ДУХОВНЫЕ ДАРЫ ВВЕДЕНИЕ |
Дар пророчества проявился в церкви с возникновением иудеев как избранного народа, и хотя вследствие упадка их духовной жизни он несколько столетий отсутствовал, все же в конце иудейского периода он появился снова как предвестник Мессии. Захария, отец Иоанна Крестителя, «исполнился Духа Святого и пророчествовал». Симеон, человек благочестивый и богобоязненный, ожидавший утешения Израиля, вошел по внушению Духа в храм и пророчествовал об Иисусе, говоря о Нем: «Свет к просвещению язычников и в славу народа Твоего Израиля». Анна — пророчица также «говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме». Но не было между пророками большего, чем Иоанн Креститель, избранного Богом для того, чтобы представить Израилю «Агнца Божия, Который берет на Себя грехи всего мира». Христианский период начался с излития Святого Духа и тогда среди верующих появилось множество различных даров. Они были так обильны, что ап. Павел, обращаясь к Коринфской церкви, мог сказать: «Каждому дается проявление Духа на пользу», каждому в церкви, а не в мире, как многие применяют это место. После великого отступления духовные дары стали проявляться реже и по-видимому, на этом основании многие современные христиане считают, что они были ограничены периодом ранней христианской церкви. Но спрашивается, не произошло ли исчезновение этих даров вследствие заблуждений и неверия церкви? И когда народ Божий вернется к вере и жизни первых христиан (чего он непременно достигнет путем возвещения заповедей Божьих и веры в Иисуса), то не воспроизведет ли и не умножит ли «Поздний дождь» эти дары? По аналогии мы имеем все основания ожидать их. Несмотря на [134] отступление в течение иудейского периода, последний начался и закончился особенными проявлениями Духа Божия. И было бы ошибочно полагать, что христианский период (свет которого по сравнению с откровениями в Ветхом Завете подобен солнечному, если его сравнить со слабыми лучами луны), ознаменовавшийся столь славным началом, закончится во тьме. Если особенное проявление Духа было необходимо для того, чтобы приготовить людей к Первому пришествию Христа, то насколько же более оно необходимо для приготовления их к Его Второму пришествию, особенно если учесть, что последние дни чреваты серьезной опасностью в связи с проявлением ложных пророков, которые будут иметь силу творить великие знамения и чудеса, чтобы обольстить если возможно и избранных. Наш Спаситель, давая нам поручение, говорит следующее: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им. Возложат руки на больных и они будут здоровыми». Марк. 16:15—18. Перевод Кемпбелла говорит: «Эти чудесные силы посетят верующих». Духовные дары получили не только апостолы, но и все верующие. Посему стоит вопрос: «Кто получит их? — Те, которые верят. Как долго они будут продолжаться? — Нет ограничения во времени; обетование исполняется параллельно с великим поручением проповедовать Евангелие и простирается в своем действии к последнему верующему». Между тем, нередко возражают, что помощь в виде даров была оказана только апостолам и тем, кто поверил через их проповедь. Когда же они исполнили свое поручение и Евангелие утвердилось, то дары, якобы, прекратились в том поколении. Посмотрим, было ли в действительности великое Евангельское поручение выполнено тем поколением христиан. «Итак, — читаем мы, — [135] идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни, до скончания века» (Матф. 28:19. 20). Обетование Господа, выраженное в словах: «Се, Я с вами во все дни, до скончания века», — свидетельствует о том, что проповедь Евангелия не должна была ограничиться рамками первоапостольской церкви. Спаситель не говорит: «Я с вами, апостолы, до скончания века», но Он говорит: «Я с вами до скончания века». Было бы ошибочно утверждать, что под этими словами подразумевается иудейский период, так как он уже окончился со смертью Христа на кресте. Отсюда можно заключить, что проповедь Евангелия и веры в него по-прежнему будет сопровождаться теми же духовными дарами. Поручение, которое в свое время получили апостолы, распространяется на весь христианский период. Следовательно, дары исчезли лишь по причине духовного отступления и снова появятся, когда вера и жизнь современных христиан будут соответствовать вере и жизни христиан первых веков. Из 1Кор. 12:28 мы видим, что Господь наделил Свою церковь различными духовными дарами и они должны в ней оставаться. К такому заключению мы приходим на основании того, что не находим в Писании никаких текстов, указывающих на их отмену. Где доказательство того, что они отменены? Может быть там, где говорится об отмене еврейской субботы и замене ее христианским воскресеньем? Но там речь идет о тайне беззакония и человеке греха. Те, кто утверждают, что духовные дары отменены, в свою защиту часто приводят следующий текст: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти [136] прекратится. Когда я был младенцем, то по младенчески говорил, по младенчески мыслил, по младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь». (1Кор. 13:8—13) Этот текст предсказывает о прекращении духовных даров, в том числе веры и надежды. Мы ждем того времени, когда «надежда станет радостным наслаждением, вера — созерцанием, а молитва — хвалою». Они прекратятся, когда настанет совершенное, когда мы не будем смотреть как бы сквозь тусклое стекло, а увидим все, как оно есть в действительности. Тот славный день, когда праведные сделаются совершенными и познают, как они познаны, — еще не наступил. Да, действительно, «человек греха» пришел в полную зрелость, оставил все «младенческое», как-то пророчество, языки, знание, а также веру, надежду и любовь первых христиан, однако, мы нигде не находим, чтобы Бог имел намерение отменить дары, которыми Он наделил Свою церковь для того, чтобы она могла ими пользоваться, пока не исполнятся ее вековые чаяния и она не вкусит от блаженства вечной жизни, в сравнении с которым ее настоящие духовные силы и познания, проявляемые в этом смертном состоянии — ничто. Возражение, которое в связи с этим приводят некоторые, основываясь на 2 Тим. 3:16, — не заслуживает большого внимания. Если апостол Павел говорит о богодухновенности Писания и его способности приготовить человека Божьего ко всякому доброму делу, — считал Писание вполне законченным и не нуждающимся в дополнении, то почему же он в этот момент продолжал добавлять к нему? Почему же он, по крайней мере не остановился на этой фразе, а продолжал писать дальше? И почему Иоанн, 30 лет спустя написал книгу Откровение? В этой книге есть аналогичный текст, [137] который некоторые рассматривают как доказательство об упразднении или отмене духовных даров: «Я также свидетельствую всякому, слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22; 18—19). Из этого текста, якобы, видно, что Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне Своем Иисусе Христе и апостолах. Этим текстом Бог торжественно заявляет, что Он никогда больше не будет открываться людям подобным образом. Поэтому все пророчества с этого времени должны считаться ложными. Если это так, то почему же тогда Иоанн после своего возвращения из острова Патмос в Ефес пишет Евангелие? Здесь прежде всего нужно иметь в виду, что он ничего не добавляет к словам пророческой книги, написанной им на острове Патмос. Слова вышеприведенного текста ясно показывают, что предупреждение относительно добавления к книге или убавления от нее, — относится не ко всей Библии, как таковой, а только к книге Откровение в том виде, как она вышла из под пера апостола. Однако, это не значит, что человек имеет право изменить и сократить что-либо даже в одной из библейских книг, написанных под действием Духа Божьего. Разве Иоанн, когда он писал книгу Откровение, добавил что-нибудь к пророчеству Даниила? Никак нет. Пророк вообще не имеет права изменять Слово Божье. Видения Иоанна лишь подтверждают то, что было показано Даниилу и этим еще больше поясняют смысл божественных откровений. Отсюда можно сделать вывод о том, что Господь не связал Себя молчанием, но Он готов воспользоваться всяким благоприятным случаем для того, чтобы возвестить Свою волю. Пусть желание нашего сердца всегда будет выражено в словах: «Говори, Господи, через кого хочешь, раб твой слушает». Итак, попытка доказать из Библии [138] отмену духовных даров, оказывается совершенно несостоятельной. Пока врата ада не одолели церкви и Бог еще имеет на земле Свой народ, мы вправе ожидать развития этих даров в связи с распространением трехангельской вести, которая поднимет нас до уровня первых апостолов и сделает не тьмою, а настоящим светом для этого мира. Далее: Слово предостерегает нас о том, что в последнее время восстанут ложные пророки. В связи с этим Библия предлагает нам средство, с помощью которого мы можем проверить их учения, чтобы различить: где истина, а где ложь. Таким могучим средством испытания является закон Божий, который применяется как к пророчествам, так и к нравственной жизни Пророков. Если бы было написано о том, что в последние дни не будет истинных пророчеств, то насколько легче было бы посредством такого утверждения преградить путь любому заблуждению, чем с помощью библейского критерия заниматься выяснением подлинной сущности того или. иного учения в том случае, если предполагается, что наряду с ложными могут быть и истинные пророчества. В книге пророка Исаии 8; 19. 20 записано пророчество о спиритистах наших дней и законе, который дан нам как критерий для проверки всех подобных учений: «Обращайтесь к закону и откровению, если они не говорят, как это Слово, то нет в них света». Спрашивается, уместна ли была бы здесь такая фраза: «если они не говорят», если бы в то же самое время не предполагалось истинного пророчества, высказанного под действием Духа Божьего? Иисус говорит: «Берегитесь лжепророков... По плодам их узнаете их» (Матф. 7; 15, 16). Эти слова являются частью Нагорной проповеди и каждый может видеть, что они в целом относятся к церкви в течение всего христианского периода. Ложных пророков нужно узнавать по их плодам, другими словами, по их нравственному облику. Единственным мерилом, посредством которого можно определить качество плодов, является закон Божий. Таким образом мы приходим к закону и откровению. Истинные пророки не только говорят согласно Слова, но и живут в согласии с ним. Таковым нечего бояться осуждения людей. [139] Отличительной чертой всех ложных пророков являются их видения о мире и они говорят: «Мир и безопасность», не подозревая о том, что их внезапно может постигнуть пагуба. Истинных же пророков отличает то, что они смело обличают грех и предостерегают людей о грядущем возмездии. Пророчества, которые противоречат ясным и четким истинам Слова Божьего, нужно отвергать. Об этом Спаситель говорил Своим ученикам, когда возвестил им, каким образом произойдет Его второе пришествие. Когда Иисус поднимался к небу в глазах Своих учеников, то ангелы, стоявшие рядом с ними, разъяснили им самым отчетливым образом о том, что сей Иисус придет таким же образом, каким Его видели восходящим на небо. Поэтому, Иисус, предостерегая их от ложных пророков в последние дни, говорит: «Если скажут вам: вот Он в пустыне — не выходите; вот Он в потаенных комнатах — не верьте». Все истинные пророчества должны быть связаны с верой в Его видимое Второе пришествие. Разве Иисус говорит нам, чтобы мы отвергали всякое пророчество в это время, если истинных пророчеств не будет? В связи с этим апостол Павел говорит: «И он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа. совершенного, в меру полного возраста Христова». (Ефес. 4; 11—13) На основании приведенного текста мы видим, что Христос перед Своим вознесением дал своим последователям различные дары, чтобы они могли привести всех святых в единство веры и познания. Некоторые из называющих себя ныне пастырями и учителями считают, что эти дары исполнили свое назначение уже 18 столетий тому назад [140] и в конечном итоге прекратились. Исходя из этого, почему в таком случае не отвергнуть вообще всех современных пастырей и учителей? Если вышеприведенный текст говорит о том, что миссия пророков ограничилась первоапостольской церковью, тогда то же самое можно сказать о евангелистах и всех остальных, так как в этом отношении между ними не делается никакого различия. Давайте вникнем немного в этот вопрос. Все упомянутые дары были даны для того, чтобы привести святых в единство веры, духа и познания. Под их влиянием первоапостольская церковь поддерживала в своей среде некоторое время такое единство: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа». Следствием же их единодушия естественно было то, что «апостолы с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа нашего Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их». (Деян. 4,31—33). Как хотелось бы, чтобы такими были и верующие наших дней! Однако отступление с его разрушительным тлетворным влиянием запятнало красоту церкви Христа и облекло ее в мрачные одежды аскетизма. В результате возник беспорядок и разделения. Никогда еще в христианстве не было такого многообразия вероисповеданий, как в наше время. Если дары были необходимы для того, чтобы сохранить единство первоапостольской церкви, то насколько они необходимы ныне для того, чтобы восстановить такое единство в наших рядах! Как видно из многих пророчеств, Бог намерен восстановить единство церкви в последние дни. Мы уверены, что, стражи своими глазами увидят, что Господь возвращается в Сион и что мудрые в последнее время уразумеют это. Когда наступит это время, среди тех, кого Бог причисляет к мудрым, будет царить полное единство, так как поступающие по истине не могут иметь между собой никаких разногласий. Что еще лучше может привести к этому единству, как не дары, которые были посланы специально для этой цели? Из всего сказанного следует, что полный возраст и единство церкви, о которых свидетельствует пророчество, еще не наступили. Поэтому, дары, о которых ид¨т речь, еще не исполнили своего назначения. Вышеприведенное послание к Ефесянам [141] было написано в 64 году по Р. X, приблизительно за два года до того, как апостол Павел говорил Тимофею, что он уже «становится жертвою и что время его отшествия настало». В этот период началось отступление церкви, о котором он писал еще десять лет назад во 2 посл. к Фессалоникийцам, говоря: «Тайна беззакония уже в действии». В церковь стали проникать лютые волки, не щадящие стада, и они больше не представляли того совершенного единства, о котором говорилось выше, но были подвержены всевозможным распрям и разделениям. Апостол хорошо знал это. Поэтому, проникая своим мысленным взором через все великое отступление к периоду собирания остатка народа Божьего, он по-видимому только в этом случае мог сказать: «Доколе все придем в единство веры» (Ефес. 4:13). Из приведенных слов видно, что дары, которые были даны церкви, еще не исполнили своего назначения. В связи с этим апостол Павел пишет: «Духа не угашайте, пророчества не уничижайте, все испытывайте, хорошего держитесь» (I Фес. 5; 19--21). Далее в своем послании апостол касается Второго пришествия Христа. Он описывает состояние неверующих людей в то время, которые будут говорить: «Мир и безопасность», но день Господень внезапно, как тать ночью обрушится на них я их постигнет пагуба. Затем он призывает церковь в виду всего этого бодрствовать и трезвиться. Среди его увещеваний мы встречаем вышеупомянутые слова: «Духа не угашайте». Некоторые возможно думают, что в этих трех стихах заключены совершенно разные мысли, однако, в своей последовательности они естественно связаны между собой. Тот, кто угашает Духа, будет: пренебрегать и пророчеством, которое является плодом Его. «Изолью от Духа Моего на всякую плоть, — говорит Господь, и будут пророчествовать сыны ваши, [142] и дочери ваши, (Иоиль 2,28). Выражение: «Испытывайте все», — относится только к пророчествам и духам, которых мы должны проверять с .помощью мерила, данного нам в Слове Божьем. Духовные заблуждения и ложные пророчества стали обычным явлением нашего времени и, несомненно, приведенные слова касаются прежде всего современных христиан. Обратите внимание, что далее апостол не говорит «все отвергайте», но «все испытывайте, хорошего держитесь». «И будет после того, изолью от Духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни изолью от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь, и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоиль 2, 28—32). Это пророчество Иоиля, которое говорит об излитии Духа Святого в последние дни, в начале распространения Евангелия исполнилось не полностью. Доказательством этого являются описанные в тексте чудеса на небе и на земле, — предвестники «дня Господня, великого и страшного». Хотя мы уже видели многие из этих знамений, однако страшный день еще не наступил. Весь период распространения Евангелия можно назвать последними днями, но говорить о том, что последние дни окончились 1800 лет назад, нелепо. Они простираются до дня Господня, дня избавления остатка народа Божьего: «Ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь и у остальных, которых призовет Господь». [143] Этими остальными, которые будут жить во время знамений и чудес, как предвестников великого и страшного дня Господня, несомненно являются прочие от семени жены, о которых говорится в Откр. 12, 17, — т. е. о последнем поколении церкви на земле. «И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа». Те, кто будет составлять остаток христианской церкви, получат духовные дары. Против них будет вестись брань, потому что они соблюдают заповеди Божьи и имеют свидетельство Иисуса Христа (Откр. 12, 17). В Откр. 19, 10 свидетельство Иисуса названо Духом Пророчества, и сказал ангел: «Я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово». В Откр.22,9 Он говорит фактически то же самое: «Я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам». Из сравнения ясно видно, что «Свидетельство Иисусово есть Дух Пророчества». Надо заметить, что свидетельство Иисусово включает в себя все дары Духа. Апостол Павел говорит: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что вы в Нем обогатились всем — всяким словом и всяким познанием, — ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа». (1 Кор. 1:4—7). Свидетельство Христово прочно утвердилось среди верующих Коринфской церкви и в результате мы видим, что они не имели недостатка ни в каком даровании. Приходя к заключению, мы можем с уверенностью сказать, что если среди составляющих остаток народа Божьего и ожидающих пришествия Господа нашего Иисуса Христа полностью утвердится свидетельство Иисуса, то они также не будут иметь недостатка ни в каком даровании! Р. Ф. Коттрелл.
|