Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
ОТВЕТ АПОСТОЛА ПАВЛА СОТЕРИОЛОГИИ РАВВИНОВ PDF Печать Email

(Сотериология - наука о спасении)

Раввины в своем учении отрицали истинную природу человеческой греховности перед Богом. Это происходило потому, чтоони заменили Бога законом, и в результате закон стал рассматриваться как нравственный кодекс, который можно исполнить.

Вместо того, чтобы открывать человеку его греховность, закон стал средством, чтобы убедить его в собственной праведности.

Отсюда становится очевидным, каким образом принятие закона может не согласовываться с правильным воззрением на него. У пророка Исаии описывается это состояние (Ис. 6:9-10). Иисус ссылается на эти слова в Евангелии от Матфея:

"Слухом услышите и не уразумеете, и глазами смотреть будете и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Матф. 13:14-15).

Только Бог может исцелить людей от ложной самоуверенности и неправильного представления о Божьем завете, если они обратятся к Нему.

Однако, Бог Сам пришел, чтобы исцелить их: "Я пришел призвать не праведников, но грешников" (Матф. 9:13).

Иисус пришел как Иегова Ветхого Завета, чтобы призвать грешников к Себе и исцелить их. Все Его чудеса были направлены на то, чтобы исцелить их черствое сердце от греха и самоправедности.

В Матф. 9:6 Иисус объяснил сделанное Им чудо такими словами: "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи - тогда говорит расслабленному: "встань, возьми постель свою и иди в дом твой".

Иисус Христос открыл людям Бога во плоти (1 Тим. 3:16). Когда Он пришел, наше положение перед Богом стало зависеть от нашего взаимоотношения с Иисусом Мессией.

Целительный свет от Христа был пролит в сердце Савла близ Дамаска. Как чудесно Иисус открыл его глаза и дал понять Ветхозаветное Писание в его истинном значении.

Заметим, как апостол Павел во Втором Послании Коринфянам, 3 главе выражает мысль, что обращение к Господу фактически означает обращение к Мессии Иисусу. Это обращение является не результатом нарушения Ветхого Завета, как считали Иудеи, а отражением истинного понимания Ветхозаветных Писаний. "Но умы их ослеплены, ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их, но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается" (2 Кор. 3:14-16).

Апостол Павел говорит, что преобразующая слава Божья повлияла на него, ибо Творец света "озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа" (2 Кор. 4:6).

И апостол Павел смело заявляет, что всякий человек, отвергающий Евангельский свет о славе Христа, о славе Божьей, ослеплен сатаной и погибнет.

"Для неверующих, у которых Бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2 Кор.4:4).

Всякий человек, отвергающий Христа, ослеплен сатаной. Раввины искали всю их славу в законе, а закон был покрыт покрывалом. Лютер показал, что когда израильтяне просили Моисея закрыть покрывалом его лицо, сияющее отблеском божественной славы, они просили это потому, что величие Божьей святости срывало маску с их греховности, которую они не желали признать, боясь быть уничтоженными. Закрытое лицо Моисея как бы означало, что закон больше не сияет в своем истинном величии. Его сила, разоблачающая всякую самоправедность, умалена. На закон стали смотреть как на кодекс, снисходительный к его нарушителям.

В тот момент, когда Моисей закрыл свое лицо, родилась ложная иллюзия, что закон легко исполнить.

Елена Уайт также указывает на то, что желание закрыть славу, сияющую с лица Моисея, было вызвано страхом и нераскаянным сердцем израильтян.

"Через эту славу Бог намеревался открыть Израилю святой, возвышенный характер Своего закона и величие Евангелия о Христе. Сознавая свою вину, чувствуя себя лишенным Божьего благоволения, они не могли выдержать небесный свет, который мог быть источником их радости, если бы они были послушны Богу. Виновный человек чувствует страх. Душа, свободная от греха, не будет желать укрыться от небесного света" (П. Пр. с. 330).

Но скрытая слава означает скрытый закон, закон, отдаленный от своего Законодателя. Закон ослаблен. Больше не видна и не чувствуется глубина и широта его требований. Осуществился наиболее искусный обман сатаны; внешнее формальное исполнение закона люди стали рассматривать как праведность, принимаемую Богом.

Негативное (отрицательное) толкование закона апостолом Павлом.

Как апостол Павел продолжает опровергать эту ложную точку зрения раввинов? Бог никогда не намеревался отделить закон, изолировать его от живого, действующего, Им данного Завета благодати.

Основной целью апостола Павла было привести Иудеев к Мессии Иисуса, предсказанному в пророчестве и явившемуся как его исполнение, Иисусу, Который является тайной ветхозаветного пути спасения. Он желал открыть им, что Евангелие об Иисусе является отражением ветхозаветной истины: Иегова - оправдание наше (Кол. 1:25-27).

Заметим, как апостол Павел в конце своего послания к римлянам подтверждает ветхозаветное откровение об Иисусе:

"Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и чрез писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере..."

Как выразительно апостол Павел, ссылаясь на авторитет Вечного Бога, утверждает, что Евангелие об Иисусе Христе, не умаляет, но подтверждает и возвышает ветхозаветное откровение, которое было явлено в Иисусе Христе. Апостол указывает, что Христос пришел во плоти, когда наступила "полнота времени" (Гал. 4:4) "в конце веков" (1 Кор. 10:11; 1 Петр. 1:20; Евр. 1:1), ссылаясь тем самым на путь спасения, открытый в Ветхом Завете.

Таково новозаветное понимание Божьего пути спасения, выраженное в Ветхом Завете. Чтобы снова привести иудеев к правильному пониманию ветхозаветного пути спасения, апостол заостряет их внимание на спасающей Божьей праведности, явленной в Ветхом Завете (см. гл. 1) и первоначальной Божьей цели в соединении закона и завета благодати. Может показаться, что апостол Павел рассматривает закон в самом себе, отдельно от благодати, как это делали книжники, но на самом деле эта цель состояла в том, чтобы раскрыть истинный характер и действующую силу закона, связанного с заветом благодати в Ветхом Завете.

В то время как раввины рассматривали позитивное назначение закона по отношению их собственной праведности и моральной силе, апостол Павел возвращается к первоначальной цели закона, открытой в Ветхом Завете, к его славному негативному назначению. Апостол двояким путем доказывает, что закон не может служить средством спасения, в противовес раввинам, которые приписывали закону двойную функцию в спасении: как средство для оправдания делами, соответствующими закону, и как орудие против силы греха. (Ответ апостола Павла на это второе заявление раввинов содержится в 7 главе послания к Римлянам и будет рассматриваться нами в 7 главе данного труда).

Что касается первого ложного понимания назначения закона раввинов, то апостол Павел выступает против их самоуверенной гордости, претендующей на особое знание закона. Это нашло свое особое выражение в обвинении, выдвинутом против иудаизма в Римл. 2:1-3, 20. Обладание законом и совершение обрезания не принесет никакой пользы, так как "не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут" (Римл. 2:13).

Не внешнее буквальное обрезание тела делает человека действительным иудеем или наследником обетований Завета, а духовное обрезание сердца (Римл. 2:12-29).

А так как иудеи были лишены этого духовного обрезания, у них не было оснований превозноситься перед язычниками.

И хотя иудеи не впадали во все грубые пороки язычников, на которые открывался Божий гнев (Римл. 1:18-32), тем не менее они не были свободны от этих грехов, как должны признать (Римл. 2:1, 17). Читайте Римл. 2:1 и 17-24, которые указывают на гордую самоуверенность иудеев.

Насколько же пагубно они себя обманывали! Они оказались не в состоянии оценить не прекращающееся терпение и долготерпение, которое ведет не к ложной самоуверенности, а к покаянию (Римл. 2:4).

В своем самообмане иудеи считали, что собирают себе сокровища добрых дел. На самом же деле вследствие своего жестокого и нераскаянного сердца, они собирали для себя гнев Божий на день гнева (Римл. 2:1-12).

Впечатляющее и далеко идущее обвинение показывает, что апостол Павел имел совершенно отличное от иудаизма понятие о грехе и законе. Хотя иудеи могли согласиться с апостолом Павлом, что каждый человек имеет грехи, их уверенность в оправдывающей силе закона была непоколебима. Иудеи давали количественную оценку греха и закона. По их мнению, Бог взвешивает добрые дела и грехи человека. Участь человека решается в зависимости от того, что перевесит.

В противовес этой количественной оценке апостол Павел выдвигает совершенно отличное понимание закона. Говоря в Римл. 2:21 о нарушении закона со стороны иудеев, апостол рассматривает это как доказательство невозможности оправдаться законом. Закон может оправдать только в том случае, если человек будет соблюдать каждую его букву.

Обрезывающийся "должен исполнять весь закон" (Гал. 5:3). "А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: "проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Гал. 3:10).

Сравните со Второзаконием, гл. 27:26. Там нет таких слов, как "всякий" и "всего", но: "Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним!".

Бабер противопоставляет Втор. 27:26 словам апостола Павла в Гал. 3 и умаляет объяснение апостола. Но хотя это место во Второзаконии и звучит категорически, нет оснований рассматривать его безотносительно к словам "всякий и "всего". В переводе Септуагинты эти слова звучат точно так же как и в Новом Завете. Во Второзаконии 28:58 сказано: "Все слова закона сего". Апостол Павел желает показать, что всякое умаление закона с количественной стороны, является самонадеянностью, и находится в противоречии с законом. Даже единственный грех делает человека виновным перед всем законом (Гал. 3:10, Иак. 2:10).

Эта количественная оценка закона не является изобретением апостола Павла. Она открывает глубокое значение закона (Матф. 5:20).

И когда апостол Павел дает, кроме того и качественную оценку закона, показывая, что не внешнее соблюдение буквы закона является действительным его исполнением, а духовное обрезание сердца (Римл. 2:29), он тем самым говорит то же самое, что и все пророки Израиля говорили в Ветхом Завете. Внешнее формальное благочестие осуждалось пророками Осией (6), Иеремией (7), а также и самим Иисусом (Матф. 23). Однако к этому сознанию апостол Павел пришел не вследствие собственной мудрости, а благодаря чудному откровению Иисуса Христа, или, как говорит сам апостол: "Через откровение Иисуса Христа" (Гал. 1:12). Отсюда становится понятным, почему апостол отвергал возможность спасения посредством закона.

Заметим, как апостол Павел свидетельствует в Послании Филиппийцам о том, что Иисус Христос вызвал великое коренное изменение в его понимании закона, греха и праведности:

"Хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я... по ревности гонитель Церкви (Божией), по правде законной - непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере..." (Фил. 3:4, 6-9).

Это свидетельство тем более важно, что оно показывает нам, откуда апостол Павел почерпнул свою уверенность в том, что дела закона не могут служить основанием для оправдания человека перед Богом.

Отсюда ясно, что апостол Павел понял вопрос о невозможности оправдания посредством закона только после того, как ему открылся Христос.

Напротив, до своего обращения ко Христу, он считал соблюдение дел закона, как признак непорочности (стих 6, см. Гал. 2:13) и смотрел на закон и его дела как свое "преимущество" (ст. 7).

По какой единственной причине апостол мог отказаться от этого преимущества?

"Только ради превосходства познания Христа Иисуса Господа моего" (ст. 8).

Апостол Павел показывает, насколько полно благодать Христа исключает всякую попытку оправдаться делами закона:

"Если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал.2:21).

Поэтому отвержение праведности посредством закона было результатом не его сугубо личного переживания, а Божественным откровением, даром Божьей спасающей праведности на кресте и воскресении Иисуса Мессии.

Следовательно, глубочайшие причины для отвержения праведности посредством закона имеют не нравственный, а религиозный характер. Отношение человека к закону определяет в действительности и его отношение к живому и святому Богу. Если человек отрицает это, то его отношение к закону становится неправльным.

Такое неверное отношение к закону проявляется двумя путями: или в совершении грехов, подобных описанным в Римл. 1, или в искаженном соблюдении закона, которое представляется как основание для оправдания перед Богом (см. Римл. 2).

Таким образом, когда Иисус Христос открыл очи Павла, тот понял, что все, бывшее для него ранее преимуществом, является ничем иным, как "тщетою" и "сором".

В кресте и воскресении Иисуса Христа апостолу Павлу открылась истина, которая сняла завесу с его сердца и дала возможность ярким лучам солнца праведности во Христе сиять в его жизни.

Поэтому апостол Павел рассматривает вопрос о праведности перед Богом не во свете закона и не только как нравственный вопрос, а в полном свете всего Божьего откровения. Когда апостол Павел хочет показать причину отпадения Израиля, он указывает не только на их беззакония (Римл. 2:13), но прежде всего на их недооценку собственного избрания как особенного народа, так как они держались за закон, чтобы полагаться на закон, думая угодить Богу своими предполагаемыми заслугами:

"Дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего" (Римл. 9:11-12).

Следовательно, апостол Павел показывает, что основа для послушания заложена в завете благодати, что полностью соответствует Ветхому Завету.

Раввины учили иудеев смотреть на закон и на заповеди как на гарантию их праведности перед Богом. Поэтому они придерживались закона и тщательно исполняли и исполняют 613 повелений и запрещений до сего дня. Несомненная предпосылка для этого заключалась в следующем: праведность достигается посредством закона. Раввин Нафан учил: "Нет ни одной заповеди, за которую не последует награда".

Талмуд даже заявляет, что Израиль был предназначен служить эталоном исполнения закона.

Там сказано: "Если бы Израиль не согрешал, ему были бы даны только Пятикнижие Моисея (Тора) и книга Иисуса Навина".

Для раввинов вся наука о спасении сосредоточивалась на Пятикнижии Моисея и в особенности на законе, произнесенном с горы Синай.

Таким образом, завет благодати стал терять свою жизненную силу для Израиля и превращаться в форму.

Каков был ответ апостола Павла на эту формальную точку зрения израильтян?

Один из наиболее ясных и выразительных ответов содержится в Послании Римлянам:

"Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры... А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения... свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего (Римл. 9:30-39; 10:2-4).

Обратим сначала внимание на 31 стих: "А Израиль искавший закона праведности, не достиг до закона праведности".

Со всем их стремлением повиноваться закону, они тем не менее не достигли закона. Каким ударом были эти слова для иудея! Представьте, что вы все ваши силы направляете на то, чтобы исполнить закон и вдруг слышите: "Вы жили напрасно, вы неверно понимали закон и исказили его. Вы жили не по закону".

Да, всякая попытка оправдать себя перед Богом через закон исключает благодать праведности Христа.

Поэтому стремление достичь праведности посредством внешнего повиновения закону есть глубочайшая ошибка. А попытка оправдать себя перед Богом есть величайшее сопротивление Ему.

Апостол Павел показывает здесь, что Израиль не достиг праведности не только из-за своих беззаконий. В самом их стремлении своими силами исполнить закон праведности перед Богом уже таилась ошибка.

Означает ли это, что закон сам по себе был помехой? Нет, помехой было неправильное понимание закона, согласно которому Иудеи считали закон средством спасения и полагались на него как на источник своей праведности перед Богом.

Поэтому Павел объясняет причину этого: "потому что искали не в вере, а в делах закона" (Римл. 9:32).

Человек, полагающийся на закон, полностью отделяет себя от Бога и впадает в грех. Тот, кто желает спастись посредством закона, только глубоко погружается в трясину греха. Это происходит тогда, когда отправной точкой для исполнения закона становится не вера, а предполагаемые дела закона. Закон становится изолированным от Бога. В Божьих очах человек не может исполнить его.

Все, требуемое законом, можно получить от Бога через веру как Божий дар.

Упование на дела закона исключают Божью благодать (Гал. 2:21).

Что является смертельным врагом Божьей благодати? Является ли ее врагом закон, как может показаться в Гал. 2:21? Нет, благодать исключает не закон, а "праведность посредством закона".

Поэтому апостол Павел умаляет не закон, а неправильное его толкование, попытку представить закон средством спасения. Апостол называет закон законом праведности (Римл. 9:31). Следовательно, закон является верным, неопровержимым эталоном святой Божьей воли, путевым указателем праведной жизни. Он является откровением Святого Бога, Божьего характера. Действительное соблюдение его требований означает жизнь.

"Моисей пишет о праведности от закона: "исполнивший его человек жив будет им" (см. Римл. 10:5, Лев. 18:5).

То же самое говорит апостол Павел:

"А закон не по вере, но кто исполняет его, тот жив будет им" (Гал. 3:12).

Апостол Павел неоднократно опровергает всякое неправильное понимание закона. Он спрашивает: "Итак, закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо, если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона" (Гал. 3:21).

Поэтому, хотя закон и не может сам по себе сообщить человеку праведность, он является эталоном Божьей праведности: "Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра" (Римл. 7:12).

А в 10 стихе он признает, что заповедь дана для жизни.

В послании к Тимофею апостол пишет о правильности использования закона: "А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его" (1 Тим. 1:8).

Обратим внимание на слово "если". Апостол Павел, очевидно, опровергает любое абстрактное понимание закона.

Весьма полезно познакомиться с тем, как реформаторы смотрели на Божий закон.

Кальвин, например, различал назначение Божьего закона с трех сторон:

во-первых, его роль в жизни человеческого общества, его гражданское и политическое назначение;

во-вторых, способность убеждать во грехе;

в-третьих, закон как эталон Божьей праведности.

Во 2 книге, 7 главе своего труда "Установление христианской религии" Кальвин приходит к такому заключению: "Третье назначение закона (как более тесно связанное с его прямой целью) имеет отношение к верующим, в чьих сердцах владычествует Божий дух" (см. Пс. 18:8-9; 118:105). Приведенные тексты Священного Писания не противоречат тем высказываниям апостола Павла, которые указывают на то, что закон сам по себе не может преобразовать человеческое сердце, но что знание закона является великим преимуществом. Псалмист прославляет эти преимущества, которыми Господь посредством Своего закона наделяет тех, кто движим любовью послушания. Он ссылается не только на принципы закона, но и на обетование, связанное с ними, которые делают сладким то, что в сущности является горьким. Ибо что может быть менее привлекательным, чем закон, когда своими требованиями и угрозами он наполняет душу благоговейным страхом и ужасом".

Давид в особенности показывает, что в законе он видел Посредника, без Которого он не ощущал бы света и радости.

Таким образом, Кальвин рассматривал третье назначение закона как наиболее важное для возрождения детей Божьих, живущих в царстве благодати.

Лютер также учит, что праведность связана с законом. Точка зрения реформаторов изложена в Хейдельбергском Катехизисе и в формуле Конкордие.

Лютер неоднократно объясняет, что закон был дан, чтобы сокрушить человеческую самоправедность, но человек делает его как раз средством для ее утверждения. У человека, слушающего закон, может возникнуть неправильное представление о том, что заповедь Божью: "исполняй и будешь жить", можно исполнить человеческими силами.

Здравая общепринятая точка зрения протестантизма правильно изложена доктором Шренком и в Киттельском богословском словаре (т. 2, с. 204).

Прощение является юридическим действием, в результате которого справедливость Божья вполне удовлетворена. Оно и означает искуплениев полном смысле этого слова, когда нет никакого компромисса со злом.

Если фарисей, как правило, говорит, что повелевающая праведность Божья открывается в законе, то апостол Павел, в прошлом фарисей, которому открылся Христос, говорит, что справедливая и милующая Божья праведность явлена в деле спасения.

Е. Уайт одобряет мнение первых великих реформаторов.

Она говорит: "Прощение и оправдание являются равнозначными понятиями" (Библейский словарь АСД, т. 6, с. 1070).

"Отец имеет преимущественное право прощать наши беззакония и грехи, благодаря тому, что Христос взял на Себя нашу вину и оправдал нас, вменяя нам свою праведность. Его жертва полностью удовлетворяет требованиям справедливости".

"Сочетание справедливости и милости делает спасение полным и совершенным (законченным)" (с. 1072).

Следовательно, ослаблен не закон Божий, но нарушена сила греха..."

"Евангелие Нового Завета - это не ослабленные ветхозаветные принципы, потворствующие грешнику и спасающие его в его грехах. Бог требует от всех Своих подданных послушания, полного послушания всем Его заповедям" (Ревью энд Геральд, 21, 1886 г., с. 1072).

Подведем итог.

Апостол Павел объясняет, что Израиль не мог добиться праведности и достигнуть жизни, уповая на закон, по двум причинам. Во-первых, вследствие нарушений закона со стороны Израиля (Римл. 2:17). Во-вторых, само ревностное отношение Израиля к закону окончилось тем, что он совсем не достиг закона (Римл. 9; Фил. 3).

В обоих случаях человек с законом в руках стоит перед Богом как несостоятельный должник. В последнем случае вывод апостола Павла наносит ревностному израильтянину особенно болезненный удар, так как он задевает его уверенность в своей нравственной непорочности и пользе его личных усилий.

Он не только представляет перед человеком его грехи, но и дает ему понять, что всякое его приобретение не стоит ничего. В результате такое объяснение побуждает человека признать свои грехи и отказаться от личных заслуг перед Богом.

Апостол Павел проявлял глубокое беспокойство по поводу греховного искажения людьми закона Божьего, который использовался ими для самооправдания.

Глубину ответа апостола Павла иудаизму помогут нам понять два выражения, которые часто использует апостол.

Сначала поговорим о значении слова "хвалиться" (см. Римл. 2:17, 23; 3:27).

Это слово указывает на уверенность иудея в своих преимуществах как представителя избранного народа Божьего, имеющего и знающего закон.

Апостол Павел понимал это хвастовство не только как вызывающую и высокомерную гордость, как упование на свои добрые дела, но главным образом как использование закона в качестве средства сапоправедности.

Но это не означает, что апостол Павел отрицает преимущества Израиля. Нет, он признает эти преимущества (см. Римл. 3:1, и Римл. 9:4).

"Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?" "Израильтянам, которым принадлежит усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования..." Израильтяне хвалились этими преимуществами и возлагали свою надежду на них.

Это становится очевидным в Послании Филлипийцам 3, где апостол Павел пользуется словами "хвалящиеся" и "надеющиеся" как равнозначными понятиями.

Из этого текста вытекает, что хвалящиеся или надеющиеся на плоть исключают благодать Иисуса Христа. Под словом "плоть" подразумеваются все достоинства иудеев, на которые они надеялись, их дела закона (ст. 4-6 и 9; Ефес. 2:9).

Человек, хвалящийся законом, находится в опасном положении, потому что он упускает из вида истинный характер преимущества Израиля. Он не полагается на Божий Завет благодати и на Божье избрание (Римл. 9:11), но полагается на свои силы как основу для всякой надежды и упования.

Следовательно, плоть хвалится собой, а не Богом (1 Кор. 1:29). Предостережение "не хвалиться" дано в Слове Божьем не только иудеям, но также язычникам (1 Кор. 1) и даже христианам (Римл. 11:17; Гал. 6:4).

Есть ли средство избавления от этого плотского самохвальства?

Единственное средство, по словам апостола Павла, заключается в вере, которая воздает всю славу Богу. Когда апостол Павел заканчивал свое первое догматическое толкование Евангелия в Римл. 3:21-26 (об оправдании верою, а не по делам), к какому выводу пришел апостол?

"Где же то, чем бы хвалиться? Уничтожено. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры" (Римл. 3:27).

Человек может следовать только одному из них, так как они взаимно исключают друг друга. Божью благодать можно принять только в том случае, если отвергнуты свои собственные заслуги (см. Гал. 5:4).

В соответствии с Евангелием Иисуса Христа, которое находится в полной гармонии с Ветхозаветным откровением, апостол Павел заявляет в Послании Римлянам:

"Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел" (Римл. 3:29).

Правда, может возникнуть неправльное представление, что для оправданного человека закон потерял свое значение. Но упразднил ли Бог закон?

Елена Уайт по этому вопросу пишет: "Если бы можно было изменить или упразднить закон, тогда Христу не надо было бы умирать".

Устранение закона увековечило бы грехи, обрекло бы мир под господство сатаны (Ж.В., с. 762).

Поэтому апостол Павел тут же заявляет: "Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак, но закон утверждаем".

Напротив, Бог становится нашим Господином и Царем! Ветхозаветная истина о праведности и через веру, является твердым основанием для свидетельства апостола Павла. Он продолжает показывать это в 4 главе послания к Римлянам на примере оправдания Авраама, который получил это оправдание через веру свою в Слово Божье. Поэтому Аврааму также нечем было хвалиться (ст. 2). Принцип веры заключается в том, чтобы хвалиться только одним, а именно крестом Иисуса Христа, как сказано в Ветхом Завете у пророка Иеремии (9:24). Эти слова находятся в соответствии с 1 Кор. 1:31: "Хвалящийся, хвались Господом".

Другое выражение, которое сосредоточивает в себе мысли о праведности через веру гласит: "Камень преткновения".

Когда апостол Павел спрашивает себя, по какой причине иудеи не достигли праведности Божьей, хотя они с великой ревностью относились к закону, он отвечает в Послании Римлянам 9:32, продолжая свое объяснение, "потому что искали не в вере".

"Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: "вот полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна, но всякий верующий в Него не постыдится" (Римл. 9:32-33).

И снова апостол Павел призывает в свидетели Ветхий Завет, указывая на то, что его весть о Христе основана на Божьем завете с Израилем. Апостол Павелне говорит здесь, что Израиль не достиг праведности потому, что отверг Иисуса Мессию из Назарета. Апостол хочет показать, что отвергая Иисуса, Израиль отверг Ветхий Завет и своего Бога. Израиль, ты преткнулся об основание своего завета, которым хвалишься. Далее апостол приводит два текста пророка Исаии (28:16 и 8:14), из которых первый указывает на то, что Божий план, совершенный через Мессию, является основанием спасения Израиля. А второй говорит о камне преткновения, на который преткнулись неверные израильтяне.

Раввины относили оба этих текста к Мессии, апостол же Павел рассматривает их применительно к мессии Иисуса. Апостол хочет показать, что Иисус - это предсказанный в пророчестве камень Сиона, их Бог, их Господь воинств (Саваоф - русск.), по отношению к Которому возможно только одно из двух: или поклониться и служить Ему, или отвергнуть и убить Его.

Почему Израиль был смущен (буквально шокирован) появлением Иисуса? Почему Он был для них предсказанным камнем преткновения и падения?

В 9 главе послания к Римлянам апостол Павел дает объяснение: "Это произошло только вследствие их грехованого нежелания повергнуть свою собственную праведность и славу в прах, чтобы полностью довериться Своему Господу, Который пришел к ним в Своей спасающей праведности в лице Иисуса Христа. Человеческая гордость подавляется приоритетом, верховной властью и исключительностью Божественной благодати в Иисусе Христе.

Так старец Симеон в храме предсказывал Марии о Младенце Иисусе:

"Се, лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий... да откроются помышления многих сердец" (Лук. 2:34).

Именно отношения Израиля к Иисусу решает их отношение к Богу и открывает их мысли перед Богом.

Праведность Израиля перед Богом будет оцениваться не тем, соответствуют ли они закону, а их "падение и восстание" по отношению ко Христу.

Послушайте как точно Елена Уайт говорит об этом в "Желании веков" (с. 57) после того, как она приводит текст Лук. 2:34:

"Тот, кто желает встать вновь, должен вначале пасть. Прежде, чем мы можем возвыситься во Христе, нам нужно упасть на камень и разбиться. Если мы желаем познать славу духовного царства, нам необходимо развенчать, свергнуть с пьедестала свое "я", смирить свою гордость. Иудеи не пожелали оценить свои преимущества, которые достигаются смирением. Поэтому они не приняли их Искупителя.

Дар Христа открывает сердце Отца. Он свидетельствует о том, что намерения Божьи о нас есть "намерения во благо, а не на зло" (Иер. 29:11). Он провозглашает, что в то время, как Бог ненавидит грех, как смерть, Его любовь к грешнику - сильнее смерти...

В своем отношении ко Христу все должны показать, на чьей стороне они стоят, и тогда каждый человек произнесет над собой суд.

В день последнего суда... будет представлен крест... Перед лицом Голгофы и ее непостижимой Жертвы, грешники будут стоять осужденными" (Ж. В., с. 28).

Многие хотели бы уничтожить этот источник преткновения или камень соблазна. И тем не менее апостол Павел провозглашает:

"А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн" (1 Кор. 1:23).

Крест является источником преткновения для всех людей, потому что он сводит на нет нашу личную святость, наше самомнение и наше самоискупление.

Апостол Павел рассматривал закон как недостаточное средство для достижения праведности не только из-за наших недостатков и грехов, но главным образом из-за нашей предполагаемой праведности, которая не может воздать честь и славу кресту Иисуса. Отсюда вытекает естественный вывод: мы погибнем не вследствие того, что нарушили закон, а скорее из-за того, что не доверились Христу, не прославили Его, Его крест, Его праведность.

В прошлом апостол Павел хвалился своей непорочностью в законе, но позже в своем послании к Галатам он свидетельствует:

"А я желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа".

Апостол Павел открывает, что основным грехом является неверие в Божью праведность, явленную в крестном подвиге Иисуса. Как грех, так и праведность оцениваются Иисусом (Иоан. 16:9-10). Неудивительно, что Лютер после многих лет поиска, нашедший праведность только в Иисусе Христе, сказал: "Послание к Галатам это послание, адресованное мне. Оно так же дорого мне, как нежнейшие узы брака".

Для Лютера это послание из всех библейских книг было самым любимым, потому что в нем наиболее выразительно представлен Иисус, наша праведность.

А как обстоит дело с нами? Много лет назад Е. Уайт писала: "Служители Божией истины должны представить людям праведность Христа" (Ревью энд Геральд, март, 20, 1894).

"Наука спасения должна быть темой каждой проповеди, каждого псалма, она должна изливаться в каждом молении. Проповедуйте Христа, Божью премудрость и силу. Говорите Слово Жизни, представляя Иисуса как надежду кающихся и твердыню всякого верующего. Открывайте путь мира страждущим и разочарованным, покажите им благодать и совершенство Спасителя".