ПРОПОВЕДЬ № 17. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, 1895-й ГОД. |
Теперь насчёт возражения о том, что Христос не имел "те же страсти", что и мы: В Священном Писании везде мы видим Его таким, как мы, видим Его "с нами" по плоти. Он является семенем Давида по плоти. Он пришёл "в подобии плоти греховной". Но, пожалуйста, не заходите слишком далеко в этом вопросе. Он пришёл в подобии плоти греховной, но не в подобии греховного ума. Не впутывайте сюда Его ум. Его плоть была нашей плотью, но Его ум был "умом Иисуса Христа". Поэтому и написано "Ибо в вас должны быть те же чувствования (точнее "тот же ум"), какие и во Христе Иисусе". Если бы Он принял также и наш ум, то как в таком случае бы мы были призваны "иметь тот же ум, который был также и во Христе Иисусе"? И зачем было бы говорить об этом, если бы мы уже имели такой ум? Какой же ум имеем мы? О, этот ум также искажён и извращён грехом, как и плоть. Взгляните на себя во второй главе послания к Ефесянам, начиная с 1-го текста, и вплоть до 3-го, который об этом говорит весьма красноречиво. Я хотел бы также обратить ваше внимание на 191-ю страницу "Бюллетеня", на уроки о разрушении той вражды, которую мы изучали. Мы изучали на этих уроках, как появилась эта вражда, как она вошла в этот мир. На этих страницах "Бюллетеня" раскрыты данные вопросы. Адам в Едемском саду имел ум Христов. Он имел божественный ум. В нём божественное и человеческое было безгрешным образом соединено. Затем сатана предложил свои соблазны, используя аппетит, используя плоть. Адам и Ева оставили ум Христов, ум Божий, который пребывал в них, и приняли эти предложения и соблазны, исходившие от другого ума. Таким образом они и были порабощены этому уму, а с ними и все мы. Но Иисус Христос приходит в этот мир, принимая нашу плоть, и, испытывая страдания и искушения, ведёт борьбу на фронте аппетита. Там, где пали Адам и Ева, и где грех вошёл в мир, Иисус снова вступил в эту битву, и победа была одержана. Теперь Его праведность вошла в этот мир. Он постился сорок дней и сорок ночей, - будучи совершенно беспомощным, будучи таким же человеком, как и мы, будучи таким же голодным, как и мы. Его постигло искушение: "Если ты Сын Божий, то повели, чтобы эти камни сделались хлебами." Он ответил: "Написано: не одним хлебом будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих." Затем сатана предпринял следующий шаг. Он сказал: "Ты доверяешь слову Божьему, не так ли? Прекрасно. Слово Божье говорит: "Ибо ангелам Своим заповедает о Тебе, на руках своих понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою своею". Ты доверяешь слову Божьему? Так спрыгни с крыла храма, потому что написано: "И ангелам Своим заповедает о тебе". Иисус снова отвечал: "Написано также: не искушай Господа Бога своего". Затем сатана перенёс Иисуса на чрезвычайно высокую гору, и показал Ему все царства этого мира, и славу их, - славу, честь, достоинство, - он показал Ему всё это. И в этот момент были задействованы и возбуждены все амбиции и тщеславие, которые только разгорались в Наполеоне, Цезаре, Александре, или во всех них вместе взятых. Но Иисус по-прежнему отвечал: "Написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". После этого дьявол оставил Его на время, и ангелы пришли к Нему, чтобы служить Ему. Сила сатаны оказалась побеждённой в человеке в сфере аппетита, то есть именно там, где над человеком была когда-то одержана победа. В своё время человек, имевший ум Божий, оставил его, и принял ум сатаны. Но в Иисусе Христе ум Божий снова снизошёл на людей, и сатана оказался побеждённым. Следовательно, текст "Мы знаем, что Сын Божий пришёл и дал нам (свет и) разум", или "дал нам ум" в греческом оригинале, в немецком переводе и в переводе доктора Янга, славным образом отражает эту истину. Вторая часть стиха из 1-го Коринфянам 2:16 говорит: "Мы имеем ум Христов". Теперь давайте совместим эти два текста. Немецкий, датский переводы и греческий текст здесь говорят одно и то же. Совместив эти два текста вместе мы получим следующее: "Мы знаем, что Сын Божий пришёл и дал нам ум", и "Мы имеем ум Христов". Слава Богу! А сейчас почитаем из послания к Римлянам. Я буду читать из греческого текста, начиная с 24-го текста 7-й главы. Как вы помните, с 10-го по 24-й тексты мы читаем о некоем противостоянии: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое... в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Мы видим, как плоть имеет контроль, и увлекает за собой ум человека, исполняющего желания своей плоти и теперь уже и своего ума. Теперь читаем дальше: "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию (буквально "Божьему закону"), а плотию закону греха ("греховному закону"). Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские (то есть плотский ум) суть смерть, а помышления духовные (то есть "ум Духа") - жизнь и мир (здесь мы также встречаем понятия "плотской ум", и "духовный ум"), потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности." В послании Ефесянам также сказано: "И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов (точнее: "плоти и ума")" Наши умы отданы греху. Мы испытывали соблазны плоти, и наши умы уступали ей, потакали ей, и исполняли желания и влечения плоти, таким образом мы исполняли желания "плоти и помыслов", то есть "плоти и ума". Закону Божьему можно служить только тогда, когда ум является ведущим. Но поскольку наш ум покорился и уступил греху, то он сам стал греховным и "ослабленным", и он сам стал для нас соблазном, находясь во власти греха и плоти. Иисус Христос принял нашу плоть, которая имела всё, что имеет наша плоть. Все тенденции ко греху, присутствующие в нашей плоти, были в Его плоти, оказывая своё влечение на Него, и склоняя Его уступить греху. Предположим, что Он уступил бы греху в Своём уме. Что было бы тогда? Тогда Его ум также стал бы извращённым и искажённым, и Он тогда стал бы испытывать все греховные страсти, какие испытываем и мы. Но в этом случае Он Сам стал бы грешником, Он Сам стал бы полностью порабощённым грехом, и все мы погибли бы. В этом случае всё бы пропало. Я прочитаю кое-что из книги "Жизнь Христа", из расширенной версии, по этому поводу: "Однажды Христос сказал о Себе: "Вот, идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Иоанна 14:30). Сатана имеет в человеческих сердцах нечто, что он может использовать в качестве точки опоры. Определённые лелеемые греховные желания являются его средствами, посредством которых его искушения обретают свою силу." Где сатана начинает искушать? В плоти. Сатана овладевает умом через плоть. Бог же овладевает плотью через ум. Сатана контролирует ум, используя плоть. Он использует свои средства: похоть плоти, похоть очей, гордость житейскую, амбиции этого мира, тщеславие и уважение людей. Через всё это сатана овладевает нами, нашими умами, чтобы завладеть нами полностью. Когда наши умы поддаются, то мы начинаем лелеять все эти мотивы. Таким образом сатанинские искушения обретают свою силу. И тогда мы грешим. Но до тех пор, пока мы не уступим этому влечению плоти - греха ещё нет. Есть искушение, но греха ещё нет. Каждый человек искушается, когда он таким образом привлекается и соблазняется; но когда его страсти встречаются с их принятием, когда "похоть, зачавши, рождает грех", когда эти желания лелеются, тогда появляется грех, а "сделанный грех рождает смерть". Почитаем дальше: "Некоторые греховные желания принимаются и лелеются людьми, и посредством их искушения сатаны обретают свою силу. Но сатана не мог ничего найти в Сыне Божьем, что дало бы ему возможность одержать победу. Иисус не уступал греху. Даже в мыслях Его было невозможно склонить и увлечь силой искушения." Таким образом мы видим, что победу можно одержать там, где идёт война, то есть на границе между плотью и умом. Война происходит в мыслях. То есть речь идёт о том, что война против плоти, и победа в этой войне одерживается именно в сфере мыслей. Поэтому Иисус Христос и пришёл в такой же плоти, как и наша, но имел ум, который оставался непреклонным перед лицом всякого искушения, всякого соблазна греха, - ум, который никогда не уступал греху, даже в малейшей степени, даже посредством самой незначительной и маленькой мысли. Таким образом Он соединил божественного человека с земным. Поэтому каждый человек посредством своего выбора может иметь этот божественный ум, который побеждает грех во плоти. Текст из 1-го Иоанна 5:20 в переводе доктора Янга звучит так: "Знаем, что Сын Божий пришёл, и дал нам ум" Немецкий перевод и греческий текст говорят то же самое - "Он дал нам ум". И это действительно так, потому что для этого Он и пришёл. Мы имели плотский ум, ум, подвластный сатане, ум, уступивший плоти. Что было в этом порабощённом уме Евы? - О, она видела, что "дерево хорошо для пищи". На самом деле всё было не так. Аппетит, похоть плоти, похоть очей увлекли её. Она взяла плодов дерева и ела. Аппетит увлёк и поработил ум, который стал умом, принадлежащим плоти, то есть плотским умом, умом, который является враждой против Бога. Этот ум приходит от сатаны. Во Христе Иисусе этот ум был упразднён посредством божественного ума, который Он принёс в нашу плоть. Посредством этого божественного ума Христос упразднил вражду, бросил её в "подножие ног Своих", и оставил её там. Таким образом он "осудил грех во плоти". Вот где наша победа. В Нём наша победа, которая заключается в том, чтобы иметь тот же ум, который был в Нём. Об этом и было сказано в самом начале. Когда появилась вражда с Богом, и сатана поработил человека, он также захватил и его ум. Бог говорит: "Вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и семенем её". Кто является её семенем? - Христос. "Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его... также в голову?" Нет. "...ты будешь жалить его в пяту" Всё, что сатана мог поделать со Христом - это действовать на Него через плоть, то есть искушать Его через плоть. Он не имел доступа к уму Христа. Но Христос имеет доступ к сатанинскому уму, где укоренилась вражда и где он находится, и Он разрушает всё это зло. Обо всём этом и говорит данная история из книги Бытие. Благословенный факт заключается в том, что сатана может иметь дело только с плотью. Он может возбуждать желания плоти, но в этой же плоти находится ум Христов, и говорит: "Нет, нет. Я служу только закону Божьему, и плотское тело должно покориться мне." Мы будем исследовать этот вопрос дальше. Но даже на этом этапе мы видим, что в этой теме сокрыта неописуемая радость и спасение для каждой души. Итак, "Пусть тот же ум будет и в вас, который был во Христе Иисусе." Вот что побеждает грех в греховной плоти. Это обетование делает нас причастниками божеского естества. Божественное и человеческое снова объединились, когда божественный ум Иисуса Христа посредством Его божественной веры пребывал в человеческой плоти. Пусть же это божественное объединится с человеческим и в вас, чтобы вы могли возрадоваться, и всегда торжествовали, имея этот же союз. Мы выяснили, что ум, который мы имеем - это плотский ум, и он контролируется плотью, и он передан нам. От кого он передан нам? - От сатаны. Поэтому этот ум и является враждой против Бога. Этот сатанинский ум является умом нашего "я", умом, который думает всегда о себе, вместо того, чтобы думать о Боге. Но Христос пришёл для того, чтобы дать нам другой ум, отличный от сатанинского. Когда мы имеем сатанинский ум, наша плоть управляет нами, и мы служим закону греха. При этом Бог может открыть нам Свой закон, и мы можем согласиться с тем, что этот закон добр, и можем даже желать его исполнения, и давать обещания по этому поводу, и даже подписывать своего рода соглашения и контракты, "но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!" Но Христос приходит к нам с другим умом, с умом Духа, и дарует нам его. Он дарует нам этот ум, и этот ум поселяется в нас Духом Святым. Поэтому этим умом, умом Духа, умом Христа, который Он нам даровал, закон Божий исполняется. Слава Богу. Взгляните на разницу. В 7-й главе послания к Римлянам описан человек, которым управляет плоть, которая увлекает его ум и управляет им даже против его воли. В 9-й главе 1-го послания к Коринфянам, стихах 26, 27, описан человек, в котором контроль имеет ум. Это христианин. В нём ум контролирует тело, а тело подчиняется уму, и находится в его власти. Поэтому в Римлянам 12:2 написано: "Не сообразовывайтесь с веком сим, но преобразовывайтесь обновлением ума вашего". Здесь встречается то же самое греческое слово, которое употребляется в словах апостола: "Кто во Христе - тот новое творение". Данный человек является новым творением. Заметьте, что речь идёт не об изменённом старом человеке, а о новом творении. Поэтому этот ум не является усовершенствованным старым умом, а умом, созданным заново, то есть умом Христа, созданным в нас Духом Божьим. Дух Божий даёт нам ум Христов, и таким образом в нас и для нас созидается полностью новый ум. Эта истина показана в 8-й главе послания к Римлянам: "Живущие по плоти о плотском помышляют", потому что они исполняют дела плоти, и таким образом ум увлекается грехом и следует за грехом. "Но живущие по Духу - о духовном". "Если кто Духа Святого не имеет - тот и не Его". Именно Дух Святой дарует нам ум Христов. Дух Божий дарует нам Самого Иисуса Христа. Посредством Духа Святого мы имеем реальное присутствие Христа, пребывающего в нас. Может ли Дух Божий даровать нам Самого Иисуса Христа, не давая нам ум Христов? - Конечно же, нет. В таком случае, там, где присутствует Христос, присутствует также и ум Христов, потому что Христос пришёл в этот мир для того, чтобы дать этот ум нам. Далее мы будем исследовать, чего Ему это стоило, и как это было сделано. Плотский ум не признаёт никого, кроме себя. Это есть вражда против Бога, и он контролируется плотью. Иисус Сам пришёл в этой плоти, - Бог славы, сотворивший миры, Слово Божье, - и стал плотью, и притом стал нашей плотью, и Он, Сам Бог, сущий на небесах, был в нашей греховной плоти. Но всё же это Божество, находясь в греховной плоти, никогда не проявляло ни капли Своего божественного "я", сопротивляясь тем искушениям, которые возникают в этой плоти. Он смирил Себя. Мы с вами изучаем одну и ту же тему на протяжении вот уже трёх или четырёх лет. Но Бог нас ведёт в изучении этой темы, и я радуюсь этому. Мы изучали три или четыре года наставление: "В вас должны быть те же чувствования (точнее "тот же ум"), что и во Христе Иисусе", который смирил Себя. Этот ум должен быть в нас для того, чтобы мы также смирили себя, потому что мы не можем самостоятельно смирить себя. Только божество способно на это, потому что это есть проявление Бесконечного. Может ли сатана смирить себя, освободившись от своего "я"? - Нет. Может ли ум, который в нас, этот ум, принадлежащий нашему "я", смирить себя, освободившись от этого "я"? - Нет. Наше "я" не способно на это. Иисус Христос, Божество, бесконечный Бог, неисследимый Бог, пришёл как божественная Личность в такую же плоть, что и наша плоть, и никогда не проявлял Свою божественную силу, Своё личное "я", сопротивляясь искушениям, соблазнам и влечениям этой плоти. Что же тогда победило грех в Нём, и сохранило Его от согрешения? Это была сила Бога, сила Отца. Эта сила сохранила Его от греха. Но какое это имеет отношение к нам? Всё дело в том, что мы не можем смирить себя, но когда Его божественный ум приходит к нам, то посредством этой божественной силы мы можем смирить себя и быть свободными от нашего эгоистичного "я". И тогда посредством этой божественной силы ум Самого Иисуса Христа, ум Бога-Отца приходит к нам и хранит нас от силы искушения. Таким образом Христос, смирившись и опустошив Себя от Своего божественного "я", Своего праведного "Я", даёт нам силу, посредством которой мы освобождаемся от нашего греховного "я". Вот каким образом Он «упразднил вражду в плоти Своей», и сделал возможным устранение этой вражды в вас и во мне. Видите ли вы эту истину? Я знаю, что осознание этой истины требует размышлений, и я также знаю, что когда мы осознаём её в её полноте, мы не можем нашим умом продвинуться хоть немного дальше. Мы сталкиваемся лицом к лицу с самой тайной Божьей, и человеческий, ограниченный интеллект должен остановиться и сказать: "Это есть земля святая, это за пределами моих измерений, я не могу двигаться дальше, я покоряюсь Богу. (Вопрос: Разве Христос не полагался на Бога в том, чтобы Бог сохранил Его от зла? Ответ: Да, об этом я и говорю. В этом и заключается суть всего вопроса) Христос зависел от Отца всё время. Сам Христос, который сотворил миры, был всё время в моей и в вашей греховной плоти, которую Он принял. Присутствие Самого Творца вселенной было всё время в этой плоти, но Он никогда не позволял Себе Самому проявиться в этой плоти, во всём, что Он делал. Всё это было сдержано. Когда Его постигли искушения, Он мог уничтожить все эти искушения и соблазны одной только мыслью, устранить их силой Своего божественного "Я". Но если бы Он сделал это, наше спасение стало бы невозможным. Позволить проявиться Себе Самому, даже в божественной праведности, означало оставить нас погибать, потому что мы, полностью пропитанные злом и эгоизмом, не имели бы в своём распоряжении ничего, кроме своего эгоистичного "я". Покажите людям, имеющим в себе только зло, покажите им проявление своего "я", даже если это "я" абсолютно праведное, покажите им это праведное "я" только в качестве примера для подражания, и вы просто-напросто сделаете этих людей ещё более несчастными, более убеждёнными в своей греховности, злобе и эгоизме. Поэтому, для того, чтобы мы с нашим греховным "я" могли быть избавлены от этого эгоистичного и греховного "я", Тот, кто обладал божественностью и святостью, сдерживал под контролем, подчинял и смирял все проявления Своего праведного "я". Это и достигло необходимой цели. Он совершил необходимое, удерживая Себя всё время, и оставляя полностью всё в руках Своего Отца, который был способен сохранить Его от искушений. Он был победителем посредством благодати и силы Отца, которая пришла к Нему по Его вере и доверию Богу, и по причине Его смирения и отказа от Своего "я". Вот где мы с вами находимся в наших исследованиях. Вот какие истины открываются нам. Мы часто искушаемы, мы часто переносим испытания, и в этих испытаниях всегда есть возможность для того, чтобы проявить себя, утвердить себя, и мы часто пользуемся этими возможностями для того, чтобы что-то изменить. В некоторых случаях к нам приходят мысли о том, что кое-что уже нам даже как христианам переносить невозможно, и что христианское смирение не может заходить слишком далеко. Кто-то бьёт вас по щеке, кто-то ломает ваше имущество, кто-то разрушает дома ваших собраний. Сатана нашёптывает: "Ну, теперь самое время для того, чтобы проучить негодяев, время для того, чтобы направить законы против них. Христиане не должны терпеть такие неприятности в этом мире. Это нечестно." Мы часто отвечаем сатане: "Это правда. От смирения уже не будет никакой пользы. Мы преподадим негодяям урок." Возможно, что вы сделаете то, что намеревались сделать. Но как это назвать? Это называется "ответом вашего "я"". Не нужно этого делать. Придержите своё греховное "я". Позвольте Богу вмешаться в ваше дело "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь". Вот как поступал Иисус Христос. На Него плевали, над Ним насмехались, Его били по лицу, Его таскали за волосы, на Его голову возлагали венок из колючего терновника, над Ним издевались, становясь перед Ним на колени со словами: "Се, царь иудейский!" Ему завязывали глаза, а затем били, восклицая: "Прореки, кто ударил Тебя?" Всё это постигло Его. И, облечённый в человеческую природу, Он всё это перенёс, потому что Он отказался от Своего божественного "Я" и смирил Себя. Предлагал ли Ему дьявол, по вашему мнению, разогнать всю эту глумящуюся толпу черни? Предлагал ли он ему проявить хоть один раз Свою божественность, и смести с лица земли всё это нечестивое множество народа? Сатана был всегда рядом для того, чтобы внушать Ему все эти соблазны. Как же Он поступал? Он остался беззащитным как Агнец Божий. Не было никакого проявления божественного "я", никакого признака этой божественности. Перед глумящейся толпой стоял обычный человек, доверяя Богу всё, что с Ним происходило. Он сказал Пилату: "Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше." Это и есть вера Иисуса. Вот что имеется ввиду в пророчестве, когда мы читаем: "Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божьи и веру Иисуса". Нам предлагается эта же божественная вера Иисуса, которая приходит к нам с даром ума Христова, который Он даёт нам. Этот ум, который Он дарует мне, будет проявляться во мне посредством такой же веры, которая проявлялась и в Нём. Таким образом мы и соблюдаем веру Иисуса. Итак, мы видим Иисуса, который смирял Себя, сдерживая проявления Своего праведного "я", отказываясь позволить этому "я" проявиться даже посреди самых жестоких и плачевных обстоятельств, - и Дух Пророчества говорит нам о том, что испытания, постигшие Его в вечер Его предательства, были самыми тяжкими испытаниями, которые только человеческая природа может вынести, самые тяжкие искушения, которым только человеческая природа может быть подвержена, но Он, сдерживая Своё божественное "я", подчинил человеческую природу всем этим испытаниям и выстоял в них, и всё это совершилось силой Отца, который сохранил Его от греха. И теперь посредством этого подвига Он дарует нам тот же божественный ум, ту же божественную силу, чтобы мы, перенося насмешки, перенося побои, удары в лицо, когда на нас будут плевать, когда нас будут преследовать, как преследовали и Его, - чтобы этот божественный ум, который пребывал в Нём, пребывал и в нас, и сохранил нас от проявления нашего собственного "я", нашего греховного "я", чтобы мы возложили свои заботы на Бога. И тогда Отец будет хранить нас в Нём, как и тогда Он хранил нас в Нём. Вот в чём наша победа. Вот как Он разрушил в нас вражду. Эта вражда, будучи упразднена в Нём, была также упразднена и в нас. Слава Господу! Я прочитаю отрывок из "Духа Пророчества", который поможет нам понять эту тему. Сперва зачитаю из статьи, опубликованной в журнале "Ревью энд Геральд" 5 июля 1887 года. Этот отрывок настолько замечательный, что я зачитаю несколько абзацев из него, чтобы они вошли в бюллетень этого урока, и чтобы все могли иметь к ним доступ, и чтобы все могли быть уверенными в том, что все шаги, нами предпринятые в данном исследовании, были сделаны совершенно правильно. "Апостол желает отвлечь наше внимание от себя и привлечь его к Автору нашего спасения. Он представляет нам две природы Спасителя: человеческую и божественную. Его божественную природу характеризуют следующие слова: "Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу..." Он был "сиянием славы Божьей, и образом ипостаси Его". О Его человеческой природе сказано следующее: "сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти..." Он добровольно принял человеческую природу. Это было сделано Им самим, по Его решению. Он облёк Свою божественность человеческой природой. Он всё это время был Богом, но не проявлял Себя как Бог. Он сокрыл все проявления Божества, которые вызывали почтение и восхищение в Божьей вселенной. Он был Богом, живя на земле, но Он лишил Себя атрибутов Божества, и вместо них принял атрибуты и свойства человека. Он ходил по земле как человек. Ради нас Он таким образом «обнищал, чтобы мы обогатились Его нищетой». Он отложил в сторону Свою славу и величие. Он был Богом, но он лишился на время славы и атрибутов Бога. Хотя Он ходил среди людей и жил в такой же бедности и лишениях, распространяя Свои благословения везде, где бы Он ни был, однако по Его слову легионы ангелов окружили бы их Искупителя и склонились бы перед ним в почтении и поклонении." Когда Пётр, во время предательства Христа, стал оказывать сопротивление, взяв меч, и отрубил ухо рабу первосвященника, Иисус сказал: "Положи свой меч обратно. Разве ты не знаешь, что я мог бы сейчас же призвать двенадцать легионов ангелов?" Читаю дальше. "Однако Он ходил по земле неузнанный, непризнанный Своим творением, за исключением нескольких случаев. Его чаще окружала атмосфера, пропитанная скорее грехом и проклятиями, чем гимнами славы и поклонения. Его доля представляла собой нищету и унижение. Когда Он ходил повсюду, исполняя Свою миссию милости, облегчая страдания больных, поддерживая угнетённых, редкие голоса благословляли Его. Великие авторитеты Его народа отвергли Его, даже не удостоив Его своим вниманием. Сравните это с тем обилием славы, с теми многочисленными песнями хвалы, которые пелись бессмертными устами, с теми миллионами мощнейших голосов в Божьей вселенной, которые сливались в гимнах поклонения Ему. Но Он смирил Себя, и принял на себя человеческую природу. Как один из членов семьи Божьей, он стал смертным, но как Бог Он продолжал быть Источником жизни для всего мира. Он мог, силой своей божественной личности, навсегда противостать приближению смерти, и отказаться отправиться в её власть, но Он добровольно отдал Свою жизнь, чтобы таким образом Он мог принести нам жизнь, свет и бессмертие. Он понёс грехи мира и полностью принял на Себя это возмездие, которое было подобно горе, свалившейся на Его божественную душу. Он отдал Свою жизнь в жертву, чтобы человек мог жить вечно. Он умер, не будучи принуждаем умирать, но по выбору Своей собственной свободной воли." Это и есть самоотречение. Это и есть "самоопустошение". Читаю дальше. "Это и было смирением. Все сокровища небес были излиты в одном даре, чтобы спасти падшего человека. Он принёс в Свою человеческую природу все жизнедающие силы, в которых только люди нуждаются, и которые люди должны принять." И это самоотречение Он привносит также в мою и в вашу природу, по нашему выбору, Духом Божьим, даруя нам Своё божественное присутствие, и освобождая нас от нашего "я", чтобы таким образом Бог мог проявиться в нас вместо нашего "я". Читаю дальше: "Удивительное сочетание человека и Бога! Он мог бы помочь Своей человеческой природе устоять перед болью и мучением, излив на Себя Самого из Своей божественной природы жизнь и исцеление. Но Он смирил Себя, ограничив Себя только человеческой природой. Он сделал это для того, чтобы было исполнено Писание. И этот план был выполнен Сыном Божьим, знающим все ступени Своего смирения, которые Ему необходимо было пройти, все ступени, необходимые для искупления грехов осуждённого, стенающего мира. Каким же удивительным было это смирение! Он изумило даже ангелов. Никакой язык не в состоянии полностью описать его глубину, никакой полёт воображения не может представить себе его." Конец цитаты. Однако мы можем воспользоваться этим благословением, и получать все эти преимущества на протяжении всей вечности, а Бог даст нам эту вечность, чтобы мы могли познавать то, что не познали здесь на земле. "Вечное Слово согласилось стать плотью. Бог стал человеком." Он стал человеком. А кто я? - Я человек. Кто вы? - Вы тоже человек. Он стал нами, и Бог с Ним является Богом с нами. "Но Он уничижил Себя ещё больше". Неужели Он смирил Себя ещё больше? - Да. "Человек, - то есть Христос, - "должен смирить себя как человек". По той причине, что нам необходимо отречься от себя, Он не только смирил Себя как Бог, но когда Он стал человеком, Он смирил Себя как человек, чтобы мы могли смириться перед Богом. Он отрёкся от Себя как Бог, стал человеком, а затем как человек смирил Себя, чтобы мы также могли смирить себя. И всё это для нашего спасения! Вот где сокрыто наше спасение! Неужели мы не примем это спасение, и не станем радоваться ему день и ночь, и не будем всегда благодарными христианами? Продолжаю читать: Но Он опустился ещё ниже. Этот Человек должен был смирить себя ещё и как человек, чтобы переносить оскорбления, упрёки, позорные обвинения, и насилие. Он не мог найти на Своей собственной, им созданной земле, безопасного места, "чтобы преклонить голову". Он должен был переходить с места на место, чтобы выжить. Он был предан одним из Своих учеников. Он был отвергнут одним из Своих самых ревностных последователей. Он был осмеян, Он был венчан терновым венцом. Он был побиваем. Он был принуждён нести бремя Своего креста. Он не был нечувствительным к этой ненависти и презрению. Он смирился, но Он чувствовал всю горечь этого обращения так, как не может этого чувствовать ни одно человеческое существо! Он был чистым, святым, неосквернённым, и всё же переживал обращение, которого заслуживает преступник. Обожаемый Искупитель снизошёл на эту землю, оставив высочайшие почести. Шаг за шагом Он смирил Себя даже до смерти, и до какой смерти! Это была самая позорная, самая жестокая смерть, смерть на кресте, которой умирали самые отъявленные преступники. Он умер не как герой в глазах этого мира, награждённый почестями, как умирают люди на войне. Он умер осуждённым преступником, подвешенный между небом и землёй, - умер медленной смертью позора, среди поношений и издевательств толпы, состоящей из низкой развращённой черни. "Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою." (Пс.21:8) Он был причислен к преступникам, и Его родственники по плоти отреклись от Него. Его мать смотрела за Его унижением, и Он был вынужден видеть, как "меч пройдёт через её сердце". Он "претерпел крест, пренебрегши посрамление..." Он не посчитался с этой ценой, сравнивая её с результатами, ради которых Он страдал. Он страдал не только ради этого крохотного мира, но и ради всей вселенной, ради каждого мира, который Бог создал. Христос должен был умереть в качестве Заместителя человека. Человек находился под приговором преступления закона Божьего, будучи преступником, предателем и бунтовщиком. Поэтому заместитель человека должен был умереть как преступник, поскольку Он занял место преступников и предателей, приняв в свою божественную душу бремя всех их грехов, которыми они так дорожат. Умереть только для того, чтобы удовлетворить требования нарушенного закона, было недостаточно. Иисус умер позорной смертью. Пророк оставил в этом мире Его слова: "Я... лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания." (Ис.50:6) Осознавая это, может ли какой-то человек хоть немного позволить себе самовозвышение? Когда мы прослеживаем жизненный путь, путь унижения и страданий Иисуса Христа, можем ли мы возвышать свои гордые головы, как будто мы не заслуживаем ни унижения, ни позора, ни испытаний? Я обращаюсь к последователям Христа. Взгляните на Голгофу, и покраснейте от стыда за свои самонадеянные замыслы. Всё это унижение, постигшее Величие небес, было принято за виновных, приговорённых людей. Он опускался всё ниже и ниже в Своём уничижении, опускался до тех пор, пока уже не осталось той глубины, на которую Он ещё не опускался для того, чтобы достигнуть падшего человека и возвысить его от его морального осквернения." Конец цитаты. Насколько же низко мы в таком случае опустились, если для того, чтобы возвысить нас от морального осквернения, Он должен был шаг за шагом опускаться всё ниже и ниже до тех пор, пока не оказался в самом низу? Подумайте об этом, и представьте себе, как низко мы пали, на какой глубине мы были! Всё это было сделано для вас, кто стремится к превосходству, кто стремится к человеческой похвале, к человеческому возвышению, для вас, кто боится, что не получит всей славы, которой заслуживает, что не получит всего того почтения, которого желает получить от умов человеческих, которое мы считаем своим по праву! Похоже ли это на Христа? Читаю дальше: "В вас должен быть тот же ум, что и во Христе Иисусе. Он умер, чтобы совершить искупление, и чтобы стать образцом для каждого, кто желает быть Его последователем. Неужели после этого какая-то эгоистичность завладеет вашим сердцем? Неужели ваши заслуги должны превозносить те, кто не осознаёт и не имеет перед своими глазами Иисуса как образец смирения? Вы не имеете никаких заслуг, кроме как заслуг, вменённых вам через Иисуса Христа. Неужели гордость будет иметь поддержку в наших сердцах после того, как мы видели Божество, смирившее Себя, став человеком, а затем уничижившее Себя ещё и как человек, продолжая Свой путь смирения до такой глубины, до которой только и может человек опуститься? Изумляйтесь, небеса, удивляйтесь, обитатели земли, от того, что наш Господь принял взамен на Свою любовь. Какое презрение, какая злобность, какой формализм, какая гордость, какие усилия в самовозвышении и самопрославлении могут быть оправданы, когда Господь славы смирил Себя, пережил агонию возмездия за грех, и умер позорной смертью на кресте за нас? Кто оценит и примет для себя урок смирения и уничижения, который преподан нам этим божественным Образцом? Кто искренне желает освободиться от своего "я"? Кто берёт свой крест и следует за Иисусом? Кто вступил в борьбу с самодовольством? Кто решился на то, чтобы направить всю свою энергию на то, чтобы победить сатанинскую зависть, ревность, злые подозрения, похоть? Кто решился взяться за работу очищения храма своей души от всякого осквернения? Кто решился открыть дверь своего сердца для того, чтобы Иисус вошёл в него? О, если бы эти слова возымели своё действие на наши умы, чтобы все, читающие их, могли развивать благодать смирения, расти в самоотречении, становиться более расположенными ценить других больше себя, имея ум и Дух Христов, чтобы носить бремена друг друга! О, если бы эти качества были глубоко запечатлены в наших сердцах, когда мы созерцаем великое смирение и унижение, для которого Сын Божий сошёл с небес, чтобы мы могли стать причастниками Его божественной природы!" Конец цитаты. А сейчас я прочитаю несколько строк со страниц обновлённой книги "Жизнь Христа": "Для того, чтобы совершить великую работу искупления, наш Искупитель должен был занять место падшего человека. Обременённый грехами этого мира, Он должен был пройти тем же путём, на котором преткнулся Адам. Он должен был одержать победу там, где потерпел поражение Адам, и пройти испытание такого же характера, но бесконечно более суровое испытание, чем то, которое Адам не прошёл. Человеку невозможно полностью понять силу тех искушений, которые сатана обрушил на Спасителя. Каждый злой соблазн, который человек находит чрезвычайно тяжким, чтобы ему сопротивляться, действовал на Сына Божьего в такой великой степени, в какой Его характер превосходит характер падшего человека. Когда Адам был подвержен влиянию искусителя, он не имел ни одной греховной черты в своём характере. Он стоял перед Богом во всей своей силе совершенного человека, все его органы и способности его существа были полностью развиты и гармонично сбалансированы; Он был окружён красотой и величием, и ежедневно общался со святыми ангелами. Какой контраст с этим совершенным существом представляет собой Второй Адам, когда он вошёл в пустыню для битвы с сатаной! В течение четырёх тысяч лет человечество деградировало физически и во всех других отношениях, становилось всё менее благочестивым в моральном смысле, и для того, чтобы возвысить падших людей, Христос должен был достичь их там, где они находились. Он принял человеческую природу, принял немощи и вырождение человечества. Он смирил Себя, достигнув самой глубины человеческого горя, чтобы Он мог сочувствовать человеку и спасти его от пропасти деградации, в которую грех погрузил его. "Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания." (Евр.2:10) "и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного" (Евр.5:9) "Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь." (Евр.2:17,18) "Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха." (Евр.4:15) Христос однажды сказал о Себе: "идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего." (Иоан.14:30) Сатана часто находит в человеческих сердцах нечто, что он может использовать как точку опоры. Этой точкой опоры является некое лелеемое греховное желание, посредством которого искушения сатаны обретают свою силу. Но в Сыне Божьем он не мог найти ничего, что могло бы дать ему возможность одержать победу. Иисус никогда не уступал греху. Ни одной мыслью Он не дал возможности сатане обрести силу в своих искушениях. Всё же о Христе написано, что Он был искушён во всём подобно нам. Многие считают, что природа Христа делала невозможным для сатанинских искушений победить или ослабить Его. Но в таком случае Христос не мог бы занять место Адама и пройти по тому пути, на котором Адам споткнулся и упал; Он бы не смог тогда одержать такую победу, которую Адам не смог одержать. До тех пор, пока Он не вошёл бы в такое же испытывающее положение, в котором оказался Адам, он не смог бы искупить падение Адама. Христос принял человеческую природу со всеми её склонностями. Он принял природу человека с возможностью уступить искушениям, и Он полагался на Божественную силу, которая могла сохранить Его от падения. Этот союз божественного с человеческим является одной из самых таинственных, а также самых драгоценных истин плана искупления. Об этом союзе говорит апостол Павел, когда пишет: "И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1Тим.3:16). В то время, как ограниченному уму невозможно полностью понять эту великую истину, или осознать в полной мере её значение, мы можем извлечь из неё жизненно важные уроки для нашей борьбы с искушениями. Христос пришёл в этот мир для того, чтобы дать человечеству божественную силу, чтобы сделать человека причастником божеского естества." Конец цитаты. Как вы видите, мы всё время стояли на твёрдом основании, и когда речь идёт о том, что Он принял нашу плоть, но всё же не был причастником наших страстей, то это совершенно верно, правильно и точно, потому что Его божественный ум никогда не уступал искушению. И этот же ум даёт нам Дух Святой, который посылается нам "просто и без упрёков". "Мы знаем, что Сын Божий пришёл и дал нам ... разум (точнее "ум")"; "...мы имеем ум Христов". "В вас должен быть тот же ум, который был также и во Христе Иисусе."
|