Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 22 февраля 2024
Главная Библиотека адвентиста Мы продолжаем верить XIV. ОПАСНОСТЬ, УГРОЖАЮЩАЯ ЦЕРКВИ ОСТАТКА
XIV. ОПАСНОСТЬ, УГРОЖАЮЩАЯ ЦЕРКВИ ОСТАТКА PDF Печать Email

 

"Ловите нам лисиц, лисинят, которые портят виноградники, а виноградники наши во цвете" (Песн. песн. 2:15).

Я уверен, что каждый из вас читал эти слова.

Но недавно они заставили меня глубоко задуматься. Много лет назад вестница Господня писала такие слова: "Я глубоко чувствую в моей душе, как греховная закваска проникает в наши ряды" (Свид. для проп., 181).

Эти слова написаны в связи с советом относительно моды и украшений. Ношение золотых украшений и других драгоценностей подчеркивается как одно из доказательств гордости сердца, как один из признаков греховной закваски, в которой вестница Божья видела серьезную опасность для церкви.

О драгоценных украшениях

Некоторое время тому назад я получил письмо от одной из воспитательниц нашего колледжа.

С ее разрешения я приведу здесь один отрывок из ее письма: "В первые годы моей воспитательной работы ношение драгоценных украшений не было особенной проблемой,- писала она.- Однако, за последнее время оно все чаще и чаще стало бросаться в глаза. Большое число нынешних девушек, [131] адвентисток седьмого дня, носят всякого рода золотые кольца, серьги и ожерелья. Для некоторых эти предметы сделались настоящим идолом! Им показалось бы очень странным, если бы мы попросили их снять хотя бы одно украшение, столь много значащее в их глазах".

Трудности, возникающие в связи с ношением драгоценных украшений, встречают в своей работе не только воспитатели наших колледжей. О них начинают говорить сегодня очень многие. Посещая наши общины как в Америке, так и за границей, я не могу не видеть, как лукавый усиленно насаждает идолов в сердцах многих адвентистов.

Еще совсем недавно можно было встретить не так много носящих кольца, ожерелья, медальоны, серьги, браслеты, часы в дорогой и искусной оправе, большие брошки и другие модные украшения. Сегодня эти модные украшения слишком часто можно увидеть на тех, кто принадлежит к церкви остатка.

Что говорит Слово Божье?

Безусловно, такие украшения никак не согласуются со светом, который дается в Слове Божьем. Ап Павел пишет: "Чтобы также и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию" (1Тим. 2:9-10).

Подобно ап. Павлу пишет и ап. Петр: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом" (1Петр. 3:3-4).

Отмечая, что дух светскости начинает проникать в наши ряды, руководители нашей церкви на Ежегодном церковном совете, проходившем в 1972 г., подтвердили позицию церкви относительно ношения украшений.

Об этом можно прочитать в журнале "Ревью" за 30 ноября 1972 г. Эти мысли достойны неоднократного напоминания. [132]

Внешний облик христианина - не мелочь

Признавая, что достоинство христианина измеряется не только его внешними качествами, мы, однако, считаем, что его внешний облик свидетельствует либо о его согласии с миром, либо со Словом Божьим. "Внешний облик человека - это показатель, зеркало его сердца",- говорит Е. Г. Уайт в книге "Что я могу знать о Нем", стр. 312. Истинный христианин, Адвентист седьмого дня, будет стремиться достичь такого уровня благочестия, который дается в Слове Божьем. Он убедится в том, что настоящее согласие с божественным Словом достигается лишь посредством непрерывного преобразования жизни, на основе тесного и постоянного общения с Иисусом Христом.

Учась от Христа, он усваивает совершенно иной образ жизни, охватывающий все его существо. Об этом свидетельствует его поведение, внешний вид и манеры. "И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная" (Римл. 12:2).

Принципы, которые стоит взвесить

Проголосовали:

1. Что принципы самоотречения, бережливости и простоты должны проявляться во всех областях жизни: в нашей личной, семейной, церковной жизни и в наших учреждениях.

2. Что ожерелья, серьги, браслеты, дорогие кольца и другие подобные украшения носить нельзя. Ручные часы, брошки, запонки и т. д. нужно подбирать в согласии с христианскими принципами простоты, скромности и бережливости.

3. Что наши проповедники, миссионеры, библейские работники и пресвитера должны подробно разъяснять крещаемым библейские принципы относительно одежды и украшений христианина; подчеркивать опасность следования обычаям и модам, которые вредны для их духовного развития; поощрять их самоисследованию, [133] чтобы они могли правильно взвесить мотивы, побуждающие их принять евангельское учение, и познакомить их с советами, данными Е. Уайт.

Как Адвентисты седьмого дня, мы верим, что все верующие призваны быть священниками и служителями. Каждый имеет прямой доступ к Богу через Иисуса Христа и ответственен перед Ним за свою жизнь и свидетельство. Духовное состояние церкви складывается из духовного состояния отдельных ее членов.

В виду этого мы призываем всех членов безраздельно следовать принципам, указанным выше.

В чем сила нашего свидетельства?

"В этот последний час истории мира церковь ни в коем случае не должна отступать от нравственных принципов, сближаться с миром или ослаблять свое свидетельство. Напротив, с новой силой она должна возвысить те нравственные требования и принципы, которые отличали ее с самого начала ее возникновения и отделяли ее от мира" (Решен. Ежегодного церк. совета 1972 г. стр. 19-20).

Обращая внимание учителей на слова па. Павла из 2Кор. 6:14-18, где звучит призыв к верующим выйти из мира и отделиться, Е. Уайт говорит: "Никогда еще в истории мира не было времени, когда бы это предостережение было более своевременным, чем теперь" (ОХВ, 500).

"Учение о христианском благочестии в понимании адвентистов седьмого дня изложено в "Церковном порядке": "Находясь среди роковых событий последних дней, перед лицом небесного суда, который окончится установлением праведности по всей вселенной, и сознавая за собой ответственность за быстрое распространение последней вести спасения миру, чистосердечно посвятим себя Богу - "наш дух, душу и тело" - и будем вести такой образ жизни, который характеризует ожидающих второе пришествие Христа" (Церк. пор., 232). [134] "В свете вышеуказанного призыва, тот христианин, который имеет личное тесное общение со своим смиренным Спасителем, будет воздерживаться от ношения драгоценностей и всяких украшений, которые свидетельствуют о гордости и противоречат христианским принципам кротости, самоотречения и самопожертвования. Христос украсит его сердце и жизнь христианскими добродетелями, и он охотно последует совету, записанному в 1Тим. 2:9-10" (Решение Ежегодного Церковного совета 1972 г., 18).

Опасность не ограничивается только ношением украшений

К сожалению, этот "процесс брожения или греховная закваска" в нашем народе не ограничивается лишь одеждой и украшениями.

Она проникла в различные сферы жизни тех, которые называют себя народом Божьим.

Было время, когда инаковерующие могли отличить Адвентистов седьмого дня по их внешнему образу жизни: как они одеваются, куда они ходят (или не ходят), какие книги и газеты читают, какие песни поют (или не поют), какие имеют развлечения, по их соблюдению субботы и т. д.

К сожалению, многих из нас по этим признакам трудно отличить. "Разграничивающая линия" в наши дни не такая четкая, какой она была когда-то. "Отдельный народ Божий становится все более и более похожим на окружающий нас мир.

В некоторых случаях мы идем даже на крайности, и все лишь для того, чтобы доказать нашу "зрелость", убедить других в том, что мы не отличаемся от них! Если бы вестница Божья была сегодня с нами, то она опять написала бы те же слова: "Я глубоко чувствую в моей душе, как греховная закваска проникает в наши ряды". И эта опасность сегодня усиливается.

В следующих словах, одобренных Генеральной конференцией 1 апреля 1971 г., дается дальнейшее разъяснение учения Адвентистов седьмого дня о христианском поведении и благочестии: "Согласно божественному плану, церковь остатка должна отделиться от мира, чтобы выполнить возложенную на нее особенную миссию - приготовить людей для встречи с Господом.

[135] По мере того, как великая борьба между Христом и сатаной подходит к своему апогею, силы зла все с большей и большей яростью обрушиваются на церковь и ее нравственные принципы.

С Иисусом или с миром?

"Если в одежде, музыке, чтении, еде, питье, развлечениях и т. д. церковь будет равняться на мир, то она потеряет всякую связь с источником божественной силы.

Движимые силой Св. Духа, последователи Христа должны стремиться к тому, чтобы облагородить нравственные устои общества.

Им не следует снисходить до уровня мира, думая, что таким образом, можно поднять его.

В одежде, в словах, в настроении и во всем остальном между христианами и мирскими людьми должна быть заметная разница.

Для мирских людей эта разница является весьма внушительной. Они видят, что сыны и дочери Божьи отделяются от мира, и Господь вступает с ними в союз... Кто желает достичь наивысшего духовного уровня?" (Е. Уайт. "Что я могу знать о Нем?" 305).

"Поэтому христиане, Адвентисты седьмого дня, должны тщательно следить за своим поведением, внешним видом и настроением с тем, чтобы достичь самого высокого нравственного образа жизни.

В наши дни экстремизма, наблюдаемого в больших и малых религиозных обществах, каждый человек может найти в таких путеводителях, как Библия и труды Елены Уайт, ясное учение о тех нравственных принципах, в соблюдении которых верно отражается образ Спасителя" (Решения Ежегодного Совета церкви 1972 г., 18-19).

Музыка

В 1972 г. назрел вопрос о том, какую музыку можно использовать в церковном богослужении и в других подобных случаях. Создается впечатление, что процесс греховной закваски коснулся не только молодых, но и пожилых, поскольку многие стараются приспособиться к музыке, передаваемой по радио и телевидению или исполняемой молодежью. [136] Рассмотрение этого важного вопроса с помощью Божьей было поручено большой комиссии, составленной из преподавателей музыкальных кругов.

Под председательством брата Хэкетта, заместителя председателя Ген. конференции, эта обширная и высококвалифицированная группа Адвентистов-музыковедов решала вопросы, входящие в круг ее полномочий.

В начале обсуждение шло не слишком гладко.

Как и следовало ожидать в данном случае, различные члены комиссии с различным музыкальным образованием и талантами, вносили предложения, соответствующие их личному музыкальному восприятию. Прошел почти целый день, а председатель комиссии все еще сомневался, смогут ли члены комиссии вообще прийти к единому мнению, что представляет из себя музыка, воистину приемлемая для Адвентистов седьмого дня.

Но, по мере того, как проходили часы, члены комиссии под действием Св. Духа стали проявлять больше терпимости и доброжелательства. К тому времени, когда комиссия закончила свою работу, все члены были в полном согласии между собой.

"Наше обсуждение мы закончили вестью возрождения,- сказал мне брат Хэкетт в конце работы комиссии.- Св. Дух объединил нас всех и я уверен, что вы по достоинству оцените результаты нашей работы".

Я оценил их работу и продолжаю высоко ценить. В отчете комиссии сказано следующее: "Церковь Адвентистов седьмого дня вызвана к существованию согласно пророчеству, как Божье оружие всемирной проповеди Евангелия - спасения через веру в искупительную жертву Сына Божьего и послушания Его заповедям, чтобы быть готовыми ко второму пришествию Господа. Жизнь тех, кто принимает на себя эту ответственность, должна быть такой же отличительной, как и весть, которую они возвещают. Поэтому, требуется полное посвящение каждого верующего целям и задачам церкви.

Такое посвящение окажет свое влияние на все сферы церковной жизни, в том числе и на музыку, которую церковь использует для выполнения поручения, возложенного на нее Богом. [137]

Музыка - дар Божий

"Музыка - это один из величайших Божьих даров человеку и один из самых важных элементов в духовной программе. Она есть средство общения с Богом и "одно из самых сильнейших средств, чтобы тронуть сердце духовными истинами" (ВБ, 168). Ввиду того, что музыка так или иначе затрагивает интересы вечности, необходимо всегда помнить об огромной силе ее воздействия на слушателя. Она способна возвысить в человеке благородные чувства или пробудить низменные страсти и может служить добру или злу.

"Она обладает силой укрощать грубые и невоспитанные натуры; силой - рождать мысли и доброту; способствует согласованности действий; рассеивает тьму и опасения, разрушающие мужество и ослабляющие волю" (В, 167-168).

"Поэтому те, кто подбирает музыку для исключительно важных задач этой церкви, должны уметь тонко различать ее мотивы и характерные особенности. Для этого одной человеческой мудрости недостаточно" (Решение Ежегодного Совета церкви 1972 г., 20-21).

Музыкальная комиссия выработала общие директивы, помогающие регентам и руководителям церкви подбирать музыку для различных церковных богослужений, для субботней школы и юношеских собраний.

Руководящие указания относительно музыки АСД

Музыка должна:

1. "Прославлять Бога и помогать нам служить так, чтобы наше служение было приемлемо для Него" (1Кор.10:31).

2. "Облагораживать, возвышать и очищать мысли христианина" (Фил.4:8, ПП, 594).

3. "Помочь христианину воспитать характер Христа в себе и в других" (Рук. 57, 1906 г.).

4. "Иметь текст, который находится в согласии с библейским учением церкви" (Ревью энд Гер., 6 июня 1912 г. [138] 5. "В словах и музыке не должно быть никакого противоречия, никакого смешения святого с мирским".

6. "Избегать театрального, показного эффекта (Ев. 157, Ревью, 30 нояб. 1900 г.).

7. "Отдавать предпочтение словам текста, которые нельзя подавлять сильным музыкальным сопровождением" (СЕ, 357-358).

8. "Сохранять разумное равновесие между эмоциональной, интеллектуальной и духовной сторонами" (Ревью энд Ген., 14 нояб. 1899 г.).

9. "Не жертвовать принципами достоинства и святости с целью достичь людей в их положении" (СЦ, 9, 143. Ев. 137).

10. "Соответствовать случаю, обстановке и аудитории, для которой она предназначена" (Ев. 507-508).

"В музыке различных культурных и этнических групп есть много духовного, возвышенного и религиозного.

Однако музыкальные вкусы и обычаи таких групп должны служить выработке Христова Характера. Все должны стремиться к единству цели и духа Евангелия, которое приводит людей скорее к единству духа, чем формы, мирских мотивов в музыке, которые не способны выразить высокие идеи христианской веры" (Решение Ежегодн. Совета церкви 1972 г., 21).

Музыка на адвентистских богослужениях

Комиссия, которая рассматривала вопросы, связанные с адвентистским понятием о музыке, соответствующей для Субботней школы, вечерних субботних собраний, но которая не была уместна для утренних субботних богослужений.

На Ежегодном Совете церкви в 1972 г. в Мексико-Сити были приняты следующие рекомендации относительно богослужений в общинах Адвентистов седьмого дня: [139] "Служение Богу должно быть главной деятельностью людей.

Самое высокое назначение человека - прославить Бога.

Когда верующий приходит в дом Божий, чтобы принести Богу жертвы хвалы, пусть богослужение сопровождается самой лучшей музыкой. Необходимо тщательно продумывать каждый момент музыкального служения с тем, чтобы у собравшихся появилось желание быть участниками, а не наблюдателями.

"Псалмы, подбираемые для служения, должны направлять мысли собравшихся к Богу.

Это должны быть преимущественно хвалебные гимны, взятые из обширного наследия Адвентистских композиторов. Они должны обладать сильной напевной мелодией и быть достойными в поэтическом отношении.

Проповедник должен постоянно содействовать улучшению качества церковного пения. "пение должно стать уделом большинства" (СЗ, 481-482). Разучивание и исполнение новых гимнов весьма обогатит духовную жизнь христианина.

"Там, где есть хор, хоровое исполнение возвышенных гимнов, принадлежащих композиторам прошлого и настоящего времени, значительно пополнит музыкальную программу и повысит уровень богослужения".

"Инструментальная музыка, включая орган или пианино, должна гармонировать с возвышенными идеями богослужения.

Ее тщательно подбирают из лучшего репертуара соответственно возможностям и опыту исполнения. На органиста или пианиста, ответственного за сопровождение церковного пения, ложится особенно большая ответственность: представить правильность исполнения музыки во всех своих действиях, будь это при вступлении или окончании, при сборе церковных средств или других добровольных пожертвований или при сопровождении гимнов, он, как никто другой, может возвысить уровень церковного пения.

Если во время богослужения применяется вокальное пение или другие виды музыкального исполнения, то преимущество следует отдавать произведениям, имеющим библейский текст, и соответствующим способностям исполнителя. При этом возвещение евангельской вести должно стоять на перовом месте" (Решен. Совета церкви 1972 г., 22).

Адвентистская музыка, используемая в проповеди Евангелия

Музыкальный комитет уделил тщательное внимание музыке, применяемой в проповеди Евангелия.

Им были выработаны и в 1972 г. Ежегодным Церковным Советом одобрены следующие положения, которыми следует руководствоваться при исполнении музыки в этом отношении: "Музыка, используемая в проповеди Евангелия, [140] "должна содержать в себе либо евангельскую весть, либо свидетельство. Но ни в том, ни в другом случае не должно иметь место занижение высоких принципов нашей вести, имеющей цель приготовить людей ко второму пришествию Христа.

Такая музыка должна:

1. Направлять слушателя к Иисусу, чтобы увидеть в Нем Путь, Истину и Жизнь.

2. Приготовить путь к проповеди Слова Божьего или вызвать у слушателей живой интерес к истине.

3. Должны исполнять те, чья жизнь соответствует возвещаемой им вести.

4. Быть средством глубокого запечатления библейской истины, способной вызвать в жизни человека перемену к лучшему.

5. Исполняться в тщательно продуманном плане.

6. Быть простой и мелодичной, исполняемой без примеси личного честолюбия.

7. Предоставить главное место проповеди Слова Божьего как в подчеркивании, так и во времени.

8. Будить мысли и чувства, а не просто ласкать слух.

9. Быть понятной и доступной по содержанию и манере исполнения как можно большей части слушателей" (Решен. Ежегодн. Совета церкви 1972 г., 22-23).

Музыка, используемая молодежью для проповеди Евангелия

Наши молодые люди любят проводить различного рода торжественные собрания, где используемая ими музыка существенно отличается от той, которую предпочитают взрослые. Музыкальная комиссия выработала следующие рекомендации, которыми следует руководствоваться при подборе молодежной музыки для проповеди Евангелия: "Большинство приведенных выше советов равным образом относятся и к молодежному свидетельству. При этом следует обратить внимание на некоторые особенности последнего.

Молодые люди стремятся ни в чем не отстать от музыкального уровня современной молодежи. Желание просветить эту молодежь Евангелием Христа нередко ведет к использованию сомнительных музыкальных средств. Наибольшее беспокойство среди последних вызывает ритм или отбивание такта".

Самое сильное физическое чувство в музыкальном произведении вызывает ритм. Наибольшего своего успеха сатана добивается часто через возбуждение в человеке чувственного желания. Хорошо сознавая опасность, связанную с этим фактором, касающимся молодежи, Е. Уайт писала: "Они очень чувствительны к музыке, и сатана хорошо знает, на какие органы следует подействовать так, чтобы Христос был вытеснен из сердца. В таком случае стремление души к познанию Бога, к возрастанию в благодати исчезнет" (СЦ, 1, 497). В этих словах звучит строгое осуждение того, каким образом музыка может использоваться вопреки плану Божьему. Джаз, рок-н-ролл и т. д. принадлежат к тем видам музыки, которые вызывают у публики чувственный отзыв.

С другой стороны, у нас есть немало народных музыкальных произведений, которые можно рассматривать как один из приемлемых разделов музыкального репертуара. Некоторые из них являются средством выражения христианского свидетельства. Другие недостойны именоваться христианским именем, хотя и приняты многими христианами, настроенными по-мирскому. Третьи вообще не имеют ничего общего с опытом христиан. Из этого видно, что любое народное музыкальное произведение необходимо оценивать согласно тем же общим принципам, как и другие музыкальные произведения, отмеченные в вышеназванном документе. [142] "Божий идеал относительно Его детей выше самой возвышенной человеческой мысли" (В, 18). Те, кто стремится к этой возвышенной цели и находится в первых рядах юных свидетелей Христа, будут иметь в своих руках, с помощью Св. Духа и молитвы при исследовании музыкальных вопросов, надежное руководство.

Кроме ритма, на духовные свойства музыки оказывают влияние и другие факторы.

Вокальная обработка

Следует избегать вокального исполнения в стиле рок, напевном, сентиментальном стиле, свойственном певцам ночных баров и других искажений голоса.

Музыкальная обработка

Следует избегать музыкальных произведений, насыщенных 7-м, 9-м, 11-м и 13-м аккордами, равно как и другими витиеватыми созвучиями. Эти аккорды в умеренном исполнении вызывают чувство прекрасного, а там, где эта мера отсутствует, рассеивается духовная насыщенность текста.

Внешний облик исполнителя

Все, что чрезвычайно привлекает внимание к личности исполнителя, как то: наигранные манеры, неумеренная жестикуляция или несоответствующая одежда - не должны иметь места в евангельском свидетельстве.

Усилители

Следует избегать чрезмерного усиления музыки и пения. При использовании музыкального усиления должны учитываться духовные нужды как тех, кто выступает с евангельским свидетельством, так и тех, для кого оно предназначено. Большое внимание необходимо также уделять выбору музыкальных усилителей.

Характер исполнения

Главной целью исполнения любого музыкального произведения должно быть стремление возвысить Христа, а не личность исполнителя" (Реш. Ежег. совета церкви 1972 г., 23-24).

Музыка в семье

Признавая, что "греховная закваска" незаметным образом может проникнуть в христианский дом через музыку, музыкальная комиссия выработала следующие рекомендации, которые были приняты Ежегодным Советом церкви в 1972 г.: [143]

1. Музыкальные знания и любовь к музыке должны прививаться ребенку с ранних лет жизни путем: а) его знакомства с евангельскими гимнами и песнопениями в радостных неофициальных семейных богослужениях; б) воспитание музыкально-слуховых навыков с помощью домашней радиоаппаратуры, включая хорошо подобранную музыку; в) посещение членами семьи музыкальных концертов, составленных в духе вышеприведенных рекомендаций в этом документе; г) путем доброго примера и влияния родителей.

Следует поощрять:

2. Семейное пение и участие в семейных инструментальных ансамблях.

3. Составление поэтических и вокальных произведений.

4. Создание домашней музыкальной библиотеки с мудро подобранным материалом.

5. Нужно считаться с тем, что сатана ведет упорную борьбу за душу человека и что изменение человеческого понятия и восприятия добра и зла происходит постепенно и незаметно. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание составлению музыкальных программ для прослушивания по радио и телевидению и избегать тех программ, которые по своему характеру вульгарны, полны соблазнов, посредственны, безнравственны, театрального уклона и имеют признаки упадка культуры" (Решен. Ежегодн. Совет. церк. в 1972 г., 23-25).

"Мне было показано, что молодые люди должны подняться на более высокую ступень и сделать Слово Божье своим советником и путеводителем. На них возложены торжественные обязанности, которые они воспринимают легкомысленно. Музыка, которую они слушают дома, вместо того, чтобы побуждать к святости и к духовному возрастанию, отвлекает их разум от истины. Легкомысленные песни и вульгарная популярная музыка более отвечает их вкусам. Музыкальные инструменты отнимают время, которое должно быть посвящено молитве. Музыка, если ею не злоупотреблять, несет с собой великое благословение, но если злоупотреблять ею, она принесет ужасные проклятия" (СЦ, 4, 49). (Решен. Ежег. Сов. церк. в 1972 г., 26). [144]

Музыка в школе

Музыка в наших школах имеет чрезвычайно важное значение, и поэтому здесь ей отводится большое место.

В связи с этим директорам наших школ и учителям даны следующие указания:

1. "Подбирая музыку для религиозных целей, школьные работники и учителя должны проводить свою работу с учащимися таким образом, чтобы поднять и возвысить музыкальный уровень церкви.

2. Музыкальные ансамбли, формирующиеся в колледжах с целью евангельского свидетельства, должны рассчитывать на материальную поддержку и руководство со стороны работников шКол.

3. Директора адвентистских радиостанций, расположенных на территории колледжей, а также лица, ответственные за музыку, исполняемую в общественных местах, должны подбирать музыкальные произведения в согласии с принципами, изложенными в настоящем документе.

4. Учителя музыки, которые проводят свои занятия со школьными ансамблями, а также индивидуальную работу с учащимися, должны стремиться подбирать такие музыкальные произведения, которые бы с успехом можно было применить как для церкви, так и для миссионерских целей.

5. Поскольку основная цель школьных музыкальных курсов - научить учащихся распознавать музыку в свете божественного откровения, то преподаватели таких курсов должны уделять больше внимания обучению учащихся умению давать качественную оценку всем произведениям в области религиозной музыки.

6. Усилия местных церквей и конференций должны быть направлены к тому, чтобы повысить уровень музыкальной культуры учащихся. Этим вопросом должны быть заняты прежде всего опытные преподаватели, от усилий которых зависит достижение высоких целей богослужения" (Решен. Ежег. Сов. церк. в 1972 г., 25). [145]

Музыка мира

Живя в этом мире, мы не можем пренебрегать его музыкальной культурой,хотя подчас до нашего слуха доносится его кричащая бурная музыка.

Ежегодный Совет церкви, состоявшийся в 1972 г., в связи с этим выработал следующие рекомендации: "Музыка, правильно использованная, является драгоценным даром Божьим, предназначенным для того, чтобы возвысить мысли к высоким и благородным истинам, чтобы одухотворить и возвысить душу" (В. 167).

"Адвентистский образ жизни требует, чтобы каждый христианин обладал способностью избирать музыку мира для индивидуального исполнения, сольного или хорового пения.

Но всю такую музыку следует оценивать в свете наставления, данного в Фил.4:8: "Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала - о том помышляйте".

Христианин не станет увлекаться песнями, которые несовместимы с идеалами истины, честности и чистоты. Он будет избегать созвучий, которые прославляют зло и уничтожают добродетель; сочинений, которые содержат избитые слова, пустое стихотворство, бессмыслицу, сентиментальность или непристойность, что находится в прямом противоречии с советами Св. Писания и Духа пророчества.

Такую музыку, как блюз, джаз, рок-н-ролл и т. д., он будет считать вредной для своего развития христианского характера, потому что она внушает нечистые мысли и ведет к развратному образу жизни. Такая музыка имеет ясно выраженную связь с вседозволенностью современного общества. Искажение ритма, мелодии и гармонии, а также чрезмерное усиление притупляет музыкальное воспитание человека и в конечном итоге разрушает в нем понятие добра и святости.

При использовании мелодий мира в качестве сопровождения духовных гимнов следует обращать внимание на то, чтобы звучание такой мелодии не подавляло собой евангельского содержания текста.

При выборе музыкальных произведений для прослушивания или исполнения, которые не вошли в вышеупомянутые категории, духовный христианин будет руководствоваться принципами, соответствующими адвентистскому пониманию о музыке.

Умение правильно подобрать музыку мира при проведении общественных мероприятий может стать своеобразной проповедью христианина. Избранная им музыка будет соответствовать как общественным нуждам, так и его христианским принципам.

Мы должны иметь живую связь с Богом как в молитвах, так и в хвалебных, благодарственных гимнах и песнопениях" (Е. Уайт, Письмо No 96, 1898 г., Ев. 498), (Реш. Ежег. Сов. церк. в 1972 г., стр 25-26).

О чем говорят внешний облик и образ жизни христианина?

Нам иногда кажется, что кольца, браслеты, брошки, часы с украшениями, запонки и зажимы для галстуков - сущая мелочь, недостойная серьезного внимания.

Но можно ли в таком случае вообще говорить о серьезном познании Иисуса Христа, и не превратится ли оно в будничную тему? Для некоторых вышеупомянутые "мелочи", по-видимому, не представляют никакой опасности. "Как мы одеваемся, куда ходим, что едим, читаем, поем, не имеет никакого значения. Важно, чтобы в наших сердцах была любовь".

Да, любовь - это очень важно, особенно любовь к Богу и к ближним. Но приходилось ли нам когда-либо задумываться о том, что любовь Божья не может обитать в сердце, где живет любовь к миру? В Св. Писании есть такие слова: " Не любите мира, ни того, что в мире, ибо кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1Иоан. 2:15).

Бог говорит, что мы не можем любить Его и в то же время любить мир, который отнял у Него Его единородного Сына.

В человеческом сердце не может одновременно обитать любовь к миру и любовь к небесному Отцу.

[147] Божественная весть, предназначенная для последнего времени, обращена к детям Божьим, призывая их выйти из мира: "Выйди от нее, народ Мой" (Откр. 18:4). Адвентисты седьмого дня составляют народ, к которому обращен этот призыв отделиться. "Если в сердцах тех, кто составляет церковь Божью, Христос занимает почетное место, тогда они, несомненно, откликнутся на призыв: "Выйдите из среды их и отделитесь". "Не участвуйте в грехах ее" (ОХВ, 502).

В божественном откровении - Его Слове и свидетельстве вестницы последнего времени - дан свет для народа Божьего, вышедшего из Вавилона. Его нравственные принципы должны быть выше, чем нравственные принципы окружающего мира. Откровение свидетельствует, что наша верность либо нашему Отцу, либо миру обнаруживается тем, кому мы послушны. Св. Писание говорит, что существует тесная связь между любовью к Богу и тем, что мы делаем, куда мы идем, как себя ведем, что читаем, кушаем, во что одеваемся.

Не удивительно поэтому, что Е. Уайт писала такие слова: "Я глубоко чувствую в моей душе, как греховная закваска проникает в наши ряды". Если бы сегодня она была среди живых, то эти слова она бы повторила с еще большей определенностью.

Я благодарю Бога за наших музыкантов - Адвентистов седьмого дня.

Господь наделил нашу церковь большими талантами как в вокальной, так и в инструментальной музыке.

После напряженного дня, связанного с решением различных церковных вопросов, я люблю прийти домой, поставить на стереофон адвентистскую пластинку и слушать стройные, прекрасные созвучия самой лучшей музыки в мире в исполнении талантливых музыкантов - Адвентистов седьмого дня.

Конечно, отдельные пластинки - правда, таких не много, которые подражают развязной музыке джунглей, которую мне приходилось слышать в Африке,- вызывают во мне чувство сожаления и огорчения.

Некоторые очень привязаны к этому африканскому стилю музыки, особенно как она исполняется в Конго. Но дети Божьи, слава Богу, способны на нечто лучшее. Африканская музыка только усиливает "греховную закваску", о которой с такой тревогой писала вестница Божья. такая музыка никак не может быть небесной музыкой и, конечно, не может приготовить людей для неба. [148] К чему приводит компромисс с миром? Мы идем на уступки миру и оправдываем свои действия. А между тем, опасность "греховной закваски" не уменьшается, а возрастает. Ежедневно многие из нас своей внешностью, своими поступками, разговорами, своим пением и игрой, привычками в еде и питье все более и более сливаются с окружающим миром, который все более и более настойчиво предлагает свои соблазны. Подобно другим церквам, прежде нас, многим из нас сегодня не трудно вернуться в мир, из которого мы вышли.

"Как только приблизится буря, тогда многие уверовавшие в трехангельскую весть, но не освятившиеся через послушание истиной, оставят ее и присоединятся к рядам ее врагов.

Принадлежа наполовину миру и разделяя его дух, они привыкли смотреть на некоторые вопросы с той же точки зрения, и когда наступит испытание, они изберут более легкую и популярную сторону" (ВБ, 608).

Когда я слышу мирскую музыку и вижу модную одежду, кольца, ожерелья, большие брошки, медальоны и часы в дорогой оправе и т. д. среди нас, то отнюдь не драгоценные камни и прочие украшения внушают мне тревогу; опасность "греховной закваски", т. е. гордость, любовь к себе, любовь к миру, уступки миру,- вот что заставляет меня тревожиться о народе Божьем, который я люблю и с которым желаю встретиться в грядущем небесном Царстве.

Многие из нас все более и более сливаются с миром. Если в наших сердцах живет любовь к миру, то там не найдется места любви к Небесному Отцу. Если тебе угрожает "греховная закваска" и соединение с миром, дорогой брат и сестра, исследуй эти слова с искренней молитвой и будь готов с помощью Божьей "выйти из среды их и отделиться". [149]