Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Дети Детская психология Проблемы раннего детства.
Проблемы раннего детства. PDF Печать Email

 

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца.

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.

В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто провел опрос пятисот женщин, который показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.

В период младенчества ребенка также очень важно своевременно создавать условия для формирования тех или иных психологических качеств. Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.

А.В. Запорожец, Б.М. Величковский. “Психическое развитие младенца”

В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают.

Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Предметом данной работы является наблюдение детей в периоды новорожденности и младенчества.

Цель работы - выявить значение психологической поддержки родителей для гармоничного развития ребенка в периоды до рождения, новорожденности и младенчества ребенка; насколько важное значение имеет вклад матери в ход этого процесса.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

· выявить значение матери и близких членов семьи на гармоничное формирование и развитие ребенка в период до рождения и в младенческом возрасте;

· выявить, насколько близость матери влияет на активность исследовательской деятельности ребенка и общения с другими людьми.

Для решения поставленных задач были проведены исследования.

Исследования проводились в виде наблюдений за двумя группами матерей: - матери, не готовившиеся специально к рождению ребенка, и матери, сознательно подошедшие к вопросу гармоничного развития своего ребенка и формированию у него здоровой психики. Также проводились наблюдения за поведением младенца в отсутствие матери и его реакции.

Проводимые исследования были направлены на проверку гипотезы: обеспечение ребенку психологической поддержки со стороны взрослого, в первую очередь матери, приводит к более гармоничному психическому и физическому развитию ребенка.

Темпы адаптации.

Прежде всего должен быть обеспечен приток свежего воздуха в комнату, где живет малыш. Для этого нужно почаще открывать форточку зимой и проветривать помещение. Летом окна лучше держать открытыми, чтобы в комнату проникали не только свежий воздух, но и солнечные лучи, под влиянием которых в организме ребенка вырабатывается антирахитический витамин D. Кроме того, солнечные лучи убивают болезнетворные микроорганизмы. Не меньшее значение имеет и умеренная температура воздуха — она не должна быть выше 22°С для доношенных малышей. Прогулки, воздушные ванны, которые младенец принимает при смене пеленок, переодевании, подготовке к купанию, подмывание и гигиенические ванны с заключительным обливанием относительно прохладной водой — все это те первые в жизни ребенка закаливающие процедуры, которые допускают в периоде новорожденности сторонники этой точки зрения.

Но достаточно ли такого закаливания для того, чтобы действительно повысить сопротивляемость организма ребенка неблагоприятным воздействиям? Так ли уж беззащитен перед ними новорожденный? Ведь возможности его адаптационных механизмов необычайно высоки. Иначе и не может быть. Без этого он погиб бы сразу после рождения, как рыбка, выброшенная из воды — 9 месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в совершенно других условиях.

Скорость адаптивных реакций у новорожденных также чрезвычайно высока. Перестройка функционирования их организма начинается практически мгновенно — с первого крика, первого вздоха. Именно поэтому ребенок без вреда для здоровья мог родиться в оленьей упряжке при 30 - 40°С мороза, при 50°С жары в финской или русской бане, он переносил купание ледяной купели и обтирание снегом. Это все прежние обычаи которыми сопровождалось появление человека на свет.

В основе этих обычаев лежал народный опыт, в соответствии с которым кратковременное, но достаточно сильное воздействие на новорожденного низких температур оказывает на него благотворное влияние — оно как бы дает толчок защитным силам организма, после чего ребенок хорошо развивается. Вот что писал известный в прошлом доктор В. Н. Жук: “Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из колодца (плюс 8 градусов Реомюра, плюс 10 градусов Цельсия) , развивается очень быстро и почти тотчас принимает особый, приятный, бодрый, крепкий вид... Быстрое погружение в холодную воду точно усиливает все процессы обмена. Кожа краснеет и приятна на вид: дитя выглядит полнее, румянее, округленнее, сосет крепче и с жадностью, скоро засыпает, после крещения не кричит, лежит спокойно и смотрит. Спустя 4-6 недель слабый ребенок неузнаваем". Нередко родители просили крестить ребенка в теплой воде. Результаты крещения были совершенно иными: "Сравнивались дети по истечении шести недель, когда их приносили для молитвы. Буквально все священники заявили о преимуществе холодной воды над теплою; только погружение должно быть полное и весьма быстрое".

Установлено, что высокие темпы адаптации сохраняются у ребенка во всем периоде новорожденности, поскольку в это время малыш приспосабливается к новым условиям жизни. А затем, если адаптационные механизмы не тренировать, их возможности быстро снижаются за ненадобностью, так как младенец находится в комфортных условиях. Родители защищают его от неблагоприятных воздействий внешней среды теплой одеждой, что помогает до поры до времени. Потому что ослабление, сведение адаптивных систем организма на низкий уровень активности делает ребенка беззащитным даже перед легким сквозняком и охлаждением.

Авторы ряда пособий по уходу за ребенком подчеркивают, что развивать те или иные системы его организма целесообразно только по мере их созревания - готовности к функционированию.

Выходит, в то время, когда системы адаптации у ребенка работают наиболее эффективно, его практически не закаливают. И рекомендуют приступать к осторожному закаливанию уже после того, как скорость его приспособительных процессов пошла на убыль, когда возможности организма уже во многом утрачены и их нужно восстанавливать.

Назовем еще два серьезных недостатка в этой системе "осторожного" закаливания детей. Во-первых, перепады температур при таком закаливании значительно меньше тех, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни. И уже хотя бы только поэтому они не могут дать закаливающего эффекта. Даже когда ребенка перепеленывают, перепад температур составляет 10 - 12°С, тогда как в руководствах рекомендуют снижать температуру воды при закаливании на 0,5 — 1°С за 3 - 6 дней. Во-вторых,. закаливающее воздействие по этой системе кратковременно и несравнимо с продолжительностью влияния на организм комфортных условий. Как пишет Б. П. Никитин, "На закаливание отводят 5-6 минут, а на изнеживание... — остальные 1434 минуты каждые сутки".

По мнению Ю. Н. Чусова, автора ряда книг о закаливании, для хорошего эффекта мало всего лишь систематически и постепенно проводить закаливающие процедуры — такие воздействия должны быть достаточно интенсивными и продолжительным.

Сторонники другой точки зрения на закаливание считают, что нужно: для повышения сопротивляемости организма ребенка использовать те уникальные возможности, которые дала ему природа в периоде новорожденности; за основу взять не закаливающие процедуры, а такой образ жизни ребенка, который бы обеспечивал постоянную работу адаптационных систем его организма.

Как это выглядит на практике? Вот как пишет Никитин: "Ребенок бывает голеньким или в одной распашонке все время, пока не спит или когда его мама кормит. Он свободно шевелит ручками и ножками, и мы не боимся, если пяточки у него посинели. Илья Аркадьевич Аршавский говорит, что это первая термоадаптационная реакция малыша к холоду. Радуйтесь, родители, что она у него работает, — холодные ножки меньше отдают тепла, восстанавливается тепловой баланс организма.

В первые два-три дня малыш может иногда икать, но это тоже процесс привыкания к новому тепловому режиму. Икота проходит сама и прекращается, когда малыша заворачивают для сна в комнате в одну-две пеленки. Засыпать ему лучше с теплыми ножками. Для этого маме необходимо взять стопы в свои руки или даже подышать на них.

В комнате старайтесь поддерживать температуру 17 - 19°С. Если малыш находится в ней голеньким, то тонус мышц у него повышен, то есть они напряжены, чтобы больше вырабатывать тепла (видимо, это главный способ согрева) , и мышцы при этом развиваются; прохлада всегда бодрит и делает движения особенно приятными; пеленки и одежки не стесняют движения; терморегуляторы организма включаются в работу и переводят всю защитную систему организма на другой режим.

Важно только помнить: если малыш перестал двигаться, расслабился, значит, его надо одеть и завернуть в пеленку — согреть.

Таким образом, продолжительность закаливающей процедуры в данном случае определяет сам ребенок, вернее, его родители по изменению состояния малыша. Поначалу у физиологически незрелого младенца эта процедура может занимать лишъ 5 - 10, а у зрелого — порой сразу 60 секунд. По мере привыкания ребенка продолжительность воздушной ванны увеличивается, и вскоре малыш весь период бодрствования проводит либо голеньким, либо в одной распашонке. Такие дети практически не подвержены простудным заболеваниям. Подобный образ жизни ребенка чрезвычайно полезен для его психомоторного развития. Малыш быстрее осваивает различные движения, раньше начинает садиться, вставать в кроватке, ползать... Благотворно он сказывается и на состоянии кожных покровов младенца, что особенно важно для незрелых детей, со склонностью к аллергическим заболеваниям, в частности к диатезу: кожа малыша в таких условиях не нуждается ни в частых подмываниях, ни в ежедневных купаниях и без всяких смазываний и присыпок остается чистой, здоровой и бархатистой на ощупь. Опрелости, сыпь, покраснения, полученные им в родильном доме, исчезали буквально в несколько дней и больше не появлялись”.