ГЛАВА 29 ОБЕТОВАНИЯ ИЗРАИЛЮ ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ЗАКОНА (Часть 2) Печать

После того, что мы уже узнали из истории Израиля, ничто более кратко и просто не раскрывает цель Бога в провозглашении закона на Синае, как Гал. 3, которую мы кратко изучим. Она так же проста, как книга детских рассказов, и при этом так же глубока и необъятна, как Божья любовь.

Шестой и седьмой стихи первой главы показывают нам факт, что галатийские братья начали отходить от веры, обманувшись ложным учением – иным Евангелием. После чего апостол неистово восклицает: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Гал. 1:8, 9).

Единственной частью Священного Писания, которая была написана, когда проповедовал Павел, были книги, обычно известные как Ветхий завет. Когда он проповедовал, он открывал Священное Писание и объяснял его; и заинтересованные среди его слушатели, проверив Священные Писания, находили в них те же вещи, которые проповедовал он (Деян. 17:3, 11). Когда он был приведен на суд из-за ереси и мятежа, он торжественно объявил, что во всем своем служении он не говорил ничего, "кроме того, о чем пророки и Моисей говорили" (Деян. 26:22). Теперь, когда мы опять читаем о его анафеме против всякого, кто будет проповедовать Евангелие, отличное от того, которое проповедовал он, мы знаем, что если какой-то человек проповедует что-нибудь отличное от того, что найдено в Ветхом завете, он навлекает на себя Божье проклятие. Это – веская причина, почему мы должны тщательно изучать писания Моисея и пророков.

Поэтому зная, что Павел всегда и всюду не проповедовал ничего, кроме "Иисуса Христа и притом распятого", мы не удивляемся, что он восклицает: "О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?" (Гал. 3:1). Из трудов Моисея и пророков, они должны были увидеть Христа, не как Того, Кто был распят и даже не просто Того, Кто был распят несколько лет назад, но как Того, Кто был распят среди них. И из тех древних рукописей он продолжал восстанавливать их слабую веру и ревность.

Они были полностью обращены, поскольку они получили Духа и претерпели гонения за Христа. Поэтому апостол спрашивает: "Через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?" (Гал. 3:2). Они слышали слова закона и приняли их верой, и таким образом праведность закона была вписана в них Духом. "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин. 6:29). Апостол не обесценивал закон, но только упрекал их за неправильное отношение к нему. Когда они слышали его в вере, они приняли Духа и это было для них благословением; но когда они начали доверять плоти, чтобы исполнить праведность закона, они прекратили повиноваться истине.

Снова апостол спрашивает: "Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?" (Гал. 3:5). Очевидным ответом на него было бы – через наставление в вере, поскольку "Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность" (Гал. 3:6). Они подобно Аврааму были оправданы – сделаны праведными – через веру, а не дела.

Прежде чем мы пойдем дальше, давайте рассмотрим несколько определений. "Грех есть нарушение закона" (1 Ин. 3:4) и "всякая неправда есть грех" (1 Ин. 5:17). Отсюда следует, что всякая неправедность – это нарушение закона, а раз это так, то очевидно, что всякая праведность является повиновением закону. Поэтому, когда мы читаем, что Авраам поверил Богу и это вменилось ему в праведность, мы можем быть уверены, что его вера была вменена ему в повиновение закону.

Вменение веры Авраама в праведность не было пустой формой. Так же и в случае с нами. Помните, что вменение сделано Богом, Который не может лгать; Кто называет вещи, которых нет, как если бы они были; Кто делает мертвое живым. Авраам на самом деле обладал праведностью. Вера действует. "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин. 6:29). "Сердцем веруют к праведности" (Рим. 10:10).

Из этого небольшого отступления мы можем увидеть, что в даной главе нет никакого умаления закона, но что праведность, которая есть плод веры, всегда является повиновением Божьему закону.

Авраам – отец всех верующих. "Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы" (Гал. 3:7, 8). Евангелие, которое проповедовалось Аврааму, то же самое, которое предлагается для "всех человеков" и которое "будет проповедоваться во всем мире, во свидетельство всем народам". Оно будет проповедано "каждой твари", и кто поверит ему и крестится, будет спасен. Но в Евангелии праведность Божья открывается из веры в веру. Евангелие проповедуется для повиновения верой. Повиновение несет с собой благословение, поскольку написано, что благословенны те, которые исполняют Его заповеди. "Итак верующие благословляются с верным Авраамом" (Гал. 3:9).

 

ПРОКЛЯТИЕ ЗАКОНА

 

"А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Гал. 3:10).

Невнимательное чтение этого стиха и возможно только первой части, привело некоторых к тому, что они поверили, будто сам закон и повиновение ему – это и есть проклятие. Но вдумчивое чтение последней части стиха показывает, что это является серьезной ошибкой. "Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона". Проклятие приходит не за повиновение, а за неповиновение. Проклят не тот, кто постоянно делает все, что написано в законе, но тот, кто не делает этого постоянно. Должна быть сделана не только часть, но все; и не только иногда, но постоянно. Тот, кто не делает этого, проклят; поэтому человек, который делает, будет благословлен.

В девятом и десятом стихах этой главы мы видим тот же самый контраст благословения и проклятия, которое представлено во Втор. 11:26-28: "Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете". С одной стороны мы имеем группу, состоящую из веры, повиновения, праведности, благословения и жизни; с другой стороны – находим связанные вместе в одну связку неверие, неповиновение, грех, проклятие и смерть. Человеческий возраст не может оказать какого-то воздействия на эти группы.

"А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им" (Гал. 3:11, 12).

"Но кто исполняет его, тот жив будет им". Но ни один человек не исполнил его, "потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23). Поэтому никакой человек не может найти в законе жизнь – "…заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти" (Рим. 7:10). И поэтому всякий, кто бы ни пытался соблюдать закон своими силами, находится под проклятием; и представлять закон перед людьми, которые не принимают его верой, это значить вести их к погибели. Проклятие закона – это смерть, которую он причиняет за его нарушение.

Но "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе]" (Гал. 3:13). Здесь мы имеем новое свидетельство, что смерть является проклятием закона, так как смерть была тем, что Христос претерпел на древе. "Возмездие за грех есть смерть" и Христос был сделан "грехом за нас" (см. 2 Кор. 5:21). "Господь возложил на Него грехи всех нас" и "ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5, 6). Христос искупил нас вовсе не от повиновения закону, но от его нарушения и от смерти, которую приносит грех. Его жертва была для того, чтобы "оправдание закона исполнилось в нас" (Рим. 8:4).

Истина, что "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою" была такой же истиной в дни Израиля на Синае, как и сегодня. За семьсот лет до того, как на Голгофе был поднят крест, Исаия, чей грех был очищен живым углем с Божьего алтаря, и кто знал, о Ком он говорил, сказал: "Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни" "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:4, 5). Это идентично Гал. 3:13.

Вновь, ссылаясь на детей Израиля во время их блуждания по пустыне, Исаия пишет: "Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние" (Ис. 63:9). И именно Давиду, жившему намного раньше Исаии, мы обязаны за эти согревающие душу слова: "Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам". "Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши" (Пс. 102:10, 12). Это описание исполнившегося факта. В те дни спасение было таким же полным, как и сегодня.

Христос – это "Агнец, закланный от создания мира"; со дней Авеля и до сих пор Он искупил от проклятия закона всех, кто поверил Ему. Авраам получил благословение праведности; и "верующие благословляются с верным Авраамом" (Гал. 3:9).

Это становится еще более очевидным из утверждения, что Христос был сделан проклятием за нас, "дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою" (Гал. 3:14). Аврааму и тем, кто является его детьми через веру, независимо от того, какова их национальность или язык, принадлежат все благословения, которые приходят через креста Христа; и все благословения Христова креста являются такими же, которые имел Авраам. Неудивительно то, что он так рад был увидеть день Христов. Смерть Христа на кресте приносит нам только благословение Авраама и ничего больше.

 

НЕИЗМЕННЫЙ ЗАВЕТ

 

"Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу" (Гал. 3:15-17).

Первое утверждение очень простое: никакой человек не может аннулировать, что-то изъять или добавить даже к человеческому завещанию, если оно было однажды утверждено. Заключение такое же простое. Бог заключил завет с Авраамом и подтвердил его клятвой. "Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду" (Евр. 6:16-18). Поэтому тот завет, который был утвержден во Христе Божьей клятвой и выполнение которого было заверено Божьим существованием, впоследствии не мог быть изменен ни на йоту. Не одна черта или йота не может пропасть из него или быть добавлена к нему, в то время как Бог живет.

Обратите внимание на утверждение, что "Аврааму даны были обетования и семени его". И семя – есть Христос. Все обетования Аврааму были подтверждены во Христе. "Обетования" помнятся, а не просто обещаются. "Ибо все обетования Божии в Нем 'да' и в Нем 'аминь', – в славу Божию, через нас" (2 Кор. 1:20).

 

МЫ ИМЕЕМ ТУ ЖЕ НАДЕЖДУ

 

Еще раз обратите внимание что завет, заключенный с Авраамом и подтвержденный Божьей клятвой, дает нам надежду во Христе. Он был подтвержден клятвой, чтобы мы могли иметь сильное утешение и всегда сохранять надежду. Итогом завета было оправдание верой в распятого Иисуса, как показано словами Петра: "Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших" (Деян. 3:25, 26).

Поэтому крест Христа и благословения прощенных грехов существовали не только на Синае, но и во дни Авраама. Когда Иисус восстал из могилы, спасение не отличалось от того, когда Исаак нес дрова для своего жертвоприношения на гору Мориа; ибо обетования Божьи и клятва – это "две непреложные вещи". Даже если это всего лишь человеческий завет, то "никто не отменяет и не прибавляет к нему". Насколько же больше Божий завет, подтвержденный клятвой и заверенный Его собственной жизнью! Этот завет охватывает спасение всего человечества. Поэтому, после Божьего обещания и клятвы Аврааму ничто не могло быть добавлено в план спасения. Не потребовалась ни одна новая обязанность и не произошло никакого изменения в условиях спасения.

Поэтому закон, пришедший на Синае, не внес никакой новой особенности в завет, заключенный с Авраамом и подтвержденный во Христе, и никак не аннулировал обещание. Завет, который был подтвержден ранее Богом во Христе, не может быть как-то аннулирован и его обещания не станут неэффективными через провозглашение закона спустя четыреста тридцать лет.

Все же закон должен соблюдаться, и если он не соблюдается, то приходит смерть. Ни одна йота и ни одна черта не могут быть изъяты из закона. "Проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, написанного в книге закона". Поскольку представление закона на Синае ничего не добавляло к завету с Авраамом, и при этом закон должен совершенно соблюдаться, из этого следует, что закон был в завете, заключенном с Авраамом. Праведность, которая была вменена Аврааму этим заветом, праведность, которую Авраам имел через веру, была праведностью закона, провозглашенного на Синае. И это очевидно из факта, что Авраам получил обрезание, как печать праведности, которую он имел через веру, и обрезание просто принималось за соблюдение закона (см. Рим. 2:25-29).

Божья клятва Аврааму заверяла вменение Божьей праведности, которая полностью представлена в десяти заповедях, в и на каждого верующего. Завет, подтвержденный во Христе, и закон, находящийся в завете, это наиболее явное Божье требование для христиан в эти дни, а не то, что отличает их от того, какими они были во дни Авраама. Представление закона не внесло никакого нового элемента.

Зачем тогда закон? Если закон вообще не внес никаких изменений в условия завета, заключенного с Авраамом, для чего он был дан? Вот ответ: "Он дан* по причине преступлений" (Гал. 3:19); он "пришел после, и таким образом умножилось преступление" (Рим. 5:20). Он не был "противен обетованиям Божиим" (Гал. 3:21), но был в полной гармонии с ними; ибо все Божьи обетования даны через праведность, а закон – это стандарт праведности. Он был необходим по причине преступления, которое умножилось, "дабы как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим" (Рим. 5:21). Обличение обязательно предшествует обращению. Наследство могло быть получено только через праведность, хотя оно было полностью обещанием; ибо праведность – это "дар благодати". Но чтобы люди могли оценить Божьи обетования, они должны почувствовать в них свою нужду. Закон был дан таким впечатляющим способом с целью дать им понять, насколько для них было невозможно получить его праведность своей силой и что только Бог мог и стремился обеспечить их этой праведностью.

 

ХРИСТОС – ПОСРЕДНИК

 

И это подтверждено фактом, что он был преподан руками Посредника. Кто был этот Посредник? "Но посредник при одном не бывает, а Бог один" (Гал. 3:20). "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1 Тим. 2:5). Поэтому Иисус Христос был Тем, Кто дал закон на Синае; и Он дал его как имеющий полномочия Посредника между Богом и людьми. И хотя было невозможно, чтобы закон мог дать жизнь; закон – смертельный для неверующих грешников – был в руках Посредника, Который отдает Свою жизнь, являющуюся исполненным в совершенстве законом. В Нем уничтожается смерть, и жизнь занимает ее место; Он несет на Себе проклятие закона, и Его благословение приходит к нам. Это приводит нас к факту, что в Синае мы видим Голгофу, для дальнейшего рассмотрения которой мы должны обратиться к следующей главе.

Настоящая истина, 19 ноября 1896 года

 

* Некоторые пытаются построить свои аргументы на слове "дан", предполагая, что оно указывает на нечто новое и добавленное к условиям, которые Бог предварительно дал. Ссылка на Втор. 5:22 покажет значение, в котором оно используется. Повторяя эти десять заповедей, Моисей сказал: "Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака [и бури] громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне". То есть Он говорил только это и не более того. То же самое показано более явно в Евр. 12:18, 19: "Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово". Сравните с Исх. 20:19. Греческое слово "говорил" в этом случае идентично представленному слову "дан" в Гал. 3:19 и во Втор. 5:22. Поэтому перед нами стоит вопрос, каково было применение закона, если он не внес никаких изменений в завет? Ответ: "Он был дан по причине преступлений".