ПРОПОВЕДЬ № 4 Наука спасения. Часть 2-я. |
14 февраля 1897 года.
Несколько слов пояснения перед началом сегодняшней темы. Без сомнения, многие могли спрашивать о том, всё ли сказанное в прошлый раз является достоверной информацией и выдержит проверку. Всё сказанное выдержит проверку. Всё сказанное мной было сказано не без оснований. Бесспорно, я не касался всех деталей, но когда вы будете иметь возможность читать всё сказанное в печатном виде и размышлять об этом, то вы убедитесь в том, что это правда. Было сказано о том, что подснежник находится в балансе с землёй, а земля сбалансирована с подснежником. Но что если метеор весом в несколько тонн упадёт на землю, то разве гравитация земли не увеличится? А если так, то разве это падение не нарушит баланс между цветком на земле и самой землёй? - Нет, потому что с данным цветком сбалансирована не только земля, но и вся вселенная. Вспомните о том, что, рассматривая закон гравитации, мы говорили о научном утверждении: "Каждая частичка материи во вселенной притягивается любой другой частичкой, поэтому не только земля, но и вся вселенная сбалансированы и приспособлены даже к свойствам цветов; поэтому падение метеорита не изменит баланс гравитации во всей вселенной". Ещё пару слов о прошлой теме. Если бы я на прошлом уроке рассматривал тему "Наука в Библии", или "Наука и Библия", то я более полно говорил бы о том, что такое гравитация, и что не является гравитацией с позиций научного мира. Но я не говорил об этом; прошлым вечером я затронул только историю об открытии закона гравитации, и природу данного понятия, или закона. Со времён Ньютона произошли некоторые изменения в отношении теории этого закона, но это никак не повлияло на сам закон. Говоря буквально, гравитация вовсе не является законом. Это просто сила Божья в действии. Не существует никаких "законов природы". Законы природы - это обычные действия Бога, совершаемые постоянно. Закон гравитации - это всего лишь описание того, что делает Бог, откровение Его силы. Но поскольку я не углублялся в этот закон, то я использовал широко распространённые термины и определения, и использовал их только для того, чтобы описать, как поддерживается баланс во вселенной. Сегодня вечером я прочитаю ещё одно научное утверждение. Оно также взято у одного из ведущих учёных мира: "Наука представляет собой самые точные знания, которыми мы владеем, по какому-либо предмету". Слово "наука" буквально означает "знание". Определение о том, что наука - это продукт мышления, звучавшее прошлый раз, также верно. Наряду с этим определением, мы можем смело говорить о науке как о самом точном знании, которое мы имеем по какому-либо предмету. Сейчас мы вернёмся к двум пунктам предыдущего урока. Где можно было найти самое точное знание о различии в сиянии звёзд на протяжении семнадцати столетий, прежде чем об этом узнала наука? - В Библии. Где же в таком случае содержались знания истинной науки по этому вопросу? - В Библии. Где содержалось самое точное знание о балансе во вселенной на протяжении двадцати пяти веков, прежде чем это знание было открыто? - В Библии. Тогда я спрошу: какая книга была самой научной книгой в мире в этих областях науки? - Библия. Помните о том, что я ещё не касаюсь темы "Библия и наука". Я всё ещё говорю о науке спасения. И хотя здесь могут затрагиваться и другие науки, но они могут затрагиваться только в неразрывной связи с этой главной наукой. И это делается для того, чтобы мы знали на основании доказательств, которые мы можем рассмотреть за эти два часа исследований, что спасение - это наука, самая высокая наука во вселенной, что она достойна нашего внимания больше, чем все остальные науки, и что мы поступаем как самые настоящие учёные, когда посвящаем этой науке свои высшие силы и стремления. Библия не посвящена никакой другой науке кроме науки спасения. Она описывает только эту науку. На другие науки она может ссылаться, но в ней не содержится подробное их описание. Но почему в ней содержатся ссылки на другие науки, подобные тем, которые мы видели в послании к коринфянам, и в книге пророка Исаии? Неужели для того, чтобы открыть какое-то научное знание? - Нет. Это делается для того, чтобы мы имели хорошие иллюстрации, познавая науку спасения. Почему в 1-м послании к коринфянам (15:14) мы узнаём об определённом астрономическом факте? С какой целью нам сказано о том, что "звезда от звезды разнится в славе"? Это сказано для того, чтобы помочь нам понять следующее высказывание: "Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении". Подобно тому, как одна звезда отличается от другой в славе, так отличается и воскресение. Вы видите, что целью для приведённого научного утверждения является иллюстрация определённого понятия в науке спасения, чтобы помочь нам лучше понять какую-то истину в этой науке. Почему пророк Исаия применил в своём пророчестве утверждение о законе гравитации? Давайте взглянем на эту главу, чтобы понять это. Я прочитаю данный текст, а затем процитирую ещё один текст в конце рассуждения, которое следует за ним. "Кто исчерпал воды горстью своею?... Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает." (Ис.40:12,25,26) Ничто не ускользает от внимания Бога, и всё во вселенной сбалансировано и приспособлено к жизни самого маленького цветка, растущего в поле. Но почему Он привлекает к этому научному факту наше внимание, приводя эти сведения в данной главе? Это делается не для того, чтобы обратить наше внимание к данному научному факту, а чтобы привлечь внимание людей к науке спасения. Какова же главная цель? Нам предлагается подумать об этих фактах, а также о том, каким образом всё это было достигнуто. А затем мы читаем: "Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"? (Ис.40:27) Бог проявляет величайшую заботу о цветке, который мы видим в поле под нашими ногами, и который не забыт и не сокрыт от Него. Как же вы, люди, можете говорить о том, что вы сокрыты от Господа, что ваши страдания остаются незамеченными, что Он больше не заботится о вас? Как вы видите, во всех случаях упоминание о научных данных полностью подчинено этому намерению - иллюстрации и объяснению вам и мне науки спасения. Ещё одна мысль: Когда библейские писатели писали об этом, это происходило в результате откровения. Они, без сомнения не черпали эти знания из научных исследований, которые осуществлялись в этом мире. Бог открывал Свою главную науку - науку спасения; и Он порой обращался к сведениям из других наук для того, чтобы что-то показать и проиллюстрировать. Тогда я спрошу: какая из всех наук важнее всего для Господа? – Конечно же, наука спасения. Если Господь использовал другие науки для того, чтобы иллюстрировать эту науку, то на основании этого нам становится совершенно ясно, что Он считает эту науку самой важной наукой из всех. Но это ещё не всё. В Библии упоминается человек, который обладал обширным опытом во всех науках вселенной - во всех естественных науках, которые сегодня занимают выдающее место в мире. Я хочу, чтобы вы убедились в том, что однажды жил человек, который был совершено знаком и сведущ в науках, которые сегодня так развиты в нашем мире. Я также хотел бы, чтобы вы узнали о том, что он говорит по этому поводу. Вот текст из Библии: "И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и ЕфанаЕзрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах." (3Цар.4:29-33) Он говорил "о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены". Как называется эта наука? - Ботаника. Он понимал ботанику лучше, чем кто бы то ни было в этом мире. Он говорил также и о животных. Как называлась бы эта наука сегодня? - Зоология. Соломон разбирался в зоологии лучше, чем какой-либо человек, живущий сегодня в этом мире. Он также учил всему этому, поскольку мы читаем о том, что он «говорил» об этом. Он обучал этим наукам. "И о птицах". Как называется эта наука? - Орнитология. Соломон обучал следующим наукам: ботанике, зоологии, орнитологии. Что дальше? "И о пресмыкающихся". Как называется эта наука? Энтомология. "И о рыбах". Как называется эта наука? Ихтиология. Обычно те, кто читает эти тексты Писания, не думают о Соломоне как об универсальном учёном. Но если бы там было написано о том, что Соломон "говорил" о ботанике, зоологии, орнитологии, энтомологии и ихтиологии, то они тогда бы сказали: "Каким удивительным человеком был Соломон!" Но ведь от этого он не стал бы более удивительным, чем был, только потому что о нём было бы так написано. Я читаю это, чтобы вы могли видеть, что Соломон был сведущ в науках. Более того, он знал больше об этих науках, чем любой другой человек мог знать о любой из них. Но несмотря на то, что он хорошо разбирался во всех этих науках, и учил всем этим наукам, он говорит нам следующее: "Выслушаем же сущность всего", то есть, подытоживая всё, о чём он говорил, он продолжает: "Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом всё для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо." Какая наука, по его мнению, превосходит все остальные науки вместе взятые? - Наука о спасении Божьем. Ангелы понимают все науки, и всё же они считают науку спасения более достойной изучения и своего внимания, чем все остальные науки вместе взятые. Пророки также считали эту тему самой ценной, и поэтому они использовали данные из других наук для того, чтобы мы лучше поняли спасение. Мы также читали о человеке, который понимал многие науки, и он также говорит нам о том, что наука спасения превосходит их всех. И теперь я хотел бы, чтобы вы увидели, что сам Бог со Своей стороны, независимый и беспристрастный, имеет точно такое же мнение. Подумайте: мы только что читали о том, что Соломон учил всем этим наукам. Сколько сведений из этих наук, которым он обучал, записаны в Библии для нашего изучения? - Ни одной. Бог не сохранил для нас ни одной записи, научного отчёта или урока Соломона по ботанике. Он также не донёс до нас в написанном виде ни одного урока, который Соломон преподавал по зоологии, а также ни по одной другой из всех этих наук. Однако Бог сохранил для нас много уроков и высказываний Соломона и других людей на тему науки спасения. И теперь, учитывая мнение ангелов по этому поводу, учитывая мнение пророков по этому поводу, учитывая мнение Соломона как всестороннего учёного по этому поводу, трудно ли нам догадаться о мнении Бога по этому поводу? Наука спасения для вас и для меня является самой важной из всех наук. Она достойна самого высшего внимания по сравнению со всеми другими науками, и со всеми остальными знаниями, которые Бог сам нам дал. Наука, которую знал и которой обучал Соломон, была не такой наукой, которую предлагают нам Никсли, Дарвин и другие подобные им учёные нашего времени. Человек может погрузиться в естественные науки своим плотским умом, и сделать там много открытий. И хотя эти открытия не всегда верны, но всё же такой человек может приоткрыть некоторые реалии. Но Соломон пошёл не этим путём. Бог дал Соломону мудрость, и он смог понимать все науки во свете Божьем. Он говорил обо всём этом мудростью Божьей. Поэтому наука, которой учил Соломон, была Божьей наукой. Ботаника, которой он учил, была истинной, Божьей ботаникой. Зоология, преподаваемая им, была божественной зоологией. Это был Божий взгляд, Божий образ мыслей, Божья наука и Божье понимание всех этих вещей. Эта наука не была так называемой "ложной наукой". Но если эти науки действительно Божьи, и имеют в себе божественную ценность, то почему Господь не открывает нам все эти науки? Почему Он не сохранил для этого мира уроки Соломона по ботанике, и по всем остальным наукам? – На это есть причина. Причина заключается в том, что мир прежде всего нуждается не в этом. Человек может знать все эти науки, понимать их, подобно Соломону. Но какая ему от этого будет польза, если он не поймёт прежде всего науку спасения? Соломон понимал все эти науки, но когда он отвернулся от Бога, отвернулся от науки спасения, от изучения этой науки всем своим разумом и сердцем, какую пользу ему принесли все остальные науки? Удержали ли они его от греха? Сколько силы они имели для того, чтобы удержать его от его плотской природы, от его "я", от всей скверны и разложения, коренившихся в нём? Вы знаете, что когда он отвернулся сердцем от Божьей науки, от науки спасения, то несмотря на познания в остальных науках, он остался таким же греховным, таким же порочным, погружённым в идолопоклонство и разврат, как будто он никогда ничего и не знал. Таковы причины, по которым Господь не сохранил для человека все научные сведения. Предположим, что люди знали бы все эти сведения подобно Соломону, и могли бы также как он обучать этим урокам. Однако с сердцами, не подчинёнными Богу, с неспасённой душой, какую бы пользу они получили от этих сведений? Эти сведения не удержали бы их ни от каких грехов и разложения, исходящих из человеческого сердца. Все эти сведения представляют собой совсем не то, в чём мир сегодня нуждается прежде всего. Сердце нуждается в очищении, душа нуждается в спасении, весь характер нуждается в обновлении, ум нуждается в преобразовании, чтобы уподобиться образу Божьему и иметь Его славу, чтобы жизнь отражала Его праведность, и таким образом открывала познание Бога всему миру. Несмотря на то, что мы имеем все знания, которые только наука может дать, все эти знания ничего не значат без спасения; потому что пройдёт ещё немного времени, и мы потеряем всё это наследие. Об этом нам стоит подумать именно сегодня, и осознавать это в наших исследованиях, изучении и в преподавании. И ещё одна мысль: Бог желает, чтобы вы и я, чтобы все люди имели верное мышление и подход к каждой области науки, к которой Он имеет хоть какое-то отношение. Сегодня многие люди думают и исследуют разные области науки, но они мыслят неверно. Они настолько отдаляются от Него в этих исследованиях, что для Него Самого там уже совсем не остаётся места. А человек без Бога, без Его водительства в мышлении и исследовании, без ума Божьего не способен правильно размышлять даже на эти темы. Ум не может мыслить правильно до тех пор, пока он не будет обновлён по образу Создавшего его. Ум должен быть возрождён, преобразован. Нам надлежит иметь полностью другой ум. Каждая мысль должна быть приведена в послушание, в покорность Христу. В этом заключается работа спасения. Её цель - восстановить образ Божий в душе; преобразовать ум в такое состояние, в котором он будет всего лишь отражением, сиянием праведности, мышления и жизни Бога. И когда это совершится, когда миссия Бога в этом мире будет исполнена, когда познание самого Бога откроется всем людям, тогда Господь откроет вселенную и саму вечность для нас. И тогда все другие науки и познания станут открытыми для нашего изучения, и Господь скажет нам: "Идите и познавайте всё, что желаете познать. Я могу вам доверять. Вся вселенная открыта для вас. От вас ничего не скрывается. Всё принадлежит вам. Всё ваше. Отправляйтесь, куда вам угодно, оставайтесь там, где вы считаете нужным, делайте то, что считаете нужным. Я могу вам доверять. Думайте о чём только пожелаете, погружайтесь в любые области познания настолько глубоко, насколько можете, вы будете всё делать правильно. Я не говорю о том, что людям следует совершенно игнорировать все другие науки до те пор, пока мы не окажемся в новом мире. Я просто говорю о том, что наука спасения должна быть ведущей в изучении всего остального. Разве Господь не оставил нам пример того, какое место нам следует уделять всему остальному, и как использовать всё остальное? С каким же намерением нам нужно читать и изучать все остальные учебники? С тем намерением, чтобы нам было легче понимать и обучать других людей науке спасения, чем если бы мы не имели этих познаний. Ведь именно так эти сведения используются самой Библией. Он посылает нас проповедовать Евангелие, которое отражается и иллюстрируется в этих второстепенных науках, и даже Своим примером Он показывает нам, как делать это. Таким образом Господь показывает нам, что наука спасения должна быть ведущей среди всех остальных наук, известных во вселенной. Она просто обязана стать ведущей наукой, превалирующей над другими науками в этом мире, и даже когда мы будем уже в новом мире, она всё ещё останется ведущей наукой. Когда вечность откроется перед нами, и когда мы сможем отправиться куда угодно, и углубиться в любую интересующую нас область познания, неужели мы отвернёмся от науки спасения и скажем: "Я в этой науке всё познал"? - Нет. Мы читаем: "Крест Христов будет наукой и песней искупленных на протяжении бесконечных веков". Когда закончится наш земной путь, когда мы перейдём на новый уровень, когда настанет время начала нового пути, когда мы получим возможности вечных исследований, тогда мы будем более способными понять эту величайшую из всех наук, чем были способными понять её в этом мире. Мы выяснили на прошлой встрече, что к теме спасения вполне можно применять научные подходы, а также слова "научный", "наука". Спасение - это самая настоящая наука, или научное понятие. Воздействие Духа Святого на наш ум, преобразующее этот ум и всю нашу жизнь по образу Иисуса Христа, замена греха на праведность - это наука. Поэтому в наших исследованиях эти науки нам нужно всегда помнить о том, что мы никоим образом не отдаляемся от научных принципов, делая всегда эту науку самой главной наукой, наукой всех наук. Все учёные, пренебрегающие этой величайшей наукой, показывают своё несоответствие высокому званию "учёный". Ещё один факт был ясно показан в жизни трёх народов, отличающихся учёностью и мудростью в этом мире. Библейские сведения об иудейском народе, Божьем народе, каким он был по свидетельству Библии, являются примером и источником исследований для всех желающих служить Богу. Греция и Рим, со своей философией, литературой и законами, также являются образцом для многих последователей библейского учения, а также для многих других людей. Мы видели, что в народе Божьем жил когда-то человек, который был универсальным автором притч и пословиц, универсальным поэтом, а также универсальным учёным. Он сочинил тысячу и пять песен, и тысячу притч. Вы читаете об уникальном уме; но имея всё это понимание, всю эту мудрость, разбираясь во всех этих науках, он в то же самое время показал своей жизнью, что всё это знание абсолютно беспомощно в том, чтобы сотворить хоть каплю доброго в человеке или для человека без науки спасения, главенствующей над всеми этими знаниями, которая одна только может сохранить праведный баланс во всём этом. Недавно я обращал ваше внимание к тому факту, что Бог не сохранил для нас никакое из тех научных открытий. Сейчас же я обращаю ваше внимание на тот факт, что Он сохранил для нас историю жизни этого человека, когда он отвернулся от Бога. Бог сохранил до наших дней сведения о его глубочайшем падении, которое произошло, несмотря на все те знания, которыми он обладал, когда он забыл науку спасения. Почему же Бог посчитал нужным сохранить для вас и для меня всю его жизнь после того, как он отвернулся от Бога, а не все те знания, которыми он обладал? Какие из этих сведений обладают большей ценностью в глазах человечества? Сведения о падении Соломона обладают большей ценностью для человечества, чем все его научные достижения, которыми он делился, если бы они были записаны в какую-то книгу; ведь в этом падении всему миру было показано, насколько тщетны и ничтожны все знания обо всём на свете без знаний о спасении Божьем. В греческой культуре мы видим ещё один великий пример. Плотский ум никогда не сможет достичь более высокого, близкого к совершенству, превосходного мышления, чем мышление греческого ума. Этот ум попытался представить совершенным образом мыслящего человека без Бога. Но какую пользу им это принесло? Вот в чём вопрос. Какую пользу им принесла их литература? Какую пользу им принесла их философия, искусство, религия? Слово "философия" переводится как "любовь к мудрости" (Филео - любовь, софия - мудрость) Как можно назвать эту мудрость? Её можно назвать абсолютной глупостью. Так говорит Господь. Какой была их религия? - Она представляла собой одну мифологию. Каким было их искусство? Бог говорит, что оно представляло собой идолопоклонство. Помните ли вы эти слова? Слово Божье не говорит о том, что апостол Павел ходил посреди этих изваяний, видя это искусство, и восхищался им. Напротив, мы читаем, что он "возмутился духом при виде этого города, полного идолов", или "полностью преданного идолопоклонству". Что же представляло собой это искусство? - Идолопоклонство. Однако даже сегодня мужчины, женщины и дети стоят возле этих изваяний, любуясь на то, что было одним идолопоклонством, и таким образом поклоняются им, называя их искусством, и даже делают копии этих скульптур. Их умы концентрируются на этих идолах, они пишут о них книги, а затем обучают этому в государственных школах. Но к чему это приводит? К чему это привело древних греков? Вы знаете, к чему. Мне даже нет нужды говорить об этом, касаясь литературы, искусства, закона, философии, и всего остального. Рим позаимствовал свою философию у Греции в большей степени, чем придумал сам, однако его литература была оригинальной. И какое же влияние она оказала на римлян? Если она и оказала на кого-то хоть какое-то влияние, то только привела их в более худшее состояние, чем раньше. Во всей Греции, насколько мне говорит мой кругозор, я видел, что греки имели достаточно стыда и уважения к женщине, чтобы каждую свою скульптуру соответствующим образом покрыть. Мужские статуи, конечно, сделаны обнажёнными, но если вы отправитесь в Италию, то там вы даже этого уважения не найдёте, потому что фигуры там будут вообще непокрытыми. В большинстве случаев накидок просто нет. И между прочим, ценители и поклонники этой традиции Рима считают изысканным искусством изображение исключительно обнажённых женских фигур, то есть того, что вообще нельзя считать искусством. Но всё это считается вершиной искусства, и повсюду копируется. И с каждым разом увеличивается количество копий этого порока. Я хотел бы задать вопрос: кто из вас когда-либо видел пару человеческих ног от колена и ниже? Стоя перед вами, я переместил вес моего тела на левую ногу. Мой вес полностью уравновешен. Правая нога стоит на пальцах полностью расслабленная. Будут ли мышцы моей правой ноги иметь точно такую же форму, как и левой? - Нет. Форма ног будет разной, но эти формы будут представлять собой удивительное произведение искусства, несмотря на разницу, ведь эти ноги абсолютно одинаковы между собой, и не отличаются друг от друга ни на ширину волоса. Итак, мы видим, что это вовсе не искусство. Об этом можно много говорить, но я сейчас не даю лекцию по искусству. Я говорю о ценности науки спасения и о ценности всего остального без этой науки. Что хорошего имел Рим без этой науки? Его беззакония погубили его. Что хорошего имела Греция без этой науки? Её беззакония погубили её. Имея явные факты в трёх рассмотренных нами случаях из истории мира, говорящих об абсолютной неспособности какого-либо человеческого ума в своём наилучшем состоянии сделать хоть какое-то добро, когда сердце отвернулось от Бога, что же Бог может сделать для этого мира, если на основании данных трёх уроков мировой истории люди не сделают для себя ясные выводы? Что Он может сделать для людей, если они будут продолжать идти своим путём, невзирая на эти торжественные предупреждения? Бог сохранил для нас эти три могущественных урока, чтобы научить нас полной неспособности человека в своих высших стремлениях, мудрости, в познании всех наук, искусства и литературы, делать добро, хранить себя от греха, вести к какой-то надежде, если они забывают о спасении Божьем, о науке спасения, которую Бог открывает сердцам человеческим. Я спрошу: Неужели нам нужно копировать глупость греков и римлян? Неужели нам нужно быть очарованными их идолопоклонством, и считать его искусством? Неужели нам нужно интересоваться их религией, когда она является образцом полной порочности? Недостаточно говорить о том, что это - мифология. Это чудовищное беззаконие. Но кто-то скажет: "Разве их литература не является бесценной? Давайте взглянем на то, как эту литературу оценил Бог. В то время, когда Он использовал древнегреческий язык для того, чтобы открывать науку спасения всему миру, Господь знал обо всей греческой литературе, видел её как на ладони. То же самое касается и римского наследия. Всё же Он использовал всего лишь три коротких предложения из всей этой массы литературы, которые пригодились Ему для того, чтобы сообщать о науке спасения. Я прочитаю вам их. Одно из них записано в 17-й главе книги Деяния Апостолов. Там содержится цитата греческого автора Аратуса, и я читаю её из 28-го стиха, где Павел, проповедуя, говорит: "как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". Греческий автор сказал, что люди являются "родом Божьим". Господь использовал это высказывание, и сказал, что это - правда. Другое высказывание содержится в 15-й главе 1-го послания к коринфянам, в 33-м тексте. Первая часть стиха гласит: "Не обманывайтесь". Это слова Господа. Остальная часть стиха представляет собой цитату греческого писателя по имени Менандер: "... худые сообщества развращают добрые нравы". Ещё одно высказывание находится в послании к Титу (1:12). Там записана цитата Эпименида: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые". Данные три цитаты - всё, что Господь смог найти во всём наследии римской литературы, всё, что Он смог использовать, поставив на них печать Своего одобрения. Я не говорю, что кроме этого там ничего нельзя использовать с пользой. В греческой культуре и языке существуют исторические факты, которые представляют ценность. Но Бог показывает нам то, что обладает наивысшей ценностью для всего человечества; Он учит принципам истины и справедливости, а не просто заполняет наши головы фактами. И всё, что Он смог найти во всей массе греческой литературы и использовать в интересах истины и праведности для нашего руководства и водительства - это были всего лишь три предложения: "Мы Его и род", "Худые сообщества развращают добрые нравы", "Критяне всегда лжецы..." Кто сможет найти во всей этой массе материала нечто большее, что можно было бы использовать с пользой на пути праведности и истины, на пути чистоты и святости? Но нам нужно помнить следующее: Греки и римляне были далеко не самыми низкими, деградировавшими, грубыми, невежественными язычниками; они были аристократичными, культурными, высокообразованными людьми. По другому и быть не могло, поскольку их знания и их науки сегодня являются предметами наивысшего восхищения и подражания современных учителей. Юлий Цезарь был одним из самых успешных людей, которые когда-либо жили, в области судопроизводства, этикета, эстетики и общих предметов. Но каким был его характер? Самые скромные описания его характера в своей полноте и объективности недостойны того, чтобы их цитировать. Когда Господь показал, насколько суетна и бессмысленна вся наука, все сведения по всем предметам без науки Его спасения, мы снова скажем: Что же Он может сделать для людей, если все эти примеры, явленные миру, не смогут предостеречь их от их ложного пути? Если люди не будут научены на этих примерах, если они не пойдут верным путём, сделав Божью науку самой главной, если они не поймут, что Его сведения и Его знания - самые лучшие, то как же тогда человечество сможет избежать тех проблем, которые постигли всех их предшественников? Наука о Божьем спасении является первостепенной областью знаний для всех людей. Это необходимо для того, чтобы эта наука вела нас, руководила нами, приносила в наши умы баланс и равновесие, держала всё на своих местах и хранила от зла и греха. И она всё это совершит. В этом заключается благословенная истина. Я читал вчера, и прочту снова: "Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом" (Еф.3:8,9). В чём же заключается эта тайна? - "Христос в вас, упование славы". Христос как сила Божья, как мудрость Божья, Евангелие как сила Божья ко спасению - вот что представляет собой тайна Божья. Это и есть наука спасения. Это есть научная истина, на которой концентрируются все остальные науки. И эта сила Божья ко спасению всякому человеку должна удерживать его от зла, которое гнездится внутри него. Грех, исходящий из каждого человека приведёт его к погибели несмотря на все науки, всю литературу, всё искусство, всю религию, несмотря на всё, что этот мир может дать или когда-либо мог дать, если человек не примет силу Божью ко спасению, которая приходит к человеку через веру Иисуса Христа. Без этой силы в сердце, даже наука, данная Богом, не говоря уже о литературе, искусстве, религии и всего остального, чему учили язычники - всё это бессильно удержать человека от греха. Без этой силы каждый росток греха, присутствующий в человеке, прорастёт и проявит себя, несмотря на все эти знания. Вот почему наука спасения - это сила Божья ко спасению: она спасает человека от самого зла. Тайна Божья, которая ест Христос в вас, упование славы, Христос как сила Божья, Божья премудрость; Христос распятый; только Он, который есть всё во всём, который над всем, во всех, через всех, сейчас и во всю вечность - вот что такое наука спасения, главная из всех наук; и этой науке подчинены все остальные науки, поскольку она является главной и руководящей в изучении всех остальных наук. Да будет так вовеки. Пусть Господь Своим Духом привлечёт нас к Себе; пусть сердце наше настолько откроется перед этой силой, перед откровением этой тайны, перед Духом Божьим, чтобы Он мог поместить туда Иисуса Христа, Его благодать и Его добродетель. И когда наши сердца будут открытыми для Него всегда, и открытыми только для Него, как цветок открывается солнцу, мы обретём во сей полноте Его праведность, Его силу, Его спасение, Его милость, Его истину, Его радость, Его благость, Его мир - и Его вечную жизнь!
|