Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 08 октября 2024
Глава 5. PDF Печать Email

 

Пасторские посещения

Когда речь заходит о пасторском служении, то первое, что приходит на ум, - это посещения. Большинство христианских общин приглашают проповедников или избирают пресвитеров, чтобы те проповедовали в их церквах, однако делается это еще и потому, что общины нуждаются в ком-то, кто будет «заниматься посещениями». Принято считать, что участвующих в богослужении будут посещать на дому и что есть много поводов к тому, чтобы церковное служение в отношении больных и духовно ослабевших членов общины проявлялось посредством представительного посещения. Пастор, не выполняющий эту свою обязанность со всяким тщанием и постоянством, неизбежно потерпит неудачу в том, что является его «самым очевидным делом». Не может быть никакого успеха там, где на пасторские посещения смотрят, как на нудную обязанность, дань традиции, ненужную трату времени, бессмысленную «поденную работу», которой нет конца и которая нимало не способствует процветанию церкви. С таким пониманием своего служения, а скорее с явным пренебрежением к нему, энергичный и прилежный пастор сможет заставить себя регулярно выполнять эту работу лишь в том случае, если составит себе жесткое расписание, скажем, на тридцать посещений в неделю, которые и будет стараться сделать, устремляясь от дома к дому с записной книжкой в одной руке и с часами в другой, аккуратно выполняя свое расписание. Люди, которых он будет так посещать, в лучшем случае, с грустной иронией будут отзываться о плодах его трудов, а в худшем - назовут его деятельность бесполезной и даже нервирующей. Потому что ему некогда ни говорить, ни слушать, у него не хватает терпения подождать, пока собеседник соберется с мыслями, найдет удобный момент и выскажет наконец то, что заботит его и гнетет его душу. С таким вот подстегивающим чувством долга, с такой же решительностью и настойчивым нежеланием принять отказ ходят от дома к дому торговцы, предлагающие под дверью новые товары, производимые их фирмой. Подобно им, такой пастор предлагает религию, как другие предлагают пылесосы, страхование или косметику. Он выпаливает какой-нибудь заранее приготовленный к случаю текст Евангелия прямо на пороге. Ему некогда, ему дорого время, у него план. Вся слабость такого подхода в том, что явно виден мотив этих посещений: человеку дано задание - и он его выполняет. Терпеливые как-то смиряются с этим, люди степенные, покладистые посмеиваются, но воздерживаются от реплик, неверующие открыто негодуют и презирают подобное отношение к ним, а большинство, в общем, чувствуют себя эксплуатируемыми для чьей-то выгоды - будь то новые церкви, новое религиозное движение или кампания. Никто не чувствует себя удовлетворенным, кроме служителя, посещавшего их, который считает себя вполне добродетельным. Конечно, ни одно из таких посещений нельзя назвать пасторским. Как во всяком деле, так и в пасторском служении требуется четкое определение цели. Любая из, по крайней мере пяти, продуманных целей могла бы быть положена в основу профессионального пасторского посещения.

1. Пастор или пресвитер своим посещением переносит церковь в дом подопечного, как бы соединяет воедино субботу и будни, церковное здание и семейный очаг. Руководитель церкви встречается с членами общины в семейной, непринужденной обстановке их обыденной жизни, знакомится с их родителями, родственниками, детьми, знакомыми; таким образом, он как бы вживается в атмосферу их внецерковной жизни, начинает лучше понимать их, узнает их нужды. Некоторые люди, оказывается, живут бедно, едва сводят концы с концами, у других тяжело болен родственник, у кого-то в доме проживает инвалид, нуждающийся в постоянной опеке. И пасторские посещения иногда бывают единственной возможностью узнать это, понять причину той внутренней напряженности, которую постоянно испытывает тот или иной член церкви. С другой стороны, принимая пастора или пресвитера у себя на дому, прихожане лучше узнают его как человека, друга, видят его, так сказать, не в обличии официального руководителя, а в естественном, обычном виде. В такой неформальной, интимной обстановке где-нибудь на скамейке в саду или за обеденным столом, хотя речь может опять-таки пойти о предметах веры, но уже в иной атмосфере близкого общения. И такая беседа о церковных делах и событиях, об общих друзьях и планах объединяет, христианский интерес оживает, как это происходит и в церкви при беседе малыми группами. Люди робкие, озадаченные чем-либо или имеющие какие-то сомнения выскажут их пастору здесь, чего не сделают при иных обстоятельствах в силу особенностей своего характера. Такой пасторский визит можно считать плодотворным и благословенным как для прихожанина, так и для самого служителя.

2. Самая главная и, пожалуй, самая деликатная цель пасторских посещений - завязать отношения. И главное здесь не в каком-то видимом эффекте, достигнутом после двух или трех посещений, но в том, что для пастора, если его визиты были действительно пасторскими, после таких посещений может легко открыться дверь в тот дом, когда под его крышей неожиданно совьет себе гнездо беда, страх или позор. И пастор, уже известный в этом доме как христианин и друг, войдет в него приготовленным для такого служения, которое никто, кроме него, не сможет совершить. В церковной практике известно много случаев, когда незапланированный визит пастора, находящегося под божественным руководством, оборачивался ответом на чью-нибудь настойчивую молитву, или же пастор опять-таки неожиданно для себя, оказывался у постели больного или в семье, перенесшей тяжелую утрату, получившей плохие известия или оказавшейся на грани распада. В такие моменты люди смотрят на него как на посланника неба, как на единственного человека в их окружении, способного на решительные действия, знающего, что предпринять, что сказать, куда обратиться. Но такое доверие не приобретается за несколько первых посещений или при поверхностном формальном исполнении обязанностей. Доверие требует прочного основания, глубокой уверенности друг в друге. Поэтому долготерпение - чрезвычайно необходимый элемент пасторских посещений. Но в то же время необходимы непринужденность и простота. В посещениях, как и во всей пасторской работе, служитель должен оставаться самим собой. Человек, который всегда считает себя не просто христианином, но служителем, официальным лицом Церкви, исполняющим возложенную на него миссию, никогда не сумеет завязать хорошие отношения с людьми. Более того, возможность установления таких взаимоотношений с каждым разом будет все менее вероятной. Такой человек психологически не может расстаться с кафедрой. Его все время подмывает «воспользоваться случаем» раскрыть Библию, начать читать, комментировать, даже упрекать и, конечно же молиться! Но пропасть между ним и теми, кого он посещает, остается. Его могут уважать, но едва ли его будут часто приглашать как искреннего, доброго друга, присутствие и разговоры которого осчастливили бы семью и украсили бы вечер. Напротив, при его появлении наименее набожные члены семьи срочно ретируются в другую комнату, детей отправляют скучать на кухню и вся семья чувствует, что Церковь в лице этого пастора решила совершить в их доме очередную церемонию. Противоположностью такому служителю является тот, кто часто заходит к людям, находя всякий раз для этого повод, и делает это так, чтобы никого не смущать и не обременять. Неожиданно оказавшись у постели больного ребенка, возле которого мечется обеспокоенная мать, он просто и естественно скажет: «Дорогие, я верю, вы сделали все возможное. Давайте теперь помолимся о ребенке». И, склонившись над кроваткой больного, он произнесет короткую простую молитву. Взволнованное сердце после такой молитвы обретет мир и силу Божию. Какими бы ни были переживания ваших подопечных, помните, чем менее нудна и формальна ваша молитва, тем сильнее и значительнее ее воздействие на душу страждущего. Главной целью пасторских посещений является установление пасторских отношений. При этом нет необходимости подчеркивать свое церковное положение и религиозные цели. «Благодать Божия, - по словам Д. Вуда, - найдет свое выражение в добром человеке».

3. Очень часто целью пасторского посещения является совершение богослужения на дому. Для тех, кто по причине возраста, немощи, болезни, несчастья, большого расстояния или забот о детях, больных не смогли быть на церковном богослужении, визит пастора станет связующим звеном с тем, что они упустили и что очень хотели бы иметь. В таких случаях посещение должно иметь форму служения, и, следовательно, должно быть более подготовленным и, по мере возможности, приближенным к церковному. Только оно сможет хоть отчасти воспроизвести атмосферу общественного богослужения. Заранее подобранное место из Св. Писания с соответствующим разъяснением, чтение походящего гимна и молитва, какую обычно произносят в церкви, - в ней необходимо вспомнить о нуждах местной церкви, о деле Божием во всем мире и, конечно же, о личных нуждах посещаемого человека и его семьи, - все это сделает такое непродолжительное богослужение торжественным и вдохновляющим. После окончания его не следует задерживаться. Оно должно остаться в памяти, как самое главное событие этого посещения. Все разговоры лучше перенести на начало визита, служение же должно быть его завершением. Иногда бывает уместно обстоятельно рассказать о теме, об основных местах Писания и главной вести прошлого субботнего богослужения. Это укрепит у собеседника чувство связи с церковью. Однако если это (как, впрочем, и все в пасторском служении) превращается в обыденность, то такие разговоры теряют свою ценность. При таком визите с целью проведения богослужения сам посетитель должен внести предложения и создать подходящую обстановку; иногда (в случае с тяжело-больными) бывает достаточно кратко совершить тихую молитву или просто помолчать. Иногда пастору доводится посещать семьи, в которых принято проводить свои вечерние домашние богослужения. Зная об этом, пастор может попросить позволения поприсутствовать на нем, конечно же не навязывая свое руководство. Тот факт, что он принял участие в служении, может быть оценен этой семьей значительно выше, чем он себе представляет. Иной раз его могут попросить провести какую-то часть этого семейного служения. В таком случае он должен знать, что его принимают как почетного друга посещаемой им христианской семьи. В тех случаях, когда обстоятельства требуют проводить на дому Вечерю Господню, пастор должен в целостности соблюсти святыню обряда. Необходимо взять с собой еще нескольких человек. Подготовка к обряду должна проводится самым тщательным образом, так, чтобы обычный ход обряда в церкви был воспроизведен до деталей. Во всем должно ощущаться благоговение, почтительность, достоинство. Сразу после совершения обряда проводившим его необходимо попрощаться и уйти. Одним словом, подобные случаи требуют определенного лавирования между непринужденностью интимной дружеской беседы и нарочитой строгостью официального обряда. Главное, человек должен почувствовать присутствие Божие, осознать, что несмотря на отсутствие на служении он живет единой жизнью со своей общиной.

4. Пасторские посещения по случаю - это посещения с определенной целью или по особому случаю, который не ускользнул от внимания пастора или оказался отмеченным в его дневнике. Счастлив тот служитель, память которого удержала дату бракосочетания молодой пары, которое он проводил в прошлом году, и тогда он зайдет к ним, чтобы поздравить их с годовщиной. Счастлив, кто запомнил день рождения ребенка и не забыл поздравить его родителей. Любой случай в жизни членов и друзей общины, будь то успех сына или дочери в школе, первый концерт или успешная сдача экзаменов, помолвка, повышение в должности отца семейства или юбилей матери - все это достойные поводы для христианского наставника, чтобы прийти со словами приветствия и добрыми пожеланиями. Пастор должен быть готов к самым разным, и порой неожиданным, обязанностям, которые возникают при таких посещениях. Иногда ему приходится обращаться к знакомому, у которого своя машина, и просить отвезти больного в больницу или доставить инвалида на собрание, развезти подарки, отвезти престарелого человека на лоно природы или к родственникам. Узнав о неожиданной болезни матери, он должен срочно организовать уход за ребенком. Если одинокий человек оказался в беде и нуждается в родственниках, пастору придется идти на переговорный пункт, звонить им, а в случае неудачи с телефонным разговором ехать в другой район или город за ними. Короче, обстоятельства могут быть самые различные, и везде служитель должен вовремя проявить инициативу, принять нужное решение, пожертвовав, если надо, своим временем. Такая забота и самоотверженность всегда трогает сердца и бывает залогом долгой и искренней дружбы. Может возникнуть и такая ситуация, когда пастор будет вынужден в крайних обстоятельствах оказать материальную поддержку из благотворительного фонда. Сродни такого рода пасторским визитам по особым случаям будут и посещения, которые и сам служитель не сможет легко объяснить. Он чувствует внутреннее побуждение, какое-то имя приходит ему на память во время молитвы - и этого достаточно для мудрого пастора. На основании личного опыта он знает, что Бог часто руководит посещениями и направляет его туда, где он особенно нужен.

5. Иногда к пастору могут обращаться с просьбой побеседовать с неверующими родственниками или знакомыми, и тогда он выступает уже в роли проповедника и евангелиста. Обычно людей неверующих, желающих побеседовать с христианином, представителем церкви, интересует конкретная тема или же им просто хочется посмотреть, что из себя представляет человек верующий. Порою это обусловлено опасениями и переживаниями за своего родственника или друга, начавшего посещать церковь. Поэтому пастор, оказавшись в обществе неверующих или интересующихся религией людей, должен помнить, что одним из основных правил в такой беседе будет следующее: предоставить хозяевам самим определить ход разговора. Не в меру ревностный служитель часто стремится навязать собеседнику преждевременное решение или членство в церкви, тогда как здесь в первую очередь нуждаются в общении, в достижении понимания, в христианской дружбе. Было бы излишне говорить, что такая беседа в чужом доме требует наивысшей тактичности. По долгу вежливости хозяева могут принимать и выслушивать вас, относясь к вам как к гостю. Никогда не злоупотребляйте этим. Христианская добродетельность, привлекательность и духовная сила несовместимы с задиристостью, надменной уверенностью в своей правоте и грубостью. Наименьшее, к чему вы должны стремиться при каждом посещении, - это чтобы вас были рады видеть, когда вы придете опять; самым же большим достижением будет то, что после сердечного разговора о христианской истине в следующий раз вас будет приветствовать тот, на чьем лице вы увидите печать преобразующего влияния Святого Духа.

Практические соображения

Совершаемые по особым случаям или по побуждению пасторские посещения никоим образом не упраздняют необходимости систематических и регулярных визитов. И это обусловлено вполне серьезными соображениями. Имея план и график посещений, пастор сможет избежать помех, связанных с его личным настроением. Это поможет ему не выпускать из поля зрения кого-то из прихожан, и ему будет легче преодолевать стремление посещать только те дома, где его радушно принимают. Пасторские визиты должны так же тщательно готовиться и быть делом чести и совести, как и проведение богослужений. Методический план должен включать в себя краткое описание домашней атмосферы тех семей, за которые ответственен этот пастор, их проблем и нужд, открывшихся при знакомстве. Служитель должен хотя бы раз в месяц посещать тех, кто не может ходить в церковь, еженедельно навещать больных и подавленных горем и по возможности дважды в год заходить к членам общины, регулярно посещающим служения. Конечно, такая программа - только минимум возможных посещений. Однако организованность в работе не должна превратиться в нудную обязанность. Время намеченных визитов и их регулярность могут подчас меняться под воздействием каких-нибудь настоятельных приглашений, внезапно возникших проблем, особых случаев или руководства Святого Духа. Изменения могут происходить и в духовном состоянии самого пастора. Один успешный в своем служении и горячо любимый прихожанами пастор как-то удивил своих коллег таким ответом: «Если вы разочарованы, если ваша вера ослабла и вы перестали получать удовлетворение от своей работы, отправляйтесь навещать своих ближних. Возможно, вы чем-то поможете им, но они наверняка помогут вам, приведут вас в чувство». Пастор должен точно отмечать даты визитов в записной книжке или на специальных карточках, где у него записаны адреса и другие сведения о тех, кого он посещает. Конечно же, об этих заметках должен знать только он сам. Иногда после посещения становится очевидно, что кто-то другой мог бы принести больше пользы какой-то семье благодаря соответствующему возрасту, христианскому и жизненному опыту. В таком случае пастор должен возложить посещения на подходящего члена общины и, по возможности, обеспечить его необходимыми сведениями (за исключением строго конфиденциальных) для успешного служения такой семье. На некоторые посещения разумно брать кого-нибудь из сестер. Это поможет вам избежать возможных искушений и неприятностей. Пастор никогда не должен ставить под удар свою репутацию, полагая, что его положение автоматически упраздняет всякую возможность подозрений и неприятностей. Поэтому в определенных ситуациях пастору лучше брать с собой жену или добропорядочную прихожанку, или же вообще назначить встречу, когда семья посещаемого бывает в полном сборе. Лучше заранее предупредить всякое подозрение, чем тратить потом время, пытаясь доказать свою невиновность. Таким образом, необходимыми условиями продолжительного и плодотворного служения при посещениях являются: искренняя заинтересованность в каждом человеке; абсолютная конфиденциальность во всем, что вы видите и слышите в их домах; готовность беседовать доброжелательно и сердечно о таких предметах, о которых, кажется, легче говорить с кафедры; неизменная учтивость, особенно в отношении к неверующим. А наградой за ваш самоотверженный труд нередко будут приветливые улыбки старых и молодых людей, охотно приглашающих вас в свой дом.