Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Книги Елены Уайт Другие книги Вести_для_молодежи РАЗДЕЛ XV. ЗНАКОМСТВО И БРАЧНЫЙ СОЮЗ
РАЗДЕЛ XV. ЗНАКОМСТВО И БРАЧНЫЙ СОЮЗ PDF Печать Email

 

 

Семейный союз является самым тесным, самым нежным и святым из всех союзов на земле. Он предназначен быть благословеньем для всего человечества. И он, по­истине, является благословеньем, когда молодые люди вступают в него сознательно в страхе Божьем, охотно соглашаясь нести на себе все обязанности, которые он воз­лагает на них. СИ. 356,357. [434]

148. Истинная любовь

Любовь — это драгоценный дар, который мы получаем от Иисуса. Чистая и бескорыстная любовь — это не чувст­во, а принцип. Те, которые движимы истинной любовью, не могут быть слепыми и нерассудительными. Наученные Духом Святым они любят Бога превыше всего и своих ближних как самих себя.

Те, которые готовятся вступить в брак, пусть проверят каждое чувство и каждую черту характера в том, с кем они думают соединить свою жизнь. Каждый час на пути к брач­ному союзу должен отличаться скромностью и простотой, искренностью и серьёзным желанием угодить Богу. Влия­ние брачного союза распространяется как на эту временную жизнь, так и на жизнь в вечном грядущем Царстве. Истин­ный христианин не станет строить таких планов, которых не может одобрить Бог.

Советуйтесь с Родителями и со Христом

Если у вас есть родители, ходящие в страхе Божьем, не пренебрегайте их советами и сами советуйтесь с ними. Открывайте им свои надежды и планы, учитесь на уроках их жизненного опыта и вы избежите в жизни многих не­приятностей. Но более всего советуйтесь со Христом. Изу­чайте Слово Его с молитвой.

Имея Небесного Советника, пусть молодая девушка изби­рает себе спутником жизни такого молодого человека, чей характер отличался бы нравственной чистотой и стойко­стью; того, кто выделяется трудолюбием, искренностью на­мерений и стремлением к совершенству, кто любит Бога и ходит в страхе перед Ним. [435] Молодой человек, в свою очередь, должен искать себе такую спутницу жизни, которая была бы готова вместе с ним понести его житейское бремя, которая своим влиянием могла бы облагородить и возвы­сить его и осчастливить его своей любовью.

«Разумная жена от Господа. Уверенно в ней сердце мужа её, и он не останется без прибытка... Она воздаёт ему до­бром, а не злом во все дни жизни своей. Уста свои откры­вает с мудростью и кроткое наставление на языке её. Она наблюдает за хозяйством в доме своём, и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают её, муж и хвалит её:

много было жён добродетельных, но ты превзошла всех их». «Кто найдёт себе такую жену, тот нашёл сокровище и обрёл похвалу от Господа». СИ. 358, 359.

Выбор друзей

Молодые люди, воспитанные в христианских семьях, должны с большой осторожностью относиться к избранию друзей и товарищей. Смотрите, чтобы то, что вы почитаете за чистое золото, не оказалось негодной изгарью. Мирские связи делаются преградой на вашем пути служения Богу. Многие души оказываются несчастными и на пути погибе­ли из-за того, что вступают в деловые соглашения или брачные союзы с теми, которые никогда не могут ни возвысить, ни облагородить их. Народ Божий никогда не должен всту­пать на запрещённую территорию. Но люди с необращён­ным сердцем часто следуют своим вожделениям и вступают в брак, не освящённый Богом. ОХВ. 500. [436]

149. Знакомства, которые не приносят благословения

Отсутствие твёрдости и самоотречения в характере явля­ется серьёзным недостатком, препятствующим в приобрете­нии истинного христианского опыта. Верующие должны воспитывать в себе твёрдость и чистоту помыслов. Эти ка­чества необходимы для счастливой и победоносной христи­анской жизни. Если ваше сердце чисто, никто не может со­вратить вас с пути правды, и у вас не появится желания пренебречь прямым исполнением своего долга, вы будете верны Богу. Никакие чувства привязанности и любви, ни­какие чувства дружбы не смогут увести вас с пути истины и долга; вы не станете жертвовать ради прихоти своим дол­гом.

Если ты, дорогой брат, склонен соединить свою жизнь с молодой, неопытной девушкой, не разбирающейся в про­стых житейских обязанностях, ты допускаешь ошибку. Но её неумение — это только полбеды в сравнении с её незна­нием долга по отношению к Богу. Ей был дан свет истины, она пользовалась всеми преимуществами верующих людей, но она не почувствовала своей греховности и нужды во Христе.

Потеря Духовности

Если вы в своём увлечении будете пренебрегать молит­венным собранием и предпочтёте общение с теми, которые не любят Бога и не видят ничего привлекательного в рели­гиозной жизни, то как же вы в таком случае рассчитываете на то, что Бог благословит ваш семейный союз? [437]

Не спешите. Избегайте вступать в ранний брак. Если мо­лодые девушки и юноши не имеют уважения к требовани­ям Божьим и пренебрегают нравственными правилами, ко­торых они должны придерживаться как верующие люди, тогда есть опасность, что они станут пренебрегать также обязанностями мужа и жены. Привычка находиться в об­ществе своего избранника, в особенности за счёт потери ре­лигиозных преимуществ или часов молитвы, опасно. Поте­ря, которую вы потом почувствуете, невозвратима.

Привычка засиживаться допоздна свойственна молодым людям, но на неё Бог смотрит неодобрительно. Поздние ча­сы причиняют ущерб здоровью, расстраивают ум и делают его неработоспособным для следующего дня.

Дорогой брат! Я надеюсь, что ты, щадя своё христианское достоинство, станешь избегать такого провождения времени. Если ты имеешь единственную цель: прославить Бога, то ты будешь поступать со всякой осторожностью. Ты не позво­лишь болезненной сентиментальности затмить свой ясный ум, различающий высокие требования Божьи к тебе как к христианину. Св. 3. 44, 45.

Ранние Браки

Ранних браков нужно остерегаться. Нельзя поспешно, без достаточной подготовки и не достигнув умственной и фи­зической зрелости, вступать в такой нежный союз, как брак, имеющий далеко идущие последствия. СИ. 358. [438]

150. Брак с неверующими

Дорогая сестра! Я узнала, что ты думаешь выйти замуж за человека, у которого неодинаковая с тобой религиозная вера. Боюсь, что ты не вполне обдумала этот важный шаг в твоей жизни. Прежде, чем решиться на этот шаг, который будет иметь большое влияние в твоей жизни, я прошу тебя серьёзно помолиться об этом. Будет ли твой семейный союз источником настоящего счастья? Будет ли он помощником тебе в христианской жизни? Будет ли он угоден Богу и бу­дет ли он благом для тех, кто последует твоему примеру?

Испытание Любви

Прежде, чем дать своё согласие на замужество, каждая женщина должна спросить себя: достоин ли тот, с кем она собирается соединить свою судьбу, быть её спутником жиз­ни? Каково его прошлое? Отличается ли нравственной чис­тотой его жизнь? Возвышенна ли та любовь, которую он проявляет, или это всего лишь чувственное увлечение? Об­ладает ли он теми чертами характера, которые могут сде­лать её счастливой? Может ли она обрести истинный мир и радость в его любви? Сможет ли она сохранить свою лич­ную независимость или ей придётся подчиниться суждению и совести своего мужа? Как ученик Христа, она не принад­лежит себе, потому что куплена дорогою ценою. Сможет ли она ценить заповеди Спасителя выше всего другого? Сможет ли она хранить тело и душу, мысли и намерения в чистоте и святости? Эти вопросы имеют прямое отношение к благо­получию каждой женщины, которая вступает в брачный со­юз. [439]

Религиозная атмосфера должна наполнить каждый дом. Только она может уберечь от печальных ошибок, которые так часто омрачают семейную жизнь. Только там, где цар­ствует Христос, может быть глубокая, истинная и бескоры­стная любовь. Тогда одно сердце соединится с другим серд­цем и обе жизни сольются в одну жизнь. Ангелы Божьи бу­дут постоянными гостями в этом доме и своим святым при­сутствием они будут освящать брачную комнату. Низмен­ным страстям здесь не будет места. Мысли и желания сер­дца будут направлены к Богу.

Плоды Непослушания

Человеческое сердце жаждет любви. Но эта земная лю­бовь не так сильна, чиста и драгоценна, чтобы могла собой заменить любовь Иисуса. Только в своём Спасителе может жена обрести мудрость, силу и благодать, чтобы победить заботы, тяготы и горести жизни. Она должна сделать Иису­са своим Прибежищем и Путеводителем. Прежде, чем свя­зать свою судьбу с земным другом, ей нужно прежде соеди­ниться со Христом и избегать всех знакомств, которые ме­шают этому святому союзу. Те, кто желают иметь истинное счастье, не могут обойтись без того, чтобы печатью Неба были запечатлены все их таланты и достижения. Непослу­шание Богу несёт многим сердцам и семьям большое несча­стье. Дорогая сестра, если ты не желаешь, чтобы твой дом всегда был окружён тенью зла, не связывай свою судьбу с врагом Божьим.

Со всей ответственностью за свои слова, которые будут представлены мне на суде, я прошу тебя тщательно обду­мать тот шаг, который ты думаешь сделать. Спроси себя:

не затмит ли собой неверующий муж мои мысли об Иисусе? [440] Удовольствия он любит более, чем Бога. Не научит ли он меня любить то, что и сам любит? Путь к вечной жизни очень труден и усеян терниями. Поэтому не возла­гай на себя лишнее бремя, которое будет для тебя только преградой на пути к вечной стране...

Я хочу предостеречь тебя об опасности, пока ещё не поз­дно. Ты слышишь приятные, ласковые слова и внушаешь себе, что всё будет хорошо. Но ты ничего не ведаешь о тех побуждениях, которыми продиктованы эти благородные слова. Ты не можешь видеть глубину того порока, который скрывается в сердце человеческом и тебе ничего не извест­но о тех сетях, которые расставляет для тебя сатана. Он бу­дет толкать тебя на такой путь, на котором ему будет легче сразить тебя стрелой искушения. Не давай ему для этого ни малейшего повода. В то время, как Бог Своим влиянием действует на разум служителей, сатана проводит свою рабо­ту через сынов противления. У Христа и Велиара нет ниче­го общего. Соединить свою жизнь с неверующим значит: встать на сатанинскую территорию. Вы огорчаете Духа Божьего и лишаете себя Его защиты. Хватит ли у тебя сил самой сражаться против сильного и страшного врага за веч­ную жизнь?

Нарушенное Обещание

Но ты можешь сказать: «Я дала согласие на брак, могу ли я отказаться от него?» На это мне хочется ответить тебе: «Если ты дала обещание вопреки Писанию, немедленно от­кажись от него и в смирении перед Богом раскайся в сво­ём неразумии, которое побудило тебя дать поспешный обет. Лучше в страхе Божьем взять назад своё слово, чем соблю­сти его и тем огорчить Создателя. [441]

Помни, что перед тобой благородная цель — достичь Не­ба. Поэтому остерегайся вступить на широкий путь, веду­щий к погибели. Слова Божьи верны. Когда Бог запретил нашим прародителям вкушать от дерева познания, они про­явили непослушание, которое открыло поток зла для всего человечества. Если мы будем уклоняться от воли Божьей, Он будет удаляться от нас. Наше единственное спасение и счастье — повиноваться всем Его требованиям, чего бы это нам ни стоило. Все Его требования разумны и основа­ны на любви. Св. 5. 361-365.

Зрелое Суждение

Благо общества и благо самих учащихся требует, чтобы они не спешили с избранием спутника жизни до тех пор, пока не сформируется их характер, не созреет суждение и вдали от родительской опеки они не сделаются самостоя­тельными людьми...

Те, которые стремятся оградить молодых людей от иску­шения и сделать их в жизни полезными людьми, делают доброе дело. В каждом учебном заведении мы видим стремление дать правильное воспитание молодёжи и это весьма отрадно. Пусть же усилия всех воспитателей и учителей увенчаются успехом. ОХВ. 62,63. [442]

151. Нужда в совете и водительстве

В наши дни вседозволенности и разврата на долю моло­дых людей выпадают многие трудности и искушения. Мно­гие держат свой курс к опасной гавани. Им нужен опытный рулевой, но они с презрением отвергают помощь, которая им более всего необходима. В своей самонадеянности они пола­гаются на умение вести свой корабль, ни мало не подозревая о том, что он вот-вот готов разбиться о подводные камни, и тогда они потерпят кораблекрушение в вере и будут не­счастны. Они думают только о женитьбе и на первый план ставят свои личные выгоды. В этот самый ответственный пе­риод своей жизни они нуждаются в мудром Советнике и Пу­теводителе. Такого Советника и Путеводителя они найдут в Слове Божьем. Пока они не сделаются прилежными иссле­дователями Слова Божьего, они будут допускать серьёзные ошибки, которые будут преградой их собственному счастью и счастью других как в этой, так и в будущей вечной жизни.

Многие по своей натуре строптивы. Они не прислушива­ются к мудрым советам Слова Божьего, не борются с со­бой и не имеют побед. Их гордая, непреклонная воля уво­дит их с пути долга и послушания. Оглянитесь на своё про­шлое, посмотрите на своих друзей и трезво взвесьте свою жизнь во свете Слова Божьего. Храните ли вы почтение к своим родителям, которое требует от вас Библия? Отно­ситесь ли вы с лаской и любовью к своей матери, которая заботится о вас с самого детства? [443] Считаетесь ли вы с её желаниями или причиняете боль и печаль её сердцу, следуя своим собственным желаниям и прихотям? Истина, которую ты исповедуешь, смогла бы освятить твоё сердце и смирить твою волю? Если нет, тебе придётся серьёзно за­няться собой, чтобы исправить своё прошлое.

Надёжный Путеводитель

Библия даёт нам правильное представление о совершен­ном характере. Эта святая богодухновенная Книга, написанная людьми под действием Святого Духа, является нашим надёжным путеводителем при всех обстоятельствах жизни. Она ясно говорит об обязанностях как молодых, так и по­жилых людей. Если вы сделали её своим путеводителем в жизни, её учение будет направлять вас к Небесам. Она облагородит ваш ум, исправит характер и даст вашему сер­дцу радость и мир. Но многие молодые люди предпочитают сами себе быть советниками и путеводителями и берут свою судьбу в свои руки. Таковым нужно более внимательно познакомиться с учением Библии. На её страницах они прочтут свой долг по отношению к родителям и братьям по вере. Пятая заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, кото­рую Господь Бог твой дал тебе». И подобная ей: «Дети, повинуйтесь своим родителям, ибо этого требует справед­ливость».

Одним из признаков последних дней является то, что де­ти не повинуются родителям, не любящие святое, не благо­дарны. В Слове Божьем даётся много советов и наставле­ний о почтении к родителям. Они запечатлевают на сердце молодых священный долг любить и оберегать тех, кто был для них надёжным путеводителем в детстве и юности, пока они не станут взрослыми самостоятельными людьми, от ко­торых теперь во многом зависит мир и счастье их состарив­шихся родителей. [444] Голос Библии в этих вопросах зву­чит очень ясно и определённо, и всё же многими её учение пренебрегается.

Молодым нужно постичь много жизненных уроков и са­мый важный из них: научиться познавать себя. Они долж­ны приобрести правильное понятие о своих обязанностях по отношению к родителям и постоянно учиться в школе Хри­ста, чтобы быть кроткими и смиренными сердцем. Любя и почитая своих родителей, они в то же время не должны пренебрегать советами старших братьев, с которыми они имеют общение в церкви.

Достойное Поведение

Молодой человек, который встречается и дружит с де­вушкой втайне от её родителей, поступает как по отношению к ней, так и к её родителям не по-христиански. Через встречи и свидания он может пленить её воображение, но при этом не в силах проявить то благородство и чистоту души, которое должно иметь каждое дитя Божье. Чтобы до­биться поставленной цели, оба они — юноша и девушка — действуют скрытно, уклоняясь от Библейских требований. Таким образом, они проявляют свою неверность к тем, ко­торые любят их и заботятся о них. Браки, которые устра­иваются в таком духе, не соответствуют Слову Божьему. Кто способен совратить девушку от исполнения долга и за­туманить её верное представление о ясных и определённых заповедях Божьих, требующих послушания и уважения по отношению к родителям, тот не может быть верным и в ис­полнении супружеских обязанностей. [445]

Спрашивается: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по Слову Твоему». Для молодого человека, сделавшего Библию своим путеводителем, путь долга и послушания кажется естественным. Святая книга Божья научит его хранить чистоту характера, быть верным, избегать всякой лжи. «Не кради», — написано перстом Божь­им на каменных скрижалях. Однако, сколько молодых лю­дей вкрадываются в сердца простодушных девиц и оболь­щают их!

Юноша продолжает тайно встречаться с девушкой. Она же, неискушенная в своих чувствах и не подозревающая к чему могут привести их отношения, всё больше теряет связь со своими родителями и возлагает надежды на того, кто своим поведением доказывает, что он не достоин её любви. Библия осуждает любой нечестивый поступок и тре­бует поступать справедливо при всех обстоятельствах. Кто сделал Библию путеводителем своей юности, светом на сво­ём пути, тот будет повиноваться ей во всём. Он не престу­пит ни одной йоты или черты Закона, чтобы добиться своей цели, хотя бы при этом ему пришлось пойти на большую жертву. Если он верит Библии, он знает, что благословение Божье не будет с ним, если он не будет неуклонно идти путём праведности. Временный успех, который выпадает на его долю, не принесёт ему счастья, он пожнёт плоды своих нечестивых дел.

На многих брачных связях в этом мире, которые устраи­ваются с нарушением всех правил, лежит проклятье Божье. Если бы по этим вопросам, связанным с браком, Библия не давала ясного ответа, тогда современная молодёжь в сво­их любовных делах имела бы больше оправдания. [446] Но требования Божьи — это не туманные предписания. Они требуют чистоты мысли, слов и дел. Мы благодарны Богу, что Слово Его является светильником на нашем пути, и каж­дому открыт путь долга. Молодые должны чаще загляды­вать в её священные тексты и прислушиваться к её сове­там, потому что печальные ошибки случаются из-за того, что люди уклоняются от её заповедей.

Рассудительность

Нет другого более важного вопроса, к которому нужно подходить с трезвым умом и беспристрастностью, чем воп­рос о браке. И нет более острого момента, когда человек особенно нуждается в Библейском совете, чем тот момент, когда он готовится сделать шаг, соединяющий обоих на всю жизнь. Но большинство людей считают, что в этом деле чувства не подведут. Поэтому во многих случаях нездоро­вая сентиментальность одерживает верх и ведёт молодых людей к погибели. В этом вопросе юноши проявляют рас­судительности меньше, чем в любом другом вопросе. Брач­ная жизнь пленит их воображение, и они отказываются по­виноваться Богу. Они отдаются друг другу в своих чувст­вах и продолжают тайно встречаться, как бы опасаясь, что их намерения будут раскрыты.

Тайные ухаживания и браки являются причиной большо­го несчастья, глубина которого известна лишь одному Богу. Об эту скалу тысячи молодых людей разбили свои сердца. [447] Христиане, жизнь которых отличается нравственной чистотой и которые боятся допустить малейшую оплош­ность в любом деле, в этом вопросе делают непроститель­ную ошибку. Они проявляют здесь удивительное упорство, преодолеть которое не в силах никакие доводы разума. Они настолько идут на поводу своих чувств, что теряют же­лание исследовать Библию и сблизиться с Богом.

Сатана знает слабые места в каждом человеке и приме­няет свою дьявольскую хитрость, чтобы уловить души для погибели. Он следит за каждым шагом и расставляет на пу­ти много соблазнов, которым люди часто следуют охотнее, чем советам Слова Божьего. Эта тонко сплетённая коварная сеть искусно забрасывается сатаной, чтобы поймать моло­дых, неискушённых людей. Эта западня часто маскируется под видом чистого, святого намерения, но тех, которые по­падают в неё, посещают многие скорби. В результате мы повсюду видим крушение человеческих жизней.

Нужно Советоваться с Родителями

Когда наша молодёжь научится благоразумию? И что нужно для того, чтобы эта воспитательная работа продвига­лась успешно? Когда наши дети перестанут считаться со сво­ими желаниями и прихотями и начнут ценить совет и на­ставление своих родителей? Некоторые из них ни разу не считались ни с пожеланиями своих родителей, ни с их зрелым суждением. Эгоизм вытеснил из их сердца все чув­ства сыновней любви. Поэтому необходимо пробудить в них эти драгоценные чувства. Пятая заповедь является единст­венной из всех, с которой связано определённое обетование. К сожалению, к ней относятся очень несерьёзно. [448] Пренебрежение материнской любовью и заботой отца — вот те грехи, которые записаны против имён многих моло­дых людей.

Одной из самых больших ошибок, связанных с этим воп­росом, является мнение о том, что нельзя тревожить чувства молодых и неопытных людей и не нужно вмешиваться в их любовные дела. Но нет, пожалуй, более важного воп­роса, который бы стоило рассмотреть со всех сторон. Опыт других, а также спокойный и беспристрастный обоюдный подход к этому вопросу, крайне необходим. Но большинст­во людей относятся к этому вопросу легкомысленно.

Юные друзья! Сделайте Бога и своих родителей постоян­ными советчиками. Молитесь о выборе, который вы намере­ны сделать. Взвесьте каждое чувство и каждую черту ха­рактера в том, с кем вы думаете соединить свою судьбу. Шаг, который вы собираетесь сделать, один из самых важ­ных в вашей жизни, его нельзя делать поспешно. Остере­гайтесь слепой любви.

Рассмотрите со всех сторон: будет ли ваша брачная жизнь счастливой или исполненной горечи и различных недоразу­мений. Поставьте перед собой такой вопрос: Будет ли этот союз содействовать моему продвижению к Небесной Отчиз­не? Усилит ли он мою любовь к Богу и сделает ли меня бо­лее полезным в этой жизни? Если ответ будет положитель­ным, не бойтесь сделать задуманный шаг и двигайтесь по жизненному пути в страхе Божье».

Но если даже вы дали своё согласие на брак со своим из­бранником или избранницей, не разобравшись полностью в его или её характере, то это нисколько не обязывает вас принимать на себя брачный обет и соединить свою жизнь с тем, кого вы не можете любить и уважать. [449] не спе­шите давать своё согласие. Лучше взять назад своё обещание до брака, чем сделать это после, в чём, к сожалению, по­винны многие.

Отношение к Матери Говорит о Многом

Настоящая любовь — это насаждение, которое нужно за­ботливо выращивать. Женщина, которая стремится к счаст­ливому семейному союзу, желая избежать будущих страда­ний и горя, должна прежде, чем отдать свои чувства из­браннику, поставить перед собой такие вопросы: есть ли у жениха мать? Какой у неё характер? Признаёт ли он свои обязанности по отношению к ней? Считается ли он с её желаниями и думает ли о её счастье? Если он не ува­жает и не ценит свою мать, станет ли он уважать и любить свою жену? Когда пройдут первые дни брачной жизни, со­хранит ли он прежнюю любовь ко мне? Будет ли он снис­ходителен к моим ошибкам или станет проявлять свой суро­вый и властолюбивый нрав? Искренняя любовь не замеча­ет ошибок.

Нельзя Полагаться На Чувства

Молодые люди полагаются на чувства более, чем следова­ло бы. Но внешность любимого, какой бы привлекательной она ни была, не должна совершенно затмить их разум. Лю­бовь в наш век делают предметом обмана и лицемерия, и враг человеческих душ в ней более связан, чем Господь. Благоразумие здесь необходимо более, чем где-либо, но, к сожалению, оно проявляется редко. [450]

Если дети желают быть в тесном общении со своими ро­дителями, доверяют им и делятся с ними своими радостями и горестями, то в будущем они будут избавлены от многих неприятностей. Не зная, как правильно поступить в том или ином вопросе, они должны открыто рассказать о своём затруднении родителям и посоветоваться с ними. Кто луч­ше верующих родителей может предостеречь от ожидающей их опасности? И кто лучше их способен понять особенности их характера?

Дети-христиане будут ценить выше всего земного любовь и одобрение своих богобоязненных родителей. Родители способны, как никто другой, войти в положение детей и вме­сте с ними молиться о том, чтобы Бог руководил ими и ог­радил их от всякой опасности. Они с радостью готовы рас­сказать им о неизменном Друге и Советнике, Который спо­собен сострадать им в их немощах. Тот, Кто искушён во всём, кроме греха, знает, как искушаемым помочь. РГ. 26.1.1886.

Божья Любовь

Вступив в семейный союз на всю жизнь, вы должны чув­ства своей любви подчинить счастью своего избранника. Вы должны созидать обоюдное счастье. Это есть воля Божья о вас. Но соединившись в одно и растворившись друг в друге, вы не должны потерять своё лицо. Ваша личность принадлежит Богу...

Живя для Бога, человек отдаёт Ему самые лучшие и воз­вышенные чувства души. Велика ли ваша любовь к Тому, Кто умер за вас? Если да, то ваша любовь друг ко другу бу­дет Небесного свойства. Св. 7. 45,46. [451]

152. Преждевременный брак

Юноши и девушки вступают в брачный союз, когда их любовь, суждение и чувства ещё не созрели, они не отли­чаются возвышенностью стремлений и благородством. Мо­лодые люди связывают себя брачными узами, руководству­ясь исключительно юношескими страстями...

Опасность Любовных Связей в Раннем Возрасте

Любовные связи, в которые вступают в незрелом возра­сте, обычно приводят к неудачным бракам или разводам. Ранняя дружба, если она поддерживается втайне, без согла­сия родителей, редко приносит счастье. Свои чувства нуж­но сдерживать до наступления более зрелого возраста и при­обретения опыта. Тех, которые не способны это делать, в будущем ожидает жалкое существование. Юноша, кото­рый ещё не возмужал, имеет слабое представление о такой же молодой личности как и он сам, которую он берёт в спут­ницы жизни. Когда их суждение делается более зрелым, они считают себя подготовленными к брачной жизни, но при этом не думают о счастье друг друга. Вместо того, чтобы свой брачный союз сделать более счастливым, они высмат­ривают друг в друге недостатки, и таким образом, пропасть увеличивается, пока не появляется безразличие и пренебре­жительное отношение друг ко другу. В доме для них ниче­го не остаётся священного: всё отравлено жестокими слова­ми и горькими упрёками. ТВ. 11,12. [452]

153. Разумные и неразумные браки

Преждевременные браки — одна из причин существую­щего в мире зла. Ранняя женитьба или замужество не спо­собствуют ни физическому, ни умственному здоровью. Над этим вопросом молодые люди обычно не задумываются, многими из них руководят чувства, которые побуждают их предпринять поспешный шаг, ведущий ко благу или ко злу, к благословению или проклятию. Многие не желают при­слушаться к голосу разума, или словам наставления, исхо­дящим от христианского учения...

Мир ныне погружён в бездну несчастья и греха из-за не­обдуманных браков. Очень часто всего лишь в течение не­скольких месяцев муж и жена узнают о том, что их ха­рактеры никогда не могут быть в гармонии между собой. В результате в доме, где должны быть мир и согласье, ца­рят раздор и вражда.

В спорах о мелочах развивается дух горечи и упрёков. Открытые распри и ропот приносят в дом страдания и не­счастья; кроме того, они разлучают тех, кто должен быть со­единён узами любви. Таким образом тысячи людей посред­ством неразумных браков приносят в жертву тело и душу и идут навстречу своей погибели.

Браки с Мирскими Людьми

Вступать в брачный союз с мирским человеком очень опасно. Сатана очень хорошо знает, что момент брака для многих юношей и девушек знаменует собой печальный ко­нец их религиозной жизни и подвижничества. [453] В тече­ние некоторого времени они могут прилагать кое-какие уси­лия, чтобы жить христианской жизнью, но всё же их стремления разбиваются о враждебное направление, идущее с про­тивоположной стороны. Некогда они считали своим преиму­ществом говорить о христианской радости и надежде. Но вскоре у них пропадает желание говорить об этом, от созна­ния того, что тот, с кем они соединили свою судьбу, не про­являет к этому никакого интереса. Таким образом сатана настойчиво плетёт вокруг них паутину скептицизма и вера в их сердце в драгоценную истину умирает.

Сатана направляет всё своё искусство к тому, чтобы зара­зить молодых людей грехом, потому что в этом случае он может рассчитывать на них как на свою добычу. Враг чело­веческих душ ненавидит всякое стремление воспитать моло­дёжь в духе истины и добра. Он ненавидит всё, что ведёт к правильному понятию о Боге и Христе. Его усилия осо­бенно направлены против тех, кто имеет благоприятную воз­можность получить свет с Неба. Он знает, что даже малей­ший шаг с их стороны, направленный на крепление союза с Богом, даёт силу противостоять его искушениям. Подобно ангелу света, он применяет к молодым людям всё искусст­во обольщения и часто имеет над ними успех, шаг за шагом уводя их с пути долга.

Достойное Поведение

Молодые люди, встречающиеся друг с другом, могут сделать общение источником благословения или прокля­тия. Они могут наставлять, воспитывать и облагораживать друг друга в поведении, характере и познаниях. [454] На­против, проявляя беспечность и неверность, они способны оказывать друг на друга разлагающее влияние. НМ. 10.8.1899.

Поспешные Браки

Сатана постоянно подталкивает неопытных молодых лю­дей вступать в брак. Но чем скромнее мы думаем о браке, тем лучше. Когда священная природа и назначение брака понимаются правильно, он будет одобрен Небом, он прине­сёт счастье новобрачным и прославит Бога...

Истинная религия облагораживает ум, воспитывает вкус, освящает наши мысли и делает нас причастниками Небес­ной чистоты и святости, она сближает нас с Небесными ан­гелами и всё более и более удаляет от духа и влияния это­го мира. Св. 2. 252, 253.

Сатана — Инициатор Несчастных Браков

Сатана усиленно заботится о том, чтобы те, кто совер­шенно не подходит друг другу, соединили свою жизнь. При этом он радуется, потому что таким путём он может причи­нить человеческой семье больше несчастья и горя, чем ка­ким-либо другим путём. Св. 2. 248. [455]

154. Женитьба и замужество

Бог даёт нам возможность жить в этом мире, а также есть, пить, трудиться и выходить замуж; но всё это прино­сит нам благословение, если мы совершаем это в страхе Божьем. Мы должны жить в этом мире, имея надежду на будущую жизнь вечную. Самым большим злом брачных со­юзов во дни Ноя было то, что сыны Божьи сочетались с до­черьми человеческими. Те, которые признавали и чтили Бо­га, вступали в общение с людьми, развращёнными сердца­ми, они без разбора женились на ком хотели. В наши дни многие не отличаются глубиной религиозных опытов, они совершают то же, что совершали люди во дни Ноя. Они вступают в брак без сердечной рассудительности и молит­вы. Многие принимают на себя священный обет с такой бес­печностью, как будто они заключают какую-нибудь обыч­ную сделку. При вступлении в брак ими не движет чувст­во истинной любви.

Не Святое Увлечение

Мысль о браке многим молодым людям кажется заманчи­вой. Два человека знакомятся друг с другом и увлекаются любовью настолько, что в своём увлечении забывают ду­мать о чём-то другом. Их разум ослеплён и всякая рассуди­тельность потеряна. Они не прислушиваются ни к какому совету, но хотят поступать по-своему, не взирая на послед­ствия. [456]

Их слепое чувство увлекает их подобно эпидемии и ка­жется ничто не способно остановить его. Возможно, окру­жающие понимают, что если молодые вступают в брак, он принесёт им несчастье на всю жизнь. Но всякие уговоры и советы бесполезны. Намечающийся брак может быть при­чиной ограничения и подавления полезной деятельности то­го, кого Бог желает использовать в Своём служении, но мо­лодые люди не собираются прислушиваться ни к каким до­водам.

Советы опытных мужчин и женщин оказываются беспо­лезными, они бессильны изменить решение молодых людей, принятые ими в угоду своим желаниям. Юноша и девушка теряют интерес к молитвенным собраниям и ко всему, что относится к религии. Они увлечены только своими чувства­ми, а жизненные обязанности оказываются в стороне, как имеющие лишь второстепенное значение. Засиживаясь друг с другом до глубокой ночи, эти молодые люди при свете лампады ведут между собой беседу. Хотелось бы думать, что они ведут беседы о самых серьёзных и возвышенных предметах. Увы, это не так, из их уст слышатся легкомыс­ленные, ничего не значащие слова.

Ухаживанием Нарушаются Законы Здоровья и Скромности

Ангелы сатаны следят за теми, кто почти всю ночь прово­дят в подобном ухаживании. И если бы у них открылись глаза, они увидели бы и ангела Божьего, записывающего все их слова и неблаговидные поступки. Подобным времяп­репровождением определённо попираются все законы здо­ровья и скромности; Было бы лучше, если бы некоторые часы предсвадебного ухаживания были перенесены на по­следующую уже брачную жизнь. Но часто сразу после свадь­бы прекращаются выражения особой признательности и люб­ви, столь бурно высказываемые в дни ухаживания. [457]

Эти же часы, полуночного бдения в наш век всеобщего разврата, часто ведут к полной моральной гибели обоих. Когда молодые люди так позорят себя,— это оскорбляет Господа и вызывает ликование сатаны. Под чарами подо­бного увлечения меркнет всё хорошее и ценное, и брачный союз не получает Божьего благословения. Управляемые страстью вступают в брак, и когда новизна этого проходит, они начинают разбираться в содеянном. Спустя малое вре­мя после заключения брака, их особые чувства друг ко дру­гу совершенно меняются. Каждый из них начинает разби­раться в характере своего избранника. Каждый начинает видеть недостатки другого, которые в слепоте увлечения ос­тавались незамеченными. Обещания, данные перед алтарем их уже не связывают. В результате, вследствие поспешных и неблагословенных браков, даже среди богобоязненных людей начинаются расхождения, ведущие к разводам, позо­рящим церковь.

Игнорирование Советами

Подобные брачные союзы являются, почти всегда успеш­ным, делом дьявола. Я испытываю болезненное чувство бес­помощности, говоря с людьми, приходящими ко мне за со­ветом по этому вопросу. Естественно, я говорю им слова угодные Богу, но они стараются спорить и доказывать свою правоту, и в конце концов поступают по собственному же­ланию.

Они, как будто, лишаются силы изменить свои намере­ния, и несмотря ни на что, добиваются бракосочетания. [458] Они не хотят обсудить это дело тщательно и с молитвой, не хотят положиться на волю Божью, быть под ру­ководством и контролем Его духа. У них нет страха Божь­его, они самонадеянны, не нуждаются в мудрости Божьей и в советах со стороны.

Когда бывает слишком поздно, они обнаруживают свою ошибку в том, что подвергли опасности своё счастье в этой жизни, а также спасение своей души. И тем не менее, они не допускают мысли, что кто-либо мог бы дать им советы от­носительно происходящего. Они не понимают, что если бы они прислушались к добрым советам, это спасло бы их от многих лет горя и трудностей. Увы! Советовать тем, кто хо­чет настоять только на своём — бесполезно. Люди, руково­димые страстью, отвергают всякие доводы здравого смысла.

Свойства Истинной Любви

Любовь — это насаждение Небесного происхождения: она свята и чиста. Стремление же плотского сердца не та­ково. В то время, как чистая любовь во всём советуется с Богом и находится в совершенной гармонии с Духом Божьим, плотская страсть оказывается неукротимой и сво­енравной, она слепо поклоняется предмету своего выбора.

Во всём облике и поведении того, кто обладает истинной любовью, будет проявляться благодать Божья. Каждый шаг на пути к брачному союзу будет отличаться скромностью, искренностью, нравственностью и религиозностью. [459] Те, которые движимы этими благородными побуждениями, не будут слепо отдаваться друг другу, в ущерб молитвенно­му собранию и христианскому служению...

Ищите Божьего Руководства

Если до брака юноши и девушки молились два раза в день, то теперь, когда они намерены сделать этот серьёз­ный шаг, они должны молиться вдвое больше. Брак есть не­что такое, что окажет заметное влияние как на вашу времен­ную жизнь, так и на вечную жизнь в Царстве грядущем. Искренний христианин не станет строить свои планы в этом направлении, не убедившись в том, что Бог одобряет их. Он не будет стремиться к тому, чтобы сделать выбор само­му, а предоставит это дело Богу. Мы не должны себе угож­дать, потому что этого не делал Христос. Этим я не хочу ска­зать, что молодой человек или девушка должны вступать в брак с тем, кого они не любят. Это было бы грехом с их стороны. Но всё дело в том, что они должны обуздывать свои страсти, которые могут привести их к погибели. Бог хочет, чтобы мы отдали Ему всё своё сердце и самые лучшие чувства.

Большинство брачных союзов, которые заключаются в на­ше время, и несерьёзное отношение к ним, являются при­знаками последних дней. Современные молодые люди на­столько настойчивы и упрямы, что в своём упрямстве они перестают советоваться с Богом. Религия для них остаётся в стороне, как бы не имеющая отношения к этому важно­му вопросу. Однако, до тех пор, пока истина не освятит тех, кто исповедует её, и они не возвысятся в своих мыслях и характере, они окажутся перед Богом в таком же печаль­ном положении, как и тот грешник, который никогда не был знаком с Его святыми повелениями. РГ. 25.9.1888. [460]

155. Ответственность в брачном вопросе

Многие вступают в брак, не получив наследства и не имея никаких средств к существованию. Для этого у них недо­ставало физической силы и умственных способностей, что­бы иметь достаток. Таковые чаще всего спешат вступать в брак, возлагая на себя ответственность, о которой они не имеют представления. У них нет возвышенных и благо­родных чувств относительно брака, а о том, что такое долг мужа и отца и что значит заботиться о семье, у них нет никакого понятия. Об увеличении доходов и достатке своей семьи они думают не более, чем о своих будничных делах...

Брачный союз был предназначен Небом быть благослове­нием для человека. Но во многих семействах он унижен на­столько, что сделался страшным проклятием. Большинство мужчин и женщин, вступая в брак, имеют ввиду только вопрос любви. Но они должны смотреть дальше, например: будет ли их сын или дочь физически, умственно и нравст­венно полноценным человеком? Но лишь немногие руковод­ствуются благородными побуждениями и возвышенными чувствами, задумываясь о том, что они должны обществу, в котором живут, и что влияние семьи может сделать её членов либо благородными, либо низкими людьми. ТВ. 63,64. [461]

156. Благоразумие и самообладание в вопросах брака

Называющие себя христианами не должны вступать в брак до тех пор, пока они тщательно и в духе молитвы не взве­сят этот вопрос и не убедятся в том, что Бог может просла­виться через их союз. Они должны внимательно обдумать во всех подробностях преимущества семейного союза, в ос­нове которого должен лежать принцип святости.

Нужно Смотреть В Будущее

Прежде, чем увеличивать семью, молодые люди должны хорошо подумать о том, будет ли прославлен Бог, если у них будут дети. Они должны прославлять Бога с самых первых шагов своей брачной жизни и во все последующие дни. Они должны серьёзно подумать о будущем своих де­тей. Они не имеют права рождать детей на свет с тем, что­бы они были бременем для общества. Есть ли у них профес­сия, помогающая содержать семью и ограждающая от нуж­ды. Если нет, то они поступают преступно, рождая детей на горе, нуждающихся в родительской заботе, пище и одежде.

Господство Страсти

В наш стремительный развратный век об этом не задумы­ваются. Люди безотчётно отдаются во власть плотских стра­стей, хотя конечный результат этого — одряхление, нище­та и смерть. [462] Женщины вынуждены вести жизнь, пол­ную лишений и страданий по вине мужчин, которые не мо­гут управлять своими страстями, их с полным правом мож­но было бы назвать животными. Матери влачат нищенское существование с малолетними детьми на руках, стараясь любым путём накормить и одеть их. Так нищета распрост­раняется по всему миру.

Настоящая, преданная, чистая любовь встречается не ча­сто. Это поистине редкая жемчужина. Страсть — это лю­бовь временного характера. Многие заглушили в себе самые лучшие нежные чувства, только из-за животного обращения с ними тех, кого они избрали своими мужьями. Их любовь настолько низменна, что вызывает отвращение.

Необходимость Самообладания

Многие семьи влачат жалкое существование только пото­му, что их муж и отец позволяет своим животным страстям управлять его интеллектуальным и нравственным началом. В таких семьях чувствуется дух уныния и подавленности, хотя супругам редко приходит в голову, что причиной это­му их собственное недостойное поведение. Мы дали Богу торжественное обещание хранить свой дух и тело чистыми, чтобы приносить пользу людям и своим служением в этом мире прославить Бога. Св. 2. 380,381. [463]

157. Пример Исаака

Человек, боящийся Бога и связывающий судьбу с неве­рующим, оказывается на опасном пути. «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» Счастье и благосо­стояние новобрачных зависит от их единства между собою. Но между неверующим и верующим существует коренное различие во вкусах, наклонностях и целях. Они служат двум господам, между которыми нет и не может быть ника­кого согласия. Какими бы чистыми и правильными ни были принципы неверующего супруга, всё равно его влияние будет направлено к тому, чтобы увести как можно дальше от Бога.

Кто вступил в брак будучи необращённым, после своего обращения связан более тесными узами верности со своей половиной, как бы ни были различны их религиозные веро­вания. Однако, требования Божьи должны стоять выше всех земных связей, хотя бы они были связаны с самыми суро­выми испытаниями и гонениями. Верность, которая прояв­ляется в духе любви и кротости, способна приобрести на свою сторону неверующего супруга. Брак же христиан с не­верующими Библией запрещён. Господь говорит нам: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными».

Исаак получил высокую честь от Бога, сделавшись на­следником обетовании, через которые мир должен был по­лучить благословения. Однако, когда ему было уже сорок лет, он послушался распоряжения отца, назначившего опыт­ного, богобоязненного слугу выбрать ему жену. [464] Этот брачный союз, как об этом рассказывается в Священном Пи­сании, увенчался картиной нежного и безоблачного домаш­него счастья. «И ввёл её Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по матери своей».

Какая большая разница между поведением Исаака и по­ведением современных молодых людей, и даже называю­щих себя христианами! Молодые люди часто думают, что их любовь — это их личное дело, в которое не должны вме­шиваться ни Бог, ни родители. Ещё не став взрослыми, они полагаются на свой выбор, пренебрегая советами родителей. Несколько лет супружеской жизни бывает достаточно для того, чтобы они увидели свою ошибку, но увы, иногда очень поздно предотвратить её пагубные последствия. Недостаток мудрости и самообладания, вследствие которого произошёл этот выбор, усугубляет зло до такой степени, что брак ста­новится невыносимым игом. Многие таким образом разру­шили своё счастье в этой жизни и потеряли всякую надеж­ду на жизнь вечную.

Если есть какой-нибудь важный вопрос, который бы нуж­дался в самом тщательном обдумывании и совете более опыт­ных и старших людей, то это брачный вопрос. Никогда так Библия не нужна как советник и нет большей необходимо­сти молиться о Божественном руководстве, чем тогда, когда делается шаг, связывающий двух людей на всю жизнь.

Родители никогда не должны забывать о своей ответст­венности относительно будущего счастья своих детей. Поч­тительное отношение Исаака к решению отца было резуль­татом того воспитания, которое научило его жить жизнью послушания. [465] В то время, как Авраам требовал от сво­их детей уважения к родительскому авторитету, его еже­дневная жизнь свидетельствовала о том, что этот авторитет не был результатом его эгоистического или деспотического поведения, а был основан на любви, имея ввиду благополу­чие и счастье детей.

Отцы и матери должны сознавать, что на них лежит от­ветственность развивать в своих детях благороднейшие чув­ства любви, чтобы ими они могли осчастливить своих буду­щих спутников жизни. Они должны считать своим долгом посредством собственного примера и наставления так воспи­тать характер своих детей с ранних лет, чтобы они вырос­ли честными и благородными людьми, любящими всё до­брое и святое. Истинная любовь — это высокий и святой принцип, отличный от той любви, которая диктуется чувст­вом, и скоро отступает при суровом испытании.

Проявляя верность своему долгу, живя в родительском доме, молодые люди будут способны в будущем построить свой собственный очаг. Пусть они теперь учатся проявлять самоотречение и быть добрыми и отзывчивыми христиана­ми. Таким образом они сохранят любовь в своём сердце и, выйдя из родительского дома и став во главе новой семьи, они будут знать, как созидать счастье для тех, кого они из­брали в спутники своей жизни. Тогда брачный союз вместо того, чтобы быть концом любви, будет её началом. ПП. 174-176. [466]

 

 

Список сокращений книг Е. Уайт

Вос — Воспитание

ЖВ — Желание Веков

3В — журнал «Знамения Времени»

НМ — журнал «Наставник Молодёжи»

НУХ — Наглядные Уроки Христа

ОХВ — Основы Христианского Воспитания

ПП — Патриархи и Пророки

РГ — журнал «Ревью энд Геральд»

РНП — Размышления о Нагорной Проповеди

Cв — Свидетельства для Церкви тт. 1-9

Св.СШ — Свидетельства по Работе Субботней Школы

СЕ — Служители Евангелия

СЗ — Советы по Здоровью

СИ — Служение Исцеления

СП — Свидетельства для Проповедников

СРУС — Советы Родителям, Учителям и Сту­дентам

ТВ — Торжественное Воззвание

ХВ — Христианское Воздержание

Примечание: В квадратных скобках [ ] указаны страни­цы оригинала согласно общей индексации трудов Елены Уайт.