Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Библиотека адвентиста Знакомство с Еленой Уайт. Найт Дж. Пророческое руководство всемирной церковью (1888-1915 гг.)
Пророческое руководство всемирной церковью (1888-1915 гг.) PDF Печать Email


В 1888 году Елена Уайт уже не была той молодой женщиной, что получила свое первое видение в декабре 1844 года. Ей исполнился 61 год, и она руководила растущей Церковью адвентистов седьмого дня более четырех десятилетий. Короче говоря, г-жа Уайт была зрелым христианским руководителем.

Однако ее руководство являлось скорее духовным, нежели административным. Она никогда не занимала официального положения в руководящей структуре Церкви, оставаясь старшим советником этого руководства. И хотя со времени смерти мужа Е. Уайт получила удостоверение рукоположенного служителя Церкви адвентистов седьмого дня, она никогда не была рукоположена братьями. Елена Уайт верила, что ее полномочия исходили непосредственно от Бога.

Последние 27 лет жизни пророчицы Божьей (1888- 1915) во многих отношениях были самыми плодотворными годами. В течение указанного времени обретенная ею мудрость во многом помогла стремительно растущей Церкви. В эти годы происходило дальнейшее распространение адвентизма седьмого дня по всему миру, и Елена Уайт лично продолжала работу на международной арене, проведя почти все последнее десятилетие XIX века в южной части Тихого океана. На протяжении многих лет служения в Церкви на ее долю выпало немало трений и конфликтов. Но самая трудная борьба ждала г-жу Уайт впереди. Она произошла на главной сессии Генеральной конференции, проходившей в Миннеаполисе, штат Миннесота, в октябре-ноябре 1888 года.

Прославление Христа в Миннеаполисе

Вспоминая сессию 1888 г., Елена Уайт писала: "По Своей великой милости Господь через Ваггонера и Джоунса послал самую драгоценную весть Своему народу. Эта весть должна была еще отчетливее представить миру возвеличенного Спасителя, жертву за грехи всего мира. В ней было представлено оправдание через веру в Поручителя и содержалось приглашение людей принять праведность Христа, которая проявляется в послушании всем Божьим заповедям. Многие потеряли из вида Иисуса. Им необходимо направить свой взор прямо на Его Божественную личность, Его заслуги и Его неизменную любовь к человеческой семье... Весть о Евангелии Его благодати должна быть представлена Церкви ясно и отчетливо, чтобы мир больше не говорил, будто христиане адвентисты седьмого дня говорят только о законе, а не учат о Христе и не верят в Него" (Свидетельства для проповедников, с. 91, 92; курсив мой. - Дж. Н.).

Предпосылкой такой оценки сессии Генеральной конференции в 1888 г. явилось постепенное теологическое смещение, происходившее в адвентизме седьмого дня между 1844 и 1888 гг. Чтобы понять суть этого смещения, нужно согласиться с тем, что адвентистская теология состоит из двух видов связанных между собой истин. Первая категория включает верования, разделяемые с другими христианами, а именно: спасение исключительно по Божьей благодати, сила молитвы, историческая роль Иисуса как Спасителя мира. Вторая категория доктрин включает те учения, которые отличают теологию адвентистов седьмого дня от других церквей. К ним относятся доктрины о седьмом дне, субботе, о состоянии умерших, о служении Иисуса в двух отделениях небесного святилища и о Втором пришествии, предваряющем тысячелетнее царство.

Поскольку адвентисты XIX в. большей частью жили в христианской культуре, они не выделяли те аспекты своей веры, которые разделяли с другими христианами. Зачем, например, проповедовать о благодати баптистам, когда те уже верили в нее? Казалось вполне логичным и важным представлять отличительные адвентистские верования, чтобы убедить людей в таких вопросах, как святость субботнего дня.

Но 40 лет подобного акцентирования привели к своего рода разделению между адвентизмом и основным христианством. К 1888 г. проблема приобрела непомерные масштабы. Елена Уайт видела, что "самая драгоценная весть" Алонзо Т. Джоунса и Эллет Дж. Ваггонера восстановит требуемое равновесие. Надо сказать, что Джоунс и Ваггонер были в то время относительно молодыми служителями из Калифорнии, которые подчеркивали роль Христа и Его спасающей благодати сильнее, чем адвентистские служители того времени.

К сожалению, многие руководители расценили их проповедование как измену адвентистской теологии, а не исправление ее. Подобное видение привело к тому, что признанные руководители деноминации стремились заставить замолчать молодых проповедников. И когда это не удалось, они довольно резко обошлись с ними.

Такая несправедливость поразила Елену Уайт. Она с трудом верила, что руководители Церкви могут проявлять подобное нехристианское поведение в ходе так называемой защиты христианского учения. В результате она настаивала, чтобы с молодыми проповедниками поступили справедливо и чтобы их выслушали в Миннеаполисе. Поскольку Елена Уайт поддержала их, к ней была проявлена та же враждебность, что и к Джоунсу с Ваггонером. Как oнa писала: "Мое свидетельство было проигнорировано и никогда в моей жизни... со мной не поступали так, как на этой конференции" (Материалы 1888 года, с. 187).

Г-жа Уайт сожалела о черствости сердец, проявленной многими братьями на встречах в Миннеаполисе. Злонамеренность, продемонстрированная там, напомнила ей дух фарисеев. Такая враждебность и явное противодействие все больше убеждали ее, что адвентистская Церковь и ее служители нуждаются в Иисусе, Его любви и Его смягчающей благодати. Учение адвентистов было правильным, но сами они не имели в сердце Иисуса.

Понимание этого факта изменило направленность служения Е. Уайт в 1888 году в Миннеаполисе и в последующие годы. "Моя задача на встрече, - писала она, оглядываясь на прошлое, - заключалась в том, чтобы представить Иисуса и Его любовь перед моими братьями, ибо я видела ясные доказательства того, что многие не имеют духа Христа" (Материалы 1888 года, с 216).

"Мы нуждаемся, - говорила она делегатам в Миннеаполисе, - в истине, какова она есть в Иисусе... Я видела, что драгоценные души, способные принять истину (адвентизм) отвернулись от нее из-за метода, которым она была преподнесена, потому что в нем не было Иисуса. Я всегда умоляла вас - нам нужен Иисус" (Материалы 1888года, с. 153).

Сессию в Миннеаполисе нам следует рассматривать как "повторное крещение" адвентизма, повторное воссоединение отличительных церковных доктрин с великим христианским учением. Поэтому несколько следующих лет Елена Уайт, Джоунс, Ваггонер и другие адвентисты посвятили себя тому, что постоянно и настойчиво подчеркивали важность вести об Иисусе и Его спасающей благодати перед адвентистским народом в печати и публичных выступлениях. Со всех сторон реформаторы вынуждены были сталкиваться с враждебностью и упрямством законничества, сказавшегося на атмосфере встреч в Миннеаполисе.

Елена Уайт ясно показала, как высоко она оценила весть о спасении в Иисусе, представленную Ваггонером и Джоунсом, но она также указала, что не согласна с некоторыми из их доктринальных учений - даже с частью тex, что были изложены в Миннеаполисе. Одним из плачевных результатов миннеаполисских встреч была распространенность мнения среди отдельных участников сессии, сделавших вывод, будто все, чему учили эти два молодых проповедника, соответствовало истине. Елена Уайт неоднократно отвергала такое заявление. Для нее они не были "непогрешимыми" проводниками (Материалы 1888 года, с. 566). Согласившиеся со взглядами этих двух братьев должны были обратиться к Библии и взирать на Иисуса. Именно к этому призывали они сами.

Годы, последовавшие за Миннеаполисской сессией, стали временем перемен в литературной деятельности Елены Уайт. Сознавая полнее, чем когда-либо, опасность и бессмысленность излишней сосредоточенности Церкви на своих исключительных доктринах, она продолжала много говорить об Иисусе и Его праведности. После 1888-го из под ее пера вышли книги, центром которых был Христос, а именно "Путь ко Христу" (1892 г.), "Нагорная проповедь Христа" (1896г.), "Желание веков" (1898 г.), "Наглядные уроки Христа" (1900г.) и начальные главы книги "Служение исцеления" (1905 г.).

Становление системы образования и деятельность Елены Уайт в южной части Тихого океана

В результате встреч в Миннеаполисе Христос оказался в центре вероучения Церкви, что повлекло за собой реформу адвентистского образования 1890-х и в начале 1900-х годов.

В годы, последовавшие сразу за 1888-м, была предпринята согласованная попытка обучить как служителей, так и рядовых членов вопросу праведности по вере, показав им необходимость более прочной духовной связи с Иисусом. Летом 1891 г. эти задачи образования были значительно изменены, когда на расширенном съезде в Харбор Спрингс, штат Мичиган, встал вопрос о ведущих специалистах деноминации в области образования.

Эта встреча показалась участникам духовным пиром, когда Джоунс проповедовал из Послания к Римлянам, а Елена Уайт освещала такие темы, как необходимость личной связи с Христом, нужда в духовном пробуждении работников образования и центральная роль христианской вести в адвентистском образовании.

В добавление к этим темам были расставлены новые акценты относительно роли Библии в адвентистском образовании. В процессе обсуждения программы обучения речь шла, по словам Перси Мэйгана, "об изъятии из наших школ книг языческих и неверующих авторов, исключении из учебной программы длинных курсов по изучению классических произведений латинских и греческих авторов и замене их изучением Библии и истории с точки зрения пророчеств" (Ревъю энд Геральд, 6 августа 1901 г.).

Съезд в Харбор Спрингс представлял собой важный поворотный пункт в истории адвентистского образования, и вновь Елена Уайт стояла в первых рядах реформаторов. То, что произошло в 1890-х годах, можно назвать "крещением" адвентистского образования.

Начало, положенное в Харбор Спрингсе, получило свое развитие в южной части Тихого океана, где Елена Уайт провела девять лет. Продолжая свое писательское и проповедническое служение, она направила много усилий на создание Авондэйлской школы для христианских работников в Новом Южном Уэльсе, Австралия.

Елене Уайт Австралия представлялась замечательным местом для воплощения в жизнь ее видения об образовании. Она по-новому оценила значение своих ранних советов относительно улучшения образования не только потому, что далеко находилась от Батл-Крикского колледжа с его традиционной программой, но и вследствие неудач и ошибок, постигших американские школы. По-этому г-жа Уайт могла написать, что хотя она и раньше осознавала необходимость изменений в адвентистском образовании, "потребовалось много времени, чтобы попять, какие изменения следует совершить" (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 126).

В начале февраля 1894г., когда австралийское руководство Церкви АСД составляло планы для Авондэйлской школы, она писала: "Мы размышляли о наших школах день и ночь. Как они должны быть организованы? Каким должен быть процесс воспитания и образования молодежи? Где расположить наши австралийские библейские школы?" (Принципы христианского воспитания, с. 310).

В отличие от классических или полуклассических адвентистских школ в Америке Авондэйлская школа намеренно планировала в своей программе делать акцент на Библии, миссионерской деятельности и духовной стороне жизни. К тому же она разработала программу обучения молодых людей практическим ремеслам. Другое отличие заключалось в том, что школа располагалась в сельской местности и имела землю площадью в 1500 акров. В целом Авондэйлский школьный эксперимент в то время был вызовом адвентистскому образованию в Соединенных Штатах.

По мнению Елены Уайт, австралийская школа "должна быть такой, какой желает видеть ее Господь" (Рукопись 174, 1897). Она делала все возможное, чтобы эта школа не пошла по неудачному пути адвентистского образования в Америке. "Сюда не могут быть привнесены никакие человеческие представления, - писала она в 1897 году. - Сюда не должны долететь никакие ветры из Батл-Крика. Я обязана тщательно следить, как было открыто мне, чтобы сюда не проникло ничто из того, что причиняло вред нашим школам в Америке" (Елена Уайт, Опубликованные рукописи, т. 20, с. 215).

Если колледж в Батл-Крике оказался первым неудачным, но повсеместно копируемым образцом адвентистского образования, то Авондэйл, по намерению Елены Уайт, должен был стать вторым - правильным и более влиятельным образцом.

Важность эксперимента в Авондэйлской школе лишь постепенно прояснялась для У. К. Уайта и других людей. В октябре 1898 г. Уильям писал: "Недавние свидетельства показывают, что эта школа должна быть образцовой" и, дабы сделать ее таковой, "нам очень важно предпринять все разумные усилия, чтобы она стала совершенным и достойным примером... Из недавних записей матери мы видим, что от успеха этой школы зависит гораздо больше, чем осознает любой из нас" (Письмо У. К. Уайт Дж. Н. Лофборо, 22 октября 1898 г.).

Большая часть материала об образовании, написанного Еленой Уайт, появилась в связи с созданием и становлением Авондэйлской школы. Поэтому в конце 1899 г. Уильям мог написать: "Я думаю, что в течение двух последних лет мать написала о принципах образования, о важности изучения Библии, о необходимости сочетания физического и умственного труда и о ценности занятий сельским хозяйством больше, чем за все прошлые годы. Думаю, она посвятила этой теме больше внимания, чем другим отраслям нашей работы" (Письмо У. К. Уайт Кристиансену, 25 сентября 1899 г.).

Наставления относительно образования, данные Еленой Уайт в 1890-е годы, продолжали направлять адвентистское образование и в XX в. Многие из них вошли в книги: "Специальные свидетельства по образованию" (1897 г.) и "Воспитание" (1903 г.), а также составил и большой раздел шестого тома Свидетельств для Церкви (1900 г.). Впоследствии часть ее советов по образованию, написанная в 1890-х годах, появилась в книгах "Советы родителям, учителям и учащимся" (1913 г.) и "Принципы христианского воспитания" (1923 г.).

Кроме Авондэйлской школы другим результатом пребывания Елены Уайт в Австралии, относящимся к области образования, стало движение, ратующее за создание адвентистской начальной школы. В середине 1890-х годов адвентисты в основном старались создавать средние школы и колледжи. Но благодаря активному участию Елены Уайт положение резко изменилось.

Тот факт, что законы обязательного обучения в Австралии часто вынуждали родителей-адвентистов посылать своих детей в школы, далекие от их идеала, побудил к возникновению движения за начальную школу. Говоря о ситуации в Австралии в 1897 г., Елена Уайт писала: "В этой стране родители вынуждены посылать своих детей, в официальную школу. Поэтому в местах, где имеется Церковь, должны быть созданы школы, даже если количество детей не превышает шести" (Опубликованные рукописи, т. 8, с. 366). Она много напишет о начальных школах и в последующие месяцы.

Некоторые подвижники реформы в Америке, как, например, Эдвард Александр Сузерлэнд, Перси Т. Мэйган и другие, взяли на вооружение этот совет. Следующие несколько лет наблюдался небывалый рост числа адвентистских начальных школ, что видно из приведенной ниже таблицы:

Рост числа начальных школ в Церкви адвентистов седьмого дня с 1880 по 1910гг.

Год

Количество школ

Количество учителей

Количество учеников

1880

1

1

15

1885

3

5

125

1890

9

15

350

1895

18

35

895

1900

220

250

5000

1905

417

466

7345

1910

594

758

13357

Совет Елены Уайт относительно средних школ и колледжей в рамках образовательной системы Австралии также оказал непосредственное влияние на Соединенные Штаты и на миссионерские школы деноминации. Движение распространилось в Церкви и изменило учебную программу с тем, чтобы большее внимание уделить Библии и практическим занятиям. Несколько учреждений (в том числе и колледж в Батл-Крике) продали свою территорию в городе и предпочли приобрести большие территории в сельской местности по образцу школы в Авондэйле.

В целом советы Елены Уайт по образованию, данные в 1890-е годы, были восприняты с большим энтузиазмом, чем другие ее предложения. Конечно, это был один из самых важных вкладов ее служения в развитие Церкви в южной части Тихого океана.

Вдохновляя работу среди темнокожего населения в Северной Америке

Одним из советов Елены Уайт, долгое время остававшимся без отклика, было ее увещевание обратить больше внимания на евангелизацию темнокожего населения на юге США. В марте 1891 г она обратилась к руководству Генеральной конференции с такими словами: "На нас как на Церкви лежит грех, потому что мы не прилагаем больших усилий для спасения душ среди темнокожего населения". Вестница Божья убеждала в том, что "белые мужчины и женщины должны готовить себя к работе среди темнокожего населения" (Работа на Юге, с. 15,16). Таким миссионерам необходимо было не только приводить темнокожих братьев и сестер к Иисусу, но и обучать их, чтобы они заняли более ответственное положение в обществе и стали миссионерами среди собственного народа. Некоторые советы Е. Уайт опередили время. Например, она отстаивала мнение, что представители двух рас как равные должны находиться в одной церкви (Работа на Юге, с. 15,16).

Ее советы, хотя и были напечатаны в виде 16-стра-ничной брошюры, сразу не нашли поддержки. Это можно как-то понять, если принять во внимание, что ее читателями были белые жители Севера, а расовые отношения на юге США в то время оставались сложными и запутанными.

Но на призыв Елены Уайт к энергичной работе среди темнокожего населения Юга США откликнулся человек, не подававший больших надежд, - ее старший сын, Джеймс Эдсон Уайт, который в молодости причинял родителям много хлопот и беспокойства.

По существу Эдсон мало что сделал на протяжении 44 лет своей жизни. Но в августе 1893 г., когда он полностью посвятил свое сердце Христу, начали происходить изменения. За короткое время, по его же собственным словам, он отказался от развлечений и удовольствий, составлявших цель его жизни (письмо Дж. Э. Уайт к Е. Г. Уайт 10 августа 1893 г.). Вскоре после этого в забытых архивах главного управления деноминации он нашел совет своей матери по евангелизации и обучению темнокожего населения США.

Совет этот привел к самому смелому предприятию в адвентистской истории. Эдсон и другой молодой человек, который недавно обратился в адвентизм, построили судно под названием "Утренняя звезда" с жилыми каютами, комнатами для богослужения и проведения занятий и даже печатным станком. Они задумали осуществить адвентистскую миссию для темнокожего населения, находящегося в пренебрежении в самом центре американского юга. Они начали трудиться в Виксбурге на Миссисипи.

В 1896 г. Эдсон и его сподвижники организовали Южное миссионерское общество. Это общество стало главной силой адвентизма в создании церквей и школ для темнокожего населения на Юге, пока не были созданы официальные адвентистские организации - конференции, взявшие на себя функции общества.

Возвращение в Соединенные Штаты и призыв к реорганизации деноминации

В середине 1900-х годов Елена Уайт чувствовала сильное побуждение вернуться в Соединенные Штаты, чтобы принимать участие в разрешении возможных конфликтов. Хотя вначале г-жа Уайт намеревалась пробыть в Северной Америке только два года, а затем вернуться в Австралию, по ряду причин она предпочла провести остаток жизни на родной земле. Последние 15 лет своей жизни она провела в деревенском доме в Северной Калифорнии, который она назвала Элмсхэвен.

По возвращении из Австралии пророчица Божья внесла значительный вклад в развитие деноминации - она призвала к реорганизации адвентистской Церкви. До 1901 г. в течение 15 лет в деноминации предпринимались слабые попытки к реорганизации, но по существу ничего не изменилось, хотя тема эта много раз обсуждалась. Между тем географически и организационно адвентизм стал настолько сложной структурой, что централизация власти, как это было принято еще с 1863 г., в руках нескольких человек, управлявших из Батл-Крика, только тормозила работу. К апрелю 1901 г. Церковь отчаянно нуждалась в практическом действии, а не в разговорах на наболевшую тему.

В результате 1 апреля 1901 г. в библиотеке колледжа Батл-Крика собралась группа руководителей. На следующий день должна была начаться сессия Генеральной конференции, и собравшиеся хотели приготовиться к началу съезда, послушав мнение Елены Уайт по некоторым вопросам, стоящим перед Церковью.

Сделав несколько замечаний, А, Г. Даниэльс (председатель заседания) обратился к Елене Уайт и пригласил ее выступить. Она заявила, что не собирается играть ведущую роль в совещании. Но поскольку руководители, по всей видимости, объединились в своем желании послушать г-жу Уайт еще до начала обсуждения запланированных вопросов, она согласилась произнести речь, которая стала одним из самых знаменательных выступлений за время ее долгого служения.

Елена Уайт вполне недвусмысленно указала на слабость существующей организационной системы и сказала, что Бог "призывает сделать изменения". И эти изменения должны быть существенными. Более того, "нужно положить другое основание, отличное от прежнего". Она призвала к "новой жизни" и "совершенно иной организации" (Рукопись 43а, 1901 г.).

В первый день официальной сессии Генеральной конференции Елена Уайт вновь призвала к реорганизации. Семя упало на добрую почву. Даниэльс предложил, чтобы члены сессии отложили текущие вопросы и сделали вопрос о реорганизации главным в повестке дня. В результате произошла самая основательная структурная реорганизация, когда-либо имевшая место в деноминации. Важно осознать, что в реорганизации Елена Уайт выполняла роль катализатора и глашатая основных принципов, а руководители Церкви сами создали действенную структуру. Главным для Елены Уайт было то, чтобы организация исправно функционировала и своевременно выполняла задачи деноминации. В ее представлении важным была не какая-то особенная структура, а ее функциональная эффективность. С точки зрения г-жи Уайт структура являлась не самоцелью, а скорее средством выполнения всемирной миссии адвентизма. Основной принцип, на котором базировался ее совет по реорганизации, заключается в том, что организационные структуры должны быть изменены везде, где такое изменение необходимо.

Конфликт в Батл-Крике и возобновление медицинской программы

Не все адвентисты с радостью восприняли призыв к реорганизации. Одним из влиятельных лидеров медицинского служения Церкви был доктор Джон Харви Келлог. Медико-миссионерская программа деноминации накануне 1901 г. была широкомасштабной и действующей независимо от церковной организации. Фактически в ней оказались задействованными на 25 процентов больше служащих, чем во всех других сферах деятельности адвентистов седьмого дня, вместе взятых.

Когда 1 апреля 1901 г. в своем обращении по реорганизации Елена Уайт призвала организационно соединить медицинскую программу со всей церковной структурой, она положила начало целой цепи событий. В конце концов Келлог решил порвать с адвентизмом, при этом он увлек за собой большую часть медицинских учреждений, осуществляемых медико-миссионерские программы деноминации.

Раскол двояко повлиял на жизнь Елены Уайт. Во-первых, он побудил ее оказать помощь в создании нового поколения медицинских учреждений, во-вторых, привел к новому пониманию ее роли и авторитета. В такой ситуации пророчица решила прояснить важные аспекты ее служения, чтобы все могли ясно увидеть и оценить ее работу. Годы с 1902-го по 1907-й отмечены нарастающей борьбой между медицинским руководителем деноминации и руководством Генеральной конференции. Итак, Келлог вступил в активную борьбу с А. Г. Даниэльсом (президентом Генеральной конференции) и У. И. Прескоттом (вице-президентом). Вначале Елена Уайт сохраняла нейтралитет, чтобы иметь возможность поддерживать отношение с обеими сторонами. Но события 1903 и 1904 годов вынудили ее выступить против Келлога, который в ноябре 1907 года в конце концов был исключен из членов церкви в Батл-Крике. Однако доктор не один покинул деноминацию. С ним ушли несколько ведущих врачей, в том числе двое выдающихся проповедников адвентизма - А. Т. Джоунс и Е. Дж. Ваггонер - люди, которых Елена Уайт поддержала на сессии Генеральной конференции в Миннеаполисе в 1888 году.

Помимо ухода из Церкви этих личностей было потеряно самое большое медицинское учреждение (огромный и хорошо известный санаторий в Батл-Крике) и единственное адвентистское медицинское учебное заведение (Американский медицинский миссионерский колледж). Следовательно, в начале нового столетия перед деноминацией встала необходимость переустройства своей медицинской программы.

Елена Уайт играла ведущую роль в этом процессе. Первый этап заключался в приобретении трех учреждений в южной Калифорнии - санатория Парадис Вэлли (1904 г.), санатория Глендэйл (1905 г.) и санатория Лома Линда (1905 г.). Г-жа Уайт находилась в первых рядах, когда собирали деньги для покупки этой собственности. Некоторые члены церковного руководства не одобрили ее энтузиазм, принимая во внимание связанный с этим риск, но г-жа Уайт заявила, что ей была "показана", истинная воля Божья по этому вопросу. В результате она с верой устремилась вперед, чтобы приобрести земельные участки в Южной Калифорнии, находившейся в тяжелом экономическом положении и считавшейся невыгодной территорией для инвестиций. Время доказало ценность видения Е. Уайт и взятого на себя риска. Эти медицинские учреждения, ставшие сегодня процветающими, заложили основу для возрождения адвентистской системы здоровья.

Особо значимым среди медицинских учреждений Южной Калифорнии стал медицинский центр Лома Линда. В начале 1905 г. Елена Уайт писала, что Церковь должна готовить в нем врачей. Но многим руководителям деноминации казалось, что для этого требуется больше денег, чем они могут собрать. Более того, время для создания новых медицинских учебных заведений считалось неподходящим. Каждую декаду Американская медицинская ассоциация предлагала новые критерии оценки, вынуждавшие закрываться более половины медицинских учебных заведений в Соединенных Штатах. Возможно, предполагали некоторые братья, Елена Уайт имела в виду библейскую школу, где студенты могли бы научиться простому медицинскому лечению. Другие члены Церкви считали, что под "медицинской школой" она подразумевала хорошо оборудованное медицинское учебное заведение, в котором также преподавали бы Библию.

Чтобы выяснить вопрос, что же именно имела в виду Елена Уайт под медицинским образованием в Лома Линда, группа адвентистских руководителей задала ей этот вопрос в письменном виде.

Вестница Господня ответила, что медицинская школа в Лома Линда должна быть школой высшего порядка, что молодые люди из Церкви должны иметь доступ к медицинскому образованию, которое позволит им сдать экзамены, требуемые законом от всех, кто трудится в качестве квалифицированных врачей на постоянной основе. "Мы должны сделать все, что от нас требуется, чтобы этим молодым людям не пришлось идти в медицинские учебные заведения, организованные людьми не нашей веры" (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 480, 481).

Елена Уайт не оставляла сомнения, что Церковь должна создать полноценное медицинское учреждение, несмотря на многие препятствия, стоящие на этом пути. Сейчас такая школа является частью университета Лома Линда.

Прежде чем завершить тему о советах Елены Уайт по медицинскому образованию, нужно затронуть еще один вопрос. Eе совет касался не только создания специального медицинского учебного заведения, но также адвентистских средних школ и колледжей, предназначенных стать учебными заведениями широкого профиля, а не узкими библейскими школами и библейскими колледжами. Г-жа Уайт писала, что адвентистская молодежь "должна получить в церковных школах все необходимые знания для поступления в медицинский колледж" (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 479). Таким образом она положила основание для развития аккредитованных средних школ и колледжей, готовящих людей к более сложному и требовательному с точки зрения образования миру XX столетия.

Столкновение с неверным взглядом на инспирацию

Столкновение с Келлогом привело не только к возобновлению медицинской деятельности Церкви, но также вызвало огонь критики, направленной против Елены Уайт и ее произведений. Доктор Келлог благосклонно относился к Елене Уайт, и его устраивали ее свидетельства до тех пор, пока ее труды укрепляли его собственное положение. Но когда Е. Уайт противостала Келлогу во внутрицерковной борьбе за власть, он усомнился в истинности ее служения. В своих попытках дискредитировать Елену Уайт доктор нашел влиятельного помощника в лице А. Т. Джоунса.

К началу апреля 1906 г. сомнения относительно служения Елены Уайт стали настолько серьезны, что она разослала письмо, адресованное "тем, у кого есть затруднения по поводу свидетельств, относящихся к медицинской миссионерской работе". Пророчица Божья попросила руководителей выразить суть их "затруднений" по поводу понимания ее роли. Она надеялась, что сомневающиеся напишут о своих тревогах, чтобы затем ответить на их вопросы (Письмо 120, 1906 г.).

Многие недоумения уходили корнями в неправильное понимание инспирации. Например, некоторые считали, что инспирация может быть только вербальной или даже механической, когда Святой Дух диктует пророку каждое слово.

Доктор Давид Полсон, основатель Хинсдэйлского санатория близ Чикаго, имел ряд ложных представлений об инспирации Елены Уайт. "Я считал и свято верил, - писал он ей 19 апреля 1906 г., - что каждое слово, сказанное Вами публично или наедине, каждое письмо, написанное Вами в связи с каким-либо обстоятельством или со всеми обстоятельствам сразу, были так же вдохновлены, как Десять Заповедей. Я держался этой точки зрения с непоколебимой настойчивостью вопреки бесчисленным возражениям многих, занимавших видное положение в нашем деле".

"Мой брат, - написала Е. Уайт в ответ, - ты прилежно изучал мои труды, но нигде не встретил подобных заявлений с моей стороны, нет их и со стороны основоположников нашей Церкви". Она продолжала объяснять Полсону, что в инспирации присутствовали как Божественные, так и человеческие элементы и что свидетельство Святого Духа "передается через несовершенные выражения человеческого языка" (Избранные вести, т. 1, с. 24, 26).

Другие адвентисты, в том числе и А. Т. Джоунс, утверждали, что если бы она была пророчицей, то ее слова были бы безошибочны в том смысле, что она не смогла бы допустить фактическую ошибку. Она вновь отвергла подобное заявление.

Джоунс также указал, что нет необходимости изучать исторический и литературный контекст инспирированного изречения. Он часто искажал ее произведения, выхватывая из них несколько цитат из разных мест, чтобы показать, что Елена Уайт противоречила сама себе. Как и следовало ожидать, она поспешила ответить на эти несправедливые обвинения. Ее реакция на такие случаи будет рассмотрена в еще одной книге из этой серии под названием "Читая труды Елены Уайт".

Одной из цитат Елены Уайт, которую любил использовать Джоунс и которая может послужить примером толкования ее слов без учета контекста, было утверждение, сделанное в 1904 г.: "Я не претендую на то, чтобы быть пророчицей" (Избранные вести, т. 1, с. 32п). Для Джоунса данное признание стало окончательным и безошибочным доказательством того, что Е. Уайт не говорила от имени Бога. "Относительно того, что она имела в виду другое, а не то, что сказала, - говорил Джоунс, обращаясь к своим слушателям, - пусть они спросят у нее. Но относительно того, что сказала сестра Уайт, все достаточно ясно. Она сказала: "Я не пророк". И я верю этому" (Немного истории, с. 62).

Елена Уайт ответила Джоунсу, что, произнося эти слова, она отрицала какие-либо притязания на звание "пророка или пророчицы" (Избранные вести, т. 1, с. 35). Она отказывалась носить это звание по двум причинам. Во-первых, и что самое важное, ее ответственность по руководству Церковью включала больше, чем служение пророка в понимании многих, хотя в ее руководстве подразумевались и функции пророка. Во-вторых, многие люди в XIX в., самонадеянно притязавшие на звание пророка, навлекли позор на Церковь. Елена Уайт никогда не сомневалась в получении полномочий от Бога, но она предпочитала звание "вестницы Господней", ибо ей больше соответствовала эта роль, хотя она не возражала, если кто-то называл ее пророком (Избранные вести, т. 1 с. 32).

К сожалению, ее аргументы не возымели действия на непреклонного Джоунса с его педантичным буквализмом в использовании языка. Вновь и вновь в своем служении Елена Уайт увещевала читателей при использовании ее произведений рассматривать тот или иной отрывок в контексте и с учетом предполагаемого смысла. Но кто хотел использовать ее труды, чтобы доказать свое собственное мнение, даже если оно полностью противоречило вложенному в них смыслу, те пропускали ее совет мимо ушей.

Попытки Елены Уайт объяснить суть своего служения в путанице противостояния Келлогу имели неоднозначные результаты. Некоторые, как, например, доктор Полсон, признали свои ошибки в понимании инспирации, вновь укрепили свою веру в пророческий дар и остались верными адвентизму. Другие же, подобно Джоунсу, запутавшись в ложных представлениях и закоренев в упорстве, ожесточились в своем отвержении. Такое отношение много раз повторялось в жизни тех, кто, читая труды Елены Уайт, упрямо и педантично придирался к ее словам и не предпринимал искренних попыток понять их дух и смысл.

Правильное понимание роли пророка и значения инспирации имеет очень большое значение. Положительным в противостоянии Келлога явился тот факт, что он дал возможность Елене Уайт полнее описать для Церкви суть инспирации и ее служения. В первом томе "Избранных вестей" на страницах 24-58 содержатся некоторые из этих объяснений.

Другое замечательное рассуждение Елены Уайт о сути своего служения находится в пятом томе "Свидетельств для Церкви", на страницах 654-691. Хотя эта подборка явилась ответом на вопросы, связанные с ее ролью на сессии Генеральной конференции в Миннеаполисе в 1888 году, и не относится к кризису с Келлогом, она предоставляет для нас бесценный материал. Каждому человеку, желающему понять служение Елены Уайт, следует прочитать написанное в первом томе "Избранных свидетельств" и пятом томе "Свидетельств для Церкви".

Анализируя эти кризисные ситуации, мы приходим к важному выводу: Бог может обратить во благо любые неприятности. Говоря конкретнее, хотя Елена Уайт не имела привычки защищать себя, время от времени она была вынуждена делать это. В результате ее конфликтов с "братьями" в 1888 году и за период, относившийся к кризису с Келлогом, появились некоторые из ее самых проникновенных вестей об инспирации и природе ее служения. В спорах с Келлогом возник еще один вопрос: взаимоотношения У. К. Уайт с матерью. Некоторые желали знать, какова его роль в ее литературной деятельности.

Литературные помощники Елены Уайт и роль Y. К. Уайт

В начале 1900-х годов вопрос о том, что у Елены Уайт были литературные и технические помощники, не являлся новым, хотя мало кто говорил о роли ее сына в связи с этим. Отметим главное: почти с самого начала своей писательской деятельности Елена Уайт пользовалась редакторской помощью. Принимая во внимание недостаток ее школьного образования, занятость и проблемы со здоровьем в первой половине ее жизни, мы видим, что она нуждалась в помощи при подготовке к выпуску многих ее трудов.

Первым литературным помощником Елены Уайт являлся ее муж. "Пока был жив мой муж, - объясняла она, - он был помощником и советником в передаче данных мне вестей... Когда я имела время и силы для работы, я тщательно записывала наставления, полученные в видении. После этого мы вместе изучали материал, мой муж исправлял грамматические ошибки и вычеркивал ненужные повторения. Затем это переписывалось и отсылалось либо для адресатов, либо для печати" (Избранные вести, т. 1, с. 50).

Шло время, росло число произведений, написанных Еленой Уайт, и для распространения их и приготовления к печати совместных усилий Елены и Джеймса Уайт стало недостаточно. В итоге для редакторской работы и для переписывания ее рукописей они наняли дополнительных помощников. Пророки часто поступали таким образом. В конце концов, Иеремии помогал Варух (Иер. 45:1, 2), а Петру - Силуан (1 Петр. 5:12).

Основной решающий момент в деятельности Елены Уайт наступил в 1881 г. со смертью мужа. Через Джеймса, выполнявшего иногда роль редактора, осуществлялась также связь с ее издателями. Следовательно, потеря мужа сильно повлияла на г-жу Уайт во многих сферах ее жизни.

Через некоторое время У. К. Уайт взял на себя роль ее главного советника. В связи с этим Елена Уайт писала: После смерти мужа мне было сказано, что Господь предназначил У. К. Уайта к особой работе в связи с моими печатными трудами. Господь обещал дать ему Свой

Дух и благодать, мудрость и рассудительность. Это помогло ему стать верным советником. Господь предвидел, что мой сын не станет спешить, но будет мудро обдумывать свои действия. Ради прибыли он не обратит истину Божью в ложь. По этим причинам Господь предназначил его быть моим помощником" (Письмо 328, 1906 г.).

Успешно начав трудиться в 1882 году, У. К. Уайт взял на себя много обязанностей своего отца, которые тот совершал раньше в писательском служении Елены Уайт. Но в начале столетия сын превзошел в своих обязанностях Джеймса. К тому времени Уильям стал постоянным помощником матери, управляющим офиса и главным лицом в контактах с Церковью в целом.

Обязанности Уильяма изменились, потому что Елена Уайт становилась старше (в 1900 году ей исполнилось 73) и ей хотелось подготовить к печати как можно больше материала. Последние 15 лет ее жизни (с 1900 по 1915 гг.) были отмечены тяжелым и кропотливым трудом, связанным с подготовкой книг к изданию. В течение этого периода ее офис продолжал снабжать различные адвентистские периодические издания множеством статей. Адвентистские издатели ожидали эти материалы. С начала 1890-х годов и вплоть до смерти вестницы Божьей почти в каждом выпуске "Ревью энд Геральд" и "Знамений времени" появлялась ее статья. Но это были только два из многих адвентистских периодических изданий. В последние годы жизни г-жа Уайт вдобавок к огромной издательской деятельности продолжала вести обширную переписку с руководителями и рядовыми членами Церкви.

Как она справлялась со всем этим? Только благодаря работе литературных помощников. Одни печатали на машинке ее письма, другие собирали вместе прежде написанные материалы, чтобы составить из них статьи и книги. В течение последних лет офис Уайт был местом, где постоянно кипела работа.

Возможно, самым важным литературным помощником Елены Уайт была Мариан Дэвис, работавшая у нее с 1879 по 1904 гг. Мариан Дэвис много сделала, чтобы собрать и привести в порядок материал, положенный в основу таких книг, как "Дух пророчества" (том 4), "Великая борьба", "Патриархи и пророки", "Путь ко Христу", "Желание веков", "Наглядные уроки Христа", "Служение исцеления" и многих других.

Мариан Дэвис и другие помощники Елены Уайт имели доступ к ее обширным архивам опубликованного и неопубликованного материала. Под руководством Елены Уайт они подбирали в этих архивах материалы для составления статей и книг. Как заметил Уильям Уайт, помощникам было разрешено выбирать материалы, исправлять в них грамматические ошибки и даже перестраивать фразы, "но, - поспешил он добавить, - никому из работающих у матери не разрешалось что-либо добавлять к рукописям и вписывать свои собственные мысли" (Письмо У. К. Уайт к Дж. А. Ирвину 7 мая 1900 г.).

Следовательно, мысли, выраженные в этих материалах, принадлежали Елене Уайт, даже если последовательность их изложения становилась результатом работы ее помощников. Но как узнать, что все было именно так? Дело в том, что сама Елена Уайт контролировала всю работу. Своей сестре она написала в 1902 г. следующее: "Я прочитала все, что было перепечатано, чтобы проверить, все ли там так, как должно быть. Я прочитала рукопись всей книги, прежде чем послать ее в типографию" (Избранные вести, т. 3, с. 90).

Г-жа Уайт работала с помощниками над составлением разных книг и просматривала их с тем, чтобы дать свое окончательное согласие после компиляции основного материала. Кроме того, прежде чем послать материал в печать, она делала свои добавления, желая заполнить пробелы, и перестраивала материал по своему усмотрению.

Как было отмечено выше, У. К. Уайт все больше и больше занимался делами матери, когда ей было за 70 и за 80 лет. Он стал не только администратором издательской деятельности и штата сотрудников Е. Уайт, но постепенно становился посредником между ней и церковными руководителями, когда они обращались за советом к престарелой пророчице.

Заключительные годы и смерть

Елена Уайт дожила до восьмидесяти семи лет. Но в последние годы наблюдался определенный спад ее общественной деятельности. В последний раз она присутствовала на сессии Генеральной конференции в Вашингтоне в 1909 г. После совещаний она посетила свой старый дом в Портлэнде, штат Мэн, где около 65 лет назад начинала пророческое служение. Это было ее последнее путешествие на восток Соединенных Штатов. Несмотря на преклонный возраст, во время пятимесячного путешествия Е. Уайт выступила 72 раза в 27 местах.

Сознавая, что жить ей осталось недолго, Елена Уайт после возвращения в Элмсхэвен направила все свои усилия на издание книг. В конце 1909 г. увидел свет девятый, последний том "Свидетельств для Церкви", в 1911 г. была опубликована книга "Деяния апостолов", а также "Великая борьба" в пересмотренном варианте. "Советы родителям и учителям" вышли в 1913 году, а "Служители Евангелия" и окончательная версия "Очерков жизни Елены Уайт" - в 1915-м. Последние месяцы своей деятельности вестница Божья посвятила просмотру собранных материалов для книги "Пророки и цари", последней части ее пятитомной серии Конфликт веков. Эта серия охватывает библейскую историю от падения Люцифера до Второго пришествия Христа.

Большинство книг Е. Уайт, написанных в последние годы ее жизни, как и следовало ожидать, в основном составлялись из более ранних произведений. Однако их содержание и формат автор одобрила лично. .

Утром 13 февраля 1915 года, входя в свой кабинет в Элмсхэвене, Елена Уайт споткнулась и упала. Рентгеновское исследование показало перелом левого бедра. Последние пять месяцев она провела в постели и инвалидной коляске. 16 июля 1915 года пророчица успокоилась в Господе. "Это было похоже на мерное угасание свечи" (письмо У. К. Уайт к Д. Лэйси 20 июля 1915 г.).

Хотя ее тело ослабло, но вера оставалась крепкой до самого конца. "Я знаю, в Кого я уверовала", - шептала она последние несколько дней перед смертью (Очерки жизни Елены Уайт, с. 449).

24 июля Елена Уайт была погребена рядом с Джеймсом Уайтом на кладбище Оук Хилл в Батл-Крике, штат Мичиган. Супруги лежат рядом, ожидая воскресения при Втором пришествии Христа согласно учению, за которое они отдали свою жизнь.

Для тех, кто хочет прочитать больше

Елена Уайт, Свидетельства для Церкви, т 5, с. 654-691.

Graybill, Ronald D. Е. G. White and Church Race Relations. Washington, D.C.: Review and Herald, 1970.

Graybill, Ronald D. Mission to Black America. Mountain View, Calif.: Pacific Press, 1971.

Knight, George R. Angry Saints: Tensions and Possibilities in the Adventist Struggle Over Righteousness by Faith. Washington, D.C.: Review and Herald, 1989.

Knight George R. Anticipating the Advent, pp. 71-106.

Knight, George R. Myths in Adventism: An interpretive Study of Ellen White, Education, and " Related issues. Washington, D.C.: Review and Herald, 1985.

Moon Jerry Alien. W. C. White and Ellen G. White: The Relationship Between the Prophet and Her Son. Bernen Springs, Mich.: Andrews University Press, 1993.

Oliver Barry David. SDA Organizational Structure: Past, Present, and future. Berrien Springs, Mich.: Andrews University Press, 1989.

Olson, A.V Thirteen Crisis Years: 1888-1901. Washington, D.C.: Review and Herald, 1981.

Robinson, Dores Eugene. The Story of Our Health Message, pp. 312-431. Covers the Kellogg schism and Ellen White's part in the reestabhshment of the SDA medical program.

White Arthur. Ellen G. White, vol. 3, pp. 385-496; vols. 4-6. White, Ellen G. Life Sketches, pp. 309-480. Selected Messages. Washington, D.C.: Review and Herald, 1958, 1980, book I, pp. 15-58; book 3, pp. 28-124.