Глава 10 |
К сожалению, начиная с изготовления золотого тельца (см. Исх. 32) и кончая избиением Стефана камнями (см. Деян. 7), то есть в течение тысячи пятисот лет, Остаток никогда не жил согласно данным ему истинам. В Св. Писании, особенно в Ветхом Завете, больше говорится не о призвании Израиля вступить в завет с Богом, но о постоянных нарушениях этого завета еврейским народом. Компромисс с язычниками привел к гибели государства в период Первого Храма. Как часто пророки предостерегали Израиль против блуда с языческой культурой! Вместо того чтобы поднимать язычников на уровень своей праведности, Израиль перенимал верования у соседствующих народов и подражал их языческим обычаям. Софония предупреждал о тех, «которые на кровлях поклоняются воинству небесному, и тех поклоняющихся, которые клянутся Господом и клянутся царем своим [Мелхомом]» (Соф. 1:5). Некоторые израильтяне поклонялись звездам, переняв этот обычай у соседей. Другие объединяли веру в Господа с верой в аммонитского бога Мелхома. Они не отвергли полностью свою древнюю религию, а просто приводили ее в соответствие с новым мышлением. Иезекииль получил видение о том, что язычество проникло во дворы храма - «там сидят женщины, плачущие по Фаммузе» (Иез. 8:14), а некоторые даже стоят «лицами своими на восток и кланяются на восток солнцу» (ст. 16). В самом храме он видел «всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом» (ст. 10). Опять-таки, израильтяне не оставили полностью веру своих отцов, но отказались от значительной ее части и усвоили чуждые религиозные верования и обычаи. Поскольку они флиртовали с теми, кто не знал Господа, то и сами потеряли знание о Нем. Господь предупреждал, что «нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» (Ос. 4:1). «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжении» (Ос. 6:6). Тем не менее иудеи верили, что поскольку они имеют «истину», и являются особо избранным Божьим народом, истинным «Остатком», то всегда будут единственным верным Богу народом. Иеремия писал, что многие, несмотря на свой грех и компромисс с язычеством, приходят к воротам храма и говорят: «Здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» (Иер. 7:4). Эти люди верили, будто, независимо от своих поступков, они смогут найти спасение в храме Божьем. Компромисс и подражание язычникам привело также к тому, что иудеи прельстились ложными понятиями относительно праведности и суда. Многие считали, что Бог примет их, несмотря на их поступки, и что им не придется отвечать за них на суде: «Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: „чем прогневляем мы Его?" Тем, что говорите: „всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит", - или: „где Бог правосудия?"» (Мал. 2:17). Конечно, религиозные извращения Израиля выливались также в нравственные и этические искажения. «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные, и необвязанные, и не смягченные елеем» (Ис. 1:5,6). Все классические грехи, о каждом из которых Бог предупреждал, а именно: убийство, прелюбодеяние, воровство, кровосмешение, угнетение, идолопоклонство, блуд, зависть, гордость, ложь, - свирепствовали в среде Израиля, пока Господь не возопил: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!.. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота... И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу» (Ис. 1:10, 11, 15). Главная проблема заключалась в том, что еврейское государство страдало от продажных, колеблющихся и идущих на компромисс вождей. Будь то царь Ахав и царица Иезавель, убившие Навуфея, чтобы завладеть его виноградником (см. 3 Цар. 21), или царь Манассия, заставлявший Иудею поступать хуже язычников (2 Пар. 33:9), или князья иудейские, призывавшие царя Седекию убить пророка Иеремию (см. Иер. 38:4), - эта вереница неверных, не обращенных руководителей ввергала народ в одно бедствие за другим до тех пор, пока не рухнул весь дом. Отступили и многие священники, духовные пастыри народа. От дней Надава и Авиуда, принесших «чуждый огонь» на жертвенник курений (см. Лев. 10), и до последних лет Иудеи, когда священник Пасхор ударил Иеремию и заключил его в колоду (см. Иер. 20:2), ложные пастыри вводили народ в заблуждение. Софония стенал по поводу того, что «священники его [Божьего народа] оскверняют святыню, попирают закон» (Соф. 3:4); Исайя предупреждал о священниках, которые «шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином» (Ис. 28:7). А Иезекииль писал: «Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» (Иез. 34:2). Богослужения Израиля стали также неприемлемыми для Господа. Малахия упрекал иудеев, приносящих «в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф» (Мал. 1:8). Господь выражал Свое возмущение по поводу богослужения иудеев: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!» (Ис. 1:13). Отступление от Слова Божьего привело к расколу государства на два противоборствующих царства. Таким образом, вместо того чтобы единым фронтом распространять в мире познание о воле Господа, избранный Богом народ оказался настолько ослабленным внутренними междоусобицами, что стал легкой добычей внешнего врага. Иудеи веками подражали языческим обычаям, и теперь лишились Божественной защиты против языческих армий.
|