ПРОПОВЕДЬ № 4. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, 1895-й ГОД. |
Мы остановились в прошлый раз на примере и действиях Христа, которые Он оставил нам, сталкиваясь с искушением пересечь границу, определяющую обязанности посла. Сегодня мы начнём с текста из Евангелия от Иоанна 20:21: "Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас." Когда Христа искушали исполнить роль судьи и судебного исполнителя, Он отказался. Сейчас же Он говорит: "как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас." И мы читаем в другом тексте о том, какое положение занимает христианин по отношению к этому миру. 1-е Иоанна 4:17 говорит о том, что мы "поступаем в мире сем, как Он." Данные тексты просто повторяют другими словами ту же истину, которую мы изучали в прошлый раз: "Они не от мира, как и Я не от мира". Учитывая те опыты, о которых мы слышали от братьев Холсера и Швитцерланда, разве будет лишним принять к сведению все эти тексты Священного Писания, и серьёзно отнестись к принципу, который в них содержится? Как сказано на этой неделе в "Ревью энд Геральд", наше издательство было основано в Швейцарии по той причине, что там ожидается больше всего свободы и возможностей для этого дела, а поэтому это целесообразно для совершения нашей работы в течение самого длительного периода времени. Соединённые Штаты также считались колыбелью свободы. Это правда, так действительно было. Но сейчас Соединённые Штаты и Швейцария являются двумя странами, в которых преследование и зло возрастают до масштабов самой России. Разве из опытов, которые мы слышали сегодня, не явствует то, что когда мы имеем связь и полагаемся на эти силы, уповая на них в какой-либо сфере, то мы на самом деле опираемся на "сломанную трость"? Чем скорее мы поймём, что наша единственная крепость, наше единственное упование может быть только в Боге, чем скорее мы проявим полную верность Его царству, Его законам и принципам Его царства, тем скорее мы будем освобождаться от этих связей. Этот же принцип, высказанный другими словами, заключается не в том, что нам нужно как можно лучше приспособиться и объединиться с земными правительствами и царствами, а в том, что нам необходимо держаться от них как можно дальше. Нам нет никакой необходимости стремиться понять, как далеко мы можем зайти в этом компромиссе. Необходимо только знать, насколько далеко мы можем держаться, чтобы быть в совершенной безопасности. В этом заключается данный принцип. Десять заповедей являются запретами. Один из них говорит "не убивай". Эта заповедь не описывает нам ту грань, которая будет говорить нам, как близко мы можем приближаться к возможности убить человека, не делая этого. Она просто запрещает убивать. Это значит, что нам даже не следует допускать и мысли, развивая которую до самого своего логического завершения, мы могли бы повредить какому-то человеку. Говоря "не прелюбодействуй", Бог не собирается объяснять, насколько далеко мы можем зайти, чтобы не нарушить эту заповедь, но Он говорит нам о том, что мы не можем даже и мыслить в этом направлении, не нарушая её. "Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака" (глупый человек), подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной." (Матф.5:21,22) Человек, который в своих мыслях дошёл до того, что называет кого-то глупцом, а потом решает, что так оно и есть, а затем выражает своё решение в словах: "Ты глуп", уже совершил убийство, и единственное, что его ждёт - это огонь ада. Но о чём говорит Спаситель? Он объясняет значение заповеди "не убивай". И когда Бог сказал "не убивай", Он тем самым запретил мысли и слова, которые, если их довести до своего логического конца, приведут к убийству или к причинению вреда. "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем." (Матф.5:27,28) Он уже это сделал. Неужели это так? Но ведь он всего лишь посмотрел и подумал. И это всё. Однако он уже совершил прелюбодеяние. Поэтому, запрещая прелюбодеяние, Бог запрещает даже взгляд и мысль, которая, если её привести к своему логическому концу, может в конце концов к этому привести. Закон Божий предназначен для контроля за действиями посредством контроля за мыслями и мотивами. В этом заключается принцип, который открыт в Библии человечеству. В изучаемом нами принципе, - в принципе отделения религии от государства, - Бог также ожидает, чтобы мы занимали такую принципиальную позицию, которую никакими средствами невозможно было бы развить и привести к поддержке союза Церкви и государства, или религии и государства. Если мы в этом вопросе займём позицию, которая при соответствующих условиях может привести к союзу церкви и государства, тогда эта позиция неверна, и не основана на истине. Если мы примем точку зрения, или выскажем утверждение, которое можно при соответствующих условиях развить в поддержку союза церкви и государства, тогда эта точка зрения ведёт к этому союзу. Если же мы не желаем этого, если мы хотим, чтобы наши слова, наше учение, наша проповедь этому миру была свидетельством Божьим против зверя и его образа, свидетельством об истине, какой она есть в Иисусе, нам необходимо найти и занять такую позицию, которую невозможно было бы ни при каких обстоятельствах довести до союза церкви и государства. Мы пришли к выводу, с которым вы согласились, и с которым должен согласиться каждый, что если бы принципы, найденные нами в изучаемых вчера текстах, были признаны и исповедовались всеми, кто носит имя Христа, то было бы невозможно когда-либо развиться папству в этом мире, и если бы протестанты были верны принципам, открытым в этих текстах, с самого времени Лютера и его первой проповеди, и оставались бы верными этим принципам до наших дней, то это сделало бы невозможным появление и образа зверя. Итак, мы все знаем, что нарушение принципа, открытого в Священном Писании, о котором мы читали вчера, привело к появлению папства, а также ведёт к появлению образа папства. Это нарушение не может привести ни к чему другому. Первый шаг в пересечении границы включает в себя всё, что уже было сделано, начиная с самого первого шага, который был предпринят по развитию папства, и до наших дней. Есть ещё один текст, который нам понадобится в этой связи. Евангелие от Марка 12:29, 30. Когда некто спросил у Иисуса о самой первой заповеди в законе, "Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!" Посвящение Богу занимает всё время и всего человека. Сколько же остаётся у него времени для того, чтобы служить "Цезарю"? "... отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу." (Матф.22:21) Небольшое количество денег в виде налогов от христиан - вот что принадлежит "Цезарю". Сам же христианин принадлежит Богу. Какая часть христианина принадлежит Богу по праву, которое признаётся христианином? Конечно, все люди принадлежат Богу по праву творения и по праву искупления, но христианин признаёт и соглашается с Божьим правом на него, и для того, чтобы быть христианином, требуется полная покорность Богу. Для того, чтобы это совершилось, человеку необходимо родиться свыше, а иначе он не увидит царства Божьего. Царство же Божье - не от мира сего. Поэтому тот факт, что послушание заповедям Божьим требует от человека полной покорности Богу, является таким же несомненным фактом, что при такой покорности у такого человека для служения "Цезарю" уже ничего не остаётся. Взгляните ещё раз на текст, который мы только что прочли. "Всем разумением твоим". Когда эта заповедь исполняется во мне, я желал бы знать, сколько моих умственных сил у меня должно остаться для того, чтобы заниматься политикой, заниматься муниципальными делами, заниматься интригами в местных властях, заниматься предвыборной агитацией, искать возможности занять какую-то должность самому, пробираться в правление города или Штата? "Возлюби Господа Бога твоего... всем разумением своим." Но если я разделяю своё разумение, свой ум, и отдаю его часть на служение этим делам, а остальное отдаю Господу - то что сказано о человеке "с двоящимися мыслями"? Он "нетвёрд во всех путях своих" (Иакова 1:8). "Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа." (Иак.1:7) "Никто не может служить двум господам." Вы не можете служить Богу и этому миру. Вы не можете служить Богу и Цезарю. Как уже говорилось ранее, дело не в том, чтобы отказаться от налогов "Цезарю", но этот налог является всего лишь небольшим количеством денег, на которых стоит изображение Цезаря, но наше служение, мы сами, и всё, что с нами связано, принадлежит Богу. Христиане подчиняются властям, но служат они только одному Богу. И даже подчинение земным властям не имеет власти заходить на территорию подчинения Богу. Так было всегда. Богу необходимо подчинение всего сердца. Сейчас я всё ещё говорю о звере и его образе, и о том развитии событий, которое произошло перед нашими глазами, о чём мы говорили на 1-м и 2-м занятиях, и которое показывает становление зверя и его образа в Соединённых Штатах. Мы исследуем причины беззакония, которое совершается данными личностями, - причины, по которым церкви соединяются с политическими силами в городских и национальных масштабах, и таким образом подбираются к контролю над страной. Мы исследуем, почему так происходит, и что именно в этих действиях является беззаконием. Потому что, как уже говорилось ранее, для нас недостаточно просто говорить людям, что это неправильно. Мы должны показать, что именно неправильно, и показать это на основании слова Божьего, чтобы они могли знать от самого Бога, что есть истина, и, опираясь на эту истину, увидеть беззаконие. Есть ещё один пункт для размышления, который нам следует изучить в этой связи. В Священных Писаниях, как вы знаете, церковь названа телом Христовым, а Христос - главой церкви. Нет нужды тратить время на чтение текстов, говорящих об этом, потому что их очень много, и вы все с ними знакомы. Если церковь является телом Христовым, а Христос - его главой, разве не является церковь в практическом и даже буквальном смысле, "Христом" в этом мире? Однако Христос учил, как говорит Писание, об отделении церкви от государства. Христос говорит "Я не от мира сего". У нас тут есть учебная доска, и я использую её, чтобы изобразить связь между светом и тьмой, которую мы рассматривали в прошлый раз. Этот мир является тьмой. Он имеет "мироправителей тьмы мира сего". "И вы были некогда тьма, а ныне - свет в Господе: поступайте как чада света". Пусть эта чёрная доска представляет собой тьму этого мира, не считая этой белой отметки на ней. Когда Христос пришёл в этот мир, в этом мире воссиял свет. Пророческое слово из Галилеи провозгласило: "Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий". Пусть эта белая линия на доске представляет собой границу между тьмой и светом. На этой стороне свет. Здесь находится Христос. Однако это всё ещё тёмный мир, мир тьмы. Он говорит, что Его царство не от мира сего. Царство Божье является царством света и славы. Он является там Царём, и "царство Божье внутрь вас есть." По какую сторону этой линии находится церковь? Там, где Христос. Мы выяснили, что церковь представляет Его, или церковь - это и есть Христос в этом мире. Итак, церковь здесь, во свете, где и Христос, а по другую сторону находятся Штаты, правительства, и всё остальное, что "от этого мира". Ни одно правительство, когда-либо существовавшее на земле, не войдёт в небеса. Христос отделён от них. Он отказался, абсолютно отказался исполнять должность судьи, или судебного исполнителя, чтобы делать то, что относится ко всем институтам "этого мира". И ещё одно: однажды даже "все царства этого мира" были предложены Ему. Почему Он не принял этого предложения, не став главой всех правительств и царств этого мира, чтобы затем управлять ими, и при помощи политических средств "возрождать общество", "проводить работу по искуплению городов", проводить реформы мэрий, правителей, президентов, царей и императоров, и таким образом "спасти" мир? Почему бы нет? Но это только повергло бы этот мир в вечную погибель. Христос не принял этот подарок в виде царств этого мира. Он не мог этого сделать. Ему было однажды предложено управление и владычество над всеми царствами мира. Он не захотел принять это предложение. Но смотрите, мы видим церковных лидеров в наши дни, которые стараются захватить эту власть, и стремятся заполучить её. Если бы все христиане от дней Христа и до сегодняшнего дня поступали в вопросе их отношения к царствам этого мира так, как поступал Христос, разве было бы сейчас на земле папство? Нет. Был бы сейчас его образ? Нет. Это было бы просто невозможно. В таком случае, какую же позицию должны занимать христиане в этом вопросе? Такую же, какую занимал Христос, отказываясь иметь какую-то связь с царствами этого мира. Существует ещё один момент, на котором нам следовало бы заострить наше внимание сегодня. Дело в том, что все эти церковные лидеры, все эти "Национальные реформаторы" совершают всё это для того, чтобы "возродить город", "искупить штат", "спасти нацию, исходя из интересов общества, его процветания, благополучия царств, народов, и развития цивилизации, и таким образом дать новый толчок к процветанию, славе и возвышению церкви". И они говорят, что если ясная граница, разделяющая церковь и государство, будет сохранена, то "что ждёт нашу цивилизацию? Как церковь сможет влиять на мир?" Они уверяют в том, что церковь находится в этом мире несомненно для того, чтобы делать каким-то образом добро этому миру. Мол, вокруг нас находятся все эти города, штаты, государства, народы, которые поражены грехом, и церковь должна иметь какое-то влияние на них, и если она будет полностью отделена от них, то как же она сможет оказывать на них доброе влияние? Они задают данные вопросы, и выдвигают подобные аргументы. Ответом на всё это является истина о том, что церковь может оказывать доброе влияние на эти институты только при условии полного отделения от них. Церковь может и будет влиять на этот мир, на его царства, на его народы и на конкретных людей тогда, и только тогда, когда она является верной Христу, не являясь церковью "от мира, как и Он не от мира". Когда она "не от мира", она может и будет свидетельствовать этому миру, это правда, но свидетельствовать только о его беззакониях. Сейчас я хотел бы озвучить тот принцип, что развитие цивилизации не является целью христианства. Христианство имеет целью только "христианизацию", а не "цивилизацию" людей. И гораздо лучше, лучше в тысячу раз, иметь одного христианина-дикаря, чем иметь целый народ дикарей-христиан. Это звучит парадоксально, я понимаю. Поэтому позвольте мне объяснить этот парадокс, потому что он истинен. Величайшим притязанием папства является заявление о том, что оно является двигателем "цивилизации народов", или даже "матерью, основанием и оплотом цивилизации". Допустим, что католический миссионер отправится в племя дикарей. Он может склонить главаря этого племени принять католическое учение. Он действительно может привести к тому, что в этом племени будут носить одежду, строить дома, пахать землю, выращивать растения и т.д. Это сделает их дикий образ жизни цивилизованным. Он даже может научить их искусству предотвращать войны, кроме, конечно, "войн за веру". В этом смысле они будут цивилизованными. И к тому же католическая церковь назовёт этот народ "христианским". Их научат считать себя христианами. Другие язычники и дикари будут смотреть на них как на христиан и считать их таковыми. Итак, мы имеем "христианский народ". Однако в самой важной сфере эти люди остались неизменёнными. В сердце своём они так и остались дикарями, и при случае, особенно "за веру", они покажут и проявят свою дикарскую натуру. Этому есть множество доказательств. На земле никогда не было более "дикарского дикарства", даже среди самих дикарей, чем многовековое правительство Римской империи в разгар папского правления. Никто не сможет быть более "дикарским", чем были эти ортодоксальные лидеры. И вот что я имею ввиду под народом "дикарей-христиан" С другой стороны, представьте себе христианина-служителя, или просто христианина, отправившегося в племя дикарей, бегающих по лесу, и представил им Евангелие Иисуса Христа в Божьей любви. Допустим, что один из этих дикарей переживёт истинное обращение к Иисусу Христу. Он всё ещё может носить свою дикарскую одежду, или её полное отсутствие, он может ничего не знать о строительстве забора, о возведении дома, или чего-либо подобного, что обозначается словом "цивилизация", но он является христианином. Дикарское сердце удалено из него. Но с точки зрения этого мира, с точки зрения людей, что касается цивилизации, он останется дикарём. Однако он является христианином, и когда он был "христианизирован", если говорить об истинной цивилизации, то он является цивилизованным. Если он будет оставаться христианином, то постепенно внешние формы и очертания истинной цивилизации проявятся в своё время. Вот что я имею ввиду под "христианским дикарём". Поэтому я говорю о том, что один "христианский дикарь" лучше целого народа "дикарей - христиан". Если бы цивилизация была целью и намерением христианства, тогда на заре христианства для самого христианства не было бы места. Подумайте об этом. Разве евреи не были цивилизованными? Но даже если бы считалось, что евреи не соответствовали тому стандарту цивилизации, который подходил бы этим "национальным реформаторам", тогда давайте вспомним о Греции и Риме. Какое положение Греция и Рим занимали в то время в смысле цивилизации? Они имели такую потрясающую цивилизацию, и всё с этим связанное, что современные цивилизованные страны просто копируют эту цивилизацию. Это касается даже искусства, великолепия, законов, форм правления греков и римлян. Поэтому я и говорю, что если бы цивилизация была целью христианства и христианской деятельности, тогда на заре христианства для самого христианства в мире не было бы места, потому что того уровня цивилизации, который был тогда, наш мир с тех пор ещё никогда не достигал. Но какими были сами люди? Они были язычниками. И Евангелие было послано как этим цивилизованным язычникам, так и язычникам-дикарям, которые в то время жили на земле. И если бы между ними существовала какая-то существенная разница, то цивилизованные язычники нуждались бы в Евангелии больше, чем нуждались в нём язычники-дикари. На самом деле, евангелие может принести цивилизованным людям много добра, но только при условии, что ничего не будет делаться средствами этого евангелия для того, чтобы делать людей более цивилизованными. Другими словами, если Евангелие, которое пришло в этот мир только для того, чтобы "христианизировать" людей, будет использоваться только для того, чтобы делать этих людей более цивилизованными, вы даже не сможете сделать их более цивилизованными. С другой стороны, если евангелие, которое пришло в этот мир исключительно для того, чтобы "христианизировать" людей, будет использоваться только с этой целью, это приведёт и к "христианизации" людей, и, как следствие, к повышению их цивилизации. Это есть ничто иное, как та же самая старая добрая история. Если вы возьмёте то, что Бог дал для самой наивысшей цели, которую можно представить и вообразить, и будете использовать это для другой цели, вы не достигнете главной цели. Однако если вы будете использовать это только для той цели, которую установил Бог, вы достигнете главной цели, и вместе с тем будете иметь все плоды её достижения, а также всё остальное, что будет этому сопутствовать. Библия полна иллюстрациями этого принципа, но всё это можно суммировать словами Христа: "Ищите прежде царства Божьего и праведности Его, и всё остальное приложится вам". Поэтому христиане не имеют цели делать людей более цивилизованными. Они имеют единственной целью делать людей христианами, а цивилизация позаботится о своём. Христианин ищет возможности "христианизировать" людей, чтобы спасти их. И я снова скажу, что эти "национальные реформаторы", стремясь к тому, что они называют "развитие цивилизации", в интересах цивилизации, пытаются соединить государство с церковью, и тем самым содействуют разрушению и деградации уже существующей цивилизации. Эти усилия приведут только к превращению существующей "цивильности", то есть любезности, какой высокой бы она ни была, в самый дикарский "дьяволизм", то есть в образ зверя. Мы никогда не должны позволить обмануть себя такими доводами. Несите свидетельство, показывая на нерушимую границу, высотой до небес, между церковью и государством, поскольку Иисус Христос действует в этом мире посредством всех членов Его тела, то есть церкви, производя "христианизацию" людей для их спасения. Расскажите всем, что церковь, посвятившая все свои силы, весь свой ум, всю свою силу этой одной цели, непременно будет влиять на народы и царства. Я хотел сказать, что она будет оказывать доброе влияние на мир бесконечно больше, чем в противном случае. Однако она не произведёт вообще никакого хорошего влияния в противном случае. В первом случае церковь будет влиять на мир только добрым влиянием, но если она хотя бы на толщину волоса отойдёт от этого решения, то всё её влияние станет только злым. Первое решение - это решение Христа, второе решение - это решение Антихриста. Развитие цивилизации не входит в планы и намерения церкви. Единственной её целью является спасение через веру в нашего Господа Иисуса Христа.
|