Глава 8 |
Роль Израиля как «Остатка народов» становится наиболее заметной, если сопоставить его веру с окружающим язычеством. От Нила до Евфрата жители Древнего Востока поклонялись необычайно многочисленному пантеону богов и богинь, которые якобы проявляли себя в природе. В ураганах они видели бога бурь, в сиянии солнца - бога солнца. Поскольку природа не была мирной и спокойной, не были мирными и боги; по этой причине им часто приписывали человеческие качества - мстительность, ревность, непоследовательность, страсть и жестокость. Нередко эти боги изображаются воюющими, убивающими, а иногда даже насилующими друг друга. И вот среди этого подавляющего политеизма парада небольшая нация бывших рабов, не имеющих своей исконной земли, нация странников, не имеющих отчизны, провозгласила одну из самых радикальных идей древности: «Shema Yisrael, Adonai Elohanu, Adonai Echad», что значит: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Но каким бы радикальным это учение ни казалось, оно не было новым! Монотеизм и поклонение одному только Яхве было изначальной религией человечества, верой Адама, Евы, Авеля, Мафусала, Еноха и Ноя. Иудеи, не признавая языческого пантеона богов и богинь (в еврейском языке вообще нет слова «богиня»), поклонялись только одному Богу Творцу, потому что Он есть Творец и единственный Бог - Тот, которому человечество поклонялось от начала. Эта истина была потеряна под напором политеизма, захлестнувшего древний Ближний Восток. Евреи, народ Остатка, исповедовавший древнюю веру, оставались единственными приверженцами монотеизма. Таким образом, поклоняясь только Богу Яхве, евреи не придумывали чего-то нового и необычного. Они просто придерживались первозданной, древней традиции. Новым было многобожие. То же самое можно сказать и об отвержении евреями безумного поклонения природе как богу. В отличие от язычников, еврейский народ не отождествлял Бога с Его творением. Иудеи считали творение продуктом деятельности Бога, а не носителем или обладателем качеств Самого Бога. Подобно Адаму и Еве, они узнали Его как Творца и поклонялись Ему как Творцу. И это понятие, как бы сильно оно ни отличалось от представлений окрестных народов, означало всего лишь возврат к первоначальным истинам, которые Бог дал человечеству в Едеме. Помимо многобожия, язычники Ближнего Востока глубоко увязли в идолопоклонстве. Соседи Израиля вырезали из дерева и высекали из камня несметное число изображений, символизировавших те божества, которым они служили. Возможно, древний житель Ближнего Востока считал идола не богом, а изображением этого божества, в котором обитает его дух. Он верил, что множество изображений позволяет богу одновременно присутствовать в разных местах. В результате язычник поклонялся, приносил жертвы и молился статуям быков, козлов, лягушек и даже людей. Идолопоклонство в древности на Ближнем Востоке было более распространенным явлением, чем ислам в современном ближневосточном мире, Тем не менее, когда под ногтями у евреев еще сохранялся египетский ил, Бог сказал им: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4, 5). Исайя высмеивал идолопоклонников: «Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб... Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: „хорошо, я согрелся; почувствовал огонь". А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: „спаси меня, ибо ты бог мой"» (Ис. 44:14,16,17). И здесь, опять-таки, над» сказать, что, как бы сильно вера Израиля ни отличалась от веры окружающих его народов, она не была чем-то новым. Господь никогда не велел людям поклоняться природе. Идолопоклонство возникло позже, когда люди отступили от живого Бога. «Называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:22, 23, 25). Отвергая идолопоклонство, Израиль просто восстанавливал поклонение истинному Богу, существовавшее до того времени, когда, по выражению апостола Павла, оно было заменено «ложью». Господь сказал Адаму, что он должен владычествовать «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28), но не падать перед ними ниц и не поклоняться им. Только после грехопадения, когда люди отвернулись от Бога живого, идолопоклонство всплыло на поверхность. Таким образом, евреи не придерживались нового, радикального учения, а просто возвращались к первозданной вере, существовавшей до того, как человек превратил «славу нетленного Бога» в идолов. В древности жители Ближнего Востока всецело верили магии, ворожбе и астрологии, которые использовались в религиозных, политических и военных целях. Языческие жрецы, к примеру, предсказывали будущее по форме и внешним признакам печени овец и других животных. Если этот метод казался слишком дорогостоящим, для предсказания будущего использовались очертания дыма, поднимавшегося из кадильницы, какие-то особенности уродливых младенцев, следы масла, вылитого на воду, и даже полет стрел. Израиль, по крайней мере, теоретически, и в этом отношении резко отмежевался от общепринятых норм. От самых первых дней пребывания на Синае, .еще до входа в обетованную землю, евреи были строго предупреждены против занятий магией и ворожбой. «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых... Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь, Бог твой» (Втор. 18:9-11,14). Почему? Потому что не эти методы Господь первоначально избрал для общения со Своим народом. Адам и Ева не изучали печень агнца, чтобы узнать о грядущем Искупителе. Ной не исследовал положение звезд, чтобы узнать, как надо строить ковчег. Авраам привел Исаака на гору Мориа не потому, что об этом ему поведала конфигурация масляного пятна, разлитого на воде. А Иаков узнал, что его семя наследует Ханаан не из наблюдений за уродливыми младенцами. С самого начала Господь общался со Своим народом напрямую - посылал к ним ангелов, давал пророческие видения и сны или говорил слова наставления через пророков. «Енох обладал сильным, незаурядным умом и обширными познаниями. Он был удостоен особенных откровений от Бога... Через святых ангелов Бог поведал Еноху о Своем намерении уничтожить мир потопом, а также открыл ему более полно план искупления. С помощью духа пророчества Он показал ему все грядущие поколения после потопа и великие события, связанные со Вторым пришествием Христа в конце времен»1. Евреи не претендовали на что-то новое, отвергая магию, ворожбу и волшебство окружающих народов. Они просто держались истин, открытых еще в Едеме. Еврейская религия не претендовала на новаторство. Напротив, она бережно хранила те истины, которые появились намного раньше язычества. И хотя иудеи держались за истину Остатка лишь эпизодически и не очень решительно, именно исповедание истины делало их народом Остатка. 1 Е. Уайт. Патриархи и пророки, с. 85.
|