Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 07 ноября 2024
ОТ ИЕРИХОНА ДО ГАЯ PDF Печать Email

 

В определенном смысле можно сказать: прибытие в обетованную землю не знаменует собой окончания борьбы, — что вроде бы нарушает аналогию между движением Израильского народа и современным адвентистским движением. Мы привыкли считать, что переход через Иордан и торжественное прибытие в обетованную землю означает окончание работы Божией на земле и пришествие Христа. Поскольку речь идет о сравнении двух движений, вероятно, это так и есть. Но можно рассматривать проблему и в личном аспекте. Даже человек, верой вступивший в духовный Ханаан, может продолжать колебаться. В этой главе речь пойдет не только о сравнении двух движений, но и об уроках личного плана, которые необходимы каждому.

«Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» (Ис. Нав. 5:13 —15).

Иерихон представлял собой одну из самых мощных, укрепленных, и грозных крепостей в Ханаанской земле. Иисус Навин не решался без указания Божия продвигаться дальше ни на один шаг. История повествует, что он покинул лагерь и, найдя подходящее место, воззвал в молитве к Господу, желая знать Его волю относительно дальнейшего плана действий. Мы полагаем, что вождю Израильского народа явился Сам Христос, хотя Писание не называет Его здесь этим именем.

«Иерихон заперся, и был заперт от страха сынов Израилевых; никто не выходил из него и никто не входил. Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных» (Ис. Нав. 5:16— 6:1).

Иерихон находился в обетованной земле. Но в план Божий никогда не входила война израильтян за землю. С их стороны требовалось лишь полное послушание Божественным указаниям. И в падении Иерихона мы видим классический образец повиновения советам Господа.

Господь руководил Иисусом Навином, а тот, в свою очередь, вел народ. Он в точности следовал полученным указаниям. Сорок лет назад Бог хотел дать израильтянам не только Иерихон, но и всю Ханаанскую землю, но не смог этого сделать из-за их беззакония. И мы видели, как на протяжении всех сорока лет колебалась их вера, подобно морскому приливу и отливу. Священное Писание описывает людей, борющихся, страдающих, умирающих, старающихся научиться одному — уроку Иерихона и Гая, уроку самоотречения и полной зависимости от Бога.

Знаете ли вы, что человек, следующий за Иисусом Христом и имеющий самые близкие отношения с Ним, находится уже в обетованной земле и испытывает атмосферу неба? «Когда через Христа мы входим в Его покой, уже здесь для нас начинается небесная жизнь... Таким образом, пришествие Христа даст нам лишь вечную жизнь. Небо — это непрерывное приближение через Христа к Богу» (Желание веков, стр. 331).

Если вам понятно, что значит каждый день приходить к Богу в молитве и исследовании Его Слова, тогда для вас небо уже началось. Но это не означает, что конфликт между добром и злом закончился. Борьба Христа продолжается. Он одержал победу на кресте, и в определенном смысле мы тоже победили благодаря Иисусу и Его подвигу. Но Христос не хотел бы видеть нас победителями только в этом смысле слова. Наша победа на небесах имеет значение только тогда, когда мы каждый день радуемся победе, которую одержал за нас Иисус. Продолжающаяся борьба между добром и злом свидетельствует о том, что мы должны постоянно делать это.

Обратите внимание на то, что для Израильского народа борьба не закончилась после того, как они вошли в обетованную землю. Они вошли в Ханаан, но не покорили его. Судя по всему, когда они взирали на укрепленные города и крепости, стены которых, казалось, достигали небес, последующая борьба за обладание этой землей, очевидно, представлялась им трудной и долгой. Многому можно научиться у израильтян.

Прежде всего, заметьте, что Иисус Навин пал на колени пред Христом и одержал победу над Иерихоном еще до того, как разыгралось сражение. Так же и в христианской жизни. Реальную победу над каждым искушением мы всегда одерживаем до того, как оно возникнет. Мы не победим искушение, если начнем борьбу лишь тогда, когда вплотную встретимся с ним.

Искушение можно преодолеть или только заранее, или никогда. Не бывает так, что неожиданно человек сталкивается с дьяволом и тут же чувствует помощь силы Божией. Божественная сила и проявление ее должны быть известны ему заранее. Если человек не подчинил себя Иисусу к моменту появления дьявола с его хитроумными ловушками, для него мало шансов не запутаться в них. Хорошо, если, упав в грязь греха, он покается и вернется к Богу. Конечно, такая возможность есть. Но Господь желает, чтобы каждый сразу избрал тот путь, которым был взят Иерихон.

Иисус Навин получил указания относительно дальнейших действий. С точки зрения человеческого разума они кажутся абсурдными. Можете ли вы нарисовать в своем воображении множество вооруженных людей, организованным порядком шагающих вокруг города? Представьте их внутреннее состояние. Борьба для них заключалась не в трудности военных действий, а в том, чтобы не ударить по врагу. Какая древняя армия, марширующая вокруг крепости, смогла бы удержаться от жестокого соблазна выхватить луки и стрелы и сразить, по крайней мере, тех, кто открыто стоял на крепостной стене? Но нет, все, что они могли делать, — это ходить вокруг города и смотреть. Они не должны были даже переговариваться.

«Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших...» (Ис. Нав. 6:9).

В известном смысле народ, обходящий Иерихон в течение шести дней, изо дня в день, совершал своего рода ритуал утреннего посвящения Богу. Наконец наступил седьмой день. Семь раз обошли они город. «Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена города до своего основания» (Ис. Нав. 6:19).

Один ученый, преподающий в военной академии, привел как-то на занятии пример из Библии. Он рассказал о необычных маневрах у стен Иерихона и отозвался об Иисусе Навине как о хитром и умном стратеге. Вождь Израиля применил своего рода психическую атаку. Конечно, отрицать этого нельзя. Должно быть, защитники города действительно находились в паническом страхе.

Представьте, что бы вы испытывали, если бы находились в тот момент в Иерихоне. Но дальше этот преподаватель военного искусства излагает все так, как будто Иисус Навин вполне объяснимым методом заставил стены рухнуть. Он приказал воинам дуть в трубы, которые, вероятно, были настроены на определенную высоту. Говорят, что известный итальянский певец Джованни Матинелли мог расколоть стакан, подобрав звук с колебаниями определенной амплитуды. Иисус Навин также якобы знал ту частоту звука, которая, при одновременном звучании множества труб, заставит рушиться камень.

Можно найти много подобных объяснений этому событию, но мы знаем, что Иерихон был разрушен небесным воинством, и принимаем этот факт на веру.

Ангелы сокрушили городские стены, и, очевидно, это было нетрудно для них. Со стороны человека требовалось лишь повиновение Божественным указаниям. В условии оговаривалось, что израильтяне не должны были идти приступом на город и атаковать его. Все, что от них требовалось, — воскликнуть и воздать Богу славу. «Израильтяне добились успеха не силой своих армий. Победа полностью принадлежала Господу... В сознание израильтян нужно было вложить мысль, что в завоевании Ханаана им не нужно сражаться за себя; они должны быть орудием для исполнения воли Божией» (П. П., стр. 491).

«Орудие или инструмент — покорная вещь в руках рабочего, крестьянина, солдата. Топор имеет значение лишь тогда, когда он находится в чьих-то руках. Кисть художника творит чудеса на холсте, потому что она в руках мастера. Доверие Богу вовсе не означает, что человек должен сидеть сложа руки. От него зависит многое, он — орудие Божественной силы и власти. Народ, окружавший Иерихон, не бездействовал. Нельзя сказать, что от Израиля требовалось лишь пассивное созерцание. Все их усилия заключались в проявлении веры в Бога и совершаемую Им через них работу. Сказано, что при завоевании Иерихона Бог хотел, чтобы народ научился полностью полагаться на своего Небесного Вождя» (там же, стр. 493).

Научились ли вы этому? Смогли ли вы, став христианами, взирать только на Бога и полагаться только на Его силу? Не исчезли ли постепенно эти опыты из вашей жизни? Как легко (даже если мы и не хотим этого) полагаться на свои силы сразу же после проявления в нашей жизни присутствия и силы Божией. Как раз это и произошло в истории с Гаем.

Гай представлял собой небольшой городок на западе от Иерихона, насчитывающий двенадцать тысяч жителей. Чтобы осмотреть город, Иисус Навин послал несколько разведчиков. Вернувшись, они доложили, что двух-трех тысяч солдат будет вполне достаточно, чтобы взять город. Посылая людей, Иисус Навин на этот раз не вышел за территорию лагеря, чтобы помолиться и спросить у Бога совета.

«Блестящая победа, которую одержал для израильтян Господь, вызвала самоуверенность в их сердцах. Так как Бог обещал им земли Ханаана, они чувствовали себя уверенными и перестали думать о том, что только помощь Божия гарантирует им успех. Даже Иисус Навин разработал план захвати Гая, не спросив совета у Бога» (там же, стр. 493).

Многим из нас нельзя доверить силу и власть. Это может послужить причиной нашей же гибели. Иисус Навин — великий человек, преемник самого Моисея — не выдержал простого испытания, хотя и пережил немало опытов. Почти все спотыкаются на гордой мысли — «я сделал это».

Несколько тысяч человек пытались осадить город. А это никогда не входило в планы Божий. Жители Гая внезапной контратакой обрушились на евреев, и они, подобно перепуганным кроликам, бросились врассыпную по склону холма. Самоуверенность привела к гибели тридцати шести человек.

Иисус Навин как военачальник мог бы сказать: «Мы ошиблись в расчетах и недооценили силы противника. Пошлем больше войск, применим другую тактику». Нет, согласно Священному Писанию, Иисус Навин «пал лицем своим на землю» пред Господом. Понимая всю трагичность произошедшего, он признался в том, что полагался только на собственные силы.

Еще один интересный момент можно отметить в этой истории. В шестой главе Книги Иисуса Навина речь идет о «заклятии» города. Бог не хотел, чтобы после взятия Иерихона народ взял из города что-то для себя. Поэтому Иисус Навин сказал: «Город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу». Из контекста ясно, о чем идет речь: город и все, что в нем находилось, должно быть посвящено Господу как результат победы Божией. Никто не должен был присваивать себе лавры Божьей победы. Но кое-кто все-таки сделал это.

Ахан был из числа тех, кто перешел Иордан. На его глазах расступались воды реки в разгар половодья и рушились стены Иерихона. Но, несмотря на такое явное проявление силы Божией, он все-таки взял из «заклятого» города серебро, слиток золота и прекрасную Сеннаарскую одежду. Это была одна из причин, но не единственная, по которой пострадал весь Израильский народ. Помню, как когда-то у меня создалось впечатление, что именно из-за Ахана израильтяне потерпели поражение при Гае. Но фактически оно было вызвано тем, что воины, их начальники, да и сам Иисус Навин полагались на себя.

В духовном смысле сам Иисус Навин взял из «заклятого». Мы не должны брать серебро, золото, одежды у Бога, потому что тем самым мы обворовываем Его. Только ради успеха дела Божия мы можем требовать к себе внимания и почета.

Допустим, у человека небывалый успех в деле Божием. В одном большом городе он привел ко Христу тысячу душ. Если бы это случилось, я уверен, что каждый бы усмотрел в этом работу Святого Духа, и миссионер, посылая в журнал свою фотографию вместе с фотографией тысячи новообращенных, вряд ли задумывался над тем, что это искушение. Каждый должен узнать о необычайном успехе работы Божией.

Я не думаю, что мы должны возлагать на Ахана всю вину за поражение при Гае. Однако он является полной противоположностью Иисусу Навину. Когда вождь Израиля осознал все происходящее и понял, что полагался только на себя, то пал в покаянии на землю и воззвал к Богу. Ахан же, увидев причину поражения, промолчал.

Тогда Господь дал указание, и народ стал бросать жребий. На глазах Ахана вернулись в лагерь разбитые войска. Он видел, как страшно скорбит Иисус Навин, и слышал также разговоры о том, что кто-то в их стане совершил страшное преступление. Но ничем не выдал себя. Жребий пал на колено, к которому принадлежал Ахан. Затем снова бросили жребий. Выпало племя, куда входило семейство Ахана. Еще раз — и жребий пал на семью Ахана, на его шатер. Но он по-прежнему стоял и молчал. Ахан в открытую выступил против Бога. Он не чувствовал разницы между добром и злом, поэтому не испытывал ни малейшего сожаления о соделанном пред Господом. И праведные иногда впадают в грех, но они умеют со смиренным сердцем пасть на колени и покаяться. Нечестивые же, творя зло, гордо поднимают голову и бросают на Бога взгляд, полный презрения к Его авторитету.

Наконец, когда жребий указал на Ахана, Иисус Навин попросил его исповедаться. И только тогда Ахан признался в содеянном. Но что он сказал? «Я увидел золото, серебро и эту прекрасную Сеннаарскую одежду». Если бы я оказался на месте Ахана, не думаю, чтобы в тот момент я назвал одежду прекрасной. Я смотрел бы на нее, как на самую безобразную. Придет день, когда многие признают Иисуса Господом, но будет слишком поздно. Исповедание будет выжато из них безысходностью положения, а не покаянием, идущим из глубины сердца.

Тогда израильтяне схватили Ахана со всем, что ему принадлежало, в том числе всех домашних и детей, и побили их камнями. Затем они «сожгли их огнем, и наметали на них камни» (Ис. Нав. 7:25).

«Не задумывались ли вы над тем, почему наказанию Господню подверглись те, кто так или иначе был связан с Аханом? Потому что они не были воспитаны в послушании Закону Божию. Родители Ахана воспитали своего сына так, что для него ничего не стоило преступить повеления Божий. Ведя распутный образ жизни, Ахан развратил и своих детей. "Яблоко от яблони недалеко падет", поэтому наказание, которому вместе с Аханом подверглись и его родственники, свидетельствует о том, что в грех были вовлечены все» (Р. В. Д., стр. 234).

Удивительно отношение Бога к тем, кто после стольких лет блужданий пересек наконец-то Иордан, однако по-прежнему продолжал надеяться на себя. Сколько любви Божией проявлено здесь! Даже Иисус Навин в одном доверяется Богу, в другом — полагается на себя. Тот же самый урок мы никак не можем усвоить и сегодня. А он так прост! Нужно только полностью полагаться на Бога, а не на себя, и предоставить возможность Самому Богу совершить Свой великий труд. И хотя мы так медленно усваиваем этот урок. Господь крайне терпелив к нам.'

«Есть люди, которые познали всепрощающую любовь Христа и действительно желают быть детьми Божиими; но они сознают, что характер их несовершен и жизнь порочна. Таким людям я желаю сказать: не отчаивайтесь. Нам приходится часто склоняться и плакать у ног Иисуса о своих недостатках и ошибках, но мы не должны падать духом. Даже если мы побеждены врагом, то все же не погибли, не покинуты и не отвергнуты Богом. Нет, Христос перед Богом ходатайствует за нас... Если вы только захотите подчиниться Ему, то Он, начавший в вас доброе преобразование, "будет совершать его даже до дня пришествия Иисуса Христа". Молитесь усерднее, верьте более глубоко. Разочаровавшись в собственных силах, давайте доверимся силе нашего Искупителя, и мы прославим тем самым Спасителя нашего и Бога» (Путь ко Христу, стр. 64).

Пережили ли вы в своей жизни разочарование в собственных силах и доверились ли окончательно силе Божией? Так было в жизни Иакова, так было и в жизни Иисуса Навина. Но значит ли это, что мы должны свернуть свои палатки и сидеть сложа руки? Нет.

Некоторых волнует вопрос: но что же делать с аханами? Наиболее фанатично настроенные восклицают: «Вот в чем причина наших неудач! Вот в чем заключается сегодня проблема церкви! Вот в чем причина того, что дело Божие не завершено!» Я лично знаю некоторых из них, знаю, чем они занимаются. Может быть, нам следовало бы провести широкое собрание и изгнать их из церкви. Тогда мы, вероятно, имели бы благословения Божий. Но обратите внимание на следующее замечание: «Когда церковь переживает трудности, когда в ней уживаются холодное безразличие и духовное брожение, дающие повод торжествовать врагам народа Божия, тогда пусть каждый член церкви, вместо того чтобы складывать руки и оплакивать свое несчастное положение, задаст себе вопрос: "Нет ли Ахана в лагере?" Это прозвучит как сигнал к атаке, и мы избавимся от всех аханов». Но не забывайте прочесть дальше, следующее предложение: «Со смирением и исследованием своего сердца пусть кажды и обнаруживает свои тайные грехи, которые лишают его присутствия Божия» (Патриархи и пророки, стр. 497).

Кто же те аханы, которых нам следует искать? Это мы. И у нас вовсе нет призвания к продолжению средневековой охоты за ведьмами. Посмотрите в духовное зеркало на себя.

И все же Бог во все века оставался долготерпеливым. Священное Писание излагает историю Израиля со времени взятия Иерихона до определенного ему конца как избранному Богом народу.

В эту историю вошли яркие имена таких великих людей, как Гедеон, во всем доверявшийся Богу, Самсон — одна из загадочных личностей в Библии, творивший силой Господней невероятнейшие дела. Кажется, что такое длительное время Бог не должен был оставаться столь терпеливым по отношению к народу, постоянно искушавшему Его. Давид всецело полагался на Бога в юности, а потом впал в великий грех. Илия, стоя на вершине горы Кармил напротив Вааловых пророков, призывает с неба огонь и, пребывая с Богом, одерживает блестящую победу. Но позже он семь раз вынужден был молиться, чтобы пошел дождь. Бог не мог ответить на его молитву сразу, потому что после победы на горе Кармил Илия стал несколько самоуверенным и поэтому в случае с дождем мог приписать часть заслуг себе. Царь иудейский Иосафат со своей армией, положившись всецело на Бога, одержал необычную победу над врагом, даже не вступая в бой. Но это были лишь отдельные случаи.