Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Цель трудов Елены Уайт PDF Печать Email


Знание целей и стремлений автора является главным для понимания его (или ее) произведений. Читатели, не осознающие целей автора, часто стремятся использовать произведения таким способом, о котором автор и не помышлял. Следовательно, очень важно понять истинную позицию Елены Уайт относительно ее роли в Церкви адвентистов седьмого дня.

Один из самых важных моментов, который следует тать, читая произведения Елены Уайт, заключается в том, что они никоим образом не заменяют собой Библию. "В Своем Слове, - написала вестница во введении книги "Великая борьба", - Бог сообщил человечеству все, что необходимо знать для спасения. Священное Писание должно быть принято как авторитетное, безошибочное откровение Его воли. С ним следует соизмерять наши поступки, оно должно служить путеводителем к истине и эталоном нашей жизни... Дух дан не для того, чтобы заменить собой Библию, ибо Писание ясно говорит о том, что Слово Божье является мерилом всякого учения [включая ее собственное] и чувства".

В противоположность людям, объявляющим себя современными пророками, и последователи которых считают их произведения чуть ли не третьим заветом, Елена Уайт объясняла, что ее назначение - "возвысить" Слово Божье и "привлечь к нему умы и чтобы красивая простота истины произвела впечатление на всех людей" (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 665).

Она видела свою цель в том, чтобы приводить людей "возвращая их к Своему Слову, которым они ранее пренебрегали" (там же, с. 663). "Письменные свидетельства, - заявляла Е. Уайт, - предназначены не для того, чтобы дать новый свет, но наиболее ярко запечатлеть в сознании уже открытые вдохновенные истины" (там же, с. 665). Возможно, самой выразительной иллюстрацией ее роли является то, что она считала свои труды "меньшим счетом, ведущим людей к большему свету [Библии]"", поскольку они обращали мало внимания на Библию (Литературный евангелизм, с. 125).

Это и есть основополагающее высказывание, из которого мы узнаем цель писательского служения Елены Уайт. Вновь и вновь указывая людям на Библию как на авторитетное руководство в их христианской жизни, она никогда не считала свои произведения равными Библии по авторитетности или обладающими какой-либо значимостью независимо от Писания.

К сожалению, отдельные люди приписывают произведениям Елены Уайт статус, о котором она никогда не упоминала. Всякий раз, когда кто-то придает ее книгам больший авторитет, чем Библии или читает труды Елены Уайт чаще, чем Писания, тогда люди начинают использовать ее труды так, что они уводят их от Библии. Кто действительно сознает, как конкретно Елена Уайт понимала свое назначение, тот никогда не сделает такой ошибки. Если бы люди по-настоящему читали ее произведения, они снова потянулись бы к изучению Священного Писания и оценили его авторитет.

Цель писательского служения Елены Уайт - направлять людей обратно к Библии, и с этой целью тесно связано ее стремление помочь людям понять, как воплощать в жизнь библейские принципы.

В 1871 году Елена Уайт видела во сне, как она разместила вокруг Библии несколько томов книги "Свидетельства для Церкви". "Вы плохо знаете Писания, - обращалась вестница к людям в этом сне. - Если бы вы задались целью изучить Слово Божье, захотели соответствовать библейским нормам и устремились к христианскому совершенству, то вам не понадобились бы Свидетельства. Но именно потому, что вы пренебрегали богодухновенной Книгой, Господь попытался достичь ваших сердец простыми, прямыми свидетельствами, направляющими ваше внимание на вдохновенные слова, которым вы не желали повиноваться, и призывающими вас строить свою жизнь сообразно Его чистым и возвышенным учениям" (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 605).

"Письменные свидетельства, - заметила Е. Уайт в том же сне, - предназначены не для того, чтобы дать новый свет, но наиболее ярко запечатлеть в сознании уже открытые вдохновенные истины. Долг человека по отношению к Богу и ближнему ясно определен в Слове Божьем, однако лишь некоторые из вас повинуются данному свету. Новая истина не открывается, но Бог через Свидетельства упрощает ранее данные великие истины и излагает их людям, как Ему угодно, чтобы пробудить сознание людей и произнести на них впечатление и чтобы никто не мог оправдать себя незнанием истины" (там же).

В другом случае она писала, что "В Слове Божьем достаточно света, чтобы просветить затуманенный рассудок, и оно может быть понято теми, кто хочет понять его. Но, несмотря на это, люди, на словах исследующие Слово Божье, поступают вопреки его ясным учениям. Тогда Бог, чтобы не оставить мужчинам и женщинам ни малейшего повода для беззаконий, дает ясные и конкретные свидетельства, возвращая их к Своему Слову, которым они ранее пренебрегали" (там же, с. 454, 455).

Таким образом, мы рассмотрели две цели произведений Елены Уайт, определенные ею самой. Первая - возвысить Библию и вести к ней людей и вторая - объяснить великие библейские принципы для претворения их в повседневной жизни, чтобы люди не оправдывали свое неисполнение ее повелений. Однако во всем этом вестница Божья проявляла осторожность и не утверждала, будто люди не нуждались в ее произведениях для понимания великих истин спасения. В ее задачу входило не открывать новые или дополнительные истины, а объяснить и возвысить уже открытые в Библии.

Ту же самую мысль Елена Уайт выразила иначе, когда написала: "Брат Д. вносит путаницу в данный вопрос, пытаясь создать у людей впечатление, будто свет, который Бог дает через Свидетельства, является дополнением к Слову Божьему, и тем самым представляет дело в ложном свете. Богу было угодно именно таким образом привлечь внимание Своего народа к Слову истины и дать ему более ясное понимание этого Слова" (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 246).

Третьей целью произведений Елены Уайт, по ее собственному мнению, было обличать грех и призывать к послушанию Библии. Разумеется, третья цель неразрывно связана с первыми двумя. "Если бы, - советовала она, - люди, которые говорят о себе, что они - особое Божье достояние, подчинялись Его требованиям, описанным в Его Слове, то не было бы дано специальных свидетельств, призванных пробудить в них чувство долга и убедить их в том, что они грешники и что им угрожает опасность пренебречь послушанием Божьему Слову. Совесть людей притупилась, ибо они отвергли свет и пренебрегли им" (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 667).

Четвертая цель, которую стремилась достичь Елена Уайт, состояла в том, чтобы применить библейские принципы к современной обстановке. Достаточным средством для достижения этой цели явилось огромное количество практических советов в области повседневной жизни, представленных в книге "Свидетельства для Церкви", во многих тематических компиляциях ее произведений, книгах и статьях на библейские темы. Она считала, что "Библия была дана для практических целей" (Избранные вести, т. 1, с. 20). То же самое относится и к ее собственным произведениям. Они не представляют собой традиционную систематическую теологию, потому что Елена Уайт не взяла на себя роль безошибочного библейского комментатора. Напротив, ее труды в высшей степени практичны. Помимо порицания греха, они обеспечивают руководство ежедневной христианской жизнью и указывают лучший путь к повседневному применению библейских принципов.

Произведения Елены Уайт не только направляют нас к Библии, возвеличивают библейские принципы, порицают грех и дают советы в повседневной жизни, но указывают также на единственно верное разрешение человеческой проблемы греха. Они несут утешение, ведут читателей к Иисусу, к Божьей любви, к плану спасения как единственной надежде для погибающего мира. Ее произведения возвеличивают многие библейские обетования, которые достигают своей кульминации в жизни, служении, смерти, воскресении, небесном служении и Втором пришествии Иисуса Искупителя. Следовательно, труды вестницы Божьей несут нам библейское утешение и библейскую надежду. Такие книги, как "Путь ко Христу" и "Желание веков" преимущественно отражают перечисленные темы, но мы находим утешение и надежду во всех ее трудах. Возвеличивая Библию, она постоянно выдвигает на первый план Иисуса и веру в Него как единственную надежду человечества.

Завершающей целью произведений Елены Уайт, о чем мы еще будем говорить ниже, является сам факт того, что Бог дал их, дабы приготовить людей к последнему этапу земной истории. Такие книги, как "Великая борьба" ярко высвечивают библейские проблемы, с которыми столкнется Божий народ, живущий в последние дни. Все служение Елены Уайт имеет целью не только указывать на возвращение Иисуса на облаках небесных, но и пробуждать в людях чувство необходимости приготовления к этому событию. В этом смысле она повторила миссию Христа, Который убеждал людей приготовиться к Его пришествию (см. Мф. 24:36-25:46), ожидаемому вскоре (Откр. 22:20). Но даже стремясь приготовить своих читателей к возращению Христа, Елена Уайт постоянно возвращала их внимание к Библии. Итак, в книге "Великая борьба" мы читаем, что "только закалившие свой ум библейскими истинами устоят в последней великой борьбе" (с. 593, 594).

В этой главе мы отметили следующее: Елена Уайт неоднократно повторяла, что ее произведения занимают положение ниже Библии и предназначены вести верующих к лучшему пониманию Слова Божьего и послушанию ему. Однако, по мнению г-жи Уайт, второстепенная роль не означает, что ее труды лишены Божественного авторитета.

Напротив, она не раз повторяла, что ее советы облечены Божественным авторитетом, и писала: "Я хочу сказать всем, кто преграждает путь Свидетельствам: Бог дал весть Своему народу, и Его голос будет услышан, независимо оттого, захотите вы слушать или нет... Вы должны дать отчет перед Богом Небесным, Который послал эти предостережения и наставления ради того, чтобы удержать Свой народ на верном пути" (Избранные вести, т. 1, с. 43; см. также Очерки жизни Елены Уайт, с. 433). И далее она продолжает: "Вы можете сказать, что это сообщение являлось всего лишь письмом Да, это было письмо, но написано оно по побуждению Святого Духа, дабы открыть вам то, что было показано мне. В письмах, которые я пишу, в свидетельствах, которые я даю, я открываю вам то, что Господь открыл мне" (Избранные вести, т. 1,с. 27).

Елена Уайт остро чувствовала свое пророческое призвание и поручение вести Божий народ посредством устных и письменных свидетельств. Она твердо верила, что Бог говорил, используя ее голос и перо в традиции библейских пророков