Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Библиотека адвентиста Омега. ГЛАВА 1. «Я помогла, если бы смогла»
ГЛАВА 1. «Я помогла, если бы смогла» PDF Печать Email

 

1 января 1900 года Е. Вайт встала рано утром, что было ее уже давно установившейся привычкой, - обтерлась губкой, оделась и быстро направилась к креслу, в котором обычно работала. Ранние утренние часы во многих отношениях являются наилучшими часами, свободными от суеты, и даже если ее ранний подъем часто был причиной бессонной ночи, она научилась, как извлекать наибольшую пользу из создавшейся ситуации. До завтрака она обычно проводила за работой уже несколько часов.

В тот день мысли Е. Вайт были поглощены одной неотступной проблемой, которая последние несколько лет являлась причиной ее беспокойства. Где проводит Адвентисткую медицинскую работу доктор Кэллог? Он был старым другом, проводившим много времени в ранние годы в семье Вайт, и она обычно писала ему «как мать пишет своему сыну».

И все же в последнее время тревожные события происходили в Бэтл Крике. Они, казалось, служили предзнаменованием беды. Во-первых, несмотря на ее многократные настоятельные советы, город превратился в большую, трудно поддающуюся контролю Адвентисткую колонию. В течение уже нескольких лет она предупреждала об опасности концентрирования средств и талантов в одном месте, и все же в 1900 году в городе явно ощущалось преобладание адвентистких учреждений. Близь крутых склонов реки Каламазо размещались строения издательства Ревью Энд Геральд, чья администрация ввела в обычай печатать почти любого заказчика, платившего за работу. Через квартал от издательства располагалась так называемая «Десятицентовая палатка», дававшая возможность разместиться под ее крышей собранию в 3400 человек. Здесь каждое субботнее утро изучали Священное Писание 173 класса Субботней Школы. Группировки в церкви боролись за власть и некоторое, правда не продолжительное время, фонды десятины были фактически направлены для покрытия текущих церковных расходов. Далее, на протяжении полутора километров находилось здание Генеральной Конференции, Бэтл Крикский колледж, расстраивающаяся фабрика по изготовлению продуктов питания, приют для сирот и тысячи адвентистов так заселили этот район, изобиловавший спекулянтами недвижимым имуществом, что в свою очередь забавляло (а иногда даже вызывало раздражение) местных жителей, называвших эту территорию «Адвентистким приисковым лагерем».

Подчеркивающим малые размеры всех находившихся вблизи зданий возвышался построенный в Викторианском стиле целый комплекс сооружений, носивший название Бетл-Крикского санатория. Он простирался почти на 320 метров вдоль по Вашингтон стрит, где тысячи служащих стали видеть свое призвание лишь как выгодный путь для зарабатывания денег. Для церкви, основанной на личном служении, это была опасность, которую едва ли можно было переоценить. Это значит, что одна из главных составных частей церкви умирала.

В течении нескольких лет предчувствия в отношении Бэтл Крикского санатория были отмечены беспокойные предпосылки к тому, что это огромное учреждение может выйти из под контроля церкви. Доктор Кэллог уже показал, кто он есть на самом деле и на что он способен. В 1895 году он основал Американский Медицинский Миссионерский колледж и начал отделять его от церкви. «Это не сектантская школа», - провозглашал он, и «сектантским доктринам» здесь обучать не будут.

К тому времени санаторий был самой большой силой в церкви, и если Адвентисткая Церковь желала надежно защитить будущее своего самого большого учреждения, то рано или поздно она должна была бы иметь дело с Джоном Харви Кэллогом.

Доктор Кэллог был энергичен, невысокого роста человеком, в последние годы жизни стремительно передвигавшийся по Бэтл Крику в белом костюме и коротких гетрах и, как сообщали, на работу ездил на велосипеде, часто диктуя необходимую переписку запыхавшемуся секретарю, бежавшему рядом с ним. Он был сложным и пленяющим по характеру человеком, обладавшим прирожденным даром к медицине и устрашающими приказаниями. Это был человек, который мог плакать в кругу верующих, читая письмо Елены Вайт, и который затем обвинял ее в плагиате. Доктор, казалось, мог все, за исключением противостоять искушению вести Бэтл Крикский санаторий и всю медицинскую работу вниз по неизвестному пути, намеченному своим собственным воображением. В течение многих лет Е. Вайт переписывалась с доктором, упрашивая его прекратить разработку тщеславных своих проектов в Бэтл Крике и посылать излишки средств на поддержание работы во всемирном поле, особенно для крайне нуждающихся новых полей Австралии, где недостаток денег ставил в отчаянное положение всю работу. В ответ она получала странные заявления, что согласно занимаемому санаторием положению, исключается всякая возможность посылки денег из штата Мичиган. Это был наивный аргумент, могущий ввести в заблуждение того, кто не знал возможностей законных операций с деньгами. Все это было отчетливо ясно для Е. Вайт, видевшей пророческим оком обшитые панелями конторы адвокатов, расчетливые глаза, тщательно изучающие документы и спокойно сидевшего энергичного маленького человека в белом костюме, в то время как адвокаты выполняли свою работу. Его голова была чуть отклонена назад, а пальцы слегка барабанили по подлокотнику кресла. «Мне были представлены дела, наполняющие мою душу острой болью», - писала она в 1898 году. «Я видела людей, тесно объединившихся с юристами, но Бога не было в их обществе... Мне поручено сказать, что вы не находитесь под вдохновением Духа Божия».

Время, в которое было произнесено это свидетельство поразительно. Кэллог только что с большим коварством сумел переоформить документы санатория, изменив так формулировки, что позволит в один прекрасный день проголосовать за выход санатория из церкви. В 1897 году истекал тридцатилетний срок договора на санаторий. По закону штата Мичиган объединение должно быть распущено, его активы проданы и сформирована новая ассоциация. Если кто-то желал ввести структурные изменения во время этого акта, то это было блестящая возможность, и Кэллог не упустил воспользоваться ею.

Первого июля 1898 года прокурор С.С. Хурлбург и небольшая группа заинтересованных лиц собрались в зале суда города Маршалл, штат Мичиган, где были проданы активы санатория группе лиц, возглавляемой доктором Кэллогом. В свою очередь они организовали новую корпорацию, приняли уставные нормы и выпустили новые акции. Это необходимо было сделать, чтобы санаторий мог продолжать свою деятельность, и Генеральная Конференция утвердила необходимость свершения всех законодательных актов. Для поверхностного наблюдателя казалось, что как будто гничего не произошло, всего лишь были соблюдены формальности; но те, кто потрудился прочитать новые уставные нормы корпорации, увидели скрытые возможности зловещих измерений. Владельцами акций ранее могли быть только адвентисты, теперь же они были доступны для приобретения любому человеку, соглашавшемуся поставить свою подпись и ручаться, что санаторий будет «не религиозным, не сектантским, а гуманитарным и филантропическим». Для тех, кто протестовал против такой формулировки у Кэллога уже был готовый ответ: «Это просто соблюдение формальностей для того, чтобы наша корпорация могла «пользоваться всеми преимуществами законов штата».

К 1906 году острые клыки капкана станут видны уже явно. Приближаясь к разрыву с церковью доктор провозгласит, что устав корпорации запрещает любую сектантскую или религиозную деятельность в санатории и он с вызовом заявит церкви о его величайшей мечте, которая должна осуществиться на берегах реки Каламазо: «Церковь не должна обладать собственностью и никогда не может обладать ею, ибо собственность принадлежит обществу».

И вскоре доктор Кэллог предложит новую идею, явно более дальновидную, чем что-либо до этого он мог придумать. В нескольких словах эта идея состояла в следующем: это было предложение , чтобы каждый принадлежащий церкви санаторий в Америке, где бы он ни находился, полностью был связан и починен контролю Бэтл Крика.

Он вскоре объявит, что «Медицинско-Миссионерский Совет разработал план, согласно которому необходимо соединить вместе наши различные санатории вместо того, чтобы создавать совершенно независимые корпорации. Там, где организовывается санаторий... необходимо учредить вспомогательные ассоциации, которые бы были неразрывно связаны с Бэтл Криком».

Это была та идея, которой будут решительно противостоять Е. Вайт и руководители церкви, но в то время преданные Кэллогу люди расхваливали проект, сливаясь в стройный хор голосов, ибо Бэтл Криксий санаторий начал привлекать людей, разочаровавшихся церковью. Многие из них были одаренными людьми, опытными в теологии и медицине. Некоторые путешествовали и проповедовали с Е. Вайт. По крайней мере один был автором гимнов, которые в ранние годы церкви укрепляли дух адвентисткой вести. Некоторые из этих «не согласных», как говорили, снабжались деньгами из богатой кассы санатория - и эти же люди начали собирать материал для книги, обвиняя Е. Вайт как обманщицу. Выдающиеся личности начали выступать с растущей дерзостью, возвещая о великом преобразовании в церкви, о новой структуре, новых целях и целиком новой миссии.

Между тем, мало-помалу незаметно, находясь под защитой капитала Бэтл Крика и способностью Кэллога убеждать в правильности своего мнения, децентристы стремились достигнуть цели, еще тщательно скрытых от всех, за исключением 72-летней женщины, находящейся в Австралии, и человека в белом костюме, обладавшего силой убеждения, не поддающейся объяснению на общедоступном человеческом языке.

Это была именно та проблема, обременявшая Е. Вайт в то время, когда солнечные лучи первого дня нового года согрели хмурое небо над Куоранбэнгом. Сильная правая рука церкви - медицина - так необходимая, чтобы сломить предубеждения, и открыть двери для адвентисткой вести, оказалась безралостно отделенной от основного тела адвентисткой идеи. Е. Вайт взяла чистый лист бумаги, обмакнула перо в чернила и слова начали обретать форму. Она писала президенту Генеральной Конференции Джорджу Ирвингу: «Дорогой брат Ирвинг... Опасайтесь доктора Кэллога. Он не следует тому совету, который дается ему».

Тысяча девятисотый год. Возможности для окончания Божьей работы никогда не были такими благоприятными. Во-первых, вся земля находилась почти полностью в состоянии мира. Он Майна до Манилы, от Парижа до Кантона - почти везде можно было ехать с проповедью Евангелия даже без паспорта. Проявлялся большой интерес к вести о здоровье людьми, в большинстве случае никогда не слышавших о ней. Они стремились к упражнениям на открытом воздухе и предавались, не находя ответа всеобщему увлечению велосипедом.

Малое число счастливчиков, которые могли добраться до Бэтл Крика, приходившие туда тысячами, восхищались даже частичным видом истины, не подозревая о закулисной борьбе. Неустанно трудящиеся ангелы сделали все, чтобы Небо могло помочь в приготовлении мира для адвентисткой вести. Великая весть Позднего Дождя, победа во Христе была открыта. В Америке был введен национальный закон о воскресном дне, и его широкое обсуждение походило на вскипание масла в сковороде, побуждая беспечного верующего к новой жизни. Как непростительно беспечно было упускать такую возможность, но все же это произошло. Бэтл Крикский санаторий находился на пути отделения от церкви, его средства использовались не правильно, его статусом манипулировали. Редакция журнала Ревью энд Геральд принимала для печатания любую литературу. Содержание некоторых изданий было таково, что Е. Вайт боялась, что даже рабочие, случайно читавшие текст во время набора шрифта, находились в опасности.

Основы вероучения церкви начали подвергаться нападкам: подвергалась сомнению истина о природе Бога, подвергалось сомнению именно то, о чем предупреждала Е. Вайт - истина о Небесном Святилище. Отчаявшись защитить церковь от опасности, едва сознавая как это сделать, она предупреждала родителей-адвентистов держать детей подальше от Бэтл Крика, где они оказаться быть «захваченными порочащими измышлениями... научены не доверять нашим служителям и самой вести».

Последние лучи солнца покидали Божий народ, оставляя его во мраке: покупать и продавать недвижимость, расстраивать Бэтл Крикский санаторий, и планировать, планировать...

Вскоре письмо, написанное Е. Вайт за несколько дней до Рождества, легло на рабочий стол доктора Кэллога. «Я пишу тебе как мать пишет своему сыну. Я помогла бы тебе, если бы смогла... Я поехала бы увидеться с тобой, если бы только могла... Если ты примешь весть предупреждения, посланную тебе, то будешь спасен от великой опасности».

Было готово все. Подобно Израилю у Синая, Божий народ находился всего в нескольких неделях пути от обетованной земли. В то время адвентисткой вести нужно было пронестись по земле, подобно огню по сухой траве. Но это было время также и для ответных действия дьявола. Это было время отступничества, названное АЛЬФОЙ.