39. ЛОЖНОЕ И ИСТИННОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА [279] |
ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ"Открытое принадлежит нам и детям нашим до века, а сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему. "Втор. 29:29. Откровение, которое Бог дает нам в Своем Слове, - дано нам для изучения. Мы можем стремиться понять это откровение. Но за его пределы нам не следует выходить. Высочайший ум может стараться изо всех сил стараться познать природу Бога. Но все его усилия будут бесплодными. Нам не дано решать эту проблему. Ни один человеческий разум не в состоянии понять естество и природу Бога. Пусть же ограниченный человек не пытается объяснить все это. Пусть никто не старается высказывать слишком много предположений о Божьей природе. Здесь молчание - золото. Всеведущий - выше всех дискуссий. Когда полагался план спасения, даже ангелы не допускались на советы между Отцом и Сыном. Те люди, которые пытаются проникнуть в тайны Всевышнего, свидетельствуют о своем невежестве относительно духовных вопросов. Было бы лучше, если бы они, пока еще звучит голос, смирились и умоляли Бога научить их Его путям. Мы не знаем Бога, подобно малым детям, но как малые дети, мы можем любить Его и повиноваться Ему. Вместо того, чтобы строить предположения о Его природе или исключительных правах, лучше внимать Его словам: "Остановитесь и познайте, что Я - Бог". Псал. 45:11. "Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он - превыше небес, - что можешь сделать? Глубже преисподней, - что можешь узнать? Длиннее земли мера Его И шире моря". Иова. 11:7-9. [280] "Но где премудрость обретается? И где место разума? Не знает человек цены ее, И она не обретается на земле живых. Бездна говорит: "не во мне она"; И море говорит: "не у меня"... Не дается она за золото, И не приобретается она за вес серебра. Не оценивается она золотом Офирским, Ни драгоценным ониксом, ни сапфиром. Не равняется с нею золото и кристалл, И не выменяешь ее на сосуды из чистого золота. А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, И приобретение премудрости выше рубинов. Не равняется с нею топаз Ефиопский; Чистым золотом не оценивается она. Откуда же происходит премудрость? И где место разума... Аввадон и смерть говорят: "Ушами нашими слышали мы слух о ней". Бог знает путь ее, И Он ведает место ее. "Ибо Он презирает до концов земли, И видит под всем небом... Когда назначил устав дождю И путь для молнии громоносной: Тогда Он видал ее и явил ее Приготовил ее и еще испытал ее. И сказал человеку: "Вот страх Господень есть истинная премудрость, И удаление от зла - разум". Нова 28:12-28. Мудрость не состоит в том, чтобы исследовать загадочные проблемы земли или напрасно пытаться проникнуть в тайны бытия Божьего. Скорее всего, она заключается в смиренном принятии того откровения, какое Бог благоволил дать нам и в согласовании своей жизни с волей Божьей. [281] ВЕЛИЧИЕ НАШЕГО БОГАДавайте постараемся представить себе величие нашего Бога на основании откровений, данных Святым Духом через пророков. Пророк Исаия пишет: "В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы: у каждого из них было по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывали ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу и говорили: свят, свят, свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих; и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен". Исаии 6:1-7. "Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, И имя Твое велико могуществом. Кто не убоится Тебя, Царя народов?" Иер. 10:6-7. "Господи, Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, И все пути мои известны Тебе". [282] "Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, И полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение Твое, - Высоко, - не могу постигнуть его". Псал. 138:1-6. "Велик Господь наш и велика крепость Его; И разум Его неизмерим". Псал. 146:5. "Он открывает глубокое и сокровенное, Знает что во мраке, и свет обитает с Ним". Дан. 2:22. "Ведомы Богу от вечности все дела Его". Деян. 15:18. "Ибо кто познал ум Господень? Или кто Был советником Ему? Или кто дал Ему Наперед, Чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь". Рим. 11:34-36. "Царю же веков, нетленному, единому, Премудрому Богу честь и слава вовеки". "Единый, имеющий бессмертие. Который Обитает в неприступном свете. Которого Никто из человеков не видел и видеть Не может. Ему честь и держава вечная". 1Тим. 1:17. 6:16. "Он распростер север над пустотою, Повесил землю ни на чем. Он заключает воду в облаках Своих, И облако не расседается пред Ним... Черту провел над поверхностью воды, До границ света со тьмою". Иова. 26:7-10. "Столпы небес дрожат И ужасаются от грозы Его. Силою Своею волнует море... От Духа Его - великолепие неба; Рука Его образовала быстрого скорпиона. Вот, это части путей Его; И как мало мы слышали о Нем!! А гром могущества Его кто может уразуметь?" Иова 26:11-14. "В вихре и в буре шествие Господа, Облако - пыль от ног Его". Наума 1:3 [283] "Кто, как Господь, Бог наш, Который обитая на высоте, Преклоняется, чтобы призирать На небо и на землю", Пс. 112:5-6. "Велик Господь и достохвален, И величие Его неисследимо, Род роду будет восхвалять дела Твои И возвещать о могуществе Твоем. А я буду размышлять о высокой славе Величия Твоего И о дивных делах Твоих. Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих И я буду возвещать о величии Твоем. Буду провозглашать память великой благости Твоей, И воспевать правду Твою. Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, И да благословляют Тебя святые Твои. Да проповедуют славу царства Твоего, И да повествуют о могуществе Твоем Чтобы дать знать сынам человеческим О могуществе Твоем, И о славном величии царства Твоего. Царство Твое - царство всех веков. И владычество Твое - во все роды... Уста мои изрекут хвалу Господню. И да благословляет всякая плоть, Святое имя Его во веки и веки". Псал. 144:3-21. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ САМОНАДЕЯННОЙ ДЕРЗОСТИПо мере увеличения нашего познания о Боге и самих себя в свете Его лица, мы преисполнимся благоговейным страхом и трепетом. Пусть люди настоящего времени воспримут как предостережение судьбу некоторых людей, осмелившихся в древние времена допустить вольность в обращении с предметами, которые Бог объявил священными. Когда израильтяне посмели открыть ковчег завета при его возвращении из земли Филистимской, они были наказаны за эту непочтительную дерзость. "И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа 50070 человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим. И сказали жители [284] Вефсамиса: кто может стоять перед Господом, сим святым Богом? И к кому Он пойдет от нас?" 1Цар.6:19-20. Вспомните о суде, постигшем Озу. Когда во время царствования Давида, ковчег перевозили в Иерусалим, Оза протянул руку, чтобы придержать его. За то, что он осмелился дотронуться к символу Божьего присутствия, его постигла мгновенная смерть. Когда Моисей повернулся, чтобы рассмотреть чудесное зрелище - горящий куст, не сознавая присутствия Божьего, ему было дано повеление: "Не подходи сюда, сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая... Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога". Исх. 3:5-6. "Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит перед Ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к Нему и сказал: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет, я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажешь рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал". Ис.Нав. 5:13-15. В переносном святилище и в храме, которые были земными символами места обитания Бога, одно отделение было специально предназначено для Его святого присутствия. Ни одна рука, кроме руки первосвященника, не имела права коснуться завесы с изображением херувимов, которая закрывала вход в это отделение. Приподнять завесу и дерзко проникнуть в священную тайну Святого-святых - влекло за собой смерть. Над престолом благодати и благоговейно [285] склоненными ангелами пребывала слава святого Бога, слава, на которую невозможно было посмотреть и остаться в живых. Однажды в году, когда совершалось служение в Святом-святых, первосвященник, исполненный благоговейным трепетом, входил в Божье присутствие; в это время облако курения скрывало славу Божью от его глаз. В храме и во дворе царила тишина. Священники не совершали своего служения у жертвенников. Множество людей, пришедших на поклонение, склонялись в благоговейном страхе и умоляли Бога о милости. "Все это происходило с ними, как образы; А написано в наставление нам, достигшим Последних веков". 1 Kop. 10:11. "А Господь во святом храме Своем: Да молчит вся земля пред лицом Его!" Аввак. 2:20. "Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на херувимах: да трясется земля! Господь на Сионе велик, И высок Он над всеми народами. Да славят великое и страшное имя Твое: Свято Оно!" Пс. 98:1-3. "Господь во святом храме Своем, Господь,- престол Его на небесах, Очи Его зрят; испытывают сынов человеческих". "Ибо Он приникнул к святой высоте Своей, С небес призрел Господь на землю". Пс. 10:4, 101, 20. "С небес призирает Господь, Видит всех сынов человеческих. С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Да боится Господа вся земля; Да трепещут пред Ним все, живущие Во вселенной". Пс. 32:13-14, 8. Человек не может путем исследования найти Бога. Пусть никто не осмеливается дерзкой рукой приподнять завесу, которая скрывает славу Божью. "Как непостижимы судьбы Его, и неисследимы пути Его!" Рим. 11:33. То, что Его сила скрыта от нас, является доказательством Его милости; потому что приподнять завесу, скрывающую Его божественное присутствие - означает смерть. Ни один смертный ум не может проникнуть в тайну, окружающую присутствие и дела Всемогущего. [286] Мы можем познать только то, что Ему угодно открыть нам. Разум должен признать высшую над ним власть. Сердце и разум должны преклониться перед великим "Я есмь". ОТКРОВЕНИЕ БОГА В ЛИЦЕ ХРИСТАВсе, в чем человек нуждается или может узнать о Боге, - было явлено в жизни и характере Его Сына. "Бога не видел никто, никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил". Иоан. 1:18. Восприняв человеческую природу, Христос пришел, чтобы сродниться с человечеством и в то же время явить грешным людям Своего небесного Отца. Он во всем уподобился Своим братьям. Он воспринял нашу плоть. Он испытывал голод, жажду и усталость. Он подкреплялся пищей и освежал Свои силы сном. Разделяя с людьми их участь, Он все же оставался безгрешным Сыном Божьим. Он был странником и пришельцем на земле, - был в мире но не от мира; был искушен и испытан подобно всем современным людям, но жил жизнью, свободной от греха. "Нежный, сострадательный, всегда внимательный к другим, Он представил характер Бога, всегда служа Богу и людям. "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины". Иоан. 1:14. "Я открыл Твое имя человекам, которых Ты дал Мне от мира". "Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет и Я в них". Иоан. 17:6, 26. "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного". "Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных". "Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд". Матф. 5:44-45. Лук. 6:36. [287] СЛАВА КРЕСТАВ центре откровения Божьей любви к людям стоит крест. Человеческий язык не в силах разъяснить все его значение; перо не в состоянии описать его; человеческий разум не в состоянии понять. Взирая на Голгофский крест, мы можем лишь сказать: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Иоан. 3:16. Христос, распятый за наши грехи, Христос, воскресший из мертвых, Христос, вознесшийся на небо - вот наука спасения, которую нам необходимо изучить и возвещать другим. "Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду стал как человек; смирил Себя, был послушным даже до смерти и смерти крестной". Фил. 2:6-8. "Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес. Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас". Рим. 8:34. "Посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них". Евр. 7:25. "Ибо мы имеем не такого первосвященника, Который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха". Евр. 4:15. Здесь сосредоточена безграничная мудрость, беспредельная любовь, совершенная справедливость, неограниченная милость,- "Бездна богатства, премудрости и ведения Божьего". Рим. 11:33. Именно чрез дар Христа мы получаем все [288] благословения. Благодаря этому дару благость Иеговы изливается на нас изо дня в день. Каждый цветок с его изящными оттенками и нежным ароматом дан для нашего наслаждения благодаря этому дару. Ведь солнце и луну Он сотворил; все звезды, украшающие небо, также созданы Им. На наших столах нет ни одного вида продуктов, которого Он не сотворил бы для поддержания нашей жизни. На всем лежит печать совершенства Христа. Все посылается человеку благодаря единственному неизреченному дару - дару Сына Божьего. Он был пригвожден ко кресту, чтобы все эти обильные дары достигли человечества. Плоды дерева жизни в Едемском саду обладали сверхъестественными свойствами. Вкушать этот плод - означало жить вечно. Эти плоды были противоядием против смерти. Листья дерева жизни предназначались для поддерживания жизни и бессмертия. Адам вкусил плод дерева познания добра и зла, - запрещенный плод. Его преступление открывало дверь для потока зла, обрушившегося на наш род. После того, как грех вошел в наш мир, небесный Садовник перенес дерево жизни в небесный рай, но его ветви свисают до земли. Благодаря искуплению кровью Христа, мы можем и в сей час вкушать эти жизнедательные плоды. О Христе написано: "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков". Иоан. 1:4. Он - Источник Жизни. Послушание Ему - это жизнедательная сила, которая радует душу. Христос говорит: "Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда". "Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня будет жить Мною... [289] Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь". "Побеждающему дам вкушать от дерева жизни, которое посреди рая Божьего". Иоан. 6:35, 57-63. Откр. 2:7. "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими!" 1Иоан. 3:1. ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ СОВЕРШАЕТ ПРЕОБРАЗОВАНИЕПознание Бога, как оно открыто во Христе, - обязательное для всех спасенных. Это то познание, которое преобразует характер. Это знание восстанавливает душу по образу Божьему. Оно придает всему существу божественную духовную силу. "Мы же все, открытым лицом как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа". 2Кор. 3:18. О Своей жизни Спаситель сказал так: "Я соблюл заповеди Отца Моего". Иоан. 15:10. "Отец не оставил Меня Одного, ибо Я делаю всегда то, что Ему угодно". Иоан. 8:29. Каким Иисус был в человеческой природе, таким желает Бог видеть и Своих последователей. Черпая у Него силу, мы должны жить жизнью чистоты и благородства подобно Спасителю. Ап. Павел говорит: "Для сего преклоняю колена мои пред лицом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, - да даст вам по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы нам исполниться всею полнотою Божьей". Ефес. 3:14-19. [290]
|