Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 07 декабря 2024
Главная Книги Елены Уайт Другие книги Роль_музыки МУЗЫКА И ВЕЛИКАЯ БОРЬБА. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
МУЗЫКА И ВЕЛИКАЯ БОРЬБА. ЧАСТЬ ВТОРАЯ PDF Печать Email

Ллойд Лено,

Директор музыкального факультета,

Антилиан колледж, Пуерто Рико

Интеллектуализация джаза, имевшая место в конце 40-х, начале 50-х годов, проложила дорогу появлению нового стиля музыки и танца, который вновь подчеркивал сексуальный аспект телодвижений и ритмов. Автор изучил целый ряд источников, рассматривающих происхождение, цели и значение рок-н-ролла, но один, по его мнению, выделяется наибольшей выразительностью и ясностью формулировок. Речь идет о работах Уильяма Боулинга, современника известного рок певца, Мика Джаггера. Уильям вспоминает, как в 13-летнем возрасте он посещал шоу “ритм-энд-блюз” в Атланте. Он напоминает нам, “что будучи предшественником рок-н-ролла, ритм-энд-блюз ‘был черной музыкой негров.’ Он представлял собой различные сочетания привычных городских звуков, оформленных в доисторическом ритме барабанного боя с обертонами госпела и низовыми подводными течениями неотступного напряжения. Во многом эта музыка походила на джаз, хотя и исполнялась на других инструментах; всегда с ударением на вторую и четвертую долю такта и почти всегда с видом безыскусности и простоты.

... Большинство песен были своеобразными гимнами насилию и распущенности...

Как новая форма музыки, рок-н-ролл представлял собой измененный и адаптированный для белой публики вариант негритянского ритм-энд-блюза. Он с самого начала был сплошь пронизан духом бунтарства и встречал однозначное неодобрение со стороны образованной части общества за свою сексуальную направленность и отвержение всяческих устоев...

Что бы это ни было, новая музыка побудила многих молодых людей англо-саксонского происхождения буквально потерять голову. ...Мик Джаггер как-то рассказывал: ‘Мой отец часто называл то, что мы делали музыкой джунглей, и мне всегда нравилось это его описание.’”1

Уильям Боулинг в заключение утверждает следующее: “С момента своего появления, рок-н-рол явился своего рода катализатором, способствовавшим изменению окружающих установок и посылов. Он освободил тело от “идиотских самоограничителей”... и даже стал творцом мелких идолов и божков.”2

Ритм и тело

С помощью информации, добытой историками, мы смогли проследить эволюцию музыки и танца от Древнего Египта до Соединенных Штатов и, конечно, практически по всему миру. Но что именно нам удалось проследить? Это гораздо больше нежели просто культурная традиция; больше, чем этническая музыка. Скорее это способ получения музыки, и, что определяется качествами присущими музыки, способ реагирования на нее людей. Другими словами, музыка, обладающая определенными характеристиками создавалась для того, чтобы служить определенным целям. Целям создания атмосферы, в которой могли бы процветать определенные виды деятельности и поведения.

Из всех элементов, составляющих музыку, ритм является наиболее очевидным и поэтому легче проследить тенденции, связанные с ним на протяжении истории. Далее, поскольку организм человека функционирует в соответствие с законами ритма, именно этот компонент музыки вызывает у него наиболее быструю ответную реакцию - физическую реакцию. Это помогает понять почему ритм легче и быстрее всего преодолевает культурные барьеры. Прослеживая ритмический элемент, мы обнаруживаем два аспекта, характеризующие языческое поклонение, а также популярную музыку сегодня: относительная важность ритма в музыке и тип ритмической модели; короче говоря количество и тип. В музыке, которую мы разбирали ранее нами было обнаружено преобладание ритма над остальными составляющими музыки. Он всегда был гораздо важнее, чем мелодия. Во-вторых, большое внимание постоянно уделялось частому повторению ритмической модели. В-третьих, значимой ритмической характеристикой является синкопия.

Синкопию можно определить как смещение музыкального ударение с сильной на слабую долю такта. В западной музыке порядок и стабильность музыкального ритма обусловлены акцентированием 1-й и 3-й (сильных) долей такта или 1-й доли при размере 3/4. Такая музыка может считаться нормальной с психологической и физиологической точек зрения, поскольку нормальные движения рук и ног, как, например, при ходьбе, основаны преимущественно на секвенции 1-2 или 1-2-3-4, с акцентом на “нисходящую” часть каждого шага. В военных маршах этот ритм представлен с наибольшей очевидностью. Именно по этой причине, мы с легкостью воспринимаем ритмические рисунки с подобной структурой. Даже вальс имеет 4- или 8-тактовые фразы. Синкопия, в свою очередь, является не менее очевидным отступлением от нормы, имеющее целью создать определенный эмоциональный эффект. Справедливости ради нужно сказать, что музыка, также, как и жизненный опыт человека требуют разнообразия и некоторого элемента неожиданности, наряду с нормальным ритмом и повседневной рутиной. Но ни музыка, ни жизнь в целом не должны постоянно строится на напряжении и неожиданных поворотах. Для создания разнообразия и придания музыкальному произведению живости и интереса, все композиторы пользуются приемом синкопии. В случае с вокальной и хоровой музыкой она часто применяется для согласования с ритмом речи, а также для выделения определенных слов.

Что касается количества ритма в рассмотренной нами музыке, следует подчеркнуть, что она вся отличается преобладанием ритма. Более того, в ней имеет место преобладание такого типа ритма, который при использовании его в контексте частотного повторения способен производить особый физический эффект.

Чтобы прояснить термины “преобладание ритма” и “синкопия,” возможно, полезным будет использовать одну иллюстрацию. Возьмем, например ораторию Генделя Мессия, широко известную его часть Аллилуя, и вальсы Штрауса. С ритмической точки зрения они могут быть классифицированы как ориентированными на ритм, что означает наличие в них особых ритмических моделей, дающих музыке первичную силу движения или стремительность. В них также использована синкопия. Но при более внимательном наблюдении можно заметить, что мелодия продолжает сохранять свое доминирующее влияние, а в случае с хоровой музыкой, ритм, включая синкопированный ритм, поддерживает текст и не является произвольным добавлением. Далее, в оратории Генделя и вальсах Штрауса мы находим разнообразие; разнообразие в плане интенсивности ритма или мгновенной смены темпа. В этих мелодиях присутствует также большое разнообразие с точки зрения высоты тонов и ритмических моделей. Есть в них и разнообразие тембров: используются различные голоса и различные инструменты и разнообразие динамики. Все это создает некий баланс между напряжением и расслаблением; между эмоциональной и интеллектуальной составляющей.

Итак, как мы вывели ранее из практического опыта и научных данных, ритм является наиболее физическим из всех музыкальных элементов, то есть, если он преобладает в том или ином виде музыки, он оказывает воздействие прежде всего на тело. В этом случае, вместо того, чтобы быть источником эстетических или духовных переживаний, музыка становится объектом физического и чувственного опыта, зачастую находящегося на грани безнравственности.

Истина о Боге

Тщательный, детальный отчет о развитии музыки, обладающей определенными характеристиками, был произведен нами с определенной целью - показать, что в использовании музыки можно проследить представленность одного из ключевых вопросов Великой Борьбы: истинный взгляд на Бога, противопоставляемый ложному взгляду.

Мы, как адвентисты седьмого дня должно четко сознавать, что Дьявол весь свой посыл с самого начала строит именно на искажении характера Бога. Используя светскую музыку, он достигает этой цели двумя путями: (1) Посредством распространения аморального влияния музыки, особенно за счет извращенной подачи аспекта сексуальности он совершает нападки на один из самых важных символов, который Бог дал нам, чтобы мы могли лучше понять Его и Его любовь. Это есть символ Христа, как Жениха и Церкви, как Невесты. Также, способствуя таким образом пропаганде сексуальной распущенности, он стремится внести разлад в семейные взаимоотношения людей, которые помогают нам увидеть ценность Бога, как Отца Небесного, который так милостиво обращается со Своими непокорными детьми. (2) За счет использования религиозной терминологии в названии песен, а также в названии рок групп таких, как “Черный Шабаш,” “Боги грома” или “Триумф над смертью” он соединяет богословские элементы с совершенно антагонистическими текстами и музыкой, извращающими характер Бога, представленный на страницах Священного Писания.

В религиозной музыке обман может быть еще более утонченными и поэтому еще более опасным. Обратите внимание на следующие слова из книги Елены Уайт Великая борьба. Говоря о движении возрождения, в результате которого многие служители и рядовые прихожане будут покидать другие церкви, она предсказывает: “Враг человеческий желает помешать этому движению и прежде, чем придет время его начала, он попытается предотвратить его предложив свою подделку.” Описывая подделку, она добавляет: “Мы видим, что чувства людей будоражатся, истина смешивается с ложью, что многих вводят в заблуждение.”3

Еще одним типом подделки является спиритуализм. Мы обычно ассоциируем эту религию с таинственными событиями и явлениями, но заметьте - появляется и новый оттенок: “Любовь расценивается, как главный атрибут Божественного, но она постепенно низводится до обыкновенного сентиментализма и грань между добром и злом также начинает стираться.”4 Какая отрезвляющая мысль: через неправильный выбор музыки человек может оказаться на одном основании со спиритуализмом!

Являясь автором доктрины об адских муках, Дьявол рисует Бога мстительным тираном, способным истязать грешников в вечности. Эта доктрина многих сделала атеистами, а других заставляет поклонятся из страха. В некоторых видах религиозной музыки имеет место другое ложное представление Бога. Это некая противоположность предыдущему извращению - Бог рисуется личностью, благословляющей полную вседозволенность. С помощью такого рода искажения истины Дьявол предлагает такой тип поклонения Богу, который привлекателен во всех отношениях, но в тоже время основывается на человеческих желаниях и слабостях. Это религия, в которой чувства и эмоции преобладают над рассудком и пытливым исследованием Слова. Широкое внедрение ориентированных на ритмичное звучание стилей, типа рок-н-ролла и джаза в религиозную музыку помогает в достижении этих целей. Монотонный долбящий ритм всегда привлекает, вне зависимости от мягкости (мягкий рок) или жесткости (хард рок) его звучания.

В сентябре 1900 года музыкальный ансамбль выступал на адвентистском лагерном собрании в Манси, штат Индиана. В письме к Елене Уайт один из свидетелей этого собрания, описывая звучавшую музыку, употребил выражение “танцевальные мелодии в сочетании с духовными текстами.”5 В своем ответе, Елена Уайт сообщает, что уже была предупреждена о подобных вещах и предсказала, что данная проблема еще не раз повторится перед окончанием периода испытаний. “Все неприглядное выйдет наружу и будет явлено миру в это время. Святой Дух никогда не действует такими методами, в обстановке такого шума и бедлама. Это, безусловно, является изобретением Дьявола, нацеленным на противодействие чистой, возвышенной и освященной истине, предназначенной для последнего времени.”6

Есть много искренних христиан, которые сами того не сознавая, покупаются на мягкие и привлекательные звуки рока, джаза и свинга. Они буду очень удивлены и возможно даже обидятся, если эту их любимую музыку кто-то начнет критиковать. Но, как показывает история, принцип общепринятости, искренности или субъективности оценок не является надежным путеводителем. Для того, чтобы избежать всяческих заблуждений, важно обладать всем спектром информации и быть способным принимать взвешенные решения. По словам апостола Павла это и есть признак зрелости христианина: “у которого чувства навыком приучены к различению добра и зла.”7

Будь то использование в рамках богослужения или как средство свидетельствования, музыка, избираемая нами несет в себе определенный посыл. Что говорит она окружающим о Боге; есть ли это истина? Мы можем в этой связи вспомнить вопрос заданный Моисеем своим отступившим соплеменникам у горы Синай: “Кто из вас на стороне Бога?” Поэтому в нашем служении и проповеди, устной или музыкальной, не должны ли мы стремится следовать примеру Христа и открывать людям истину о Боге? Тогда, мы сможем заслужить одну из наивысших похвал, которая заключена и в словах Бога, обращенных к Иову: “...Ты сказал обо Мне верно.”9

1. Hedgerpeth, William B. “Mick Jagger and the Nature of Rock,” Intellectual Digest, November 1972, 46.

2. Ibid., 47.

3. White, Ellen G. The Great Controversy, 464.

4. Ibid., 558.

5. Robinson, Ella M. S. N. Haskell, Man of Action (Washington, D. C.: Review and Herald Publishing Association, 1967), 168.

6. Selected Messeges, Book 2, 36.

7. Hebrews 5:14.

8. See John 6:38-40; 17:6; The Desire of Ages, 19.

9. Job 42:7.