Глава 7 Возвращение в Батл-Крик Печать

Кризис религиозной свободы

в Америке и в церкви

За Генеральной конференцией в Миннеаполисе последовала не одна волна возрождения: весть, ниспосланная с неба, открывалась народу. Тем не менее, противодействие Джоунсу, Ваггонеру и Эллен Уайт, которое продолжало оказываться, сильно тормозило работу и, наконец, остановило обильные потоки Святого Духа. Дж. Х. Моррисон и некоторые другие делегаты Конференции рано покинули Миннеаполис и вернулись в Батл-Крик с «красочными рассказами» «обескура-живающего характера».1 Они доложили, что Джоунс - «просто псих», и, казалось, что, если кто-то думал иначе, это разбивало им сердца. Многие верили в «непогрешимость доктрины братьев из Батл-Крика» - Урии Смита, Г. И. Батлера и остальных, и представить себе не могли, как это возможно, чтобы такие люди заняли в споре ошибочную позицию.2

По возвращении в Батл-Крик Эллен Уайт узнала о многих слухах, привезенных из Миннеаполиса, которыми людей вынуждали считать, что «Сестра Уайт, должно быть, уже не та», и «характер ее свидетельств изменился». На собрании в Батл-Крике ей была предоставлена возможность «прояснить свою позицию, но в ответ не прозвучало ни слова от людей, которым следовало встать с [ней] рядом. ... Ни один не осмелился сказать: «Я - с вами, сестра Уайт. Я буду вас поддерживать». Хотя после собрания «несколько человек пожали ей руку» и выразили облегчение, услышав «правду об этом деле», было «довольно много таких, кто крепко держался за свои лукавые подозрения и прилепился к превратным заявлениям. ... Казалось, что верить лжи им нравилось больше».3 После каждого своего отсутствия Эллен Уайт обычно служила словом в церкви Батл-Крика в первую же субботу по возвращении в город. Именно об этом ее попросили и на этот раз; но поскольку «впечатления», что она изменилась, «были так сильны»,двое церковных служителей, братья Амадон и Сисли, пришли к ней в субботу утром и стали спрашивать, о чем она планирует говорить. Эллен Уайт хорошо поняла смысл вопроса и укорила служителей, спросив при этом, получит ли А. Т. Джоунс возможность передать «весть, данную ему от Бога»:

«Братья, оставьте этот вопрос в руках Господа и сестры Уайт, ибо ни Господь, ни сестра Уайт не нуждаются, чтобы братья диктовали им, какую тему она поднимет перед собранием. В Батл-Крике я - у себя дома... и мы не просим разрешения на слово в церкви. Здесь я считаю кафедру своим законным местом, предоставленным мне от Бога. Но есть еще брат Джоунс, который не может чувствовать себя так, как чувствую я, и поэтому будет ждать от вас приглашения. Вы должны выполнять свой долг относительно этого вопроса и открыть перед ним путь».

Служители заявили, что не чувствуют себя в праве пригласить его выступить, пока не посоветуются с братом Смитом и не узнают, даст ли он официальное одобрение, поскольку пастор Смит старше них. Я сказала: «Тогда сделайте это немедленно, ибо время дорого; есть весть, которая должна быть донесена до народа, и Господь требует от вас, чтобы вы открыли перед ней путь».4

Приглашения Джоунсу обратиться к народу не поступило; без малого через неделю Эллен Уайт послала за служителями церкви, чтобы спросить о причине задержки. «Прескотт, Амадон и Сисили [буквально с оригинала] единогласно засвидетельствовали», что брат Смит «решил, что давать Джоунсу слово – не самое лучшее, поскольку он занимает жесткие позиции, и слишком далеко зашел в вопросе национальной реформы». Смит считал, что «Джоунс слишком экстравагантен в выражениях, занимает крайнюю точку зрения, и он [Смит] едва ли считает, что просить его выступить – самый лучший вариант». Услышав их ответ, Эллен Уайт «почувствовала глубокое возмущение настойчивыми попытками закрыть дверь перед всяким лучом небесного света». Она отреагировала «очень резким свидетельством», говорила пятнадцать минут, и свидетельство было «острым и ревностным, как [она] всегда и говорила, всю [свою] жизнь». «Она достаточно полно выразила им свое мнение о планах такого рода»:5

«Я ответила: Что ж, если такова позиция пастора Смита, Бог обязательно удалить его с пути, ибо Бог не давал ему власти диктовать, что допускать в церковь из нашего же собственного народа, а что - нет. Но если он держится этой позиции, мы снимем зал в городе, и слова, которые Бог поручил брату Джоунсу передать народу, прозвучат там».6

«Я рассказала им немного о том, как это дело велось в Миннеаполисе, и изложила занятую мной позицию: что здесь, в Батл-Крике, весь стан бродит от фарисейской закваски, и церкви адвентистов седьмого дня затронуты ею. ...

«Духовная слабость и слепота лежат на народе, который некогда был благословлен великим светом и драгоценными возможностями, и привилегиями. Как реформаторы, они вышли из конфессиональных церквей, но теперь играют роль, аналогичную той, которую играли их церкви [в 1844 году]. А мы надеялись, что необходимости в еще одном исходе не будет».7

Как будто попыток держать Джоунса подальше от церковной кафедры было недостаточно, «были приняты меры не допустить его в школу из-за страха, что туда может войти что-то противоречащее тому, чему там все это время учили». В апреле 1888 года Комитет Генеральной конференции предложил назначить A. T. Джоунса преподавателем в колледж Батл-Крика,8 «и хотя он приехал на Восток, рассчитывая преподавать в колледже, все выглядело так, словно место в нем ему предложено не будет». Когда на конференции в Миннеаполисе резолюция, предлагавшая ограничить то, что можно преподавать в колледже, не прошла, школьный попечительский совет во главе с Урией Смитом, заявил, что «на тот момент они еще не предприняли никаких официальных действий по назначению A. T. [Джоунса] на преподавание». Таким образом, вместо этого «они проголосовали за то, чтобы в качестве преподавателей Библии принять на работу У. Смита и Ф. Д. Старра».

Однако вскоре после этого Комитет Генеральной конференции предложил Ф. Д. Старру отправиться в Индиану, поскольку там им «был срочно нужен человек», и в очередной раз посоветовал колледжу «побеседовать с Джоунсом», так как он прибыл на Восток по их рекомендации. Специальный комитет из трех человек, Г. И. Батлера, Урии Смита и У. У. Прескотта (президента колледжа Батл-Крика), провел «длительное собеседование с пастором Джоунсом». И что это было за собеседование! Комитет настаивал на том, чтобы он заверил их «самым положительным образом, что, если он будет принят помощником преподавателя, то не станет сознательно учить каким-либо мнениям, противоречащим тому, чему желал учить Совет».9 То, что они не смогли провести через резолюцию в Миннеаполисе, теперь навязывалось Джоунсу напрямую.

Эллен Уайт был рассержена подобными действиями. Через некоторое время она задала вопрос, были ли попытки держать Джоунса подальше от школы и церкви «вдохновлены Духом Божьим?» Ее ответ: «Никакого вдохновения от Бога на вас, конечно, не было, но оно было из другого источника». Эта ситуация привела ее к мысли: «Сколь немногие понимают или пытаются выяснить для себя тайну отвержения иудеев и призвания язычников».10

Те пятнадцать минут, что Эллен Уайт общалась со служителями церкви, не прошли безрезультатно. Брат Амадон «развернул деятельность, отдавая распоряжения насчет вечера субботы и воскресенья», чтобы Джоунс мог выступить в церкви. По словам В. К. Уайта, Джоунс говорил о религиозной свободе и «выступил поистине хорошо». Присутствовали несколько видных граждан города, в том числе судья Грейвс и редактор Николс, которые остались «очень довольны». Презентации Джоунса были напечатаны в местном журнале “DailyJournal”; вышли «2300 копий» этого журнала.11 Из-за возникшего интереса Джоунсу было разрешено продолжить свои выступления в здании церкви. В то время как руководители церкви отзывались о вести Джоунса и стиле его изложения уничижительно, мирская газета отозвалась положительно и о том, и о другом. Издание “DailyJournal” описывает его третье выступление так:

«Весьма многочисленная и глубоко внимательная аудитория, уже побывавшая на этих лекциях, является показателем большого интереса к ним наших граждан и лестно отзывается об искусной и красноречивой манере, в которой была представлена тема. На третьей лекции г-н Джоунс говорил более двух часов, на протяжении которых держал аудиторию в неослабевающем внимании».12

На следующей неделе Джоунс сопровождал Эллен Уайт в Поттервилл, штат Мичиган, где с 22 по 27 ноября проходили собрания. Эллен Уайт получила приглашение от брата Ван Хорна и была рада принять в них участие в надежде, что в ее присутствии предубеждения против Джоунса и Ваггонера будут устранены. Во время утренних собраний, «когда присутствовали только наши братья», Эллен Уайт без обиняков говорила о конференции в Миннеаполисе, «провозглашая свет, который Господь благоволил дать [ей] в предостережениях и обличении Своего народа».

Она предупредила братьев о том, как опасно становиться «карликами в духовных вопросах», ибо они возлагали свое доверие «на одного человека» - Г. И. Батлера. Эти братья все более отделялись от Бога, воздавая почести человекам. Эллен Уайт говорила также и о той атмосфере, что окружала их в силу их смехотворства, насмешек и перешучивания.13

В Поттвилле А. Т. Джоунс выступил с тремя лекциями, подобными тем, что были представлены им в Батл-Крике, «две из которых касались нашей страны с надвигающимися на нее проблемами,связанными с отношениями церкви и государства, а также вести-предостережения третьего ангела, которая должна быть передана нашему народу». Хотя И. Д. Ван Хорн сообщал в «Ревю», что «проявлений несерьезности или легкомыслия там не было», и что ежедневные свидетельства Эллен Уайт, «явно продиктованные Духом Божиим, усиливали увлекательность и силу собраний»,14 ее оценка происходящего была совершенно иной. Говоря языком позднего дождя, она однозначно заявила, что курс, взятый в Миннеаполисе, «был жестокостью по отношению к Духу Божьему», и «умоляла их остановиться и не заходить дальше». Она надеялась, что собрания в Поттервилле будут другими, но позиция пастора Батлера и пастора Смита повлияла на них, не допуская никаких изменений; они остались на том, на чем стояли и раньше. Никаких исповеданий не последовало. Благословенное собрание окончилось. Многие укрепились, но иных сомнения и тьма окутали еще плотнее, чем раньше. Росы и ливни небесной благодати, которые размягчили многие сердца, не оживили этих душ».15

Эллен Уайт имела веские основания для беспокойства. На протяжении 1880-х годов воскресное законодательство и преследование за нарушение воскресного закона набрали и силу, и размах. Но именно теперь, когда адвентисты седьмого дня должны быть остро заинтересованы в подобных темах, многие из них были заняты тем, что придирались к доктринам и не обращали никакого внимания на вопросы религиозной свободы, стоящие на кону.

Между 1885 и 1887 годами около двадцати хранителей субботы в одном только Арканзасе были обвинены в осквернении воскресенья и оштрафованы на сумму до $ 500 каждый. В 1887 году партия сухого закона и женский христианский союз встали на сторону Национальной ассоциации по реформе в ее стремлении установить воскресные законы с целью повышения американской морали. В начале 1888 года известный католический кардинал Джеймс Гиббонс объединил свои усилия с усилиями многих протестантов, одобрив поданную в Конгресс петицию (от лица национального воскресного законодательства). Это воскресное движение достигло пика 21 мая 1888 года, когда сенатор Х. В. Блэр внес в Сенат Соединенных Штатов законопроект о содействии соблюдению «дня Господня... как дня религиозного поклонения». Всего несколько дней спустя Блэр представил предложение внести изменения в Конституцию Соединенных Штатов и христианизировать систему государственных школ страны. Это был первый случай с момента возникновения Адвентистского движения в 1840-х годах, когда подобный законопроект был передан в Конгресс.16

Посреди этих монументальных событий, которые рассматривались как исполнение библейских пророчеств, в Миннеаполисе произошло одно из величайших столкновений в истории адвентистской церкви. Там «проявления Святого Духа», которые должны были подготовить людей к тому, чтобы устоять в подобные времена, «были приписаны фанатизму».17 Эллен Уайт определенно заявила на конференции: «Поскольку некоторые идеи не вполне соответствуют собственным идеям присутствующих по каждому доктринальному пункту ... великий вопрос религиозной свободы нации, в настоящее время включающий в себя столь многое, для большинства – дело, не имеющее особого значения».18 Глядя на неприятие Джоунса и Ваггонера как на результат столкновения в Миннеаполисе, Эллен Уайт была весьма обеспокоена. Поскольку оба брата столь активно участвовали в деле религиозной свободы церкви, предубеждение против них, скорее всего, должно будет отразиться на отношении к этой важной работе.

Как Джоунс, так и Ваггонер являлись соредакторами журнала “AmericanSentinel” (ежемесячного церковного журнала, посвященного вопросам религиозной свободы, появившегося в 1886 году), и были, пожалуй, самыми активными авторами и учителями, хорошо сведущими в данном предмете. И тому, и другому в 1888 году было предложено прочесть новую редакцию книги Эллен Уайт «Великая борьба», провести «тщательный критический анализ и откорректировать» ее, прежде чем она будет издана.19

И не только это. Проповеди Джоунса на эту тему, когда он говорил в церкви Батл-Крика, также получили положительную оценку «выдающихся граждан» города. Как первый адвентист, представший перед Сенатом Соединенных Штатов, (13 декабря 1888 года он свидетельствовал перед Комитетом по вопросам образования и труда против воскресного законопроекта Блэра), он был вполне достоин одобрения. Хотя Джоунс и был, в основном, самоучкой, никогда не имевшим возможности учиться в адвентистской школе, его защитная речь перед Сенатом - о свободе совести и вероисповедания - была впечатляющей. Аргументы, представленные им, были аналогичны тем, которыми он поделился в церкви Батл-Крика. Но за те девяноста минут, в течение которых ему было разрешено говорить, один только председатель (сенатор Блэр) перебил его сто шестьдесят девять раз. Однако Господь дал Джоунсу слова, которые он должен был сказать, и законопроект почил вместе с истечением срока пятидесятого созыва Конгресса.20

Неделя молитвенного возрождения

Всего через два дня после появления Джоунса перед Сенатом США, он вернулся в Батл-Крик, чтобы участвовать с Эллен Уайт в неделе молитвенных собраний, которые были запланированы на 15-22 декабря. Перед началом этой молитвенной недели Эллен Уайт с кафедры церкви и со страниц «Ревю» предупредила о «приближающемся кризисе». Она сокрушалась о том, что «вопреки замыслу Бога свет» от народа Божьего скрывали; скрывалась «та самая истина для настоящего времени, которая была им необходима» на то время. Излитие Духа Божьего, которое должно было подготовить их к подобному кризису, было буквально приперто к стене. Она понимала отсутствие готовности со стороны народа Божьего, и что многие из них годами «бездействовали, ожидая этого события». Пришло время «действовать, а не сидеть праздно в духовном ступоре»:

«Великий кризис надвигается на народ Божий. Очень скоро наша страна попытается всем навязать соблюдение первого дня недели как священного дня. ... В среде народа Божьего, соблюдающего заповеди, должно быть больше духовности, посвящение Богу. должно быть более глубоким...

«Если вы не подниметесь на более высокий, более святой уровень отношения к своей религиозной жизни, вы не будете готовы к явлению нашего Господа. ... Поскольку народу Божию дан великий свет, Господь ожидает от них пропорционального ему усердия, соответствующей преданности и верности. Но налицо только пропорциональная тьма, неверие, и слепота, поскольку истина не ценится и не практикуется. ...

«Если наш народ останется в таком вялом состоянии, в котором пребывал до сих пор, Бог не сможет излить на них Свой Дух. Они не готовы к сотрудничеству с Ним. Они не осознают угрожающей опасности и не понимают ситуации. ...

«Весть третьего ангела вмещает в себя гораздо больше, чем многие полагают. Какое толкование они предлагают для отрывка, в котором говорится об ангеле, сошедшем с небес, и о том, что земля осветилась от славы его? Сейчас не время извинять себя за бездействие. ...

«Люди должны пробудиться и увидеть опасности настоящего времени. Ночные стражи спят. Мы отстаем на многие годы».21

В проповеди, сказанной в Батл-Крике 8 декабря Эллен Уайт умоляла собратьев «готовиться к молитвенной неделе, смиряя [свои] сердца перед Богом». Она предупредила, что время испытания «приближается к концу»,а впереди - великая работа, которую необходимо выполнить для Бога. Пришло время, когда внимание людей должно быть обращено «к святилищу на небесах». Она воскликнула, что Бог «трудится для Своего народа», чтобы он «не остался во тьме». Он помажет глаза их, чтобы они могли «отличать действие сил тьмы и от движения Духа Божия».22

В статье, опубликованной для молитвенной недели, Эллен Уайт написала о грядущем кризисе и сказала прямо: «Мы спали и спим, и наши светильники гаснут. ... Лаодикийская весть применима к народу Божьему уже сейчас. Люди говорят про себя: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды». Она предостерегла собратьев от «тяжкого греха» фарисейства, вошедшего в их среду, что и ведет их к убеждению, «что мы праведны, и все наши действия похвальны, тогда как мы далеки от того, чтобы в истинном духе приближаться к Богу или подходить к собратьям». В своем противлении вести, переданной Джоунсом и Ваггонером, они «объявляли человека преступником за Его слово».23

Когда началась Неделя молитвы, Эллен Уайт пыталась привлечь внимание братьев к тому, какова по истине их позиция в отношении Джоунса и Ваггонера и их работы в плане религиозной свободы. Вопреки всем их заявлениям, действия их говорили громче, чем слова. Предостережения в “AmericanSentinel” (Американский страж) не оказали на народ должного влияния, поскольку в позиции тех, кто находился на руководящих должностях, не было единства. В результате церковь «далеко отстала в приготовлениях к работе», и, как следствие, благословения Божьи были «были отняты»:

«C помощью “Sentinel” можно было сделать многое, если бы не действие противоположных влияний, нацеленных на то, чтобы этому помешать. Хотя ничего открыто может и не говориться против него, но действия показывают равнодушие, которое ощущается в отношении к нему. ...

Издание “Sentinel” было, по Божьему замыслу, одним из бьющих тревогу голосов, чтобы люди могли услышать его, осознать опасность своего состояния и совершить работу, которую необходимо совершить в настоящее время. ... Порицающий голос Верного Свидетеля был услышан, но ему не повиновались. ...

«Пусть каждый соработник Божий уразумеет ситуацию и представит “Sentinel” нашим церквям, объясняя его содержание и настоятельно донося до людей предостережения и факты, которые в нем излагаются. ... Пусть неосвященные чувства не заставят никого противостоять призывам Духа Божьего.

«Слово Божие не молчит в отношении этого знаменательного времени, и это поймут все, кто не противится Его Духу. ... Вести Господа, полные света, многие годы находились прямо перед нами, но на людей косвенно оказывалось влияние, сводящее на нет все предостережения, звучащие со страниц “Sentinel” и «Свидетельств», а также через другие источники, которые Господь посылает своему народу. Не вставайте на пути этого света».24

Дж. О. Корлисс

Подобные призывы, взывающие со страниц «Ревю», наряду с вестями, прозвучавшими в ходе молитвенной недели, начали давать результаты. Эллен Уайт, А. Т. Джоунс и Дж. О. Корлисс «усердно трудились, по утрам проповедуя в санатории, в часовне офиса и в здании церкви». Джонс говорил об актуальном на тот момент вопросе о религиозных поправках к законодательству, но, по словам Эллен Уайт, «главной темой, о которой шла речь, было оправдание по вере, и эта истина сошла на народ Божий подобно пище во время благоприятное. Живые провозвестники Божии были представлены в новом, драгоценном свете». Весть, обращенная к народу, гласила: «Не только заповеди Божии являются частью вести третьего ангела, но [также] вера Иисуса, что вмещает в себя больше, чем мы обычно предполагаем». Поэтому Эллен Уайт радостно утверждает: «Истина, как она есть в Иисусе, сопровождаемая божественной силой, была донесена до людей, и у нас есть причина прославить Бога».25

Было признано, что весть о праведности по вере имеет большее значение, так как она была представлена в контексте религиозной свободы и свободы совести, как то самое основание, на котором зиждется правление Божье. «Святой Дух» открыл «глубокое значение» этих истин, когда была разъяснена их связь с «новыми, поразительными шагами в разработке религиозной поправки к Конституции». Это вызвало у присутствовавших на собраниях «еще больший интерес, поскольку им просто и ясно было объяснено отношение пророчества» к их времени.26

Прозвучавшая весть произвела «…удивительное влияние на слушателей. Присутствовало много представителей других вероисповеданий, которые были глубоко взволнованы необходимостью что-то делать и делать это сейчас в борьбе за религиозную свободу». Эллен Уайт открыто провозгласила: «Бог послал вестников [Джоунса и Ваггонера], которые исследовали Библию, чтобы обрести истину, и изучили действия тех, кто играет роль в исполнении пророчества через внесение данной религиозной поправки. ... Разве никто не должен поднять голос открытого предостережения и пробудить церкви к осознанию надвигающейся опасности?» Она видела, что скоро наступит время, когда люди других вероисповеданий, услышав эту весть, «выйдут вперед, облекутся во всеоружие Божие, превознесут [Его] закон, ухватятся за веру Иисуса и поддержат дело свободы вероисповедания».27

Санаторий в Батл-Крике

Благодаря интересу, вызванному молитвенной неделей даже среди посетителей и пациентов санатория, собрания, проходившие в различныхместах в Батл-Крике, продолжались в течение месяца. Описывая позже этот опыт, Эллен Уайт выразила радость при виде его положительных результатов и того, как небесный свет осиял людей:

«Многие взыскали Господа, исповедуя грехи и от души раскаиваясь. ... Те, кто к тому времени почти утратили веру, теперь поняли ее простоту и обрели способность ухватиться за обетования Божии. ... Их вера была сориентирована на Христа, Нашу Праведность. ...«В колледже прошли собрания, которые были особенно интересными. Дух Господень воздействовал на сердца, шла драгоценная работа обращения душ. Не ощущалось и не проявлялось никакого возбуждения. Работа производилась глубоким влиянием Духа Божьего. ... По мере того как, один за другим, студенты колледжа Батл-Крика, до сих пор не знавшие ни истины, ни спасительной благодати Божией, посвящали себя делу Христа, какая радость поднималась там, в небесных дворах ... и какую благодарность возносили Богу работники Его нивы. ...

«Собрания проходили и в ... больнице санатория. ... Было много таких, чей ум был омрачен сомнениями, но свет, полученный из разъяснения Писания, подкрепил их веру, а истина открылась их уму, их сердцам в таком свете, в каком они никогда раньше ее не видели. Они ... поняли то, как бесчестит Создателя их неверие. ... Нам было глубоко жаль, что [собрания] не могли продолжаться дольше. ...

Колледж в Батл-Крике

«Были проведены встречи с работниками издательства. ... Прозвучало много прекрасных свидетельств, и мое сердце радовалось при видемолодых новообращенных, ликующих в своей первой любви. Они выражали свою радость и сердечно благодарили за проповеди, проведенные братом А. Т. Джоунсом; они увидели Божию истину и доброту, Его милосердие и любовь, как не видели никогда прежде. Они смирили сердца, исповедовали грехи, и удалили все, что отделяло их души от Бога. И Господь вложил в их уста новую песнь, заслуженную хвалу Его имени. ... О, как мы жаждем, чтобы всякая душа вошла в свободу сынов Божьих! Разве кто-то из них, вкусивших Хлеб жизни, возненавидит манну, которая была так сладка их душам на этих собраниях?»28

Вот так «благословения этой молитвенной недели прокатились по церкви. Исповедовались грехи. Неверные Богу в десятине и пожертвованиях признали свои неправды и возместили удержанное; многие, кто никогда не чувствовал, что Господь простил их грехи, были благословлены Богом. Все эти драгоценные плоды свидетельствовали о действованиях Божиих».29 Даже некоторые из тех, кто совсем недавно восставали против посланников Божиих, начали признавать свой грех. Во время одного из собраний молитвенной недели В. В. Прескотт поднялся, чтобы свидетельствовать. Он «попытался что-то сказать, но сердце его было слишком переполнено. Так он и стоял пять минут в полной тишине, плача. Когда же он смог заговорить, то произнес:

В. В. Прескотт

«Я рад, что я – христианин». Он сделал очень уместные замечания. Его сердце, казалось, было сокрушено Духом Господним».30

На видевших президента колледжа в состоянии такого раскаяния это оказало огромное влияние. Эллен Уайт «пригласила тех, кто еще не приняли истину, и тех, кто не чувствовали себя принятыми Богом, выйти вперед. Казалось, что все собрание пришло в движение». В тот вечер «еще многие выступили с драгоценными свидетельствами о том, что Господь простил их грехии дал им новое сердце. Слова истины, переданные пастором Джоунсом, были благословением для их душ».31

Один из братьев, лично присутствовавший на собраниях молитвенной недели, описал священный труд Джоунса во время этих собраний: «Преимущественно проповедовал брат А. Т. Джоунс. Жаль, что вы не слышали хотя бы некоторых из его проповедей. ... Некоторые из его проповедей настолько хороши, что, думаю, никогда прежде я таких не слышал. Все они к тому же звучат по-новому. Он оригинален в своих проповедях; а в поведении во время проповеди кажется очень нежным и глубоко чувствует все, что говорит».32 Не удивительно, что Эллен Уайт заявила: «Бог ... поручил этим людям [Джоунсу и Ваггонеру] работу, которую необходимо выполнить, и весть, которую необходимо донести и которая и есть - истина для настоящего времени. ... Где бы эта весть ни звучала, она приносит добрые плоды».33

Дух Божий огорчен

Было бы замечательно на этом закончить данную главу, но история нам этого не позволяет. Хотя через труды Джоунса и Ваггонера многие люди в Батл-Крике обретали благословения неба, оппозиция по-прежнему набирала силу. Эллен Уайт порадовалась тому, что «наконец-то брату Джоунсу была предоставлена благоприятная возможность, но было мало приятного бороться за каждый дюйм хоть каких-то прав и какого-нибудь содействия в донесении истины до народа». Когда неделя молитвы началась, Эллен Уайт «жаждала услышать, как те, кто раньше считал добродетелью отгородиться от света и всяких доводов, признают влияние Духа Божьего, отбросят собственное неверие и придут к свету». Она знала, что, «если они этого не сделают, их путь станет еще темнее, ибо свет неисповеданный, непризнанный и неиспользованный становится тьмой для тех, кто от него отказывается». Чем дольше они мешкают, не принимая света, который презрели, тем труднее им будет вернуться назад и собрать его лучи. ... Первый шаг по пути неверия и отвержения света - опасная вещь»:

«Драгоценная истина и свет были предложены народу, но закоснелые сердца не приняли благословения. Они не смогли радоваться свету, который, если его принять, принес бы им свободу и мир, силу и мужество, и радость душе. ...» 34 Бог действовал, но те, кто преследовал собственные, произвольно намеченные цели, ... были полны неисправимой решимости сопротивляться. Как нам назвать этот настрой? Это - бунт, каким он был и во дни Израиля. ...

«Господь трудился в нашей среде, но некоторые не приняли благословения. У них было преимущество услышать самую верную проповедь Евангелия; они слышали весть, которую Сам Бог повелел Своим слугам передать им, людям с запертыми на замок сердцами. Они не обратились к Господу ... но приложили все силы, чтобы выискать недостатки в вестниках и в самой вести, и тем огорчили Духа Божия. ...

«Горе» проречено на всякое неверие и критику, подобные тем, что были проявлены в Миннеаполисе и Батл-Крике. ... Доказательства действования Божия, очевидные на каждом шагу, не изменили проявленного отношения со стороны тех, кто с самого начала пошел путем неверия, что является оскорблением для Бога. Находясь по ту сторону барьера, который сами соорудили, они, как и иудеи, искали хоть что-то, что оправдало бы их неверие и помогло им казаться правыми. ...

«Сойдите с этого пути, собратья. Не вклинивайтесь между Богом и Его работой. Если вы сами не несете никакой вести, так подготовьте путь для тех, кто несет весть. ...

«Сатана делает все возможное, чтобы обмануть тех, кто верит истине для настоящего времени ... чтобы принявшие непопулярную истину, имеющие великий свет и великие преимущества, пропитались духом, который пропитывает весь мир. Даже если он будет владеть ими в меньшей степени, это тот же самый принцип, который, получив возможность контролировать разум, приводит к конкретным результатам. ... Результат этот такой же, как и в случае с иудеями – роковая окаменелость сердца».35

В самом сердце работы, в Батл-Крике, поднялась волна неприятия ниспосланного небом света.36 Вместо того, чтобы готовить путь громкому кличу и позднему дождю, братья вставали на пути Бога и Его работы. Тот же самый дух, который толкает мирских людей принять законы, ограничивающие свободу совести, активно действовал в церкви адвентистов седьмого дня. Если что-то не изменится, результатом будет губительное жестокосердие.

Мы можем быть благодарны: несмотря на то, что Дух Божий был огорчен и в Миннеаполисе, и в Батл-Крике, Господь не отвернулся от Своей церкви. Неверие, критика и противление распространились среди руководящих братьев, но у народа, разбросанного по всей стране, должна была быть возможность услышать драгоценную весть. Мы рассмотрим результаты знакомства с этой вестью и ее принятия в следующих главах.

 

Примечания к Главе 7

1. В. К. Уайт - к О. А. Олсену, письмо от 27 ноября 1888 года; в “ManuscriptsandMemories”/«Рукописи и воспоминания»), стр. 129.

2. В. К. Уайт – к Дж. Х. Ваггонеру, письмо от 27 февраля 1889 года; в “ManuscriptsandMemories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 136.

3. Эллен Г. Уайт, Рукопись 30, июнь 1889 года; «После конференции в Миннеаполисе»; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 354-355. Как явствует из “1888 Materials”, стр. 354, к рукописи (релиз № 1216) была добавлена сноска, цель которой - преуменьшить влияние этого события, как оно было описано Эллен Уайт. Складывается впечатление, что читателю предлагается, вместо того чтобы принять написанное Эллен Уайт, прочесть определенные отрывки книги А. В. Олсона “ThroughCrisistoVictory: 1888-1901”/«Через кризис - к победе: 1888-1901», название которой говорит само за себя. Следует помнить, однако, что А. В. Олсон умер в 1963 году, за три года до того, как его книга была опубликована; в то время она попала под спонсорство Центра наследия Эллен Уайт, где секретарем был А. Л. Уайт.

4. Там же, стр. 355-356.

5. См: Эллен Г. Уайт – к Р. А. Андервуду, Письмо 22 от 18 января 1889 года; и Рукопись 30, июнь 1889 года; и: Эллен Г. Уайт - к Урии Смиту, Письмо 20 от 6 января 1891 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 241, 356, 847. См. также: В. К. Уайт – к Мэри Уайт, письмо от 24 ноября 1888 года; в “ManuscriptsandMemories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 127. Это - яркий пример тех, кто боролся против Джоунса, считая, что он - экстремист, когда дело касалось национальной реформы или вопросов религиозной свободы. Это также пример несомненной поддержки Эллен Уайт. Аналогичные обвинения выдвигаются против Джоунса и сегодня - теми, кто утверждает, что он был экстремистом в каждом аспекте вопроса религиозной свободы. Но Эллен Уайт не поддержала обвинения Смита в 1888 году; и не похоже, что она поддержала бы тех, кто сегодня пытается искаженно представить всю его работу как вредоносную.

6. Эллен Г. Уайт - к Урии Смиту, Письмо 20 от 6 января 1891 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 847, 848.

7. Эллен Г. Уайт, Рукопись 30, июнь 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 356-357.

8. «Протокол заседания комитета Генеральной конфе-ренции», пятнадцатое собрание, 5 апреля 1888 года.

9. В. К. Уайт – к Мэри Уайт, письмо от 24 ноября 1888 года; в “ManuscriptsandMemories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 126-127; и «Протокол заседания совета колледжа Батл-Крика» от 22-25 ноября 1888 года.

10. Эллен Г. Уайт, Рукопись 16, январь 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 259.

11. В. К. Уайт – к Мэри Уайт, письмо от 24 ноября 1888 года; в “ManuscriptsandMemories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 127.

12. Издание Батл-Крика “DailyJournal” за 11 декабря 1888 года, стр. 3.

13. Эллен Г. Уайт, Рукопись 30, июнь 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году» стр. 357-359.

14. И. Д. Ван Хорн, «Собрание в штате Мичиган», статья в экстренном выпуске «Ревю энд Геральд» за 11 декабря 1888 года, стр. 780.

15. Эллен Г. Уайт, Рукопись 30, июнь 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 360.

16. Для получения справочной информации об этих событиях см: А. Т. Джоунс, издание “TheSentinelLibrary” за 15 сентября 1889 года; В. А. Блейкли, “AmericanStatePapersBearingonSundayLegislation”/«Американские государственные документы о воскресном законодательстве», (Вашингтон, округ Колумбия: Ассоциация за религиозную свободу, 1911 год); Эрик Сайм, “AHistoryofSDAChurch-StateRelationsintheUnitedStates”/«История отношений между церковью АСД и государством в США» (Маунтин-Вью, Калифорния: «Пасифик Пресс», 1973 год).

17. Эллен Г. Уайт – к О. А. Олсену, Письмо 81 от 31 мая 1896 года; “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году» стр. 1565.

18. Эллен Г. Уайт, Рукопись 24, декабрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 210.

19. В. К. Уайт - к С. Х. Джонсу, письмо от 18 мая 1887 года; приведено в работе А. Л. Уайта “TheLonelyYears”/«Годы одиночества», стр. 438. Вполне вероятно, что записи о текущих событиях в сфере религиозной свободы, которые были включены в приложение к изданию «Великой борьбы» 1888 года, делали Джоунс или Ваггонер. На странице 565 Эллен Уайт утверждает, что «католицизм со всех сторон набирает силу». Для ознакомления с дополнительной информацией сноска отсылает читателя к этому приложению. На странице 573 Эллен Уайт пишет, что «в тех шагах, которые в настоящее время предпринимаются в Соединенных Штатах с целью обеспечить государственную поддержку церковных учреждений и традиций, протестанты следуют по стопам папистов». И снова читателя отсылают к приложению для ознакомления с дополнительной информацией, которая не была найдена в «Духе Пророчества», т. 4, издание 1884 года. По мнению авторов Центра наследия Эллен Уайт, записи, приведенные в этом приложении, скорее всего, писали Джоунс или Ваггонер. Обе записи были исключены из издания 1911 года, вероятно, потому, что они больше не отражали текущих событий. Дело в том, что издание «Великой борьбы» 1888 года было подготовлено для того времени (1888 г.), его целью было предупредить читателей об опасности того, что происходило в Соединенных Штатах и во всем мире. Эллен Уайт была настолько уверена в работе Джоунса и Ваггонера, что позволила их записям войти в приложение. Свою роль здесь сыграл и тот факт, что Бог послал драгоценную весть, готовя Церковь к тому, чтобы она делилась той же вестью с миром. К сожалению, издание «Великой борьбы» 1888 года закончило тем, что почти два года лежало мертвым грузом в хранилище «Ревю энд Геральд». В основном, это было результатом оппозиции к вести и вестникам.

20. См: “The Sentinel Library”за 15 сентября 1889 года. Возможно, мы, адвентисты, не понимаем, что должны быть благодарны Богу за то, что Он послал Джоунса на защиту церкви, а также и нации, за свободу вероисповедания? Невозможно, однако, по достоинству оценить работу Джоунса в борьбе за свободу вероисповедания, не прочитав сначала его труды, многие из которых были переизданы (в первую очередь, служителями, независимыми от организованной церкви). Интерес к его работам, тем не менее, растет. Журнал “Liberty” недавно переиздал одну из бесед Джоунса на эту тему под названием «Что такое Патриотизм в Соединенных Штатах» и разослал номер по своим подписчикам. «NARLA» [Североамериканская ассоциация религиозной свободы] ежегодно вручает медаль имени А. Т. Джоунса одному из своих членов, который служит наилучшим примером подражания вкладу Джоунса в дело религиозной свободы. Критерии включают в себя готовность с силой провозглашать истину, применяя все свои таланты к практическому делу – к исследованию, освещению в трудах и речах вопросов религиозной свободы; к организации мероприятий в деле ее продвижения, а также явление делом верности евангельскому принципу религиозной свободы». (http://religiousliberty.info/article.php?id=11, 10 марта 2010 года).

21. Эллен Г. Уайт, «Надвигающийся кризис», экстренный выпуск «Ревю энд Геральд» за 11 декабря 1888 года, стр. 4. В книге “AUser-FriendlyGuidetothe 1888 Message”/«Понятное руководство к вести 1888 года»/«Весть 1888 года. Путеводитель», Джордж Найт высказывает идею, что «адвентисты седьмого дня не просмотрели пророческого значения законопроектов Блэра». И что «высокий эмоциональный накал у делегатов Генеральной конференции 1888 года» во многом объяснялся «тем, что адвентисты чувствовали ... что уже стоят лицом к лицу со временем конца». Поэтому «не трудно понять, почему некоторые адвентистские руководители реагировали бурно и эмоционально» на то, что предложили их вниманию Джоунс и Ваггонер (стр. 32-33). Эллен Уайт, однако, предлагает более рациональный взгляд. Многие адвентисты, возможно, на уровне интеллекта и понимали, что за события происходят, но стражи «спали», «были не готовы» и «не осознавали угрожавшей опасности» (стр. 4).

22. Эллен Г. Уайт, «Молитва Давида», проповедь, сказанная 8 декабря 1888 года; «Ревю энд Геральд» за 18 декабря 1888 года, стр. 786-787.

23. Эллен Г. Уайт, «Наш долг и наши обязанности», статья в «Ревю энд Геральд» за 18 декабря 1888 года, стр. 794-795.

24. Эллен Г. Уайт, «”AmericanSentinel” и его миссия», статья, «Ревю энд Геральд» за 18 декабря 1888 года, стр. 791.

25. Эллен Г. Уайт, «Работа возрождения в Церкви Батл-Крика», статья, «Ревю энд Геральд» за 12 февраля 1889 года, стр. 106-107. «Весть 1888 года», представленная Джоунсом и Ваггонером, была очень тесно связана с темой свободы вероисповедания и работой Святого Духа, готовящей народ к тому, чтобы устоять в день Божий. Тот факт, что выход воскресных законов был ближе, чем в какое-либо другое время в американской истории, был мощным и убедительным свидетельством того, что Бог начал изливать поздний дождь – весть о Христе как о нашей праведности, - и что громкий клич вот-вот зазвучит с небывалой силой.

26. Там же.

27. Эллен Г. Уайт, Рукопись 30, июнь 1889 года, “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 378-379. Мы не должны забывать, что великий противник в течение почти 1500 лет действовал через папскую церковь, стараясь не только покончить с законом Божьим, но и попрать веру Иисуса, добавив к этому отмену свободы совести: «Папство хорошо приспособлено для осуществления всех этих намерений. Оно рассчитано на два класса людей, охватывающих собой почти весь мир, - тех, кто спасается за счет собственных заслуг, и тех, кто спасается во грехах. В этом - секрет его силы». Католическая церковь также «предала анафеме тех, кто отстаивает свободу совести и религиозного поклонения, а также всех тех, кто утверждает, что церковь не может использовать силу» (Эллен Г. Уайт, «Великая борьба», стр. 572, 564). Трехангельская весть противостоит подобной лжи, провозглашая заповеди Божии и веру Иисуса, как и свободу совести для всех, для кого суббота является знамением.

28. Эллен Г. Уайт, «Работа Возрождения в Церкви Батл-Крика», «Ревю энд Геральд» за 12 февраля 1889 года, стр. 106-107. Артур Л. Уайт утверждает, что Неделя молитвы, которую планировалось провести с 15 по 22 декабря, на самом деле «длилась месяц» (“TheLonelyYears”/«Годы одиночества», стр. 420).

29. Эллен Г. Уайт, Рукопись 30, 30 июня, 1889 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 367.

30. Эллен Г. Уайт, Рукопись 25 «Дневник», декабрь 1888 года; в книге Артура Л. Уайта “TheLonelyYears”/ «Годы одиночества», стр. 421.

31. Там же.

32. Дэн Т. Джонс – к Дж. В. Ватту, письмо от 1 января 1889 года. Это описание А. Т. Джоунса отличается от многочисленных описаний, приводимых современными историками. См. также: Глава 6, сноска 6.

33. Эллен Г. Уайт, Рукопись 24, ноябрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 228.

34. Эта картина почти идентична тому, что писала Эллен Уайт в «Ранних произведениях», когда люди входили за Христом во Святое Святых и говорили: «Отец, дай нам Духа Твоего». Тогда Иисус вдыхал в них Духа Святого. В этом дыхании были свет, сила и обилие любви, радости и мира» (стр. 55).

35. Эллен Г. Уайт, Рукопись 30, 30 июня 1889 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 366-369, 378-379, 381.

36. Были в Батл-Крике и другие факторы, не позволявшие некоторым услышать и мешавшие принять представленную весть. Была запланирована Рождественская программа с участием маленьких детей, одетых в костюмы. В своем дневнике, в записи за 24 декабря, Эллен Уайт выразила беспокойство: «В санатории прошли широкие приготовления, но из-за этого большое число людей не участвовало [в молитвенной неделе]» (Рукопись 25 (неопубликованная), декабрь 1888 года). Эллен Уайт выказала озабоченность по поводу большого количества «времени и труда», затраченных на подготовку к программе: «Пока кропотливые усилия прилагались к тому, чтобы устроить представление, шли собрания, представляющие глубочайший интерес, которым следовало бы уделить внимание и на которых было важно присутствовать каждой душе, чтобы им не упустить ничего из той вести, которую Учитель послал им». Понимая пророческое время, в которое жил народ, и представляемую истину для настоящего времени, Эллен Уайт призывала учителей распознать свет, чтобы передавать его детям: «О, пусть учителя субботней школы проникнутся духом вести для настоящего времени и привнесут эту весть во все свои труды. ... Трудитесь, чтобы спасти их [детей], указывайте им на Иисуса, Который так возлюбил их, что отдал за них Свою жизнь. Повторяйте драгоценное заверение, которое Сам Бог дает им (цитируется Исход 34: 6-7). Иисус должен был быть представлен детям в простоте, как прощающий грех Спаситель, внесший за завесу кровь Своего искупления. ... Скажите им: бесполезно думать, что они могут стать лучше сами, бесполезно обещать исправиться, ибо это не удалит с них ни одного пятна греха. Единственный путь обрести понимание греха и истинное покаяние - это положиться, такими, каковы они есть, на провозглашенную милость и явленную любовь Божию» (Письмо 5 от 26 декабря 1888 года; “ManuscriptReleases”/ «Опубликованные рукописи», том 19, стр. 300-305).