Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
ДЕСЯТИНА - БОЖИЙ ФОНД PDF Печать Email

12. ИСПЫТАНИЕ ВЕРНОСТИ

«Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих; и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином».

Эти библейские строки говорят о том, что Бог, Даятель всех благ, предъявляет на них права и с Его требованиями мы должны считаться в первую очередь; того, кто с уважением относится к Его требованиям, ожидают особые благословения.

В основе этих требований лежит принцип, которым Бог руководствуется во взаимоотношениях с человеком. Он поселил наших прародителей в Едемском саду, окружил их всем, что могло способствовать их счастью, и открылся им как Владыка всего. В саду этом Он насадил всякое дерево, приятное на вид и дающее добрые плоды; но среди них лишь к одному дереву Он запретил Адаму и Еве прикасаться. Бог наказал им: «Вы не должны есть от него». Это было испытанием их признательности и верности Богу.

В Своем Сыне Бог даровал нам все небесные сокровища и все изобилие земных богатств для нашего благоденствия. Все, что щедро родит земля, несметные богатства подземных кладовых — все. это Его дары. Он дает человеку все необходимое для жизни. Он напоминает нам, что является Подателем всех этих благ, и посему говорит: «Моей собственностью является десятая часть вашего имущества, кроме даров и пожертвований, которые вы приносите в Мой храм». Этим Бог обеспечивает средствами евангельскую работу.

Этот план постоянных приношений заповедал нам Сам Иисус [66] Христос, отдав Свою жизнь ради спасения всех людей. Тот, Кто оставил царские дворцы, отказался от Своей славы Повелителя небесных воинств, облек Свою Божественность в человеческое естество для того, чтобы поднять падшее человечество, Тот, Кто обнищал ради нас, чтобы мы через Его бедность стали богатыми, в неизъяснимой мудрости открыл человеку Свой план поддержки тех, кто несет миру Его весть (Ревью энд Геральд, 4 февраля, 1902).

Божья неприкосновенная собственность (время и средства)

То, что в Библии говорится о соблюдении Субботы, в равной мере относится и к десятине: «А день седьмый — суббота Господу Богу твоему». Человек не вправе заменять седьмой день первым. Хотя он может на это претендовать, но «твердое основание Божье стоит». Надуманные теории и людские обычаи не могут принизить требования Божественного закона. Бог освятил седьмой день, отделив его для Себя и для богослужения, и Суббота поныне остается такой же священной, какой была при Творении.

Точно так же и десятая часть наших доходов является «Божьей святыней». В Новом Завете и Божье установление о Субботе, и закон о десятине не устраняются; напротив, усиливается их значимость и раскрывается их глубокий духовный смысл... Если мы скрупулезно следим за тем, чтобы соблюдать заповедь о Субботе, не должны ли мы столь же аккуратно возвращать принадлежащую Ему часть средств? (Ревью энд Геральд, 16 мая, 1882)

Десятина из доходов и из имущества

Подобно Аврааму, люди должны отдавать Богу десятину из [67] имущества и из прибытков, ибо десятина — это та часть дохода, которая принадлежит Господу. Присваивать ее — значит обкрадывать Бога. Каждый человек должен добровольно и с радостью приносить десятины и пожертвования в дом Господень, и благословение Божье будет на нем. Невозможно обрести благополучие, удерживая у себя Божью долю (Письмо 159, 1899).

При любом распределении

Таким (имеется в виду опыт Авраама и Иакова в возвращении десятины) был обычай патриархов и пророков до образования Иудейского государства. Но когда Израиль стал избранным народом, Бог дал ему определенное руководство по этому вопросу: «И всякая десятина па земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня». Этот закон не был устранен вместе с постановлениями и жертвоприношениями, которые указывали на Христа. До тех пор, пока на земле пребывает Божий народ, требования Господа к нему остаются прежними.

Десятая часть всех наших прибытков принадлежит Господу. Он отделил ее для Себя, чтобы она использовалась на Божье дело. Это святыня. При любом распределении доходов ничего меньшего Он не приемлет. Небрежность или отсрочка выполнения этой обязанности вызывает Божье неудовольствие. Если бы все люди, считающие себя христианами, верно приносили Богу десятины, Его сокровищница всегда была бы полна до краев (Ревью энд Геральд, 16 мая, 1882).

Для того, чтобы иметь большее благословение

Приношение десятины основано на принципе, который незыблем, как Закон Божий. Еще до того как Бог установил ее, система десятины была благословением для иудеев. Точно так же она будет благословением и для тех, кто верен в ней до конца. Замысел нашего Отца Небесного в отношении пожертвования [68] десятины имел своей целью не личное обогащение, но чтобы это принесло большие благословения человеку. Он видел, что прививать стремление к жертвенности — именно то, в чем человечество очень нуждалось (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 404, 405).

Небесная арифметика

Многие высказывают недовольство по поводу того, что Израиль Божий был вынужден совершать регулярные приношения вместо того, чтобы сделать это один раз — в конце года. Но премудрый Бог лучше знал, какая система приношений наиболее полно соответствует Его замыслу, и дал народу ясное наставление по этому поводу. Всегда было очевидным то, что девять десятых — больше, чем десять десятых, если одна десятая часть возвращена Богу (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 546).

Значение десятины в последнее время

От всей вашей прибыли первое приношение следует выделять в Божью казну. В системе жертвоприношений, данной иудеям, от них ожидалось принесение Богу первых плодов от всех Его благословений, будь то приплод в стаде, или дары полей, садов, виноградников, или равнозначное денежное подношение. Как изменился этот порядок вещей в наши дни! Божьи требования остаются неизменными, но, увы, не всегда на них обращают внимание. Однако наша работа нуждается в средствах, многократно превышающих те, в которых нуждались в древности иудеи.

Великое поручение дано было апостолам: идти по всему миру и проповедовать Евангелие. В наши дни эта миссия предполагает невиданный ранее размах работы и огромную ответственность, возложенную на последователей Христа. Если закон требовал десятины и приношений тысячи лет назад, то насколько важнее его исполнение сегодня! Если богатые и бедные иудеи должны были приносить десятину соответственно своему достатку, то сегодня это важно вдвойне (Свидетельства для Церкви, т. 4,с. 474).

 

13. ОСНОВАННЫЙ НА ВЕЧНЫХ ПРИНЦИПАХ

Приношение десятины своими корнями уходит в древность, [69] когда еще не было Моисея. Задолго до того, как Моисей получил от Бога это указание, даже до дней Адама, человеку вменялось в обязанность приносить Богу дары для религиозного служения. Согласно Божьим установлениям, люди своими приношениями выражали Ему признательность за милости и благословения, посылаемые Им. Эта традиция передавалась из поколения в поколение; так поступал и Авраам, отдававший десятину Мелхиседеку, священнику Всевышнего.

Этому принципу люди следовали и во дни Иова. Иаков, нищий странник, одинокий и несчастный, устраиваясь в Вефиле на ночлег и подложив под голову камень вместо подушки, пообещал Богу: «От всего, что Ты дашь мне, я дам Тебе десятую часть». Бог не принуждает человека жертвовать. Все, что он дает, должно быть добровольным даром. Бог не желает, чтобы Его сокровищница пополнялась корыстными приношениями (Свидетельства для Церкви, т. 3,с. 393).

Мнение апостола Павла

В Первом послании к Коринфянам Павел разъяснил верующим главные принципы, благодаря которым Божья работа получает поддержку и дальнейшее развитие. Говоря о своем апостольском служении ради них, он вопрошает: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: "не заграждай рта у [70] вола молотящего". О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое».

«Если мы посеяли в вас духовное, — продолжает апостол, — велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:7—14).

Здесь апостол ссылается на Божий замысел, касающийся обеспечения священников, совершающих служение в храме. Те, кто находился на этом святом служении, получали поддержку от своих братьев, которым они служили в духовных вопросах. «Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть, со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых» (Евp. 7:5). Колено Левия было избрано Богом для святого священнического служения Господу. О священниках же сказано: «Ибо его избрал Господь... чтобы он служил во имя Господа» (Втор. 18:5). Десятая часть всех прибытков была названа Богом Его собственностью...

Апостол Павел ссылался на этот план поддержки служения, когда говорил: «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие [71] жить от благовествования». И позже в Послании к Тимофею апостол сказал: «Трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:18). (Деяния апостолов, с. 335, 336)

Божьи требования по отношению к нам

Бог имеет определенные намерения в отношении нас и того, чем мы обладаем, и Его требования имеют для нас первостепенное значение. Он призывает к тому, чтобы мы, ясно сознавая Его планы, возвращали Ему определенную часть того, чем Он нас наделяет. Этой частью является десятина. С незапамятных времен в соответствии с замыслом Господа она была посвящена делу Его...

Когда Бог вывел Израиль из Египта — для того, чтобы сделать его хранилищем Своих сокровищ, Он повелел народу отделять десятину для служения во святилище. Это было особое приношение для особой работы. Все, что оставалось в собственности людей, считалось Божьим и должно было использоваться во славу Господа. Но десятина занимала особое место и предназначалась для поддержания тех, кто совершал служение во святилище. Необходимо было приносить первые плоды от всех прибытков, и это вместе с дарами и пожертвованиями обеспечивало достаточные средства для евангельского служения того времени.

Сегодня Бог требует от нас не меньше, чем от Своего народа в прежние времена. Его дары сегодня не менее щедры, чем во дни древнего Израиля; Его служение нуждается и всегда будет нуждаться в средствах. Необходимо продолжать великую миссионерскую работу по спасению душ. По замыслу Божию служение проповеди Евангелия должно быть полностью обеспечено средствами, что достигается приношением десятины, даров и пожертвований. Бог называет десятину Своею собственностью, и она неизменно должна считаться священной и неприкосновенной, отдаваться в Его сокровищницу и использоваться для выполнения Его работы, для подготовки миссионеров, отправляющихся в различные уголки земного шара.

Бог налагает Свою руку на все сущее — и на человека, и на [72] его имущество, потому что все принадлежит Ему. Он говорит: «Я — Владыка мира, Вселенная принадлежит Мне, и Я призываю вас посвящать Моему служению первые плоды от всего, что, по благоволению Моему, появляется у вас». Слово Божье гласит: «Не откладывай приносить от начатков плодов твоих». «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих». Он расценивает эти приношения как знак нашей верности Ему.

Мы принадлежим Богу, мы Его сыновья и дочери — по праву творения и по праву искупления бесценной жизнью Его Единородного Сына. «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий». Разум, сердце, воля, способности — все ниспослано нам Богом; деньги, которые мы имеем, — Господни. Всякое благодеяние, которое мы получаем и которым наслаждаемся, — результат Божественной щедрости. Бог — любвеобильный Податель всего доброго, и Он желал бы видеть со стороны тех, кого одаряет, выражение признательности за щедрые дары. Бог призывает вернуть Ему то, что принадлежит Ему по праву. Десятина должна расцениваться как Его сокровище, доверенное нам. Сердцу, освободившемуся от пут эгоизма, откроется вся глубина Божьей любви и заботы; исполненное искренней благодарности Господу, оно признает справедливость Его требований (Ревью энд Геральд, 8 декабря, 1896).

 

14. ЧУДЕСНЫЙ В СВОЕЙ ПРОСТОТЕ ПЛАН

[73] Красота Божьего замысла относительно десятины заключается в равенстве и простоте. Каждый может принимать участие в десятине соответственно силе своей веры и желанию, потому что она Божественна по своему происхождению. Этот план совмещает в себе простоту и тактичность и не требует глубоких знаний для его понимания и осуществления. Каждый может стать участником великой работы спасения. Любой человек может стать хранителем Господних сокровищ, ответственным за их разумное использование...

Большие цели могут быть достигнуты благодаря этому мудрому плану. Если бы все приняли его, каждый мог бы стать бдительным и верным казначеем Божьим; и не было бы недостатка в средствах, которые так необходимы для провозглашения миру последней вести предостережения. Если бы все прониклись важностью этой задачи и сокровищница Божья была бы полной, то и сами дарители не испытывали бы нужды. Каждым своим пожертвованием, они вносят посильный вклад в дело распространения истины. Они собирают «себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (Свидетельства для Церкви, т. 3,с. 388, 389).

Для богатых и бедных

Разумеется, величина десятины и приношений у всех людей будет разной, ибо она соответствует достатку каждого из них. Десятина бедного человека будет сравнительно маленькой, однако не величина дара делает его приемлемым для Бога; решающее р4] значение имеет искренность помыслов, приношение как выражение любви и признательности Господу. Не позволяйте бедным думать, что их дары настолько малы, что не заслуживают внимания. Пусть они жертвуют по своим возможностям, сознавая себя слугами Бога, Который принимает их жертву.

Тот, кому Господь доверил большой капитал, не будет считать для себя обременительным честное исполнение своего долга, если он любит и боится Бога. Богатый человек может испытывать искушение утаить часть Божьих средств в угоду своей алчности и себялюбию. Но если он честен пред Богом, то в такой момент ответит сатане: «Написано», «Может ли человек обкрадывать Бога?», «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Ревью энд Геральд, 16 мая, 1893).

Связаны узами завета с Богом

В великой работе предостережения миру будут принимать участие люди, которые хранят истину в сердце и освящены ею. Они будут верными в десятине и приношениях. Каждый член Церкви связан узами завета с Богом и обещанием отказаться от ненужных чрезмерных расходов. Необходимо строго придерживаться экономии в домашнем хозяйстве, чтобы иметь возможность принимать участие в укреплении начатой работы и в организации ее на новых территориях (Ревью энд Геральд, 17 января, 1907).

Я призываю всех членов Церкви осознать лежащую на них ответственность быть верными в десятине... Будьте честны в возвращении десятины вашему Создателю. Необходимо уяснить себе, насколько важно хранить чистоту пред Тем, Кто обладает Божественным Всеведением. Пусть каждый серьезно исследует свое га сердце. Пусть он пересмотрит свои счета и решит, каковы его отношения с Богом.

Завет с вами заключил Тот, Кто отдал Своего Единородного Сына. Он изливает на вас Свои благословения и в ответ ожидает десятину и приношения. Никто не сможет сказать, что не имел возможности узнать свои обязанности в этом отношении. Божий план десятины и приношений ясно представлен в 3-й главе Книги пророка Малахии. Бог призывает человека быть верным завету, который Он заключил с ним. «Принесите все десятины в дом хранилища, — сказал Он, — чтобы в доме Моем была пища» (Ревью энд Геральд, 3 декабря, 1901).

Закон не суров

Многие считают этот закон одним из самых суровых среди предписанных Израилю. Но для искреннего, любящего Бога сердца это вовсе не было бременем. Трудным приношение было только для алчного и эгоистичного человека, не осознающего значимость вечных ценностей, спасения души, ставящего превыше всего мирское богатство (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 396).

Это не бремя

Священное Писание призывает христиан принимать активное участие в благотворительной деятельности, что будет поддерживать в них живой интерес к делу спасения ближних. Божий Закон, предписывающий соблюдение Субботы, никогда не был бременем, за исключением случаев, когда нарушители его были подвержены за это наказанию. Десятины и приношения тоже не были обременительны для тех, кто никогда не отступал от этого Божьего плана. Это установление, введенное Господом для израильтян, не было с тех пор изменено или отменено Им. И в наши [76] дни оно должно еще шире практиковаться и распространяться — так же, как должен ныне повсеместно провозглашаться единственно возможный путь спасения через Господа нашего Иисуса Христа (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 391, 392).

Скудное подаяние

Когда я размышляю о нашей нынешней системе десятины, сколь убогой она мне представляется! Разве можно измерить ее математическими формулами, затраченным временем, деньгами или своей любовью в сравнении с неизмеримой любовью и безграничной жертвой Христа! Десятина для Господа! Какое же это жалкое, постыдное подаяние в ответ на то, что стоит так дорого! (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 119).

 

15. ВОПРОС ЧЕСТИ

Мне кажется, что возвращению Богу того, что принадлежит [77] Ему по праву, препятствует корыстный, эгоистичный дух, присущий человеку. Бог заключил особый завет с человеком, условившись с ним о том, что если он регулярно будет использовать часть своих средств для приближения Царствия Божия, Господь обильно его благословит, и человек ни в чем не будет нуждаться. Но тому, кто утаивает принадлежащее Богу, Господь определенно сказал: «Проклятием вы прокляты»...

Те, кто осознает свою зависимость от Бога, неизменно стремятся быть честными со своими ближними и более всего честными перед Богом, от Которого исходят все благословения. Уклонение от соблюдения Божьих заповедей в десятине и приношениях отмечается в небесных книгах как воровство собственности Господа.

Не будет преуспевать человек, если он нечестен перед Богом или перед ближним своими. Всевышний Бог, Владыка неба и земли, сказал: «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие... Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий неправду». Через пророка Михея Господь опять выразил Свое неприятие нечестности: «Не находятся ли и теперь в доме нечестивого сокровища нечестия и уменьшенная мера, отвратительная? Могу ли я быть чистым с весами неверными и обманчивыми гирями в суме?.. То и Я поражу тебя [78] опустошением за грехи твои» (Ревыо энд Геральд, 17 декабря, 1889).

Чтобы совесть была чиста

Когда мы поступаем нечестно по отношению к Богу или к ближнему, тем самым мы отрицаем Божий авторитет, умаляем значение того факта, что Христос искупил нас Своей смертью. Мир беззастенчиво обкрадывает Бога. Чем больше Господь дает богатства человеку, тем охотнее порой человек считает Его дары своей собственностью, вместо того чтобы использовать их с благоговением. Но вправе ли последователи Христа придерживаться этих мирских обычаев? Стоит ли нам бесчестить себя, лишаться радости общения с Богом и уважения наших братьев из-за того, что мы не хотим отдать принадлежащую Господу долю для продвижения Его дела?

Тем, кто называет себя христианином, следует всегда помнить о том, что они ответственны за мудрое использование доверенного им капитала и обязаны точно соблюдать заповеданный в Священном Писании порядок распределения средств. Если ваше сердце чисто пред Богом, вы никогда не присвоите Божьи деньги и не употребите их для корыстных целей...

Братья и сестры, если Господь благословил вас материальными благами, не считайте, что они принадлежат только вам. Помните, что они доверены вам Богом, будьте верпы и честны в десятине и приношениях. Если вы дали обет Богу, знайте, что Он ожидает от вас незамедлительного и добросовестного исполнения ваших обязательств. Не используйте в своих целях то, что обещали вернуть в Божью сокровищницу, чтобы ваши молитвы не стали мерзостью пред Господом. Пренебрежение непреложными обязанностями христианина бросает тень на всю Церковь (Ревью энд Геральд, 17 декабря, 1889).

Не иначе как кощунство

[79] То, что по Священному Писанию следует возвратить Господу, составляет евангельский фонд, а не является нашей собственностью. Использование Божьих средств в корыстных целях, для процветания бизнеса нельзя назвать иначе как кощунством. На некоторых лежит вина за использование средств, предназначенных исключительно для Божьего алтаря. Все должны правильно понимать это. Никто не вправе в случае каких-либо затруднений использовать деньги, предназначенные для Божьей работы, успокаивая свою совесть обещанием вернуть их в скором будущем. Куда лучше будет привести свои расходы в соответствие с доходами, отказаться от излишних трат и жить по средствам, нежели использовать Божьи деньги для мирских целей (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 246, 247).

 

16. РЕГУЛЯРНОСТЬ И НЕУКОСНИТЕЛЬНОСТЬ

Руководство, данное Святым Духом через апостола Павла в [80] отношении даров, заключает в себе принцип, который относится также и к десятине. «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволяет ему состояние». Это касается и взрослых, и детей, не только зажиточных, но и бедных семей. «Каждый уделяй по расположению сердца (с искренним отношением к Божьему установлению), не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». Дар должно приносить с чувством признательности за великую милость Божью.

Какое время самое подходящее для того, чтобы отложить десятину и принести наши дары Богу? В Субботу мы размышляем о Его благости. Мы созерцаем красоту Его Творения как доказательство Его спасающей силы. Наши сердца переполняет благодарность Господу за Его великую любовь. И прежде чем начнется трудовая педеля, мы возвращаем Божье Богу и приносим Ему наши дары как свидетельство искренней признательности. Таким образом, это будет еженедельной проповедью, свидетельствующей о том, что Бог является истинным Владельцем нашего имущества и что Он поставил нас управителями, усердно работающими во славу Его. Каждое признание наших обязанностей перед Богом лишь укрепляет чувство ответственности. Благодарность становится более глубокой тогда, когда мы ее проявляем, и радость, которую она с собой приносит, будет жизнью для души и тела (Ревью энд Геральд, 4 февраля, 1902).

Сначала десятины, потом приношения

Дело жертвенности не должно быть поставлено в зависимость от расположения духа или мимолетных порывов. Бог дал нам четкое наставление, которому мы должны неукоснительно следовать. Он определил десятину и приношения как испытание [81] нашей преданности и желает, чтобы мы были верными в исполнении своего долга... Нам необходимо постоянно контролировать свои доходы, которые есть не что иное, как благословение Божье, и отделять десятину как особый фонд, который является Господней святыней. Этот фонд ни в коем случае не может быть использован для иных целей, кроме поддержки служителей Евангелия. После того как десятина отложена, необходимо распределить дары и пожертвования соответственно тому, «как Бог благословил» вас (Ревью энд Геральд, 9 мая, 1893).

Сначала выполните Божье требование

Господь не только назвал десятину Своей, но и дал разъяснение, как следует откладывать средства для Него. Он сказал: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих». Это говорит о том, что мы не можем использовать наши средства первым делом для себя, а уж потом остаток принести Богу, даже если бы это и была десятина. Божья доля должна быть отложена в первую очередь (Ревью энд Геральд, 4 февраля, 1902).

Мы не вправе посвящать Богу остатки наших доходов после того, как удовлетворим свои насущные потребности или бездумные прихоти; но прежде чем какая-либо сумма будет истрачена, мы должны отделить то, что Бог признает Своим. Многие люди спешат потратиться па свои нужды, оставляя Господу сущие крохи. Если же и этого не остается, Его работе придется подождать до лучших времен (Ревью энд Геральд, 16 мая, 1882).

 

17. ВЕСТЬ МАЛАХИИ

Упреки и предостережения, высказанные Господом, ясно [82] звучат в Книге пророка Малахии: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?"» И Господь отвечает: «Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь парод — обкрадываете Меня» (Мал. 3:8, 9).

Господь предлагает тем, кого Он поддерживает Своими милостями, испытать Его. «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?»

Эта весть не потеряла своей силы и сегодня. Она столь же актуальна и важна, сколь постоянны Божьи дары. Нет особой сложности в том, чтобы понять, в чем заключаются наши обязанности в свете данной Богом через пророка вести. Нам пет нужды блуждать в потемках и страдать от собственного неповиновения. Истина изложена очень ясно и может быть легко понята каждым, кто хочет быть честным пред Богом. Десятая часть наших прибытков принадлежит Господу. Он налагает Свою руку на ту часть средств, которую просит нас возвращать Ему, и говорит: «Я позволяю тебе пользоваться Моими милостями после того, как ты отложишь десятину и придешь пред лице Мое с дарами и пожертвованиями».

Господь повелевает, чтобы Его десятина была принесена в [83] небесную сокровищницу. И она должна быть Ему возвращена честно и неукоснительно. Кроме того, Он ожидает от нас даров и пожертвований. Однако стоит заметить, что Господь никого не принуждает приносить десятину, дары и пожертвования.

Столь же определенно, как нам явлено Слово Божье, Он потребует принадлежащее Ему с прибытком от каждого человека. Если же тот проявляет неверность в Божьей собственности, не считается с Божьими требованиями, предъявленными Его управителям, то он не сможет больше пользоваться благословениями, дарованными ему Богом...

Бог определил работу для каждого человека. Его слуги обязаны трудиться во благо Господина. Следуя своим внутренним побуждениям, человек может не откликнуться на Божий призыв, не захотеть посвятить свою жизнь Его служению и мудро управлять доверенными Богом средствами; он может пренебречь умеренностью и самоотверженностью, не заботясь о том, что Бог требует возвращения того, что принадлежит Ему по праву. Такие люди являются неверными управителями.

Верный управитель будет делать все, что в его силах, стремясь преданно служить Богу, видя перед собой одну цель — великие нужды этого мира. Он будет ясно сознавать, что весть предупреждения должна быть провозглашена повсюду, в самых отдаленных местах. Когда человек храпит в себе этот дух самопожертвования, тогда любовь к правде и освящению, которая приходит через познание истины, искоренит алчность, жажду к обогащению, малейшую тень нечестия (Ревью энд Геральд. Приложение, 1 декабря, 1896).

Дерзкое отрицание

Я узнала, что также вы проповедуете о том, что мы не должны давать десятину. Мои братья, снимите обувь с ваших ног, ибо земля, на которой вы стоите, святая. Господь дал ясное повеление в отношении десятины. Он сказал: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища»...

Совсем недавно мне был дан свет от Бога по поводу этого [84] вопроса; многие адвентисты седьмого дня обкрадывают Бога десятиной и приношениями, и я ясно видела, что Малахия представил проблему именно такой, какова она на самом деле. Как это иногда человек проявляет непростительную дерзость, полагая, что Господь Сам предлагает ему присваивать десятину и приношения? Братья мои, как случилось, что вы сошли с истинного пути? Призываю вас: вернитесь вновь на верный путь (Свидетельства для служителей Евангелия, с. 60).

Обкрадывая Бога

Тот факт, что ваши имена записаны в церковных книгах, еще не говорит о том, что вы действительно христиане. Вам необходимо принести дары на алтарь посвящения, по мере своих сил сотрудничая с Богом, чтобы Он мог использовать вас в целях провозглашения Его чудесной истины. Не присваивайте себе ничего, что является Его собственностью. Все принадлежит Ему. Мы не смогли бы ничего Ему дать, если бы Он прежде щедро не одарил нас.

Всюду процветает эгоизм, беззастенчиво присваивается то, что принадлежит Богу. Эта алчность есть род идолопоклонства. Человек владеет всем, чем наделил его Господь, будто это его собственность, и распоряжается этим, как ему заблагорассудится. Когда его стремление разбогатеть осуществляется, он склонен думать, что это его богатство придает ему особую ценность в глазах Божьих. Это обольщение сатаны. Чего стоит показная роскошь, самодовольство? Чего могут достичь люди своей гордыней и себялюбием? «Какая польза человеку, если оп приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» Мирское богатство тленно. Только благодаря Христу мы можем приобрести вечные богатства. Сокровище, которое Он дает нам, неоценимо. Вы будете бесконечно богаты, обретя Бога и осознав все Его величие. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Задайте себе вопрос: как поступлю я с талантами, которые р5] дал мне Господь? Не окажетесь ли вы среди тех, к кому обращены его резкие слова: «Проклятием вы прокляты: потому что вы — весь парод — обкрадываете Меня».

Мы живем в исключительное время, время священного упования, когда решается наша судьба к жизни или к смерти. Нам необходимо осознать всю важность происходящего. Вы, называющие себя детьми Божьими, принесите десятины в Его сокровищницу. Пусть ваши приношения будут добровольными и обильными, соответственно тем благословениям, которые Господь послал вам. Помните, Бог доверил вам таланты, которые вы должны добросовестно употребить для Его пользы. Не забывайте о том, что верный слуга не принимает похвалы в свой адрес. Вся слава и честь принадлежат Богу. «Ты одарил меня от Своего изобилия». До тех пор, пока не будет сделан вклад, нельзя ожидать прибыли. Капитал был вложен Господом, и поэтому успех дела зависит от Него и слава принадлежит Ему.

Если бы все вы, познавшие истину, следовали ей! Почему люди, стоящие у порога вечности, настолько слепы? В целом адвентисты седьмого дня не испытывают особых материальных затруднений. Но многие адвентисты не сознают возложенной на них ответственности — сотрудничать с Богом Отцом и Иисусом Христом в деле спасения душ. Они не демонстрируют миру той великой заинтересованности, которую Бог проявляет к грешникам. Они не используют все имеющиеся у них возможности. Церковь одолела проказа эгоизма. Господь Иисус Христос исцелит ее от этой страшной болезни, если она будет искренне стремиться к этому. Путь к исцелению Господь изложил в 58-й главе Книги пророка Исаии (Ревью энд Геральд, 10 декабря, 1901).

Серьезное дело

[86] Присваивание Божьей собственности и нечестность по отношению к Богу является серьезным преступлением, ибо это притупляет восприятие и делает сердце человека черствым. Насколько бесплодна вера и беден духовный мир тех, кто не испытывает к Богу чистой, самоотверженной любви, а потому не любит ближнего, как самого себя...

Последний день откроет им и всей Вселенной, сколько добра они могли бы совершить, если бы не следовали своим эгоистичным наклонностям и не обкрадывали Бога десятиной и приношениями. Им следовало бы поместить свои ценности в небесную сокровищницу; но вместо этого они истратили их на свои нужды, как будто боялись, что Господь лишит их денег и влияния, а в итоге — невосполнимая потеря. Пусть они пожинают плоды утаивания Божьих средств. Ленивый раб, не употребивший в дело Божьи средства, потеряет вечное наследство в царстве славы (Ревью энд Геральд, 22 января, 1895).

Нечестность по отношению к Богу — тягчайшее из преступлений, которое только может совершить человек, и все же в этом грехе повинны многие (Ревью энд Геральд, 13 октября, 1896).

Ответственность за каждый доллар

Осмелитесь ли вы присваивать себе Божью собственность? Воспользуетесь ли вы средствами из сокровищницы, которой владеет Господь? Если это так, то в таком случае вы обкрадываете Бога и каждый присвоенный доллар будет свидетельствовать против вас в небесных книгах (Ревью энд Геральд, 23 декабря, 1890).

Почему многие лишаются благословения

Поспешите, мои дорогие братья и сестры, принести Богу [87] верную десятину, а также добровольные благодарственные приношения. Многие не смогут обрести благословения до тех пор, пока не возместят всех присвоенных десятин. Бог ожидает, что вы исправите ошибки прошлого. Каждая душа, которой Господь ниспослал Свои благословения, должна подчиняться требованиям святого закона. Пусть каждый, кто оставлял десятину у себя, без промедления возвратит Господу все, что он утаил от Него. Возвратите долги и принесите Господу мирные жертвы. «Разве прибегнет к защите Моей, и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною». Если вы когда-либо не по назначению использовали Его средства, поспешите искренне покаяться пред Господом, и Он простит ваши прегрешения (Ревью энд Геральд, 10 декабря, 1901).

Мрак, окутавший Церковь

Некоторые проповедники не стремятся наставлять людей в отношении их обязанностей. Они проповедуют только ту часть вероучения, которая может вызывает расположение у их слушателей и не вызывает у них возражений; но они не проповедуют всей истины. Людям нравятся подобные проповеди, но они лишены духовности, ибо не концентрируют внимание на требованиях Божьих. Эти люди не верны пред Богом в десятине и приношениях, которые принадлежат Ему. Это систематическое обкрадывание Бога повергает Церковь во тьму безнадежности; а те служители, которые не открывают людям должным образом волю Божью, вместе со своей паствой подвергнутся осуждению за недобросовестное отношение к своим обязанностям (Ревью энд Геральд, 8 апреля, 1884).

Корыстолюбие не остается незамеченным

Богу ведома корысть, таящаяся в сердце человека, посягающего на собственность Божью. Господь видит тех, кто [88] недобросовестен в десятине, дарах и пожертвованиях. Господь Иегова все это понимает. Перед Ним пишется памятная книга о боящихся Его, почитающих имя Его, а также ведется запись и о тех, кто использует себе во благо те дары, которыми Господь наделяет их для спасения гибнущих душ (Ревью энд Геральд, 16 мая, 1893).

Огромная потеря для неверного управителя

На святых страницах мы находим обетования, данные тем, кто чтит Бога от всех прибытков своих. Если Божий народ верно повинуется Его руководству, то эти обетования для него непременно исполнятся. Но если люди не придают значения Божьим требованиям, изложенным столь ясно, Господь позволит им идти своим путем и пожинать плоды их деяний. Кто использует в своих целях средства, которые Бог сохраняет для Себя, тот заявляет о себе как о неверном управителе. Он лишится не только того, что похитил у Бога, но и всего, что причиталось ему как его собственность (Ревью энд Геральд, 4 февраля, 1902).

 

18. ДАВАЙТЕ ИСПЫТАЕМ ГОСПОДА

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме [89] Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» Будем ли мы послушны Богу и принесем ли все десятины и приношения, чтобы было достаточно пищи для удовлетворения потребностей алчущих хлеба жизни? Бог приглашает вас испытать Его сегодня, когда уходит старый год, чтобы Новый год нашел нас наполнившими Божью сокровищницу...

Он сказал нам, что откроет окна небесные и изольет на нас благословения до избытка. Господь обещал: «Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих». Таким образом, Его Слово дает нам уверенность в том, что Он благословит нас настолько, что мы сможем постоянно увеличивать свои десятины и приношения. «Возвратите Мне, и Я возвращу вам, говорит Господь».

Братья, будете ли вы ссылаться на обстоятельства? Станете ли вы жертвовать добровольно, с радостью и обильно? Зарубежные миссии нуждаются в наших средствах. Неужели они будут ждать напрасно? Здешние миссии сегодня испытывают большую нужду в деньгах, а ведь эти миссии возникли в различных местах благодаря вере. Неужели им суждено зачахнуть и исчезнуть? Бог поможет Своему народу сделать то, что в наших силах.

Никакого риска

О, какую благодатную, полную, незыблемую уверенность та мы можем иметь, если только делаем то, что Бог просит нас исполнить. Отдайте себя этому делу без остатка, ибо можно не сомневаться: Господь выполнит то, что обещал. Давайте, полагаясь на Слово Божье, возьмемся за какое-либо дело. Желая обогатиться, многие подвергают себя большому риску; вечные истины оставлены без внимания, возвышенные принципы принесены в жертву; однако эти ловцы удачи могут в своем безрассудстве потерять все. Но если мы ответим на небесный призыв, то в этом случае не рискуем ничем. Мы должны уповать за Слово Божье и в простоте веры полагаться на обетования Божьи, возвращая Господу то, что принадлежит Ему (Ревью энд Геральд, 18 декабря, 1888).

Причины затруднений

Многие из тех, кто считает себя христианином, с избытком обеспечивают себя, удовлетворяя свои непомерные потребности, и при этом не проявляют никакой заботы о деле Божьем. Они полагают, что смогут процветать, удерживая у себя все или большую часть Божьих даров. Но вместо прибыли они понесут урон. Их действия в результате приведут к утрате милости и благословений Божьих. Их эгоистичный и алчный дух способствовал к тому, что люди многого не получили. Если б они полностью осознали Божьи требования и охотно ответили на Его призыв, благословения Господа не замедлили бы выразиться в Его щедрых дарах. Урожаи стали бы гораздо обильнее, и нужды всех были бы вполне удовлетворены. Чем больше мы отдаем, тем больше в итоге получаем (Ревью энд Геральд, 8 декабря, 1896).

Обетования в Его заповедях

Наше чувство долга побуждает нас исполнить паши обязанности. Но Господь с сочувствием относится к нашим слабостям [91] и вместе со Своими заповедями дает нам обетования. Он призывает Свой народ испытать Его и обещает, что вознаградит послушание обильными благословениями... Он побуждает нас жертвовать для Него, заверяя, что вознаградит нас соответственно нашим дарам. «Кто сеет щедро, щедро и пожнет». Бог праведен и по достоинству оценит ваш труд и любовь.

Насколько заботлив и честен Господь по отношению к нам! Во Христе Он дал нам самые большие благословения! Через Иисуса Христа Бог вновь установил отношения с человечеством (Ревью энд Геральд, 3 декабря, 1901).

 

19. БЕСЧЕСТНО ПРИСВАИВАТЬ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ БОГА ДЕНЬГИ

В свое время Господь послал мне специальные [92] свидетельства, касающиеся предостережений и обетовании, данных Им через пророка Малахию. После моего выступления в Австралии, в Сиднее, когда я уже собиралась уходить, мне был задан вопрос: «Сестра Уайт, как вы полагаете, мой отец должен давать десятину? Недавно он понес большие убытки и сказал, что возвратит десятину, как только погасит все свои долги». Я спросила: «Как вы понимаете наши обязанности перед Богом, Который дарует нам жизнь и посылает все благословения, которыми мы пользуемся? Будем ли мы находиться в постоянном долгу перед Богом? Станем ли мы обкрадывать Его в том, что Он никому не позволяет использовать для других целей, кроме как для Его работы — для поддержки Его служителей? В ответ на ваш вопрос пророк Малахия спрашивает: можно ли человеку обкрадывать Бога?.. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" — вот здесь и обнаруживается неправильное понимание этого вопроса. Ответ Господа таков: "десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня". Могу ли я после такого утверждения осмелиться сказать вам: да, пока вы находитесь в затруднении, можете не давать десятину? Могу ли я одобрить то, что вы сначала отдадите долг человеку, а затем уже Богу? Это и есть обкрадывание Господа».

Если бы люди могли всем сердцем понять и принять Слово Господне, они бы не говорили: «Я не вижу никакой необходимости давать десятину. Полагаю, что при моих затруднительных обстоятельствах я вовсе не обязан непременно давать десятину». «Может ли человек обкрадывать Бога?» Последствия таких [93] поступков ясно видны, и я не хотела бы подвергать себя такому риску. Все те, кто будет беспрекословно повиноваться Богу, кто не посмеет присваивать деньги, предназначенные для Господа, — Его собственность, — чтобы погасить свои долги, кто будет верно возвращать Господу ту часть, которую Он называет Своею, получал благословения от Бога, которые обещаны всем повинующимся Ему (Особое свидетельство для Церкви в Батл-Крике, с. 9, 10; август, 1896).

Истинная причина удерживания средств

Я видела, что многие, воздерживаясь от помощи делу Божьему, находили себе оправдание в том, что они имеют долги. Если бы они серьезно исследовали свое сердце, то поняли бы, что эгоизм является подлинной причиной того, что они не могут приносить добровольные дары Богу. Некоторые всю жизнь не вылезают из долгов. По причине их неумения управлять деньгами Рука Божия не может сопровождать и благословлять их во всех делах. Мирское для них важнее истины. Они не подготовлены, непригодны для Царствия Божия (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 225).

Присваивание десятины из-за недостатка доверия

Десятина священна, Бог отделил ее для Себя. Она должна быть принесена в Его сокровищницу и использована для поддержания тружеников Евангелия в их служении. По той причине, что многие люди не уяснили себе, что десятина является Божьей собственностью, они продолжают присваивать ее.

Немало и таких, которые испытывали недовольство и заявляли: «Я не буду больше отдавать десятину, потому что я не согласен с тем, как осуществляется руководство в деле Божьем». Станете ли вы обкрадывать Бога по той причине, что работа, по вашему мнению, направлена в неверное русло? Выскажите ваши претензии открыто и доброжелательно ответственным за эту работу людям. Подскажите, что, по вашему мнению, необходимо исправить, но не отказывайтесь от участия в работе Божьей и не [94] оправдывайте неверность в десятине тем, что кто-то поступает неправильно (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 249).

Первейшая обязанность перед Богом

Многие люди, проявляя искреннюю заботу о своих детях, стараясь обеспечить их всем необходимым, в то же время никак не могут найти средства, чтобы поддержать работу Божью. Они оправдываются тем, что должны постоянно заботиться о детях. Это, конечно, правильно, но наипервейшим является все же долг перед Богом... Пусть никто не навязывает вам своего мнения, способствуя тому, чтобы вы обкрадывали Бога. Не позволяйте, чтобы ваши дети забирали приношения с Божьего алтаря для удовлетворения своих капризов и надуманных запросов (Свидетельства для Церкви, т. 1,с. 220).

 

20. ОТВЕТ ПРОБУЖДЕННОГО СОЗНАНИЯ

[95] Необыкновенный подъем духовности, благочестия, любви и активности вызвали собрания, проводимые нами в одном городе. Темой проповедей являлась недопустимость обкрадывания Бога в десятинах и приношениях.

Немало людей исповедовались в том, что не возвращали десятину многие годы; а мы знаем, что Бог не может благословить тех, кто обкрадывает Его, и что Церковь вынуждена страдать из-за грехов отдельных ее членов. Согласно записям в церковных книгах, в наших церквах много членов; и если бы все были побуждаемы верно возвращать Господу десятину, являющуюся Его собственностью, сокровищница никогда бы не оскудела...

Когда была раскрыта вся греховность воровства по отношению к Богу, люди ясно увидели свои обязанности и перспективы в вопросе честного исполнения своего долга. Один брат рассказал о том, что он около двух лет не возвращал свои десятины и находился в отчаянном положении; но когда он исповедовал свой грех, то вновь обрел надежду. «Что я должен делать?» — спросил он. Я ответила: «Представьте казначею церкви ваш деловой отчет».

Ему это требование показалось странным, однако он сел и написал: «За полученные ценности я обещаю заплатить». Потом поднял глаза, будто спрашивая, в такой ли форме нужно представлять отчет Богу? «Да, — ответил он сам себе, — за полученные ценности. Разве я не получал благословений от Бога каждый день? Разве ангелы не охраняли меня? Разве не благословлял меня Господь духовным и материальным благоденствием? За полученные ценности я обещаю заплатить сумму в 571 доллар [96] 50 центов в церковную казну». Когда он закончил писать, то выглядел просто счастливым человеком. В последующие несколько дней он поднял все свои финансовые документы и внес десятину в сокровищницу, а также сделал рождественский подарок церкви в сумме 125 долларов.

Другой брат приготовил отчет на тысячу долларов, надеясь внести их в течение нескольких недель; а еще один — на триста долларов (Ревью энд Геральд, 19 февраля, 1889).

Запоздалая десятина — также Божья собственность

Многие долгое время грешили непорядочным отношением к своему Творцу. Они не старались откладывать десятину еженедельно, в результате чего сумма долга оказалась значительной, и теперь с трудом пытаются навести порядок. Они удерживали возвращение десятины, используя ее для себя. Но ведь это Божья собственность, которую они не соизволили поместить в Его сокровищницу (Ревью энд Геральд, 23 декабря, 1890).

Беззаботность и равнодушие

Беззаботные и равнодушные люди, которые присваивают десятины и приношения, должны помнить, что этим они закрывают путь для продвижения истины по всей земле. Мне ведено обратиться к Божьему народу с призывом спасти свою честь и искупить вину путем верного возвращения десятины Богу (Рукопись 44, 1905).

Использование записей

На собрании в пятницу утром я говорила о десятине. Это дело еще не было должным образом представлено в церквах, и недобросовестность вкупе с финансовыми затруднениями привели к значительному снижению суммы десятины в прошлом году. На каждом собрании конференции вопрос этот серьезно обсуждался.

Один брат, прибывший из Тасмании, подошел ко мне и сказал: «Я рад был сегодня услышать ваше выступление по [97] поводу десятины. Я не предполагал, что это так важно. Впредь я не буду пренебрегать этим». Он собирается подсчитать сумму неуплаченной десятины за последние двадцать лет и заверил, что возвратит ее сразу, как только сможет, так как не хочет обнаружить на суде запись в небесных книгах, свидетельствующую о его нечестности по отношению к Богу.

Одна сестра, приехавшая на конференцию из Мельбурна, принесла 11 фунтов стерлингов (54 доллара) невыплаченной ранее десятины — она не знала, что эти деньги доверены ей для уплаты. Многие, принимая свет истины, раскаялись по поводу своей задолженности перед Богом и выражали решимость покрыть эти долги... Я предложила им поместить в сокровищницу свои записи с обещаниями выплатить всю сумму десятины сразу же, как только у них появятся деньги. Многие выразили согласие, и я уверена, что в следующем году сокровищница наша не будет пустовать, как прежде (Рукопись 4, 1893).

Помрачение разума вследствие удержанной десятины

Очень многие утратили дух самоотверженности и бескорыстия и без сожаления тратят деньги на вещи не столь уж важные. Есть люди, не лишенные Божьих благословений, которых Господь испытывает, чтобы увидеть, как они откликнутся на нужды Его дела. Они подолгу не выплачивали свои десятины и приношения, пока их задолженность перед Богом не возросла настолько, что омрачила их разум в отношении возвращения Богу Его собственности — десятины. Поторопитесь, братья, вы можете снова стать честными перед Богом; не упустите эту возможность (Бюллетень Генеральной Конференции, 28 февраля, 1893).

Накануне Нового года

Спросите себя, должным ли образом вы распоряжались средствами, доверенными вам Богом? Не обкрадывали ли вы Бога десятиной и приношениями в течение минувшего года? Загляните [98] в свои кладовые и амбары, наполненные щедрой рукой Господа, и спросите себя, возвратили ли вы Подателю всех благ принадлежащее Ему? Если вы обкрадывали Бога, поспешите возместить ущерб. Постарайтесь исправить прошлые ошибки и горячо просите Спасителя простить вас. И обязательно верните Господу то, что принадлежит Ему, прежде чем этот год вместе с бременем долговых записей уйдет в вечность (Ревью энд Геральд, 23 декабря, 1902).

Возвращение долга с раскаянием

Если вами была когда-либо допущена небрежность в возвращении Господу Его собственности, в смирении души раскайтесь и верните долг, прежде чем проклятие за него падет на вас... Когда вы сделаете все, что обязаны, в отношении задолженности Творцу, тогда можете в молитве просить Его о том, чтобы Он всемерно способствовал важнейшей работе по распространению истины в мире (Ревью энд Геральд, 20 января, 1885).

Верность Иакова

Иаков, освеженный росою благодати и укрепленный присутствием и обетованиями Божьими, дал Господу клятву (Быт. 28:20—22). За годы, прошедшие с того времени, он, как и любой человек, много раз подвергался искушениям. Но он оставался верным своей клятве и даже помыслить не мог о том, чтобы нарушить данное обещание. Он мог рассудить так: ведь это откровение было только видением, и он, давая клятву, был чрезмерно возбужден, а потому столь уж необходимо ее выполнять? Но он думал иначе.

Много лет прошло, прежде чем Иаков смог вернуться на родину; но, возвратившись, он верно исполнил обет, данный Творцу. Став богатым человеком, он значительную часть своего имущества [99] поместил в сокровищницу Господню.

Многие в наши дни терпят неудачу там, где Иакову сопутствовал успех. Те, кому Господь вверил большие средства, склонны подчас оставлять у себя все, что имеют, хотя должны возвращать Господу сумму, соразмерную их богатству. Иаков дал десятину из всего, что имел, а затем подсчитал невыплаченную ранее десятину и воздал Господу за все, что использовал для своих нужд в то время, когда жил в языческой стране и не мог исполнить своего обещания. Это была сумма немалая, но он не колебался; обещанное Богу он считал уже не своим, но Божьим.

Сумма десятины должна соответствовать нашим доходам. Чем внушительнее доверенный нам капитал, тем более значительным должен быть дар, который Господь ждет от любящих Его. Если христианин имеет десять или двадцать тысяч долларов, Божий призыв к нему более настоятелен: не только возвратить Ему пропорциональную десятине часть, но и воздать приношения за содеянные грехи и благодарственные дары Господу (Свидетельства для Церкви, т. 4,с. 466,467).

Молитва — не замена десятины

Молитва предназначена не для того, чтобы пытаться изменить отношение Господа к нам, она только приводит пас в состояние гармонии с Ним. Она не может заменить и другие наши обязанности. Как бы часто и искренно ни возносилась молитва, она не может быть принята Богом вместо нашей десятины. Одной лишь молитвой нельзя вернуть Богу наши долги (Вести для молодежи, с. 248).

Пока не поздно

Наступит срок, и время благодати окончится. Если сегодня вы не служите Богу с усердием, то каково вам будет на суде слышать запись о вашей недобросовестной деятельности? Очень [100] скоро будет потребован отчет и вас спросят: «Сколько ты должен Господину моему?» Если вы не были честны перед Богом, я прошу вас подумать об этом упущении и постараться возместить убытки. Если же вы не в состоянии сделать этого, в смиренном раскаянии молитесь перед Богом, просите Его во имя Христа простить ваш большой долг. Не медля начните действовать, как подобает христианину. Не пытайтесь ничем оправдать небрежность, проявляющуюся в возвращении собственности Божьей. Ныне, когда еще раздается ободряющий голос милости, когда еще не слишком поздно исправлять ошибки, пока еще раздается призыв, — если вы слышите его, — не ожесточите сердец ваших (Ревью энд Геральд. Приложение, 1 декабря, 1896).

 

21. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕСЯТИНЫ

Бог дал особое наставление по поводу использования [101] десятины. Он не хотел, чтобы Его работа страдала из-за недостатка средств. Для того чтобы она не терпела ущерб из-за случайностей и ошибок, Он очень ясно изложил наши обязанности. Та часть, которую Он предназначил для Себя, должна использоваться исключительно для той цели, которую Он определил. Никому непозволительно думать, что он вправе распоряжаться десятиной, воспользоваться ею в своих интересах. Никто не может потратить ее на свои нужды даже в чрезвычайных ситуациях или употребить ее так, как им кажется целесообразным, даже в том, что они считают Божьей работой.

Служитель должен наставлением и личным примером учить людей относиться к десятине как к святыне. Он не вправе считать, что может удержать ее или использовать по своему усмотрению, поскольку является служителем. Десятина вовсе не его собственность. Он не волен присваивать себе что-то, что, как ему кажется, принадлежит ему по праву. Он не должен злоупотреблять своим влиянием, способствуя зарождению замыслов, нарушающих закон в использовании десятины и приношений, предназначенных для Бога. Они должны быть помещены в Его сокровищницу и оставаться святыней, уготованной для определенного Богом служения.

Бог желает, чтобы все Его управители были точны в соблюдении небесных законов. Они не должны компенсировать свои просчеты в исполнении Божьих планов какими-либо поступками, совершаемыми, конечно, из лучших побуждений, либо дарами или благотворительностью, когда посчитают это уместным. Недостойные, жалкие людские потуги — искать способы улучшить Божьи планы, пытаться изменить их, руководствуясь лишь своими соображениями, в каких-то ситуациях стремиться подменить Божьи требования. Бог призывает всех направить свои усилия на поддержку установленного Им порядка. Он открыл людям Свой план, и все те, кто хочет сотрудничать с Ним, должны [102] содействовать этому плану, вместо того чтобы пытаться усовершенствовать его.

Господь повелел Моисею: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили Тебе елей чистый... для освещения, чтобы горел светильник во всякое время» (Исх. 27:20). Речь идет о регулярном приношении для того, чтобы дом Божий был постоянно обеспечен всем необходимым для Его служения. Его народ обязан сегодня помнить, что дом молитвы является собственностью Господа и должен быть предметом постоянной заботы. Но средства на это не могут браться из десятины.

Мне была дана очень ясная весть для нашего народа. Я должна сказать братьям, что они совершают ошибку, используя десятину на различные цели, которые сами по себе хороши, но не имеют отношения к тому, на что Господь определил употреблять десятины. Те, кто подобным образом распоряжается десятиной, уклоняются от Божественного порядка. Такие дела Господь приведет на суд.

Другие отделы следует поддерживать, но не десятиной

Одни считают, что десятина может использоваться на нужды образования. Другие утверждают, что сборщики даров и книгоноши должны находиться на обеспечении от десятины. Но совершается большая ошибка, если десятина уходит из отдела, для которого предназначена, — для поддержки служителей...

Десятина является Господней, и тот, кто вмешивается в этот вопрос, лишится небесных сокровищ, если не раскается. Пусть не возникает больше препятствий для работы из-за того, что десятина уходит по другим каналам вместо того, по которому Господь предназначил ей идти. Другие отделы работы должны иметь свой источник обеспечения. Их, безусловно, [103] следует поддерживать, но не из фонда десятины. Господь не меняет своих решений; десятина по-прежнему остается средством для поддержки служителей (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 247-250).

Забота о преподавателях наших школ

Местные конференции обращают внимание на школы но подготовке и обучению работников, и они должны оказать им самую деятельную поддержку. Мне был дан ясный свет по поводу того, что работники наших учебных заведений, преподающие Слово Божье, объясняющие Писания, обучающие студентов Божественным истинам, должны находиться на обеспечении от десятины. Это наставление было дано давно и недавно повторено вновь (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 215).

Десятина — не фонд для бедных

Десятина имеет особенное значение. Она не может считаться фондом для помощи бедным, но предназначена для поддержки тех, кто несет Божественную весть миру, и никогда не должна использоваться для других целей (Ревью энд Геральд. Приложение, 1 декабря, 1896).

Не для церковных расходов

Мне было показано, что не следует использовать десятину для оплаты второстепенных расходов церкви. В этом проявляется явный отход от правильных методов. Гораздо лучше было бы одеваться скромнее, ограничить свои потребности, проявлять самопожертвование, чтобы взять на себя эти затраты. Поступая так, вы обретете спокойствие и уверенность. Но всякий раз, когда вы черпаете средства из сокровищницы, чтобы оплатить текущие расходы церкви, вы тем самым обкрадываете Бога (Особое свидетельство для церкви в Батл-Крике, с. 6, 7; август, 1896).

 

22. ПРОПОВЕДОВАНИЕ, СОВЕРШАЕМОЕ ПАСТЫРЯМИ И СЛУЖИТЕЛЯМИ ЦЕРКВИ

[104]Служители, совершающие пасторскую работу, берут на себя серьезную ответственность, которая по непонятным причинам часто игнорируется. Некоторые удовлетворяются проповедованием и не ведут никакой другой работы в церкви. Велика нужда в наставлениях, касающихся обязанностей и долга перед Богом, особенно в том, что касается возвращения десятины. Наши служители чувствуют себя весьма обиженными, если не получают подобающей платы за свою работу; по заботятся ли они о том, чтобы в сокровищнице дома Божьего была пища, необходимая для поддержки работников? Если они должным образом не наставляют людей, не побуждают их честно возвращать Богу принадлежащее Ему, то средств для продвижения Божьей работы будет постоянно недоставать.

Пастырь стада Божьего должен добросовестно исполнять свои обязанности. Если он предпочитает оставлять другим работу, которая ему не нравится, то он не является верным работником. Пусть он прочтет слова пророка Малахии и задумается о том, что Господь считает ворами тех, кто удерживает десятины. Всемогущий Бог провозглашает: «Проклятием вы прокляты» (Мал. 3:9). Когда проповедник видит, что люди занимаются делом, которое навлечет на них проклятие, как может он пренебречь обязанностью предупредить их и наставить? Каждый член Церкви должен быть научен верности в принесении десятины (Свидетельства для Церкви, т. 9,с. 250, 251).

Обучение новообращенных

Работник никогда не должен оставлять работу невыполненной по той причине, что она кажется ему неуместной, надеясь, что [105] другой служитель придет и сделает ее за пего. Если это случается и приходит новый служитель, и представляет Божьи требования своей пастве, то многие возражают, говоря: «Тот служитель, который прежде наставлял нас, не упоминал об этом». Таким образом, слово истины может вызвать неприятие и даже оттолкнуть их. Некоторые не принимают систему десятины; они уходят и уже не поддерживают тех, кто верит истине и дорожит ею. Когда перед ними открываются новые пути, они говорят: «Этому нас не учили», — и не решаются устремиться вперед. Насколько лучше было бы, если бы первый вестник истины ясно и основательно преподал новообращенным все существенные принципы веры, даже если в результате его работы к Церкви и присоединится меньшее число людей. Бог был бы куда больше удовлетворен шестью полностью обращенными к истине христианами, нежели шестьюдесятью, исповедующими истину лишь отчасти.

Долг служителя — научить тех, кто принимает истину благодаря его усилиям, приносить десятины в дом хранилища как доказательство признания ими своей зависимости от Бога. Новообращенные должны быть полностью просвещены в отношении своей обязанности возвращать Богу принадлежащее Ему. Заповедь о десятине является настолько ясной, что невозможно не уразуметь ее и этим оправдать ее нарушение. Те, кто упускает из виду обязанность давать людям наставления по этому поводу, оставляют невыполненной самую важную часть своей работы.

Служители также должны запечатлеть в сознании людей, насколько важно помогать друг другу в работе Божьей. Никто не освобождается от благотворительности. Людям следует постоянно напоминать, что каждая отрасль дела Божьего нуждается в их поддержке и заинтересованности. Огромное миссионерское поле открыто перед нами, и этот вопрос необходимо поднимать вновь и вновь. Люди должны сознавать, что не слушатели, а исполнители Слова Божьего наследуют жизнь вечную. До них необходимо [106] донести также, что те, кто станет причастниками благодати Христа, не только имущество свое жертвуют на дело распространения истины, но и самих себя полностью отдают служению Богу (Служители Евангелия, с. 369—371).

Обязанность пастора

Церковь должна назначать пасторов или пресвитеров, которые посвящены Господу Иисусу Христу, чтобы они следили за тем, насколько верно избранные служители собирают и используют десятину. Если пасторы увидят, что кто-либо из служителей не соответствует своему призванию, не выказывает достаточного усердия в том, чтобы открыть перед членами Церкви важность возвращения Богу Его собственности, не проявляет верности, что десятина не возвращается, но не придадут всему этому значению, — такие пасторы находятся в опасности. Они равнодушно относятся к делу, от которого зависит либо благословение, либо проклятие Церкви. Они должны быть освобождены от своих обязанностей, необходимо испытать и назначить на их место других людей, пригодных для такого служения.

Божьи вестники должны видеть, верно ли выполняются членами Церкви требования Господа. Бог повелел, чтобы в доме Его была пища; и если из сокровищницы изымаются деньги, если считается приемлемым, что человек использует десятину, как ему заблагорассудится, Господь не может этого благословить. Он не может поддерживать тех, кто считает, что может поступать по своему усмотрению с Его собственностью (Ревью энд Геральд. Приложение, 1 декабря, 1896).

Ответственность служителей Церкви

Обязанность пресвитеров и служителей Церкви — наставлять людей, нести им свет истины и во всем соблюдать порядок. Как сотрудники Бога служители Церкви должны серьезно [107] относиться к этому ясно открытому вопросу. Они должны неустанно и тщательно исследовать все предписания Слова Божьего. Служитель, который твердо стоит на позиции верности, не проявит нерадения, отмечая, все ли члены Церкви добросовестно исполняют свои обязанности... Пресвитеры и служители Церкви должны неуклонно следовать указаниям Святого Слова и убеждать своих прихожан в необходимости быть верными в принесении десятин и приношений и исполнении данных ими обетов (Ревью энд Геральд, 17 декабря, 1889).

Учите бедных быть щедрыми

Среди людей, принявших истину, немало бедных; однако они не должны своим материальным положением оправдывать небрежное отношение к обязанностям, которые возлагаются на них в свете принятой ими истины. Они должны стремиться к тому, чтобы бедность не препятствовала им приобрести небесные богатства. Благословения, доступные богатым, открыты также и для них. И если они верны в использовании того малого, что имеют, их небесное богатство будет увеличиваться соответственно их верности. Не потраченные усилия, но мотив, побуждающий их к работе, делает их жертву приемлемой для неба (Служители Евангелия, с. 222).