Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Главная Библиотека адвентиста Церковь христиан адвентистов седьмого дня и реформ Раздел семнадцатый.ЗНАЧЕНИЕ ИСТИННОЙ РЕФОРМЫ СРЕДИ НАРОДА БОЖЬЕГО
Раздел семнадцатый.ЗНАЧЕНИЕ ИСТИННОЙ РЕФОРМЫ СРЕДИ НАРОДА БОЖЬЕГО PDF Печать Email

Вступление: Два последних раздела были посвящены последнему просеиванию и последнему запечатлению. Мы могли увидеть, что в этих заключительных событиях главную роль будет играть не наше положение, но наш характер. И наше приготовление к этим событиям решит нашу судьбу: "Сегодня мы должны держать себя и наших детей незапятнанными от мира. Сегодня мы должны омыть одежды нашего характера и убелить их в крови Агнца. Сегодня мы должны победить гордость, гнев и духовную ленность. Сегодня мы должны пробудиться и сделать решительные усилия для развития гармоничного характера...

"Что вы делаете, братья, в этой великой работе приготовления? Те, кто соединены с миром, получили мирской отпечаток и приготовились для получения начертания зверя. Те, кто, отвергнув себя, смирились перед Богом и очистили свои души повиновением истине, получили небесный отпечаток и приготовились для получения печати Божьей на свои чела. И когда выйдет указ, угрожающий смертью, их характер останется чистым и незапятнанным для вечности" (СЦ. 5. 215-216).

- А для подготовки "гармоничного характера", который выдержит все испытания последнего времени, Бог предусмотрел истинную реформу или преобразование. В чем сущность и последовательность этой реформы? Каковы ее замечательные плоды?

Среди всех Реформационных Движений, включая и ВС АСД, на первое место ставится отделение от предыдущих движений, а затем реформа. Почему эта схема не соответствует положению церкви АСД? На это надо обратить особенное внимание. При приготовлении этого раздела использован материал книги "Просеивание среди народа Божьего"...

I. Прежде всего, что имеется в виду под словом "Церковь"?

1. Борющаяся или воинствующая видимая церковь.

Матф. 16:18.

- Елена Уайт говорит о последней церкви в двух основных значениях: "Воинствующая церковь - это не церковь торжествующая" (СП. 45).

- Хотя церковь не совершенна, Бог считает ее Своею церковью.

"Разве у Бога нет живой церкви? Он имеет церковь, но это церковь воинствующая, а не торжествующая. Мы сожалеем о том, что в наших рядах есть люди с недостатками, что среди пшеницы имеются плевелы... Церковь на земле будет несовершенной, но Бог не уничтожит Свою церковь из-за ее несовершенства... В то время как Господь приводит в Свою церковь воистину обращенных, одновременно сатана приводит в нее необращенных людей, не ставших подлинными членами духовного братства" (СП. 45-46).

- Обратите внимание на то, что в видимой церкви находятся два класса людей- "воистину обращенные" и "необращенные". Используя библейскую терминологию, мы можем назвать их соответственно пшеницей и плевелами". Два класса людей будут в церкви до Второго пришествия Христа. (Матф. 13:37-43).

2. Торжествующая или невидимая церковь.

- Это истинные, преданные верующие внутри церкви АСД и все те, кто находится в правильных отношениях со Христом согласно полученному свету - независимо от конфессиональной принадлежности:

"Невзирая на духовный мрак и охлаждение к Богу, господствующее в церквах представляющих собой Вавилон, в их среде есть еще много истинных последователей Христа. Есть много таких, которые еще не слыхали специальных истин для настоящего времени" (ВБ. 390).

Все они в конце концов соединятся, чтобы образовать торжествующую церковь, которая вполне откроется через последние очистительные события - просеивание и последнее запечатление и наиболее явно откроется только при Втором пришествии Христа. Только тогда, "те члены воинствующей церкви, которые оказались верными, станут торжествующей церковью" (Еванг. 707 стр.)

3 Высший авторитет истинной церкви, хотя еще и воинствующей, с недостатками - сессия Ген. Конференции: "Бог определил, чтобы представители Его церкви со всех концов земли, собираясь совместно на Ген. Конференцию, имели право власти и голоса... Когда на Генеральной Конференции выносятся решения братьями, собранными со всех частей всемирного поля, тогда никакая личная независимость и никакое личное мнение не должно упорно отстаиваться, но подчиниться всеобщему решению" (СЦ. 9, 260-261).

- И слава Богу, это мудрое установление Божье помогло церкви АСД среди всех бурь прошедшего времени.

4. Опасность независимых движений в церкви. Иоан. 17:21.

- В 1893 году Елена Уайт торжественно предупредила против движения независимости в церкви; "Я знаю, что Господь любит Свою церковь. Она не должна быть разрознена и расчленена на независимые атомы. В этом нет ни малейшей логики; и нет никакого намека, что подобная логика появится. Принявшие эту ложную весть и пытающиеся заквасить ею других, будут обмануты, приготовлены принять дальнейшие заблуждения и в конце концов зайдут в тупик" (ИВ. 2, 68.69 стр.).

"Бог имеет церковь на земле, которая является Его избранным народом и соблюдает Его заповеди. Он ведет не отдельные ответвления, не одного там, другого здесь, а целый народ. Истина имеет освящающую силу, но церковь воинствующая не является церковью торжествующей" (СП.61). Затем она добавляет: "Евангельский невод вытягивает не только хорошую рыбу, но и худую, и только Господь знает, кто принадлежит Ему" (Там же). Именно воинствующую церковь Он наделил властью в эти последние дни. Именно от этой церкви Елена Уайт предостерегала не уклоняться в независимое состояние: "В последние дни среди остатка окажутся люди, как это было и в древнем Израиле, желающие двигаться независимо, не желающие покориться учению Духа Божьего и никогда не прислушивающиеся к совету. Пусть же каждый усвоит, что Бог имеет на земле церковь, которой Он передал власть. Люди захотят следовать своему собственному независимому суждению, презирая совет и обличение, но как верно совершаемое ими, также верно и то, что они отпадут от веры, и затем последует несчастье и погибель душ" ИВ. 3, 23.

5. Божья церковь никогда не падет. 2Тим. 2:19.

"Может казаться, будто церковь близка к падению, но она не падет Она останется стоять, в то время как грешники на Сионе будут просеяны" (ИВ. 2, 380). Следовательно, кто оставит церковь? - "Грешники на Сионе". Они отпадут от церкви, которая может казаться близкой к падению, но никогда не падет.

6. Никогда не следует забывать, что Божьи верные дети пребудут в "воинствующей церкви".

- А верными останутся только те, кто имеет дух Моисея, сказавшего, что он скорее потеряет вечную жизнь, чем откажется от церкви, от своего народа. (Исх. 32:31-32). Такие личности будут терпеливо бодрствовать и молиться, пока Господь в Свое время и своим путем не очистит Свою церковь и таким образом сможет "представить ее Себе славною церковью, не имеющею пятна или порока или чего-либо подобного" (Ефес. 5:27). Вот когда буквально исполнится пророчество: "Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня" (Ис. 4:3-4).

7. В итоге Бог очистит Свою церковь на земле, как Он очистил Свою церковь на небе:

"Церковь Божья на земле едина с церковью Божьей на небе. Верующие на земле и никогда не павшие небожители составляют одну церковь" (СЦ. 6, 366). Многие люди сегодня, глядя на несовершенства земной церкви, с трудом понимают, как Бог может рассматривать ее в единстве с совершенной небесной церковью?

- Но не состояла ли когда-либо небесная Церковь из верных и неверных членов? Плевелы росли и на небесах. Однако мощное просеивание очистило Церковь на небесах: Откр. 12:7-9.

- Бог в настоящее время желает очистить Церковь на земле, прежде чем Он сможет воссоединить ее с Церковью на небе. Как Бог очищает Свою Церковь? Он очищает ее посредством Слова, влиянием Святого Духа, прямым Свидетельством Духа пророчества, а если все это не поможет, тогда Он очищает ее через огненное испытание. Он не желает, чтобы мы просеялись из Церкви, но просеяли все греховные качества характера и различные ложные понятия, утвердились в вере и любви.

- Не будем упускать из вида, что Бог смотрит на две церкви - небесную и земную - как на одну. Единственное различие между ними заключается в том, что небесная церковь уже прошла процесс очищения, а в земной церкви этот процесс идет к завершению.

П. Почему истинная реформа происходит внутри, а не путем выделения из Церкви АСД?

1. Может быть сначала, выделиться, а потом совершать реформу?

- Елена Уайт неоднократно говорила нам, что реформа или преобразование очистит Церковь АСД. Но многих смущает вопрос, каким образом Бог осуществит это. И если рассуждать детальнее, случится ли это в рамках организованной Церкви, или Господь призовет остаток, чтобы отделить его и через него совершить необходимое преобразование? Ответ на данный вопрос чреват вечными последствиями для каждого Адвентиста седьмого дня, и он должен быть внимательно изучен.

2. В прошлом, совершая необходимую реформу, Бог использовал оба метода:

- Отделение верного остатка от павшего народа Божьего исторически произошло в ходе отделения верующих христиан от иудаизма.

- Вновь подобное случилось в дни протестантской Реформации, когда люди, подобные Лютеру Цвингли и Кальвину оставили римско-католическую церковь. Даже в час своего скромного зарождения сама Церковь Адвентистов седьмого дня последовала этому образцу реформы во время миллеритского движения.

- Поскольку Бог за последние два тысячелетия предпочитал совершать реформу именно таким образом, многие в настоящее время принимают как само собой разумеющееся, что и с адвентистской Церковью Он будет поступать подобным образом. Именно так понимают все Реформационные движения в наши дни. Почему этот взгляд неверен?

3. Чтобы отделиться от Церкви АСД - надо иметь законное право.

- Писание призывает нас оставить религиозную организацию только в том случае, если она является частью духовного Вавилона. Считает ли Бог церковь АСД Вавилоном лишь на том основании, что находящиеся в ней отдельные члены имеют недостатки? Нет, ибо только такие учения как "признание воскресенья в качестве дня поклонения, учение о бессмертии души, и другие родственные ереси превращают церковь в Вавилон" ИВ. 2. 68; СП. 61. Всех таких учений в церкви АСД нет, поэтому ее нельзя причислить к Вавилону.

- Дух пророчества говорит также, что только решения Генеральной Конференции, принятые на полной сессии, можно рассматривать как официальный голос церкви; "Бог наделил Свою Церковь полной мерой авторитета и влияния - в голосе решения Генеральной Конференции, собирающейся для вынесения планов, способствующих процветанию и продвижению Его работы" (СЦ. 9, 261).

- Поэтому, чтобы Церковь АСД стала Вавилоном, требуется, чтобы представители всемирного тела Церкви официально приняли вероотступническое учение. Лишь на этом основании Бог может отвергнуть Свою Церковь и призовет Свой народ выйти из нее. Но до сих пор еще никто не представил ни одного решения Генеральной Конференции, в котором было бы признание воскресенья как дня для соблюдения или другие ложные учения, свойственные Вавилону. Таковых фактов нет!

- А если есть недостатки характера среди членов Церкви АСД, это еще не вычеркивает ее из понятия истинной Церкви: "Такие качества, как гордость, самонадеянность, упорное неверие и неподчинение своим убеждениям фактически существуют у отдельных членов Церкви и смотря на это, путем нагромождения некоторых доказательств можно применить данную весть ко всей Лаодикийской церкви. Но все это еще не вычеркивает Церковь из ее существования Пусть плевелы и пшеница еще растут до жатвы. Притом, дело отделения поручено непосредственно ангелам. Предостерегаю Церковь АСД быть осторожной в принятии всякого нового понятия и тех, которые хвалятся великим светом. Характер их деятельности заключается в обвинении и поношении" (ИВ. 2, 69). "Весть, провозглашающая Церковь АСД Вавилоном и призывающая народ Божий выйти из нее, не исходит ни от какого небесного вестника или человека, движимого Духом Божьим" (ИВ. 2, 66).

4. Поэтому законной является реформа только внутри Церкви АСД. Иоиль 2:1.12-18; Соф. 2:1.

"Безусловно, эти слова имели свое непосредственное историческое применение, в ветхозаветные времена, когда Израиль наводнили толпы врагов. Но эти слова также указывают на время конца, "день Господень", в канун возвращения Христа на землю. Весть призывает трубить трубою, на Сионе, то есть в церкви. Надо бить тревогу на святой горе Божьей то есть среди Его народа (Иоиль 2:12-17). Ввиду событий, которые потрясут землю в день Господень, члены церкви должны пробудиться от звука тревоги, они должны стремиться к глубокому и подлинному раскаянию от всего сердца. Другими словами говоря, духовная реформация должна быть действенной в церкви; она должна приготовить народ к великим событиям времени конца. Нет никакого сомнения, что мы уже достигли крайне последнего времени. Поэтому, пусть этот призыв к подлинному обращению и полному преобразованию или реформе жизни, прозвучит по всем местам Сиона" ("Приг. к последнему кризису", 26-27 стр.).

- Нам нужно учесть, что в прошлом Бог также совершал реформу через тех, кто оставался в организованном теле народа Божьего, а не выходил из него. Наглядным примером служит реформа во времена Ездры. Этот человек Божий изучал и верно передавал божественные советы своему народу. Елена Уайт говорит, что "Это было начало замечательной реформы". Метод, согласно которому трудился Ездра, "Должен служить наглядным уроком для всех, кто стремится осуществить реформу" (Пр. и Цари. 622-628).

- История Божьего народа во время Исхода предлагает другой ясный пример реформы внутри церкви. Моисей понимал Божий план для Его народа и отказался организовывать из числа соплеменников верную группу и начать новое движение Он знал, что такой курс действий не прославит Божье имя, но наоборот, опорочит его (Числ. 14:11-20). Комментируя это событие, Елена Уайт писала: "Моисей тогда был испытан и проверен Богом. Оставить Израиль? Отделиться от евреев и оставить их в состоянии восстания и греха? - Нет, никогда!" ("Ревью" 8 октября 1893 г.). Последуем ли мы примеру верности Моисея или изберем курс отделения с теми немногими, кого мы считаем верными?

- В результате решения Моисея Бог сделал самое удивительное. Он просеял неверных в пустыне и через Своих верных детей повел то же самое движение, которое оставило Египет, в землю, которую Он обещал их отцам.

5. Итак, какой вид реформы предлагает Бог?

- Покинет ли остаток организованную Церковь или Бог освятит остаток внутри Адвентистской Церкви и посредством его верности просеет и очистит Церковь от зла?

- После цитирования 14-ой главы книги Чисел служительница Господня говорит. "Обратите внимание на все содержание данной главы и усвойте имеющийся в ней урок для современного Израиля. Все это написано в наставление нам, достигшим последних веков. Мы видим неверие и упорное сопротивление тех, кто имеет великий свет и, хотя доказательств было достаточно, они продолжают сопротивляться.. Но Господь никогда не говорил нам о том, что Он распустит Церковь. У нас никогда не было пророчества относительно Вавилона, примененного к Церкви Адвентистов седьмого дня, не было и информации о том, что "Громкий клич", заключается в призыве к народу Божьему выйти из Церкви, ибо это не Божий план относительно Израиля.. Можно ли теперь назвать истинной весть о том, что народ, для которого Бог сделал так много, является Вавилоном? Ад ликовал бы, если бы подобная весть была принята, и весь мир ожесточился бы в беззаконии, Все обвинения, направленные сатаной против характера Божьего, оказались бы верными, и было бы сделано заключение, будто Бог не избирал и не организовывал Церковь в мире. О, как ликовал бы сатана и его греховное сборище! Бог не действует подобным образом" ("Ревью" 3 октября 1893 г.).

- Вот где содержится ответ! Бог не собирается избирать другой канал, чтобы трудиться через него независимо от "Своей избранной и организованной Церкви в мире"-то есть Церкви АСД. Верим ли мы в пророческий дар Елены Уайт? Многие клянутся, что верят и даже заявляют, что держатся учения Духа пророчества, однако в этом вопросе они противостоят ему. Отделяя себя от адвентистской Церкви, они избирают курс, который приводит ад к ликованию!

6. Если мы не должны отделяться от Церкви АСД, то как нам относиться к ее грехам и недостаткам?

- На примере Моисея, умолявшего за сынов Израилевых, нам показана позиция, которую мы должны занимать в отношении народа Божьего, каким бы заблуждающимся, слабым и несовершенным он ни был.

- С отношением Моисея к людям созвучны слова вести Елены Уайт:

"Закваска благочестия еще не утратила своей силы. В то время, когда будет все больше увеличиваться опасность для Церкви, небольшая группа людей, находящихся во свете, будет "вздыхать и вопиять о всех мерзостях, совершающихся вокруг". Но более всего их молитвы будут возноситься за церковь, потому что ее члены поступают как мир.. Тот класс людей, который не сознает глубины своего духовного падения, который не рыдает и не скорбит о грехах других, будет оставлен без печати Божьей" (СЦ. 5, 209-211). "Все ходящие во свете, увидят знамения приближающейся опасности, но они не будут, как говорится, "сидеть сложа руки", утешая себя мыслью, что Господь защитит Свой народ в день гнева. О нет! Они очень далеки от подобной мысли. Они сознают, что их долг - усердно трудиться над спасением других людей, с твердой верой взирая на Бога и ожидая от Него помощи" (СЦ. 5. 209).

7. В чем заключается наше служение как остатка Церкви?

Умоляете ли вы Бога о тех, кто поступает недостойно, будучи членом Адвентистской Церкви? Трудитесь ли вы прилежно ради их спасения? Или вы используете их грехи как причину для того, чтобы оставить церковь? Тратите ли вы больше времени на то, чтобы исследовать недостатки собратьев, чем говорить им об Иисусе? Если так, то без промедления взыщите Бога, чтобы иметь правильный духовный опыт, который находится только во Христе.

- В настоящее время Христос призывает Своих верных слуг оставаться в Его ошибающейся Церкви. Не с той целью, чтобы присоединиться к ее грехам, но чтобы спасти как можно больше людей от этих грехов. Хотя мы избираем оставаться с Церковью, где изобилует грех, нам нет нужды питаться грехами, которые мы замечаем вокруг нас: "Мы должны освободить наши мысли от всяких жалоб и желания выискивать недостатки у ближних. Не будем же постоянно смотреть на подлинные недостатки...Если мы желаем иметь правильные отношения с Богом, то должны взирать на великие ценности: чистоту, славу, силу, доброту, нежность, любовь, которые Бог дарует нам. Когда мы будем взирать подобным образом, наши мысли настолько сосредоточатся на этих вечных ценностях, что мы не пожелаем выискивать недостатки в ближних" ("Ум, характер и Личность", т. 2. 789 стр.).

- Борьба идет за наши мысли. Прекратим же с одержимостью копаться в грехах братьев. Вместо этого будем лучше искать наши собственные недостатки и молиться Богу, чтобы Он избавил нас от них своею силою: "Посмотрите на свои недостатки. Лучше найти один недостаток у себя, чем десять у нашего брата" ("В небесных дворах", 178 стр.)

- Займемся же получением праведности Христа, а затем будем трудиться, чтобы привести окружающих к обретению этого опыта. Это будет ответом на величайший вызов нашей Церкви за всю ее историю!

III. Адвентизм в пустыне

Вступление: История Церкви Исхода в пустыне является поразительным пророчеством прошлых, настоящих и будущих опытов Адвентистской церкви в эти последние дни. 1Кор. 10:1-10.

- Елена Уайт также сравнивала эти два периода: "История жизни Израильского народа в пустыне записана для блага Израиля Божьего до конца времени... Бог желает, чтобы Его народ, живущий в наше время со смиренным сердцем и готовностью учиться, извлек бы определенный урок из тех испытаний, через которые прошел древний Израиль, чтобы приготовить себя для небесного Ханаана" (ПП. 293).

1. Сравнение Исхода и Адвентистского движения:

1. Бог вызвал оба движения из Египта - первое из буквального Египта, а второе из духовного. (Исх. 2:10-12; Откр. 11:8.)

2. Оба пережили борьбу в пустыне на их пути в землю, которую Бог обещал им,- первое в буквальный Ханаан, второе в небесный Ханаан (Втор. 8:15; Откр. 12:17).

3. Оба движения возникли во исполнение пророчеств, содержащих определенное время (Быт. 15:13-16, Дан. 8:14).

4. Суббота является знамением и испытанием верности обоих движений. (Иез. 20:12.20; Откр. 14:1.7.12.)

5. Оба получили наставление через служение во святилище (Евр. 8:5; Исх. 25:40; Дан. 8:14; Евр. 9,24; Откр. 14:7).

6. Господь избавил первое движение из Египта в полночь; окончательное избавление второго также произойдет в полночь (Исх. 12:29-31; Ранние произведения. 285).

7. Ангел смерти прошел мимо помазавших дверные косяки и перекладины кровью Агнца, символизирующей праведность Христа, применительно к жизни верующего остатка (Исх. 12:21-23; Шор. 5:7; ПП. 277 стр.).

8. Оба получили весть о реформе (Исх. 20; СЦ. 9:158).

9. Оба пострадали изнутри от присутствия необращенного "смешанного множества", которое принесло им много скорбей. (Числ. 11:4; СП. 45-46).

10. Бог вел обоих посредством дара пророчества через слуг, чье служение было больше чем служение пророка (Числ. 12:2-8; ИВ. 1, 31-36).

11. Обоим пророкам была показана обетованная земля и оба успокоились в могиле (Втор. 34:1-5; РП. 17-20; Кратк. очерк, жизни 444-445).

2. Отступничество в Кадес-Варни. Втор. 1:6-8. Евр. 3:19.

- Их сорокалетнее наказание было реальностью. Бог также сказал им, что никто в возрасте 20 лет и старше из оставивших Египет, за исключением Халева и Иисуса Навина не войдет в Обетованную землю.

- В восстании возглавленном Кореем, Дафаном и Авироном, участвовали 250 других руководителей и много тысяч простых людей. Восстание было направлено против Моисея и Аарона - вождей, которых поставил Сам Бог.

3. Наш двойник.

- Чрезвычайно важно, чтобы мы изучили подробности восстания Корея, потому что оно имеет прямое сходство с историей Церкви АСД.

- Вскоре после того, как наши пионеры подошли к их Синаю и получили свет относительно закона и святилища, Господь призвал нас как народ войти посредством веры в небесный Ханаан. На сессии Ген. Конференции в 1888 году Господь дал нам весть о праведности по вере и эта весть несла с собой силу Святого Духа в частичном излитии Позднего дождя. По сути, Бог сказал: "Встаньте и овладейте доброю землею "не воинством и не силою, но Духом Моим" (Зах. 4:6).

- Не является ли встреча в Миннеаполисе своего рода Кадес-Варни?

- Вдохновенные труды показывают, что оно так и было. Появились вести, чтобы приготовить нашу церковь к тому, что Бог хотел открыть!

1879 - "Теперь мы находимся на самых границах вечного мира" (СЦ. 4. 306).

1882 - "Конец всего при дверях" (СЦ. 5, 16).

1885- "Мы стоим на пороге вечного мира" (СЦ. 5. 460).

1885 - "Перед нами простирается вечность. Завеса готова подняться" (СЦ.5. 464).

- В письме, датированном 7 декабря 1901 г., она заявила: "Из-за непокорности мы вынуждены оставаться здесь в этом мире еще много лет, как это было с сынами Израилевыми" (Евангелизм 696).

- Как восстание Корея быстро последовало за разочарованием в Кадес-Варни, так вскоре после Миннеаполисской Конференции Адвентистское движение столкнулось с отступлением. Подобно восстанию Корея, аналогичное отступление было прямым вызовом руководству Адвентистской Церкви. Руководимое доктором Джоном Харви Келлогом, оно бросило открытый вызов авторитету Генеральной Конференции и увлекло за собой известных лидеров, включая Джоунса и Ваггонера. Подобно тому, как суды Божьи и голос Моисея прекратили восстание Корея, так и суды, выразившиеся в уничтожении огнем наших учреждений в Батл-Крике и открытое обличение отступления Еленой Уайт, наконец, приостановило опасность, угрожающую церкви. (ИВ. 1, 193-208).

4. Почему задерживается время Второго пришествия? 2Петр. 3:9).

"В течение 40.лет неверие, ропот и восстания служили преградой для древнего Израиля, мешающей им войти в Ханаанскую землю. Эти же грехи препятствуют и современному Израилю войти в небесный Ханаан. В обетованиях Божьих нет никаких ошибок. Неверие, дух мира, непосвящение и разделения среди детей Божьих держат их в этом мире греха и скорби в течение стольких длинных лет" (Рукописи 4, 1883 г.).

"Если бы народ Божий осуществил Его цель, передав миру весть милости, Христос уже пришел бы на землю и святые получили бы приглашение войти в город Божий" (СЦ. 6. 450; 1883 г.).