Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
16. Семья и ее социальные связи PDF Печать Email

Глава семьдесят третья

НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

Бог позаботился о наших социальных нуждах. - В системе воспитания избранного народа становится очевидным, что жизнь, сосредоточенная на Боге, - это полноценная жизнь. Всякую нужду, которую Он допустил, Он старается удовлетворить; всякую способность, которую Он дал. Он старается развить.

Автор всякой красоты. Сам любящий прекрасное, Бог предусмотрел все, чтобы удовлетворить в Своих детях любовь к прекрасному. Он позаботился и об их социальных нуждах, так как доброе и полезное общение развивает у людей сострадание и делает их жизнь светлой и благоуханной1.

Влияние общения. - Каждый находит или приобретает себе друзей. И соразмерно силе дружбы будет и влияние, оказываемое друзьями друг на друга, - к добру или ко злу. У людей есть свой круг общения, где, с одной стороны, они распространяют свое влияние и, с другой стороны, оказывается влияние на них2.

Слово Божье делает особый акцент на влиянии, которое оказывает общение на людей. Как велика роль общения в деле развития умов и характеров детей и молодежи! Компания, в которой они бывают, принципы, которые они принимают, привычки, которые они приобретают, решают вопрос об их полезности здесь и определяют их будущую судьбу...

Неизбежно молодые приобретут себе товарищей и непременно ощутят их влияние. Существует таинственная связь, которая объединяет души. Сердце одного откликается на зов другого сердца. Один перенимает идеи, мнения, дух другого. Такое общение может стать или благословением, или проклятьем. Молодые могут помогать и укреплять друг друга, совершенствуя свое поведение, свой характер, свои знания, но, позволяя себе становиться беззаботными и неверными, они могут оказывать деморализующее влияние3.

Верно сказано: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты". Молодые не могут понять, насколько сильно выбор их товарищей влияет на их характеры и репутацию. Каждый стремится попасть в компанию тех, чьи вкусы, привычки и обычаи близки ему. Тот, кто предпочитает общество невежественных и порочных общению с мудрым и добрым, свидетельствует тем самым о несовершенстве своего характера. Его вкусы и привычки могут поначалу совершенно расходиться со вкусами и привычками тех, общества которых он ищет; но когда он сближается с этими людьми, его мысли и чувства меняются; он жертвует справедливыми принципами и неосознанно, но неотвратимо опускается до уровня своих приятелей. Подобно тому, как поток воды всегда размывает почву, по которой течет, так и компания, в которой бывают молодые, оказывает неизменное влияние на их принципы и привычки4.

Естественные наклонности не ведут к совершенству. - Если бы молодежь убеждали общаться с нравственно чистыми, заботливыми, доброжелательными людьми, то влияние, которое они испытывали бы, было бы самым благотворным. Если выбор падает на товарищей, которые боятся Господа, то их влияние побудит ценить истину, долг и святость. Истинная христианская жизнь - это благотворное влияние. Но, с другой стороны, тот, кто общается с людьми сомнительной морали, имеющими скверные принципы и обычаи, скоро пойдет этим же путем. Стремления плотского сердца ведут вниз. Тот, кто общается со скептиками, сам скоро станет скептиком; тот, кто предпочитает общаться с подлецами, сам непременно станет подлецом. Идти на совет нечестивых - это первый шаг к тому, чтобы стать на путь грешных и сесть в собрании развратителей5.

Для мирской молодежи любовь к светскому обществу и удовольствиям становится захватывающей страстью. Наряжаться, бегать по гостям, потворствовать аппетиту и страстям и вести разгульный образ жизни - вот смысл их существования. Они чувствуют себя несчастными, когда остаются одни. Их самое большое желание - вызывать восхищение, слушать комплименты и производить сенсацию в обществе; и когда это желание не удовлетворяется, то жизнь кажется им несносной6.

Тот, кто любит бывать в светском обществе, часто потворствует себе в этом, пока эта черта не становится господствующей страстью... Они терпеть не могут читать Библию и размышлять о небесном. Они чувствуют себя несчастными, если что-то не возбуждает их. Они не имеют в себе силы быть счастливыми, но их счастье зависит от их общения с другими, такими же беспечными и беззаботными молодыми людьми, как они сами. Силы, которые можно было бы употребить для благородных целей, растрачиваются ими на глупости и пьяный разгул7.

Благословения христианской общительности. - Христианская общительность слишком мало поощряется в народе Божьем... Тот, кто замыкается в себе, не желает действовать, чтобы благословлять других посредством дружеского общения, теряет многие благословения, потому что благодаря взаимному контакту умы шлифуются и утончаются; общение с людьми дарит знакомства и завязывается дружба, результатом которой является единство сердец и атмосфера любви, что вызывает одобрение у неба.

Тот, кто вкусил любовь Христа, особенно должен развивать в себе способность к общению, потому что таким путем можно приобретать души для Спасителя. Они не должны прятать Христа в своих сердцах, запирать Его, как вожделенное тайное сокровище, священное и дорогое, принадлежащее исключительно им одним; они не должны проявлять любовь Христа только к тем, кто им нравится. Студентов нужно учить уподобляться Христу в доброй заинтересованности, в общительности по отношению к тем, кто находится в большой нужде, даже если 'бы те и не выбрали их своими товарищами. Во всякое время и на всяком месте Иисус проявлял нежную заинтересованность и участие к людям, распространяя вокруг Себя свет радостного благочестия8.

1. Воспитание, с..41.

2. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 587.

3. Советы учителям, родителям и студентам, с. 220.

4. Там же. с. 111.

5. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 587.

6. Там же, т. 5, с, 112.

7. Там же, т. 4. с, 624. S. Там же. т. 6, с. 172.173.

Глава семьдесят четвертая

БЕЗОПАСНОЕ И НЕБЕЗОПАСНОЕ ОБЩЕНИЕ

Кто и как влияет на нас и наших детей. - Любые взаимоотношения, которые мы имеем, оказывают на нас определенное влияние, каким бы ограниченным оно ни было. Сила этого влияния определяется степенью близости, постоянством общения и нашей любовью и уважением к тому, с кем мы общаемся1.

Если мы приобретаем товарищей, влияние которых может сделать нас небрежными к тем высоким требованиям, которые Господь предъявляет к нам, то мы вовлекаем себя в искушение и становимся слишком слабыми в моральном отношении, чтобы противостоять ему. Мы заимствуем дух и вынашиваем идеи своих друзей, ставим священное и вечное ниже образа мыслей своих друзей. Короче говоря, мы приобретаем как раз ту закваску, которую враг всякой правды приготовил для нас.

Молодежь, если она попадает под это влияние, гораздо легче поддается ему, чем люди старшего возраста. Все производит на них впечатление - лица, на которые они смотрят, голоса, которые слышат, места, которые посещают, компании, в которых бывают, и книги, которые они читают. Невозможно переоценить важность выбора подходящего для нас общества и особенно для наших детей, потому что это определяет нашу участь в сем мире и в мире грядущем2.

Опасность общения с нечестивыми. - Мир не должен быть мерилом для нас. Мы не должны общаться с нечестивыми и перенимать их дух, потому что они уведут сердце от Бога к поклонению лжебогам. Стойкая душа, твердая в вере, может сделать много добра; такой человек может наделить благословениями высшего порядка тех, с кем он общается, ибо Закон Божий написан у него в сердце. Но мы не можем охотно общаться с теми, кто попирает Закон Божий, и сохранять при этом свою веру чистой и непорочной. Мы незаметно для себя будем перенимать их дух, и если не отделимся от них, то рано или поздно уподобимся им, чтобы разделить с ними их судьбу3.

Общение с идолопоклонниками и участие в их празднествах привело евреев к нарушению Закона Божьего и навело Его суды на народ. Так и теперь, побуждая последователей Христа общаться с нечестивыми и участвовать в их развлечениях, сатана весьма преуспевает в том, чтобы прельстить их грехом. "Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому". Бог требует, чтобы теперь Его народ так же отличался от мира в обычаях, привычках и принципах, как Он требовал этого от Израиля в древности4.

Сознательный выбор Самсона. - Провидение Божье руководило Самсоном, чтобы приготовить его для совершения работы, которую он был призван исполнять. С ранних лет он имел благоприятные условия для развития физических и умственных сил для поддержания нравственной чистоты. Но под влиянием нечестивых людей он утратил то, что связывало его с Богом, что является единственной защитой для человека, и был уничтожен потоком зла. Тот, кто, исполняя свой долг, встречает испытания, может быть уверен, что Бог сохранит его; но если люди сознательно подвергают себя искушению, то они рано или поздно падут5.

Коварная закваска греха. - Дорогие студенты, ваши родители день и ночь молятся о вас. Прислушивайтесь к их просьбам и предостережениям и не общайтесь с безрассудными людьми. Вы и не заметите, как греховная закваска начнет постепенно разлагать ваш ум, развращать натуру и, благодаря развившимся дурным привычкам, окончательно испортит характер. Вы можете не заметить реальной опасности и думать, что сможете поступать справедливо с такой же легкостью, с какой прежде поддались искушению делать неправду, но это ошибка. Родители и учителя, которые любят и боятся Бога, могут предупреждать, умолять и советовать, но все это окажется напрасным, если вы не подчинитесь Богу и не будете развивать таланты, которые Он дал вам ради Своей славы6.

Остерегайтесь безразличного отношения к религии. - Если дети общаются с теми, чьи разговоры сосредоточены на маловажных, земных вещах, то их разум, мысли их не поднимутся выше этого уровня. Если они обнаружат, что религиозные принципы замалчиваются и наша вера умаляется, если их слуха будут достигать лукавые возражения, то эти впечатления, отложившись в их умах, будут формировать их характеры7.

Ничто не может так сдерживать распространение высоких нравственных понятий и разуверить в них, как общение с пустыми, беспечными и развращенными людьми. Какими бы привлекательными ни казались эти люди благодаря своему остроумию, сарказму и веселому нраву, факт, что они относятся к религии легкомысленно и безразлично, является достаточным поводом для того, чтобы не поддерживать с ними отношений. Чем более привлекательными они являются в других отношениях, тем более опасным будет их влияние на друзей, потому что их безбожная жизнь имеет опасную, весьма притягательную силу8.

Мирские сообщества привлекают и ослабляют чувства, так что благочестие, страх Божий, преданность и верность уже не имеют силы, чтобы делать людей непоколебимыми. Смиренная, непритязательная жизнь Христа кажется совершенно непривлекательной. Для многих, претендующих на то, что они являются сыновьями и дочерьми Бога, Иисус, Величие неба, есть "росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия"9.

Не обращайте свои привязанности к земным родственникам. - Мы не можем служить Богу и миру одновременно. Мы не должны обращать свои привязанности к мирским родственникам, которые не имеют никакого желания учиться истине. Мы можем в своей повседневной жизни, общаясь с ними, распространять свой свет; но наши слова, наши манеры, обычаи и привычки ни в коем случае не должны формироваться под влиянием их представлений и обычаев. Общаясь с ними, мы должны стараться открывать им истину. Но если мы не можем этого сделать, то чем меньше будем с ними общаться, тем лучше это отразится на нашем духовном состоянии 10.

Избегайте людей с низменными ориентирами, со свободной моралью. - Христианам не следует общаться с теми, кто живет по принципу свободной морали. Близкая, каждодневная связь с ними, которая поглощает время, лишая человека возможности укреплять свой интеллект и нравственность, является опасной. Если моральная атмосфера, окружающая людей, нечиста и неосвящена, но испорчена разложением, тот, кто дышит этой атмосферой, придет к выводу, что она, действуя незаметно, отравляет и губит ум и сердце. Опасно поддерживать близкую связь с теми, чьи умы естественным образом ориентируются на низкий уровень. Постепенно и незаметно тот, кто по своей природе сознательный и любит чистоту, опустится до того же уровня и сделается таким же неразумным и нравственно падшим, как и те, с кем он постоянно входил в контакт11.

Доброе имя драгоценнее золота. Молодежь имеет склонность общаться с теми, чей интеллект и нравственность находятся на низком уровне. Разве может молодой человек быть поистине счастлив, вольно общаясь с людьми, которые имеют низкий уровень мышления, сознания и поведения? У некоторых скверные вкусы и порочные наклонности, и всякий, кто выбирает себе таких друзей, последует их примеру. Мы живем в опасное время, когда сердца всех людей переполнены страхом12.

Многие поддаются искушению, боясь насмешек. - Дети должны иметь таких товарищей, которые не будут высмеивать то, что чисто и достойно, но, напротив, будут отстаивать то, что справедливо. Страх быть осмеянными побуждает многих поддаваться искушению и ходить путем нечестивых. Матери могут многое сделать посредством своего примера и наставлений, чтобы показать детям, как оставаться честными среди презрения и насмешек13.

Почему наша молодежь не понимает, что те, кто готов увести других на запретные пути, сами с легкостью поддаются искушениям и являются агентами сатаны, чтобы поощрять противозаконные склонности, чтобы смеяться над теми, кто сознателен и кто хочет сохранить свой характер чистым?14

Держитесь перед незнакомыми людьми так, как вы бы вели себя перед Богом. - Юные друзья, не проводите время в компании тех, кто может сделать вас неспособными для совершения чистой и святой работы Божьей. Не делайте перед незнакомыми людьми ничего такого, что вы не захотели бы делать перед своими отцом и матерью или что вы постыдились бы делать перед Христом и святыми ангелами. Некоторые могут подумать, что соблюдающие субботу не нуждаются в этих предостережениях, но те, к кому они относятся, знают, что я имею в виду. Я говорю вам, молодые люди, остерегайтесь, потому что все, что вы делаете, открыто для взора ангелов и Бога. Вы не можете делать злое дело, не оказывая при этом влияния на других. Ваш образ действий выявляет, какого рода материал использован для создания вашего характера, и в то же время оказывает могущественное влияние на других. Никогда не упускайте из виду тот факт, что вы принадлежите Богу, что Он приобрел вас дорогой ценой и что вы должны отчитываться перед Ним за все таланты, которые Он доверил вам15.

Во время нужды обещана особая помощь. - Мы не должны приводить своих детей туда, где они вынуждены будут общаться с людьми порочными и деградировавшими. Бог в Своем Провидении время от времени может приводить нашу молодежь в общение с теми, кто нечист и невоздержан. Но Он наделит их целеустремленностью и даст им силу, чтобы противостоять искушению, как это было в случае с Даниилом и его товарищами в Вавилоне, если только они будут сотрудничать с Ним. Они должны постоянно общаться с Богом. Они должны хранить себя чистыми, отказываясь делать все то, что может бесчестить Бога, всегда взирая на Его славу. Они должны опекать души, ревностно трудясь для тех, в ком искажен образ Божий, стараясь преобразовать, возвысить и облагородить их16.

Выбирайте внимательных, серьезных друзей. - Молодежь, живущая в согласии с Христом, будет выбирать себе товарищей, которые помогут им поступать справедливо, и постарается избегать общения с теми, чье влияние не способствует развитию правильных принципов и благородных стремлений. Повсюду можно найти молодых людей, чьи умы формируются по недостойному образцу. Когда те, кто открыто заявляет о своей приверженности Христу, придут в контакт с этими людьми, они будут твердо отстаивать то, что их разум и совесть считают справедливым17.

Пусть все те, кто хочет сформировать правильный характер, выбирают себе товарищей, которые имеют глубокий, вдумчивый ум и предрасположенность к религии. Те, кто подсчитывает расходы и желает строить для вечности, должны использовать хороший материал для своего здания. Если они принимают гнилой лесоматериал и довольствуются характером с недостатками, то их здание обречено на разрушение. Пусть все наблюдают за тем, как они строят. Буря искушений пронесется над зданием, и если оно не будет крепко и надежно построено, то, конечно, не выдержит испытания18.

Общаясь с теми, кто живет по высоким принципам, даже беспечные научатся любить правду. И благодаря установившейся практике поступать справедливо в сердце возникнет неприязнь к низкому и вульгарному и к тому, что не согласуется с принципами Слова Божьего19.

1. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 222,223.

2. Там же. с. 543.

3. Рукопись 6, 1892.

4. Патриархи и пророки, с. 458.

5. Там же. с. 568.

6. Руководство для молодежи, 18 января 1894.

7. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 545.

8. Там же. т. 3. с. 126

9. Рукопись 6, 1892.

10. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 543.

11. Там же. г. 3. с.125.

12. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 588.

13. Ревью энд Геральд, 31 марта 1891.

14. Руководство для молодежи, 18 января 1894.

15. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 398,399.

16. Рукопись IS, 1892.

17. Советы учителям, родителям и студентам, с. 226.

18. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 588.

19. Советы учителям, родителям и студентам, с. 222.

Глава семьдесят пятая

РОДИТЕЛЬСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ ДЕТЯМ В ВЫБОРЕ ОБЩЕНИЯ

Влияние зла почти непреодолимо. - Влияние зла на наших детей почти непреодолимо; оно развращает их умы и ведет к погибели. Умы молодых по своей природе склонны к безрассудству, и в свои ранние годы, прежде чем их характеры сформируются и их суждение станет зрелым, они зачастую предпочитают общаться с теми, кто оказывает на них вредное влияние1.

Если бы мой голос мог достичь родителей по всей земле, то я предостерегла бы их, чтобы они не уступали желаниям своих детей в выборе друзей. Родители не думают о том, что вредное влияние гораздо охотнее принимается молодежью, чем Божественная истина, поэтому связи молодых людей должны быть такими, чтобы они испытывали самое благоприятное влияние для возрастания в благодати и утверждения в сердцах истины, открытой в Слове Божьем2.

Молодым людям необходимо создавать самые благоприятные условия, так как компании, в которых они бывают, принципы, которые они усваивают, привычки, которые они приобретают, с безошибочной определенностью решают вопрос и об их полезности в жизни здесь, на земле, и об их вечных интересах3.

Опасность неограниченной свободы. - Родители, ваши сыновья и дочери не оберегаются должным образом. Им никогда не следует позволять уходить и приходить, когда вздумается, без вашего ведома и согласия. Неограниченная свобода, предоставленная детям в наше время, многих ведет к гибели. Как долго детям позволяют быть на улице по вечерам, и родители даже не считают нужным узнавать о том, с кем дружат их дети! Слишком часто они выбирают себе товарищей, чье влияние только развращает их.

Под покровом ночи ребята собираются в группы, где они впервые учатся играть в карты и другие азартные игры, курить и употреблять вино и пиво. Сыновья религиозных родителей решаются посещать устричные бары и другие подобные заведения и таким образом становятся на путь искушения. Сама атмосфера подобных мест отдает богохульством и скверной. Никто не может находиться там, не подвергаясь при этом разлагающему влиянию. Благодаря таким обществам многообещающие молодые люди становятся пьяницами и преступниками. Зла нужно остерегаться в самом начале. Родители, если вам известно, что окружение ваших детей небезупречно, не позволяйте им выходить на улицу после наступления сумерек, играть вне дома и встречаться с другими мальчиками ради совместных развлечений. Если это правило будет неуклонно соблюдаться, то они приучатся слушаться вас, и тяга к дурным шалостям скоро пройдет4.

Родители должны сами выбирать товарищей для своих детей. - Родители должны помнить, что общение с людьми низкой морали и грубого поведения оказывает пагубное влияние на молодежь. Если родители сами не выберут подходящее общество для своих детей, если позволят им общаться с молодыми людьми сомнительных нравов, то тем самым они позволят им учиться в школе, где преподают уроки безнравственности и внедряют их в жизнь. Им может казаться, что их дети достаточно сильны, чтобы устоять против искушений, но могут ли они быть уверены в этом? Гораздо легче поддаться злым влияниям, чем противостоять им. Прежде чем они осознают это, их дети могут проникнуться духом своих приятелей, деградировать и погибнуть5.

Опасности, которым могут подвергнуться молодые, значительно увеличиваются, когда они попадают в большое общество сверстников с разными характерами и наклонностями. В подобных обстоятельствах многие родители склонны расслабляться вместо того, чтобы удвоить свои усилия, особенно оберегать и контролировать своих детей6.

С молитвой на устах, объединившись, отец и мать должны нести серьезную ответственность за правильное руководство своими детьми. Они могут закрыть глаза на что-то другое, но они никогда не должны позволять своим детям ходить путями греха. Многие родители позволяют свои детям ходить туда, куда им нравится, и делать то, что им угодно, развлекаться и выбирать себе порочных приятелей. Эти родители должны понять, что их дети теряют небо, потому что они не находятся под сдерживающим домашним влиянием7.

Где дети проводят вечера? - От каждого сына и дочери нужно требовать объяснения, если они не ночевали дома. Родителям должно быть известно, в какой компании находятся их дети и в каком доме они проводят свои вечера. Некоторые дети обманывают родителей, чтобы скрыть свои греховные дела8.

На необработанном поле господствуют сорняки. - Отцы и матери слишком часто позволяют своим детям самим выбирать себе развлечения, друзей и занятия. Результаты такие, каких и следовало ожидать. Оставьте поле необработанным, и оно зарастет терниями и вереском. Вы никогда не увидите красивого цветка и изысканного куста среди неприглядных, губительных сорняков. Никчемная лебеда пышно растет без всякой заботы и ухода, тогда как ценные, полезные и красивые растения требуют тщательного ухода. Так обстоит дело и с нашей молодежью. Необходимо проводить серьезную работу, чтобы выработать у них правильные склонности и утвердить в их сердцах справедливые принципы. Чтобы исправить скверные привычки, требуется усердие и настойчивость9.

Приучайте детей доверять мнению родителей. - Родители, оберегайте принципы и привычки своих детей, как зеницу ока. Не позволяйте им общаться с теми, кого вы не знаете достаточно хорошо. Не позволяйте детям входить в тесные отношения с людьми, если не будете уверены, что вашим чадам не причинят вреда. Приучайте детей доверять вашему мнению и опыту. Говорите им, что вы лучше разбираетесь в характерах, чем они из-за своей неопытности, и что ваши решения не должны оставаться без внимания10.

Ограничение должно быть твердым, но доброжелательным. Родители не должны уступать склонностям своих детей, но должны следовать ясным путем долга, который определил для них Бог. Они должны сдерживать их с твердостью и решительностью, но все же с добротой и любовью, отказывая им в исполнении их неверных желаний, и с ревностным, молитвенным, настойчивым усилием направлять их стопы от этого мира ввысь, к небу. Родителям не следует оставлять детей плыть по течению вслед своим желаниям и склонностям, идти теми путями, которые открываются во все стороны, уводя с истинного пути. Никто не находится в такой опасности, как те, кто не сознает ее и отвергает всякое предостережение и совет11.

Оберегайте своих детей от всякого предосудительного влияния, потому что в детстве они легче поддаются влиянию как нравственного достоинства, чистоты и привлекательности характера, так и эгоизма, нечистоты и непослушания. Позвольте им однажды поддаться влиянию духа ропота, гордыни, тщеславия и нечистоты, и позор может стать таким же неизгладимым, как и сама жизнь12.

Из-за просчетов в домашнем воспитании молодежь не желает подчиняться истинному авторитету. Я - мать; я знаю, что говорю, когда утверждаю, что молодежь и дети не только находятся в большей безопасности, но и более счастливы, когда испытывают на себе здравое ограничение, чем когда они свободно следуют своим наклонностям13.

Визиты без сопровождения нецелесообразны. - Некоторые родители совершают большую ошибку, предоставляя детям слишком большую свободу. Иногда они так доверяют им, что не замечают их ошибок. Не следует позволять детям ходить в гости за чужой счет даже недалеко от дома без сопровождения родителей или опекунов. Это оказывает плохое влияние на детей. Они начинают думать о себе как о самостоятельных людях, которые имеют определенные права, и если их лишить этого, то они почувствуют себя оскорбленными. Они ссылаются на других детей, которые приходят и уходят, когда хотят, и имеют множество других преимуществ, тогда как они сами лишены всего этого и имеют слишком мало свободы.

Мать, опасаясь, что дети будут считать ее несправедливой, удовлетворяет все их желания, но все это в итоге причиняет им большой вред. Молодые люди, которые ходят в гости без родителей, способных выявить и исправить их ошибки, часто получают впечатления, которые месяцами угнетают их сознание14.

Как принимать неумный совет. - Держите своих детей дома, и если люди вам скажут: "Ваши дети не учатся вести себя в мире", скажите им, что вас не слишком это беспокоит, но что главное ваше желание привести их к Господу, чтобы Он благословил их, как в древние времена матери приводили детей к Иисусу. Скажите своим советчикам: "Дети - наследие Господа, и я хочу быть верным своему долгу... Мои дети должны быть воспитаны так, чтобы они не поддавались влиянию мира, но, будучи искушаемы ко греху, они могли бы сказать твердое, решительное "нет""... Скажите своим друзьям и соседям, что вы хотите видеть свою семью входящей в ворота прекрасного города15.

Нашу молодежь ожидают великие испытания. - Детей нужно учить и воспитывать так, чтобы они были готовы встретить трудности и ожидать искушений и опасности. Их нужно учить владеть собой и доблестно преодолевать трудности; и если они не будут преднамеренно подвергать себя опасности и без нужды становиться на путь искушения, если они будут избегать порочных влияний и худых сообществ даже тогда, когда вынужденно окажутся в опасной компании, то они приобретут силу характера, чтобы сражаться за справедливость и отстаивать свои принципы, и выступят в силе Божьей со своей незапятнанной моралью. Нравственные силы молодых, которые были правильно воспитаны, если они сделают Бога своим упованием, будут способны выдержать самые суровые испытания16.

1. Свидетельства для церкви, т. 1, с. 400,401.

2. Там же, т. 5. с. 544, 545.

3. Гам же, с. 545.

4. Основы христианского воспитания, с. 63.

5. Советы учителям, родителям и студентам, с. 120.

6. Там же. с. 332.

7. Ревью энд Геральд, 8 сентября 1904.

8. Советы учителям, родителям и студентам, с. 332, 333.

9. Ревью энд Геральд, 13 сентября 1S81.

10. Советы учителям, родителям и студентам, с. 120.

11. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 545, 546.

12. Знамения времени, 16 апреля 1896.

13. Основы христианского воспитания, с. 62, 63.

14. Свидетельства для церкви, т. ]. с. 401, 402.

15. Знамения времени, 23 апреля 1894.

16. Реформа здоровья, декабрь 1872.

Глава семьдесят шестая

ПРАЗДНИКИ И ГОДОВЩИНЫ

Необходимость в руководстве относительно соблюдения праздников. - Я видела, что мы не должны отмечать наши праздники, следуя обычаям мира, но в то же время не следует оставлять их без внимания, так как это вызовет недовольство у наших детей. Поскольку существует опасность того, что дети могут подвергнуться плохому влиянию удовольствий и развлечений, которые предлагает этот мир, пусть родители позаботятся о том, чтобы устроить что-нибудь интересное вместо опасных развлечений. Дайте своим детям понять, что вы заботитесь об их благе и счастье1.

Отмечая праздники, люди мира и члены церкви начинают верить в то, что эти праздничные дни необходимы для здоровья и счастья, но в результате оказывается, что они приносят только зло2.

Мы искренне стремимся сделать праздники как можно более интересными для юношества и детей, изменяя в эти дни привычный распорядок. Наша цель состоит в том, чтобы оградить их от увеселений среди неверующих3.

Напишет ли ангел: "День потерян"? - После того, как день поиска удовольствий заканчивается, испытывает ли удовлетворение искатель удовольствий? Кому помогли христианские работники познать лучшую, более возвышенную и чистую жизнь? Что бы они подумали, если бы их взору предстала запись, которую сделал ангел? День потерян! День потерян для них, день потерян для служения Христу, потому что не было сделано ничего доброго. У них будут и другие дни, но никогда не повторится этот, который был потрачен на пустую, глупую болтовню девочек с мальчиками.

Упущенные благоприятные возможности никогда не повторятся. Лучше бы они предпочли заниматься самым тяжелым трудом в этот праздник. Они неправильно использовали свой праздник, и он отошел в вечность, чтобы предстать перед ними на суде как день, проведенный неверно4.

Дни рождения - время прославлять Бога. - Согласно иудейской религиозной системе, при рождении детей совершалось приношение Богу по Его предписанию. В наше время мы видим, что родители прилагают особые усилия, чтобы сделать своим детям подарки ко дню рождения; они используют эту возможность, чтобы почтить детей, как будто люди достойны почестей. Сатана преследует свою цель в этом деле; он направляет помыслы и дары, которые делаются людьми, в другое русло, чтобы дети думали о себе, будто они достойны особого благоволения...

Детей по случаю дня рождения необходимо поставить в известность, что у них есть повод выразить благодарность Богу за Его доброту, за то, что Он сохранил им жизнь в течение еще одного года. Это были бы для них драгоценные уроки. За жизнь, здоровье, пищу и одежду мы обязаны Деятелю всех милостей не меньше, чем за надежду вечной жизни; и мы, признавая, что все это Божьи дары, и принося наши жертвы благодарения великому Благодетелю, воздаем Ему должное. Такие дары на дни рождения отличаются небом5.

Время анализировать годовую запись. - Учите детей анализировать прожитый год, размышляя о том, были бы они рады увидеть эту запись в небесных книгах. Побуждайте их серьезно задумываться о том, угодно ли Богу их поведение, их слова и дела. Уподобляют ли они свою жизнь Иисусу, чтобы она была прекрасной и привлекательной в очах Божьих? Учите их познавать Господа, Его пути. Его наставления6.

Ставьте дело Божье на первое место. - Я говорю своей семье и своим друзьям, что я не хочу, чтобы кто-нибудь делал мне подарки в дни рождения или на Рождество, если мне не позволят передать это в сокровищницу Божью, чтобы употребить для создания миссий7.

Как нам праздновать день благодарения? - Наш день благодарения настает. Станет ли он, как это было во многих случаях, днем благодарения самих себя? Или он будет днем благодарения Бога? День благодарения может стать временем великой пользы и для нас, и для других, если мы воспользуемся этой возможностью, чтобы вспомнить бедных, которые среди нас...

Можно найти множество путей, чтобы оказать помощь бедным самым деликатным образом, дать им знать, что они оказывают нам любезность, принимая наши дары и сочувствие. Мы должны помнить, что блаженнее давать, нежели принимать. Наши братья щедро одаривают своим вниманием тех, кого они хотят почтить и чьего уважения они желают, но кто совсем не нуждается в их помощи. Обычаи и люди говорят: давайте тем, кто взамен даст вам, но это не библейское правило даяния. Слово Божье высказывается против этого пути удовлетворения своего "я", проявляющегося в подобной раздаче наших даров, и говорит: "Кто дает богатому, тот обеднеет".

Теперь наступает время, когда наши принципы будут испытаны. Будем же думать о том, что мы можем сделать для нуждающихся Божьих. Через нас они могут получать Божьи благословения. Подумайте о том, что вы можете помочь вдове, сироте, бедной семье, не выставляя это напоказ, но становясь каналами, через которые Божья сущность будет изливаться как благословения на Его неимущих...

Но это - не весь наш долг. Делайте приношения своему лучшему Другу; признавайте его щедрость; выражайте свою признательность за Его благоволение; приносите Богу жертвы благодарения... Братья и сестры, приготовьте простой обед в день благодарения, и на деньги, которые вы бы потратили на излишества, чтобы потворствовать аппетиту, приносите жертву благодарения Богу8.

Пусть день благодарения больше не празднуется для того, чтобы угождать и потворствовать аппетиту и прославлять свое "я". У нас есть повод для того, чтобы прийти во дворы Господни с жертвами благодарения за то, что он хранил нашу жизнь еще один год... Если нужно устроить пир, пусть он будет дан для тех, кто живет в нужде9.

День, предназначенный для того, чтобы благодарить (Примечание. Фрагмент проповеди, произнесенной в день благодарения в молитвенном доме Баттл Крика 27 ноября 1884.). - Я думаю, нам есть за что быть благодарными. Мы должны радоваться и веселиться в Господе, ведь Он одарил нас столькими милостями... Мы хотим, чтобы этот день благодарения во всем соответствовал своему значению. Не извращайте его, не смешивайте его с шелухой, но пусть он будет тем, что означает его название - днем благодарения. Пусть наши голоса возносятся в хвале10.

Почему бы не сделать праздник для Бога? - Разве не было бы хорошо для нас отмечать праздник Божий, когда мы могли бы вспомнить о том, что Он сделал для нас? Разве не было бы хорошо подумать о том, как Он благословлял нас в прошлом, припомнить волнующие предостережения, которые вошли в наши дома и наши души, чтобы мы не забывали Бога?

В мире существует множество праздников, во время которых люди поглощены бурными развлечениями и скачками, когда они предаются азартным играм, курению и пьянству...

Не должен ли народ Божий чаще устраивать священные собрания, чтобы благодарить Бога за Его обильные благословения?11

Праздники дают возможность совершать миссионерское служение. - Нам нужны такие люди в церкви, которые могли бы организовывать и практически осуществлять подготовку мужчин и женщин для служения нуждам людей и для работы по спасению мужчин, женщин и детей. Невозможно всем уделять все свое время этой работе, потому что люди должны трудиться, чтобы зарабатывать на жизнь. Но все же есть праздники и время, которое можно посвятить христианскому труду, и этим сделать свой вклад в доброе дело, если нет возможности выделить часть своих средств12.

Когда у вас праздник, то делайте его приятным и счастливым днем для своих детей, а также для бедных и сокрушенных. Пусть день не проходит без того, чтобы вы не возблагодарили Иисуса и не принесли Ему жертвы благодарения13.

1. Свидетельства для церкви, т. 1, с. 514, 515.

2. Основы христианского воспитания, с. 317.

3. Ревью энд Геральд, 29 января 1884.

4. Письмо 12,1892.

5. Ревью энд Геральд. 9 декабря 1890.

6. Ревью энд Геральд, 23 декабря 1884.

7. Ревью энд Геральд, 27 декабря 1906.

8. Ревью энд Геральд, 18 ноября 1884.

9. Ревью энд Герольд, 23 декабря 1884.

10. Там же

11. Советы учителям, родителям и студентам, с. 343.

12. Письмо 12, 1892.

13. Ревью энд Геральд, 13 ноября 1894.

Глава семьдесят седьмая

РОЖДЕСТВО

Рождество как праздник. - "Рождество наступает" - это можно слышать повсюду. Для молодых, для людей зрелого возраста и даже для престарелых это время всеобщего веселья, великой радости. Но что такое Рождество, почему этот праздник вызывает такое внимание?...

Двадцать пятое декабря предположительно считается днем рождения Иисуса Христа, и этот праздник стал обычным и широко распространенным. Но все же нет уверенности в том, что мы отмечаем истинный день рождения нашего Спасителя. История не дает нам определенного заверения в этом. Библия не дает нам точной даты. Если бы Господь посчитал, что эти сведения важны для нашего спасения, то Он говорил бы через Своих пророков и апостолов, чтобы мы могли все узнать об этом. Но молчание Писания по этому поводу является доказательством для нас, что этот факт скрыт от нас с вполне разумной целью.

В Своей премудрости Господь скрыл место, где Он похоронил Моисея. Бог похоронил его, и Бог воскресил его и взял на небо. Это было сделано втайне, чтобы избежать идолопоклонства. Тот, против кого они восставали, когда он совершал деятельное служение, кого они до крайности раздражали, был обожаем народом почти как Бог после того, как смерть разлучила его с ними. С этой же целью Он скрыл точный день рождения Христа, чтобы люди поклонялись не дню, а Христу как Искупителю мира - Тому, Кто должен быть признан, Кому нужно доверять, на Кого можно положиться, Кто может спасать всех приходящих к Нему. Сердца должны быть отданы Иисусу как Сыну безграничного Бога1.

Этим днем не следует пренебрегать. - Так как двадцать пятое декабря празднуется в честь рождения Христа, так как дети научены посредством наставлений и примеров, что это поистине день радости и веселья, то вам трудно будет оставить без внимания этот день. Это время можно провести с большой пользой.

К молодежи нужно относиться с большим вниманием. Им не следует позволять на Рождество предаваться собственным развлечениям, тщетно проводя время в поисках удовольствий, в увеселениях, которые могут причинить вред их духовности. Родители могут контролировать своих детей, направляя их помыслы и приношения к Богу, Его делу и ко спасению души.

Родители должны прилагать старательные усилия, чтобы контролировать и направлять развлечения вместо того, чтобы подавлять и произвольно сдерживать желания детей. Их желание делать подарки может быть направлено в чистое и святое русло и принести добрый плод для наших ближних, пополняя сокровищницу для великого и важного дела, ради которого Христос пришел в наш мир. Самоотречение и самопожертвование были свойственны всем Его действиям. Пусть эти свойства будут присущи и нам, тем, кто говорит, что любит Иисуса, потому что в Нем наша надежда на вечную жизнь2.

Обмен подарками в знак расположения. - Праздничное время наступает, а с ним и обмен подарками - старые и молодые тщательно обдумывают, что бы им подарить своим друзьям в знак нежной дружбы. Приятно получить подарок от тех, кого мы любим, даже если это самый младший член семьи. Это заверение в том, что мы не забыты, кажется, немножко сближает нас друг с другом...

Необходимо оказывать друг другу знаки любви и внимания, и не забывать при этом Бога, нашего лучшего Друга. Мы должны дарить такие подарки, которые принесли бы реальную пользу тем, кто их получает. Я рекомендую такие книги, которые могли бы помочь понять Слово Божье и больше любить Его наставления. Дарите книги, которые можно будет читать во время длинных зимних вечеров3.

Книги, рекомендуемые детям. - Есть много людей, не имеющих книг и публикаций об истине для настоящего времени. Вот куда можно было бы с пользой вкладывать деньги. Есть много детей, которых необходимо обеспечить полезным чтением. "Солнечный свет", "Золотые зерна", "Субботние чтения" (Ссылки, сделанные в этой статье, относятся к публикациям, которых нет в современном обращении. Поскольку принципы, представленные в этой связи, применимы и сегодня, то эти характерные ссылки оставлены в статье.) и тому подобное - все эти прекрасные книги можно с уверенностью предложить каждой семье. Многочисленные мелкие суммы, которые, как правило, тратятся на конфеты и бесполезные игрушки, можно откладывать и сберегать на покупку этих книг...

Пусть те, кто хочет сделать ценные подарки своим детям, внукам, племянникам, достают для них детские книги, упомянутые выше. Для молодых людей книга "Жизнь Джозефа Бейтса" является сокровищем; то же можно сказать и о трех томах "Духа пророчества" (Ранние книги Е. Г. Уайт, предшествующие настоящей серии "Конфликт веков".). Эти книги должны быть в каждой семье. Бог посылает свет с небес, и семья не должна жить без него. Пусть подарки, сделанные вами, прольют свет на тропу, ведущую к небу4.

Иисус не должен быть в забвении. - Братья и сестры, пока вы думаете, что же подарить друг другу, я хочу напомнить вам о нашем Небесном Друге, чтобы вы не забывали о Его требованиях. Разве Ему не будет приятно, если мы покажем, что не забыли Его? Иисус, Князь жизни, сделал все для нашего спасения... Он пострадал даже до смерти, чтобы дать нам вечную жизнь.

Через Христа мы получаем благословения... Не разделим ли мы с нашим Небесным Благодетелем свою благодарность и любовь? Приходите, братья и сестры, приходите со своими детьми, даже с младенцами на руках, и приносите Богу кто сколько может. Воспевайте Ему славу в своих сердцах, и пусть хвала Ему раздается из ваших уст5.

Рождество - время чтить Бога. - Мир проводит праздники в легкомыслии и расточительности, в пресыщении и демонстративное™. В наступающее Рождество и Новый год тысячи долларов будут потрачены на ненужные потворства, что еще хуже, чем если бы они были просто выброшены на ветер. Но наше преимущество - отступить от обычаев и привычек этого развращенного века, и вместо того, чтобы тратить деньги лишь на удовлетворение аппетита или на ненужные украшения и предметы одежды, мы можем воспользоваться случаем, чтобы в наступающие праздники почтить и прославить Бога6.

Христос должен быть главной целью; но чаще во время празднования Рождества слава, принадлежащая Ему, переносится на смертного человека, греховный и несовершенный характер которого вынудил Его прийти в наш мир.

Иисус, Величие неба, славный Царь небес, сложил с Себя Свое царственное достоинство, оставил Свой престол славы. Свою высокую власть и пришел в наш мир, чтобы принести падшему, с ослабленной моральной силой, испорченному грехом человеку Божественную помощь...

Родители должны наставлять так своих детей и учить их - заповедь на заповедь, правило на правило - долгу перед Богом, а не их долгу друг перед другом, чтобы чтить и прославлять друг друга дарами и приношениями7.

Направляйте мысли детей в новое русло. - Есть много вещей, которые можно придумать. Вместо ненужных подарков, которые так часто дарятся нашим детям и родственникам, можно со вкусом и гораздо меньшими расходами оказать любезность и принести счастье в семью.

Вы можете преподать детям урок, объясняя им причину того, почему сделали переоценку их подарков: скажите, что до сих пор вы считались с их удовольствиями больше, чем со славой Божьей. Скажите им, что вы больше помышляли о своих желаниях и об их наслаждениях и что в соответствии с обычаями и традициями мира вы делали подарки тем, кто в них не нуждался, вместо того, чтобы продвигать дело Божье. Подобно мудрым мужам прошлого вы можете принести Богу свои лучшие дары, показать Ему своими приношениями, что вы по достоинству оцениваете Его дар грешному миру. Измените образ мышления своих детей, чтобы они думали по-новому, бескорыстно, побуждая их делать приношения Богу за дар Его единородного Сына8.

"Можно ли нам иметь рождественскую елку"? - Богу было бы угодно, если бы на Рождество каждая церковь имела рождественскую елку, на который были бы развешаны приношения, большие и маленькие, для домов поклонения (Ссылка в этой статье относится к современным строительным проектам. Поскольку представленные принципы применимы и сегодня, то подобные характерные ссылки оставлены в тексте.). К нам приходят письма, в которых люди спрашивают, можно ли им иметь рождественскую елку? Не будет ли это напоминать обычаи мира? Мы отвечаем: вы можете устраивать ее, как это делает мир, если у вас есть намерение, а можете поступать вопреки обычаям мира. Нет особого греха в том, чтобы поставить благоуханные вечнозеленые ели в наших церквах, но грех кроется в мотивах, побуждающих к действию, и в использовании даров, развешанных на дереве.

Елка может быть настолько высокой и ее ветви настолько широкими, насколько это будет уместным при данных обстоятельствах: но пусть она будет нагружена золотыми и серебряными плодами ваших благодеяний, и представьте это Ему как ваш рождественский дар. Пусть ваши пожертвования будут освящены молитвой9.

Рождественские и новогодние торжества могут и должны отмечаться ради тех, кто нуждается в помощи. Бог прославляется тогда, когда мы оказываем помощь тем, кто имеет большие семьи и должен содержать их10.

Елка, украшенная приношениями - это не грех. Пусть родители не думают, что вечнозеленая ель, поставленная в церкви, чтобы дарить веселье ученикам субботней школы, - это грех, ведь она может принести великое благословение. Старайтесь внушить им добрые намерения. Ни в коем случае не допускайте, чтобы развлечение было единственной целью их собрания. Конечно, найдутся такие, кто воспользуется этим, чтобы беззаботно провести время, чьи умы не примут Божественной печати, но будут и другие, для кого это время окажется весьма полезным. Я вполне удовлетворена тем, что эти невинные затеи могут заменить многие сборища, которые оказывают деморализующее влияние11.

Позаботьтесь о невинных удовольствиях в этот день. - Не должны ли вы пробудиться, мои христианские братья и сестры, и препоясать себя долгом в страхе Божьем, так организовав это дело, чтобы оно не было скучным и неинтересным, но полным невинной радости, отмеченной печатью неба? Я знаю, что неимущие люди откликнутся на эти предложения. Наиболее состоятельные тоже должны проявить заинтересованность и принести свои дары и приношения соразмерно средствам, которые Бог доверил им. Пусть в небесных книгах будет записано такое Рождество, которого прежде никогда не видели благодаря дарам, сделанным для поддержания дела Божьего и для созидания Его Царства 12.

1. Ревью энд Геральд, 9 декабря 1884.

2. Там же.

3. Ревью энд Геральд, 26 декабря 1882.

4. Ревью энд Геральд, 11 декабря 1879.

5. Ревью энд Геральд, 26 декабря 1882.

6. Ревью энд Геральд, 11 декабря 1879.

7. Ревью энд Геральд, 9 декабря 1884.

8. Ревью энд Геральд. 13 ноября 1894.

9. Ревью энд Геральд. 11 ноября 1879.

10. Рукопись 13. 1896.

11. Ревью энд Геральд, 9 декабря 1884.

12. Там же.

Глава семьдесят восьмая

СЕМЕЙНЫЙ МИССИОНЕРСКИЙ ЦЕНТР

Родители должны давать детям правильные указания. - Мы как родители и христиане должны правильно руководить своими детьми. Мы должны внимательно, разумно и нежно направлять их на путь христианского служения. Нас связывают с Богом священные обязательства в том, что мы будем воспитывать своих детей для Его служения. Наш главный долг - окружить их таким влиянием, чтобы они могли избрать жизнь служения, и дать им необходимое воспитание1.

Современные дети могут быть похожи на Даниила и Есфирь. - Божьи намерения касательно детей, растущих у семейного очага, шире, глубже и выше, чем возможности нашего ограниченного воображения. Люди самой скромной судьбы, которых Он нашел верными, через некоторое время могут быть призваны, чтобы свидетельствовать о Нем в самых высоких собраниях мира. И многие современные юноши, воспитанные подобно Даниилу в его иудейском доме, изучающие Слово Божье и Его дела и постигающие уроки верного служения, будут когда-нибудь стоять в законодательных собраниях, в судах и королевских дворцах как свидетели Царя царей. Многие будут призваны, чтобы совершать обширное служение. Весь мир открыт для Евангелия... Из всех уголков нашего мира восходят вопли пораженных грехом сердец, жаждущих познания любви Божьей... Мы, знающие Бога, вместе с нашими детьми, которым мы можем дать эти знания, должны отвечать на их мольбы. Перед каждым домом и каждой школой, перед каждым родителем, учителем и ребенком, над которыми сияет свет Евангелия, в это кризисное время встает вопрос, который стоял перед царицей Есфирь в критический момент истории Израиля: "Кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?"2

Как можно свидетельствовать о Христе. - Не все могут ехать в качестве миссионеров в зарубежные страны, но все могут быть домашними миссионерами в своих семьях и соседском окружении. Есть много путей, посредством которых члены церкви могут передавать весть тем, кто находится рядом с ними. Один из наиболее успешных путей - это полезная, бескорыстная христианская жизнь. Те люди, которые сражаются в этой жизни в неблагоприятных условиях, могут быть освежены и подкреплены маленькими знаками внимания, которые ничего нам не стоят. Просто сказанные добрые слова, оказанные маленькие знаки внимания рассеют тучи искушений и сомнений, которые собираются над душой. Истинное, сердечное, христианское сострадание, проявленное с простотой, имеет силу открывать двери сердец, которые нуждаются в простом, нежном прикосновении Духа Христова3.

Есть обширное поле служения для женщин и для мужчин. Умелый повар, швея, няня - их помощь нужна всем. Пусть члены бедных семей учатся готовить пищу, шить и чинить свою одежду, заботиться о больных, правильно ухаживать за домом. И детей нужно учить выполнять небольшие поручения любви и милости для тех, кто менее счастлив, чем они4.

Дети и молодежь должны объединяться для служения другим. - Стараясь оправдаться, некоторые говорят: "Мои домашние обязанности и мои дети поглощают все мое время и средства". Родители, ваши дети должны помогать вам, увеличивая ваши силы и способности трудиться для Господа. Дети - младшие члены Господней семьи. Их необходимо убеждать в том, что они должны посвятить себя Богу, которому они принадлежат, потому что Он сотворил и искупил их. Их нужно учить, что все силы их тела, ума и души принадлежат Ему. Их нужно учить оказывать помощь в различных сферах бескорыстного служения. Не допускайте, чтобы ваши дети были помехой для вас. Дети должны разделять с вами духовное и физическое бремя. Помогая другим, они сами становятся счастливее и добрее5.

Если бы в каждой церкви молодые мужчины и женщины торжественно посвящали себя Богу, если бы они проявляли самоотречение в домашней жизни, помогая своим усталым, измученным матерям, то какая перемена произошла бы в наших церквах! У матери было бы время, чтобы делать дружеские визиты. Когда маленьким детям предоставляется возможность, то они могут оказывать содействие, исполняя небольшие поручения милости и любви, чтобы нести благословения другим. Так можно посещать тысячи домов бедных и нуждающихся, которые не принадлежат нашей вере. Книги, посвященные здоровью и воздержанию, можно предлагать многим семьям. Распространение этих книг является важным делом, потому что в них содержатся драгоценные знания по лечению болезней - знания, которые могут стать великим благословением для тех, кто не в состоянии оплачивать визиты врачей6.

Бог хочет, чтобы дети были маленькими миссионерами. Бог хочет, чтобы каждый ребенок в нежном возрасте был Его ребенком, чтобы он был принят в Его семью. Хотя они и юны, молодые могут быть членами семей веры и могут приобретать драгоценные опыты7.

В свои юные годы дети могут быть полезными для дела Божьего... Он даст им Свою благодать и Своего Святого Духа, чтобы они могли побеждать нетерпеливость, раздражительность и всякий грех. Иисус любит детей. Он имеет благословения для них, и Он любит смотреть, как они слушаются своих родителей. Он хочет, чтобы они были Его маленькими миссионерами, отвергающими свои наклонности и стремления к эгоистичным удовольствиям ради служения Ему; и это служение Бог принимает так же, как и служение взрослых людей8.

Родители должны учить своих детей посредством наставлений и примеров трудиться для необращенных. Детей нужно воспитывать так, чтобы они сочувствовали престарелым и больным и старались облегчить страдания неимущих и бедствующих. Их нужно учить быть прилежными в миссионерской работе и с самых ранних лет прививать им самоотречение и жертвенность ради блага других и для продвижения дела Христа, чтобы они могли быть соработниками Божьими9.

Пусть родители учат своих детей истине, которая воплощена в Иисусе. Дети по своей простоте будут рассказывать своим товарищам то, что сами узнали10.

В церкви есть работа для молодежи. - Пусть попечители церкви составят план, чтобы учить молодых мужчин и женщин использовать доверенные им таланты. Пусть старшие члены церкви трудятся с ревностью и сочувствием для детей и молодежи. Пусть служители используют всю свою изобретательность, чтобы наметить план, благодаря которому младшие члены церкви могли бы сотрудничать с ними в миссионерской работе. Но не думайте, что вы можете пробудить в них интерес только тем, что произнесете длинную проповедь во время миссионерского собрания. Составьте план, который вызывал бы живой интерес. Пусть все принимают участие в работе. Учите молодых делать то, что назначено им, и пусть они каждую неделю отчитываются на миссионерском собрании о том, какие опыты они приобрели и каких успехов достигли по благодати Христовой. Если такие отчеты будут делать посвященные работники, то миссионерские встречи не будут скучными и утомительными. Они вызовут большой интерес, так что в присутствующих не будет недостатка11.

Ищите благоприятные возможности среди окружающих вас людей. - Благоприятные возможности находятся в пределах досягаемости каждого. Совершайте работу, необходимую среди окружающих вас людей, за которых вы несете ответственность (Для детального обсуждения методов и действенности благотворительного служения ближним см. "Благотворительное служение". - Составители.). Не ждите, пока другие позовут вас идти вперед. Действуйте без промедления, помня о своей личной ответственности перед Тем, Кто отдал Свою жизнь за вас. Трудитесь так, как будто вы слышите обращенный лично к вам призыв Христа пробудиться ото сна и использовать каждую способность, данную Богом, для совершения Его служения. Старайтесь не проглядеть тех, кто готов принять вдохновенное слово живого Бога. Если вы всецело посвятили себя Богу, то при вашем содействии Он приведет в истину и других, которых Он сможет использовать как каналы, чтобы принести свет многим душам, живущим во тьме12.

Пусть христианские семьи приходят к тем, кто пребывает во тьме. - Бог призывает христианские семьи входить в контакт с теми, кто пребывает во тьме и заблуждении, и благоразумно и настойчиво трудиться для Господа. Требуется самопожертвование, чтобы отозваться на этот призыв. Пока многие ждут, что с их пути исчезнут все препятствия, в мире гибнут души без надежды и без Бога. Многие, очень многие ради мирских преимуществ, ради приобретения научных знаний отваживаются ехать в опасные районы земли и испытывать трудности и лишения. Где же те, кто готов сделать это ради того, чтобы рассказать другим о Спасителе? Где мужчины и женщины, готовые идти в те районы, где люди нуждаются в Евангелии, чтобы свидетельствовать живущим во тьме об Искупителе? 13

Если семьи, поселившиеся в глухих уголках земли, в местах, где люди окутаны духовным мраком, позволят засиять там свету Христовой жизни, то они совершат великую работу. Пусть они начинают свое дело скромно и тихо, не используя фондов конференции, пока интересы не станут такими обширными, что они не смогут обходиться без помощи служителей14.

Дети будут работать тогда, когда другие не смогут. - Когда небо решит, что людям больше нельзя позволять представлять истину, то Дух Божий сойдет на детей, и они будут совершать дело провозглашения истины, которое старшие работники не смогут исполнять, потому что путь для них будет закрыт15.

Во время заключительных событий земной истории многие из этих детей и молодежи удивят людей своим свидетельством об истине, которое будет сделано с простотой, но в духе и силе. Они научатся бояться Бога, и их сердца будут смягчены внимательным, молитвенным изучением Библии. В недалеком будущем многие дети исполнятся Духа Божьего и будут совершать дело провозглашения истины миру, которое в то время старшие члены церкви не смогут делать16.

Бог постановил, чтобы наши церковные школы готовили детей для этой великой работы. В них детям должны преподавать особые истины для настоящего времени и обучать практической миссионерской работе. Их нужно зачислять в армию работников для помощи больным и страждущим. Дети также могут принимать участие в медицинском миссионерском служении и своими делами, пусть даже небольшими, они будут способствовать его продвижению... Через них Божья весть и Его спасающая сила станут известными всем народам. Пусть в таком случае церковь несет бремя ради агнцев стада. Пусть дети будут воспитаны и научены, чтобы совершать служение Богу17.

Учитесь трудиться, совершая конкретные дела. - Любовь и верность Христу - это источник истинного служения. В сердце, испытавшем прикосновение Его любви, возникает желание трудиться для Него. Это желание нужно поощрять и правильно направлять. Дома ли, в гостях или в школе - присутствие бедных, сокрушенных, несведущих, несчастных должно считаться не злосчастием, но драгоценной возможностью для служения.

В этом деле, как и во всяком другом, умение приобретается в процессе самой работы. Подготовка к повседневным обязанностям и служение нуждающимся и страдающим сделает ваш труд эффективным. Без этого самые благие намерения часто оказываются бесполезными и даже вредными. Люди учатся плавать в воде, но не на землей.

1. Служение исцеления, с. 396.

2. Воспитание, с. 262. 263.

3. Свидетельства для церкви, т. 9, с.30.

4. Там же, с. 36, 37.

5. Там же, т. 7. с. 63.

6. Рукопись 119.1901.

7. Письмо 104.1897.

8. Ревью энд Геральд, 17 ноября 1896.

9. Свидетельства для церкви, т. 6, с. 429.

10. Рукопись 19,1900.

11. Свидетельства для церкви, т. 6, с. 435, 436.

12. Рукопись 128,1901.

13. Свидетельства для церкви, т. 9, с.33.

14. Там же, т. 6, с.442.

15. Там же. с. 203.

16. Советы учителям, родителям и студентам, с. 166, 167.

17. Свидетельства для церкви, т. 6, с.203.

18. Воспитание, с. 268.