Глава 1. |
Исцеление душХристианское братство - это общество людей, заботящихся друг о друге. Обязанность поддерживать друг друга в вере возложена на всех христиан. И хотя всякий христианин уже в силу своей приверженности учению Христа является Его свидетелем в мире, тем не менее, Церковь из своей среды выбирает людей, на которых возлагает особую обязанность - быть проповедником. Точно также и забота о ближнем, будучи священным долгом каждого христианина, находит еще и свое предметное выражение в пасторском служении, на которое Церковь выдвигает лиц духовно одаренных, имеющих богатый опыт, проницательность и соответствующее призванию положение в Церкви. Не только рукоположенные служители, но и все участвующие в руководстве церквами, съездами, молодежными группами или кружками и другими христианскими мероприятиями знают, насколько деликатным, насколько все более важным при множестве современных проблем и росте напряженности, и насколько стоящим становится лечение душ. Слагаемыми успеха в этом деле являются, однако, не только зрелый опыт христианина, духовная одаренность и призвание, но и способность самой христианской общины выдвинуть из своей среды именно того человека, который действительно мог бы стать «врачевателем душ». Поэтому при избрании следует избегать известного соблазна полагаться, во-первых, на суждение того или иного «сведущего» брата или сестры, а уж потом, в случае неудачи, на водительство Духа Святого. Работа пастора чрезвычайно важна, и любая деталь, не учтенная при избрании, очень дорого обойдется членам общины. Избрание пастора, пожалуй, единственная область в работе Церкви, где неприемлемо правило «на ошибках учатся». Зачастую необходим выход за рамки укоренившихся узкохристианских понятий, своего рода синтез христианского целомудрия и житейского опыта, чтобы своими поучениями не навредить там, где даже опытные эксперты воздерживаются от советов. И христианин, поставленный перед необходимостью дать совет, очень скоро сознает, что порою простое умение понимать и сопереживать чужую боль бывает нужнее, чем глубокое и пространное теоретическое знание Священного Писания и учения Церкви. Личная беседа с человеком, попавшим в беду, убеждает, как грубо и бездушно выглядит порою ловкое, поверхностное цитирование текстов, в смысл которых неискренний проповедник просто поленился вдуматься. Знание христианских доктрин так же необходимо человеку, как и сочувственное понимание обычных людей. ПАСТОРСКОЕ БОГОСЛОВИЕВот почему для этого предмета принято наименование - пасторское богословие. Христианское лечение душ есть всего лишь применение христианского богословия в пасторских целях, т. е. умение привести Евангелие в соприкосновение с человеческими переживаниями и нуждами. Таким образом, деятельность пастыря во многом отлична от деятельности врача, психиатра, общественного работника или просто человека, одержимого манией давать советы. Пастор - это человек, являющий собой веру в ее практическом применении. Если обратиться к помощи медицинской терминологии, то пастор - это человек, клинически применяющий все, что он знает о Боге, о спасении по благодати Христа, о христианском учении и опыте вообще для разрешения специфических моральных и духовных проблем. Цель пастора шире и глубже, чем психо-физическое благополучие человека или социальная реабилитация. За всем этим он ищет примирения людей с Богом, друг с другом, с жизнью, что содействует не только упрочению душевного мира и радости, но и пробуждает в человеке такую веру, надежду и любовь, которые помогут ему встретить любые жизненные испытания спокойно и уверенно. Идеал своей работы или ее норму пастор видит не в примитивной заботе, в результате которой снятие напряженности, избавление от возможного срыва, от страха, озабоченности и прочего уже почитается за успех, но в воспитании положительной, уравновешенной, деятельной целостной личности, в которой действительно отразился бы образ Христа. Поэтому в своей работе пастор должен пользоваться такими методами, которые ни в коей мере не посягали бы на свободу человека верить, решать и действовать. Полноценным может считаться только тот отклик на религиозную истину, который совершается добровольно, сознательно, прочувствованно. Любого рода принуждение, давление, приказ или внушение посредством чего-либо другого, кроме истины, явно высказанной и свободно принятой, выходит за рамки полномочий христианского наставника, поставившего своей целью утешение людей. Как бы широко не использовался в современной медицинской практике метод гипноза и подсознательного внушения, он не должен иметь место в христианском служении. Равным образом не следует приспосабливать или видоизменять истину, подгоняя ее под запросы опекаемого. Ибо таким образом может быть достигнуто временное успокоение, но никогда постоянное и, тем более, вечное исцеление души. В пасторской работе, как и в проповедническом служении, существует основной принцип - «открыть истину Божию сознания каждого человека». Средства пасторской работы так же многим отличаются от средств, используемых другими наставниками. С одной стороны, пастор признает слабость и несовершенство человека природы и примиряется с ограниченностью его разума и силы как с жестокой неизбежностью потому, что он - творение, а с другой стороны, пастор твердо верит в возможность искупления и возрождения каждой живой души. Аморальный поступок он расценивает, глядя на это глазами Иисуса, как болезненное отклонение от нормы, от сути самой личности человека. И он уверен, что любая такая болезнь может быть исцелена Великим Врачом. Пастор не побоится признать, что большинство моральных проблем, возникающих перед человеком, обусловлены влиянием на него семьи, общества или самой жизни; при этом он не сомневается в возможности изменить человека посредством воздействия на него истинными моральными ценностями. Он сумеет понять, каким сильным потрясением может обернуться то, как с человеком обошелся мир, и какой противоположностью первому может стать другое потрясение, связанное и с исцелением христианской истиной и дружбой, прощением и верой, вызывающей новые нравственные силы в душе человека. Кроме того, пастор совершает свое служение в уверенности, что личность человека всегда открыта для активного воздействия на нее добра и зла, так что успех в его работе полностью зависит от силы Божией, действующей посредством веры и молитвы о совершенстве. Он не будет тщетно призывать своего подопечного «взять себя в руки» - подобные призывы вряд ли помогут человеку, уже разочаровавшемуся в жизни, но будет стремиться примирить его с Тем, Кто силою Своею создал человека и благодатию Своею искупил его, и Кто бесконечно любит каждое созданное Им существо. Таким образом, пастор в своей работе полагается на нечто большее, чем личный опыт и доброжелательность. Он должен хорошо знать Евангелие и учиться на многих примерах духовного опыта, описанных в Новом Завете, а не только на своих собственных. Он должен понять, как нашли Христа те, кто отличался от него происхождением, образованием, характером, нуждами и потребностями. Пастор должен научиться видеть Христа таким, каким Его видят другие, и каким собственный христианский опыт и склад ума не позволяют увидеть Господа. Он должен быть уверен в силе искренне высказанной истины, которая сама проложит себе дорогу и совершит свое дело, он должен знать, что разрешение проблем, волнующих его подопечных, равно как и ответ на его собственные молитвы, может прийти не ожидаемым образом, а произойти в удивительном явлении милости и провидения Божия, в котором будет видима рука Божия. Если просто перечислить духовные силы, действующие через пастора и в нем самом. то они следующие: целительная сила прощения; животворящая, деятельная сила благодарности, возникающая в кающейся душе вслед за сознанием того, что Христос любит ее и отдал Себя за нее; сила Духа Святого; сочувствие и взаимопонимание собратьев; непередаваемое словами вдохновение страниц Евангелия; пленяющие душу красота и обаяние самой личности Христа; глубокое потрясение, связанное с осознанием того, что Некто незаслуженно любит тебя и доверяет тебе; теплое радушное принятие в христианскую семью и вовлечение в работу Церкви; благотворная сила традиции, обычая и обряда, - одно простое перечисление всего этого показывает на каком высоком уровне пастору приходится общаться с душами, и какими огромными возможностями он располагает в работе Божией среди людей. НЕ СЛИШКОМ ЛИ МНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ?Однако в таком акцентировании религиозного подхода о людях есть и свои опасности: I. Искушение свести всю душеспасительную работу к постоянному произнесению проповедей, вплоть до того что даже всякий приходящий за советом будет непременно становиться их невольным слушателем. Происходит это иногда оттого, что некто, будучи одаренным проповедником, имеет слишком мало терпения для ведения пасторской работы. Волнующие публичные выступления за кафедрой, возможность самовыражения в красноречивом раскрытии истин приносят удовлетворение и известность, вознаграждают за приложенные усилия. В тоже время конфиденциальное и частное служение пастора нередко разочаровывает, иногда даже раздражает и обычно остается незамеченным. Мир, да и Церковь в большинстве своем обычно судят о руководителе по его публичным выступлениям, однако люди, живущие с этим руководителем в тесном кругу данной общины, больше судят о нем по работе, ведущейся им с отдельными членами, т. е. по его частному служению. Человек, решивший, что его призвание - пасторское служение, и по сей причине ни мало не заботящийся о совершенствовании своего ораторского искусства, скоро убедиться, что ему некого посещать и некому советовать. Точно так и в противном случае: человек, убедивший себя, что проповедь - главное в его служении, что народу нужна или его голова или его ноги, но не то и другое сразу, вскоре поймет (или его прихожане напомнят ему об этом), что проповеди его неуместны, абстрактны, не соответствуют реальным жизненным проблемам, лишены тепла и убедительности. Евангельскому работнику легко вообразить, что он может хорошо выступать перед аудиторией, но ему тяжело ворочать языком, оказавшись перед единственным слушателем. Многие думают, что привязанность к кафедре сама по себе исчезнет, стоит только с нее сойти и начать индивидуальный разговор с посетителем. Будем помнить, что Христос любил частные беседы, говорил наедине с людьми, нуждающимися в этом. II. Следующей опасностью, характерной для сугубо религиозного подхода к пасторскому служению, есть искушение считать, что ответом на все проблемы неверующих является обращение, а для верующих - более интенсивная молитва. Такое мнение иногда верно, а иногда просто глупо. Это может быть верно, когда дело касается налаживания отношений с Богом и Его волей, когда человек вверяет себя и свои проблемы заботе и попечению Христа. Но это глупо, когда мы воображаем, что изменения, происходящие в сердце человека, автоматически снимают даже возможность разногласия, неверия, беспокойства, плохого здоровья, бедности, безработицы, глупости, вредных привычек и прочих зол, сопутствующих человеку в жизни. Пасторская помощь обычно в том и заключается, чтобы показать человеку, как обращение или молитва могли бы изменить его теперешнее положение. Очень часто пастор, выслушав краткую историю какого-нибудь несчастья, не знает, как применить в этом случае христианское учение таким образом, чтобы оно разрешило затруднение. В таких ситуациях и не следует претендовать на знание ответа. Пастору лучше уединиться, как следует обдумать проблему в свете христианской веры этики, и прийти к своему прихожанину позднее с христианским советом. Подобным образом, поскольку задача пастора заключается в применении Евангелия к персональным нуждам, то здесь возможна еще одна ошибка, а именно предубеждение, что в любом споре, супружеском конфликте или семейной ссоре, христианин всегда будет прав, а нехристианин неправ. Разумеется, всякий верующий муж или верующая жена только этого от вас и ждут. В действительности же, даже тех немногих сведений, которые вы имеете о своих единоверцах, об их склонностях к осуждению, раздражительности, гневу, достаточно, чтобы сделать вас объективными, и в своей пасторской практике при справедливом разборе конфликта вы будете становиться на сторону неверующего. Одним словом, если такой пастор будет довольствоваться только религиозной основой, религиозной целью и религиозным методом в своей деятельности, то он скоро убедиться в том, что нет такой мгновенного действия религии, которая могла бы стать панацеей от всех болезней. III. Следующая опасность неизбежно возникает в тех случаях, когда мы позволяем религиозному характеру нашей заботы о людях стать барьером и препятствием для нуждающихся в помощи. Профессиональная религиозность является серьезной помехой в общении с людьми. Только тот, кто естественно, непринужденно, без лишних церемоний общается с людьми, кто легко доступен и компетентен, сможет стать хорошим христианским другом и советником для многочисленных посетителей. У проповедника есть время для подготовки, о его выступлении объявляют заранее, и он может одеть маску другого человека, обдумать и взвесить каждое слово, обойти опасные места, заранее подготовить ответы на каверзные вопросы, имея хоть какое-то чутье долю самоуверенности, он может путем остроумной игры словами выпутаться из трудного положения, и в следующий раз люди снова придут слушать его. Но пастор не имеет возможности так скурпулезно готовиться к своему частному служению людям. Он по первому требованию должен мобилизовать все свое внимание, сочувствие, терпение и ум. Для пастора главным качеством является не красноречие, а искренность и сердечность. Прежде всего, пастор должен быть самим собою: человеком веры и опыта, обладающим теми знаниями и той мудростью, какие дала ему жизнь, той проницательностью и тем языком, какие он получил от природы; он должен глубоко верить в помощь Духа Святого. Такой пастор будет сидеть рядом с собратом-христианином и, движимый идущим от сердца состраданием, будет стараться помочь этой душе. Когда пасторской деятельности придают зримые черты профессионализма, будь то строго установленные часы приема, использования для бесед специально оборудованного помещения, специальной одежды; когда служение обставляют всякого рода канцеляризмами, кабинеты с картотеками, анкеты, визитные карточки, псевдомедицинская терминология, которой зачастую, пытаются приукрасить самый обычный совет, тогда все это не только бесполезно, но и в какой-то степени вредно, ибо создает иллюзию авторитета, которым мы в действительности не обладаем, и это всегда образует пропасть, которую нуждающийся в поддержке, человек должен преодолеть, найти для этого мужество. По общему мнению, умышленное несоблюдение общепринятых формальностей, неопрятность в одежде, вульгаризм в речи, и многое другое формирует лицемерный образ. Такой воображаемый профессиональный имидж, создаваемый для профессиональных целей, может стать непреодолимым барьером для душ, нуждающихся в утешении и поддержке, ищущих серьезного, личного разговора с ответственным христианином, а не фамильярной болтовни с каким-нибудь пустосвятом. В реальной жизни люди, застигнутые горем, часто находят пастора, когда он копается у себя в саду или стоит опершись на забор, или прогуливается по парку, или ожидает автобус где-нибудь на углу улицы. И во всех случаях, где бы люди его ни встретили, пастор должен быть внимательным, сочувствующим слушателем, предупредительным в поведении, беспристрастным в своих советах. Часто такие встречи, в которых под влиянием Духа Божия ломается лед молчания, являются лишь началом диалога с пастором. Пусть в эти несколько коротких минут пастор успеет не более, чем условиться о времени и месте для более обстоятельной беседы со своим новым подопечным, главное, чтобы эти благоприятные минуты не были упущены. При этом необходимо помнить, что контакт с человеком, нуждающимся в помощи, возможен лишь в том случае, когда слугу Божия знают как человека душевного, готового в любое время и в любом месте выслушать пришедшего к нему и дать такой совет, который от Бога пройдет через него. IV. На более высоком уровне, думая лишь о божественных запасах в пасторской работе, можно упустить из виду те требования, которые предъявляются к самому советчику. Можно заверить человека, что Бог непременно поможет ему разрешить ту или иную проблему в ответ на настойчивую молитву, только для того, чтобы самому советчику избежать личной вовлеченности в нужды обратившегося к нему за советом и помощью. Такие заверения могут быть ничем иным, как ханжеским отказом и посетитель уйдет глубоко убежденным в том, что пастор не понял его или просто не захотел понять. Дело в том, что душевная теплота, столь необходимая в пасторском служении и через которую Христова благодать и истина может изливаться в души других людей, обретается в большей мере путем глубокого, серьезного самопознания. Пастор должен уметь видеть себя со стороны в момент беседы с людьми, смотреть на свои недостатки открытыми глазами, не отрицая их, не уворачиваясь, не успокаивая себя самообманом. Сталкиваясь с чужими проблемами, исповедями, различного рода пагубными привычками, неудачами, пастор невольно получает напоминание о своих собственных сокровенных помыслах, грехах, искушениях. Профессиональная реакция на это - отрицать свои недостатки даже перед судом собственной совести, выставлять себя за некого сверхчеловека и прятать истину о себе под оболочкой внешнего самодовольства и осуждения людей. Правильно же было бы выслушивать людей, думая о себе, как их соучастнике, со внутренней правдивостью, признавая, что и ты порою в гневе доходил до безумия, бывал злопамятным, похотливым, своевольным и неискренним. Пастор должен слушать со смирением, кротостью и проницательностью, имея ясное представление о себе и не менее ясное представление о своем Спасителе. Если вы не нашли ответа на несовершенства своего характера, вы вообще не будете выступать в роли советчика для других. Следует воздержаться от совета и в том случае, когда полная зависимость от Божественной благодати оказалась вами забытой. Быть искренним - значит знать себя и не притворяться. Искренность не требует от пастора реагировать на несчастья и печальные исповеди прихожан своими не менее печальными исповедями. Мало пользы будет и от того, если пастор возьмется утверждать, что падения такого рода вполне естественны и нормальны, и что врач ничуть не в лучшем положении, чем его пациент. Нет, прежде всего он углубится в себя и с терпением и молитвой будет искать слова, которые помогли бы другим избежать его собственных ошибок. Многое из того, что было сказано выше, может быть выражено в боле сжатых формулах, отражающих то, чего не должен делать пастор. Пастор не должен играть роль Бога в жизни своих подопечных, давая указания, разрешая проблемы, подыскивая готовые ответы на заранее классифицированные вопросы. Если пастор будет злоупотреблять советами, то у людей может создаться впечатление, будто бы пастору известна вся воля Божия относительно их жизни. В действительности же это невозможно. Вы можете только помочь людям самим узнать волю Божию, но не в ваших силах сказать, какова эта воля. Пастор не имеет права использовать такие выражения, как «ты должен» или даже «вам следует»; он не осмелится также сказать «если ты не желаешь, то я не намерен попусту тратить с тобой время». Все решения должны приниматься перед Богом ими самими, причем свободно, без давления. Совет, даваемый пастором, не должен быть просто его личным мнением уже потому, что сам он находится вне обстоятельств, в которые попал человек, ищущий совета. Пастор - лишь сторонний наблюдатель, оценивающий ситуацию со своих позиций. Следовательно, любой предложенный им совет есть всего лишь мнение наблюдателя, или попытка спроецировать свои ошибки жизни другого человека и сказать, как бы он поступил, окажись на его месте. И, конечно, очутившись в таком же положении, мы, быть может, спрашивали бы совета, а не давали его. Таким образом, пастор слушает, побуждает человека высказаться, а затем старается постепенно вынести все то, что его мучает, и ждет пока решение проблемы само не созреет в уме ищущего совета. Созрев. оно непременно сорвется с его уст, выстраданное им самим, а не подсказанное ему пастором. Ответив таким образом на свой собственный вопрос, человек часто признает с благодарностью, что он получил облегчение после того, как высказался, хотя при этом он и уходит, недоумевая, зачем он приходил советоваться, когда решение было таким простым и понятным. Такой исход дела является для пастора наивысшим успехом. Пастор - это не исповедник. Зачастую пастор отговаривает посетителей от открытой исповеди. Во-первых, потому что открытая исповедь впоследствии может породить ситуацию, не входящую в его компетенцию; во-вторых, открыв пастору свою тайну, исповедующийся может смутиться, и нормальные взаимоотношения в дальнейшем окажутся невозможными; в-третьих, высказав все о себе, человек, по своему характеру молчаливый и сдержанный, может почувствовать себя нагим и опустошенным. Поэтому более приемлемым действием, чем приятней открытой исповеди, для пастора будет преклонение коленей вместе с исповедующимся, приглашение в тихой молитве поведать Господу о том, что произошло, также приглашение исповедующемуся в тишине, в присутствии Божием обдумать греховный поступок. После этого пастор может помолиться за исповедующегося вслух и в этой молитве, общей по характеру, просить Бога помочь страждущему в той нужде, которую он только что поведал Ему тайно. Таким образом, тайна человека осталась при нем, и пастор может отпустить его, напутствуя миром и прощением Господним. И последнее предупреждение: пастор не имеет никакого права использовать неудачи и беды приходящих к нему людей в целях увеличения обращений, приобретения новых членов, стяжания себе репутации успешного евангельского работника. Никогда не используйте истории из своей пасторской практики, чтобы просить для церкви деньги и не выстраивайте в ряд пленников Евангелия для дальнейшей активизации евангельской кампании. Использовать чьи-то душевные трагедии в публичных целях как пример в проповеди или частной беседе - по меньшей мере невежественно. Такие случаи, не могут оправдать никакие, даже самые высокие религиозные цели. Оказавшись соучастником чьей-либо душевной драмы, пастор должен помнить, что единственной целью и единственным оправданием его вмешательства в чужую жизнь может быть его любовь к человеку, а также то, что он уполномочен Богом помочь ему. Все приобретенное им в жизни - знания, опыт проницательность - должны служить только этой возвышенной цели. Всякий успех, достигнутый пастором, в конечном итоге - не его успех, тогда как все просчеты - это его просчеты. Каждое переживание души, вверившей себя пастору, ее тайны или вновь обретенная надежда должны быть в высшей степени сокровенными, Пастор должен чувствовать к ней новый интерес и нежность, но ни под каким предлогом он не имеет право использовать свои преимущества в чуждых целях. * * * Почему мы уделили так много времени исследованию опасностей, сокрытых в высоком призвании христианского пастыря? Да потому, что не только преимущества и ответственность его велики, но велика и вероятность злоупотребления ими. и все же, если работа выполняется добросовестно, с душою, никакое призвание на земле не вознаграждает так щедро и не заслуживает такого глубокого признания в сердцах людей, как служение пастора.
|