативность - способность «идти вперед», уста­навливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую.

Открытость - готовность открыть другим свой внут­ренний мир и твердая убежденность, что открытость спо­собствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность.

Принятие чувства - умение выражать и готовность принимать свои чувства и эмоциональную экспрессию со стороны других.

Креативность - способность к умственным преобра­зованиям и творчеству.

Самопознание - исследовательское отношение к соб­ственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки.

1. Каждый участник оценивает по шкале от 0 до 6, в какой мере ему присущи отдельные качества, руковод­ствуясь своим собственным представлением о себе; если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, ставит 0, если выражено очень слабо - 1, если данное качество полностью свойственно - 6. Самооценка проводится в течение 10 минут.

2. Общее задание: группа должна проранжировать 10 качеств в зависимости от их важности и решить, какое из них - самое важное. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия. По истечении 20 минут ра­бота группы прерывается, независимо от того, какая часть задания выполнена.

3. Группа анализирует переживания участников после групповой дискуссии согласно перечню Правил Совмест­ных Поисков, которые зачитываются. Каждый участник, руководствуясь этими «Правилами», в течение 1-2 минут говорит о том, что происходило между ним и другими людьми во время ранжирования качеств. Важно, чтобы

в словах говорящих затрагивались конкретные события, поступки, чувства участников, а не содержались сообра­жения, продолжающие дискуссию о качествах. Через не­сколько минут ведущий прерывает говорящего и снова зачитывает «Правила». Он предлагает группе решить, уда­лось ли выступавшим следовать «Правилам» и напомина­ет, что следующим нужно помнить о них.

Правила Совместных Поисков:

1. Говори о своих действиях и чувствах, о поступках и переживаниях других людей группы.

2. Учись доверять своим ощущениям: они более цен­ны, чем общие рассуждения.

3. Старайся быть открытым, когда говоришь или слу­шаешь других.

4. Рискуй: без риска останешься в плену уже известного.

5. Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.

Упражнение 3. «Интервью»

Участники разбиваются на две группы, первая - жур­налисты, которые берут интервью, во второй группе -каждый выбирает себе роль (спортсмен, политик, актер, бизнесмен и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отве­чать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В зак­лючение обсуждают: «Легко ли было общаться, исходя из определенной роли? Возникали ли барьеры общения и какие? Как вы их преодолели? Какие переживания и

• мысли возникали во время выполнения упражнения? Что оно помогло понять? Смогли ли вы избежать барьеров общения? ».

Упражнение 4. «Отражение чувств»

Участники разбиваются на пары. .Один произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сна­чала повторяет своими словами содержание услышанного (отражение содержания), а затем пытается определить

чувство, которое, по его мнению, испь1тывает его партнер в момент говорения (отражение чувств). Партнер оценива­ет точность обоих отражений. Затем участники меняются ролями. Оценить уровень эмпатии - способность пережи­вать те же чувства, которые испытывает партнер по обще­нию в данный момент. В ходе обсуждения выяснить -легко или сложно было выполнять задание?

Упражнение 5. «Мои сильные стороны»

Все садятся в круг. Каждый член группы в течение двух минут должен рассказать о своих сильных сторонах;

о том, что он любит, ценит и принимает в себе; о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях.

Если человек говорит о себе меньше 2 минут, оставше­еся время все равно принадлежит ему. Это значит, что остальные члены группы остаются только слушателями, не могут высказываться, уточнять детали, просить дока­зательств или разъяснений. Может быть, значительная часть этого времени пройдет в молчании. Ведущий может, если он почувствует в этом смысл, спросить молчавшего:

«А еще какие-нибудь свои сильные стороны ты мог бы назвать?». По истечении 2 минут начинает высказываться следующий член группы.

Упражнение 6. «Метафора»

Каждому интересно знать, какое он производит впе­чатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не за­мечается? Предлагаем поучаствовать в творческом процес­се, в совместном создании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала предлагаем одному желающе­му выйти в середину круга.

Задание участникам: какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу: какие люди могут его окру­жать, какой интерьер или пейзаж составляет фон карти­ны, какие времена все это напоминает? Поделитесь своими творческими идеями по этому поводу.

Упражнение 7. «Символика»

Каждому из вас предстоит придумать себе три симво­лических атрибута: во-первых, псевдоним, во-вторых, именной отличительный знак, и, в-третьих, девиз. Именной отличительный знак должен быть нарисован на листке. Он должен быть достаточно прост и символичен. Девиз дол­жен быть кратким и образным. Итак, псевдоним, отличи­тельный знак и девиз. Например, псевдоним - «Дядя Вася», отличительный знак - лопата, девиз - «Рою глубо­ко». Если задание понятно, можно приступать к работе.

Теперь каждый выступает и знакомит всех со своим твор­чеством, которое отражает его личностную характеристику.

Ведущий задает вопросы: «Насколько удачно выбраны символические атрибуты каждым из участников группы? Насколько полно отражают они внутренний мир человека?»

По пятибалльной системе проставьте оценку каждому участнику по совокупности выбранного им псевдонима, именного знака и девиза. Итак, пускаем лист со своей фамилией по кругу, все по очереди выставляем на них свои оценки.

Подсчитайте суммарный балл и установите, кто смог лучше выразить себя в такой символической форме.

Упражнение 8. «Пиктограмма»

Пиктограмма - это емкое графическое изображение предметов, сообщений, всякого рода информации. Приме­ры пиктограмм - расположенные крест-на-крест ложка и вилка - это, конечно, столовая или кафе. Красный крест -пункт медицинской помощи. Ну, а изображение молнии на фоне черепа скорее всего означает «Не влезай - убьет!» Вам предлагается попробовать свои силы в создании сле­дующих пиктограмм: «Веселый праздник», «Первое впечатле­ние», «Глухая старушка», «Одиночество», «Деловое общение», «Счастье», «Надежда». Итак, придумайте, как лучше изоб­разить эти пиктограммы и нарисуйте их на своем листке.

Обсуждение проходит по каждой пиктограмме, где участники рассказывают о своем видении данного сооб­щения.

Ведущий предлагает сравнить рисунки и обсудить раз­личия. Может быть, по этим рисункам удастся узнать кое-что новое о себе. Давайте устроим выставку и прове­дем конкурс пиктограмм. По совокупности пиктограмм, представленных каждым автором, выставьте оценки всем участникам.

Каждый участник определяет суммарную оценку, по­лученную за работы. Определяем победителя, набравшего наибольшее количество баллов, который рассказывает о своем замысле.

Упражнение 9. «Согласованность действий»

Сейчас мы проверим, насколько организованно, согла­сованно вы умеете работать в команде, сообща.           

Работая плечом к плечу, часто очень важно понимать друг друга без слов. Распределитесь на три команды. Все удобно сели. По команде ведущего все участники выбра­сывают на пальцах какое-нибудь число - от одного до пяти. Давайте попробуем один раз.

Начали. Попробовали? Скорее всего, что все участни­ки игры выбросили разное количество очков.

Интересно, за сколько раз, за сколько совместных выбрасывании пальцев группа придет к одинаковому ре­зультату? Всем участникам запрещено переговариваться и подавать друг другу тайные знаки. Ведущий засекает время. В вашем распоряжении две минуты. Хватит ли вам этого времени, чтобы прийти к единому результату? Сколько раз вам придется выбросить пальцы, прежде чем все уча­стники покажут равное количество очков?

Запишите на своих листках, за сколько раз вам уда­лось прийти к единому результату, и уложились ли вы в отведенные две минуты.

Теперь вторая и третья команды выполняют последо­вательно данное задание.

Ведущий проводит обсуждение по вопросам: «Что каж­дым из команды предпринималось для нахождения взаи­мопонимания? Насколько удалось выполнить задание? Что вам понравилось в действиях собеседников? Какие приемы использовались для поиска общих действий?