Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 18 апреля 2024
Главная Книги Елены Уайт Другие книги Вести_для_молодежи РАЗДЕЛ VII. ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
РАЗДЕЛ VII. ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ PDF Печать Email

 

Так как ум и душа человека тесно связаны с телом, то его умственные, равно как и физические способности во многом зависят от физической активности и силы. Всё, что содействует физическому здоровью, в то же время со­действует формированию ясного ума и уравновешенного характера. Не имея здоровья ни один человек не способен правильно уразуметь и до конца исполнить обязанности по отношению к самому себе, к своим товарищам и к Твор­цу. Поэтому за своим здоровьем нужно следить так же тщательно, как и за своим характером. В основе всего на­шего воспитания должно лежать знание физиологии и ги­гиены человека. Вое. 195. [233]

71. Наука жизни

Что можно сделать, чтобы остановить поток болезней и преступлений, который влечёт всё человечество в пучину несчастья и гибели? Поскольку основную причину зла сле­дует искать в безотказном удовлетворении своего аппетита и страстей, то естественно, главная задача реформы здо­ровья состоит в том, чтобы научиться урокам воздержания и самообладания.

Для того, чтобы мораль человеческого общества постоян­но возрастала, воспитание людей должно начинаться с де­тства. Привычки, выработанные в детстве и юности, приоб­ретённые вкусы, самообладание и принципы, воспитанные с колыбели, лежат в основе будущего мужчины или жен­щины. Преступления и пороки, происходящие вследствие невоздержания и нравственной распущенности можно избе­гать с помощью правильного воспитания молодёжи.

Здоровье и Самообладание

Одним из самых эффективных средств, с помощью кото­рых воспитывается благородный характер юношей и кото­рые помогают им управлять своим аппетитом и воздержи­ваться от различных пороков, является их хорошее физиче­ское здоровье. А с другой стороны, для сохранения здо­ровья необходимо умение владеть собой.

Перед мужчинами и женщинами ставится наиважнейшая задача — хорошо усвоить науку жизни, а также научиться беречь и укреплять своё здоровье. Юность — это особая пора в жизни человека, когда накапливается запас знаний для применения их в практической жизни. [234] Юность — это время приобретения добрых и исправления вредных привычек, время воспитания в себе самообладания; это вре­мя обдумывания серьёзных планов и претворения их в жизнь с тем, чтобы согласовать все свои поступки с Божьей волей и благом своих ближних...

Заботу о теле Иисус не считал чем-то лишним или не­нужным. Он придавал большое значение физическому здо­ровью человека и ходил, исцеляя больных и возвращая их к нормальной жизни...

Жизнь — Драгоценный Дар

Молодых людей нужно убеждать в том, что они не име­ют права обращаться со своей жизнью как им заблагорассу­дится. Ныне для них день благоприятный, день благодати, но вскоре настанет день, в который они дадут отчёт за свою жизнь. Искупитель мира уплатил за них безграничную це­ну и их жизнь и все таланты всецело принадлежат Ему. Бог поставит им в вину, что они легкомысленно обращались с тем сокровищем, которое Он доверил их попечению. Они должны быть научены тому, что чем больше им дано средств и возможностей, тем большая на них возложена ответствен­ность в деле Божьем и тем большее требуется от них посвя­щения. Если юноши и девушки осознают всю свою ответст­венность перед Богом и будут смотреть на свою жизнь как на драгоценное сокровище, доверенное им Господом, тогда они постараются не попасть в тот поток разврата и пре­ступлений, который захватывает столь многих способных молодых людей нашего времени. РГ. 13.12.1881. [235]

72. Берегите своё здоровье

Здоровье — это благословение, цену которого знают лишь немногие, но от него во многом зависит состояние на­ших умственных и физических способностей. Послушание же наряду с нашими чувствами и желаниями непосредст­венно связано с нашим телом. Поэтому, чтобы употребить свои дарования с наибольшей пользой в деле Божьем, нужно заботиться о своём здоровье как с физической, так и с нрав­ственной стороны. Всё, что истощает наши физические си­лы, в равной мере ослабляет наш разум, делая его менее способным отличать добро от зла.'

Злоупотребление здоровьем сокращает срок нашей жиз­ни, в течение которого мы могли бы употребить свои силы во славу Божью и делает нас неспособными завершить де­ло Божье, порученное нам. Не оказывая никакого сопро­тивления появлению вредных привычек, засиживаясь до поздней ночи, угождая аппетиту в ущерб своему здоровью, мы закладываем фундамент преждевременного одряхле­ния...

Те, которые таким образом укорачивают свою жизнь и делают себя неспособными для служения, нарушая зако­ны природы, занимаются хищением даров, доверенных им Богом. Кроме того, они обкрадывают своих ближних. Воз­можность приносить людям благословение — та самая рабо­та, совершать которую Бог послал их в мир, вследствие не­правильного образа жизни останется невыполненной. Они бессильны сделать даже то, что не требует от них особен­ных усилий. Господь строго взыщет с нас, если мы, идя на поводу вредных привычек, окажемся неспособными быть средством благословения миру. РГ. 20.6.1912. [236]

73. Здоровье — это Божье благословение

Сатана подходит к человеку со своим искушением как ан­гел света; точно так же, как когда-то подходил ко Христу. Он старается сделать человека физически и нравственно слабым существом, легко поддающимся его искушениям, чтобы в конечном итоге одержать над ним победу и радо­ваться его гибели. Он учит человека угождать своему аппе­титу, невзирая на печальные последствия для его здоровья. Он хорошо знает, что человек не может выполнить своего долга ни перед Богом, ни перед ближним, если он наносит ущерб своим способностям, которыми он наделён Свыше. Всем нашим телом управляет мозг. Если вследствие невоз­держания наши чувства притупляются, то мы становимся не­способными воспринимать то, что относится к вечности.

Связь Здоровья с Формированием Характера

Бог не разрешает человеку нарушать законы его естества. Но человек, поддавшись искушениям сатаны, проявляет не­воздержание и подчиняет высшие способности своего суще­ства животным чувствам. Когда последние одерживают над ним верх, тогда он как творение, только немного уступая ан­гелам, и наделённый способностью к самому высокому раз­витию, отдаст себя во власть сатаны. Те, которые являются рабами своего аппетита, становятся лёгкой добычей сатаны. Вследствие своего невоздержания одни теряют половину, а другие две трети своих физических, умственных и нрав­ственных сил, и таким образом делаются игрушкой врага.

Те, которые хотят иметь ясный ум, чтобы видеть уловки сатаны, должны подчинить свои чувства контролю разума и совести. [237] Деятельная энергия высших сил разума не­обходима для совершенствования христианского характера. От силы нашего разума во многом зависит наша полезная деятельность в этом мире и наше спасение. Незнание людь­ми законов Божьих, касающихся нашей физической приро­ды, достойно сожаления. Всякого рода невоздержание есть нарушение законов нашего естества. Умственное отупение становится всё более частым явлением и вызывает тревогу. Грех становится привлекательным в тени, когда сатане уда­ётся заслонить свет. Он очень радуется тому, что может де­ржать весь христианский мир, подобно язычникам, в рабст­ве вредных привычек и безудержного аппетита.

Пагубное Влияние Невоздержания

Если образованные мужчины и женщины притупили свои нравственные силы каким-либо невоздержанием, то они в своей сущности лишь немного отличаются от язычников. Сатана постоянно уводит людей от спасительного света и направляет их взоры к обычаям и моде. При этом он по­буждает их не задумываться о своём физическом, умствен­ном и нравственном здоровье. Враг знает, что если челове­ком управляет аппетит и различные страсти, то здоровье его тела и силы ума приносятся в жертву самоугождению и он быстро движется к своей погибели. Если же человеком управляет просвещённый разум, подчиняющий животные инстинкты высшей нравственной силе, тогда сатана хорошо знает, что его шансы на победу с помощью искушения весь­ма невелики... [238]

Большая часть христиан, живущих в мире, не имеют права называть себя христианами. Их вредные привычки, невоздержание и небрежное обращение со своим телом, на­ходятся в резком противоречии с законами естества и уче­ния Библии. Своим образом жизни они навлекают на себя физические болезни, а также умственное и нравственное отупение. РГ. 8.9.1874.

Самообладание — Это Долг Каждого

Нашим телом должны управлять высшие нравственные силы. Все чувства должны быть подчинены нашей воле, ко­торая в свою очередь должна подчиняться Богу. В нашей жизни должна господствовать царственная сила разума, ос­вящённая Божьей благодатью.

Совесть должна быть проникнута Божьими требованиями. В мужчинах и женщинах должно пробудиться созна­ние того, что им необходимо научиться владеть собой и стре­миться к нравственной чистоте, ведя борьбу с извращённым аппетитом и вредными привычками. Они должны проник­нуться сознанием того, что силы их разума и тела — это дар Божий и их нужно заботливо беречь, чтобы отдать Ему на служение. СИ. 130. [239]

74. Всестороннее образование

Время, потраченное на физические упражнения, не про­падёт даром. Учащийся, который всё время просиживает за чтением книг, пренебрегая прогулками и упражнениями на свежем воздухе, причиняет себе непоправимый вред. Чтобы все органы нашего тела могли совершать полноценную рабо­ту, они нуждаются в регулярном дозированном упражне­нии. Когда мозг постоянно перегружен, тогда как остальные органы бездействуют, наблюдается потеря как физической, так и умственной силы. Физические силы теряют здоровый тонус, ум утомляется, а это ведёт к смертельной усталости и утрате душевного равновесия.

Мужчины и женщины, желающие иметь развитый и урав­новешенный ум, должны дать всем силам своего естества оп­ределённую нагрузку. В этом мире встречается немало од­носторонних людей, это объясняется тем, что в них разви­ты лишь одни способности, в то время, как другие находят­ся в бездействии. Образование многих людей оказывается неудовлетворительным. Они перегружают себя учением, но упускают то, что относится к практической жизни. Чтобы иметь уравновешенный ум, необходимо разумно сочетать фи­зическую работу с умственным трудом. Это приведёт к гар­моничному развитию всех способностей. СРУС. 295.296. [240]

75. Образование за счёт потери здоровья

Некоторые учащиеся отдают всего себя учению и направ­ляют все свои мысли на получение образования. Они напря­гают свой ум, но физические силы оставляют в бездействии. Таким образом мозг перегружен, а мышцы, не получая на­грузки, дряхлеют и ослабевают. Когда эти учащиеся стано­вятся специалистами, обнаруживается, что они достигли об­разования за счёт потери здоровья. Они занимались день и ночь из года в год, думая только о книгах и пренебрегая физической закалкой...

Девушки часто посвящают своё драгоценное время науке, пренебрегая другой стороной образования, которая для них, быть может, более важна, чем изучение книг. Получив об­разование, они часто оказываются в жизни неполноценны­ми людьми, подорвавшими своё здоровье. Это происходит от того, что они слишком долго остаются в четырёх стенах, лишённые доступа свежего воздуха и солнечного света, ко­торые являются неоценимыми дарами Неба. Эти молодые женщины могли бы выйти из стен школы вполне здоровы­ми, если бы к своему учению присоединяли домашний труд и упражнения на свежем воздухе.

Здоровье — это бесценное сокровище. Это самое большое богатство, каким может обладать смертный человек. Если богатство, честь и знание достигаются за счёт потери здо­ровья, они слишком дорого обходятся. Если нет здоровья, все эти приобретения не принесут счастья в жизни. СРУС. 285,286. [241]

76. Признаки благородства

В течение всех трёх лет обучения Даниил и его товарищи придерживались здорового образа жизни, хранили верность Богу и чувствовали свою зависимость от Его могущества. Когда настало время испытания, когда царь должен был проверить их способности и то, чему они научились, они были испытаны вместе с другими кандидатами на служение при царском дворе. «Но среди них не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии». Их острый ум, пра­вильная чистая речь, их обширные знания свидетельствова­ли о неослабленной силе и большом развитии их умствен­ных способностей. Поэтому они были представлены царю:

«И во всяком деле мудрого разумения, о чём ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всём царстве его».

Бог всегда чтит тех, кто делает правду и поступает спра­ведливо. В Вавилоне были собраны самые одарённые юно­ши из всех стран, покорённых великим завоевателем, но ни один из них не мог сравниться с еврейскими пленниками. Их стройный стан, уверенная красивая походка, здоровый цвет лица, ясный ум и ровное дыхание — всё это свиде­тельствовало о благородстве, которым природа наделяет тех, которые повинуются её законам.

Влияние Физических Привычек на Разум

Урок, представленный здесь нам, заставляет нас глубоко задуматься. [242] Строгое соблюдение Библейских предпи­саний несёт благословение как телу, так и душе. Плод Ду­ха не только любовь, радость, мир, но и воздержание. Нам заповедано не осквернять своих тел, потому что они — храм Святого Духа.

Еврейские пленники были людьми, наделёнными от при­роды такими же чувствами, что и мы. Но среди соблазнов и роскоши Вавилонского двора они оставались твёрдыми. Молодым людям нашего века угрожают соблазны самоугож­дения и прихоти, особенно в наших больших городах, где чувственные удовольствия заманчивы и доступны каждому. Кто, подобно Даниилу, откажутся осквернять себя, приоб­ретут в награду здоровые привычки. Обладая крепким физическим здоровьем и выносливостью, они имеют запас сил, которым могут воспользоваться в случае надобности.

Разумные и полезные трудовые навыки содействуют ум­ственному совершенству. Сила умственных способностей, физическая крепость и долголетие зависят от непреложных законов. Бог, создавший природу не станет предпринимать ничего, чтобы оградить людей от последствий нарушения ими законов природы. Кто хочет владеть собой, должен хранить умеренность во всём. Ясность ума и твёрдость це­ли, которые имел Даниил, его способность в приобретении знаний и борьба с искушениями во многом были связаны с его воздержанием в питании и жизни молитвы.

Наше Будущее в Наших Руках

Есть большая доля истины в словах: «Каждый чело­век — кузнец своего счастья». В то время, как родители от­ветственны за образование и воспитание характера, мы со своей стороны ответственны за образ действий, от которого во многом зависит наш общественный авторитет и степень пользы, которую мы можем принести людям. [243]

Даниил и его товарищи воспользовались преимуществом правильного воспитания и образования в своём детстве, но эти блага сами по себе не могли бы сделать их тем, чем они были. Пришло время, когда они должны были действовать самостоятельно, когда их судьба зависела от их личного об­раза действий. Тогда они решили быть верными тем урокам, какие они усвоили в детстве. В основе их величия лежал страх Божий, который есть начало мудрости.

История Даниила и его юных товарищей записана на страницах Священного Слова для блага молодых людей всех грядущих поколений. Рассказывая об их верности принципам воздержания, Бог сегодня обращается с призы­вом ко всем юношам и девушкам. Он призывает их принять драгоценные лучи света, просвещающие их в вопросе хри­стианского воздержания и повернуться лицом к законам здоровья.

Обильная Награда за Воздержание

Сегодня ощущается нужда в молодых людях, которые подобно Даниилу мужественны и трудолюбивы. Сегодня в мире нужны люди чистого, безукоризненного сердца и ре­шительного действия. Богу угодно, чтобы человек постоян­но развивал свои способности, ежедневно поднимался по ле­стнице совершенства. Он готов помочь нам, если только мы стараемся помочь сами себе. Наша надежда на счастье в этой жизни и в жизни грядущей зависит от нашего совершенст­вования сегодня. На каждом шагу будем беречься малейше­го проявления невоздержания.

Дорогие юноши! Бог призывает вас совершить работу, ко­торую вы можете выполнить силой Его благодати. [244] «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благо-угодную Богу для разумного служения вашего». Будьте до­стойными мужчинами и женщинами, носящими образ Твор­ца. Покажите в своей жизни чистоту вкусов, аппетита и при­вычек, подобную той, какую имел Даниил. Бог даст вам в награду спокойствие, ясный ум, трезвое суждение, острое восприятие. Молодые люди нашего времени, которые при­держиваются Божьих принципов, будут отличаться здоровь­ем тела, ума и души. НМ. 9.7.1903

Религия и Здоровье

Страх Господень есть начало мудрости». Когда люди с испорченными греховными привычками испытывают на себе влияние Божественной истины, тогда Слово Божье про­свещает и вразумляет их. Истина входит в сердце и нрав­ственная сила, которая находилась под гнётом, оживает. Ум принявшего истину приобретает остроту и ясность. Он сое­динил свою жизнь крепкими нитями со Скалой вечности. Его здоровье укрепляется по мере того, как укрепляется его надежда на Христа. Таким образом религия и законы здо­ровья идут рука об руку. Св. 4.553,554. [245]