Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Библиотека адвентиста Ответы нашим критикам. Посредством Моисея Бог дал заповеди Своему народу. Прошло 15 веков, и Христос тоже дал заповеди
Посредством Моисея Бог дал заповеди Своему народу. Прошло 15 веков, и Христос тоже дал заповеди PDF Печать Email

 

Посредством Моисея Бог дал заповеди Своему народу. Прошло 15 веков, и Христос тоже дал заповеди. Адвентистам не удается провести различие между Законом Божьим, который был упразднен на Голгофе, и заповедями Христа, которые являются обязательными для христианина. Адвентисты ошибочно утверждают, что Декалог и заповеди Христа равнозначны и в равной мере обязательны.

Вот еще одна, довольно-таки поразительная идея: если мы соблюдаем заповеди Отца - это признак законничества, а если соблюдаем заповеди Сына - это признак благодати. Суть почти всех выступлений против закона, которые нам пришлось рассмотреть, сводилась к следующему: для христианина не существует закона, причем под законом имеются в виду Десять Заповедей. Теперь же нам сообщают, что христианин все же должен подчиняться закону и что ему надо выполнять различные заповеди, причем неоднократно указывается, что Христос выдвинул немало новых заповедей.

Сторонники таких взглядов ссылаются в основном на Нагорную проповедь, начиная с отрывка Мф. 5:29. Читатель, конечно же, знаком с Христовыми заповедями, которые содержатся в этой примечательной проповеди. Нам нет необходимости их перечислять: достаточно выразить их основную суть, сказав, что они затрагивают все многообразие человеческих отношений и в сущности представляют собой изложение того, что мы называем "золотым правилом". Это "золотое правило" представляет собой кульминацию всей проповеди (см. Мф. 7:12). Как ни странно, но, желая доказать, что Христос учредил новое законодательство, заменившее собой законы, данные Богом раньше, наши критики среди прочего упоминают и об этом правиле. Однако прочитаем сам текст: "Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7:12).

Христос решительно подчеркивает, что "золотое правило" представляет собой всего лишь обобщение сути "закона и пророков". Таким образом, различные повеления, которые звучат в Его проповеди, находят свое краткое изложение в этом "золотом правиле". Следовательно, те заповеди, которые якобы являются новыми, на самом деле представляют собой просто переложение "закона и пророков". Такое понимание вопроса полностью согласуется с классическим протестантским взглядом на Писания, согласно которому Новый Завет раскрывается в Ветхом, а Ветхий - в Новом. (Об этом мы говорили, рассматривая Возражение 1.)

Христос действительно пояснял и особенным образом расширял Закон Божий, и это видно из различных отрывков, приводимых желающими доказать, что Христос выдвинул новые заповеди взамен тех, которые провозгласил Его Отец. Вот, например, такой текст: "При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк.12:15).

Не вызывает почти никакого сомнения тот факт, что многие якобы новые повеления Иисуса представляют собой расширенное изложение десятой заповеди Декалога. Можно взять и другой отрывок, по некоторым соображениям не приводимый оппонентом: "Вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй". АЯ говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф. 5:27, 28).

Можем ли мы сказать, что тем самым Христос освобождает нас от седьмой заповеди Закона Божьего и выдвигает какой-то новый закон? Такая мысль была бы богохульной. На самом деле Он просто показывает, сколь широко значение этого повеления.

Христос не отвергал Закона Божьего, а возвеличивал его, и вот что предсказал о Нем пророк Исайя: "Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон" (Ис. 42:21). В хорошо известном комментарии об этом тексте говорится следующее: "Он прославит закон, именно прославит, то есть представит пред Своим народом во всем величии и славе. Речь идет не просто об изначальном возвещении закона на Синае - его постоянно истолковывает и распространяет среди людей длинная череда пророков. Опыт Израиля (см. ст. 20) вбирал в себя все это, однако израильтяне не извлекли пользы из обращенного к ним наставления" (Pulpit Commentary).

Среди отрывков, приводимых в попытках доказать, что Христос установил какие-то новые заповеди взамен Закона Божьего, мы вряд ли найдем слова Господа, обращенные к богатому юноше, который спросил Его о том, что сделать ему, "чтобы иметь жизнь вечную". Как известно, Христос ответил: "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Мф. 19:16, 17). Разве Христос возвестил здесь какие-нибудь новые заповеди? А ведь был подходящий момент для этого, потому что речь шла о вечной жизни человека. На самом же деле, когда богатый юноша попросил Христа назвать какую-нибудь "конкретную" заповедь, наш Господь просто перечислил повеления, изложенные в Декалоге, и подытожил их: "Люби ближнего твоего, как самого себя". Надо отметить, что это последнее повеление вовсе не является новым: Христос цитирует отрывок из Книги Левит (см. Лев. 19:18).

Разве нужны еще какие-нибудь доказательства, чтобы стало ясно, что Христос не давал никакой новой заповеди, необходимой для спасения?

Кроме того, приведенный отрывок наилучшим образом показывает, что новые заповеди Христа на самом деле

представляют собой расширенное изложение принципов, изложенных в тех повелениях, которые много веков назад были даны Богом. Когда юноша сказал, что все это он соблюдал с юных лет, и спросил, чего ему недостает, Христос сказал, что необходимо продать все свое имущество, раздать нищим и следовать за Ним. Повеление о продаже имения представляет собой всего лишь истолкование десятой заповеди и комментарий на отрывок из Евангелия от Луки (см. Лк. 12:15). Разве можно утверждать, что повеление "следуй за Мною" означало, что юноше надо отвергнуть святой Закон Божий?

Сам Христос неоднократно утверждал, что Он пришел не для того, чтобы установить какие-то новые законы, но лишь для того, чтобы провозгласить заповеди Своего Отца. Приведем эти характерные отрывки, которые наш критик почему-то не включил в перечень своих доводов.

"Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец" (Ин. 12:49, 50). "Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца" (Ин. 14:24) (см. также Ин.7:16; 8:28).

Эти отрывки полностью согласуются с возвещением Христа, сказавшего: "Я и Отец - одно" (Ин. 10:30).

Кроме того, они опровергают точку зрения, согласно которой апостолы тоже выдвинули какие-то новые заповеди, заменившие Закон Божий. Разве стали бы апостолы делать что-нибудь такое, чего не делал даже Христос? Давая Своим ученикам великое поручение нести Евангелие всем народам, Он сказал, что людей надо учить "соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28:20). Также: "Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить" (Ин. 12:49).

Итак, заповеди Отца и Сына едины, и это еще раз доказывается тем, что Христос присутствовал тогда, когда израильтяне получали Декалог в пустыне (см. Неем. 9:11-15 и 1 Кор. 10:1-4). Таким образом, речь идет не о трех разных законодателях (Отец, Сын и апостолы), но только об Одном. Именно этому и учат приведенные тексты, которые полностью согласуются со словами Иакова, сказавшего: "Един Законодатель" (Иак. 4:12).

Быть может, теперь нам надо соблюдать только заповеди Христа, позабыв о заповедях Бога? Рассматриваемые нами тексты дают ясный ответ на этот вопрос, но для большей убедительности приведем еще два. Святые Божьи последних дней земной истории предстают:

1. "Сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа" (Откр. 12:17);

2. Соблюдающими "заповеди Божий и веру в Иисуса" (Откр. 14:12).

По сути дела, Библия знает только две категории людей: тех, кто соблюдает Закон Божий, и тех, кто этого не делает. Люди, названные "святыми" (Откр. 14:12), подчиняются Закону Божьему, а об остальных Павел говорит, что "плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим. 8:7).

(Подобные же аргументы представлены в Возражении 13.)