(Книга Исход 19; 20) После того, как израильтяне покинули Рефидим, они пришли в "пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы. Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа, и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу". Израильтяне вступили в торжественный завет с Господом и признали Его своим Властелином, сделавшим их избранным народом, подданными Его Божественной власти. "И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда". Встречая трудности на своем пути, евреи всегда роптали против Моисея и Аарона, обвиняя их в том, что они вывели их из Египта, чтобы погубить. Бог прославил Моисея перед ними, чтобы они отныне полагались на его наставления и указания, зная, что Всемогущий возложил на него Свой Дух. Приготовления к встрече с Богом Чтобы Господь мог приблизиться к народу и не через ангелов, но лично сообщить Свой Закон, Бог дал Моисею конкретные указания относительно того, как должен приготовиться к этому народ. "И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай". Людям было поведено воздержаться в эти дни от повседневного труда и забот и размышлять о посвящении Господу. Бог также повелел им омыть свои одежды. В наше время Бог не менее требователен, чем в те времена. Он является Богом порядка, и в наше время Он повелевает Своему народу по всей земле строго следить за чистотой и опрятностью. Те, кто поклоняются Богу в нечистых одеждах и с нечистым сердцем, неприятны Господу. Ему прискорбно видеть в них отсутствие благоговения перед Ним, и Он не принимает служение тех, кто пришел на поклонение Ему грязным, ибо они оскорбляют своего Создателя. Творец неба и земли придавал такое большое значение чистоте, что сказал: "Пусть вымоют одежды свои". "И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых. Во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору". Согласно Божьему замыслу, это повеление должно было запечатлеть в сознании этого жестокого народа глубокое благоговение и почтение перед Богом, Автором и основанием их законов. Явление Бога в устрашающем великолепии
"На третий день, при наступлении утра, были громы, и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане". Ангельское воинство, сопровождавшее величие Самого Бога, созывало людей звуком, подобно звуку трубы, который становился все громче и громче, пока вся земля не задрожала. "И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась". Божественное величие сошло в облаке со славной свитой ангелов, и это выглядело так, как будто вокруг горы светились языки пламени. "И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей. И сказал Господь Моисею: сойди, и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него; священники же, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь". Таким образом Господь в Своем страшном великолепии провозгласил с Синая Свой Закон, чтобы люди поверили. Возвещение Закона Божьего сопровождалось величественными проявлениями Его власти и силы, чтобы они знали, что Он единственный, истинный и живой Бог. Моисею не было позволено войти в облако славы, а лишь приблизиться к нему и войти в густую тьму, окружавшую его. И так стоял он между народом и Господом.
Закон Божий, провозглашенный с Синая
После того как Бог дал Израилю такие величественные доказательства Своей силы, Он сказал ему, Кто Он есть: "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства". Тот Самый Бог, Который явил Свою силу и славу среди египтян, теперь изрек Свой Закон: "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим". "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои". "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно". "Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его". "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". "Не убивай". "Не прелюбодействуй". "Не кради". "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего". "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего". Первые две заповеди, изреченные Иеговой, являются предостережениями от идолопоклонства, ибо это приводило людей к ужасным грехам, упорному противлению Божьей воле и выражалось в приношении человеческих жертв. Бог Своими повелениями желал оградить их от малейших поползновений к этим мерзостям. Первые четыре заповеди были даны, чтобы люди знали свои обязанности по отношению к Богу. Четвертая заповедь является связующим звеном между Великим Богом и человеком. Суббота дана людям исключительно для их блага и почитания Бога. Последние шесть предписаний отражают обязанности человека по отношению к своим ближним. Суббота должна была навсегда стать знамением между Богом и Его народом. В жизни это проявляется следующим образом: все, соблюдающие субботу, доказывают этим, что они поклоняются живому истинному Богу, Создателю неба и земли. Суббота является знамением между Богом и Его народом столько времени, сколько на земле будут жить люди, служащие Ему. "Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил, и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили. И стоял народ вдали; а Моисей вступил во мрак, где Бог. И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам". Величественное присутствие Бога на Синае, землетрясение, вызванное Его пребыванием, раскаты грома и вспышки молний, сопровождавшие посещение Богом Своего народа, - все это внушило людям такой страх и почтение к Его священному величию, что они неосознанно отступили от вселяющего страх присутствия Бога, иначе они не смогли бы выдержать Его грозную славу.
Угроза идолопоклонства
Снова Бог, желая оградить сынов Израиля от идолопоклонства, обратился к ним: "Не делайте предо Мною богов серебряных или богов золотых, не делайте себе". Существовала опасность, что евреи, подражая примеру египтян, сделают себе изваяния и будут им поклоняться, как Богу. Господь сказал Моисею: "Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его, и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего; ибо имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой, и поведет тебя к Аморре-ям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их" (Исх. 23:20-23). Ангелом, шедшим впереди Израильского народа, был Иисус Христос. "То не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их; но сокруши их, и разрушь столбы их. Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни" (Исх. 23:24, 25). Бог желал, чтобы Его народ понимал, что Он один достоин поклонения; и когда евреи одолеют языческие народы, окружавшие их, то не должны будут оставить ни одного из идолов, которым поклонялись язычники, а полностью их уничтожить. Многие из этих языческих божеств стоили очень дорого и были прекрасно изваяны, а это могло соблазнить израильтян, бывших очевидцами поклонения идолам, столь распространенного в Египте, что даже они прониклись некоторым почтением к этим бесчувственным предметам. Бог хотел, чтобы Его народ знал, что именно по причине идолопоклонства язычников, из-за которого они погрязли в нечестии и зле, Он использует их, израильтян, как Свое орудие для наказания этих народов и для уничтожения их ложных богов. "Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих. Пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев. Не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки; ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего. Не заключай союза ни с ними, ни с богами их. Не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью" (Исх. 23:27-33). Эти обетования Божьи Своему народу были даны при условии его послушания. Если евреи всем сердцем будут служить Господу, то Он сделает для них эти великие дела. После того, как Моисей получил от Бога все повеления и обетования, данные при условии их послушания, и записал их для народа, Господь сказал ему: "Взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь издали. Моисей один пусть приблизится к Господу; а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним. И пришел Моисей, и пересказал народу все слова Господни и все законы; и отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем" (Исх. 24:1-3). Моисей записал не Десять Заповедей, а повеления, которые, как Бог хотел, они бы исполняли, и обетования, данные Израилю на том условии, что народ будет повиноваться Богу. Он прочитал это перед всеми, и израильтяне торжественно пообещали исполнять все, что сказал Господь. Затем Моисей записал их торжественное обещание в книгу и принес жертву Богу за народ. "И взял книгу завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны. И взял Моисей крови, и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих". И весь народ повторил свою торжественную клятву Господу делать все, что Он сказал, и быть послушными Ему.
Божий вечный Закон
Закон Божий существовал задолго до того, как был сотворен человек. Жизнь ангелов и всех небожителей определялась его нравственными принципами. Сатана пал потому, что он нарушил святые принципы Божьего правления. Сотворив Адама и Еву, Господь открыл им Свой Закон. Тогда Он дал его не в письменной форме, но устно изложил его. Суббота, о которой говорится в четвертой заповеди, была установлена в Едемском саду. После сотворения нашего мира и человека Бог создал для человека субботу. После грехопадения Адама из Закона Божьего ничего не было изъято. Принципы, изложенные в Десяти Заповедях, существовали до грехопадения и их характер соответствовал безгрешному состоянию святых существ. После грехопадения принципы, лежащие в основе этих повелений, не были изменены, однако с учетом нового состояния человека были даны некоторые дополнительные повеления. Так была установлена система, требовавшая жертвоприношения животных, чтобы человек постоянно помнил о том, что с тех пор, как змей заставил Еву усомниться в Боге, смерть стала наказанием за грех. Именно нарушение Закона Божьего было причиной того, что Христос умер как жертва за грехи всех людей, отстояв тем самым честь Закона Божьего и дав человечеству возможность избежать неминуемого наказания. Система жертвоприношений должна была научить падшего человека смирению, покаянию и вере в Бога, Который благодаря искупительной смерти Своего Сына сможет прощать нарушения Своего Закона. Если бы Закон Божий не был нарушен, то никогда не было бы смерти и не было бы необходимости в дополнительных предписаниях, учитывавших изменившееся состояние человека после грехопадения. Адам учил своих потомков Закону Божьему, впоследствии этот Закон передавался через верных Богу людей от поколения к поколению. Постоянное нарушение Закона Божьего стало причиной того, что вся земля была истреблена водами потопа. Знание о Законе сохранилось только у Ноя и членов его семьи, которые благодаря своей праведной жизни были спасены в ковчеге чудом Божьим. После потопа Ной учил своих потомков Десяти Заповедям. Начиная от Адама и на протяжении жизни всех последующих поколений Господь сохранял для Себя людей, которые в своем сердце чтили Его Закон. Он сказал об Аврааме: "Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26:5). Бог явился Аврааму и сказал ему: "Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя" (Быт. 17:1, 2). "И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя" (Быт. 17:7). Затем Он установил для Авраама и его потомков обряд обрезания, чтобы евреи в знак того, что Бог отделил их от всех народов как Свое драгоценное сокровище, обрезали у себя крайнюю плоть. Соблюдая этот обряд, они торжественно обещали Богу, что не будут заключать брачные союзы с другими народами, ибо, поступая так, они теряли чувство благоговения перед Богом и Его святым Законом и становились подобны идолопоклонникам, окружавшим их. Совершая обрезание, евреи как бы торжественно соглашались исполнять со своей стороны условия завета, заключенного с Авраамом, то есть жить отдельно от других народов и быть совершенными. Если бы потомки Авраама отделились от окружавших их язычников, они бы не впали в идолопоклонство. Живя обособленно от других народов, они избежали бы огромного искушения стать соучастниками греховных дел и восставать против воли Божьей. Смешавшись же с язычниками, они в значительной степени утратили свою святость и уникальность. В наказание Господь навел на их землю великий голод, вынудивший их отправиться в Египет, чтобы не умереть. Однако, памятуя Свой завет с Авраамом, Бог и там не покидал их. Он допустил, чтобы они оказались в рабстве у египтян, но в своем тяжелом положении все-таки обратились бы к Нему, избрали бы Его праведное и милостивое руководство и повиновались бы Его повелениям. В Египет вошло лишь несколько семей потомков Авраама, из которых образовался многочисленный народ. Некоторые заботливо учили своих детей Закону Божьему, но большинство израильтян постоянно видели столько идолопоклонства, что смутно представляли себе содержание Закона Божьего. Боявшиеся Бога взывали к Нему с болью в сердце, умоляя Его сокрушить тяжелое иго рабства и вывести из чужой земли, чтобы они могли свободно служить Ему. Бог услышал их мольбу и избрал Моисея орудием избавления Своего народа. После того, как евреи покинули Египет и воды Чермного моря расступились перед ними, Бог испытал их, желая увидеть, доверяют ли они Тому, Кто вывел их из плена и рабства, творя знамения и чудеса. Но израильтяне не выдержали этого испытания. Они постоянно роптали против Бога из-за того, что им на пути встречались трудности, и снова хотели вернуться в Египет.
Записанный на каменных скрижалях
Чтобы у Израильского народа не было причин извинять свое неверие, Господь Сам снизошел к нему на горе Синай, облеченный в славу и окруженный Своими ангелами, и самым величественным и торжественным образом объявил Свой Закон Десятисловия. Никому, даже Своим ангелам, Он не доверил учить людей, но Сам в присутствии всего народа внятно провозгласил Свой Закон. Он не доверил Свои повеления недолгой памяти забывчивых людей, и поэтому написал их Своим святым перстом на каменных скрижалях. Тем самым Он лишил людей всякой возможности смешивать Свои святые заповеди с человеческими преданиями или обычаями. Благодаря Десятисловию Господь еще более приблизился к Своему народу, столь склонному к отступлению. Более того, Он не просто дал десять предписаний Декалога, но повелел Моисею записать Свои подробные указания, суды, постановления и законы и тем самым закрепить Десять Заповедей, начертанных Им перстом на каменных скрижалях. Эти специальные указания и повеления были даны с целью побудить заблудшего человека к послушанию Его нравственному Закону, который люди так склонны нарушать. Если бы человек соблюдал Закон Божий в том виде, в каком он был дан Адаму после грехопадения, а потом соблюдался Ноем и Авраамом, то не было бы необходимости в обряде обрезания. И если бы потомки Авраама соблюдали завет, знамением и клятвою которого было обрезание, они никогда бы не совратились к идолопоклонству и никогда бы не оказались в Египте, и не было бы необходимости в том, чтобы Бог с Синая провозглашал Свой Закон и писал его на каменных скрижалях, ограждая специальными указаниями, данными Моисею в виде судов, уставов и постановлений.
Суды и уставы
Моисей записал все суды и уставы со слов Бога, находясь с Ним на горе Синай. Если бы народ Божий повиновался принципам, изложенным в Десяти Заповедях, то не возникло бы необходимости в этих специфических указаниях, которые Моисей записал в книгу, изложив обязанности народа по отношению к Богу и друг к другу. Все требования, данные Богом Своему народу № касавшиеся обязанностей по отношению друг к другу и к чужеземцам, являются упрощенным и ясным изложением принципов Десяти Заповедей во избежание заблуждений. Господь дал Моисею и определенные указания относительно церемониального жертвоприношения, которое должно было прекратиться со смертью Иисуса Христа. Система жертвоприношений служила тенью будущего, прообразом великой Жертвы - непорочного Агнца Божьего. Бог впервые установил систему жертвоприношений для Адама после его грехопадения, а тот впоследствии объяснял ее смысл и значение своим потомкам. Эта система была извращена людьми, жившими до потопа, а впоследствии теми, кто отделился от верных последователей Бога и стал строить Вавилонскую башню. Вместо того, чтобы приносить жертвы Богу Небесному, эти люди приносили жертвы богам, которых сами сделали, и приносили их не потому, что верили в грядущего Искупителя, а потому, что надеялись умилостивить своих богов, возлагая множество животных на оскверненные языческие жертвенники. Суеверие делало их расточительными. Они учили своих последователей, что чем дороже жертва, тем большее удовольствие она доставит их идолам и тем более богатым и процветающим станет их народ. Поэтому часто этим бесчувственным идолам приносились в жертву люди. У этих народов были жестокие и извращенные законы и правила, регулировавшие их жизнь и взаимоотношения. Эти законы составлялись теми, чьи сердца не были смягчены Божьей благодатью. И часто эти люди подвергали жесточайшим наказаниям других, в то время как сами обходили молчанием и оставляли без внимания свои более ужасные и самые мерзкие преступления. Именно это имел в виду Моисей, когда сказал Израилю: "Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею. Итак храните и исполняйте их; ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?" (Втор. 4:5-8).
|