Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Весть 1888 года В ПОИСКАХ КРЕСТА Роберт Виланд 7 НЕЗАМЕТНАЯ РЕАНИМАЦИЯ «ВЕТХОГО ЧЕЛОВЕКА»
7 НЕЗАМЕТНАЯ РЕАНИМАЦИЯ «ВЕТХОГО ЧЕЛОВЕКА» PDF Печать E-mail

Если Христос умер не напрасно. Его последователи будут сиять в этом темном мире подобно звездам в ночи во время шторма. Они будут свободны от проклятия эгоизма.

Но когда мы посмотрим вокруг нас и заглянем внутрь нас, мы увидим что грех, побежденный на одной ступени духовного роста, снова незаметно появляется на другой, более высокой ступени. Себялюбие опять выходит на поверхность в измененной и более утонченной форме, но от этого оно не перестает быть злом. Страстные притязания «святых», которые забыли, что они грешники, стали во многом позором и упреком в сторону христианства в глазах остального мира. Нетрудно представить тот стыд, который часто должен чувствовать Христос.

В учении Иисуса о кресте мы можем ясно увидеть решение этой проблемы: «И Он сказал им всем: если кто-нибудь хочет идти за Мной, отрекись от себя и каждый день бери крест свой и следуй за Мной». Лк. 9:23, англ. пер. Причиной для такого повеления ежедневно брать крест является тот факт, что «ветхий человек», который был распят вчера, сегодня появляется в новой форме. Искренний верующий никогда полностью не сможет постичь его подлинной сущности. Наше сегодняшнее понимание своего «я» может быть правильным, и наш сегодняшний опыт распятия и отказа от своего «я» — истинным. Но каждая одержанная победа — это победа только в одном сражении, а не в самой войне. «Ветхий человек» каждый день появляется в более искусно замаскированном виде. Поэтому, по словам Иисуса; необходимо нести свой крест ежедневно.

Можем ли мы когда-нибудь достичь такого состояния, когда несение креста будет не нужно?

Сказать «да», значит, считать себя лучше Иисуса, потому что Ему приходилось принимать бой каждый день Своей земной жизни. «Не ищу Моей воли, — говорил Он, имея в виду Свою ежедневную борьбу, — но воли пославшего Меня Отца». Ин. 5:30. Иисус не просил бы нас следовать за Ним ежедневно, неся свой крест, если бы Он Сам также не брал ежедневно Свой крест. «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего». Мф. 10:24.

Не только здесь, в этой жизни, необходимо каждый день нести крест, но даже в вечности принцип самоотречения, символически представленный крестом, будет для искупленных как движущим мотивом их поступков, так и постоянным предметом их исследования. Книга Откровение сообщает нам, что после уничтожения греха Христос все еще будет носить указывающий на распятие титул — «Агнец». Храм Нового Иерусалима — Агнец; река воды жизни исходит от престола Агнца; престол Бога — это престол Агнца. См. Откр. 21:22; 22:1, 3. Любовь, в обильной мере проявленная на кресте, всегда будет считаться основанием правления Божьего и нескончаемым потоком света прольется на все миры. Только когда самоотверженная любовь Христа будет царствовать в каждом сердце, можно быть уверенным, что грех во Вселенной никогда больше не повторится. Если бы в чьем-нибудь сердце когда-нибудь снова возникло себялюбие, само существование греха опять привело бы к войне во Вселенной, и все ее печальные разрушительные последствия должны были бы повториться. Благодарность Богу, что этого никогда не произойдет. И сейчас, ежедневно неся свой крест, мы уже начинаем жить согласно этого принципа вечной жизни.

Новые формы, принимаемые «ветхим человеком».

Поскольку повеление Иисуса ежедневно брать крест необходимо только потому, что «ветхий человек» каждый день воскресает, то наш долг — обнаружить; какие новые формы может принять «ветхий человек».

«Ветхий человек» может быть изысканным, утонченным, высококультурным «я», хорошо образованным и пользующимся уважением других. Он может отлично разбираться во всех тонкостях искусства, литературы и музыки и быть вхож в элитарные круги нашего общества. Однако нет принципиальной разницы между тем «ветхим человеком», который, как мы считаем, достоин порицания, и этим высококультурным, гордым «я» за исключением того, что последний более сложен для понимания и его труднее привести ко кресту.

«Ветхий человек» может любить совершать добрые дела в своей семье и в обществе. Он может занимать место руководителя, состоять в клубах идеалистов, которые затрачивают все свое свободное время, чтобы делать добро, и в то же самое время он упускает из виду возможность совершить нечто гораздо лучшее. Политики делают много добра. Среди них есть много хороших мужчин и женщин. Но с какой легкостью аплодисменты в их адрес превращаются в долгожданный лавровый венец, а похвала за совершенные деяния рождает гордость. «Ветхий человек» одерживает победу.

Наиболее тяжелой формой, которую принимает «ветхий человек», является свое «я», скрытое под маской религиозности и находящее выход для своей греховной гордыни в набожных молитвах, увещаниях и даже проповедях. Сами жертвоприношения, которые совершает свое «я», способствуют увеличению духовной гордости.

Фактически, никто так сильно не нуждается в том, чтобы не допустить незаметной реанимации «ветхого человека», как служитель Евангелия. Если в его жизни не происходит ежедневного осуществления принципа креста, то выполнение им своих обязанностей и даже так называемый евангелизм могут стать для него огромным камнем преткновения, разрушающим истинные взаимоотношения со Христом. Работа, совершенная в таком духе, имеет губительные последствия, потому что она является греховным своекорыстным проявлением «ветхого человека», свидетельствующим о его реальном существовании.

Господь Иисус указывает на причину, почему Он будет вынужден раскрыть то трагическое заблуждение, которое вызовет потрясение в последний день: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Мф. 7:22, 23. Они делали «беззаконие», потому что их движущей силой было свое "я". А все, что делает свое «я», является грехом, ведущим к смерти. Поскольку «слово о кресте» есть «сила Божия» (1Кор. 1:18), любая другая проповедь, отрицающая принцип креста, является ничем иным, как силой сатаны, действующей посредством "ветхого человека".

Когда «я» совершает работу, "ветхий человек" уверен, что он действует во имя Христа, как Иисус и говорил, что «многие» будут протестовать в последний день, утверждая, что они трудились во имя Его. Те «многие», которым Господь вынужден будет в конце концов отказать по причине того, что Он не знает их лично, будут представлять собой жалкое зрелище. Они все время были совершенно уверены в том, что принимают участие в служении Христу. Они были готовы славить Господа за чудесные дела, которые были совершены, не осознавая при этом, что их уверенность зависела от видимых результатов. Но то, что они видели, не было, как они полагали, делом Христа. Это были их собственные дела. «Ветхий человек» живет видением, а не верой.

Они всегда были готовы славить Господа за чудесные дела, которые были совершены, но они не замечали гордости, сокрытой глубоко в их сердцах. Они думали, что Господь был достаточно счастлив иметь их в Своем распоряжении, чтобы выполнить эту работу. Зачастую обман был настолько коварным, что даже «избранные» с трудом противостояли искушению.

Иисус предвидел это хитрое искушение, когда с нежностью наставлял учеников не покоряться гордости, незаметно проникающей в сердце при выполнении духовного служения. Когда «семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем», в памяти Иисуса возникли картины грехопадения Люцифера, бывшего некогда на небе служителем — «помазанным херувимом, чтобы осенять». Он сразу же понял, с какой легкостью возбуждение учеников, вызванное большими миссионерскими успехами, может перерасти в гордость подобно тому, как это произошло в сердце Люцифера. «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию... Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Лк. 10:18-20. Если бы пасторы, евангелисты, епископы и другие церковные работники отнеслись к словам Иисуса с большим вниманием, как много искренних служителей были бы способны, исполняя свои обязанности, преодолеть обманчивую силу духовной гордости!

Глубокое видение Павлом этой проблемы со всеми ее возможными трагичными последствиями выразилось в его убеждении, что, если евангельский работник перед лицом испытания последнего дня будет готов признать свое «дело» неудачей, то он «сам спасется, но так как бы из огня». 1Кор. 3:15. Только пережив такой опыт смирения своего сердца перед Богом, можно заложить основание для строительства в своей жизни духовного здания из "золота, серебра, драгоценных камней", которое выдержит "огонь" Божьего суда. Ст. 12, 13. Всякое строение, возведенное на любом другом основании, кроме Иисуса Христа, окажется, в конце концов, сделанным всего лишь из «дерева, сена, соломы». Ст. 12, 15. Джордж Макдональд сказал: «Человек может получить спасение только одним путем: если его дело, будучи подвергнуто испытанию огнем, выдержит его» («Непроизнесенные проповеди», стр. 147).

Для «ветхого человека» естественно домогаться почестей, которые сопутствуют религиозному служению, особенно находясь в обществе людей, претендующих на звание духовного Израиля. В таком обществе, где нет «места для поиска мирской славы и почестей, нет и благоприятной возможности для удовлетворения человеческой жажды превосходства. Однако если «ветхий человек» ежедневно не распинается, его стремление к высокому положению перерастает в желание стать уважаемым руководителем в глазах отдельного общества религиозных людей. Когда престиж церкви растет, ее «пророки» становятся более и более подвержены опасности попасть в обманчивую ловушку современной разновидности поклонения Ваалу — поклонение самому себе, замаскированное под поклонение Христу.

Еще одно проявление "ветхого человека" — это вера в то, что экстатический восторг, вызванный пережитыми им восхитительными опытами, является чудесным проявлением сверхъестественной силы в нас и через нас. Мы испытываем при этом сильное искушение считать чудеса доказательством Божьих благословений. Но как «ветхий человек» может быть вовлечен в эту демонстрацию чудодейственных способностей? Не является ли отрицание таких чудес отрицанием Бога? Отнюдь нет.

Для падшего Люцифера не составляет никакой проблемы творить чудеса. «И не удивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела света». 2Кор. 11:14. Уверены ли мы, что сможем безошибочно отличить работу такого «ангела света» от истинной работы Святого Духа? «Посему кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». 1Кор. 10:12. Наш Спаситель с нежностью предостерегал нас: «И восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Мф. 24:24.

Подобные ответы на молитвы могут казаться настоящим свидетельством Божьей особой милости и доказательством, что Бог действует в наших интересах. При этом мы можем не осознавать, с каким удовольствием «ветхий человек» упивается гордостью, которая возвышает нас над нашими товарищами. Обычно предметом гордости некоторых может быть знакомство с великими мира сего. Те же, кому не посчастливилось лично знать этих знаменитостей, остается только завидовать им. Точно так же появлению гордости в сердце тех, кто получил такие ответы на молитвы, может способствовать предположение, что они, подобно фарисеям в древности, любимцы Неба и что они гораздо лучше обычных людей, которым, по-видимому, было отказано в таком чудесном доказательстве Божьего благоволения. Для человека, пережившего тот восхитительный опыт, довольно сложно распознать, какую роль играет при этом свое «я».

Крест как основание для приговора.

Давайте еще раз взглянем на ту достойную сожаления группу людей, которые в день суда пытаются убедить Христа, говоря: «Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Несомненно, они всегда полагали, что их дела были сделаны во Христе и являлись ответом на их молитву во имя Его. Они молились; и они получали несомненные результаты, вызывавшие изумление. Однако совершенно ясно, что ответы, полученные ими, исходили совсем не от Христа, потому что Он вынужден с печалью сказать им: «Я никогда не знал вас». Мф. 7:22, 23.

Но был некто, который знал их, ибо они видели чудеса как явный ответ на их молитвы. Если Иисус говорит, что это был не Он, то кто же это тогда был?

Мы уже поняли, что сатана может приходить под видом «ангела света», «лжехриста», который творит «великие знамения и чудеса». И в самом деле, кажется, что он имеет некоторое отношение к Небу, потому что «творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми». Но эти чудеса не открывают его истинный характер. Иоанн добавляет, что «чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле». Откр. 13:13, 14. Таким образом, чудеса не являются критерием истинности христианского опыта.

Отказаться от этого восхитительного чувства экстатического восторга, приходящего от психоэмоционального воздействия на нас и через нас некой сверхъестественной силы, — вряд ли есть что-либо более трудное. Однако знамения и чудеса становятся своего рода системой обманных действий, присущих лжехристу, или Ваалу в его современной форме. Если для «ветхого человека» возможно снова появиться на поприще евангельского служения, то для Ваала также возможно благословлять и посылать успех своим пророкам в их работе. Представление о «Христе», основанное на наших переживаниях, чувствах, эмоциях, не является безошибочным. Но Христос, представленный в свете Библии, креста, истины, — самое надежное основание. Ни в коем случае нельзя допустить путаницу этих двух представлений!

В последнем искушении — большое заблуждение: Пытаться совершать добро из ложных побуждений.

Т. С. Элиот, «Убийство в Кафедральном соборе».

В конечном счете, сердечные устремления каждой человеческой души направлены либо ко Христу, либо к сатане, и предстоящий кризис в конце времени исключит возможность половинчатого служения. Поскольку сатана знает, что лишь немногие осознанно и открыто предпочтут служить ему, он вынужден откровенно заявить, что поклонение своему «я» — это поклонение Христу. А если человек поглощен самим собой, сатана может претендовать на его верность своим принципам. Это и есть дух «антихриста». Он употребляет все свое искусство в приготовлении к последнему конфликту, надеясь собрать под свои знамена все множество живущих на земле, включая и «избранных», стараясь сосредоточить их внимание на себе под видом посвящения себя Христу. Многие не смогут распознать, что сам мотив их служения был или желанием получения воздаяния, или трусливым страхом перед наказанием. Подобно людям, которые во время войны в зависимости от успеха той или иной стороны меняют свои убеждения, они готовы подчиниться всякому, кто имеет «пряник» воздаяния или «кнут» наказания вне зависимости от того, какова истинная ценность этой личности. «Ветхий человек» раболепно покорится всякому, кто имеет верховную власть. Но Христос не примет такого служения, основанного на принуждении.

Поэтому каждая душа должна будет пройти испытание, чтобы показать свою глубочайшую сердечную преданность Христу. Это согласие пройти испытание и есть наш ответ на предложение взять крест. Это испытание продолжается для всех нас день за днем.

Когда кто-нибудь болен или ранен, надлежащая медицинская помощь может иногда вызвать у него болезненные ощущения. Но никто, будучи в здравом уме, не откажется от предложенного ему средства, которое ведет к выздоровлению и обновленной жизни, только из-за того, что оно причиняет боль.

На пути креста подобным образом можно пережить опыт исцеления. «Обольщение грехом» может сделать так, что этот путь покажется неприятным, но когда грешник извлечен из «страшного рва, из тинистого болота» и его ноги «поставлены на камне», тогда радость приходит вслед за болью так же неизбежно, как день наступает после ночи. «Камень» — это Христос, а «тинистое болото» — это постоянное замешательство и смущение, вызванное господством «ветхого человека» См. Пс. 39:2, 3.

Вы устали от страхов, от мучающего вас беспокойства от зависти по отношению к другим, от чувства неуверенности, от гнетущего сознания бессмысленности существования? Пусть ваши ноги станут на твердой скале, на которой водружен крест. С какой радостью вы тогда воскликнете: "Наконец-то под моими ногами есть нечто надежное!"