(Книга Бытие 37; 39; 41-48; Книга Исход 1-4) Иосиф прислушивался к наставлениям своего отца и боялся Господа. Он был более послушен праведному учению своего отца, чем кто-либо из его братьев. Он дорожил этими наставлениями и в чистоте сердца любил повиноваться Богу. Его огорчало недостойное поведение кое-кого из братьев, и он с кротостью просил их жить праведной жизнью и оставить свои нечестивые поступки. Однако этим Иосиф лишь восстановил братьев против себя. Его отвращение ко греху было столь велико, что он уже не мог видеть, как его братья грешат против Бога. О своей обеспокоенности он рассказал отцу, надеясь, что его авторитет может благотворно повлиять на них. Однако это разоблачение еще более разозлило и настроило против Иосифа всех братьев. Они видели, как сильно отец любит Иосифа, и в сердце их поселилась ревность, переросшая в ненависть, и в конце концов они решили убить Иосифа. Ангел Божий открывал Иосифу будущее в сновидениях, которые он наивно пересказывал своим братьям: "Вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его". "И видел он еще другой сон, и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его, и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли? Братья его досадовали на него; а отец его заметил это слово". Иосиф в Египте
Когда предоставился удобный случай, братья Иосифа решили убить его, однако, подумав, в конце концов согласились продать его в рабство, чтобы он не возвысился над ними. По их мнению, из неволи он уже не сможет беспокоить их своими снами и у него не появится ни малейшей возможности претворить их в жизнь. Однако Господь использовал именно этот их план, чтобы осуществить то, чего они стремились избежать, то есть его господства над собою. Бог не оставил Иосифа на пути в Египет. Ангелы готовили для него путь и в Египте заботились о нем с первых дней пребывания. Его купил у измаильтян Потифар, царедворец, начальник телохранителей фараона. Господь пребывал с Иосифом и содействовал тому, что он стал преуспевать. Господь также расположил сердце его хозяина, и тот доверил Иосифу управлять всем своим имуществом. "И оставил он все, что имел, в руках Иосифа; и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел", ибо для еврея было мерзостью готовить пищу египтянину. Когда жена Потифара искушала Иосифа отклониться от праведного пути и нарушить Закон Божий, а также изменить своему хозяину, он твердо сопротивлялся ей и своим ответом показал облагораживающую силу страха Божьего. После всего сказанного ей о том огромном доверии, которое хозяин оказал ему, он воскликнул: "Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?" Никакими уговорами и угрозами невозможно было убедить его отступить от праведного пути и пренебречь Законом Божьим. И тогда она ложно обвинила Иосифа, и ему вменили в вину гнусное преступление, которого он не совершал. Даже в такой ситуации Иосиф не погрузился в отчаяние. Сознавая свою невиновность и правоту, он продолжал доверять Богу. И Бог, Который все время поддерживал его, не покинул и в этот раз. Иосифа связали и бросили в мрачную темницу. Однако Всемогущий превратил и это несчастье в благословение. Он даровал Иосифу благоволение в глазах начальника темницы, и вскоре узники попали в его распоряжение. Здесь мы видим пример для всех поколений, живущих на земле. Несмотря на то, что все могут оказаться перед всевозможными искушениями, каждому необходимо знать, что помощь находится рядом, а кто не устоит, то лишь по своей вине. Бог всегда будет нашей помощью, а Его Дух - щитом. Несмотря на то, что нас могут окружать со всех сторон самые суровые искушения, у нас всегда есть источник, из которого мы можем черпать силы для сопротивления им. Нравственные принципы Иосифа подвергались серьезному испытанию. Устоять перед таким искушением очень тяжело, и многие люди обычно поддаются и падают. Однако Иосиф твердо и уверенно противостоял всему. Ему пришлось пострадать за свою порядочность и целомудрие, поскольку жена Потифара, пытавшаяся совратить его, отомстила ему за его честность, которую не смогла сокрушить. Она прилюдно обвинила Иосифа в отвратительном преступлении и посодействовала тому, что его бросили в темницу. Иосиф же вверил свою репутацию и будущее в руки Божьи. И, несмотря на страдания, это несчастье, как выяснилось позже, помогло ему подготовиться к тому, чтобы занять важное положение. Бог надежно охранял его репутацию, которую пыталась очернить нечестивая клеветница. Пришло назначенное Богом время, и имя Иосифа воссияло вновь. Даже тюрьму Бог сделал для него ступенью к возвышению. Порядочность никогда не остается без награды. Щитом, оберегавшим сердце Иосифа, был страх Божий, благодаря которому он всегда оставался честен и справедлив перед своим хозяином и верен Богу. Несмотря на то, что Иосиф был возвышен до положения правителя всей страны, он тем не менее не забыл Бога. Он помнил, что является странником в чужой земле, вдали от отца и братьев, доставлявших ему столько огорчений, но Иосиф твердо верил, что Божья рука управляет его жизнью и что именно Бог возвел его на эту столь важную в Египетском государстве должность. Ощущая свою постоянную зависимость от Бога, он честно исполнял свои обязанности правителя земли Египетской. Иосиф "ходил с Богом". Никакие уговоры или угрозы никогда не могли убедить его совратиться с праведного пути и нарушить Закон Божий. Его самообладание, непоколебимая верность и терпение в тяжелые минуты испытаний запечатлены на страницах Священного Писания как образец для всех последующих поколений. Когда братья сознались в своем преступлении, Иосиф великодушно простил их, показав этим благородным поступком, что он не держит на них обиду за всю жестокость по отношению к нему в прошлом.
Дни процветания
Дети Израиля не были рабами. Они никогда не продавали свой скот, свои земли и самих себя фараону за пищу, как то делали многие египтяне. Благодаря тому, что Иосиф занимал столь высокое положение при дворе, израильтянам была дана во владение земля, где они свободно селились и пасли стада овец и крупного рогатого скота. Фараон высоко ценил мудрость своего управителя, распоряжавшегося всеми делами в государстве, но более всего он уважал его за то, что Иосиф подготовил страну к долгим годам голода, который постиг Египетскую землю. Он чувствовал, что весь Египет обязан своим процветанием мудрому правлению Иосифа, и в знак своей благодарности фараон сказал Иосифу: "Земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем. И если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом". "И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон. И снабжал Иосиф отца своего, и братьев своих, и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства". Фараон не требовал от отца и братьев Иосифа никаких налогов и позволил Иосифу обильно снабжать их пищей. Царь говорил своим князьям: "Разве мы не обязаны Богу Иосифа и ему лично за то, что мы имеем такие огромные запасы пищи? Разве не благодаря его мудрости мы живем теперь в таком изобилии, в то время как люди в соседних странах умирают от голода? Его управление страной невероятно обогатило всю страну". "И умер Иосиф и все братья его и весь род их; а сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа. И сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится противу нас, и выйдет из земли нашей".
Угнетение
Новый фараон Египта понимал, что евреи приносят большую пользу государству. Многие из них были умелыми и толковыми работниками, и ему не хотелось терять их труд. Он решил уровнять потомков Израиля и рабов, продавших свои стада, свои земли и себя царю. "И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался, и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостию принуждали сынов Израилевых к работам, и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостию". Египтяне принуждали израильских женщин работать в поле, как рабынь. Однако из-за этого численность потомков Израиля не уменьшалась. Тогда фараон и его правители, видя, что евреев становится все больше и больше, посоветовались между собой и решили заставлять их каждый день выполнять заданную норму. Они думали подчинить себе израильтян тяжелым трудом и негодовали оттого, что не могут приостановить их численный рост и сокрушить их независимый дух. Неудачные попытки привели египтян в ярость, и они прибегли к более жестоким мерам - фараон повелел убивать всех новорожденных мальчиков. Сам дьявол был автором этого злодейства. Он знал, что из среды евреев должен родиться избавитель, который освободит их от рабского угнетения. Он надеялся, что, если ему удастся убедить фараона убивать всех новорожденных мальчиков, замысел Божий будет разрушен. Однако женщины, принимавшие роды, боялись Бога и не исполняли повелений фараона, Повивальные бабки не осмелились убивать еврейских детей, и за это Бог вознаградил их. Когда фараону сообщили, что его повеление не исполняется, он рассвирепел и предпринял еще более жестокие и далеко идущие меры. Новое повеление его было абсолютно категоричным; он приказал всем египтянам строго наблюдать за евреями, сказав: "Всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых".
Моисей
Моисей родился тогда, когда этот жестокий указ был в самой силе. Его мать, Иохаведа, сколь могла надежно скрывала его, а потом сплела небольшую корзинку из тростника, осмолила ее, чтобы вода не проникла в этот маленький ковчег, и поставила у берега реки. Мариамь, старшая сестренка Моисея, должна была потихоньку, часто останавливаясь, прогуливаться вдоль реки с напускным безразличием. Тревожась в душе, она наблюдала, не произойдет ли чего с ее маленьким братиком. Ангелы тоже внимательно смотрели за тем, чтобы никто не причинил вреда беспомощному младенцу, которого положила в корзинку его любящая мать, доверив его Богу и взывая к Нему в горячей молитве со слезами на глазах. Эти ангелы направляли шаги дочери фараона, которая захотела искупаться в реке и вышла почти к тому самому месту, где лежал несмышленый маленький путешественник. Внимание принцессы привлек крохотный странный кораблик, и она послала одну из своих служанок принести его. Когда принцесса открыла крышку этого уникального суденышка, она увидела прекрасного ребенка, "и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним". Дочь фараона поняла, что любящая еврейская мать сделала этот необычный кораблик, чтобы сохранить жизнь своего нежнолюбимого сына, и она тотчас решила усыновить его. Мариамь подошла к ней и спросила: "Не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи". Мариамь радостная прибежала к своей матери и, рассказав ей счастливую новость, немедленно вернулась с ней к дочери фараоновой. Та поручила матери мальчика, велела вскормить его и пообещала щедро заплатить ей за вскармливание собственного сына. С огромной благодарностью Иохаведа приступила к выполнению этого теперь уже безопасного и счастливого поручения. Она верила, что только Бог сохранил жизнь ее малыша. Дорожа этой поистине уникальной возможностью самой воспитывать своего сына, она сделала все, чтобы вырастить его в страхе Божьем и в послушании Ему. Она наставляла и учила Моисея более старательно, чем других своих детей, ибо чувствовала, что Всевышний сохранил его для какого-то особого великого дела. С горячей верой в сердце Иохаведа по капле вливала в этот юный разум Божественные истины, наполняя его сердце страхом Божьим и любовью к правде и справедливости. Горячо и настойчиво молила она Бога, чтобы Он сохранил ее сына от какого бы то ни было растлевающего влияния. Эта мать учила своего мальчика преклонять колени и молиться живому Богу, ибо Он один может услышать и помочь в любой беде. Она пыталась запечатлеть в его сознании греховность идолопоклонства, зная, что вскоре он будет отлучен от нее и его вернут приемной матери-царевне. А там, при дворе фараона, Моисей попадет под влияние соблазнов, рассчитанных на то, чтобы разуверить его в существовании Творца неба и земли. Но Моисей получил от родителей такие наставления, которые должны были укрепить его разум и оградить от надменности и разлагающего влияния греха и гордости среди великолепия и роскоши придворной жизни. У Моисея был ясный ум и разумное сердце, он никогда не забывал благочестивых наставлений, полученных в ранней юности. Иохаведа воспитывала его столько времени, сколько это было возможно, но когда Моисей достиг почти двенадцати лет, ей пришлось расстаться с ним, и он стал сыном дочери фараона. Сатана потерпел поражение. Побудив фараона убивать всех новорожденных мальчиков, он пытался разрушить Божий план и уничтожить того, кому Бог поручит избавить Свой народ. Произошло так, что тот самый указ, согласно которому еврейских детей ожидала смерть, Бог использовал для того, чтобы сделать Моисея членом царской семьи. Так у него появилась чудесная возможность стать образованным человеком и подготовиться к осуществлению своей миссии - вывести Израильский народ из Египта. Фараон готовил своего приемного внука к наследованию царского престола. Он учил его командовать египетскими войсками и руководить ими во время битвы. Солдаты очень любили и уважали Моисея, так как он показал себя непревзойденно мудрым и умелым полководцем. "И научен был Моисей всей мудрости Египетской и был силен в словах и делах" (Деян. 7:22). Египтяне видели в Моисее выдающуюся личность.
Специальная подготовка к руководству
Ангелы известили Моисея, что Бог избрал его избавить от рабства детей Израиля. Они также сообщили старейшинам Израильского народа о том, что наступает время избавления их народа и что Моисей является тем человеком, через которого Бог осуществит это. Будущий вождь предполагал, что дети Израилевы будут освобождены от рабства в результате восстания и что он станет во главе еврейского войска, чтобы вести войну против египетских армий и таким образом освободить своих братьев от рабского ига. Рассуждая таким образом, Моисей сдерживал свои чувства к приемной матери и фараону, чтобы привязанность к ним не помешала ему исполнить волю Божью. Бог уберег Моисея от осквернения языческим влиянием, окружавшим его. Принципы истины, воспринятые им в ранней юности от богобоязненных родителей, навсегда запечатлелись в его памяти. И именно в то время, когда Моисей больше всего нуждался в защите от растлевающего душу влияния придворной жизни, уроки юности принесли свои плоды. Страх Божий никогда не покидал его. Он так сильно любил своих братьев и так искренне благоговел перед еврейской религией, что даже ради обещанного престола не скрывал своего происхождения. Будучи уже сорока лет, "он вышел к братьям своим, сынам Израилевым, и увидел... что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотревши туда и сюда, и видя, что нет никого, он убил Египтянина, и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле. И услышал фараон об этом деле, и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона, и остановился в земле Мадиамской". Бог указывал путь Моисею, и среди пустыни он нашел пристанище в доме Иофора, человека, который поклонялся живому Богу. Иофор был пастухом и одновременно мадиамским священником. Его дочери ухаживали за стадами отца. Вскоре эти стада попали под присмотр и попечение Моисея, который, женившись на одной из дочерей Ио-фора, оставался в пустыне Мадиамской сорок лет. Моисей слишком поспешил, убив египтянина. Он думал, что народ Израильский сразу поймет, что Божье особое провидение избрало его избавить их. Однако Бог намеревался вывести детей Израиля из Египта не военным путем, как полагал Моисей, а Своей могущественной силой, чтобы слава принадлежала Ему одному. Бог воспользовался поступком Моисея для осуществления Своего плана. В Своем провидении Всемогущий Бог поместил Моисея в царскую семью, где он получил всестороннее образование; однако он еще не был готов к предназначенному ему Богом великому делу. Моисей не мог оставить двор фараона и все привилегии, дарованные ему как внуку царя, и тотчас взяться за осуществление особого дела, порученного Богом. Ему необходимо было время, чтобы приобрести опыт и пройти школу трудностей и лишений. В то время, когда он жил в уединении, Господь посылал к нему ангелов и давал особые наставления относительно будущего. Там, в пустыне, он в полной мере научился самообладанию и смирению. Ухаживая за стадами Иофора и смиренно исполняя свои скромные обязанности, Моисей готовился к тому, чтобы стать духовным пастырем Божьего стада, народа Израиля. Однажды, когда Моисей пас стадо в пустыне и подошел к горе Божьей, к Хориву, "явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста". "И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед... И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых". Наступило то самое время, когда по воле Божьей Моисею надлежало взять в руки вместо пастушеского посоха жезл Божий, через который Бог проявил Свою силу в совершении знамений и чудес, в освобождении Своего народа из рабства и защите его от преследующих врагов. Моисей согласился выполнить это поручение. Он посетил своего тестя и получил его согласие вместе со своей семьей вернуться в Египет. Он не осмелился сказать Иофору о том, что Бог повелел ему сообщить фараону, иначе Иофор не позволил бы его жене и детям сопровождать его в столь опасном деле. Бог укрепил Моисея и удалил от него всякий страх, сказав: "Возвратись в Египет; ибо умерли все, искавшие души твоей".
|