Времена имеют свойство изменяться. |
Глава 1.Времена имеют свойство изменяться.Говорят, греческий писатель Гераклит очень давно сказал: "Мы входим и не входим в одну и ту же реку дважды". Позже Кратилл, который стал известен благодаря своему кривому пальцу, сказал, услышав Гераклитов афоризм: "Ха, да вы не сможете вступить в одну и ту же реку хотя бы однажды". Американский писатель Томас Вулф выразил ту же идею в заглавии своей известной новеллы Назад дороги нет. Все изменяется. Ничего не остается неизменным. Все, от мельчайшей атомной частицы до самого далекого квазара, все подвержено изменениям. На протяжении Средних веков этот трюизм был использован как самый основной аргумент в пользу существования Бога. Фома Аквинский писал в своей книге Summa Theologica: Существование Бога можно доказать на пяти примерах. Первый и самый существенный аргумент -- это движение... Все, что движется, должно быть приведено в движение чем-то иным. Если то, что двигает этот предмет двигается само, тогда оно также нуждается в том, что движет его, а то -- в другом двигателе и так далее. Но так не может происходить до бесконечности, потому что тогда не существует перводвигателя ("бесконечный регресс отвратителен для человеческого разума") и, следовательно, нет другого двигателя, в то время, как мы видим, что последовательные двигатели движутся только в той степени, в которой они движимы перводвигателем; это происходит точно так же, как и вещи передвигаются посредством руки. Таким образом, представляется необходимым дойти до перводвигателя, которым не двигало ничто, и этот перводвигатель представляется Богом (Anton C. Pegis, ed., The Basic Writings of Saint Thomas Aquinas, vol. 1, p. 22). Парадигма, в рамках которой Фома Аквинский приходит к подобным выводам, конечно заключается в предпосылке, что основное или "естественное" состояние вещей -- "покой". Поскольку, согласно логическому закону причинно-следственной связи, каждому результату должно предшествовать действие, по крайней мере такого же масштаба, как и этот результат, или больше, результат -- в данном случае движение -- требует присутствия перводвигателя, который сам по себе недвижен, то есть Бога. Интересно, но сегодня проповедуются совершенно противоположные идеи. Согласно современному пониманию вещей, если кому-то и удастся найти нечто, пребывающее в покое, ему прежде всего потребуется объяснить почему оно не в движении. Движение теперь принимается за основное, фундаментальное состояние вещей. С тех пор, как мы осознали, что доказать (как и опровергнуть, впрочем) существование Бога невозможно, прошло немало лет. Убежденность в Его существовании -- дело веры, основанное на свидетельствах для уверенности, но ему явно не хватает логических "доказательств". Позже мы еще поговорим о причинах такого положения дел. Но вместе с этим, факт вселенского движения, которым и является изменение всего -- это ощущаемая всеми реальность, для которой логические доказательства просто излишни. Отрицать это -- значит играть в философские игры. Это такой же факт человеческого существования, как и само сознание. Он самодостаточен. Но если мы верим, что Бог является Творцом всего сущего, нам придется признать, что изменения мира не только не нуждаются в доказательствах, но и являются благом, по той простой причине, что Бог все устроил именно так. Бог является Причиной изменений. Он является динамичным Богом. Таким предстает перед нами картина Бога в Писании, в противовес Аристотелевому Недвижимому перводвигателю, бесстрастному Богу, Который не может испытывать эмоций, учиться или вникать во что-либо. Многие христиане ранней церкви считали, что если Бог испытывает нечто подобное изменению, Его уже нельзя считать совершенным. Но Библия представляет нам Бога, Который творит, приходит посетить человеческие существа, кается (что бы ни значило это слово по отношению к Богу), откладывает разрушение Ниневии и изменяет Свои планы под влиянием изменившегося поведения человека. Послушайте. что Он говорит: "Иногда я Скажу о каком-то народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-то народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое перед очами Моими, и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его" (Иер. 18:7--10). Если Бог никогда не учится ничему новому, как следует понимать следующие слова? "Множество людей в мире становятся свидетелями этой жизненной игры, христианского сражения. Но это еще не все. Сам Монарх Вселенной и мириады небесных ангелов наблюдают за ходом событий. Они с нетерпением наблюдают, чтобы увидеть, кто достигнет успеха, станет победителем и получит венец неувядающей славы. С неустанным интересом Бог и святые ангелы отмечают каждое проявление самоотречения и самопожертвования и те отчаянные усилия, которые предпринимаются теми, кто проходит христианское поприще (Е. Уайт, Свидетельства, т. 4, стр. 34, 35; выделено нами). В довершение ко всему, труды Елены Уайт содержат множество утверждений о том, что христианская жизнь больше напоминает марш-бросок, чем стоянку лагерем. Заметьте, какие указания на изменения содержатся в следующих словах: "Когда бы дети Божьи не возрастали в благодати, они будут получать все более и более ясное понимание Его слова. Они смогут увидеть новый свет и красоту его священных истин. Так было в истории прошедших веков, и так будет продолжаться до конца мира. Но как только духовная жизнь начнет угасать, непременно появится тенденция к замедлению познания истины. Люди становятся удовлетворенными уже полученным светом, так что они не ощущают необходимости в дополнительном изучении Священного Писания (см. также Свидетельства, т. 5, стр. 463). Тот факт, что среди народа Божьего нет никаких споров и попыток доказать свою точку зрения еще не говорит о том, что мы все объединились на основании одной общей доктрины. Напротив, в таком случае есть все основания опасаться, что утеряна способность отличать истину от заблуждения. Когда при изучении Библии перестанут возникать новые вопросы, когда не будет никаких расхождений во мнениях, которые побуждали бы людей исследовать Писание самостоятельно с тем, чтобы убедиться в том, что они понимают и обладают истиной, среди нас, так же как и в древние времена появятся те, которые будут цепляться за традиции, не зная, чему поклоняются (Е. Уайт, Советы писателям и редакторам, стр. 38, 39; выделено нами). Нас освещает свет еще более яркий, чем тот, что освещал наших отцов. Бог не сможет принять или почтить нас, если мы будем исполнять то же служение и делать те же дела, которые делали наши отцы. Чтобы Бог принял и благословил нас как наших предшественников, мы должны подражать их верности и рвению, то есть использовать данный нам свет так, как они использовали свой свет, и делать то, что делали бы они, если бы жили в наши дни (Е. Уайт, Свидетельства, т. 1, стр. 262). Господь открывается нам во все возрастающем свете. Сегодня наши преимущества намного превышают те, которыми обладал народ Божий в древности. Мы обладаем не только великим светом, который был когда-то дарован Израилю, но имеем ещебольшее всидетельство безграничной благодати, данной нам через Христа (Е. Уайт, Наглядные уроки Христа, стр. 317; выделено нами). На нас возложена гораздо большая ответственность, чем на наших предшественников, ведь наши души освещает и свет, полученный когда-то ими, и свет, просиявший нам со страниц Слова Божьего (Е. Уайт, Великая борьба. стр. 164). И последнее утверждение. В Слове Божьем содержатся особые вести для каждого столетия. То, как Бог проявлял Себя по отношению к Своему народу в прошлом, должно привлекать самое пристальное наше внимание. Мы должны усвоить уроки. которые они преподают нам. Но вместе с тем, мы не должны успокаиваться на этом, потому, что Бог ведет Свой народ шаг за шагом. Истина постоянно развивается. (Как мы увидим позже, под этим выражением она имела именно то, то понимаем под ним мы). Искренний исследователь будет постоянно получать свет с небес. "Что есть истина?" должно стать нашим постоянным вопросом (Библейский комментарий АСД, Комментарии Е. Уайт, т. 2, стр. 1000; выделено нами). Согласно Е. Уайт, то же самое будет происходить и в жизни грядущей. Там (в небесах) бессмертные умы будут с неослабевающим интересом созерцать чудеса творческой работы Бога и таинства искупительной любви... Все способности будут развиваться, умножится каждый талант. Достижение знания не будет утомлять разум или истощать силы. Там можно будет осуществлять самые грандиозные проекты, претворять в жизнь самые возвышенные стремления, самые смелые планы. Но и после этого будут новые вершины, которые следует взять, новые чудеса, которые будут вызывать восхищение, новые истины, которые нужно постигать и новые объекты, требующие приложения сил ума, души и тела. И уходящие в вечность годы будут открывать все более глубокие и славные истины о Боге и о Христе. По мере умножения познания увеличивать любовь, благоденствие и счастье. Чем больше люди будут узнавать Бога, тем больше они будут восхищаться Им (Е. Уайт, Великая борьба, стр. 677, 678; выделено нами). Говорят, что ад -- это то место, где человек взбирается на высокую и прекрасную гору, приложив огромные усилия только затем, чтобы увидеть, что больше нет гор, на которые можно было бы взойти, или когда человек находит ответы на все вопросы и больше не остается нерешенных проблем. В противоположность этому небо -- место изменения и возрастания -- а иначе для чего же оно создано? Это приводит нас к необходимости сделать четкое разграничение между изменением как таковым, изменением в самом себе и изменением, которое по сути своей является ростом и развитием. Ранее мы уже говорили о динамичном отношении Бога к Его творению, к творению, в котором ничто не остается таким же, как было. Ничто? Не совсем. Существует одно исключение из правила вселенского изменения, всего одно исключение, которое, тем не менее не дает этим вселенским переменам превратиться в лишь другую форму вселенского хаоса. Вместе с указаниями на динамизм Бога, в Священном Писании есть тексты, говорящие о Божьей неизменности. Пророк Малахия записал слова Бога: "Я -- Господь, Я не изменяюсь" (Мал, 3:6), а автор Послания к евреям описывая Христа -- воплотившегося Бога говорит, что "Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же" (Евр. 13:8). Эти тексты тем не менее не означают, что Бог абсолютно "удален", "превыше" или "над" Его изменяющейся Вселенной. Нет. Внимание эти тексты привлекают к тому факту, что Он может гармонично относиться и изменяться в точности настолько, насколько нужно, потому что Он обладает качеством, которое всегда остается неизменным. Это качество -- Его неизменный характер. Несмотря на все изменения, которые происходят вокруг Него, наш Бог всегда остается любящим, милосердным и справедливым. Вторая часть текста из книги пророка Малахии говорит: "Я не изменяюсь, посему вы, сыны Иакова, не уничтожились". У них были все основания ожидать смерти как результата своих мятежных путей, но Бог всегда остается любящим, милосердным и справедливым. Вы всегда можете рассчитывать на то, что Бог проявит по отношению к вам любовь, поступит с вами справедливо и милосердно. Таким является Бог -- даже если Его любвеобильные, справедливые и милосердные действия иногда кажутся нам непонятными. Во всем этом есть очень важный момент. Вот в чем заключается отличия изменения, которые по сути своей являются ростом и развитием от тех изменений, которые представляют собой просто хаос. Рост и развитие требуют постоянства. Наше представление о дереве нельзя свести лишь к его корням, но оно продолжает жить и приносить плоды потому, что тесно связано с ними. Великий ученый Исаак Ньютон однажды заметил, что причиной того, что он может видеть дальше чем все остальные является то, что он стоит на плечах гигантов. Но это стало возможным именно благодаря тем плечам. Благодарность Богу за плечи наших гигантов-отцов Адвентистской церкви, благодаря которым мы можем видеть дальше, чем видели они. Но величайшим неуважением к ним, которое только можно себе представить, будет пренебрежение возможностью продвинуться хотя бы на дюйм выше того уровня, на котором они находились. Изменения хороши само по себе, но непостоянные изменения -- ничто. Ничего не может существовать без некоторой продолженности -- так, кажется, говорят даже физики с их теориями хаоса и прочим. Мы можем говорить о Вселенной а не о научной лаборатории (или, что еще хуже, о пустоте) именно благодаря вселенскому характеру нашего Творца и Источника жизни. В нашем многообразии может как раз и заключаться Его единство и об этом как раз-то и стоит подумать церкви, которая находится в кризисе самоопределения. Так что же изменилось или изменяется, становясь причиной кризиса самоопределения? Этот вопрос может показаться или тривиальным или заданным со всей серьезностью. Сразу хочу предупредить вас, что этот вопрос не касается поверхностного уровня обычаев, стиля жизни или даже технологического развития -- несмотря на ту важность, которую:, как кажется представляют для нас эти факторы. Единственным значением этих факторов можно считать то, что они являются индикаторами более глубинных процессов. На поверхностном уровне произошли поистине неслыханные изменения. Наиболее явными явились изменения в области информатики, сбора и хранения данных, накопительных систем и коммуникаций. Технологический уровень нашего мира примерно полвека назад выглядит почти мрачным средневековьем по сравнению с этим. Эти изменения повлияли на адвентистов так же, как и на всех остальных людей. В своей жизни я столкнулся с некоторыми из них. Когда я родился адвентистские миссионеры -- подобно всем остальным миссионерам в мире -- все еще добирались до своих жутко удаленных пунктов назначения на автомобилях неопределенной модели и еще более неопределенной степени надежности, поездах, кораблях, и наконец -- на повозках, пешими пробегами и тому подобными транспортными средствами. Для этих посвященных работников требовались буквально месяцы чтобы дождаться писем из дома, потому что тогда еще и в помине не было этих больших самолетов, спутников связи или телефаксов. Эти люди уходили с намерением остаться там навсегда. И иногда это и оказывалось так, когда они боролись с невыносимыми климатическими условиями, змеями, паразитами и непонятными обычаями. Они страдали от культурного шока (тогда еще не знали как это называется), от изучения зубодробительных языков. Они отдалялись от своих детей, потому что за это время те достаточной вырастали, чтобы пойти в среднюю школу, и не видели их буквально годами. В конце концов, если им и удавалось не погибнуть от одной из ужасающих, неизлечимых тропических болезней, они возвращались домой навсегда -- и попадали в мир, который уже давно оставил их позади, в мир новых идей, привычек и новых обычаев, согласно которым их домашняя церковь (члены которой, кстати, прекрасно справлялись и без них) выглядит мирской и безразличной к всемирной миссии.Испытывая вторую порцию культурного шока -- шока возвращения -- они стремились объединяться с теми, кто провел жизнь подобным же образом, чтобы хоть как-то заполнить пустоту, которую они ощущали без тех, кого они навсегда оставили на своих миссионерских полях. Произошли и другие перемены. Например, белые американцы, настойчиво старавшиеся навязать Третьему миру свои порядки, все более и более отчетливо понимают, что времена радостного принятия их в этих странах миновали. Сильные антиколониальные и националистические настроения в добавок к достаточно высокому уровню образования среди цветного населения (зачастую перебирающегося для этой цели за моря) и изобилие, в котором живут высшие классы в некоторых из этих стран уже практически свели на нет влияние заморских переселенцев, а их самих сделали не вполне желанными гостями. Все это превратило поток ревностных молодых миссионеров в тонкую струйку по сравнению с прошлыми временами. Те, кто все-таки едет за моря, как правило на короткий срок, являются не более чем специалистами в отдельных областях знаний. Зачастую это пенсионеры, получившие специальное образование, или студенты колледжей, которым не терпится поискать приключений и проникнуться ощущением собственной значимости, недолго играя в миссионеров в дальних странах, о которых они мечтали еще в детстве. На административных постах представители национальных меньшинств также берут быка за рога. Вследствие сложившейся демографической ситуации (теперь весьма небольшой процент членов церкви проживает в Северной Америке), это просто вопрос времени, когда цветной человек из Третьего мира сядет за тем столом в доме No12501, Олд Коламбиа Пайк, Силвер Спринг, Мэриленд (хотя думается, что гораздо больше времени потребуется для того чтобы мы могли свыкнуться с мыслью о ней на этой должности). Перемены, которые произошли в адвентистском медицинском служении за морями, тоже весьма показательны. Бывали времена, когда адвентисты могли очень гордиться своими "драгоценностями", рассеянными по всему Востоку и даже до края земли -- нашими миссионерскими госпиталями. Мы были известны по всему миру благодаря нашим учреждениям подобного рода. На самом-то деле, в некоторых кругах только этим-то мы и были известны.Чиновники Американского Госдепартамента и туристические агентства советовали американским туристам и всем остальным, что буде случится с ними какая-нибудь медицинская нужда где-то на краю света, например, в Бангкоке, Рангуне или Сингапуре, лучшим местом где преклонить голову окажется ближайший адвентистский госпиталь. Высшие слои местного населения тоже хорошо знали нас, а в некоторых местах адвентистский госпиталь являлся единственным оазисом западного здравоохранения на целые страны. Все это складывается в захватывающую историю, не менее захватывающую, чем судьбы людей, которые все это совершили! Но теперь все это выглядит по крайней мере бледновато. О да, некоторые из них многого добились -- немногие. Но западная медицина внедрилась в эти страны при поддержке, спонсировании со стороны государства. Согласитесь, не так-то легко оснастить маленький старенький миссионерский госпиталь новехоньким зданьицем на улочке, оборудованным самой новейшей медицинской техникой, на которой работают местные жители, которые прошли курс прекраснейшей подготовки за тем же морем, и в котором все приспособления, включая и медикаменты -- произведения искусства. В некоторых местах все, что говорит в нашу пользу заключается в нежной и любвеобильной заботе, которая, впрочем всегда была визитной карточкой христианского госпиталя (это все еще сила, с которой надо считаться) да в изредка мелькающем белом лице, которое напоминает людям (по крайней мере старшего поколения) о былых временах. Методы миссионерской работы здесь, на родине, изменились еще больше. В те давние дни церковный рост в Северной Америке происходил в основном за счет массовых евангельских программ. Местный пастор и его команда, иногда евангелист из местной конференции проводили подготовку к кампании, наводняя окрестности пригласительными буклетами (зачастую весьма мрачными), устанавливая палатку, привезенную из конференции на свободном месте, по возможности как можно ближе к центру города, вывешивая бросающийся в глаза рекламный щит и ожидая огромных толп, в стечении которых они вообще-то и не сомневались хотя бы по той причине, что их шоу было единственным в городе. Аудитория, как правило, состояла из верующих в Библию и посещающих церковь людей. Конечно, большинство из них имело весьма смутное представление о том, что на самом деле представляла собой Библия, за исключением, может быть некоторых самых известных историй, поэтому если евангелист доказывал что-то на основании Библии, как правило это их убеждало. Местные же пасторы (в большинстве своем протестантские) могли более или менее успешно предостерегать свою паству по утрам в воскресенья, дабы та не попала в сети адвентистов, летящих на крыльях ночи, и даже предлагали свою интерпретацию спорных текстов, которые использовались адвентистами. Некоторые из них были настолько недалекими, что вовлекали евангелиста в публичные диспуты, которые они, естественно, не могли выиграть, если твердо держались Библии короля Якова. Вот это были деньки! (В своей замечательной книге Those Happy Golden Years Мариам Вуд прекрасно описывает этот период времени). Дни, наполненные трудностями, особенно для миссионера-студента-медика и его молодой супруги, которые были прикреплены к евангелисту, но это были дни приключений, восторга и значимости. Они были народом Божьим, Остатком, истинной церковью, посланной чтобы завершить работу в этом мире. Я был студентом-миссоннером в то время. Еще мальчиком, я помогал в работе евангелисту, который приезжал в наш город,. На меня лаяли соседские собаки, когда я проходил по вверенной мне территории, распространяя пригласительные на еженедельные встречи. Я помогал рассыпать опилки, которые покрывали пол в миссионерской палатке, устанавливать лавочки или стулья и управлялся с проектором, который показывал этих жутких зверей из Данииловых пророчеств. Позже я окончил миссионерские курсы в Тихоокеанском Унионном колледже (тогда еще не было семинарии там) и меня пригласили работать в штате Юта в качестве поющего евангелиста, не меньше. Это было время Второй мировой войны и евангелист делал поразительные успехи, иллюстрируя военными сводками Армагеддон и ему подобные события. Война также давала темы для притягивающих внимание плакатов, наклеенных на витрину магазина, которую мы случайно арендовали. Конечно, потом были и другие евангельские кампании, но почему-то эту я запомнил более всего. Потом пришло телевидение и телеевангелизм, и мир уже никогда не будет таким, каким он был до этого. Как вы собираетесь управлять вниманием людей и привлекать их на собрание после того, как они увидели что такое телевизор? Чтобы выжить, евангелистам приходится поклоняться Голливуду и Мэдисон Авеню точно так же, как и всем остальным. После этого появилась и Семинария и семинарии, миссионерские школы, средние школы, ученые степени и высшее образование. принесшее большую точность и понимание истины посредством не столько авторитета, сколько исследований. Церковь выросла и стала скучной, по крайней мере для тех, кому нравится петь и танцевать. Удивительно ли это? Нет, но это определенно не так как было. Кто-то непременно скажет, что это отличие заключается больше в стиле, чем в сути. Возможно, это и так. Мы еще поразмыслим над этим. Но пока мысль ясна и не оставляет сомнений -- времена имеют свойство изменяться.
|